В лучших традициях Питера Джексона я решил растянуть свои впечатления от новинок Эссена на 3 части. Сегодня вторая часть трилогии, в которой речь пойдёт об Historia, а также о Samurai Spirit.
И снова Historia. Во второй раз отзыв я расширю до добавления нюансов, из которых у вас также может сложиться какое-то впечатление об игре…
Historia - очень разнообразная игра с однообразным процессом. :) Есть колода событий, которые сильно влияют на тактику. Есть долгосрочные лидеры со своими целями, которых выбираешь на целую эру. Есть уникальные для каждой нации лидеры, которых нужно ещё получить, развивая науку. Есть чудеса света. Но процесс в целом однообразен: выбираем карты, вскрываем карты, разыгрываем их свойства. Это не недостаток - это данность этой игры и основа механики.
В последнее время для меня критерием «хорошая/плохая» игра стало то, как реагирует компания на неё. Вот на Samurai Spirit была очень сдержанная реакция (об этой игре ниже), а на Historia оживлённая. На этот раз мы играли впятером. Разработчики предлагают в правилах добавлять шестого бота, но не люблю я подобные костыли в настольных играх и мы сыграли без него.
На пятерых играется лучше, чем на четверых. Особенно это видно по карте для захвата территорий (есть такая в самом низу доски).
Во второй партии я «тусовался» в Северной и Южной америках с новичком, а другие три игрока осваивали весь остальной мир. И если в Америках без войны не проживёшь, то в Европах/Африках можно спокойно отсидеться, так как территория большая. Получилось, что я единственный, кто развязывал войны, активно вытесняя бедного новичка со своих владений. Только за счёт этого я был в пределах досягаемости от лидера до самого финала (пояснение: 6 раз за игру начисляются очки за единоличное присутствие в регионах).
Сделал вывод, что либо и правда нужен четвёртый игрок или бот в Европы, либо в Америках надо сразу качать навигацию и осваивать остальной мир.
И снова победил игрок, который активно двигался исключительно по войне. Справедливости ради скажу, что войну продвигали сразу 3 из 5 человек. Новичок непонятно чем занимался, но в первой партии простительно. Не умаляя достоинств выигравшего игрока, победа эта во многом была достигнута за счёт пассивной внешней политики в Европах других игроков. Второе место получил игрок, который активно отстраивал чудеса. Ну, а я занял всего лишь четвёртое место, ибо занимался постоянным отстаиванием своих территорий.
В итоге: партия оставила очень приятное впечатление. Теперь могу по Historia сделать вывод. Удачная покупка, нестандартная игра, в которую хочется играть снова и снова… В следующей партии буду пробовать исключительно научную тактику. Посмотрим, что выйдет. Ощущение несбалансированности остаётся, но когда от партии получаешь фан и остаётся послевкусие, на некоторые минусы закрываешь глаза.
Оценка: 8 из 10. Понравилось всем, но длилось всё 3+ часов. Никто никуда не спешил. :)
Я уже упомянул выше, что реакция на Samurai Spirit была очень сдержанная. После первого раунда первой партии за столом было слышно: «да что за хрень!», «ничего не понимаю, что мы творим!» К концу второй партии заинтересованность процессом сильно выросла, но всё равно всех игра не задела за живое. Если человек во время партии достаёт телефон и начинает читать новости, то во-первых, он невоспитанный баран, во-вторых, его игровой процесс мало цепляет… Тут два из пяти человека достали телефон. Ну очень редко у нас такое.
В связи с этим у меня возникла интересная мысль. А ведь кооперативные игры настолько специфический жанр, что постоянно находятся недовольные. Я начал вспоминать все кооперативные игры, которые мы играли компанией. Чтобы прям всем за столом понравилось: Андор, да Atlantis Rising. И я могу перечислить около десятка кооперативок, в которых кто-то да высказывался против. Samurai Spirit - не стала исключением из правил.
При этом с женой на двоих у нас все кооперативные игры идут на ура. Поэтому в Samurai Spirit скорее всего мы будем играть вдвоём или в другой компании.
Что до впечатлений. Перед нами сложная головоломка похожая чем-то на Ghost Stories. Меньше атмосферы, больше математичности. На нормальном уровне мы дважды не дожили до последнего третьего раунда. Есть тут и просчёт рисков и помощь близкому и элемент случайности. Мне игра понравилась потому что:
а) быстрая
б) быстрая подготовка
в) компактная на столе
г) нет даунтайма начиная со второй партии
д) много решений, которые игрок принимает самостоятельно. Коллективный разум нужен только в тяжёлых случаях…
Специфическая игрушка на любителя. Я то знал, что покупаю, поэтому остался доволен, чего не скажу за других… В следующий раз для атмосферности перед игрой посмотрю «7 самураев»
Оценка: 7.5 из 10. Сомневаюсь, что будет хитом. Но доставать с полки будем.
Продолжение следует: В последней части трилогии вас ожидает битва пяти воинств Deus (играли, но надо ещё) и Alchemists (только изучил правила)…
P.S. Это по традиции фото сувенирчика с Эссена.
Блин, чую, что Historia все-таки придется взять...
Придется. Но по прочтению отрицательных отзывов с БГГ по тому как абстрактно она ощущается, лучше посмотреть в сторону Deus, хоть это и совсем не цивилизация
А еще Historia пополняет ряд игр с очень простым оформлением и аскетичной комплектацией, стоящих, увы, не дешево
Пока самая приятная неожиданность от игр Эссена именно Historia. Честно скажу, во время покупки отнесся к ней скептически, но жена сказала: "Надо!" после пробной партии. Ну надо значит надо:)
Арт не соглашусь, что плохой. Нормальный без ярких красок:) Насчет цены тут уж я не советчик. 40 евро на выставке стоила за 180 карт, поле, маркеры и пакетик с деревом. Вроде как обычная цена за такой набор. Всё приличного качества.
А Deus не щупали? Интересно было бы в сравнении
Эх, История все-таки привлекает идеей: я давно искал золотую середину, чтобы и не полностью с картой и движением, и в то же время не совсем без карты. И еще чтобы войны поменьше, а то как 4х так про войну. И грид этот, таблица - очень чудесное и наглядное средство отображения уровня и стиля развития цивилизации
Но черно-белые чудеса света? Они же Чудеса! И черно-белые... это надо быть очень евро-игроком. Если сравнить оформление с 7-чудес или Деус это небо и земля просто. Ребенка за такое не усадишь :(
А ну именно колоду чудес раскрасить может и нужно:) Тут вы правы
Deus пробовал 1 партию. Пока не могу определится, но я бы не сравнивал эти игры. Достаточно эпичная История и очень быстрая игра на составление цепочек Deus. Разные по ощущениям игры и никак не конкуренты друг другу.
А я вот наоборот, понял, что не надо брать, когда я пять человек на партию соберу?
А вот оформление как раз очень нравится.
"Setup" вполне себе заменяется "подготовкой")
Раздумывал над Духом самурая, но если там тоже в основном математика, то такого добра более чем хватает и в Андоре и напряги в Ghost Stories.
Почитайте правила просто, по ним геймплей в целом понятный, хоть и много каких-то нюансов.
Правила очень кратко для тех, кто совсем не в теме.
Есть деревня с домами, жителями и заборами.
Есть планшеты самураев. Возможные действия. Тянешь карту (1) или помогаешь другим Самураям (2) или Пас.
1. Вытянутую карту можно положить слева от планшета самурая (это защитники), если символ совпадает. Или справа (это атакующие). Но каждый раунд верхняя карта атаки приносит штраф. Если сумма чисел атакующих равна числу "Кияй" (у каждого героя своё), то выполняешь бонусное действие, если же превысил, то автоматический пас.
2. Если решаешь помочь, то не глядя одну из карт с общей колоды кладешь в отдельную колоду. Передаешь жетон помощи другому игроку.
3. Пас. Обычно если собрал сет из трёх защитников и не можешь принять атакующих и не хочешь никому помогать.
После этого рассматриваешь какие пакости произошли в деревне. Не собрал сет из защитников - получи разные негативные эффекты. Вскрываешь колоду, которая откладывалась во втором пункте - если там карты с огнём, то палишь потихоньку деревню.
В начале 2-го и третьего раунда. Докидываешь более сильные карты в колоду и опять двадцать пять.
Ну и остальное нюансы. Самый важный из них: если отхватил две раны, то в тебе просыпается звериная сущность. Переварачиваешь планшет самурая и ты теперь зверь с большим количеством здоровья и удвоенным "Кияй".
Вот как-то так:)
Маловато будет)
А вообще, хотелось бы чуть более развернутого отзыва о Самураях)
Два стремительных позора на пятерых:) Мне кажется 2 партии суммарно длились 35-40 минут. Даже фоткать забыл. Надо играть ещё. Так что какие были впечатления по Samurai Spirit, те и добавил)
А ещё вспомнил - очень сложнонаписанные правила. Язык вроде английский, но так предложения построены... Может показалось.
А это для них характерно, там явно правила пишут не носители английского, ведь издательство бельгийское вроде (?). Я в их правилах и ошибки нахожу, и опечатки, и корявые фразы :)
За Historia спасибо!
Не моё получается (абстрактно слишком, достаточно однообразно, нужно 4+ человек), но сыграл бы разок.
Про Alchemists интересно будет почитать, знаю точно, что "вау" эффект гарантирован, я в первой партии получал море удовольствия, просто готовя зелья :Р
Я знаю хоумрул, который точно надо применять на четверых в Истории. Запретить ставить начальный кубик в Америках (типа изобретайте Навигацию и тогда осваивайте её). И будет всё ок.
Насчет абстрактности не соглашусь, если тебе понравился Deus, то Historia ничуть не абстрактней, а скорее даже поатмосферней будет. Всё-таки от розыгрыша карты Брюс Ли получаешь больше удовольствие, чем от условных Казарм. Я про однообразие написал из-за того, что опять было ощущение, что раундов можно было сделать не 12, а 10. Но сократить хоумрулом нельзя из-за "тайных" целей.
спасибо, любопытно. Жду третью часть.