С миру по нитке [28.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Голосуем кошельком [28.03.2024] | |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... | |
С миру по нитке [27.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В предзаказе — «... | |
С миру по нитке [26.03.2024] | |
[Нет слов, только пустота внутри. Соболезнуем всем, кого коснулась трагедия. Ско... | |
С миру по нитке [22.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Hobby World выпу... |
игры |
Битва за Рокуган
|
компании |
Fantasy Flight Games
Hobby World |
Дата: | 06 мая 2019 |
8.5186 |
- |
Вавилонов М.
Обзор настольной игры «Битва за Рокуган»
Минималистичная стратегия
Дайдодзи Нерисма всматривался в мрачное подлесье у дороги, когда караван Клана Журавля, который он сопровождал, проходил мимо него. Среди топота воловьих копыт, скрипа и грохота телег с рисом он пытался разобрать, что услышал или увидел...
Нерисма отскочил в сторону; стрела, которая угодила бы ему прямо в голову, попала в мешок с рисом. Придя в себя, он поднял своё трезубое копье и закричал:
— Засада! Приготовьтесь!
Из подлесья показались люди в грубых и поношенных крестьянских одеждах. Внезапно Нерисма заметил, что сражается с двумя, даже с тремя из них. Они замахнулись на него крестьянским оружием. Он неистово отразил их удары и поразил их в ответ в круговороте пыли, пота, стали и смятения…
Длинный клинок нагинаты сверкнул серебром, поразил одного из бандитов, другому перерезал горло. Нерисма зарезал третьего, затем обернулся, вовремя, поскольку мимо него пронеслась фигура в тёмном плаще, капюшон держался на голове соломенной конической шляпой. Почти не нарушив ритма, фигура в плаще, в которой Нерисма признал одного из стражей каравана, поразила бандита очередным лёгким взмахом нагинаты. Через несколько шагов упал следующий. Затем ещё один.
«Дочь своего отца»
Пер. — Евгений Тараканов
Желали ли вы на время очутиться на месте мудрого полководца, всматривающегося в карту местности, разложенную на массивном деревянном столе, пытаясь предугадать следующий шаг соперника? Готовы ли вы встать перед выбором: сжечь дотла желанную территорию или попробовать отстоять её, несмотря на превосходящие силы противника? Какой путь сумеет привести вас к победе: честный бой или тактическая хитрость? Ответить на эти и многие другие вопросы можно, разыграв партию в настольную игру, оказавшуюся у нас на обзоре: «Битва за Рокуган». В новой игре от FFG игрокам предстоит взять на себя роль одного из дайме, чтобы возглавить один из семи кланов мифических земель Рокугана. «Битва за Рокуган» является очередной игрой из серии Legend of the Five Rings, в которую входят карточная и ролевая игра. Сюжет серии переносит нас во времена феодальной Японии, где ведётся бесконечное сражение за земли мифического Рокугана. В предстоящей битве кланам предстоит сразиться за провинции и регионы этих мистических земель, не чураясь ни честного боя, ни хитроумных уловок, ни чёрной магии.
Похоже, что кланы «Львов» и «Скорпионов» сцепились не на шутку, а львы особенно злы после потери родных земель
Определившись с кланом, каждый из которых имеет личные особенности, игрокам предстоит на протяжении 5 раундов тайно отдавать приказы, пытаясь захватить целые регионы. Арсенал игроков не велик, но крайне эффективен — небольшая ширма, за которой спрятаны от посторонних глаз шесть жетонов битв. Собственно эти жетоны, а также способы их размещения и являются центральной механикой игры. Пул жетонов у игроков, за исключением одного уникального, идентичен, а раунд начинается с того, что все добирают приказы из собственного запаса до тех пор, пока у каждого за ширмой не окажется шесть жетонов. Войска собраны, пора начинать сражение!
Всевозможных жетонов в игре хоть отбавляй, на радость всем любителям повыдавливать картон
Жетоны имеют каплевидную форму, на их обратной стороне изображён герб клана, а на лицевой — один из семи типов приказа, который определяет не только эффект его розыгрыша, но и правила размещения. Армия, к примеру, может быть разыграна как для нападения, в таком случае жетон выкладывается на границу между провинцией атакующего и атакованного, так и в качестве защиты, однако в таком случае жетон выкладывается в центр обороняемой территории. Синоби работает схожим образом, однако, в отличие от армии, коварные ниндзя могут быть направлены в любой регион Рокугана, а флот, в свою очередь, размещается на границе прибрежной территории для того, чтобы атаковать любой прибрежный регион. Фишка в том, что приказы выкидываются на поле хоть и по определённым правилам, но всё же рубашкой вверх, и понять наверняка, что именно задумал соперник, практически невозможно. Может быть, у ворот вашей провинции огромная армия, а, может, просто коварная уловка? Как именно отреагировать, решать только вам.
Игрокам предстоит решить, какой из семи кланов возглавить, а к этому выбору стоит подойти ответственно, ведь у каждого свои особенности и стратегия!
Коварные даймё имеют в рукаве и подлые приёмы. Так, вражескую приграничную провинцию можно попросту спалить, либо, напротив, установить на важном для себя участке дипломатический мир, сбросив при этом все жетоны битв, направленные на такой регион, а в последующем на него и вовсе нельзя будет напасть. Главной уловкой всегда будет жетон-пустышка, разместить который игрок может по любым правилам, провоцируя оппонента предпринять контрмеры. Важной особенностью пустышки является то, что в конце раунда все жетоны уходят в сброс, а пустышка возвращается за ширму, в чём кроется интересная находка. С одной стороны, с помощью пустышки можно сохранить важный жетон битвы на потом, так как игроки разыгрывают пять жетонов из шести, но с другой, тем самым замедлится перебор оставшихся в пуле жетонов, так как в новом раунде вы возьмёте четыре, а не пять жетонов.
В отместку за агрессивную игру соперники могут запросто спалить вашу территорию
Когда каждый из игроков разместит на поле свои пять жетонов, все вскрываются, и тут всё тайное становится явным. Внезапно армия, направленная прямо на вашу столицу, против которой вы выставили ценный жетон, оказывается пустышкой. А ценная провинция, захватить которую пожелала большая половина игроков, оказывается под защитой дипломатической миссии, а ценные жетоны всё сбрасываются, и сбрасываются… Сражения в игре проводятся по крайне простым правилам: жетоны армий, синоби, флотов имеют число, а при столкновении тот, чьё число больше, побеждает в бою. Однако никто не обещает вам честных сражений, например, в одной из партий с помощью всего одного жетона дипломатии были сброшены целых три крупные армии соперников, правда, в последующем за столь дерзкий ход была сожжена столица излишне дипломатичного правителя, но это мелочи.
Карт в игре хоть и немного, однако разнообразие функций не может не радовать. Тут вам и специальная колода для определения первого игрока, тайные цели, а также карты разведки и регионов.
Вспомогательным, но не менее сильным орудием даймё Рокугана являются карты. С помощью трёх стартовых карт игрок может подсмотреть вражеские жетоны битв на этапе размещения, однако более сильным эффектом обладают специальные карты регионов, получить которые можно, захватив все провинции одного цвета. Розыгрыш такой карты может по-настоящему перевернуть ход битвы. Так, на третьем ходу игрок за фиолетовых (клан единорога) с помощью такой карты выставил на территории важной провинции жетон святыни, после чего на неё запрещено было нападать, равно как и на дипломатическую миссию, однако он по-прежнему мог заявлять атаки. В итоге с помощью такого хитрого трюка игрок создал для себя крайне эффективной плацдарм, который и привёл его к победе. Раскрывать все карты и особенности кланов я не стану, однако, несмотря на простенький потенциал жетонов битв, различных эффектов, способных неожиданно удивить соперника, в «Битве за Рокуган» более чем достаточно. В первой партии после розыгрыша каждой карты регионов за столом непременно слышалось что-то вроде: «А что, так можно было?», «Что это за имба!?» и прочее. Впрочем, на деле захватить и удержать целый регион не такая уж простая задача, да и приберечь карту не всегда возможно: если не воспользоваться эффектом сразу, то противники и увести полезную картонку могут.
Ожесточённые сражения прекращаются лишь для того, чтобы подготовиться к новой битве!
За несколько партий в «Битву за Рокуган» я вынес для себя несколько идей об этой игре. Во-первых, это самая конфликтная игра, в которую я играл. Действительно, я не могу похвастаться большой коллекцией отыгранных стратегий, более того, «Битву за Рокуган» можно назвать первой моей стратегией в чистом виде (до этого были разве что «Серп», но это скорее евро с общей картой, и «Сумеречная борьба», где прессинг оппонента показался мне меньшим, наверное, потому что оппонент всего один). Во-вторых, правила этой игры невероятно просты, так что за стол легко усадить людей, далёких от мира настольных игр. В-третьих, правило «Объединяйтесь против человека, знакомого с правилами!» работает! Серьёзно, дважды, когда я играл с новичками, они мало того, что делали из меня забитого аутсайдера, вынужденного слоняться по краям карты, так ещё и выигрывал наименее опытный в настольной сфере игрок. Видимо, отсутствие багажа из кубиков и правил не затуманивает рассудок и позволяет лучше читать оппонентов.
Мудрый стратег держит свои силы в тайне от противников, и для этого в игре предусмотрена удобная ширма
Единственный существенный недостаток игры, который я увидел, вытекает из её же главного достоинства — агрессивности: в «Битве за Рокуган» можно запросто практически подчистую снести игрока, оставив того плестись в аутсайдерах. В игре даже предусмотрены особые правила «ронина», на случай, если игрок потеряет все территории. Однако реальных возможностей отыграться, разве что объединившись с одним из соперников, я не увидел. С другой стороны, перед нами полноценная военная стратегия, и какие-то полумеры выглядели бы странно. Вместе с тем, как дайме, дважды оказывавшийся в статусе «ронина», ответственно заявляю, что в этом тоже есть определённое удовольствие: играть не на победу, а ради фана.
Необычная живность водится в местных водах. Купаться запрещено!
Так что в итоге? Подводя черту, мы получаем комплексную, завершённую стратегию (да, FFG в наши дни выпустила настолку, которая прекрасно себя чувствует без дополнений), в которую с лёгкостью могут окунуться как новички, так и опытные игроки. «Битва за Рокуган» готова предоставить игрокам массу тактических возможностей, не требуя за это ни многочасовых партий, ни талмудов правил, ни серьёзных денежных вложений. Создатели не зря отказались от пластика, ведь это только пошло игре на пользу, получился этакий японский минимализм, за которым скрываются масштабные сражения, интриги, коварство и тёмная магия. Для меня «Битва за Рокуган» стала отличным примером стратегии, а также прекрасной возможностью знатно выхватить от оппонента!
Всем удачных партий и успехов на кубах!
Вавилонов М. (название кликабельно)