Я, помнится, уже пытался однажды сформулировать, на какие форматы делятся игры про убиение человеков посредством членовредительства и прочих ужасов войны. Объять необъятное, так сказать. В ходе оживленной дискуссии стало ясно, что нужно все проще, доступнее и понятнее излагать. Итак, дубль два:
Настолка может моделировать двумя способами: или процесс. Или его результат. Совмещение очень сложно, ибо заниматься микроменеджментом, параллельно решая дифференциальные уравнения и рисуя дерево решений и получать от этого удовольствие - не всякому дано. "Нам бы кубики покидать, да фигурки подвигать"(С)
Итак, скирмиш. Это может быть как ролевая партия (откуда уши-то и растут - "Chainmail"), так и классическая дружина с варлордом. То есть акцент на вооружении-снаряжении, опытности и отработке рукопашных приемов, бегая вокруг сторожки лесника. D&D`шная "Кольчужка" как прародитель жанра давно сгинула, но по другую сторону Атлантики Рик Пристли и Ко сваяли в 80х WFB, потом в 2001м LotR. Сейчас это все вылилось в тотальное переписывание и без того умопомрачительно нагроможденных правил... ну и действительно - зачем? Чтобы продавать миниатюрки.
А ведь фирм, производящих исторические миниатюры, на этот "всеохватный сеттинг" в сотни раз больше, чем фантастических.
Гораздо честнее поступили "Мушкеты и Томагавки" (студия, родившая одноименный скирмиш и САГУ). В игре SAGA нет стольких вкусных и заманчивых "игровых ползунков" и микроменеджмента, как в WFB, но она честнее и полезнее.
Там нет магии, но есть волшебные кубы приказов (хрен редьки не слаще) и расчитана Сага на неискушенных (казуалов), которым не хочется читать все 15 Книг Армий ФБ и многостраничный FAQ к ним (иначе оппонент напырит). Все честно, все то же самое - пляска мечей и копий, рубка... а про викингов, англо-данов и ребят Уильяма Бастарда можно в любой книжке исторической прочитать, классика!
Но есть такой формат, что уже не сто фигур на поле - а небольшие (до 5000 или даже 10000 человеков, не фигурков) рати. Тут уже появляются отряды, отрядные подставки, DBA и, простите, Impetus и Comitatus. То есть все на месте и по-прежнему: вожди, их поединки, дружины, их моральное состояние от пофигизма до невроза - но добавляется инициатива и командование. Там уже не десятки,а сотни людей и этими боевыми массами нужно управлять, они приходят в расстройство и беспорядок.
Например, Крестовые походы:
Дизайнеры заботятся о том, чтобы эти кучки фигур смотрелись правдоподобно и при этом "покупной билет" в варгейм не стал неподъемным. 100-200 фигур для 28мм, в два-три раза больше для 15мм.
А на самом деле - все это плоское, двумерное, как и ФБ, разве что за сторожкой или холмом можно спрятать башибузуков от стрел. В этом формате число игр достигло уже фантастических масштабов, начиная с середины 90х годов. Но количество, увы, не всегда переходит в качество.
Как пример грамотного подхода могу привести лишь Оспреевский "Field of Glory". Там уже меньше про процесс и больше про результат, математически просто и изящно. С одной стороны, это эргономично и компактно до гениальности про моделирование боя (листы армий за 5000 лет, шутка ли!), с другой - там очень приятный геймплей, адиктивный. Но нужно думать и читать источники, поэтому в России игра не прижилась.
Врзможно, я посвящу FoG`у отдельный обзор. Это на удивление "взрослая и серьезная" игра с возможностью проводить турниры для школьников. Аналогов на рынке почти нет, потому что все приличные авторы правил трудятся на боксы, гексы, GMT, MMP, CoE и "махровых варгеймеров с пинцетами".
Важно понять, что настольное пришество с правильно приготовленными...ээээ покрашенными фигурками - это очень дорогой по времени и трудозатратам процесс:
Но, если честно, за красивым фасадом может скрываться не интересное моделирование, а какой-нибудь клон Warhammer Historical. Обычные блоки из миниатюр, пофигурщина, стрельба не из луков, а прямо из баллистических ракет, если судить по дальности и прочие ляпы.
Что делать? Есть третий формат. Там не такие помпезные декорации, но тем не менее... Я про Polemos Берри и его 6мм фигурки и про Lost Batlles Сабина.
...там нет процесса - есть типы, подтипы войск, характеристики командования..и решения. Осознанные решения, о которых так тепло и хорошо отзывался в одном своем интервью Сид Мейер. Там неважно, что на самом деле вытворяют ваши подопечные, чем тыкают друг в друга - важно, если ли у вас план битвы и что с ним произойдет. Разлетится с треском или выполнится аки скрижаль каменная. Или же путем импровизации и находок вы найдете выход из тупика.
Вобщем, от Спартака через Крестовые походы мы доскакали до масштабов Наполеона и "Битвы народов", никак не меньше. При этом, "промежуточный" формат, если заморачиваться, красив, но безумно хлопотен и малореалистичен (ибо это все-таки игра!). Зато на макромасштабе мы имеем и реалистичные - и играбельные модели, ибо воссоздание эпических сражений не всякому автору по плечу и нужен очень большой опыт и отбор, чтобы модель была и детализированной - и работала. И этот формат мне сейчас (когда за плечами 20 лет скирмишей да Крестовых походов) нравится более всего.
Я его называю "Канны на табуретке". Очень затягивает. Можно фишками, благо 6 х 3 см, можно 6мм фигурками.
Фигурки мне как-то ближе и родней.
Видимо, лавры Цезаря не дают покоя =)
Спасибо за внимание - и оставляйте вопросы, с удовольствием поясню и объясню, что имел в виду, ибо не всегда автору удается с ходу подловить мысль - хотя я стараюсь :)
Давно хотел спросить - не пробовали сводить на одном поле 6 мм римлян и каких-нибудь гидр из WFB?
А смысл?
Есть занятный пересказ Тита Ливия, о том, как Атилий Регул бился в Африке с гигантской змеёй и потерял при этом много солдат.
Подставка 6мм римлян - это когорта, как минимум. То есть условный фронт в 60-80м. Даже если 60м, то я сильно сомневаюсь, что существовали динозавры высотой 180м даже где-нибудь в океане. А в 15мм какая-нибудь змеючка... хотя я даже не представляю ни ее, ни алгоритма подобного сражения.