«Лавка игр» открыла предзаказ на «La Famiglia. Великая мафиозная война» | |
«Лавка игр» открыла предзаказ на «La Famiglia. Великая мафиозная война» | |
Идут сборы на Deep Rock Galactic с допами | |
Космические шахтеры отбивают ценные минералы у насекомоподобных инопланетян. | |
Идут сборы на Kingdoms Forlorn: Dragons, Devils and Kings | |
Гримдарковый данжен кроулер/приключение от авторов Aeon Trespass Odyssey. | |
Предзаказ на «Войну Кольца: Измена Изенгарда» | |
Фанатское дополнение к Войне Кольца. | |
Идут сборы на Earth Under Siege: Flashpoint | |
Фантастический данжен кроулер с фокусом на стелсе. |
Всем привет!
Совершенно случайно зацепился языками в одном из чатов с Максимом Верещагиным и решил сделать полноценное интервью с главным редактором издательства «Космодром». Максим предложил в формате аудио, но мы не ищем лёгких путей. Тексты же до сих пор читают? Ещё имеет смысл выкладывать нечто подобное? :)
— Максим, привет! Я тебя знаю давно, но читатели «Тесеры» могут быть с тобой незнакомы, поэтому начну с самого логичного вопроса! Представься и скажи, чем ты занимаешься в «Космодроме»? Ну, помимо безусловно важного ведения собственного телеграм-канала «БРедНИ — будни редактора настольных игр».
— Я главред издательства. Ну, это такой чувак, который следит за соблюдением бюджета, дедлайнов и издательской политики компании. А ещё оптимизирует процессы, составляет план выпуска проектов, утверждает спуски и прочие скучные для вас слова. Вот мой телеграм-канал — это тема. Онлайн-вещание из редакции.
— Максим, на прошлом «Граниконе» я сыграл в игру «Сквайр». Мне она понравилась. Какая судьба у игры? Почему про неё ничего не слышно?
— «Сквайр» (Squire) — игра Павла Атаманчука. Из его игр у нас выходила «Няшка», выбор посетителей на «Граниконе'16». «Сквайр», как и все наши новинки, на «Эссене'19» была раскуплена подчистую. В последний день мы собирали предзаказы и ничем не торговали. В данный момент «Сквайр» сдаётся в печать и весной появится в продаже в России. Название «Сквайр» оставим, нам нравится ассоциативный ряд с этим словом. Вот какие ассоциации у тебя оно рождает?
По мне, это прекрасная семейная игра на сбор сетов на своём планшете в режиме динамичных цен с ламповым оформлением, где мы отыгрываем антропоморфных животных в викторианской Англии.
— «Сквайр» — это ж британский титул. Первая ассоциация — богатство... Хотя титул не всегда богатство...
— Чудесно! У меня ассоциативный ряд такой: сквайр, денди, престиж, качество.
— «Акватика» стала хитом прошлого «Эссена». Но в России она недоступна. Стоит ли нам ждать российский тираж и когда?
— Да, конечно. В феврале 2020 года мы публиковали свои планы. «Акватика» должна приехать вместе с мировым тиражом, на который идёт активный сбор заказов. Тоже где-то весной или в начале лета.
— Как текущая ситуация в мире (Китае) повлияла на ваше производство? Не в России же вы всё производите.
— «Сквайр» будем печатать в России, там нет мирового тиража. Остальные — в Китае. Слушай, Китай уже оправился. Производства работают. Ой, тут буквально на днях наша фабрика-партнёр писала, мол «Чуваки, как у вас дела? Всё норм? Высылаем вам маски, не болейте». Такая милота)))
— И как? выслали?
— Да. Не приехали ещё, но какая-то посылка к нам идёт))
— Заметил в уже ближайших планах игру «Хоба!». В двух словах, что это? На кого нацелена?
— Дык, это же переиздание. Знаешь как, у каждого «уважающего себя» издательства должны быть в портфолио «типо игры»: типо «Диксит», типо «Уно», типо «Мафия» и типо «Активити». Была у нас типо «Активити» — «Базинга». Но мы ошиблись с постпродакшином, да и иллюстрация не соответствовала содержанию. «Хоба» — это переделка. В чём отличие от традиционных «объясни-разгадай»? В ней нет команд, а слова и способ объяснения ты выбираешь сам. Короче, полная свобода действий. А побеждает пара игроков, которые лучше всего друг друга понимали во время партии.
— У вашего издательства почти нет локализаций. «Клаустрофобия» совместно с «Лавкой» — исключение. В чём смысл таких совместных локализаций? Вы не верите в игру на российском рынке, поэтому разделяете риски? Не верю, что «Лавка» или «Космодром» самостоятельно не могли локализовать эту коробку...
— Ну, не прям нет. «Фактор цвета» (Color Brain), «Детектор правды» (Privacy 2), «Чик-чирик», «Попался!». Но да, мы почти не занимаемся локализациями. Почему?
Вот прикинь, выходишь ты такой рынок настольных игр в 2016 году (да, компания существует с 2013, но редакцию начали набирать позже). Загибаем пальцы локализаторов: «Мир хобби», «Лавка игр», «Гага», «Звезда», «Крауды», «Эврикус», «Стиль жизни», «Мосигра». И ты такой красивый Д'Артаньян в белом плаще. Чей будишь? С чего бы тебе, на, будут продавать лицензии? Становись в очередь, в самый зад.
И наш гендир разумно предположил, что надо выбирать другую модель бизнеса: не скупать права на чужую собственность, а начать самостоятельно создавать контент. Да, это сложнее, дороже. Но в этом направлении есть куда расти.
— Неожиданный вопрос из спортивного любопытства. У тебя наверняка есть статистика продаж. Какой доп к «Имаджинариуму» продаётся лучше всего? Хуже всего? Нет ли аномалий в продажах?
— Тут не будет откровений. Лучше всего продаётся новинка. И так всегда. Выходит новинка и бьёт рекорды продаж предыдущего допа. А вот аномалия была месяц назад: «Химера» (18+), которая всегда плелась на предпоследнем месте, внезапно вышла на третье. Мы считаем, что уровень агрессии россиян вырос, но это шутка... Или нет?
— Раз уж речь зашла о цифрах. Какие тиражи у гиковских хитов «Космодрома» — «Акватики» и «Смартфона»?
— «Смартфон» перевалил за 25 тыс. (не считая дополнения). 60$ будет стоить за рубежом. Посмотрим на повторные тиражи. На «Акватику» ещё собираем предзаказы, не знаю. Но тираж будет больше, чем у «Смартфона», по-любому.
— Если такие тиражи у этих хитов, разве не логично и оправданно выпустить дополнение к каждой из них?
— «Смартфон» поступит в продажу уже с дополнением «Update 1.1», но пока только для США. Для «Акватики» мы начнём продажи допа Cold Water уже на ближайшем «Эссене». А дальше следим за повторными тиражами. Расчехлить авторские и редакторские хотелки всегда можно. Там такая плотина стоит, удерживая поток сознания, что ух!
— С какой игрой «Космодрома» было больше всего заморочек в последние пару лет? Вспомни эпичные производственные фейлы...
— Followers, конечно. И нам ещё предстоит оптимизировать устройство. Хотя «Смартфон» и «Пандорум» тоже потрепали нервы. Наверное, все проекты на «Кикстартер» — это боль. Много работы, синхронизация отделов, дедлайны, бюджеты, переводы на несколько языков. Работы в два раза больше, чем над любым другим проектом. Но в итоге не все стрейчголы открываются — и часть материалов так и остаётся в архивах на компах дизайнеров.
— Так никто же не запрещает вам напечатать эти материалы и продавать отдельно?
— Пф, не запрещает. А кто будет покупать? Где гарантии, что купят 3 000 штук? А заказывать меньше нет смысла, цена не меняется)))
— А политика партии не позволяет выложить эти промо-материалы в свободный доступ в PDF?
— Скорее нет, чем да. Иногда это эксклюзив для бэкеров и базово не предполагался для свободного оборота. Иногда материалы готовы на 90 % и чтобы их доделать, нужно вложить оставшиеся 10 % сил, денег и времени, а это не рентабельно. А иногда мы просто верим, что однажды сможем всё-таки реализовать задуманное, поэтому не готовы раскрывать карты заранее.
— Допустим, вы решили выпустить игру примерно в таком виде и с такой терминологией (не стал вставлять картинку из-за пошлых надписей — вот тут она). Насколько это реально? Какие комиссии предстоит пройти?
— Ты, видимо, не играл в «Детектор правды» и «500 злобных карт». Никаких комиссий. Делается отказное письмо, ставится знак «18+» — и в путь. Единственное, чем грозит: тебя не берут детские магазины. Но в век онлайн-ретейла этот недостаток нивелируется. Игра приблизительно так и будет выглядеть. Иллюстрации будут другими, нашими. Сейчас они взяты из игры Unusual Suspect. Сейчас активно рисуем. Рабочее название — «Fuck. Merry. Kill.». Игра про стереотипное мышление.
— Расскажи немного про брендирование настолок. Компании пользуются этим? Какие игры вы уже брендировали?
— Много. «Пятёрочка», «Мосприрода», «Клаустрофобия». У нас целый каталог с предложениями есть. Смотри, брендирование под заказ — это прямые продажи. А значит, прикуп выше. Но самое прикольное — для агентств это в новинку, а нам делать проще, чем другим. Мы торгуем собственным портфолио, на роялти другим издательствам не завязаны и имеем два сильных бренда — «Имаджинариум» и «500 злобных карт». Такие проекты идут вне издательского плана и немного сбивают ритм, но оно того стоит. И у нас опыт от лёгкого брендирования коробок до разработки с нуля.
— И где купить издание для «Пятёрочки»? Или это корпоративные настолки не для продажи? Что вы там поменяли? Только обложку?
— Такое не купить. Это корпоративные подарки клиентам или сотрудникам. Уникальная штука. Меняется в основном обложка. Бывает, просят добавить карты или изменить дизайн поля, другую фигуру фишек. Всегда индивидуально. Но, друзья, за ваши деньги всё что угодно, хоть позолоту на правилах!
Оказалось, что есть целый раздел по брендированию: https://brand.cosmodrome.games/. (Прим. — от меня.)
А вот эту штуку видел? Это покруче брендирования https://myimaginarium.cosmodrome.games/constructor/.
— Круто) Вручную делаете «Имаджинариум» за 3 000?
— Не вручную. Специальная типография цифровая. Мы привозим им картон с производства. Чтобы игра не отличалась от той, что на полке. Собственно, договориться и наладить работу с типографией было самым сложным.
— Спасибо за ответы Максиму! Играйте в хорошие игры! :)