Странно, что я просмотрел этот обзор неделю назад... Большое спасибо за многогранный и фундированный обзор Гренадеров! В свое время удалось поиграть с десяток сценариев и в целом от игры остались приятные впечатления. Пишите еще - интересно читать!
Сам сейчас, прочитав правила, играю «Восточный фронт» соло и даже завёл черновик, куда записываю впечатления. Что хотелось бы отметить? Временной масштаб, 15 минут ход, я играю сценарий из 16 ходов, это четыре часа времени, нет никакой спешки, характерной для тактических игр. Также это означает, что игра играется фактически в реальном времени, т.е. вы будете играть такой сценарий несколько часов, это очень редкое явление в тактических играх.
Также интересна динамика боя: никакой мелодрамы, убить кого-то разом очень сложно (и то четвёртая редакция правил сделана более результативной), основной результат — замешательство, далее деморализация. А вот деморализованные начинают тянуться в тыл, и получается совсем как в сводках: «под натиском противника части оставили позиции», а то и «... бросив позиции, позорно бежали». Процесс деловой, игрок должен заниматься организацией боя и налаживанием взаимодействия родов войск.
Наконец, масштаб действия. Читая сценарии 1942 г. по хронологии, натолкнулся недавно на один, в котором обороняется немецкий гренадёрский полк целиком. Sapienti sat, как говорится.
Из недостатков: игровой процесс достаточно однообразный, а при отсутствии решительных результатов не всегда даже и интересный. Хвалёное количество сценариев у «Аваланш» неизменно достигается тем, что их делают на глаз. И хотя глаз опытный, брака хватает. Вообще «Аваланш» живёт непрерывным выпуском новых игр и перелицовкой старых, что может отпугнуть «перфекционистов»-коллекционеров.
Не могу обойти стороной «вопрос о комиссарах». Если в Up Front они расстреливают бойцов поштучно, в АСЛ — отделениями, то в Panzer Grenadier избиение идёт взводами (самое смешное, что в «современном Panzer Grenadier» это делают в таких же масштабах замполиты!). Беннигхоф много бахвалится, что совершил революцию в варгеймах, покончив с господствовавшим в них германофильством, и действительно вовсю троллит в сценариях немцев и эсэсовцев, указывая на случаи трусости и некомпетентности, противопоставляя этому героизм румын и итальянцев (!), но в целом всё выглядит по-прежнему стандартно: немногочисленные, но высокоморальные немцы со множеством лидеров против неповоротливых «большевицких орд».
Но в целом серия заслуживает внимания, как в силу необычности, так и правильных принципов, установленных «Аваланш» (правда, не сразу): сквозные правила серии (т.е., научившись играть в одну игру, можно смело переходить к другой), и всё, что есть в коробке, играется из коробки (т.е. в отличие от АСЛ, не приходится платить за материал, в который невозможно сыграть).
Вообще, в какой ещё серии есть сценарий про подвиги Константина Устиновича Черненко, запрудившего Днестр (или Прут?) телами румынских бояр?!
Странно, что я просмотрел этот обзор неделю назад... Большое спасибо за многогранный и фундированный обзор Гренадеров! В свое время удалось поиграть с десяток сценариев и в целом от игры остались приятные впечатления. Пишите еще - интересно читать!
Большое спасибо за отличный обзор! Я смотрю, у вас в коллекции есть Paths to Hell, не могли бы вы сравнить эти две игры, вернее, серии?
Обязательно) Как только у меня будет сравнимый с PG опыт игры в Paths to hell, попытаюсь сделать сравнительный обзор.
Блестяще!
Сам сейчас, прочитав правила, играю «Восточный фронт» соло и даже завёл черновик, куда записываю впечатления. Что хотелось бы отметить? Временной масштаб, 15 минут ход, я играю сценарий из 16 ходов, это четыре часа времени, нет никакой спешки, характерной для тактических игр. Также это означает, что игра играется фактически в реальном времени, т.е. вы будете играть такой сценарий несколько часов, это очень редкое явление в тактических играх.
Также интересна динамика боя: никакой мелодрамы, убить кого-то разом очень сложно (и то четвёртая редакция правил сделана более результативной), основной результат — замешательство, далее деморализация. А вот деморализованные начинают тянуться в тыл, и получается совсем как в сводках: «под натиском противника части оставили позиции», а то и «... бросив позиции, позорно бежали». Процесс деловой, игрок должен заниматься организацией боя и налаживанием взаимодействия родов войск.
Наконец, масштаб действия. Читая сценарии 1942 г. по хронологии, натолкнулся недавно на один, в котором обороняется немецкий гренадёрский полк целиком. Sapienti sat, как говорится.
Из недостатков: игровой процесс достаточно однообразный, а при отсутствии решительных результатов не всегда даже и интересный. Хвалёное количество сценариев у «Аваланш» неизменно достигается тем, что их делают на глаз. И хотя глаз опытный, брака хватает. Вообще «Аваланш» живёт непрерывным выпуском новых игр и перелицовкой старых, что может отпугнуть «перфекционистов»-коллекционеров.
Не могу обойти стороной «вопрос о комиссарах». Если в Up Front они расстреливают бойцов поштучно, в АСЛ — отделениями, то в Panzer Grenadier избиение идёт взводами (самое смешное, что в «современном Panzer Grenadier» это делают в таких же масштабах замполиты!). Беннигхоф много бахвалится, что совершил революцию в варгеймах, покончив с господствовавшим в них германофильством, и действительно вовсю троллит в сценариях немцев и эсэсовцев, указывая на случаи трусости и некомпетентности, противопоставляя этому героизм румын и итальянцев (!), но в целом всё выглядит по-прежнему стандартно: немногочисленные, но высокоморальные немцы со множеством лидеров против неповоротливых «большевицких орд».
Но в целом серия заслуживает внимания, как в силу необычности, так и правильных принципов, установленных «Аваланш» (правда, не сразу): сквозные правила серии (т.е., научившись играть в одну игру, можно смело переходить к другой), и всё, что есть в коробке, играется из коробки (т.е. в отличие от АСЛ, не приходится платить за материал, в который невозможно сыграть).
Вообще, в какой ещё серии есть сценарий про подвиги Константина Устиновича Черненко, запрудившего Днестр (или Прут?) телами румынских бояр?!
Спасибо за комментарий! Писать вторую часть, похоже, не придется- почти все, что у меня было добавить, Вы уже озвучили)
Пишите ещё!
Прорекламировал обзор на форуме pg-hq, это всё-таки знаковое событие, первый обзор на русском.
Ого!
В ближайших планах 1-2 отчета по сценариям "Курска", а потом, возможно, и попытаюсь углубиться в сам игровой процесс.
С большим удовольствием прочитал бы.
Вот это дело!
Отличный обзор, с интересом прочитал, но пока больший интерес вызывает TCS, нежели PG.
Спасибо за отличный обзор! Всегда приятно видеть на тесере варгеймы :)
Очень красиво написан обзор, спасибо!