В основном я прохожу мимо почти всех статей «в рамках рекламной кампании», разве что эта игра у меня есть, она мне нравится, наиграно много партий и мне интересно почитать другие мнения (и согласиться или не согласиться с ними). Так я запоем читал статьи по «Покорению Марса», пробежал глазами первую статью по Марко Поло и сорвался на второй. Иными словами – мне нравится эта игра, я готов её рекомендовать, но мне не нравится, как её рекомендуют другие. После эпических баталий в карточке игры и анонсе, а также последней статьи, решил написать своё мнение, которое не участвует ни в каких конкурсах и не имеет никакого отношения к КГ.
Что такое Марко Поло? Новичкам я объясняю это как помесь Кингсбурга и Каменного века с постепенным увеличением числа доступных действий (привет, Уве). Про Тикет ту райд не говорю сознательно, позже объясню почему. После этого правила объясняются за несколько минут: для передвижения тратим 2 куба здесь и доплачиваем, кто двигался последним – становится первым игроком; в верблюдах сила – за них покупаем чёрные кубы (1 в раунд), перебрасываем кубы или вертим их (задорого); можно взять сразу 2 контракта за 1 куб; поменять кубы на 3 монеты за каждый можно без действия; за занятое действие платишь согласно значению меньшего куба; два раза одно и то же действие выполнить можно, только если использовать чёрные (и/или белый) кубы; если один и тот же город указан на обеих картах маршрутов, то и очки получишь максимум за 3 посещённых города. Плюс свойства персонажей и финальный подсчёт очков. Всё, можно играть, вопросы ещё появляются в процессе, но немного, и они не мешают играть.
Начало партии выглядит примерно так:
Подготавливается поле, открываются доступные для драфта персонажи, раздаются карты маршрутов – и следующие 10-15 минут тишина: все скрипят мозгами, пытаясь прикинуть, какие персонажи до них дойдут, как можно использовать вышедшие карты городов, на что лучше делать упор и как к этому всему добавить очки за маршруты. Да, основную стратегию придумываешь ещё до того, как выбрать персонажа. В этом есть свой недостаток – партию можно слить ещё до её начала, но узнаешь об этом только после подсчёта очков :) С одной стороны ты всё реализовал, что задумал, но с другой – не сделал всего возможного, чтобы не дать реализовать стратегию противнику (каждый считает свою стратегию наиболее выигрышной, а потому, даже если в середине партии просчитал противника, не обязательно будешь её основательно контрить). Несколько раз так проигрывал с отрывом в 1-2 очка или по тайбрейку, после чего начинались самокопания с поиском моментов, где можно было дополнительно подрезать противника.
Как мы получаем победные очки?
С карт маршрутов много не соберёшь, если очень повезёт, то процентов до 30 от твоего финального счёта, и этого может не хватить для победы. Это происходит потому, что в погоне за выполнение маршрутов можно прошляпить другие, более выгодные возможности получения ПО. Знакомые с TtR стремятся выполнить маршруты любой ценой, потому при объяснении правил желательно объяснить, что тут это обычно незначительный побочный доход ПО.
С карт контрактов в первых партиях получается больше всего очков (примерно около 60%). Самый очевидный способ получения ПО, который затмевает новичкам остальные возможности. С опытом процент ПО от контрактов снижается, а финальный счёт – увеличивается. Сюда же запишем бонус в 7ПО за максимум выполненных контрактов.
Пекин – если есть возможность прийти туда первым или вторым, то оно того стоит. Возможность получить за 2 ресурса 1 ПО мало влияет на итоговый счёт – если ты хорошо всё рассчитал, то партию заканчиваешь без ресурсов совсем, с одними верблюдами, если хуже – 1-2 ПО особой роли не сыграют.
Очки за выставление всех своих «торговых точек» - в первой партии их смело можно не учитывать, так как научиться эффективно передвигаться по карте можно не раньше середины первой партии, а ещё должны выйти карты для получения денег или движения. Да и в следующих партиях никто особо не рвётся за потенциальными 10 очками – много всякого должно сойтись, чтобы игра стоила свеч.
Очки за бонус провинции: 3 очка в раунд, это кажется немного, но если провинция выложена где-то рядом, и занять её в первом раунде, то +15 очков очень хорошее подспорье, иногда это больше, чем дадут карты маршрутов :)
И карты городов. В колоде карт значительно больше, чем мест под них, и в каждой партии поле будет разным. Карты, дающие ПО, могут не выйти вообще, а могут выйти сразу в соседних со стартом городах. Максимум ПО, которые может дать карта за 1 действие – 24ПО. На моей памяти больше 20 никто не выжимал (средний счёт в конце у нас обычно 60-80 очков). Хорошо построенная стратегия (если вышли нужные карты) позволяет получать с карт очков не меньше, чем с контрактов. Например, есть карта, позволяющая купить золото за 2 монеты (максимум 6шт), и есть карты, позволяющие добавить к каждому слитку верблюда, чтобы получить за каждую связку слиток + верблюд по 6 монет и 2 ПО (максимум 36 монет и 12 ПО) или по 4 ПО (максимум 24ПО). Возможности получать ПО с карт не такие очевидные, как прокладывать маршрут и занимать нужные города - тоже становится понятно не сразу, зато с каждой партией игра раскрывается всё больше.
Пройдёмся по доступным действиям:
До своего первого действия, начиная со второго раунда, желательно купить чёрный куб за верблюдов.
1 любой куб за 5 монет – целое действие тратить дорого, выбирается, только если есть ненужный куб или очень-очень нужны деньги.
Помощь хана (1 ресурс и 2 верблюда) – если в игре есть «вертящий кубы», то нужно успеть до его хода. Если нет – выбрать куб с высоким значением, который тебе в этом раунде не нужен, и сделай остальным головную боль, особенно если ты торговец или тебя и так не любят. К хану очередь выстраивается каждый раунд, очень полезное место.
Рынок – меняем кубы на ресурсы или верблюдов. В первую очередь – верблюдов. Лучшее место для использования шестёрки, имхо (если до тебя место не заняли, или ты играешь за персонажа, который не платит штраф за использование занятого действия). Да, с верблюдами торговец сидит почти всегда, а вот остальные ресурсы игроки ему дарят боле сдержанно.
Добор контрактов – необходимое действие, а ещё за него можно получить верблюдов! Обычно выполняется после того, как выполнил оба возможных контракта. Но иногда жертвуешь один невыполненный, если в начале раунда пришли контракты, дающие движение / чёрный кубик / много очков за ресурсы, которые у тебя уже есть.
Движение – самое недооцениваемое новичками действие. Во-первых, кто двигается последним, тот забирает маркер первого игрока. Во-вторых, основная цель этого действия – это не добраться в Пекин, не занять провинцию, чтобы получать каждый раунд немного халявы, не получить 10ПО в конце игры за все выставленные «киоски», и даже не выполнить карты маршрутов (как думают некоторые новички). Основная цель – занять наиболее выгодные города открыв себе дополнительные действия, а затем умудряться не отдавать жетон первого игрока, чтобы успевать ими пользоваться. Остальное – побочные эффекты. Так как ты двигаешься каждый ход хотя бы в соседнюю клетку (чаще – дальше, а то и не 1 раз), то вполне успеваешь и попутно занять провинции, и частично выполнить карты маршрутов, может, даже какие-то ПО в Пекине получить. Все киоски выставить обычному персонажу сложно. Обычно оно того не стоит, и не нужно к этому стремиться.
Остальные действия – это карты. Их выходит 9 штук на партию, 3 из них лежат в одном городе на Суматре, и порой это много более лакомая локация, чем Пекин. Грамотное использование карт – ключ к эффективному использованию кубов. Выполнив действие с карты вы блокируете её до конца раунда – туда уже никто свой куб не поставит.
Теперь о персонажах, которые «ограничивают свободу действий». Это неправда. Каждый персонаж хорош по-своему. Ценность каждого персонажа меняется от партии к партии – всё зависит от вышедших карт. Если вышло много карт, дающих ресурсы – торговца лучше не брать совсем. Если есть карта, дающая много денег или движения, – есть смысл взять кого-нибудь из «бегунов» и застолбить эту карту. «Универсальные» персонажи (возможность не платить за выставление кубов на занятое действие, выбор грани кубика при выставлении, бесплатный контракт и белый кубик) – часто зависят от действий других игроков и их польза и стратегия за них значительно отличаются от партии к партии. За 20+ партий разным составом выигрывал каждым персонажем (кроме самого Марко Поло с отцом – этим персонажем проиграл по тайбрейку), но выигрывал далеко не всегда. При игре полным составом «поломанный» торговец сидит на бобах (но с верблюдами), так как он получает дополнительные ресурсы только с общего рынка, а игроки предпочитают получать ресурсы с карт, у хана, с провинций или других контрактов. При игре меньшим составом ситуация изменяется незначительно, в сторону меньшей конфликтности. Баланс в игре есть, персонажей из дополнения до сих пор не опробовал, про них пока сказать не могу.
Несколько слов о взаимодействии. Это игра не для тех, кто любит сидеть в своём огороде, нужно постоянно следить за всеми противниками, прикидывать их планы на раунд и на игру, стараться занять на общем поле необходимые всем локации, чтобы вынудить противников платить. Если есть киоск во «вкусном» городе, и этот киоск в нём не единственный – нужно искать возможность не отдавать маркер первого игрока, или хотя бы ходить раньше конкурента. Если противник целит на кучу очков за обмен ресурсов в каком-то городе - можно воспользоваться этим городом самому, пусть и не так эффективно. Способности выбранного персонажа использовать удаётся не всегда и не каждый раунд, например - использовать «караванщика», чтобы пораньше телепортироваться на Суматру с 3 картами, и просидеть на ней почти до конца игры :) Чем больше участников - тем теснее на поле. В дуэли обычно первые три раунда конкуренция за города почти не чувствуется, основное противостояние идёт на общих действиях.
И попробую ответить, кому этот Марко Поло нужен. Мне, и у меня он есть вместе с допом :) Игра с несложными правилами и огромной реиграбельностью. Партия (опять же – с опытом), после стартового десятиминутного провисания занимает около часа (если нет противников с жутким параличом анализа) – после Марко Поло можно сыграть за вечер ещё не в одну игру. На главное блюдо вечера не тянет – ближе к семейке чем к гиковской игре. Отлично садить за неё подготовленных новичков: контролируешь их в первом раунде, подсказывая и объясняя, а потом ещё проверяешь финальный подсчёт очков. Да, можно посадить за игру и неподготовленного новичка, если у него аналитический склад ума. И если объяснить примерно, как и за что получаются основные победные очки (в первой партии новички мало используют карты на поле). Гикам игра может показаться слишком простой. В подарок новичку игра не годится. Неправильный выбор стратегии может привести к тому, что три игрока идут практически по одному маршруту, жёстко конкурируя, а четвёртый – пользуется всеми городами без конфликтов. Атмосфера в игре почти как в Сахаре, хотя привязка к теме и прослеживается.
«Ещё одно хорошее евро на кубиках»
В моей коллекции она является переходным звеном от Кингсбурга к Alien Frontiers. Замки Бургундии – достаточно отличаются, чтобы их не сравнивать, а играть в обе игры в один вечер в любом порядке :)
Знаете, аналогичные мысли у меня были,когда вся тесера была завалена Серпом.
Меня Серп ещё во время кампании на Кикстартере не заинтересовал, потому на Тесере почти прошёл мимо, только #серпгейтвей ухватил :)
Меня в принципе кампании на кикстартере не интересуют, ибо большая часть всего выходящего оттуда в мире настолок, имхо, сырой продукт и халтура.
"Что такое Марко Поло? Новичкам я объясняю это как помесь Кингсбурга и Каменного века с постепенным увеличением числа доступных действий (привет, Уве). Про Тикет ту райд не говорю сознательно..."
У ваших новичков, наверное, "срывает крышу" от таких объяснений. Либо у них стаж 3+ лет.
Не срывает, если они играли перед этим хотя бы в Кингсбург :) А вообще, это какая-то нездоровая тенденция - недооценивать умственные способности новичков. Каюсь, сам таким долго грешил, долго держал на филерах, прежде чем сделать шаг в сторону семеек и дальше - на усложнение процесса. Да, в первой партии новички будут делать неоптимальные ходы, утрясать в голове правила, но уже во второй партии начинают разрабатывать стратегию, что-то планировать. Главное - чтобы первая партия прошла интересно, а это зависит от "ведущего". Во время игры с новичками в любую игру я комментирую каждое и своё, и их действие, какие-то шутливые комментарии, чтобы с игрой связывались позитивные эмоции не зависимо от результата. Студента можно посадить с ходу в семейку средней сложности, и он в ней разберётся. Сейчас я к компаниям новичков подсаживаю детей 10-12 лет - и дети тоже нормально осмысленно играют. Да, слабее, но им нравится. Если ребёнок играет в игру уже не первый раз, то вполне может обыграть более взрослого новичка, после чего более взрослый жаждет реванша :)
+1
Мощное устоявшееся клише - новичок = дегенерат, только-только научившийся держать головушку, и если неосторожно показать ему что-то сложнее Свинтуса-Манчкина-Диксита - сломает шею нахрен.
Не отрицаю, есть и такие, которым Свинтус ложен, но это свойство конкретного человека в целом, а не новичка.
Я своих многих друзей не церемонясь сувал в самые обычные игры, больше заботясь что б тема\процесс подходили к интересам, нежели сложность, хардкорность и т.п. Кто-то в УА нырял с места, кто-то в батлор, одного даже в TI усадил. Ему правда не понравилось, но не потому что бедненький, ниасилил, а просто не пошла игра. В процесс он как раз въехал вполне бодро, хоть и в первый раз играл во что-то отличное от шахмат.
Вообще претензия правильная, и дело не в дегенератах, а именно в странном объяснении. Или в неправильном понимании слова Новичек. Вот так приходит он в магазин, и спрашивает - а на что похожа эта игра? Продавец отвечает вы новичек? В первый раз покупаете игру сложнее мафии? Ну - это как кингсбург с каменным веком. Да. Игра 15 года - как смесь игр 7 и 8 годов. Ну а чё, по сумме так и выходит. Все-таки классика, все новички должны знать их, как шахматы и домино.
У меня не магазин, а клуб, своих новичков я знаю, статью писал для Тесеры,аудитория которой знает игры. И никому не навязываю мысль, что так проще всего объяснять правила. Да и в магазине консультант должен спросить, во что вы играли, перед тем как что-то говорить про игру.
В чем она правильная?
Здесь идет речь о том, что топикстартер так объясняет в магазине какому-то мимокрокодилу с улицы?
Нет?
Тогда такое обоснование "правильности" попросту высосано из пальца.
Здесь речь не о том, что новичок не осилит УА или TI, а о том, что человек, знающий что такое Кинсбург, Каменный век и Тикет ту райд, плюс знающий, кто такой Уве - уже не новичок...
Стоило построить фразу примерно так: "Что такое Марко Поло? Тем кто не вкурсе, я объясняю это как помесь Кингсбурга и Каменного века с постепенным увеличением числа доступных действий (привет, Уве). Про Тикет ту райд не говорю сознательно.", и тогда не возникало бы кривотолков.
Без знания Hawaii вы так и останетесь новичком...)
Это мой крест... =)
"Новичок" - понятие растяжимое, и пожалуй я могу представить человека, который знает Уве по Агриколе/Каверне (в Каверне Уве уж точно достаточно часто сам мелькает в виде гнома, чтобы запомниться) и игравший в Кингсбург, Каменный век и TtR - в моем понимании это все как раз гейтвеи в отличии от Игры-Которую-Нельзя-Называть-А-То-Начнется-Срач.
Вот называть новичком того, кто поиграл хотя бы в сотню игрулек - это уже спорно. А так - все равно что заявлять "эй, я играл в Каркассон, я уже не нуб!". =_=
Мне сложно определить черту, после которой новичок перестаёт им быть. Возможно, после того, как хотя бы 4 партии в одну среднюю семейку сыграет?
#типичныйновичок (из перспективных) в клубе постоянно хочет пробовать что-то новое. Он играет две партии в Археологию, три - в Кодовые имена и спрашивает: "Давай через неделю сыграем в вон то?" - и тычет за соседний стол с Forbidden Stars, Descent или Новой эрой. Он ищет себя, потому что не знает, что ему нравится. Он знакомится с азами механик в простых играх, отыгрывая в 5-6 разных игр за сессию, из которых дай бог одна будет несложной семейкой уровня Каменного века. И тут за ним нужен постоянный присмотр: определить уровень конфликтности, который игроку нравится, и с которым он согласен играть; механики и тематика, которые нравятся / не нравятся, чтобы через неделю фанатеющего от космоса пацифиста не посадить за Короля Токио.
На майские праздники племянница 8 лет захотела с нами играть в Лордов Глубооководья (приобщал своих родственников к настольным играм), почему бы и нет. В итоге заняла предпоследнее место. В следующей партии заняла второе. А вы говорите студента:)
У меня как-то в голове не возникало через свинтус людей с настольными играми знакомить, так как сам через Замки Бургундии и Forbidden Stars в них попал:)
Пожалуйста, не переводите имена собственные.
Тоже поддержу.
Новичек - не значит олух. Моя первая крупная игра была УА, после я подсадил на нее несколько десятков человек, для коих она так же стала первой настольной игрой. Атмосферность, достаточная вариативность, РПГшность сделали свое дело, и теперь все они без страха и с легкостью осваивают любую крупную и сложную настолку.
А бывает наоборот? Чтобы вроде гик, а одновременно олух?
Вселенная не без этого)
"А вообще, это какая-то нездоровая тенденция - недооценивать умственные способности новичков."
"Мощное устоявшееся клише - новичок = дегенерат, только-только научившийся держать головушку..."
Боюсь, что если вы нашли там какие либо нездоровые тенденции, то причина пригорания кроется не в обсуждении.
Я играл прошлым или даже пазапрошлым летом, уже не помню. Игра совсем не зашла всем игравшим гикам. Анонс вкусный — рэндомное поле, своя фишка, задания. На деле игра здесь: стартовые 5 минут выбора оптимальной локации, с которой качать очки.
И она не между Кингсбургом, а скорее где-то между Стамбулом и Гаваями.
Я, к слову, ожидал увидеть тут холивор на тему "задолбали это евро локализовывать, кому нужен этот Марко Поло". Ан нет, ешё хвалебная статья =)
Нудноватая игра. Играл один раз, второй раз уже за неё бы не сел играть. В игре нет изюминки, не чувствуешь кайфа от игры. Очередное евро без новых решений!
Как будто тут много народу знает о Hawaii)
Про Гаваи не знаю, а вот человека после Стамбула посади играть в Марко Поло, начни говорить ему: вот кубики, это твои "рабочие", их можно выставлять на поле... и получишь остекленевший взгляд и непонимание. Да и от Стамбула совсем другие впечатления, мозг работает на другом уровне.
"На деле игра здесь: стартовые 5 минут выбора локации, с которой качать очки" - смешно. А если не вышло ни одной локации, с которых можно качать очки? Или если они все на Суматре, возле старта нет денежных локаций, а все соперники - те ещё шакалы?
я писал, что игра может не зайти гикам, так как по сложности решений она ближе к семейкам, чем к Новой эре. Но любителям конфликта и контроля соперников при непрямом взаимодействии тут есть где развернуться. Да и "совсем не зашла всем гикам" = тоже не показатель. Я сам гик, бывает не в нужном настроении или компании сядешь за игру (особенно чужую, а хозяин ещё и правила сам плохо объяснять умеет), опробуешь, расплюёшься и забудешь о ней на полгода-год-два, ведь игр много, постоянно новинки появляются. А потом случайно подсядешь к компании, сыграешь - и понимаешь, что в игре что-то есть. Перечитываешь правила, начинаешь что-то анализировать, и через время эта игра появляется в твоей коллекции.
Я люблю семейки, типо Каменного века, Стимпарка, Маленького Мира, Роялс и проч.
Так что теория снова не работает.
Да, я готов быть постоянным поставщиком Хайпа Поло!
"Перечитываешь правила, начинаешь что-то анализировать, и через время эта игра появляется в твоей коллекции." - так обычно про Инновацию говорят. Тревожный признак...
Жуть, да. Инновацию я тоже люблю :) Года полтора назад сильно в неё переиграл и отдал товарищу на хранение, с тех пор состав ячейки сильно поменялся, надо будет неофитов за лето приобщить.
Кстати, "Я люблю семейки, типо Каменного века, Стимпарка, Маленького Мира, Роялс и проч" - это никак не говорит о вас (или после всего, что между нами было, можно уже на ты?), как о игроке и человеке.
Я люблю в Forbidden Stars за эльдаров выкладывать приказ Strategize поверх стопки приказов соперника в домашке (после улучшения приказа, естественно). Люблю в Дисент за Оверлорда подарить героям надежду, а потом в шаге от их победы выполнить свою цель. Люблю в Маленьком мире геноцидить эльфов кодунами. Люблю в Каркассоне отжимать поля и города, а в Охотниках и собирателях - ещё и тигров добавлять к охотничьим угодьям соперника :) Я всегда играю на победу, но благодаря долгому опыту семейной жизни научился незаметно поддаваться и всё равно получать удовольствие от игры :)
И да, я в последнее время очень много играю с новичками, чаще чем с гиками, так как провожу игротеки в клубе при библиотеке. Гики что? Им любую коробку дай, - они сами себя развлекут, а новички приходят после манчкинов и монополий, они хотят играть сразу во всё, но к каждому нужно подбирать своё подход, свой путь от филеров к гробам с партиями по 3 и более часа. И тут Марко Поло хорошо вписывается. Кингсбург у меня в "обязательной программе для всех", а после него достаточно просто перейти к Марко Поло.
Вот стамбулом отдает, да.
Автор странным образом упоминает похожие, смежные, переходные и все остальные игры. Что они здесь делают, не понимаю.
К тому, что скукота - плюсую. Но буду переигрывать на этих выходных... посмотрим.
К слову, точно куплю Сouncil of 4, вот она кажется лучше Майки Поло
Они здесь упоминаются :)
Цель - вызвать какие-то аналогии и образы у людей, не игравших в Марко Поло, но игравших, читавших, слышавших об упоминаемых играх.
Если можете, то поясните, в чём Стамбул и Марко схожи. Стамбул очень люблю, но по обзорам геймплея как-то не заметил схожести. Ну, кроме того, что это евро.
Хорошо написано, спасибо за подробное описание! Хотя пересказ правил и присутствует, но сделано очень толково! Для меня это дополнительный аргумент, чтобы обзавестись коробкой с игрой!
Увидел на одной из картинок в статье реалистичные ресурсы. Откуда такие если не секрет?
с БГГ, вестимо :) А вообще сейчас в сети любые маркеры для 3Д-принтера можно найти, если задаться целью. Или заказать, чтобы нарисовали.