Оценка пользователей
8.3135
Оценить:
-

Мальчик и море. Впечатления от игр "Батискаф" и "Поморская лоция".

 

- Не нужно думать, старик, - сказал он вслух.
- Плыви по ветру и встречай беду, когда она придет.
 (Э. Хеммингуэй)

В тексте НЕ будет Серпа, Destiny, жеванных жетонов и глубоких рассуждений о стратегии. Текст будет касаться тем, которые в сообществе гиков и к ним стремящихся непопулярны, а именно - игр с детьми и отечественных настольных игр. Текст будет субъективным и практически без картинок. Я предупредил, потому соизмеряйте силы.

Так сложилось, что недавно я приобрел две относительно новых игры-филлера отечественных авторов - "Поморскую лоцию" и "Батискаф". Обе игры приобретались исключительно на основе ознакомления с правилами и для конкретных задач - в игровой форме приобщать пятилетнего сына  к "сладостному, волшебному, поэтическому миру... цифр". Таким образом, если Ваш ребенок уже считает в уме N-мерные интегралы или Вы планируете играть со взрослыми, прожжеными настольщиками, представленные ниже впечатления для Вас могут быть малоактуальны и у Вас, вероятно, сложится совершенно другое мнение об обсудаемых играх.

Как это работает?

Подробно пересказывать правила не буду, они есть в карточках игр. Однако, некоторые моменты отмечу, поскольку игры, на мой взгляд, похожи не только темами моря и добычи ценных пород. Основная механика обеих игр - перемещение фишек по полю с помощью карт с руки, то есть кубик, как генератор случайности из классических "кинь-двинь", заменен на колоду, с целью дать возможность как-то повлиять на ситуацию. Цель обеих игр - набрать больше очков.

Особенности "Лоции":

- кружим по кольцу, набирая карты улова;
- затем кружим, чтобы попасть в порт и продать по указанному курсу (присутствует деление нацело), и заработать победные очки;
- каждый свой ход игрок двигает нейтральную фишку "лоцмана" (при определенных условиях - фишку соперника) и свою фишку в соответствии с числами на карте;
- все операции (сложение - вычитание при ловле, деление нацело при продаже) выполняются с числами до 9, быстро и относительно несложно даже для пятилетки.

Особенности "Батискафа":

- двигаемся по линейному треку из чисел от причала до 40 в направлении возрастания и убывания, все плывут в одной подводной лодке и перетягивают штурвал на себя;
- пытаемся выложить такую карточку движения, чтобы в конце хода фишка попала на число, соответствующее одной из десяти выложенных карточек с уловом/особым действием;
- видов карточек движения - 4, видов карточек особых действий - 6, причем пиктограмм-подсказок нет - приходится запоминать картинки;
- операции сложения и вычитания фактически с двузначными числами, правила требуют назвать сразу ответ - для комфортной игры уверенный устный счет обязателен;
- имеется действие, которое заставляет соперника сбросить карту улова - прямая агрессия;
- разбивший батискаф автоматически проигрывает, что в условиях рэндома в некоторых случаях неизбежно;
- имеется мини-игра "рассортируй десять карточек с двузначными числами по возрастанию".

"С газом" и "без газа".

Первой из двух игр приехала "Лоция", и "зашла" почти сразу. Играли и продолжаем играть "в открытую", однако сын уже на вторую партию научился самостоятельно просчитывать перемещения фишек. Математика оказалась на уровне классических задачек про яблоки ("— Я же не отдам некту яблоко, хоть он дерись!"), на картах лова количество нарисованных рыбок строго совпадает с числом, что дает еще одну визуальную подсказку. Нацело делится число до 9, поэтому в затруднительных ситуациях опять используются картинки рыбок или пальцы. Таким образом, вычисления оказались вполне доступны для пятилетки, и у него появилось время для самостоятельного планирования и слежения за ходом игры вцелом. Как результат, положительные впечатления первых партий перешли в количество отыгранных впоследствии.


А вот с появившимся позже "Батискафом" все сложилось не так удачно. В предыдущем пункте я уже упоминал, что вычисления в той игре сложнее ровно на порядок - большую часть игры происходит сложение и вычитание двузначного числа и однозначного. И тут цифры высовываются наружу из сеттинга и механики, как иглы из напуганной рыбы-ежа. Каждый ход сопровождается мозговым штурмом, надо просчитать до 4 разных вариантов, и здесь уже нельзя пересчитать рыбок "по хвостам", только устный счет, только хардкор. Соответсвенно, после нескольких ходов ребенок уже устал, и на планирование и саму игру внимания уже не остается. Потому несколько отыгранных партий заканчивались где-то на середине колоды "Море", потому что оппонент сбежал заниматься менее утомительным делом. Да, я видел на коробке "6+" и вполне допускаю, что доведенный до автоматизма устный счет позволит проскакивать моменты просчета возможных ходов без заметных усилий, и тогда станет виден сам процесс управления, а вернее, вырывания друг у друга рычагов управления ППА. Да, взаимодействие между игроками здесь существенное, а иногда это прямой конфликт. Обычно детям не нравится проигрывать, а когда еще и пытаешься у ребенка что-то "отнять"... В общем, крайне неоднозначный игровой момент. В то же время, любители игр с числами как таковыми (Zeus on loose как наиболее близкая по механике, Корова 006, Hoppladi Hopplada и т.п.) не должны испытать никакого дискомфорта и могут начать жаловаться на излишнюю тематичность.


Немного о качестве исполнения и эргономике. "Лоция", как настоящий indie-проект (от слова "independent", а не как синоним "вычурный") не поражает толщиной карт и фактурой "под лен", однако в процессе "эксплуатации" никаких существенных замечаний не возникло. Как уже отмечалось в обзоре ув. Gravicapa, "Лоции" было бы к лицу уменьшение размеров коробки. А вот издатели из "Клевер-Медиа-Групп" над коробкой "Батискафа" потрудились, и вышло не хуже, чем у DJECO. И тут карты толщиной уже поражают, толстые карты-то. А вот что тонкое, так это поле: не скажу, фотобумага ли это или все-таки тонкий картон. Поле складывающееся, потому при разложении получаются вполне тематичные волны с бликами на глянцевой поверхности, и я надеюсь, что это была авторская задумка. С картонной фигуркой батискафа тоже возникли вопросы.  Если ставить фигурку на само деление поля, она закрывает от одной до трех цифр; если ставить фигурку, как нарисовано в правилах - слева от трека, используя подставку, как указатель - значение деления становится не видно сидящему слева, и по полю перемещается своеобразная ширма. Ситуация иллюстрируется на фото ниже (прошу не пинать за качество), там видна попытка исправить ее изготовлением самодельной миниатюры. В кадре есть еще карта улова, так вот шрифт цифры в круге (количество очков за рыбу) мог бы быть увеличен без ущерба остальной иконографике - не у всех родителей сохранилось по-детски острое зрение.


Тут должен быть итог, что-то вроде "одно плохое, другое хорошее". Однако пусть об этом рассуждают считающие себя экспертами. Я могу лишь констатировать: "Лоция" "зашла" для пятилетнего мальчика, "Батискаф" оказался сложнее из-за большого объема устных вычислений и был был отложен до наступления заветных "6+" для второй попытки. Что касается взрослой аудитории, то заинтересовавшимся могу посоветовать почитать короткие правила каждого из этих филлеров и решить для себя, будет ли интересно. Лично мне показалось, что "Лоция" будет менее конфликтной и менее абстрактной, чем "Батискаф".


Спасибо дочитавшим! Я же Вас предупреждал, что откровений не завезли)

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы