Lords of Hellas, как описывал на днях Michael, сейчас на кикстартере и ставки еще принимаются. Но на БГГ уже доступен вариант ПнП и правила. Пока, надеюсь, все это черновой вариант. Но я решил попробовать. И пока что сыграл половину партии на двоих. Заняло около 2 часов кстати.
Тематика игры примерно как у Киклад, которые меня ранее немного разочаровали. Скучная кубиковая боевка, корабли которые надо строить гуськом и очень одноразовые мифические существа. Про перетягивание одеяла - все и так понятно.
О впечатлениях для Lords of Hellas - позже. Пока о партии.
Я играю за Елену, которая начала партию в Эвие, с артифактом дающим +1 карту перед битвой или охотой. Особенность героя - чужие гоплиты не могут вторгнуться в регион с Еленой без сопровождения собственного героя.
Сын выбрал себе Ахиллеса у которого начальная скорость 2 и бонус к силе армии от присутсвия героя. Свойство весьма тематично - бонус равен силе или скорости героя - смотря что меньше. Объявился Ахиллес в Ахее.
В Элисе и Аркадии согласно сетапу выставлены квесты (?). А в Локрисе и Фессалии объявились Химера и Цербер (!).
Дебют прошел быстро. Елена вторглась в Беотию, накопила гоплитов и взяла Афины. Контроль над монументом дает +1 в битвах. После чего устремилась в Аркадию чтобы перехватить один из квестов.
Ахиллесс вычистил авгиевы конюшни и тоже устремился в Аркадию. Однако Елена сразу прыгнула на второй шаг квеста и перехватила венок славы зеленых земель. При этом она одна отбила вторжение амазонок и получила еще один артефакт, позволяющий двигать одного из монстров. Химера сразу отправилась гулять по синей территории. Она потенциально может рушить города, но у нас этого так и не произошло (кубик не лег).
Тут же Елена провела атаку на Аркадию и выбила войско Ахилесса. Тот ушел к Спарте, где подозвал еще 1 гоплита и подчинил ее.
К этому моменту каждый получил уже по 2-3 благословления. В частности по одному за победы на олимпийских играх. У меня к примеру появилась способность игнорить все потери от карт в обороне. И когда Ахилесс послал на Крит трех гоплитов то они все погибли от потерь, а остров так и не взяли. При этом Ахиллесс лишился всех карт, и Елена наносит удар по Спарте. Карта фаланги дает ей нужный перевес.
Ахиллес же в это время ушел в Элис где пожертвовал двух гоплитов на Химеру. Затем используя свое благословление выслал сразу двух монахов к Зевсу, прокачал силу до 3-х и вышел на охоту. И почти победил. Елена бросилась за Химерой в догонку, но из двух карт булава в руку так и не пришла. Ахилесс добивает химеру и забирает венок себе обратно.
Где-то в это время объявляется гидра и марширует в Эвию. Цербер же навещает Аркадию.
Очень ощущается лимит в 15 гоплитов. Половина карты при игре вдвоем остается не затронута - не хватает сил.
Военная победа при игре вдвоем - захват 3 земель (вместо двух). У Елены почти 2. Для третьей придется уничтожить войско Ахиллеса. Может быть если отрезать пути отхода. А так при нападении можно убить лишь одного гоплита, если так пожелает противная сторона (и не будет играть карты с потерями).
Победу за контроль над храмами очевидно не видать.
Победу за убийство трех монстров... пока шансов больше у Ахиллеса.
К этому моменту статуи Зевса и Афины обе 3-го уровня. При игре вдвоем надо достроить 2 монумента, а не 1. Так что пока это не очень близкое событие.
(продолжение следует)
---
Теперь о впечатлениях. И начну с хорошего.
В принципе геймплей довольно бодрый. На двоих даунтайма нет вообще, хотя он появиться при большем числе игроков. Для примера действие "охота" отнимает некоторое время для двух игроков. При этом игра немного располагает и к параличу анализа (хотя конечно это не старкрафт).
Битвы и охота могут быть интересны, но есть спорные моменты. Вот пример боя:
* у меня 6 гоплитов
* +1 за контроль Афин
* +1 за укрепленного в городе гоплита
* +2 за героя Ахиллеса (min(2,3))
* +4+2+3 за сыгранные карты
* +6/2 за эффект фаланги
Аналогично за другую сторону, а потом сравнить. Несколько громоздко. На мой же вкус - идеальная боевка должна напоминать выкладывание покерной комбинации.
Интересная особенность битв - это на какие жертвы готов пойти игрок ради победы. 50% карт имеют символ потери (или двух), которая случается после боя. В итоге можно победить лишившись всего войска - пиррова победа. При поражении игрок теряет всего 1 гоплита. А потери от карт произойдут в любом случае и могут (легко) превысить потери от быстрого поражения.
Охота проходит совсем иначе. Желательно чтобы у игрока на старте был запас боевых карт (максимум 4) и чтобы сила героя была прокачана (+ число карт равное силе). И этим хозяйством надо нанести монстру разные виды урона (указаны на карте монстра) - огнем, мечом, копьем, луком, булавой и посохом. Каждый раунд надо нанести какой-то один урон нужного типа, а потом обить атаку монстра. На последнее расходуются карты. Обычно надо 2. После чего тянется еще одна. Итого каждый раунд боя в среднем запас карт уменьшается на 2. А монстру надо от 4 до 9 урона (а значит столько же раундов). Из хорошего - монстры не лечаться, а герои не умирают (а выходят из боя). Есть даже возможность "пропустить" несколько ударов (от 1 до 3, смотря что за удары) и в таком раунде не потерять карты (но и выиграть в картах не получится).
В целом, несмотря на бескубиковую боевку, просчитать ни охоту, ни бой обычно нельзя. Кроме исключений, когда например у оппонента нет или сильно меньше карт, или скажем монстра осталось лишь добить и у вас уже есть нужная для этого карта.
В игре есть много гейм-чейнджеров. В основном это артефакты и благословления богов. Вообще хорошо что монстры ходят по карте и к каждому привязан свой артефакт за победу (например "голова Сфинкса")
Но тут я плавно перехожу к плохому.
Самый эпик фейл - это квесты.
У вас есть сила 2 и скорость 1? Хорошо - становитесь на первую клетку квеста. У вас 3 силы и 1 скорость? Ну тогда на вторую клетку. На следующий ход квест успешно завершается, игрок получает награду и венок славы. А в чем челлендж? Где собственно сам квест впридачу к названию? Единственная интересная фишка в квестах, это что другой герой может придти и впрыгнуть вперед вас, таким образом "похитив" вашу победу. А где соревнование героев?
Это примерно как соревнования без участников. Один герой как-то накопил на вступительный взнос и приступил к забегу стометровки рассчитывая на результат в полчаса, чтоб не устать. Вдруг на дорожке появляется второй герой и пробегает дистанцию за 10 минут...
Далее монстры. Их 7, и мне показалось что отличия между ними не сильно тематичны. Хоть они и по карте ходят и порядки свои наводят, но с тематичностью тут наверное не лучше чем в Кикладах. Разве что я не упомянул еще, что монстры могут "эволюционировать" - то есть усилиться или даже получить какое-то новое свойство.
Одна из странностей, однако, что хотя на планшетах монстров и есть место под специальную атаку, но эта атака является редкостью (!). К колоде только две (из 18) карт позволяют нанести урон как написано на планшете. В остальных случаях карта урона никак не привязана к монстру который его наносит.
Благословления - это штука полезная. Но что это за благословления такие - "оружейная", "боевая тренировка", "разведка", "мощная оборона", "хитрая стратегия"... Это все такие благославления? Также не совсем понятно - почему храм строю я, а благославляют сразу всех греков? Ну да это мелочь.
И наконец монументы богам и прокачка героев. Оказывается для прокачки лидерства, силы и скорости - нужно... монахам молиться. Делается это в специально отведенных местах - монументах Зевсу, Афине и Гермесу. Неважно что их еще не построили. Более того - прокачка не зависит от уровня монумента. Ну и строить его может любой грек, а молиться любой монах. В этом вопросе греки единомышленники. Главное посылать монахов почаще. Каждая молитва дает +1 к соответствующему Богу стату.
Вобщем связь между храмами, молитвами, монументами, благославлениями и прокачкой героев лично мне показалась неубедительной. Разве не за молитву следует ожидать благославления? Разве не на квестах и боях прокачиваются герои? Разве не полагается мне какая-то польза от того, что в своей Фессалии я монумент Зевсу строю?
Кстати, в игре вообще нет флота, а по морю передвигаются не только гоплиты, но и даже монстры, без посторонней помощи.
Подводя итоги - для себя я пока не вижу смысла в заказе игры, если релизная версия не будет значительно доработана. В текущем виде, она, как и Киклады - для меня полна неудачных идей.
---
Что еще можно отметить...
Мне кажется выбивание игрока реально первым же действием. Пример: я начинаю Ахиллесом по соседству с другим игроком и первым действием атакую его используя хорошую стартовую карту, например фалангу(2). Отбиться можно только если в руке есть 4 или 5 (13%). И все равно теряешь гоплита. Впрочем лучше потерять но выиграть, чем еще и лишиться города. Без города новых гоплитов можно будет получить только "подготовкой", тогда как противник сможет еще и делать "наем". Короче дальнейшая судьба такого "побитого" героя выглядит незавидно.
Длительность партии непредсказуема. Тут и 4 условия победы, и вообще неизвестная длительность. 4 игрока могут завершить партию в 4 хода. А могут в 312...
---
Ну и все выше - это базовая игра, даже без стретч-гоалов. Попробую перечислить что идет и во всех дополнениях:
1) Самый свежий доп - ТРОЯ
- расширение карты для 5-го игрока (или 6-го, если с допом АТЛАНТЫ), и конечно комплект для еще одного игрока
- корабли (которых я выше упомянул что вообще нет) и порты
- возможность апгрейда армий
- специальный город Троя (население 6 и все гоплиты в Трое получают бонус за укрепление)
- 2 новых монстра (в базе 7)
- 3 новых квеста
2) АТЛАС
- некое отдельное божество с уже построенным монументом, у которого можно такскать золотые яблоки
- продается аж в трех редакциях - от 6 до 77 зеленых
3) АПОЛЛОН
- дполнительное божество с комплектом прибамбасов, наверное равноценен АИДУ
4) ЛЕОНИД
- просто еще 1 герой
5) ну и стретч гоалы на данный момент (добавятся к базе за бесплатно)
- 2 новых божества: Аид и Посейдон (с Аидом идет комплект разных прибамбасов)
- 2 новых героя: Одиссей и Кассандра
- 2 новых монстра, а может и 4 (включая морских)
- еще 1 монстр для тренировки/обучения героев (спасиб GeniusGray)
- еще 5 карт событий
- новый тип боевых карт
- альтернативная карта (видимо на другой стороне)
- вроде бы ПЕРСИДСКОЕ ВТОРОЖЕНИЕ - соло-режим также часть стретч-гоалов
- еще есть ЯЩИК ПАНДОРЫ и тайный пакет (что в них - неизвестно)
Информация про АТЛАНТОВ не совсем понятна. Вроде бы это расширение аналогичное ТРОЕ, а может и меньше. Вроде бы будет включено в стретч-гоалы, тогда как ТРОЮ придется докупать.
Также может появиться божество КРОНОС.
На данный момент база+стретчи затянет примерно на 100 зеленых. Все допы еще примерно на 100+ (ТРОЯ, АТЛАС, АПОЛЛОН, ЛЕОНИД и миньки для городов и храмов - TERRAIN).
Дмитрий, спасибо за статью. Уже передумал вкладываться в кампанию, Ваше мнение укрепило это решение)
Ну и зря, потом будете локти кусать, ибо Дмитрий играл в игру, предназначенную для мультиплеера, вдвоем, использовал прототип правил, которые в последствии будут доработаны и дополнены новыми механиками, и, самое главное, использовал для игры ВОТ ЭТО http://www.tesera.ru/game/photo/1033930/. Честно говоря, даже не представляю, о какой тематичности или атмосфере в игре можно говорить, используя такие компоненты.
Я боюсь еще и по кривым правилам (но это не точно).
На вот это мое предложение
> В Элладе есть обязательные специальные действия, которые закрываются для дальнейшего использования, пока не будет выполнено действие по строительству Монумента.
он мне ответил этим
> При выборе благословления карты идут по кругу начиная с игрока что построил храм.
...
Правила я разобрал хорошо, отдельные вопросы уточнял на БГГ.
А это был ответ про наличие драфта.
А, тогда ясно.
Ну это как бы не совсем драфт в привычном настольном понимании (обмен руками). Просто последовательный выбор карт из пула. Не поблефуешь, как в Инише или БР.
честно сказать я не вижу для LoH особых преимуществ при игре больше чем вдвоем, которые бы перекрыли возникающий даунтайм
в партии на четверых скорее всего противостояние разобьется на пары - этому способствует как карта, так и лимит гоплитов и жетонов контроля
Игра красивая, но 200 долларов за всю кучу, дороговато.
Спасибо, еще раз убедился, что не зря вложился в кампанию =)
Добавил немного информации про дополнения и стретч-гоалы.
Кентавр Хирон, воспитавший Геракла, идет в игру как монстр, хотя сражаться с ним нельзя. У него можно обучаться - герой на несколько ходов выбывает из игры, а затем возвращается с новыми перками.
А вообще все введенные в список стретчи и аддоны хорошо расписаны в апдейтах проекта, рекомендую посмотреть.
С другой стороы, авторы постоянно ссылаются на то, что ими оттестирована только базовая игра, которую они планируют уже в октябре рассылать бэкерам. А вот доп контент они будут тестить и балансить до победного, и мол все может быть изменено полностью.
Кстати Кронос - будет в любом случае, т.к. это финальный стретч гол. Я думал он будет на 1кк фунтов выставлен. Но нет, там Кито-Кракен, а 5ю армию, ни тем более Кроноса пока не выдали.. А проект завершится уже через 7 дней. Как-то торопыжно и поспешно поляки свою кампанию ведут. Так и порывает сорваться..
Так уже выставили расширение на 6-го игрока, не только 5-го. Или имелось в виду - нет правил на них? Там еще и что-то типа флота появляется + новый фрагмент карты - расширение существующей.
Вы видите на сайте 5ю армию в стретч голах? Я думаю, что не видите. А вот планку в 1кк (Кракен), скорее всего, можете наблюдать.
А теперь читаем мое предложение внимательно :)
"Я думал он будет на 1кк фунтов выставлен. Но нет, там Кито-Кракен, а 5ю армию, ни тем более Кроноса пока не выдали."
То что Трою (6ю армию) открыли как аддон для сбора средств никак не противоречит написанному выше. Но вот сколько придется теперь собирать на Атлантов и тем более на Кроноса - я боюсь предположить. :)
А еще они ведь могут и Гефеста добавить в аддоны, раз уж проигравшего голосовалку Атласа выставили на продажу. Дороговато все это получается в итоге. :))
Ага, ценник растет не по дням, а по часам:) Я уже отменила на KS пару игр - всё вкладываю в "Лордов" - тут или всё или ничего)
На мой вкус "Киклады" - шикарнейшая игра, так что еще +100 к уверенности, что "Лордов" надо брать. Спасибо за статью)
Ну механика рабочая. У меня основные вопросы к тематичности. И что-то наверное будет к релизу доработано.
Ну а проблема Киклад в том, что они не совершенны. Чем лучше игра - тем выше требования. (Допов я правда не видел)
Насчет "Киклад" подозреваю, что будет спор про вкус фломастеров) Но с "Титанами" и "Аидом" игра положит на обе лопатки многие другие: динамика, непредсказуемость, возможность пронестись нежитью по соперникам, божественная система аукциона. Но, мне кажется, "Лордов" сравнивать если только по тематике с Кикладами" - так-то они немного о разном. А в остальном игра будет в Эссене, так что осенью уже появятся и обзоры и первые впечатления от финальной версии.
Да, именно тематикой и похожи. Механики разные совершенно. Разве что обе на выполнение одной из нескольких целей, а не на сбор очков.
Поиграй в Кикслады с Титанами. Только они делают эту настолку играбельной.
Ничего себе, там совершенно другая карта.
К сожалению я играю преимущественно вдвоем, так что вряд ли заинтересует. А так вообще наверное интересное дополнение.
А чем Киклады с Аидом не угодили?
такие же мысли пришли в голову... Сравнение с кикладами сразу же уничтожило всё сопротивление моей внутренней жабы. Спасибо за обзор!
В Элладе нет денег, а значит нет ставок на богов. Т.е. нет лютой части Кикладов.
В Элладе есть обязательные специальные действия, которые закрываются для дальнейшего использования, пока не будет выполнено действие по строительству Монумента. Т.е. есть лютая часть, что нет в Кикладах.
Зато обе игры про античную Грецию. По любому, одно и то же - и там Зевс, и тут.
Аналитика зашкаливает...
Эллада если и похожа на что-то, то больше на Иниш. Так же несколько условий победы, так же нет жесткой необходимости котролить все территории (в Кикладах - это приток денег, а значит победа по ставке на нужных богов, тащемта).
Но и в отличии от Иниша, тут нет драфта карт, что убирает из игры пласт блефа, зато есть охота на монстров и прокачка персонажей, а с допом еще и прокачка армии.
Да, есть сомнения по поводу глубины игры, пока она кажется достаточно простенькой, уровня Смалл Ворлда с обилием минек. Но вот уж точно - это совершенно не Киклады.
Промазал с кнопкой. Так что пардон за порцию новых сомнений. Жабе привет.
При выборе благословления карты идут по кругу начиная с игрока что построил храм.
Но смолл-ворлд это вообще не отсюда.
Храм - это одно. Монумент - другое.