-AdRiver-
Digo94 написал 13 минут назад к игре Восходящее солнце: # С храмами как-то интуитивно получилось, просто упустили этот момент, н...
Siar написал 17 минут назад к игре Fallout. Настольная игра: # Не я начал со вброса (заведомой лжи) про "ноешь на каждом углу". Даже...
tkis написал 20 минут назад к игре Fallout. Настольная игра: # я хитрым образом открою дневник и можно будет продолжить там ;)
Oaktree написал 25 минут назад к игре Fallout. Настольная игра: # ... Hold on. Это прозвучит грубо, но вы в целом нормально общаться/ар...
tkis написал 29 минут назад к игре Немезида: # я уже даже и не знаю, чего ожидать от этой функции странички, чёрный я...
Сова ищет новых работников на Лесной завод!
На «Бумстартере» идут сборы на игру по комиксу «Сова — эффективный менеджер».
Голосуем кошельком [20.02.2020]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...
С миру по нитке [19.02.2020]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Лавка игр» подтв...
Обзорная башня [18.02.2020]
В этом выпуске: обзор сборника «Каркассон. Королевский подарок», обзор игры «Гем...
С миру по нитке [17.02.2020]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Новинки компаний ...

Ksedih

Обзор Crown of Emara

03 февраля 2020

Информация

добавить
игры Crown of Emara
персоны Деннис Лохаузен
Benjamin Schwer
компании Pegasus Spiele
Дата: 03 февраля 2020
Оценка пользователей
9.3471
-

Очередная красивенькая игрушечка на моём столе от не очень известного автора. Опробована в конце прошлого года, исследована, оценена и сегодня выставляется на ваш суд под соусом моих впечатлений. С Crown of Emara получилась забавная ситуация: когда я заприметил коробку на BGG, то отложил в закладочки под грифом «сложное евро» и именно этого от игры и ждал, распечатывая её, сортируя жетончики и начав читать правила. Ожидания, конечно же, полностью не оправдались, так как игра оказалось простым, почти семейным евро, которое сегодня мы и будем разбирать.

 

На BGG рейтинг сложности у настолки, при 52-х проголосовавших, установился на отметке 2,98 из 5. То есть нас должно ждать нечто не очень сложное, но и не ерунда совсем уж детская. Однако по моим прикидкам (уже отыгравшего достаточно партий для обзора) цифра достаточно точная, но я бы скинул полбалла — простовато. Так что сложное евро, ожидаемое мною, на поверку оказалось игрушкой для посиделок с неофитами и любителями порасслабляться за красивой коробочкой.

 

Несмотря на, можно сказать, разочарование, всё же решил не бросать игру, а обкатать, понаслаждаться тем, что есть. Не всем же настолкам быть супер-сложными и грузить мозг. Так что сегодня обзор ещё одного условного стоун-эйджа, поэтому нелюбителям жанра можно сразу смело проходить мимо, не тратя время.

 

 

О чём это?

 

В некотором царстве, в некотором государстве жил был престранный король, который заявил, что оставит бразды правления своим королевством тому, кто лучше, благороднее и честнее остальных умеет управлять людьми. Где такое видано, непонятно, уж наверняка в какой-то сказочной стране. Название этой страны Эмара, за корону которой и поборются игроки в роли претендентов на трон.

 

Чтобы стать достойным, придётся строить для людей дома, склонять на свою сторону «избирателей» и заручаться поддержкой влиятельных граждан столицы, которые способны помочь в достижении цели своими полезными свойствами.

 

Из особо интересного в Crown of Emara то, что победные очки тут представлены двумя маркерами на треке: один — это маркер людей, второй — маркер жилищ. То есть в игре два вида очков — очки-люди и очки-дома, — и в конце партии победитель определяется по наименьшему из этих показателей.

 

 

Что в коробке?

 

Восемь частей игровых полей:

 

 

Деревяшки четырёх цветов — помощники, работники и прочее:

 

 

Деревяшки ресурсов:

 

 

Планшеты игроков, поля титулов и подсчёта очков:

 

 

Наборы карт игроков, раундов и персонажей:

 

 

 

Жетончики всего и вся (золото, перстни, хлеб и т. д.):

 

 

Как в это играть?

 

Перед партией два игровых поля составляются каждое из четырёх кусочков, что призвано разнообразить партии: одно поле-город (из четырёх районов), второе — поле с шахтами. По каждому из полей ходит одна ваша фигурка-помощник и позволяет выполнять разные действия. На деле эта рандомная сборка ничего интересного не даёт, так как игрокам вообще пофиг, как части сложатся; в процессе игры это никак не влияет на выборы. Ну, условно влияет, но, по-честному сказать, на 1 % максимум.

 

На поле с шахтами игроки собирают ресурсы, на поле-городе выполняют всякие действия, приносящие очки за собранные ресурсы. В Crown of Emara механики довольно простые, но их много и сплетены они здорово. Например, свой ход игрок совершает таким образом: выбирает одну из девяти карточек-действий на руках (у всех они одинаковые) и выкладывает в один из трёх слотов своего планшета. Сама карточка показывает, какой бонус получит её владелец, а цифра в слоте говорит, сколько шагов по часовой стрелке делает один из двух подданных игрока. Сделав соответствующее количество шагов, помощник оказывается в одном из секторов поля и выполняет соответствующее ему действие.

 

 

На поле с ресурсами всё просто — вы собираете соответствующий ресурс. На городском поле сложнее: там каждый сектор работает по своим правилам. Например, попав на рынок, игрок имеет возможность обменять любой ресурс на золото и священными книжками привлечь на свою сторону ещё больше народа (получить победных очков-людей).

 

 

Помимо хождения по полям и сбора-обмена ресурсов, игроки могут нанимать влиятельных граждан столицы, расплачиваясь за это опять-таки ресурсами. Каждый подобный персонаж имеет особое свойство, например:

 

1. За ткань можно покупать себе дополнительных «избирателей» (очки-люди).

2. За перстни можно покупат очки-дома.

3. Единомоментное получение перстня.

4. Пассивный бонус: вы можете нанимать персонажей из любого сектора, вне зависимости от того, где находится ваш помощник (обычно он должен находиться в том же секторе, где и нанимаемый персонаж).

 

Кроме того, на поле с шахтами можно выставлять своих работников, позволяющих добывать больше ресурсов определённого типа. Чем больше у вас ресурсов, тем больше возможностей.

 

 

Разыграли карту, ход переходит к следующему игроку — и так до тех пор, пока каждый не заполнит все три своих слота картами. После чего раунд заканчивается, право первого хода передаётся, и начинается новый раунд по тем же принципам — только потраченных трёх карт у вас уже нет. Как только все девять карт-действий потрачены, они собираются обратно в руку, и по новой играем. Разыграли два раза свои 9 карт таким образом (18 действий в сумме) — партия закончилась.

 

Впечатления

 

Игра того сорта, в котором нужно каждое своё действие расходовать максимально эффективно, чтобы успеть везде, чтобы набрать и очков-домиков, и очков-человечков. За всю партию у вас будет ровно восемнадцать ходов на добычу-обмен, но стоит учесть, что всегда есть дополнительные действия типа выставления работников и найма персонажей, а уж они-то позволят совершать стандартные действия гораздо эффективнее. Вся партия ощущается как наращивание своей мощи-запасов по шажкам, а потом резкая трата на что-то ценное. Затем опять набирание силы и снова вложение во что-то ценное.

 

 

То есть игроки действуют по схеме «сейчас я собираю ресурсы, а когда получу достаточное их количество, потрачу на…». И вот это «на» может быть совершенно любым — тут настолка даёт игроку волю разгуляться. Сначала можно вложиться в добычу, наняв побольше работников, а можно сразу прикупить персонажей с особыми свойствами, типа обмена одного вида ресурсов на другой, или возможностью получать больше «книжек» (ресурс такой). В общем, есть на чём выстроить стратегию. В каждой партии у нас получается делать что-то чуть иначе, чем в предыдущей.

 

В нашей компании это было заметно ещё и по тому, что каждый предпочитал делать что-то определённое. Например, я, если выпадали персонажи на книжки, всегда старался сыграть через них. А один из моих оппонентов постоянно застраивал всё лесопилками, чтобы потом на собранное дерево возводить кучу домов. Третий каждую партию скупал самые дорогие дворянские титулы: это такая ветка развития в Crown of Emara, когда нужно тусить во дворце и получать от короля ресурс «перстни», чтобы потом обменивать его на титулы, дающие много очков-людей.

 

 

В настолке всегда куча вариантов действий и хочется делать всё и сразу. Выборов-вариантов много, любой из них достойный и каждый игрок может заняться чем-то интересным именно ему. Это приятное свойство данной игры, которое видно и ощущается прямо с первой партии. Как только вы сядете за неё и осознаете правила, перед вами откроется куча вариантов того, что можно сделать.

 

Из соревновательных и конфликтных моментов «Корона Эмары» предлагает следующее:

  • тот, кто покупает титулы быстрее, получает больше очков, чем следующие за ним;
  • те, кто делает подношения королю и церкви быстрее остальных, платят за это меньше ресурсов;
  • те, кто ударяется в найм рабочих, может занять важные клетки и частично монополизировать какой-то ресурс;
  • конкуренция за горожан со свойствами также имеет место быть.

 

Другими словами, многие элементы игры предлагают как бы то ни было посоревноваться с соперниками, но при этом не являются агрессивными напрямую и настолько важными, что можно было бы говорить о каком-то конфликте. В этом плане баланс для семейной игры выдержан очень чётко: и совсем беззубым не назовёшь, и обидок никаких нет, ведь предложенных путей получения победных очков столько, что всегда можно выехать на чём-то отличном от остальных. Важно, что при этом масштабируемость отсутствует, и партия на четверых гораздо более соревновательна, чем на двоих, так как к тому же королю и в церковь начинают чаще ходить, вследствие чего цена на их услуги быстро повышается, да и места под работников на шахтах заканчиваются со скоростью света.

 

Подобный тип настолок нравится многим — не знаю как назвать точно — спокойным игрокам, любящим просто собирать ресурсы и затем реализовывать их на свои задумки. Crown of Emara не из серии «каждый копается в своём огороде», потому что заставляет следить за общим игровым полем и не упускать момент, когда нужно во что-то вкладываться (иначе в это вложатся другие), но тяготеет к семейному формату, благодаря общей простоте, оформлению и отсутствию каких бы то ни было важных подрезаний и конфликтов между игроками.

 

 

Забавно, пишу этот обзор и до сих пор не могу точно определиться, к какому же типу отнести настолку. И всё больше склоняюсь к тому, что оценка сложности в 3 балла из 5 на BGG верна. Всё-таки «Корона Эмары» менее семейная, чем мне кажется. Здесь есть долгосрочное планирование и стратегии, когда можно рассчитать точный приток ресурсов и последующие траты на покупки/строительство, ведь вся информация открыта с самого начала партии. А уж если учесть, что есть предложенный автором режим игры, когда все девять карт действий у вас на руках с начала партии, и вы можете с практически абсолютной точностью распланировать свои ходы наперёд… Тут даже паралич анализа некоторые могут схватить.

 

А если ещё вспомнить, что некоторые стратегии лично в нашей компании поначалу даже поняты не были, но зато потом раскрылись, то остаётся только удивиться, как автор смог в такой простой игре всё так ловко уместить, оставив при этом полное ощущение лёгкости происходящего и небольшое время партии.

 

 

В общем, по ощущениям Crown of Emara — это Stone Age, в котором надо больше думать и имеется несколько веток развития, варьирующихся от партии к партии из-за различных выпадающих персонажей в столице. Основываясь на свойствах этих ребят, вы можете полностью уходить в какую-то ветку. Как уже говорил выше, мне удавалось на «книжных» персонажах набирать по несколько десятков очков-людей, просто за счёт их свойств, если упарывался в них с самого начала. А что ещё лучше, так это то, что ваша стратегия не обязательно должна подразумевать найм кого бы то ни было — бывало и так, что победителями становились игроки, которые вообще забивали на свойства и тупо эффективно реализовывали добычу-переработку ресурсов.

 

Да, фишка с двумя типами очков также смотрится весьма свежо. Вроде и ничего такого — вон, Книция вообще через игру подобную систему у себя использует, — но много ли вы вспомните коробок, где встречается подобное? Особенно интересно то, что на старте партии случайным образом определяется, сколько очков-домов у игроков уже есть. В зависимости от этого показателя стратегия на партию также может меняться — ведь если изначально у вас 20 очков-домов, то на них нужно упирать особо сильно, в отличие от ситуации, когда их у вас на старте, например, 40. Автор постарался разнообразить геймплей множеством способов, и этот, пожалуй, самый оригинальный, несмотря на некоторую свою плоскость.

 

 

Что хочется сказать в завершение, дабы определиться окончательно с этой игрой: главным её козырем являются разные стратегии и варианты действий игроков, дающие им возможности прийти к победе так, как хочется, а не под диктовку «вам обязательно нужно именно вот это, и вот это сделать». Да, они не ощущаются как кардинально разные, но автор постарался сделать их отличающимися как тематически, так и механически. Их приятно использовать, их хочется попробовать все со временем, и все они работают.

 

А скорость и динамика, на которых пролетает игра, позволят раскладывать не одну партию за раз, чтобы попробовать что-то новенькое.

 

 

Итого

 

Когда садился писать обзор, настрой был поставить оценку что-то около серединка-на-половинку или ниже, ведь Crown of Emara очень проста и непритязательна. Однако пока описывал всё, что вы прочитали выше, осознал, что игра-то вполне достойная. Да, семейная, как и сказано в начала обзора, типа Stone Age. Но здесь гораздо больше интересных механик, возможностей-вариаций и выборов. Так выходит, что и в рейтинге данного веса коробка должна стоять выше. Всё-таки, наверное, мои изначально сильно завышенные ожидания дали о себе знать, и я увидел лишь картину в целом, выглядящую как не то, что мне хотелось бы. На самом же деле игрушка как минимум неплоха.

 

 

Плюсы:

  • субъективно, но красочное оформление, сочно и приятно нарисовано всё;
  • партии довольно быстрые, у каждого ровно 18 действий, совершаемых чуть ли не за секунды; время тратится лишь на размышления и решения брать / не брать помощников и выставлять ли новых работников;
  • много вариантов на чём сыграть, от партии к партии стратегии варьируются;
  • вариативность партий из-за стартовых условий (количество начальных домов, выпавшие персонажи).

Минусы:

  • несмотря на всё вышесказанное относительно вариативности, общие ощущения не будут слишком разными от партии к партии; после завершения, например, пяти сессий, вы не станете вспоминать «как круто в третьем заходе я раскатал всех с помощью пекаря»; да, подобные партии случаются, но обычно они все ровненькие, приятные и… обычные.

 

Так что игру можно посоветовать любителям не очень сложных настолок, с заявкой на стратегичность. Если вы играли в Stone Age, то должны примерно понимать, какой уровень напряжения и нагрузки ждёт вас и в Crown of Emara. Бодрый темп, ненавязчивые действия, много простых выборов. Прекрасно играется и с детьми, и со взрослыми; при этом игра достаточно умная, чтобы просто взять и записать её в стан обычных семеек. Вот так вот, начав обзор с намерением сказать, что игра просто неплохой середняк, сам, по мере перечисления особенностей коробки, к концу текста пришёл к выводу, что она весьма даже ничего и получше многих подобных представителей жанра.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
maleficmax написал 8 дней назад: #
А что, кто-то локализует?

(в сабже шутка)
Замечательный обзор, как всегда у Кседиха. ОЧень долго смотрел на игру, и может даже возьму по скидке когда-то. Люблю такие не сложные и приятные игры, в которых не нужно ломать голову, но и сама игра за тебя не играет.

Iga написал 12 дней назад: # скрыть ответы

Удалось сыграть разок. Не фанат ЕВРО, игра неплохая. Все стремились выехать на титуле, а я сделал ставку на булках :)

Ksedih написал 10 дней назад: #

Мне титулы не нравятся только потому, что они самые очевидные - лежат и так и просят себя заполучить. А вот булки самыми хитрыми показались, особенно с персонажем-пекарем их покрутить. Солько удалось набрать очков (победить ли)?

Diamond76 написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Приглядывался к ней, но в итоге так и не взял себе, теперь вижу, что правильно сделал.
А сколько же партий в нее наиграли, что смогли так четко выделить стратегии?

Ksedih написал полмесяца назад: # скрыть ответы

В этом году – четыре за январь успели и в ноябре-декабре 2019-ого ещё восемь. Ну, чтобы выделить такие простенькие стратегии, которые присутствуют в настолке, многого и не надо.

Сразу очевидно, что можно играть через раш ресурсами - опробована сразу была, когда ты начинаешь купаться в них и приобретать всё, что хочется практически. Минус в том, что за это время остальные раскупают нужных персонажей и тебе остаётся только сливать ресурсы куда ни попадя. Да и в целом это не то чтобы стратегия, а выстраивание базы: кто-то это делает быстро, а кто-то оставляет на потом.

Следующая - через титулы, когда у короля во дворце собираешь печатки. Я, например, вообще выше первого-максимум второго титула никогда не поднимаюсь, а люди часто до четвёртого-пятого добираются. Третья – через книжки. Четврётая – через хлеб. Всё это можно назвать частями одного большого механизма и сочетаемыми друг с другом элементами, но дело в том, что в Crown of Emara очень мало ходов, и чтобы реализовать, например, мои любимы книжки на максимум (очков эдак на 30-40 из итоговых 70), приходится упарываться каждый ход именно в них, так и получается «стратегия».

Diamond76 написал полмесяца назад: # скрыть ответы

12 партий! Конечно, достаточно. Но, видимо, что-то в игре зацепило, если столько раз сыграно. Если будет случай, тоже сыграю.

zlobno написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Если я правильно понял, то Ksedih это больше Игрок (судя по его отчетам). А у Игроков принято больше играть чем коллекционировать.
И потому 10 партий в одну настолку это вполне норма для Игрока, и крайне удивительно для Коллекционера.

Exxento написал полмесяца назад: #

"Ой, теперь он и тебя сосчитал" :))

igelkott написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Ну наконец-то в блоке все 4 статьи Кседиха:)))

Ksedih написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Для Тесеры - русского BGG практически - это совсем грусть, контента очень мало.

Tinker написал полмесяца назад: # скрыть ответы

"Ну не шмогла..."
Я вообще удивлен, что ты с таким упорством сюда еще статьи пилишь.

Ksedih написал полмесяца назад: #

А почему не сюда? Здесь удобно, здесь те, кто приходит действительно за информацией о настолках, много старичков тоже именно здесь тусит. Не вижу ни одной причины здесь не публиковать статьи: хорошая база, удобные фишки типа "коллекции", "хочу поиграть", система дневничков и прочего. По поводу удобства Тесеры можно спорить, но ничего более удобного и наглядного лично я не знаю. В общем, если у меня есть статья, почему её не опубликовать здесь, где контингент, ищущий именно такую информацию?

sputnik1818 написал полмесяца назад: # скрыть ответы

так все ушли либо в ВК, либо в бложики :)
На одном энтузиазме невозможно удержать авторов - это главная причина

tkis написал полмесяца назад: # скрыть ответы

уверен, что не только для меня текстовые отзывы и обзоры приятнее видео-вариантов

igelkott написал полмесяца назад: #

Единственное несовершенство функционала Тесеры, которое меня коснулось — невозможность поставить десять плюсиков вот этому комментарию.

ZoRDoK написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Взял себе на прошлой неделе, посмотрим что за зверь. По описанию в статье понравилась - полусемейка самое то

Journeyman написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Полусемейка - это для тех ко в разводе? ;)

Cabaneiro написал полмесяца назад: #

Малосемйка-на двоих (мужа и жену, например) ))

Ksedih написал полмесяца назад: #

В качестве полусемейки вообще огонь. Вот за сколько партий надоест - вопрос.

dimsoul написал полмесяца назад: #

Новость о семейности тоже порадовала, теперь меньше сомнений в планах на покупку. Вместе с The Taverns of Tiefenthal взять для новой дозы Локхаузеном и лайт-медиум евро.