Минувшая осень и начало зимы оказалась достаточно щедрой на военные игры. Относительно "быстрые" World at War и Command and Colors были в конце концов разбавлены эпичными Virgin Queen и Napleonic Wars (справедливости ради отмечу - в этот раз масштабные мультиплеерные VQ и NW оказались фантастически молниеносными). Начать хотелось бы с одной из открытий уходящего года, серии World at War.Гипотетическая 3 мировая война, разразившаяся весной 1985 года, стараниями издателя, на данный момент уже приобрела эпический размах. Бои в Западной Германии, взятие Парижа, захват Швеции и даже покорении США, это не считая десятков дополнительных миссий и даже пары кампаний. Мы пока ограничиваемся одной из базовых коробок - Blood and Bridges. Игра мне очень нравится, правила несложные и запоминаются легко, игровой процесс предельно динамичный. Внешнее разнообразие образцов техники и оружия поддержки, дополнено непротиворечивыми боевыми условностями. Частота бросков кубика - в приемлемых пределах, а принцип случайной активации подразделений вносит необходимую неопределенность в течение боестолкновения. Добавим сюда, как я уже говорил, возможность выбирать различные по масштабности и сложности сценарии. Минимум бесплодных перестрелок, значение правильной огневой позиции и маневра чуть ли не такое же как в класическом АSL. Ошибся с размещением взвода ПТУРСов, неудачно вывел роту танков - пиши пропало, только и успевай выставлять на поле маркеры "Обломки". И что еще существенно армия Советского Союза в игре именно такая, какой ее представлял и боялся блок НАТО - несокрушимый и бесконечный стальной поток, сметающий на своем пути слабые заслоны. Сплошное "и вот уж в Темзе тонут янки". Получаем игру на не один год. Любопытно провести партию на троих, благо система это позволяет.
Command and Colors: Napoleonics -база и доступные на данный момент дополнения потрясающе реиграбельны. Правда, в отличии от, скажем, World at War, дело здесь чаще не в стремлении найти оптимальное тактическое решение, сколько в желании вновь испытать удачу. Впрочем, утверждать, что игра сплошное кубикометание, независимое от действий игроков, ошибочно. Вероятности и возможности необходимо просчитывать ровно настолько, чтобы попытаться вытащить даже проигрываемую партию. Причем вся прелесть в том, что благодаря особенностям различных армий, десяткам разнообразных сценариев и конечно же непредсказуемой колоде активации, выиграть или проиграть новую партию получается каждый раз немного по другому. Ну и конечно, большим плюсом, лично для меня, идет тот факт, что впервые в серии Command and Colors правилами предоставляется возможность взаимодействовать различными родами войск.
На фото яркий пример такой возможности. Русская тяжелая кавалерия согнала в каре практически всю пехоту одного из флангов французской армии. Четыре карты я потерял с руки в результате нескольких своевременных и последовательных атак драгун и кирасир, затем дело было решено рывком русской пехоты, фактически безнаказанно (отвечал на атаку всего одним кубиком из за особенности построения) растерзавших два из четырех каре. И ведь не сказать, что исход целиком зависел от бросков кубиков и пришедших в руку карт. Если бы несколькими ходами ранее я не потерял на этом фланге свою кавалерию, польстившись на сиюминутную выгоду, кто знает, может гусарам и удалось отогнать от пехоты массы русской кавалерии, что дало бы шанс пехоте развернуть порядки и решить кризис ружейным огнем.
Napolеonic Wars 2 Edition - в 2012 году, на так и не удалось провести партию в эту мультиплеерную игру по Наполеоновским войнам. В 2013 году, юбилейная кампания все таки состоялась. Правда уже не в честь 200-ия Бородинского сражения и Отечественной войны, а в честь битвы при Лейпциге. Уложились в рекордные два часа. На исходе второго хода кубик выдал шестерку - автоматическое окончание игры - "по усталости от войны" и абсолютно неожиданный итог в виде французской победы. Ведь на протяжении всей короткой игры Наполеону доставалось от союзников постоянно. Выступив против корсиканского чудовища единым фронтом, альянсу Англии, Австрии и России удалось достичь неплохих результатов. Русско-австрийская армия стабильно наносила поражения разрозненным французским корпусам и даже лично Наполеону. Англичане мало того что постоянно умудрялись сыграть на французов и их союзников очень вредные карты, в частности дважды в течении двух ходов карта "Отставшие" нанесла лягушатникам больше потерь чем, несколько полевых сражений. Так еще бесцеремонное десантирование одиночного британца в Марселе чуть было не привело к поражению Империи Наполеона, устроив рейд по югу Франции, этот наглец попортил немало крови. Наполеон, в течении всей партии выполнял роль пожарной команды. То отбивая вылазки австрийцев в Германии, то освобождая юг Франции от англичан, то скидывая в море, в районе Антверпена, шведскую! армию . Чередую при этом плохие броски кубиков с катастрофическими, однако, как и положено в хорошей игре, кубики вернулись на последнюю битву, как оказалось решающую. При Ватерлоо французским императором наголову была разбита прусская армия под руководством Блюхера, эта победа и подарила одно ПО неожиданно ставшее ключевым.
Увы, есть подозрение, что Napoleonic Wars, в обозримом будущем ох как не скоро вновь появится на игровом столе. При весомых достоинствах, таких как, динамичный игровой процесс, событийная насыщенность каждого действия, высокий уровень взаимодействия союзников, игра обладает рядом достаточно весомых пробелов. Хотя количество игроков вполне варьируется от 3 (и при желании лаже 2) до 5, собрать более или менее полный состав непросто. Иногда складывается впечатления, что основное противостояние идет между Францией и Англией, а остальные участники вынуждены копошится где то на периферии. Играть за Австрию, которая обречена действовать в фарватере одного из лагерей, нередко достаточно грустно, конечно, даже ей можно победить, но удовлетворения такая победа приносит куда меньше чем победа другими странами. Однако как ни крути, мне игра все таки нравится. В первую очередь за ее динамизм и командный дух.
Flying Colors - морские сражения эпохи Наполеоновских войн. Целая пачка картонок с французскими, испанскими, голландскими и конечно английскими кораблями. Внушительные правила и сценарии способные вымотать даже самого отважного флотоводца. В рамках ознакомления разыграли учебный бой. Я не готов делать какие либо глобальные выводы. На каком то этапе, заплутав в правилах, играли скорее по наитию, чем по параграфам, впрочем хуже нам не стало, значит игра действительно достойная. Процесс, несмотря на бесконечные уточнения и выкладки многочисленных жетонов (повреждений, отметки залпов, состояние такелажа, пожары, адмиралы) цепляет. Маневрируешь, стараешься по заветам старины Нельсона, разрезать линию вражеских кораблей и смести с палуб все живое страшным продольным огнем (если конечно кубик будет благосклонен). Раз за разом впечатываешь бортовые залпы в в особо упорных противников, надеясь что, вот вот они сдадутся или затонут, выгадываешь ветер в останках парусов, стараясь довернуть совсем чуть чуть, чтобы встретить французский фрегат полноценным залпом. Не оставляешь надежду на кубик и команду, когда идет борьба за живучесть во время пожара на твоем, в целом еще достаточно крепком, флагмане ибо огонь на деревянном корабле, начиненном порохом, может погубить даже железных людей. Обязательно к повторению, особенно любопытно поиграть втроем, вчетвером, что то мне подсказывает, что в этом случае эмоций будет еще больше.
Спасибо за интересный обзор!
Какие игровые планы на новогодние праздники и запланированы ли партии в АСЛ?
надеюсь на традиционную Большую игру (Virgin Queen к примеру) ну и на ASL партейку, посмотрим как получится.
Хороший отчет, спасибо. Хотя я и не фанат таких тру варгеймов но Flying Colours очень заинтересовали.
да на здоровье. Только осторожно! Flying Colors это отнюдь не легкая прогулка. В правила нужно просто врубаться (даже у учетом наличия русского перевода), а основные сценарии, судя по всему, занимают очень много времени.