-AdRiver-
Shiiva написал полчаса назад к новости «Тесера»: что нового?: # Сделайте, пожалуйста, оповещения на почту при получении личного сообще...
TTK написал полчаса назад к игре Ганнибал Неутомимый: # просто отлично!
Alan87 написал час назад к игре Чартерстоун: # Сам жалею, что вложился на предзаказе. Из всей игры приятные воспомина...
Malgrim написал час назад к игре Новые игры. Полное фиаско.: # Ещё жетоны благословений.
ldmonster написал час назад к игре Hellboy: The Board Game: # До сих пор новостей нет?
С миру по нитке [19.06.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: GaGa Games выпуст...
На экранах [19.06.2018]
Что происходит в мире цифровых настольных игр? Отвечаем.   В этом выпуске: ...
«Тесера»: что нового?
Мы работаем над улучшением движка и интерфейса сайта.
С миру по нитке [18.06.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «ПРОСТОРОБОТ» раб...
Обзорная башня [18.06.2018]
В этом выпуске: обзор игры Last Night on Earth, предыстория игрового мира игры «...

Diamond76

Мечтают ли настольщики о деревянных овцах?

31 октября 2017

Информация

добавить
Дата: 31 октября 2017
Оценка пользователей
8.9086
-

 

Среди множества тем, которые служат основой для создания настольных игр, одна, по моему мнению, занимает особое место. Это тема сельского хозяйства. Несколько игр, основанных на этой теме, входят в первую сотню на BGG: «Caverna: The Cave Farmers», «Агрикола», «Fields of Arle», «Viticulture», что само по себе удивительно. Ведь вполне объяснимо, почему каждый человек с удовольствием заглянет в фэнтезийный мир, чтобы, примерив на себя роль Конана или короля Артура, защищать своё государство от атак орков и других тварей; стать правителем, ведущим свою цивилизацию к процветанию сквозь века; колонизировать внеземные пространства, попутно уничтожив всех, кто собирается ему помешать; организовать путешествие, выиграть войну... да мало ли какие грандиозные поступки совершить. И вдруг — сельское хозяйство. Почему не добыча и продажа леса, газа, нефти, других полезных ископаемых? Почему не производство посуды, бытовой химии, мебели, техники и т.п.? Хотя на эту тему есть некоторые игры, по сути своей тоже экономические стратегии, но они не пользуются таким успехом. Неужели в сельском хозяйстве есть что-то более романтичное, чем в заготовке, производстве и продаже чего бы то ни было ещё? И неужели так много людей хотят вообразить себя средневековыми крестьянами, которые живут впроголодь в глиняной хижине?

 

 

Стабильное пребывание «Агриколы» в течение десяти лет в первой двадцатке общего рейтинга на BBG говорит о том, что таких желающих гораздо больше, чем желающих оказаться в шкуре рыцаря, первопроходца, пирата или пилота. Значит ли это, что тема игры вторична и интерес игроков сохраняется благодаря механике? Мне кажется, нет. Если поначалу механика «Агриколы» (воркерплейсмент) ещё носила какой-то отпечаток новизны, то сегодня игр в этой нише предостаточно, и много новых, более красочных, более привлекательных... Но, возможно, именно эта механика наиболее полно отвечает выбранной автором теме: выставляем рабочих, они совершают конкретные действия, характерные именно для сельского хозяйства, мы сразу видим результат этих действий и пытаемся в будущем получить максимальную пользу от совершённого, учитывая возможность выбора разных путей развития.

 

«Fields of Arle»

 

Эта связка оказалась настолько успешной, что Уве Розенберг активно и очень плодотворно эксплуатирует её в своём творчестве: «At the Gates of Loyang», «Caverna: The Cave Farmers», «Fields of Arle», «Ora et Labora» — это далеко не полный список его «сельскохозяйственных» наработок. Но самое удивительное в этом то, что все они были успешными, и, несмотря на то, что некоторым из этих игр уже десяток лет, в них продолжают с удовольствием играть, а некоторые из них стали раритетами, которые не так-то просто купить (например, «At the Gates of Loyang»). В чем же «фишка» игр на тему сельского хозяйства?

 

«At the Gates of Loyang»

 

Если сравнить между собой не только перечисленные творения Уве Розенберга, но и «Finca», «La Granja», «Viticulture», «Fields of Green», то можно увидеть, что их авторы стремятся сделать их как можно более наглядными, чтобы механика и тема игры органично сочетались между собой и каждое выбранное нами действие было логичным для выбранной тематики, хотя, возможно, не во всех случаях это удаётся сделать одинаково хорошо.

 

«La Granja»

 

Кроме деревянных компонентов, которые включают в себя не только разнообразные фигурки работников и строения,

 

«Viticulture»

 

здесь широко используются фишки овощей, фруктов, злаков, разных видов животных, которые можно выращивать и собирать, наблюдая, как твои запасы растут прямо на глазах. Эта деталь имеет, на мой взгляд, огромное значение. Например, в старой «Агриколе» все фишки ресурсов были представлены в виде цветных дисков, а животные — в виде цветных кубов. Но мне в руки попало локализованное издание, в котором животные уже представлены в виде деревянных фигурок, что сразу же улучшает внешнее впечатление от процесса. Поэтому закономерно, что в новом издании этой игры фермеры сделаны в виде миплов, а не безликих дисков.

 

«Агрикола»

 

«Caverna: The Cave Farmers»

 

Очень часто для создания атмосферы используются личные планшеты игроков, которые тоже очень наглядно представляют собственность игроков: земельные участки, на которых можно что-то выращивать, что-то разводить, что-то строить. А в «At the Gates of Loyang» у нас вообще целый набор личных полей, на которых произрастают разнообразные овощи. Такой элемент мне всегда нравится, он не просто обособляет игроков, но противопоставляет их угодья. Планшеты хорошо отражают процесс становления и развития отдельного хозяйства, при этом мы отлично видим, какие пути выбрали для себя соперники, что у них появится в ближайшее время, на что они могут рассчитывать и что следует предпринять, чтобы предотвратить своё собственное отставание.

 

«Caverna: The Cave Farmers»

 

«Агрикола»

 

«La Granja»

 

«Viticulture»

 

Соответствующую атмосферу создают и карты помощников, которые встречаются достаточно часто. Помощники, как правило, обладают характеристиками, непосредственно связанными с сельским хозяйством. И каждый из них ценен по-своему, каждый из них может дать не только дополнительные возможности для развития, но и изменить общую стратегию игры.

 

«Агрикола»

 

«La Granja»

 

«At the Gates of Loyang»

 

Но, наверное, самым важным компонентом сельскохозяйственного сеттинга является борьба со специфическими сложностями, которые могут возникнуть только в этой сфере: необходимо вырастить хороший урожай и расплодить животных; необходимо создать соответствующие условия хранения; нужно строить жилища, амбары, хлева и другие полезные здания; всё выращенное надо реализовать, чтобы получить максимальную прибыль; нужно содержать своих работников; нужно расширять своё хозяйство. И тут игрокам противостоят, как правило, не природные явления (например, бури, наводнения и т.п.), не воинственные захватчики, не маги или монстры, а очень прозаические вещи: отсутствие достаточной прибыли, плохой урожай, отсутствие спроса на произведённые товары или низкая цена на них, недостаток рабочих рук, недостаток пищи. Конечно, противостояние игроков тоже имеет место: кто-то раньше других успел вырастить/собрать/продать то, на что есть спрос, успел перехватить действие, дающее максимальную выгоду в раунде, смог ценой «истощения» своих рабочих и денежных средств получить в будущем большую прибыль.

 

«Агрикола», успешное завершение партии

 

Мы боремся с обстоятельствами, которые могут быть сильнее наших возможностей, мы боремся за сохранение нашего небольшого земельного участка, на котором всё возведено и выращено если не нашими руками, то под нашим чутким руководством, мы стремимся быть успешными и в разведении скота, и в выращивании хлеба. Это по-настоящему созидательные цели: выращивать растения и разводить животных мы считаем не менее благородным, не менее героическим, не менее значительным, чем зачистить подземелье от монстров, получить контроль над городом или победить в войне. Возможно, в этом и кроется секрет успеха «сельскохозяйственных» игр?

 

 

Частично использованы фотографии с boardgamegeek.com.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
bibr написал полгода назад: # скрыть ответы

"Стабильное пребывание «Агриколы» в течение десяти лет в первой двадцатке общего рейтинга на BBG говорит о том, что таких желающих гораздо больше, чем желающих оказаться в шкуре рыцаря, первопроходца, пирата или пилота. Значит ли это, что тема игры вторична и интерес игроков сохраняется благодаря механике? Мне кажется, нет. "

А мне кажется, да. Механика первична, агриколу любят за кризисность, драфт и прочее, за механику в целом. Никак не за сеттинг)
Вообще, возникает ощущение, что вы больше поклонник америтреша, а не евро.
Так как многие ваши сравнения указывают на сравнение с америтрешем: "зачистить подземелье монстров", "победить в войне", "казаться в шкуре рыцаря, первопроходца, пирата".
Не надо сравнивать амери и евро. В первом главенствует сеттинг и атмосфера, во втором механика.
И вот мне показалось, что вы судите со стороны америтрешера игру по сеттингу. Неа, ни фига не так)
Мы (евроигроки) циферки любим))) А сеттинг вторичен. А насчёт "успеха сельскохозяйственной темы" - во-первых, вы несколько надумываете, наряду с сельским хозяйством много игр в топе и с другой тематикой, а много игр с сельскохозяйственной тематикой совсем не в топе))
А во-вторых, просто сельское хозяйство универсальный вариант, подходящий для большей части сообщества, поэтому его и выбирают)

DmitriyP написал полгода назад: #

Тем более, что Агрикола не совсем про сельское хозяйство, а вообще про хозяйство, про жизнь (быт) в средневековье

Diamond76 написал полгода назад: # скрыть ответы

Драфт в Агриколе, прямо скажем, не много места занимает, вряд ли за него ее можно любить.
Если вы дочитали статью до конца, то могли заметить, что она про созидательность.
И что плохого вы видите в органичном сочетании механики и сеттинга? Из-за того, что мне это сочетание нравится. вы относите меня к америтрешерам и противопоставляете вам, евроигрокам. Хотя я предпочитаю евро америтрешу, и тоже могу сказать, что мы, евроигроки, очень любим, когда в евроигре сеттинг не является приложением к игре, а создает нужную атмосферу.

bibr написал полгода назад: # скрыть ответы

"Драфт в Агриколе, прямо скажем, не много места занимает, вряд ли за него ее можно любить."
Ну, кому как) Я от драфта испытываю более яркие эмоции, чем от самой игры)) Драфт - это мандраж, предвкушение, большая разовая нагрузка на мозг и память. А сама игра - реализация драфта. Тоже яркие эмоции, но более спокойные.

"Если вы дочитали статью до конца, то могли заметить, что она про созидательность."
=))) Неа, статья не про созидательность) В конце статьи утверждение, что пипл хавает сельхоз сеттинг ввиду собственной благородности и понимания, что бастить овощи - также круто, как и валить монстров. Но моё мнение, что это неправильный вывод из-за неправильной вводной. В агриколе главное не сеттинг, а циферки. Замени овощи на доспехи, а овец на убитых монстров - игра стала бы таким же хитом, поскольку хардкорщикам пофиг.
С другой стороны, вы знаете хитовое амери на сельскохозяйственную тему, где по броскам кубиков выясняют, кому сколько коров приросло?)
Вот вам и ответ)

"И что плохого вы видите в органичном сочетании механики и сеттинга? "
Ничего плохого не вижу. Просто в евро не на этом акцент, а в амери на этом акцент.

"вы относите меня к америтрешерам и противопоставляете вам, евроигрокам. Хотя я предпочитаю евро америтрешу, и тоже могу сказать, что мы, евроигроки, очень любим, когда в евроигре сеттинг не является приложением к игре, а создает нужную атмосферу."
Я сделал такое предположение ввиду ваших сравнений. Сравнений евро и амери)

Diamond76 написал полгода назад: # скрыть ответы

Ну, так бы и написали: "Статья не понравилась", потому что я не согласен.

Евро на тему убийства монстров: Чемпионы Мидгарда.
Евро на тему короля Артура: Мерлин от Фельда.
Евро на тему путешествий, развития государства и т.д. - их множество. При чем тут сравнение амери и евро?

bibr написал полгода назад: # скрыть ответы

Так мне статья понравилась!))
Только я не согласен с выводом, что успех сельскохозяйственных евро определяет сеттинг.

"При чем тут сравнение амери и евро?"
Я же писал, у меня возникло ощущение, что вы сравниваете евро и амери. Вы же не обозначили игры, с которыми сравниваете агриколу-каверну. А "зачистить подземелье монстров", "победить в войне", "казаться в шкуре рыцаря, первопроходца, пирата" - всё же аттрибуты чаще америтреша, чем евро. Ну, значит я ошибся в своём предположении и речь в этой статье сугубо про евро. Я верно вас понял?
И соответственно, основной вопрос, на который отвечает статья - в чём успех сельскохозяйственного евро перед несельскохозяйственным. Правильно?

Diamond76 написал полгода назад: #

Ну, все-таки я про сеттинг писал прежде всего. Не делю я для себя жестко евро и амери в зависимости от темы. Просто надо было противопоставить что-то явно "героическое" и приключенческое (а это что-то ярче проявляется в амери, конечно) довольно обыденному с точки зрения процессу добывания пищи, выращивания овощей и разведения скота. Вот так и получилось.

А вот идея с америтрешем на сельскохозяйственную тему мне очень нравится. Надо будет поискать, возможно, что такое и есть)

Diamond76 написал полгода назад: #

Кстати, про тематичность евро-игр: сейчас опубликовали статью про Архипелаго, в которой очень хорошо, по-моему, показана суть органичного сплава механики и сеттинга.

username_138 написал полгода назад: #

Лайк за название темы

Petsar написал полгода назад: # скрыть ответы

Хорошая статья.

Думаю, популярность фермерской темы объясняется общим для большинства людей крестьянским прошлым.

Не будем забывать, что кроме настолок ещё крайне популярны и компьютерные игры на эту тему

Gorthauers написал полгода назад: # скрыть ответы

Мне кажется главная причина все же - ярко выраженная созидательность процесса. Ну и наглядность вкупе с логичностью/интуитивностью.

Slim_Slam_Snaga написал полгода назад: # скрыть ответы

Именно так - в конце партии ты не просто получаешь ПО, а видимый итог своего труда

Petsar написал полгода назад: #

Тогда одновременно с фермерской темой были бы популярны и все остальные производственные процессы

Slim_Slam_Snaga написал полгода назад: # скрыть ответы
В настолки играют только мальчики?!

"Ведь вполне объяснимо, почему каждый человек с удовольствием заглянет в фэнтезийный мир, чтобы, примерив на себя роль Конана или короля Артура, защищать своё государство от атак орков и других тварей; стать правителем, ведущим свою цивилизацию к процветанию сквозь века; колонизировать внеземные пространства, попутно уничтожив всех, кто собирается ему помешать; организовать путешествие, выиграть войну... да мало ли какие грандиозные поступки совершить. И вдруг — сельское хозяйство"

Очень спорный довод, очень...

Diamond76 написал полгода назад: # скрыть ответы

Во-первых, это просто самые типичные "роли" в играх, а не деление на мужское/женское. Во-вторых, это не довод к размышлению о том, что кому нравится, а довод к размышлению о том, что геройского в играх на тему сельского хозяйства.

Slim_Slam_Snaga написал полгода назад: # скрыть ответы

И снова спорно)
Не самые популярные и не каждый хочет быть героем ("герои, герои, кругом одни герои")

Не ради флуда и придирок, действительно однобоко и штамп на штампе

Diamond76 написал полгода назад: #

Странно, так это предложение и эксплуатирует наиболее расхожие роли (если угодно, штампы). И как это противоречит итогу статьи?

Erwin написал полгода назад: # скрыть ответы

Ох, ну вот про Конана я бы поспорил, ибо слово автора таково:"У каждого мужчины есть тайное желание быть развязным пьяным убийцей, насильником и головорезом. (с) Роберт Говард". Да и более-менее защитником государства Конана был только в "Часе дракона", во всех остальных произведениях его деятельность была несколько иной.

Diamond76 написал полгода назад: #

Ну, давайте вспомним весь цикл про Конана, кто и что про него написал и т.д. Конан взят как некая типичная роль, образ, который эксплуатируется так или иначе (пусть и без этого имени) во многих играх. Это воин, короче говоря. А король Артур приведен в пример как стратег, а не конкретная историческая личность.

Wulkuw написал полгода назад: # скрыть ответы

Спасибо за размышления и особый респект за отсылку к любимому автору ;)
Интересная это тема – атмосферность евро. А порой и неуловимая :) Пару своих наблюдений. Первые впечатления 9-тилетнего ребенка после первой партии Агриколу: «Очень интересно, все, как в жизни!» (Над дитем не издевались: семейная версия с подсказками – уже 3 года любимая игра). Или взять хотя бы отличную игру Труа – ну какая тут атмосфера. Но все-таки названия, удачно подобранные действия оживляют даже этот сухарик: Лучник (броски кубиков – выстрелы с попаданиями и промахами), Сборщик податей (платежи от оппонентов за их миплов).

Slim_Slam_Snaga написал полгода назад: # скрыть ответы

В Труа все очень хорошо с атмосферой)

Wulkuw написал полгода назад: #

В Труа привлекает – именно в таком порядке – математическая выверенность, стильное оформление, взаимодействие с кризисностью. Вижу несколько любопытных находок по «натягиванию сеттинга». Если и есть «претензии» по атмосферности, то они у меня не к этой игре, а жанру в целом :) Под главный и порой необъяснимый критерий «Играть интересно!» Труа вполне подпадает.

Kuroi написал полгода назад: #

-> Лучник (броски кубиков – выстрелы с попаданиями и промахами)

Это скорее пример удачного заимствования трешевой механики, нежели свежая находка в евро. :D