![]() |
Что нас ждёт в 2021 году? |
Своеобразный небольшой дайджест (далеко не полный) грядущих кампаний и анонсов 2... | |
![]() |
Голосуем кошельком [21.01.2021] |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... | |
![]() |
Обзорная башня [19.01.2021] |
В этом выпуске: руководство по Eclipse, как вести себя в окружении Древних, стат... | |
![]() |
Открыт предзаказ на «Тауантинсуйу. Империя инков» |
Сегодня на сайте Crowd Games открывается предзаказ на «Тауантинсуйу. Империя инк... | |
![]() |
С миру по нитке [18.01.2021] |
Порция новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Новинки — «Ужас А... |
В конце прошлого года вышла новая игра компании «Интаглиф», и вот только сейчас руки дошли выложить её обзор, ведь наиграно уже под два десятка партий. Не являясь большим любителем настолок подобной направленности — а именно, с точно выверенными «схематическими» ходами, — я незаметно для себя собрал всю коллекцию этих коробок-«книжек» от «Интаглифа», невероятно похожих по сути друг на друга (почерк автора, однако). Книжки они потому, что выглядят, как древние тома в переплёте — такая вот задумка издателя, чтоб все их настолки образовывали этакую библиотеку.
Действия всех игр фирмы происходят в одном магическом мире, так что тема таинственных рукописей, прослеживаемая в оформлении не только коробок, но и всяких игровых планшетов, стилизованных под вырванные листы, очень в кассу. В общем, за стиль по-прежнему «Интаглифу» зачёт, хоть далеко не всем понравится столько мрачный суровый дизайн.
Новый «Реликвиум» — это стратегия со строительством, войсками, полем и перемещением по нему, плюс, немного дипломатии. Воины и маги бегают по холмам и лесам, стараясь контролировать пограничные с соседями территории и отстроить побольше своих крепостей.
То есть игрокам предстоит сражаться за территории… собственно и всё, хотел дописать «собирать ресурсы, зарабатывать влияние, прокачивать войска», но нет, это другой тип игр. Здесь мы просто боремся за территорию, бодаясь с армиями соперников на границах лесов, полей и рек.
Итак, перед нами новый уровень маленького российского издательства — теперь в коробке лежат миньки вместо привычных для любителей игр компании «пенопластовых» жетонов. Миньки, надо сказать, прикольные. На конфеты ассорти похожи =) Представляют собой три класса бойцов — маги, воины, защитники.
Горка жетонов приказов и замков.
Жетоны легендарных существ, по три на фракцию. Вот где эпичные миниатюры пришлись бы в пору для избалованных наполнением современных коробок игроков, какой-нибудь здоровенный архангел на поле стал бы поводом обсуждать игру так же активно, как всякие Blood Rage-и.
Поле, где происходит действо, со всеми атаками, маршами войск и строительством. Ареа-контроль, в общем.
Планшеты фракции, где указаны способности трёх легендарных существ расы и отмечаются фазы раунда на нижнем треке.
В начале партии у каждой фракции есть предписанное на поле место, куда выставляется три стартовых замка и несколько воинов. Из этих родных земель и начнёт распространяться ваше влияние посредством военного кулака из создаваемых в стенах тех замков бойцов. Запасы их, кстати, не безграничны, построить всего можно по три юнита каждого типа. Цель же войны — отстроить 9 своих замков быстрее остальных.
Итак, в свой ход игрок должен сделать одно из двух действий, дающихся на выбор в зависимости от текущей фазы, указанной на вашем планшете.
Здесь мы видим 9 слотов действий, некоторые из которых заняты замками, возводя которые мы получаем больше действий в раунд, так как слотов становится больше. Действия выполняются слева направо. Притом, строя замок в поле (с символом пшена на нём), в лесу (с ёлкой) или в горах (с горой), игрок получает доступ к разным действиям. Например, замки в полях позволяют выбирать из двух действий: движение или ближний бой.
Очевидно, что как бы вы ни старались, сначала построиться, а потом, например, атаковать, не получится, последовательность строгая. В этом и плюс, и минус. Теряется гибкость привычных стратегий, но привносится та самая «шахматность», присущая всем разработкам Петра Вибе — вы всегда знаете, чего и когда ждать от противника, и можете выстраивать стратегию на несколько ходов вперёд.
Собственно, действия такие: перемещение по полю из одного региона в другой, атака соседней области, строительство замка в контролируемой области, найм отряда в замке, вызов легендарного существа и дальний бой. Рассматривать подробно не буду, остановимся только на самом оригинальном — боях.
Начало партии
Их исход зависит от суммы показателей силы отрядов, участвующих с двух сторон: если вы нападающий, то все ваши фишки-«воины» считаются за двойки, в то время, как все другие считаются единицами, если вы защищающийся, то наоборот, фишки-«защитники» считаются двойками, а остальные единицами. А есть ещё «маги», которые становятся двойками, только если являются силами так называемой «поддержки», которая создаётся приказом «дальний бой» и в которую входят только юниты из соседних с оспариваемой областей. В общем, тактических манёвров и кружения фишек по областям карты хватает.
Вообще-то вся игра — это беспрерывные манёвры на игровом поле, выстраивание обороны, кулака для нападения, резервной области с поддерживающими магами, обходных манёвров по фланговым областям. Нестандартные ситуации создаются благодаря тем самым легендарным существам, которые, помимо обычного бонуса +1 к силе войскам своей формы (треугольник-атакёр, гекс-защитник или квадрат-маг), у каждой фракции действуют по-своему — могут, например, резко усилить поддержку одной области, а могут отменить атаку по вашему ключевому региону, или вообще разрушить замок врага.
Они, что совсем не странно, точно такие же, как и от прочих игр Вибе (ну, пожалуй, кроме «Длани Мануса», совершенно не зашедшей — можете почитать обзор). Гордость не столько за российский игропром, сколько за наших авторов с по-настоящему своим стилем. По-моему, в обзоре каждой игры издательства «Интаглиф» я писал, что они «шахматоподобные» — и это действительно так. Разработчик как будто ненавидит рандом всей душой и его миссия принести в мир как можно больше настолок без него =)
Мне сложно писать восторженно-позитивно об этих играх, так как сам — большой нелюбитель подобного типа настолок. Однако постоянно встречаю людей, которые очень ценят подобные развлечения, и им, мягко говоря, очень заходят игры Вибе. Возможность продумать наперёд чуть ли не каждый ход — радость для маньяков-аналитиков, именно они сидят за клетчатыми досками, напряжённо вглядываясь в деревянные фигуры. Для таких, как я, придуманы более простые и красочные игры, типа «Реликвиума», где шахматы хорошо замаскированы под обычную настольную игру.
Говоря конкретно о данной коробке, ожидания «стратегии с полем» оправдались не до конца. Хотелось чего-то новенького (от автора): войн за территории, обороны ключевых замков, яростных сражений и неожиданных ударов, в общем, побольше эпичности и захватывания духа, так сказать, новых граней и ухода от классического «Бестиария» «Интаглифа». Однако получили продолжение. Игра получилась довольно схематичной, и процесс больше напоминает перемещение фишек по полю генералами, планирующими наступление на позиции врага.
Каждый раунд необходимо сидеть и продумывать, что будешь делать, на ходы вперёд, учитывая возможности оппонентов и текущую ситуацию на доске. Естественно, всё не заскриптовано, ведь, помимо очерёдности в совершении определённых действий, у игроков всегда есть выбор между двумя из них, однако, общие паттерны просматриваются как — да что ж такое! — в шахматах. Поэтому сидишь и размышляешь: «Я вот так, а он вот так, а я эдак, после чего он…»
Эта игра в очередной раз заставила задуматься о том, какие же игры предпочитаю лично я. Ведь здесь есть всё, чтобы заинтересовать любителя подумать над ходом, посчитать наперёд, а также эпичности как в «Героях меча и магии». Однако вышло так, что без рандома мне жизнь не мила, и в очередной партии в TTA, где необходимо всё подряд просчитывать и рассчитывать, незнание «повезёт ли с выходом нужной карты» даёт куда больше положительных эмоций и возможность передохнуть от размышлений, чем право решить наперёд всё. То есть классические евро-игры кажутся куда более привлекательными, чем чистые абстракты, к коим причисляю теперь «Реликвиум».
Тот же великолепный Tash-Kalar кажется куда менее абстрактным, благодаря механике рандомного прихода карт на руку, хотя от заявленной темы там нет ничего, а игровой процесс просто про выставление однотипных фишечек на клетчатое поле. В отличие от нашей коробки, где себя действительно можно почувствовать генералом, манипулирующим массивами войск на карте страны. Но здесь это ровно схема и точнейший расчёт без права на ошибку — безграмотные движения влево-вправо погубят всех ваших воинов и заодно фракцию. Настольный симулятор генерала за столом со стратегической картой, в общем.
Благо есть легендарные существа, разбавляющие стандартные манёвры. Да, они по большей части дают те же самые действия своим войскам, что и стандартные приказы, но некая вариативность и уникальность у каждой фракции присутствует и радует. Кто-то лучше поддерживает свои отряды дальним боем, кто-то может усилить ближнюю атаку. Общей картины абстрактности это не отменяет, но всё же.
Плохо ли это? Конечно, нет. Почитатели первых игр компании, несомненно, оценят и «Реликвиум» , ведь именно им зашли бескомпромиссные «Бестиарии». Здесь то же самое, только в стратегическом вместо тактического масштабе. Если умеете думать не на один ход вперёд и предвидеть действия оппонентов, то оно для вас.
Что интересно, автор игры, походу, понимает, что и для кого создаёт, осознавая как плюсы, так и минусы своих творений, и пытается охватить больше аудитории, вводя дополнительные правила для вариативности игры. Например, в дополнении к его «Бестиарию Сигиллума» появлялся рандом (который, тем не менее, можно было отключать). В «Реликвиуме» есть вариант с союзниками, когда каждая фракция может поддерживать в бою другую отрядами из соседних областей, и даже способностями своих легендарных существ. Понятное дело, в нашей компании такое зашло куда лучше, чем точные рассчёты по количеству войск =D Да и вообще дипломатия в стратегии кажется вполне естественной.
В общем, не знаю как прочувствованно похвалить игру совершенно не моего типа, но она действительно хорошая. Правда, есть ещё один аспект, который на самом деле не понравился — это условия окончания партии. Цель игры, как уже сказано выше, построить все свои девять замков на поле. И вот этот самый момент постройки последнего замка очень неочевидный и незаметный — так как они строятся в завершающие ходы раунда. Зачастую происходит так, что последний раунд партии пустой — так как очевидно, что кто-то построит свой последний замок, и с этим никак ничего не поделать, ведь сражения происходят в самом конце раунда.
Этот недочёт (или фичу?) вижу не только я, многие также высказывали к нему претензию — автор оперативно выложил на своём сайте дополнительное правило, по которому победа засчитывается лишь в самом-самом конце раунда, после боёв, так что есть шанс отжать последний замок у потенциального победителя. На сайте, кстати, есть всякие плюшки в виде дополнительных стартовых расстановок замков/войск, случайных событий — видимо, для тех, кому чересчур сухо.
Как бы то ни было, в «Реликвиум» свои 17 партий отыграл, большую часть на двоих, но любым составом время партии показалось небольшим, что способствовало появлению на столе коробки. В общем, претендуя на объективность и запихнув своё мнение насчёт «абстрактов по сути» подальше, скажу, что игра вышла хорошая, понравилась больше первенцов компании. Тут и оформление «полноценной» настолки сыграло роль — раскладывающееся плотное поле, фишки приятные.
И как всегда — любителям шахмат и полностью открытой информации рекомендую опробовать в первую очередь, очень годно. Остальные, наверное, могут проходить мимо. Хотя коробка явно рассчитана на более широкую аудиторию, чем «Бестиарий».