| Идут сборы на Goblin Party | |
| Легковесная карточная игра про месть гоблинов героям. | |
| Заканчиваются сборы на Dungeon Pages: Underboss | |
| Roll-and-write про паззловые походы героев в подземелья. Или, напротив, игру за ... | |
| С миру по предзаказу (23.11-05.12) | |
| Предзаказы локализуемых игр за последние недели. | |
| Netflix приобрел глобальные права на экранизацию культовой игры Catan | |
| Netflix приобрел глобальные права на экранизацию культовой игры Catan и готовит ... | |
| Идут сборы на The Hunters A. D. 1492 2nd Edition | |
| Переиздание темнофэнтезийной кампании охотников на монстров. | |
Всем привет!
Сегодня в эфире новый гость — Константин Комаров, старший по настолочкам в компании «Звезда», но, если официально, то директор направления настольных игр. (Ниже на фото Костя изучает новую игру в домашних условиях.)

— «Звезда» как-то активизировалась в этом году или мне кажется? Очень уж много новинок уже вышло и обещано в первом полугодии...
— Как я уже много раз рассказывал, мы наконец-то вышли из кризиса 2014 года, когда нам полностью пришлось перестраивать управление внутри компании и вырабатывать новые стратегии развития в условиях скудного финансирования и резко возросшей конкуренции. Мы шли к этому 4 года, а с 2018-го начали взвинчивать обороты. Результат виден невооружённым взглядом — до конца 2019 года была объявлена 1/3 программы 2020. Надеюсь, мы и дальше сохраним хороший темп, несмотря на общую экономическую рецессию.
— Как происходит круговорот «Экзитов» в природе? Вы постоянно печатаете новые, а старые продаются со складов? Или самые первые тоже допечатываете по мере необходимости? Как это устроено?
— На самом деле EXIT ничем не отличается от любой другой игры из нашего собственного ассортимента. Мы каждый год добавляем новинки в ассортимент, но пока ещё не снимали с производства ни одной игры, выпущенной ранее. Да, действительно, есть такая практика, как ротация ассортиментной матрицы, когда старые позиции снимаются с производства на 1–2 года, а потом допечатываются ограниченным тиражом время от времени. К счастью, все линейка «Экзит» чувствует себя прекрасно, а первая игра — «Заброшенный дом» — до сих пор является хедлайнером всей серии с наибольшими продажами. У всех компаний есть свой порог рентабельности тиража; как только игра достигает нижней границы — поднимается вопрос о целесообразности наличия этой игры в активном ассортименте. Но бывают и исключения, когда наличие даже плохо продающегося продукта важно политически / стратегически.
— На какую аудиторию рассчитана новая игра, которая скоро появится на полках — «Поселенцы: Северные империи»? Вопрос от заинтересовавшегося лица лицу сыгравшему...
— На всех, кому интересен мир «Поселенцев» по предыдущим играм, ведь эта серия является логическим продолжением с развитием многих мелких решений базовых «Поселенцев» в полноценные ветки механик.

— Знаю, что «Амон Ра» и «Тикаль» — это небольшой тираж игр больше для портфолио. Ну, и как успехи? Сложно продавать специфические дорогие игры? Будут ещё такие проекты?
— Всё уже продано; и если «Амон Ра» теперь ещё очень долго не будет, то «Тикаль» рынок попросил ещё — пришлось привезти ещё. Но, конечно, это очень короткая история для ностальгирующих ценителей в основном. «Королева Мисиссипи» из той же истории — вот её будет один тираж, и всё. Если подвернется ещё что-то, почему бы и не попробовать. Есть хорошие старые игры, в которые интересно играть до сих пор, а с новым качеством компонентов они ещё краше становятся.
— В таком случае не рассматривал ли для локализации другие части Mask Trilogy? Речь про игры Mexica (в первую очередь) и Java.
— Рассматривал, в этой трилогии одна стоящая игра, остальное уже прошлое, которое не стоит и возвращать.
— Так «Мексику» же в красивом дизайне переиздавали. 7,2 на BGG...
— «Мексика» самая слабая, на мой взгляд, не как игра, а как продукт. Учти, что все мои ответы — это взгляд продюсера на продукты, а не редактора на игры.

— У вас несколько игр в графике релизов отмечены как собственная разработка, а авторы указаны какие-то зарубежные... Костя, где ты их откапываешь? Только не говори, что на «Граниконе». Юргена Хиила и Йонона Кона я там не встречал...
— Аха-ха-ха, помимо «Граникона», есть общие выставки: «Эссен», «Нюрнберг», «Дженкон». А также специализированные в Гёттингене, например, на манер «Граникона». Вот в рамках этих выставок и общаемся с авторами. Помимо этого весь год идёт работа по селекции проектов, в день на почту приходит 2–3 предложения с новыми или не очень идеями.
— Какие-нибудь безумные идеи присылали? Или только очередные «Монополии» шлют?
— Были безумные с точки зрения технического исполнения, но в основном 50 процентов — это «Мафии» и «Монополии» со свистелками и... как говорит Коля Пегасов...
Но было одно предложение, которое нам показалось безумным сначала — сделать российский аналог «Кифорджа», карточную игру с уникальными колодами. Но сейчас спустя полгода, изучив наши возможности и подготовив производство, я верю, что игра будет в скором времени издана. Название пока не знаю, но предварительно — «Сталежог». Мы ещё проведем конкурс на лучшее название.
— Иностранцы писали вам на почту? «Посмотрите нашу игру!»?
— А что здесь необычного? За 20 лет работы у нас куча контактов — и зачастую авторы, с которыми мы уже работали, советуют другим, к кому можно обратиться. Мы выставлялись на «Эссене» с 2004 года ещё с «Эпохой битв» и «Кольцом власти». А настолки на Запад начали делать в 2008 году. Так что знают нас там хорошо и пишут нам регулярно.
— Всё ли сказано в серии игр «Азул»? Как думаешь, будут ещё самостоятельные игры серии?
— Думаю, что глобально да, будут ещё, конечно, мелкие допы как Crystal Mosaic или кроссоверы, как например, 5211 Azul Edition, которую мы выпускаем в этом году. Но в целом даже я бы сказал: хватит трёх.

— Игра, которая за последний год убила у редакции больше всего нервов и добавила седых волос?
— «Сумерки Венеции». Вообще вся линейка дуэльных игр очень ресурсоёмкая. Когда делаешь что-то новое, требуется очень много итерации и в иллюстрациях, и в дизайне, в вёрстке и редактуре, чтобы финальный результат устроил всех и продукт понравился игрокам. Я даже советовался с коллегами по цеху из других компаний по оформлению всей серии и этой игры в частности. Ребята, всем большой пасиб!
— Я знаю, что игра «Чфырчка» про несуществующие слова. Дай официальное определение слова «чфырчка». Так сказать, назвал, будь добр — объясни.
— Всё просто: это пати-гейм на ассоциации. :)

— Покажите мне, пожалуйста, Чфырчка!
— Будьте здоровы! Что вам, говорите, показать?
— Максим, в прошлом интервью так и не ответил мне на вопрос: в чём смысл совместных локализаций? У вас был опыт таких игр («Гонконг во тьме», «Формула скорости»)... Может, ты просветишь?
— Отвечу честно: политика. В любом мало-мальском бизнесе всегда присутствует политика. Для кого-то это уровень: узнать, на какой овощебазе Арсен берёт зелень. В мире настолок вот такие коллаборации — часть закулисья. Вдаваться в подробности не буду, на самом деле всё всегда на поверхности, как в любом симбиозе.
— В нынешней ситуации в мире нельзя не спросить про будущее. Как повлияет нынешний кризис на планы компании «Звезда»? Есть уже какие-то прогнозы?
— Если скажу, что не повлияет, то совру, а как конкретно... сейчас сложно сказать. Точно поедут сроки выхода игр, которые производятся за рубежом. Насколько, пока тяжело предположить. Мы пока ни от чего не отказались, но и нового ничего не подписываем. Сейчас любые активности, которые требуют денег вперёд, заморожены. Уже видно, что курс валюты ещё долго не вернётся к прежним значениям, поставщики картона уже объявили о скором поднятии цен на 10–20 %, придётся пересматривать ценообразование в конце года. А пока будем терпеть за счёт уменьшения маржинальности. Честно сказать, если я бы мог дать правильный прогноз такому глобальному фактору влияния, то, наверное, сидел бы где-нибудь в правительстве.
— В связи с ситуацией в России ты испытал уже все прелести удалённой работы... как оно?
— Прелестями это назвать тяжело; я, например, «очень офисный человек» — мне сложно работать на удалёнке. Особенно это чувствуется при работе с дизайном: то, на что в офисе за монитором с коллегами уходит от силы 5 минут, сейчас занимает добрых 2 часа на переписку, комментарии и утряску «видений». К тому же у меня трое детей, это тоже накладывает свой отпечаток. Короче, как шутят сейчас в интернете, «вариант «Б».
— Давай поговорим на неудобные темы. Имеют ли право на жизнь продажные обзоры? Речь о тех обзорах, которые случайным образом появляются в момент старта очередных предзаказов...
— Не бывает неудобных тем. :) Давай сначала проведём границу, что есть продажный обзор, а что нет? Каковы критерии? Считается ли обзор продажным, когда блоггеру заплатили за монтаж видео (самую ресурсоёмкую часть работы) 2–3 тысячи, или достаточно того, что ему издатель коробку с игрой подогнал? Ведь и в первом, и во втором случае это может быть как разносторонний почти объективный обзор, так и однобокий хвалебный отзыв. Не стоит забывать и про вкусовщину: если игра зашла обзорщику и он аж брызжет слюной, какая она хорошая — это тоже продажность или человек просто хочет поделиться своими впечатлениями? А что касается времени, то это уже издатель решает, когда и что должно публиковаться. Ведь это реклама его будущего продукта, ему важно осветить это в нужный момент.
— Не является ли честным помечать такие обзоры «На правах рекламы»?
— Тогда на любое мнение любого человека надо ставить: «На правах рекламы». Я считаю, что опытные настольщики смогут сами найти в обзорах зерно истины и сделать выводы для себя. А для новичков любой обзор полезен, так как информации про игры очень мало и собирать отзывы в чатиках телеги, где по 1 000 разных коментов за день, то ещё удовольствие.
— Честно скажу, не особо слежу за российским настольным видеоблогингом. Вы в редакции, наверняка, следите. На какой канал мне надо идти, чтобы посмотреть хвалебные обзоры продукции «Звезды», и какой блогер вас больше всего критикует?
— Нас можно найти практически везде: это и «Твой игровой», и ОМGames, и «Гикмедиа», и Family Play, и I'm Geek Now, и канал Ольги Дворецкой :); даже на канале Hobby World в новогоднем выпуске с подборкой лучших новинок 2019. Что касается критики, то тут мы никому не запрещаем нас критиковать, но просим, чтобы была объективность и моменты с критикой были разобраны: почему по мнению блогера что-то плохо. А там уже пусть зрители принимают решение, действительно ли это плохо или придирки и субъективное мнение.
— Твоё отношение к тому, что текстовые блогеры становятся вымирающим видом? Сейчас на одну игру может приходиться 2–3 видеообзора, пять летсплеев и 1 текстовая заметка на сайте. Уже встречал подобное.
— Мне очень жаль, я из той группы людей, которым проще читать, чем смотреть. Я всеми руками поддерживаю тех, кто до сих пор пишет.

— Берёте ли вы на аутсорс настольщиков или специалистов в узких темах со стороны? Допустим, для переводов...
— Да, берём на регулярной основе, вот в январе-феврале даже дизайнера на аутсорс взяли, такой вал работы был.
— Как ты относишься к песне Найка Борзова «Верхом на звезде»?
— «Вцепившись в лучи, с луной на поводке, в ночи-и-и ...» — я прям пропел.) Обожаю эту песню и вообще Борзова.
— В Hotness BGG в топ-4 сейчас игра The Crew. «Звезда» её скоро выпускает на рынок. Откуда такой хайп? Кому порекомендуешь срочно обратить своё внимание?
— Прежде всего, это игра для тех, кому слова преферанс, клабр, ю, марьяж, «тысяча» или на худой конец «червы» не пустой звук и вызывают только хорошие ассоциации. «Экипаж» — это игра на взятки, прекрасная своей кооперативностью и сдобренная хорошей порцией различных микро-условий, меняющих рисунок сложности от миссии к миссии. И всё это упаковано в достаточно интересную истории об экспедиции к 9-й планете, скрытой во тьме космоса. Наверное, именно эти характеристики, которые я описал, и создали такой ажиотаж вокруг игры. Я, как фанат всех названных карточных игр, именно поэтому влюбился в The Crew после первой взятки.

— Ты любишь взятки?😂
— Игры на взятки, на минуточку. 😂
— Косте спасибо за интервью! Вам спасибо, что прочитали :) Играйте в отличные игры!