-AdRiver-
Andr_AA написал 5 минут назад к игре Берсерк: # доп карты - это полноформатки
mrdona написал 6 минут назад к игре Берсерк: # 3. карты гораздо тоньше чем были раньше. примерно такие же как в масте...
RAVE написал 6 минут назад к мысли на тему Про закрытие Android:Netrunner, Warhammer 40K: Conquest...: # ЖКИ - прежде всего соревновательные игры (я сейчас не говорю о ЛОТРе и...
namer написал 7 минут назад к игре Чартерстоун: # Спасибо, огромное, именно этого и боялся. Брать не буду. Помогли съэко...
mrdona написал 10 минут назад к игре Берсерк: # возвращение классики приятно удивило из плюсов: 1. у каждой колоды ес...
С миру по нитке [19.06.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: GaGa Games выпуст...
На экранах [19.06.2018]
Что происходит в мире цифровых настольных игр? Отвечаем.   В этом выпуске: ...
«Тесера»: что нового?
Мы работаем над улучшением движка и интерфейса сайта.
С миру по нитке [18.06.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «ПРОСТОРОБОТ» раб...
Обзорная башня [18.06.2018]
В этом выпуске: обзор игры Last Night on Earth, предыстория игрового мира игры «...

Ksedih

«Реликвиум» — обзор после 17 партий

01 марта 2018

Информация

добавить
игры Реликвиум
персоны Петр Вибе
компании Интаглиф
Дата: 01 марта 2018
Оценка пользователей
9.1561
-

В конце прошлого года вышла новая игра компании «Интаглиф», и вот только сейчас руки дошли выложить её обзор, ведь наиграно уже под два десятка партий. Не являясь большим любителем настолок подобной направленности — а именно, с точно выверенными «схематическими» ходами, — я незаметно для себя собрал всю коллекцию этих коробок-«книжек» от «Интаглифа», невероятно похожих по сути друг на друга (почерк автора, однако). Книжки они потому, что выглядят, как древние тома в переплёте — такая вот задумка издателя, чтоб все их настолки образовывали этакую библиотеку.

 

Действия всех игр фирмы происходят в одном магическом мире, так что тема таинственных рукописей, прослеживаемая в оформлении не только коробок, но и всяких игровых планшетов, стилизованных под вырванные листы, очень в кассу. В общем, за стиль по-прежнему «Интаглифу» зачёт, хоть далеко не всем понравится столько мрачный суровый дизайн.

 

 

О чём это?

 

Новый «Реликвиум» — это стратегия со строительством, войсками, полем и перемещением по нему, плюс, немного дипломатии. Воины и маги бегают по холмам и лесам, стараясь контролировать пограничные с соседями территории и отстроить побольше своих крепостей.

 

То есть игрокам предстоит сражаться за территории… собственно и всё, хотел дописать «собирать ресурсы, зарабатывать влияние, прокачивать войска», но нет, это другой тип игр. Здесь мы просто боремся за территорию, бодаясь с армиями соперников на границах лесов, полей и рек.

 

Что в коробке?

 

Итак, перед нами новый уровень маленького российского издательства — теперь в коробке лежат миньки вместо привычных для любителей игр компании «пенопластовых» жетонов. Миньки, надо сказать, прикольные. На конфеты ассорти похожи =) Представляют собой три класса бойцов — маги, воины, защитники.

 

 

Горка жетонов приказов и замков.

 

 

Жетоны легендарных существ, по три на фракцию. Вот где эпичные миниатюры пришлись бы в пору для избалованных наполнением современных коробок игроков, какой-нибудь здоровенный архангел на поле стал бы поводом обсуждать игру так же активно, как всякие Blood Rage-и.

 

 

Поле, где происходит действо, со всеми атаками, маршами войск и строительством. Ареа-контроль, в общем.

 

 

Планшеты фракции, где указаны способности трёх легендарных существ расы и отмечаются фазы раунда на нижнем треке.

 

 

 

Как в это играть?

 

В начале партии у каждой фракции есть предписанное на поле место, куда выставляется три стартовых замка и несколько воинов. Из этих родных земель и начнёт распространяться ваше влияние посредством военного кулака из создаваемых в стенах тех замков бойцов. Запасы их, кстати, не безграничны, построить всего можно по три юнита каждого типа. Цель же войны — отстроить 9 своих замков быстрее остальных.

 

Итак, в свой ход игрок должен сделать одно из двух действий, дающихся на выбор в зависимости от текущей фазы, указанной на вашем планшете.

 

Здесь мы видим 9 слотов действий, некоторые из которых заняты замками, возводя которые мы получаем больше действий в раунд, так как слотов становится больше. Действия выполняются слева направо. Притом, строя замок в поле (с символом пшена на нём), в лесу (с ёлкой) или в горах (с горой), игрок получает доступ к разным действиям. Например, замки в полях позволяют выбирать из двух действий: движение или ближний бой.

 

Очевидно, что как бы вы ни старались, сначала построиться, а потом, например, атаковать, не получится, последовательность строгая. В этом и плюс, и минус. Теряется гибкость привычных стратегий, но привносится та самая «шахматность», присущая всем разработкам Петра Вибе — вы всегда знаете, чего и когда ждать от противника, и можете выстраивать стратегию на несколько ходов вперёд.

 

Собственно, действия такие: перемещение по полю из одного региона в другой, атака соседней области, строительство замка в контролируемой области, найм отряда в замке, вызов легендарного существа и дальний бой. Рассматривать подробно не буду, остановимся только на самом оригинальном — боях.

 

Начало партии

 

Их исход зависит от суммы показателей силы отрядов, участвующих с двух сторон: если вы нападающий, то все ваши фишки-«воины» считаются за двойки, в то время, как все другие считаются единицами, если вы защищающийся, то наоборот, фишки-«защитники» считаются двойками, а остальные единицами. А есть ещё «маги», которые становятся двойками, только если являются силами так называемой «поддержки», которая создаётся приказом «дальний бой» и в которую входят только юниты из соседних с оспариваемой областей. В общем, тактических манёвров и кружения фишек по областям карты хватает.

 

Вообще-то вся игра — это беспрерывные манёвры на игровом поле, выстраивание обороны, кулака для нападения, резервной области с поддерживающими магами, обходных манёвров по фланговым областям. Нестандартные ситуации создаются благодаря тем самым легендарным существам, которые, помимо обычного бонуса +1 к силе войскам своей формы (треугольник-атакёр, гекс-защитник или квадрат-маг), у каждой фракции действуют по-своему — могут, например, резко усилить поддержку одной области, а могут отменить атаку по вашему ключевому региону, или вообще разрушить замок врага.

 

 

Впечатления

 

Они, что совсем не странно, точно такие же, как и от прочих игр Вибе (ну, пожалуй, кроме «Длани Мануса», совершенно не зашедшей — можете почитать обзор). Гордость не столько за российский игропром, сколько за наших авторов с по-настоящему своим стилем. По-моему, в обзоре каждой игры издательства «Интаглиф» я писал, что они «шахматоподобные» — и это действительно так. Разработчик как будто ненавидит рандом всей душой и его миссия принести в мир как можно больше настолок без него =)

 

Мне сложно писать восторженно-позитивно об этих играх, так как сам — большой нелюбитель подобного типа настолок. Однако постоянно встречаю людей, которые очень ценят подобные развлечения, и им, мягко говоря, очень заходят игры Вибе. Возможность продумать наперёд чуть ли не каждый ход — радость для маньяков-аналитиков, именно они сидят за клетчатыми досками, напряжённо вглядываясь в деревянные фигуры. Для таких, как я, придуманы более простые и красочные игры, типа «Реликвиума», где шахматы хорошо замаскированы под обычную настольную игру.  

 

 

Говоря конкретно о данной коробке, ожидания «стратегии с полем» оправдались не до конца. Хотелось чего-то новенького (от автора): войн за территории, обороны ключевых замков, яростных сражений и неожиданных ударов, в общем, побольше эпичности и захватывания духа, так сказать, новых граней и ухода от классического «Бестиария» «Интаглифа». Однако получили продолжение. Игра получилась довольно схематичной, и процесс больше напоминает перемещение фишек по полю генералами, планирующими наступление на позиции врага.

 

Каждый раунд необходимо сидеть и продумывать, что будешь делать, на ходы вперёд, учитывая возможности оппонентов и текущую ситуацию на доске. Естественно, всё не заскриптовано, ведь, помимо очерёдности в совершении определённых действий, у игроков всегда есть выбор между двумя из них, однако, общие паттерны просматриваются как — да что ж такое! — в шахматах. Поэтому сидишь и размышляешь: «Я вот так, а он вот так, а я эдак, после чего он…»

 

 

Эта игра в очередной раз заставила задуматься о том, какие же игры предпочитаю лично я. Ведь здесь есть всё, чтобы заинтересовать любителя подумать над ходом, посчитать наперёд, а также эпичности как в «Героях меча и магии». Однако вышло так, что без рандома мне жизнь не мила, и в очередной партии в TTA, где необходимо всё подряд просчитывать и рассчитывать, незнание «повезёт ли с выходом нужной карты» даёт куда больше положительных эмоций и возможность передохнуть от размышлений, чем право решить наперёд всё. То есть классические евро-игры кажутся куда более привлекательными, чем чистые абстракты, к коим причисляю теперь «Реликвиум».

 

Тот же великолепный Tash-Kalar кажется куда менее абстрактным, благодаря механике рандомного прихода карт на руку, хотя от заявленной темы там нет ничего, а игровой процесс просто про выставление однотипных фишечек на клетчатое поле. В отличие от нашей коробки, где себя действительно можно почувствовать генералом, манипулирующим массивами войск на карте страны. Но здесь это ровно схема и точнейший расчёт без права на ошибку — безграмотные движения влево-вправо погубят всех ваших воинов и заодно фракцию. Настольный симулятор генерала за столом со стратегической картой, в общем.

 

 

Благо есть легендарные существа, разбавляющие стандартные манёвры. Да, они по большей части дают те же самые действия своим войскам, что и стандартные приказы, но некая вариативность и уникальность у каждой фракции присутствует и радует. Кто-то лучше поддерживает свои отряды дальним боем, кто-то может усилить ближнюю атаку. Общей картины абстрактности это не отменяет, но всё же.  

 

Плохо ли это? Конечно, нет. Почитатели первых игр компании, несомненно, оценят и «Реликвиум» , ведь именно им зашли бескомпромиссные «Бестиарии». Здесь то же самое, только в стратегическом вместо тактического масштабе. Если умеете думать не на один ход вперёд и предвидеть действия оппонентов, то оно для вас.

 

 

Что интересно, автор игры, походу, понимает, что и для кого создаёт, осознавая как плюсы, так и минусы своих творений, и пытается охватить больше аудитории, вводя дополнительные правила для вариативности игры. Например, в дополнении к его «Бестиарию Сигиллума» появлялся рандом (который, тем не менее, можно было отключать). В «Реликвиуме» есть вариант с союзниками, когда каждая фракция может поддерживать в бою другую отрядами из соседних областей, и даже способностями своих легендарных существ. Понятное дело, в нашей компании такое зашло куда лучше, чем точные рассчёты по количеству войск =D Да и вообще дипломатия в стратегии кажется вполне естественной.

 

В общем, не знаю как прочувствованно похвалить игру совершенно не моего типа, но она действительно хорошая. Правда, есть ещё один аспект, который на самом деле не понравился — это условия окончания партии. Цель игры, как уже сказано выше, построить все свои девять замков на поле. И вот этот самый момент постройки последнего замка очень неочевидный и незаметный — так как они строятся в завершающие ходы раунда. Зачастую происходит так, что последний раунд партии пустой — так как очевидно, что кто-то построит свой последний замок, и с этим никак ничего не поделать, ведь сражения происходят в самом конце раунда.

 

 

Этот недочёт (или фичу?) вижу не только я, многие также высказывали к нему претензию — автор оперативно выложил на своём сайте дополнительное правило, по которому победа засчитывается лишь в самом-самом конце раунда, после боёв, так что есть шанс отжать последний замок у потенциального победителя. На сайте, кстати, есть всякие плюшки в виде дополнительных стартовых расстановок замков/войск, случайных событий — видимо, для тех, кому чересчур сухо.

 

Как бы то ни было, в «Реликвиум» свои 17 партий отыграл, большую часть на двоих, но любым составом время партии показалось небольшим, что способствовало появлению на столе коробки. В общем, претендуя на объективность и запихнув своё мнение насчёт «абстрактов по сути» подальше, скажу, что игра вышла хорошая, понравилась больше первенцов компании. Тут и оформление «полноценной» настолки сыграло роль — раскладывающееся плотное поле, фишки приятные.

 

И как всегда — любителям шахмат и полностью открытой информации рекомендую опробовать в первую очередь, очень годно. Остальные, наверное, могут проходить мимо. Хотя коробка явно рассчитана на более широкую аудиторию, чем «Бестиарий».

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
IvTuzovsky написал 3 месяца назад: # скрыть ответы

Алексей, а у меня вот вопрос от телезрителя из Челябинска.
А вдвоем она не поломана немножко? А то у меня возникло ощущение, что места слишком много при игре на двоих и в результате шахматность и безрандомность превращается в беду - именно при игре вдвоем единственная ошибка оппонента приводит к "детскому мату".
Я, собственно, поэтому до сих пор и не выкатил обзор, что десяток наигранных партий пришлись именно на дуэльный состав и там эта проблема фигурирует постоянно

Intaglyph написал 3 месяца назад: # скрыть ответы

Иван, а закрывали стартовые и граничащие с ними земли неиспользуемых фракций жетонами их замков (нейтральные фракции)? Еще есть сценарий для двух игроков "Дуэль четырех фракций", а также стартовая расстановка "Срединная империя".

IvTuzovsky написал 3 месяца назад: # скрыть ответы

Да, первый пункт исполняли, конечно. Даже пробовали в разных расположениях - по диагонали и, наоборот, на одной стороне по углам.
А вот сценарии не попробовали (вероятно, зря).
В ближайшие дни, надеюсь, наконец собрать состав на 4 игроков, там и определюсь=)

Intaglyph написал 3 месяца назад: # скрыть ответы

Да, базовая расстановка при игре вдвоем (с нейтральными фракциями) предполагает быстрые партии (~30 мин), одна ошибка и проигрыш, ведь зачастую у игроков по 8 замков и для победы достаточно захватить 1 землю противника. Но можно увеличить территорию нейтральных фракций, выложив по дополнительному замку, тем самым сократив доступные земли.

IvTuzovsky написал 3 месяца назад: # скрыть ответы

ну вот у нас обнаружилось, что у одного из соперников всегда есть оптимальная стратегия распространения, которая позволяет ему вообще без единой битвы успеть отжать все 9 земель. А у второго противника в зависимости от стартовых условий такой ситуации, кажется, может и не быть.
Забивать "лишними" нейтралами? Ок, попробуем еще разок, как вдвоем соберемся

Intaglyph написал 3 месяца назад: #

Уточнение по способности Архитектуса https://vk.com/intaglyph?w=wall-76193540_1607

Nelud написал 3 месяца назад: # скрыть ответы

Всколькиром играли? (этот вопрос имеет отношение к шахматности =) )

Ksedih написал 3 месяца назад: # скрыть ответы

2-4. Если ты про "хаос и кингмейкинг", начинающийся в любой настолке при количестве игроков от трёх (по сравнению с партиями на двоих), то, понятное дело, он и здесь присутствует. Но это не отменяет общей картины ощущений.

Nelud написал 3 месяца назад: #

Да, именно это я имею в виду. Я ведь тоже не люблю строго детерминированные игры.
Вот вспоминаю свои ощущения от Империала, и там совершенно не чувствую шахматности. Хотя там тоже отсутствует случайность. Вот я и думал, что это из-за большого количества игроков.
Ладно, жаль, а то подумывал о приобретении данной игры.

Nelud написал 3 месяца назад: #

А не возникало мысли добавить в битвы карты перевеса из Игры престолов?

hickname написал 3 месяца назад: # скрыть ответы

Судя по первому фото 2/3 коробки занимает воздух?

Stereochild написал 3 месяца назад: #

www.fantasyflightgames.com

Ksedih написал 3 месяца назад: #

Во-первых, да, ффг-стайл (да и во многих коробках с играми то же самое, лишь в последнее время тенденция стала меняться, благодаря всяким кикстартерам). Во-вторых, там ещё планшеты фракций вынуты и толстое поле сверху это прикрывает.

Lysyy написал 3 месяца назад: # скрыть ответы

По-отдельности, элементы всех игр Интаглифа вроде как ОК. Ну мрачное средневековье и всё такое. Но блин, этого мало для хорошего дизайна. Все эти компоненты не образуют цельного классного восприятия. От всех игр остаётся стойкое ощущение самиздата, вот хоть увольте. Настолько все грубое и недоделанное, хотя, видимо, для неприхотливой ЦА этих игр сойдёт и так.
Но Вибе, видный зануда, а значит будет по-прежнему делать в этом же духе.

Лично мне хочется, чтобы все эти игры были абстрактом типа GIPF project, и я искренне не понимаю зачем им нужна какая-то тема.

Blackstone написал 3 месяца назад: # скрыть ответы

Не согласен. Мне нравится тема мрачного средневековья, и будь эти игры абстрактными, ощущения от них, я уверен, были бы другими.
Что именно грубое и недоделанное? Не будьте голословны. Мне так наоборот кажется, что все с любовью проработано. В том же Бестираии каждому персонажу придумали историю, зачастую переплетающуюся с историей других персонажей!
Мне игры Интаглифа кажутся одними из самых атмосферных. Во многом благодаря всем этим пенопластовым войскам, сургучным печатям на конвертах с жетонами ранений, и уникальному шрифту в правилах и описаниях свойств.
Короче, понимаю, что это все мои личные ощущения. Но я хотел ими поделиться, чтобы обозначить наличие альтернативного мнения насчет дизайна Интаглифа.

Lysyy написал 3 месяца назад: # скрыть ответы

Ну косяки дизайна начались еще со шрифтов в Бестиарии, которые даже начинающий дизайнер не запустил бы в продакшн.
Во-вторых, что в бестиарии, в реликвиуме, вообще нету четкой проработки цвета-формы. Все бесформенное и невыразительное. Фигурки теряются на поле, какие-то грязные цвета, на самом поле реликвиума плохо проработан объём и пространство. Из профессионального подхода, разве что скетчи монстров, но и они смотрятся незаконченно в общем концепте дизайна.
Сравните тот же бестиарий с третьей версией нейрошимы хекс, с которой, видимо, всё и начиналось и взгляните хотя бы на поле Blood Rage, хотя и оно не айс, если строго говорить, но похоже на Реликвиум.

Lysyy написал 3 месяца назад: # скрыть ответы

Я ведь не просто так говорю, чтобы позудеть, как здесь на тесере любят. CMON вот например, вообще не умеет в вёрстку шрифтов (обычно на кике на это денег не выделяют совсем). Просто на мой взгляд, если бы при сходном производственном уровне дизайн был крутого уровня, то игры Интаглифа продавались бы намного-намного лучше.

Ksedih написал 3 месяца назад: # скрыть ответы

Ну, то есть, игры-то хорошие? =) Самиздатом несёт, так как по сути это и есть самиздат, хорошего уровня. Ощущение, что Петр всё это совсем в одиночку делает. И, как упомянул в статье, тоже считаю, что при более высоком уровне качества дизайна, продажи бы взлетели выше. На кикстартере бы, с миньками существ гигантских и фигурками воинов собрала бы как Blood Rage какой-нибудь.

Lysyy написал 3 месяца назад: #

Игры кстати, весьма неплохие. Я думаю, что да, КМОН с миньками смог бы выжать из них профит )

Вибе, это российский Лэнг )

апд: Я ведь сам издавал свою книгу и потому сочувствую самиздатовскому миру Сиггилума.