-AdRiver-
maleficmax написал минуту назад к игре Brass. Бирмингем: # Судя по отзывам на BGG, очень даже хорошо играется, но втроем-вчетверо...
kilka написал 2 минуты назад к игре Сопротивление: # Мы «полуторачасовое страдание фигней» заменили на «сорокаминутное стра...
imurseev написал 5 минут назад к новости Добро пожаловать в Лондон!: # В группе ответили, что, к сожалению, не смогут, поскольку их нет в ори...
maleficmax написал 11 минут назад к игре Tapestry: # Это применимо для азула, в котором ты бОльшую часть времени тягаешь эт...
maleficmax написал 13 минут назад к игре Tapestry: # Судя по всем картам, которые я видел, игра точно 12/14+, т.к. столько ...
С миру по нитке [16.08.2019]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Новинка издательс...
Голосуем кошельком [15.08.2019]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...
Добро пожаловать в Лондон!
«Лавка игр» открыла предзаказ на карточную стратегию Мартина Уоллеса.
«Киклады. Монументы» уже на Crowd Games!
Открыт предзаказ на монументальное мини-дополнение к «Кикладам».
С миру по нитке [14.08.2019]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Правильные игры»...

Ksedih

Обзор мини-дополнений к Voyages of Marco Polo

11 августа 2019

В процессе продвижения в моём «Челендже 10х10» 2019 года было отыграно немало партий в любимую Voyages of Marco Polo c дополнениями. В результате чего не только закрыл строчку с «Марко Поло», но и захотел рассказать о нововведениях расширений игры. Всего их было выпущено 3 штуки: одно полноценное дополнение в 2017 году и два маленьких, с которых, пожалуй, и начну.

 

Два мини-допа называются Secret Paths of Marco Polo и New Characters, что отражается в их наполнении. Оба не влияют на игру кардинальным образом, лишь добавляя больше того, что и так уже было в коробке, плюс, предоставляют игрокам более широкий выбор и дают немного новых возможностей.

 

Скажу сразу, что подобные решения мне очень нравятся, ведь если игра хороша (а она чудесна), то добавление новых вариантов карточек / кубиков / что там есть в вашей настолке почти всегда идёт только на пользу коробке, освежая и разнообразя партии. Так вышло и с этими мини-допами. В них лежит только самое сочное, чем может похвастаться Voyages of Marco Polo.

 

 

Что в коробке?

 

В данном случае ничего, так как коробок у маленького набора карточек и одной плашки с жетонами попросту нет. Что первый, что второй доп поставляются в пакетике, внутри которого обнаруживаются:

 

В первом пакетике одна плашка.

 

 

Во втором 19 карточек и два жетона.

 

 

В сумме мы получаем 5 новых персонажей, пару новых жетонов провинций, немного контрактов в общую стопку и две новые микро-механики: 15 жетонов даров и 19 карт секретных путей.

 

Как в это играть?

 

Так как базис настолки остался неизменным, написать здесь стоит лишь о нововведениях. А они заключаются в следующем. Жетоны даров — это новые бонусные приятные рандомные штучки, которые получаются либо в малом городе, если туда ляжет соответствующий жетон, либо как награда за контракты (новые пять), либо при выборе персонажа из допа New Characters. Их фишка в... случайности =) По факту они дают то же самое, что можно получить где-то ещё, однако есть среди них и необычные награды.

 

Второе нововведение более оригинальное, к нему отсылает название допа Secret Paths of Marco Polo. Карты тайных путей лежат отдельной стопкой и могут быть взяты оттуда только как награда с малого города, куда лёг соответствующий жетон, либо при выборе нового персонажа.

 

 

Их можно разыграть с руки двумя способами: просто как пару ресурсов, указанных в левом верхнем углу карточки, что не очень выгодно, но вполне применимо; выложить карту перед собой и «обнаружить» тайную тропу от города к городу, названия которых указаны на лицевой стороне карточки. Второй способ очень эффективный, так как связанные города зачастую либо вообще не имеют связей друг с другом на игровом поле (эдакий телепорт), либо проход от одного до другого сжирает столько ресурсов, что идти по нему не захочется.

 

Впечатления и разбор

 

Великолепные. Игра ничуть не изменилась, оставшись такой же думательной и стратегичной, и насытилась маленькими плюшками в виде тайных троп и случайных даров. Дары являются, по сути, просто разнообразными стандартными плюшками, при этом тая в себе и необычные классные бонусы. Например, есть классические:

 

 

За них мы просто что-то получаем, а последние два жетона ещё и остальных игроков награждают. Заметьте, на всех них есть стрелочка-молния, которая говорит, что свойство срабатывает моментально. А вот, например, эти без молнии:

 

 

Первые три можно разыграть в свой ход и получить соответствующий бонус. Последние три тоже, однако, обратите внимание на классную плюшку, которую каждый из них предоставляет. Это одноразовое свойство какого-то персонажа из базовой коробки: выставить кубик любой гранью, выставить кубик на занятое место без оплаты монетами, выставить факторию в город, мимо которого вы прошли. Очень приятно, но если вы управляете тем самым персонажем, который и так имеет соответствующее свойство, то такой жетон становится для вас полностью бесполезным. Поэтому случайность может сыграть с вами злую шутка, в прямом смысле ничего вам не дав.

 

Последние же два жетона тоже случайны: дают мгновенно очки в зависимости от выполненных условий. Иногда на них можно получить все 6 очков, что много, а иногда — как у меня в последней партии — 0–2 ПО, что меньше среднего. Опять же случайность.

 

 

Итого: приятное разнообразие с усреднёнными значениями, дарящее чувство сюрприза.

 

Карты тайных троп при прочтении правил немного напрягли. Показались чересчур мощными. После отыгрывания же нескольких партий стало понятно, что: во-первых, получить их можно только в редких случаях; во-вторых, они хороши, но в среднем они не лучше и не хуже остальных плюшек. Да, вы можете ловко обойти «пробку из верблюдов» на игровом поле или даже попасть гуда-то быстрее, чем планировалось, что круто. Но порой пути будут неподходящими, и поэтому их придётся сбрасывать по менее выгодному курсу относительно одного действия в 1–2 товара/верблюда.

 

 

Итог: интересная и, как и предыдущая механика, рандомно усреднённая. Она чуть приятнее за счёт реально новой возможности порой оказаться на игровом поле там, где тебя не ждали.

 

А теперь самое, пожалуй, вкусное в Voyages of Marco Polo — это персонажи. С двумя мини-допами у нас в игре теперь не 8, а целых 13 персонажей! И это очень круто, есть из чего выбрать. Настолка и так не страдает однообразием за счёт кучи генерируемых в начале партий условий, но теперь она ещё более насыщенная.

 

Давайте просто пробежимся по всем ним, чтобы сформировать представление о новых возможностях и тактиках.

 

 

Андре де Лонжюмо — монах, способность которого является одной из двух возможностей в игре взаимодействовать с механикой тайных троп. В начале раунда тянет две тропы и оставляет одну в руке. Хорош в исследовании игрового поля и выполнении двух тайных целей по очевидным причинам. Из чуть менее очевидного — он может довольно быстро расставить фактории в малых городах, благодаря чему позволит получать больше бонусов на старте раундов. Приятный герой, немного завязанный на удаче, так как если вам критически не повезёт, то все ваши тропы вы будете обменивать по не очень выгодному курсу на ресурсы, не имея никаких дополнительных плюшек.

 

 

Аргун-хан — вариативный монгол, полезность которого зависит от расклада. Как карта ляжет, так он и сыграет. В начале партии вы тянете шесть карт городов и отдаёте их в распоряжение хана. Он может пользоваться каждый раунд одной из них (таким образом, одна не будет заюзана), как если бы это был его город. Чем это хорошо? Тем, что у него сразу куча возможностей, причём использование города является дополнительным действием и не требует куба! То есть он использует город «за просто так», виртуально выкладывая на него «шестёрку».

 

Звучит потрясающе, однако есть два «но». Первое: если ему выпала всякая ерунда, то и полезного сделать не удастся. Даже если выпала половина полезного и половина ерунды, вы уже не используете возможности Аргуна на полную катушку. Второе: используя возможности городов, вы всё равно должны что-то тратить. Да, за это вы получите солидные награды, но в любом случае за них нужно расплачиваться. А так как желательно использовать умение персонажа каждый ход, то придётся подстраиваться. То есть герой играет на возможностях городов, частично забивая на всё остальное. Ситуативный (как и многие другие), но интересный персонаж.

 

 

Папа Николай IV взаимодействует с механикой подарков. Каждый раунд тянет по три и оставляет себе один, самый полезный на данный момент. Один раз за игру может оставить два подарка. Гибкий мужик, опять же немного зависящий от удачи. В любой ситуации игроку нужно что-то больше остального, и Николай IV позволяет это что-то получить. Удобно, но иногда вы получите что-то средней полезности. Оно пригодится в любом случае, но... В общем, неплохо, немного однобоко, но зато с налётом «сюрприза», что освежает в процессе партии для управляющего им.

 

 

Принцесса Кокочин — герой, который лично мне не очень нравится по ряду причин. Но об этом ниже, а сначала посмотрим, что она собой представляет. У неё есть два слота под кубики, причём всё равно, какое на них значение: первый слот — вы можете передвинуться на одно деление по игровому полю; второй — вы получаете двух верблюдов, два любых товара, а остальные игроки — один товар.

 

Иметь возможность получать передвижение за один куб — это восхитительно, тут я не могу найти минусов. А вот пункт с «получи 2 верблюда, 2 товара и дай остальным о одному» совсем мне не нравится. Во-первых, это примерно то же самое, что стандартное действие на игровом поле «помощь хана». Да, мы берём на один товар больше, причём любой, но и остальные за это имеют солидный профит в 1 слиток золота (обычно), ну, или что им там сейчас необходимо. Действие тратите вы, а товары гребут все.

 

Вторым минусом представляется «активность» действия. Принцесса Кокочин ничего не делает пассивно, если вы не тратите кубики именно на неё, в то время как остальные персонажи как-то да работают без вашего участия.  Согласен, что бонус в 1 единицу перемещения очень хорош, но порой и он не нужен, ведь действия всегда есть куда потратить.

 

 

Золотая орда — последний, с позволения сказать, персонаж. Заточена на путешествия по игровому полю, так как бонусы получает только при постройки факторий в разных городах. Без этого не делает ничего. Построив домик, вы получаете победное очко, построив второй домик, вы получаете очко + монету, построив третий — очко + монету + верблюда, и так далее, до предела в семь факторий.

 

На долгой дистанции очень солидный приток доходов со всех городов предвидится, который развивается по мере течения игры. Сказать могу только то, что мне орда не нравится по одной причине — она медленно развивается. Да, по нарастающей, но в начале партии преимуществ нет фактически никаких. Хотя очевидно, что на четвёртый-пятый раунд хапать ресурсы будет горками и сливать их на контракты или действия городов. Одно «но»: такое развитие событий будет допустимо только в партиях, где есть возможность активно перемещаться и выставить эти самые 7 факторий. Иногда такое недоступно. А не иметь бонусов в начале и не получить их к концу совсем — малопривлекательная перспектива. Так что тут нужно проявлять мастерство игрока в  Voyages of Marco Polo и спрогнозировать с начала партии, как будут развиваться события. Если 100 % уверены, что отстроитесь — хватаем орду. ;

 

 

Итог

 

Два отличных мини-допа, с классными персонажами и приятными маленькими механиками. Добавлять к базе можно смело, не опасаясь никаких перекосов — игра остаётся прежней, с глубиной, с продумыванием стратегии. Разве что добавляется щепотка рандома в некоторых отдельных аспектах, но такого — хорошего, просчитываемого, который просто подсыпает перцу.

 

Нужны ли эти пакетики обязательно? Конечно же, нет. Капля разнообразия не даёт каких-то свежих невиданных глубин Voyages of Marco Polo, просто приятные плюшки для фанатов игры.

 

Какой из этих двух мини-допов брать? Авторы постарались и над одним, и над другим, разделив контент в них так, что захочется иметь в коллекции и этот, и тот. Ведь в первом лежат более интересные тайные тропы + персонаж, а в другом чуть менее увлекательные дары, но зато целых четыре героя. Так что выбор равнозначный.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Vitalez написал 6 дней назад: # скрыть ответы

Обзор Венеции будет?

bankir1973 написал 6 дней назад: #

Поддерживаю вопрос

Ksedih написал 6 дней назад: # скрыть ответы

Будет.

maleficmax написал 5 дней назад: # скрыть ответы

Спасибо за обзор! А можно спойлер по Венеции? Насколько важна/нужна по 10-бальной?

Ksedih написал 4 дня назад: # скрыть ответы

По десятибальной не скажу, так как потребность добавлять допы вещь очень личная, но если эти мини-допы я считаю великолепным дополнением, то Веницю - пятым колесом. Так что - ноль баллов? =) Я знаю для кого нужен этот доп, но для меня он практически бесполезен.

glebifan написал полтора дня назад: #

Уважаемый Fsedih! Поделитесь мнением, для кого же он нужен?)

GeniusGray написал полтора дня назад: #

Внезапно! А мне доп понравился. Даже любопытно будет почитать причины такого мнения в обзоре на Венецию.

machikoro написал 5 дней назад: # скрыть ответы
А может стоит уже

А может стоит уже не обозревать их , а заняться выпуском и продажей в России всех 3 дополнений?

Ksedih написал 4 дня назад: # скрыть ответы

Может. Но этот вопрос не ко мне.

machikoro написал 2 дня назад: #

Да я Краудам задавал его уже. Так просто для них больше написал ,чтоб почитали.

knoppix написал 4 дня назад: # скрыть ответы

По слухам и некоторым фактам на bgg в настоящее время разрабатывается Марко Поло 2, но из последнего что я читал, автор еще сам не решил что это будет, полностью новая игра или очень большой доп.
В идеале конечно чтобы было как с "новой" Конкордией (которая Venus), коробка в виде допа для базы, и коробка с полноценной игрой.
С другой стороны у меня сложностей купить допы не возникло, хотелось бы дешевле и в магазине рядом с домом, но что есть, то есть. Тем более что в игре по факту локализована только коробка и правила, поэтому никаких проблем со совместимостью.

machikoro написал 2 дня назад: # скрыть ответы

Я слышал вообще типа это будет вроде как Марко Поло, но со всеми допами.

Vitalez написал 2 дня назад: #

Так там совсем новое поле. И да, это будет новая часть, плейтесты идут вовсю, а авторы всё еще думат над названием.

zlobno написал 6 дней назад: # скрыть ответы

Где бы эти допы купить недорого?

Gorthauers написал 5 дней назад: #

Я здесь брал:
https://cundco.de/en/mini-expansions/auf-den-spuren-von-marco-polo/

bankir1973 написал 5 дней назад: #

Про недорого не знаю, есть у DJem

glebifan написал 6 дней назад: #

Спасибо за обзор! У меня "Марко Поло" тоже является одной из любимых (если не самой).
Есть оба мини-допа,"Новые персонажи" - прям маст хэв для тех, кто любит базу.
Жаль, в последнее время игру совсем редко раскладываем в компании.