-AdRiver-
Arhiserg написал 27 минут назад к новости С миру по нитке [04.08.2020]: # Котоквест, Сквайр, Борьба за власть... - не многовато ли антропоморфн...
Gorthauers написал полчаса назад к новости С миру по нитке [04.08.2020]: # Почему? На этот год запланировано издание карты Азия-Легендарная Азия....
BiskviT написал полтора часа назад к новости С миру по нитке [04.08.2020]: # Спасибо за отзыв!
powered_by_sith написал 2 часа назад к игре Древний ужас: # Значит Allein молодец и умеет играть и строить вероятностные модели.
Lee написал 3 часа назад к игре Eclipse: New Dawn for the Galaxy: # Украинское издательство "Игромаг" заявило про локализацию.
С миру по нитке [04.08.2020]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Лавка игр» издас...
Обзорная башня [04.08.2020]
В этом выпуске: интервью с Дэвидом Томпсоном и Юрием Ямщиковым, обзор игры «Форс...
Старт crowd-кампании «Эволюция. Новый мир»
В честь 10-летия игры «Эволюция».
Вышел каталог переводов Hero Kids на русском
Выход 10-го юбилейного перевода совпал с годовщиной выхода основной книги правил...
Настольные премии мира. Июль 2020
Подборка лауреатов и номинантов настольных премий из разных стран мира за июль 2...

Ksedih

Обзор Crown of Emara

03 февраля 2020

Информация

добавить
игры Crown of Emara
персоны Деннис Лохаузен
Benjamin Schwer
компании Pegasus Spiele
Дата: 03 февраля 2020
Оценка пользователей
9.3673
-

Очередная красивенькая игрушечка на моём столе от не очень известного автора. Опробована в конце прошлого года, исследована, оценена и сегодня выставляется на ваш суд под соусом моих впечатлений. С Crown of Emara получилась забавная ситуация: когда я заприметил коробку на BGG, то отложил в закладочки под грифом «сложное евро» и именно этого от игры и ждал, распечатывая её, сортируя жетончики и начав читать правила. Ожидания, конечно же, полностью не оправдались, так как игра оказалось простым, почти семейным евро, которое сегодня мы и будем разбирать.

 

На BGG рейтинг сложности у настолки, при 52-х проголосовавших, установился на отметке 2,98 из 5. То есть нас должно ждать нечто не очень сложное, но и не ерунда совсем уж детская. Однако по моим прикидкам (уже отыгравшего достаточно партий для обзора) цифра достаточно точная, но я бы скинул полбалла — простовато. Так что сложное евро, ожидаемое мною, на поверку оказалось игрушкой для посиделок с неофитами и любителями порасслабляться за красивой коробочкой.

 

Несмотря на, можно сказать, разочарование, всё же решил не бросать игру, а обкатать, понаслаждаться тем, что есть. Не всем же настолкам быть супер-сложными и грузить мозг. Так что сегодня обзор ещё одного условного стоун-эйджа, поэтому нелюбителям жанра можно сразу смело проходить мимо, не тратя время.

 

 

О чём это?

 

В некотором царстве, в некотором государстве жил был престранный король, который заявил, что оставит бразды правления своим королевством тому, кто лучше, благороднее и честнее остальных умеет управлять людьми. Где такое видано, непонятно, уж наверняка в какой-то сказочной стране. Название этой страны Эмара, за корону которой и поборются игроки в роли претендентов на трон.

 

Чтобы стать достойным, придётся строить для людей дома, склонять на свою сторону «избирателей» и заручаться поддержкой влиятельных граждан столицы, которые способны помочь в достижении цели своими полезными свойствами.

 

Из особо интересного в Crown of Emara то, что победные очки тут представлены двумя маркерами на треке: один — это маркер людей, второй — маркер жилищ. То есть в игре два вида очков — очки-люди и очки-дома, — и в конце партии победитель определяется по наименьшему из этих показателей.

 

 

Что в коробке?

 

Восемь частей игровых полей:

 

 

Деревяшки четырёх цветов — помощники, работники и прочее:

 

 

Деревяшки ресурсов:

 

 

Планшеты игроков, поля титулов и подсчёта очков:

 

 

Наборы карт игроков, раундов и персонажей:

 

 

 

Жетончики всего и вся (золото, перстни, хлеб и т. д.):

 

 

Как в это играть?

 

Перед партией два игровых поля составляются каждое из четырёх кусочков, что призвано разнообразить партии: одно поле-город (из четырёх районов), второе — поле с шахтами. По каждому из полей ходит одна ваша фигурка-помощник и позволяет выполнять разные действия. На деле эта рандомная сборка ничего интересного не даёт, так как игрокам вообще пофиг, как части сложатся; в процессе игры это никак не влияет на выборы. Ну, условно влияет, но, по-честному сказать, на 1 % максимум.

 

На поле с шахтами игроки собирают ресурсы, на поле-городе выполняют всякие действия, приносящие очки за собранные ресурсы. В Crown of Emara механики довольно простые, но их много и сплетены они здорово. Например, свой ход игрок совершает таким образом: выбирает одну из девяти карточек-действий на руках (у всех они одинаковые) и выкладывает в один из трёх слотов своего планшета. Сама карточка показывает, какой бонус получит её владелец, а цифра в слоте говорит, сколько шагов по часовой стрелке делает один из двух подданных игрока. Сделав соответствующее количество шагов, помощник оказывается в одном из секторов поля и выполняет соответствующее ему действие.

 

 

На поле с ресурсами всё просто — вы собираете соответствующий ресурс. На городском поле сложнее: там каждый сектор работает по своим правилам. Например, попав на рынок, игрок имеет возможность обменять любой ресурс на золото и священными книжками привлечь на свою сторону ещё больше народа (получить победных очков-людей).

 

 

Помимо хождения по полям и сбора-обмена ресурсов, игроки могут нанимать влиятельных граждан столицы, расплачиваясь за это опять-таки ресурсами. Каждый подобный персонаж имеет особое свойство, например:

 

1. За ткань можно покупать себе дополнительных «избирателей» (очки-люди).

2. За перстни можно покупат очки-дома.

3. Единомоментное получение перстня.

4. Пассивный бонус: вы можете нанимать персонажей из любого сектора, вне зависимости от того, где находится ваш помощник (обычно он должен находиться в том же секторе, где и нанимаемый персонаж).

 

Кроме того, на поле с шахтами можно выставлять своих работников, позволяющих добывать больше ресурсов определённого типа. Чем больше у вас ресурсов, тем больше возможностей.

 

 

Разыграли карту, ход переходит к следующему игроку — и так до тех пор, пока каждый не заполнит все три своих слота картами. После чего раунд заканчивается, право первого хода передаётся, и начинается новый раунд по тем же принципам — только потраченных трёх карт у вас уже нет. Как только все девять карт-действий потрачены, они собираются обратно в руку, и по новой играем. Разыграли два раза свои 9 карт таким образом (18 действий в сумме) — партия закончилась.

 

Впечатления

 

Игра того сорта, в котором нужно каждое своё действие расходовать максимально эффективно, чтобы успеть везде, чтобы набрать и очков-домиков, и очков-человечков. За всю партию у вас будет ровно восемнадцать ходов на добычу-обмен, но стоит учесть, что всегда есть дополнительные действия типа выставления работников и найма персонажей, а уж они-то позволят совершать стандартные действия гораздо эффективнее. Вся партия ощущается как наращивание своей мощи-запасов по шажкам, а потом резкая трата на что-то ценное. Затем опять набирание силы и снова вложение во что-то ценное.

 

 

То есть игроки действуют по схеме «сейчас я собираю ресурсы, а когда получу достаточное их количество, потрачу на…». И вот это «на» может быть совершенно любым — тут настолка даёт игроку волю разгуляться. Сначала можно вложиться в добычу, наняв побольше работников, а можно сразу прикупить персонажей с особыми свойствами, типа обмена одного вида ресурсов на другой, или возможностью получать больше «книжек» (ресурс такой). В общем, есть на чём выстроить стратегию. В каждой партии у нас получается делать что-то чуть иначе, чем в предыдущей.

 

В нашей компании это было заметно ещё и по тому, что каждый предпочитал делать что-то определённое. Например, я, если выпадали персонажи на книжки, всегда старался сыграть через них. А один из моих оппонентов постоянно застраивал всё лесопилками, чтобы потом на собранное дерево возводить кучу домов. Третий каждую партию скупал самые дорогие дворянские титулы: это такая ветка развития в Crown of Emara, когда нужно тусить во дворце и получать от короля ресурс «перстни», чтобы потом обменивать его на титулы, дающие много очков-людей.

 

 

В настолке всегда куча вариантов действий и хочется делать всё и сразу. Выборов-вариантов много, любой из них достойный и каждый игрок может заняться чем-то интересным именно ему. Это приятное свойство данной игры, которое видно и ощущается прямо с первой партии. Как только вы сядете за неё и осознаете правила, перед вами откроется куча вариантов того, что можно сделать.

 

Из соревновательных и конфликтных моментов «Корона Эмары» предлагает следующее:

  • тот, кто покупает титулы быстрее, получает больше очков, чем следующие за ним;
  • те, кто делает подношения королю и церкви быстрее остальных, платят за это меньше ресурсов;
  • те, кто ударяется в найм рабочих, может занять важные клетки и частично монополизировать какой-то ресурс;
  • конкуренция за горожан со свойствами также имеет место быть.

 

Другими словами, многие элементы игры предлагают как бы то ни было посоревноваться с соперниками, но при этом не являются агрессивными напрямую и настолько важными, что можно было бы говорить о каком-то конфликте. В этом плане баланс для семейной игры выдержан очень чётко: и совсем беззубым не назовёшь, и обидок никаких нет, ведь предложенных путей получения победных очков столько, что всегда можно выехать на чём-то отличном от остальных. Важно, что при этом масштабируемость отсутствует, и партия на четверых гораздо более соревновательна, чем на двоих, так как к тому же королю и в церковь начинают чаще ходить, вследствие чего цена на их услуги быстро повышается, да и места под работников на шахтах заканчиваются со скоростью света.

 

Подобный тип настолок нравится многим — не знаю как назвать точно — спокойным игрокам, любящим просто собирать ресурсы и затем реализовывать их на свои задумки. Crown of Emara не из серии «каждый копается в своём огороде», потому что заставляет следить за общим игровым полем и не упускать момент, когда нужно во что-то вкладываться (иначе в это вложатся другие), но тяготеет к семейному формату, благодаря общей простоте, оформлению и отсутствию каких бы то ни было важных подрезаний и конфликтов между игроками.

 

 

Забавно, пишу этот обзор и до сих пор не могу точно определиться, к какому же типу отнести настолку. И всё больше склоняюсь к тому, что оценка сложности в 3 балла из 5 на BGG верна. Всё-таки «Корона Эмары» менее семейная, чем мне кажется. Здесь есть долгосрочное планирование и стратегии, когда можно рассчитать точный приток ресурсов и последующие траты на покупки/строительство, ведь вся информация открыта с самого начала партии. А уж если учесть, что есть предложенный автором режим игры, когда все девять карт действий у вас на руках с начала партии, и вы можете с практически абсолютной точностью распланировать свои ходы наперёд… Тут даже паралич анализа некоторые могут схватить.

 

А если ещё вспомнить, что некоторые стратегии лично в нашей компании поначалу даже поняты не были, но зато потом раскрылись, то остаётся только удивиться, как автор смог в такой простой игре всё так ловко уместить, оставив при этом полное ощущение лёгкости происходящего и небольшое время партии.

 

 

В общем, по ощущениям Crown of Emara — это Stone Age, в котором надо больше думать и имеется несколько веток развития, варьирующихся от партии к партии из-за различных выпадающих персонажей в столице. Основываясь на свойствах этих ребят, вы можете полностью уходить в какую-то ветку. Как уже говорил выше, мне удавалось на «книжных» персонажах набирать по несколько десятков очков-людей, просто за счёт их свойств, если упарывался в них с самого начала. А что ещё лучше, так это то, что ваша стратегия не обязательно должна подразумевать найм кого бы то ни было — бывало и так, что победителями становились игроки, которые вообще забивали на свойства и тупо эффективно реализовывали добычу-переработку ресурсов.

 

Да, фишка с двумя типами очков также смотрится весьма свежо. Вроде и ничего такого — вон, Книция вообще через игру подобную систему у себя использует, — но много ли вы вспомните коробок, где встречается подобное? Особенно интересно то, что на старте партии случайным образом определяется, сколько очков-домов у игроков уже есть. В зависимости от этого показателя стратегия на партию также может меняться — ведь если изначально у вас 20 очков-домов, то на них нужно упирать особо сильно, в отличие от ситуации, когда их у вас на старте, например, 40. Автор постарался разнообразить геймплей множеством способов, и этот, пожалуй, самый оригинальный, несмотря на некоторую свою плоскость.

 

 

Что хочется сказать в завершение, дабы определиться окончательно с этой игрой: главным её козырем являются разные стратегии и варианты действий игроков, дающие им возможности прийти к победе так, как хочется, а не под диктовку «вам обязательно нужно именно вот это, и вот это сделать». Да, они не ощущаются как кардинально разные, но автор постарался сделать их отличающимися как тематически, так и механически. Их приятно использовать, их хочется попробовать все со временем, и все они работают.

 

А скорость и динамика, на которых пролетает игра, позволят раскладывать не одну партию за раз, чтобы попробовать что-то новенькое.

 

 

Итого

 

Когда садился писать обзор, настрой был поставить оценку что-то около серединка-на-половинку или ниже, ведь Crown of Emara очень проста и непритязательна. Однако пока описывал всё, что вы прочитали выше, осознал, что игра-то вполне достойная. Да, семейная, как и сказано в начала обзора, типа Stone Age. Но здесь гораздо больше интересных механик, возможностей-вариаций и выборов. Так выходит, что и в рейтинге данного веса коробка должна стоять выше. Всё-таки, наверное, мои изначально сильно завышенные ожидания дали о себе знать, и я увидел лишь картину в целом, выглядящую как не то, что мне хотелось бы. На самом же деле игрушка как минимум неплоха.

 

 

Плюсы:

  • субъективно, но красочное оформление, сочно и приятно нарисовано всё;
  • партии довольно быстрые, у каждого ровно 18 действий, совершаемых чуть ли не за секунды; время тратится лишь на размышления и решения брать / не брать помощников и выставлять ли новых работников;
  • много вариантов на чём сыграть, от партии к партии стратегии варьируются;
  • вариативность партий из-за стартовых условий (количество начальных домов, выпавшие персонажи).

Минусы:

  • несмотря на всё вышесказанное относительно вариативности, общие ощущения не будут слишком разными от партии к партии; после завершения, например, пяти сессий, вы не станете вспоминать «как круто в третьем заходе я раскатал всех с помощью пекаря»; да, подобные партии случаются, но обычно они все ровненькие, приятные и… обычные.

 

Так что игру можно посоветовать любителям не очень сложных настолок, с заявкой на стратегичность. Если вы играли в Stone Age, то должны примерно понимать, какой уровень напряжения и нагрузки ждёт вас и в Crown of Emara. Бодрый темп, ненавязчивые действия, много простых выборов. Прекрасно играется и с детьми, и со взрослыми; при этом игра достаточно умная, чтобы просто взять и записать её в стан обычных семеек. Вот так вот, начав обзор с намерением сказать, что игра просто неплохой середняк, сам, по мере перечисления особенностей коробки, к концу текста пришёл к выводу, что она весьма даже ничего и получше многих подобных представителей жанра.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
maleficmax написал 5 месяцев назад: #
А что, кто-то локализует?

(в сабже шутка)
Замечательный обзор, как всегда у Кседиха. ОЧень долго смотрел на игру, и может даже возьму по скидке когда-то. Люблю такие не сложные и приятные игры, в которых не нужно ломать голову, но и сама игра за тебя не играет.

Iga написал 5 месяцев назад: # скрыть ответы

Удалось сыграть разок. Не фанат ЕВРО, игра неплохая. Все стремились выехать на титуле, а я сделал ставку на булках :)

Ksedih написал 5 месяцев назад: #

Мне титулы не нравятся только потому, что они самые очевидные - лежат и так и просят себя заполучить. А вот булки самыми хитрыми показались, особенно с персонажем-пекарем их покрутить. Солько удалось набрать очков (победить ли)?

Diamond76 написал полгода назад: # скрыть ответы

Приглядывался к ней, но в итоге так и не взял себе, теперь вижу, что правильно сделал.
А сколько же партий в нее наиграли, что смогли так четко выделить стратегии?

Ksedih написал полгода назад: # скрыть ответы

В этом году – четыре за январь успели и в ноябре-декабре 2019-ого ещё восемь. Ну, чтобы выделить такие простенькие стратегии, которые присутствуют в настолке, многого и не надо.

Сразу очевидно, что можно играть через раш ресурсами - опробована сразу была, когда ты начинаешь купаться в них и приобретать всё, что хочется практически. Минус в том, что за это время остальные раскупают нужных персонажей и тебе остаётся только сливать ресурсы куда ни попадя. Да и в целом это не то чтобы стратегия, а выстраивание базы: кто-то это делает быстро, а кто-то оставляет на потом.

Следующая - через титулы, когда у короля во дворце собираешь печатки. Я, например, вообще выше первого-максимум второго титула никогда не поднимаюсь, а люди часто до четвёртого-пятого добираются. Третья – через книжки. Четврётая – через хлеб. Всё это можно назвать частями одного большого механизма и сочетаемыми друг с другом элементами, но дело в том, что в Crown of Emara очень мало ходов, и чтобы реализовать, например, мои любимы книжки на максимум (очков эдак на 30-40 из итоговых 70), приходится упарываться каждый ход именно в них, так и получается «стратегия».

Diamond76 написал полгода назад: # скрыть ответы

12 партий! Конечно, достаточно. Но, видимо, что-то в игре зацепило, если столько раз сыграно. Если будет случай, тоже сыграю.

zlobno написал полгода назад: # скрыть ответы

Если я правильно понял, то Ksedih это больше Игрок (судя по его отчетам). А у Игроков принято больше играть чем коллекционировать.
И потому 10 партий в одну настолку это вполне норма для Игрока, и крайне удивительно для Коллекционера.

Exxento написал полгода назад: #

"Ой, теперь он и тебя сосчитал" :))

igelkott написал полгода назад: # скрыть ответы

Ну наконец-то в блоке все 4 статьи Кседиха:)))

Ksedih написал полгода назад: # скрыть ответы

Для Тесеры - русского BGG практически - это совсем грусть, контента очень мало.

Tinker написал полгода назад: # скрыть ответы

"Ну не шмогла..."
Я вообще удивлен, что ты с таким упорством сюда еще статьи пилишь.

Ksedih написал полгода назад: #

А почему не сюда? Здесь удобно, здесь те, кто приходит действительно за информацией о настолках, много старичков тоже именно здесь тусит. Не вижу ни одной причины здесь не публиковать статьи: хорошая база, удобные фишки типа "коллекции", "хочу поиграть", система дневничков и прочего. По поводу удобства Тесеры можно спорить, но ничего более удобного и наглядного лично я не знаю. В общем, если у меня есть статья, почему её не опубликовать здесь, где контингент, ищущий именно такую информацию?

sputnik1818 написал полгода назад: # скрыть ответы

так все ушли либо в ВК, либо в бложики :)
На одном энтузиазме невозможно удержать авторов - это главная причина

tkis написал полгода назад: # скрыть ответы

уверен, что не только для меня текстовые отзывы и обзоры приятнее видео-вариантов

igelkott написал полгода назад: #

Единственное несовершенство функционала Тесеры, которое меня коснулось — невозможность поставить десять плюсиков вот этому комментарию.

ZoRDoK написал полгода назад: # скрыть ответы

Взял себе на прошлой неделе, посмотрим что за зверь. По описанию в статье понравилась - полусемейка самое то

Journeyman написал полгода назад: # скрыть ответы

Полусемейка - это для тех ко в разводе? ;)

Cabaneiro написал полгода назад: #

Малосемйка-на двоих (мужа и жену, например) ))

Ksedih написал полгода назад: #

В качестве полусемейки вообще огонь. Вот за сколько партий надоест - вопрос.

dimsoul написал полгода назад: #

Новость о семейности тоже порадовала, теперь меньше сомнений в планах на покупку. Вместе с The Taverns of Tiefenthal взять для новой дозы Локхаузеном и лайт-медиум евро.