Долгожданное издание "Ужаса Данвича" на русском, видимо, оставило многих настольщиков в некотором смятении чувств. Иначе как объяснить море комментариев при релизе допа и практически полное отсутствие его обзоров потом? И дело тут не только в уже легендарной цене - по крайней мере, именно так нам показалось после первой партии.
Мы разложили игру с допом на нашей четвёртой партии в УА. Недавняя покупка прижилась очень легко (во многом из-за механики крайне похожей на дружно презираемый тут Манчкин Квест и, отчасти, из-за ненавязчивости самых пошлых элементов заезженной поп-культурой лафкравтианы), а Смарт позволил не заезживать базу по горячим следам, а сразу расширить понравившуюся вселенную.
Цена вопроса вопреки большинству сообщества нам не показалась запредельной. Различия в стоимости одного и того же продукта в разных странах - штука известная любому, кто хоть раз заходил на американский сайт Apple. Что-то получается дешевле (как Каркассон или Куба), а что-то дороже (как Плоский мир) – и ничего, на фане это не сильно сказывается. С дополнениями к хорошим настолкам почти та же история: «Роскошь каменного века», карты «Тикет ту райд», Dungeon Lords Festival или RFTG не намного дешевле базовых игр, и никого это не пугает. А, например, стоимость «Подземного Маленького мира» (примерно столько же меняющего в механике - даром, что независимая база) в магазине ХБ вообще такая же, как у Данвича. Хотя все игравшие знают, что для разнообразия процесса Small World стоит взять ещё, как минимум, «Тоннели» и «Легенды Маленького мира». Последнее дополнение, кстати, в отличие от Данвича, в оригинальную игру встроено намного хуже и денег своих не стоит куда в большей степени – пусть и небольших.
В связи со всем этим ничто не омрачало нам выдавливание жетонов из картона и растаскивание карт по кучкам. О компонентах распространятся не буду – всё примерно как в любом обзоре зарубежного издания Dunwich Horror, да и фото там лучше, чем мог бы сделать я. Единственный неожиданный бонус – так называемая «колода исправленных карт для прошлого издания ХБ». «Колода» на проверку оказалась скромной дюжиной карт разных типов, и была мгновенно проглочена монтстроузной горой компонентов (но всё равно – спасибо издателям и на этом:). Мы быстренько разложили – сверились с правилами (минимум изменений, супермонстр Данвича бонусом и дополнительные карты, описывающие особенности жизни сыщиков) – и понеслось.
Первое, что изменилось в ощущениях от игры – это, конечно, увеличившаяся интересность процесса. Меня восхищают такие люди, как автор обзора «Сто партий в…». Даже идеальная база с чётким сюжетом может приесться за пару десятков партий, а повторы в сюжете УА мы стали чувствоватьдаже на третьей игре.
Дополнение отлично решило эту проблему – любые знакомые карты стали миксоваться в куда более неожиданных сочетаниях, а новобранцы колод старались сплести воедино теперь на три локации и два иных мира больше. У них отлично получалось! Сюжету «Хоррора» это пошло на пользу: меньше ожидаемого, драматичные повороты (в т.ч. благодаря новой редакции перевода). При этом не возникало и ощущения несвязанности происходящих событий - на что, как я понял, жаловались играшие сразу со всеми допами.
Тактики (или способы развития) сыщика стали при игре с Данвичем значительно разнообразнее, т.к. ничего кроме манчикинообразной прокачки оружия и последовательной «гонки за благословением» база, если честно, предложить не могла. Теперь персонаж, которого, ты развиваешь, обогащённый картами «личных качеств», более активным привлечением союзников (как нам показалось) и более разнообразным стаффом, стал куда меньше похож на соседа, что сделало саму кооперацию причудливей и интересней.
Ощущение, что вы разные, но бьётесь над одной задачей, повысило градус "атмосферы" куда сильнее любых выжимок из Лавкрафта в текстах контактов и мифов. Чего стоят многочисленные споры о том, пора ли воспользоваться заклинанием и куда идти за уликами (а их число стало значительней даже при нашей скромной игре вдвоём)!
Однако кое-что в "атмосфере" изменилось не столь однозначно. Ход за ходом, сколько мы не старались переключится на что-то другое, маленькая деревушка, маячившая на пределе видимости названия локаций, на самом краю домашнего кроваво-красного ковра занимала всё большее место в процессе игры…
Изначально городское фентези, Аркхэм, решивший разделить тяготы нашествия монстров с Данвичем, практически опустел. Теперь всё - события, улики, порталы и монстры - манили горожан загород. Перекати-поле летало по ещё более серым, чем обычно, улицам и одинокий вурдалак выл на луну, всеми забытый на холме, пока отважные пассионарии вылавливали их собратьев на севере - не всегда в Данвиче, но всё время близко. Полицейский участок, Лавка древностей, перекусить в закусочной или "У Велмы" - и снова в бой с детьми кукурузы и прочей фермерской чертовщиной.
Даже попадание в больницу при столь изменившемся балансе карты не могло изменить тактику: ещё недавно раненный, злой, но упорный сыщик максимум заглядывал в пару локаций вроде леса и снова спешил на север вдоль реки Мискатоник. А как не торопиться? Ведь всё важное – от порталов и монстров до коллег в беде – теперь там.
Какие выводы тут можно сделать? Несмотря на крайнюю интересность данное дополнение, пожалуй, даже слишком сильно меняет атмосферу в городе. Говоря языком анонса, Ужас Аркхэма встречает новую волну опасностей и порталов со стороны Данвича ещё слишком не оправившимся от недавнего нашествия последователей своего Древнего.
Ощущение, что ты ходишь по интересному, но уже истоптанному месту, таким образом, при добавлении карты Данвича даже усиливается. А сама история, создаваемая в ходе партии, приобретает характерный оттенок деревенского хоррора, утрачивая элементы «городской мистерии».
Если считать, что лавкрафтовский Аркхэм сильно повлиял на кинговский Кастл-Рок, то с допом, ты оказываешься где-то в пространствах уже упомянутых «Детей кукурузы», с характерным ощущением горожанина, выброшенного в деревню.
С одной стороны – тебе дают якобы много пространства вокруг. С другой – в противовес сложным городским переулкам тебя окружает минимум дорог. Вот и тусишь «часами» между вокзалом и станцией, "зависая" с колегами и не зная, куда приткнуть себя.
***
Разумеется, мы не могли не задуматься об исправлении такой странной комбинации базы и единственного большого допа... И в ближайшее время обязательно сыграем базу уже сразу с Данвичем и Тёмным Фараоном («да здравствует игра только в русские локализации!»:). А там и «Король в Жёлтом» к ним подоспеет – ещё больше развеселить своей постановкой уставший от прошлых испытаний город. Или это уже будет перебор?
Уж сколько раз твердили миру..... ставьте галочку "черновик", чтобы не публиковать пустой дневник...
не знаю где вы это твердили и кому - сказали бы админам для исправления в движке)
Причем здесь админы и движок? Достаточно при создании дневника поставить галочку в поле "черновик", и тогда он не будет опубликован, до тех пор пока вы не закончите его наполнение и написание. Проблема не в функционале, а во внимательности.
Когда стандартный блоговый веб-интерфейс при стандартной работе с ним делает неожиданно такие фокусы - это называется проблема в интерфейсе. Или "особенность интерфейса", если хотите. Информации о том, что журнал публикуется до написания текста нету, подсказок нету. Впрочем спасибо за замечание - учту, конечно, на будущее.