-AdRiver-
tangus7 написал 8 минут назад к игре Сезоны: # Объясните, пожалуйста, может не увидел или не обратил внимания, хотел ...
CerbeRUS написал 15 минут назад к статье «Клинок и колдовство»! Впечатления: # Если опираться на список https://boardgamegeek.com/thread/1848358/dung...
Nomad_23 написал 25 минут назад к статье «Клинок и колдовство»! Впечатления: # Давно у нас еврокраулер равно евро? Десятки людей тут пишут, что не ...
Dima_I написал полчаса назад к игре Зодчие: # А схожа ли игра с Королевским двором? Если да, то стоит ли брать, если...
MacTire написал полчаса назад к статье «Клинок и колдовство»! Впечатления: # Вообще-то там не было про "плевать на карты", а "плевать на карты вмес...
На экранах [16.10.2018]
Что происходит в мире цифровых настольных игр? Отвечаем.   В этом выпуске: ...
Обзорная башня [15.10.2018]
В этом выпуске: рецензия на игры «Каркассон», «Каменный век» и «Агрикола», а так...
«Шерлок Холмс, детектив-консультант»
«Шерлок Холмс» — неустаревающий прародитель жанра «настольных» детективов — уже ...
С миру по нитке [12.10.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Cosmodrome Games ...
«Место преступления» на CrowdRepublic
На CrowdRepublic запустился предзаказ на настольную игру «Место преступления»!

Ulovka22

WARGAMES нашей мечты

26 ноября 2012

Информация

добавить
Дата: 26 ноября 2012
Источник: Wargames — Настолки<br>про солдатиков
Оценка пользователей
7.4321
-

Часть, которую можно и не читать, но её всё равно все пишут. Наверное, что-то знают...

 

Как у любого нормального и в меру развитого мальчишки, детство не обошлось без солдатиков. Сознательное увлечение солдатиками началось в 1973 году. В Ленинграде. В музее Инженерных войск и Артиллерии перед огромной диорамой, посвящённой Бородинскому сражению. Диорама состояла из солдатиков, а мне было 10 лет. Страстно захотелось все это великолепие потрогать, подвигать, поиграть им. 

 

Вот такими были мои солдатики в 1967 году


А вот примерно такое я увидел в Ленинграде (фотография сделана в 2007 году в Ст. Петербурге, в музее Суворова, однако авторы диорамы подражали именно тем самым из «Артиллерийского музея»)


Ничего подобного советская промышленность предложить не могла. Поэтому всё пришлось создавать самому. Сначала армию солдатиков, потом правила игры, потом искать информацию об исторических сражениях. Через 20 лет я узнал, что всё моё увлечение называется словом WARGAMES. Тогда это было новое, волшебное слово, обозначающее необычное увлечение. Сейчас этот термин порядком затаскали, обозначая им всё, что попало. Мне захотелось разобраться, а что же в действительности можно вкладывать в термин WARGAMES (или что же я вкладываю в это понятие). Зачем? Затем, что если я буду писать обзор об игре (а мне нравятся именно игры, связанные с военной тематикой или историей), то относить игру к категории «WARGAMES» или «не WARGAMES» я смогу, только выработав определённые критерии. Вот, собственно, попытке выработки этих самых критериев и посвящена данная тема.

 

Армия, созданная своими руками. Фотография 1980 года. Киев.


WARGAMES — военная игра.  

  • Утверждение 1: если игра военная, значит, в ней должны присутствовать солдатики.
  • Следствие: значит ли это, что если в коробке присутствуют солдатики, то перед нами «WARGAMES»?
  • Утверждение 2: поскольку присутствует слово военная, значит, тематика должна быть соответственной.
  • Следствие: означает ли это, что если тема про «набить лицо противнику», то перед нами опять таки «WARGAMES»?

 

 

Ниже я постараюсь разобраться в этих утверждениях. В тексте будут присутствовать три термина: «WARGAMES», «Штабная игра» и «Игра в солдатики». Автор вводит их просто для обозначения различных понятий и постарается дать им объяснения.

 

Немного теории

 

Что есть игра? Дети, развиваясь, копируют взрослую жизнь, которая их окружает. Для моделирования они используют игру. Основным элементом игры являются персонажи из окружающего мира. Персонажи олицетворяются фигурками. Девочки предпочитают куклы, мальчики — солдатиков. По сути, солдатик это та же кукла, только с оружием в руках, т.е. если Барби дать в руки дробовик — получится солдатик, а если кошелёк Кена, то — ну сами понимаете... Иными словами, когда ребенок (я намеренно не указываю пол ребёнка, А.Ц.) моделирует, как Барби разводит Кена на халявную выпивку в баре ночного клуба, это игра в куклы. А когда Барби при помощи дробовика отнимает все деньги Кена в тёмном переулке или грабит банк, в котором Кен работает управляющим — это уже игра в солдатики? Ещё один сюжет: Барби с подругами при помощи автоматических винтовок, гранат и Кена с миниганом радикально защищает бездомную лисичку-песца от преступной группировки браконьеров. Это всё ИГРА. Игра с включением ролевых элементов. Два последних сюжета используют военную атрибутику. Становятся ли они  от этого тем, что мы называем словом «WARGAMES»?

 

Немного истории

 

Давайте попробуем проследить, откуда взялся сам термин «WARGAMES». В нашей истории всё началось в период Нидерладской буржуазной революции (Восьмидесятилетняя война). Это XVI век. 17 провинций устроили революцию за освобождение от власти Испанкой короны.

 

Для тех, кто не в курсе, историческая справка: на тот момент Испания была самым сильным государством в Европе и Америке (нынешний аналог на территории бывшего СНГ — Россия). Против неё выступили обыкновенные, сейчас мы называем это словом сепаратисты (возьмём для примера Сибирь, которой вдруг приспичило отделиться, создать независимое государство и начать самостоятельно торговать своимии ресурсами). Мало того, что приспичило, но у неё это, к примеру, получилось.


В результате открытого военного противостояния сепаратисты победили и создали своё/свои государства. Сами понимаете, что для современников это было своеобразным культурным шоком. Что же обеспечило им победу непосредственно на поле боя, т.е. военное превосходство. Это был новый боевой порядок. Он так и назывался — Нидерладский боевой порядок. Был перенят всеми европейскими армиями и применялся около 200 лет до введения линейного построения. Разработал его Мориц Оранский (1567-1625. Принц Оранский, граф Нассаукский, сын Вильгельма I, штатгальдер Голландии, Зеландии, Гелдерланда, Гронингема и Оверэйсела). Он взял фигурки солдатиков, с их помощью смоделировал принципы действий отдельных подразделений на поле боя. Затем были смоделированы тактические принципы взаимодействия самих подразделений. Всё это было переведено на язык военных команд, и написан устав. Армия, обученная по этому уставу, обеспечила тактическое превосходство на поле боя над лучшей армией Европы. В общем, произошла очередная революция в военном деле. Как следствие, идея обучать будущих полководцев основам тактики при помощи моделирования прижилась при дворах европейских монархий. Почему именно там? А кто является потенциальным главнокомандующим в любой монархии? Наследник престола. А как проще всего объяснить тактику мальчишке? Наглядно демонстрируя действия при помощи солдатиков. В результате при дворах европейских монархов стали возникать первые коллекции солдатиков. Причём к ним применим именно термин «КОЛЛЕКЦИЯ», потому что они воссоздавали армию государства, которой придётся командовать. При определённом желании можно добавить армии «вероятного противника». Поскольку время идёт, а армии меняются, совершенно стихийно получалось, что каждому новому принцу создавали свою уникальную коллекцию. Стало правилом хорошего тона, чтобы у каждого уважающего себя монарха была своя «детская» армия, и новая армия, которую он дарил своему сыну. Вот отсюда и пошло выражение «солдатики — королевское увлечение».

 

Это уже «WARGAMES»? Нет. Это всего лишь мода и снобизм. Монархи соревновались в понтах, и коллекции были безумно дорогими, являясь атрибутом статуса, но никак НЕ игрой. Тем более — игрой массовой. Дворяне, естественно, стремились подражать своим монархам и заказывали аналогичные коллекции, но попроще, поменьше и подешевле. Дальше статусов дело не двигалось. Игра не выходила за стены дворцов.

 

Следующий шаг оказался экономическим. В Европе открывается идея фарфора. Из него можно делать красивую, удобную и качественную посуду. В результате происходит перераспределение производственных потоков, вследствие которого огромное количество мастеров-оловянщиков остаются без работы (посуда делалась из олова). У нас это называется экономический кризис.

 

Нюрнберг. Одному из мастеров приходит в голову идея лить из олова фигурки солдатиков и всех прочих атрибутов к ним (дома, деревья, гражданских, но солдатиков в первую очередь). Фигурки делают плоскими. Так появляется классическая «плоская Нюрнбергская миниатюра». Фигурки получаются дешёвыми и их можно поставить «на поток», т.е. сделать много, обеспечивая тем самым потенциальный спрос.

 

Вот так выглядит плоская Нюрнбергская миниатюра


Фотографии из коллекции автора

 

Итак, есть потенциальный рынок — дворяне, средняя и купная буржуазия, т.е. все те, кто озабочен повышением собственного статуса. Есть дешёвое предложение — товар, который является предметом престижа и определением статуса, но цена его вполне адекватна и доступна. Чего не хватает? Правильно!!! Не хватает РЕКЛАМЫ.

 

Реклама пришла в лице...

 

Продолжение здесь...

свернуть все темы
fonfrost написал 5 лет назад: # скрыть ответы
"Историческая" часть обзора

Лучше обсудить «историческую» часть обзора :)

"Для тех, кто не в курсе, историческая справка: на тот момент Испания была самым сильным государством в Европе и Америке (нынешний аналог на территории бывшего СНГ — Россия). Против неё выступили обыкновенные, сейчас мы называем это словом сепаратисты (возьмём для примера Сибирь, которой вдруг приспичило отделиться, создать независимое государство и начать самостоятельно торговать своимии ресурсами). Мало того, что приспичило, но у неё это, к примеру, получилось.
В результате открытого военного противостояния сепаратисты победили и создали своё/свои государства. Сами понимаете, что для современников это было своеобразным культурным шоком. "

Ужас, пожалуй UncleL прав….

Какие сепаратисты в 16 веке, окститесь, де юре та же Испания возникла только за 13 лет до начала Нидерландской революции. Национальные государства в современном понятии в Европе только нарождались…..
Вот возьмем Карла V (отец герцог Бургундский, мать королева Кастилии), жившего в основном все детство в Бургундских Нидерландах (конгломерат из 17 феодальных владений, которые входили в состав герцогства Бургундского), и ставшего в 15 лет герцогом Бургундским в Нидерландах. Потом в результате различных династических перетрубаций Карл V стал императором Священной Римской Империи, а также, не считая всяких мелких титулов, королем Леона и Кастилии, Валенсии, Арагона, Гранады, Неаполя, Сицилии, Богемии, Германии и Италии.
До 1549 года эти 17 владений и графство Бургундия были преобразованы Карлом в Бургундский округ в составе Священной Римской Империи.
В 1549 САМ КАРЛ V исключил эти 17 независимых друг от друга и не сильно связанных между собой историческими традициями феодальных владений не только из состава Бургундского округа, но и из состава Священной Римской Империи и создал на их базе отдельную политическую единицу Zeventien Provinciën, так что можно сказать, что сам Карл и создал Нидерланды, полная самостоятельность которых стала с этого времени лишь делом времени…
25 октября 1555 Карл отказался от Семнадцати провинций в пользу сына Филиппа II (к тому моменту уже короля Сицилии и Неаполя) - очень неприятное событие для Семнадцати провинций (Филипп, в отличии от Кала V, для Нидерландов вообще был не о чем), успевших за 6 лет попользоваться своим в каком то роде независимым положением, да и многие советники у Кала V были из Нидерландов.
16 января 1556 года Карл также отрекся от корон Леона и Кастилии, Валенсии, Арагона и Гранады в пользу сына, и Филипп II, объединив пиренейские королевства, стал первым в истории королем Испании. В 1558 Карл ушел в монастырь и императором Священной Римской Империи стал его брат Фердинанд I.
В 1568 году после 13 лет недальновидной политики Филиппа в Семнадцати провинциях началась Нидерландская революция.
Вот такой династический коленкор….

" Это же обеспечило им победу непосредственно на поле боя, т.е. военное превосходство. Это был новый боевой порядок. Он так и назывался — Нидерладский боевой порядок. Был перенят всеми европейскими армиями и применялся около 200 лет до введения линейного построения. Разработал его Мориц Оранский (1567-1625. Принц Оранский, граф Нассаукский, сын Вильгельма I, штатгальдер Голландии, Зеландии, Гелдерланда, Гронингема и Оверэйсела). Он взял фигурки солдатиков, с их помощью смоделировал принципы действий отдельных подразделений на поле боя. Затем были смоделированы тактические принципы взаимодействия самих подразделений. Всё это было переведено на язык военных команд, и написан устав. Армия, обученная по этому уставу, обеспечила тактическое превосходство на поле боя над лучшей армией Европы. "

Нидерландский боевой порядок, это, прежде всего, дисциплина, организация, муштра и фортификационное дело + высокое и, самое главное, регулярное жалование, благодаря которому наемники со всех стран Европы были готовы все это выполнять, т.е. Оранский фактически заложил основы регулярной армии. Многое из этого Оранский и его брат почерпнули у латинских авторов. Оранский делал упор на огнестрел с учетом низкого морального духа наемников, по сравнению скажем с храбрыми испанскими солдатами, по этому, он как раз и ввел фактически линейный порядок.
На счет тактического превосходства линейного порядка Оранского в то время читать просто смешно. Оранский в основном участвовал в осадах. Если брать единственное крупное сражение Оранского (битва при Ньивпорте), то победу он одержал не благодаря линейной тактике своей пехоты, а благодаря своевременному удару кавалерии во фланг испанцев, и бездарному командованию Альбрехта.
Те же легендарные испанские терции и старомодная тактика плотных построений или «колон» успешно применялась еще лет сорок с гаком и приносила Испании и ее союзникам многочисленные победы.
Завершенный вид линейная тактика приняла в шведской армии Густава Адольфа. И ее первый триумф приходится где-то на сражения тридцатилетней войны в начале 30 годов 17 века, т.е через 30 лет после битва при Ньивпорте. Ну а через упомянутые автором 200 лет колонны и плотные построения опять стали рулить уже на новом витке развития военного искусства…

P.S. Советую автору статьи ознакомиться с только, что вышедшей игрой из серии Мушкет и Пика Saints in armor, благо что есть правила на русском, и на собственно опыте проверить, есть ли у новомодного линейного порядка преимущество перед старомодной тактикой Испанцев во время первых сражений тридцатилетней войны…. В этом плане Битва на Белой Горе очень показательна….

Tanone написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Небольшие замечания.
1) "Был перенят всеми европейскими армиями и применялся около 200 лет до введения линейного построения." Фраза настолько гм оригинально построена, что сложилось ощущение, что линейный порядок появился лишь через 200 лет после Морица Оранского. Что естественно не так и ниже вы это сами показали.

2) Густав Адольф как бы действительно считается родоначальником линейного построения. Но гм это не совсем корректно. Он как и Александр Македонский был гением комбинированных сил. То есть базой конечно была линейная пехота, но далеко не только мушкетеры. У него в строю стояло очень много пикинеров, которых он считал крайне важными. Кавалерии же он придавал тоже очень большое значение.
Ну и надо упомянуть, что базой всех его нововведений был Морис Оранский. Он вообще то даже нанял огромное количество офицеров из Голландии. Только перенять систему не получилось. Нищая Швеция просто не потянула её. Пришлось подгонять и удешевлять.

fonfrost написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Спасибо за пояснение на счет Густава Адольфа, действительно у Швеции просто не было денег на то, чтобы позволить себе такой же человеческий материал, какой могли позволить себе Нидерланды.

Tanone написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Ну по Густаву я курсовую писал. :) А диплом по первому Густаву. :)

fonfrost написал 5 лет назад: #

Понятно, посмотрите вторую часть обзора, там чуши еще больше..... :)

UncleL написал 5 лет назад: # скрыть ответы

подобные заметки, надо бы снабжать ссылками. Откуда, скажем, про коллекцию солдатиков Оранского взято и пр. Если в ссылках википедия сплошная,смело заметку в корзину, нет, тогда идем по хлебным крошкам и перечитываем, правильно ли автор понял о чем пишут. Только так.

fonfrost написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Боюсь, что даже рускоязычной википедией тут и не пахнет....

UncleL написал 5 лет назад: #

блин,уже самому интересно, откуда ноги растут у всех этих баек про ровные ряды солдатиков принцев и пруссаков.

Android написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Очень круто!
Вам на фотографии, подписанной: "армия созданная своими руками. Фотография 1980 года. Киев" с виду лет 10, неужели в самом деле своими руками сделали? =)

SkyRover написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Да не может быть что это он. Если на фотографии 1980 года автору 10 лет, то на фотографии 1967 года ему минус 3 года?

Android написал 5 лет назад: #

Точно! Как-то не обратил внимание на годы в подписи... =)

fonfrost написал 5 лет назад: # скрыть ответы

"Утверждение 1: если игра военная, значит, в ней должны присутствовать солдатики."

Сейчас варгеймеры вернуться с работы и начнется.... :)

Не забывайте, что основа варгеймов это военно-штабные игры, а также настольные вргеймы бывают с миниатюрами, блоками и фишками (по большому счету вообще без разницы чем отображаются войска, но миниатюрами по понятным причинам гораздо сложнее и менее удобно отображать масштабные сражения, если игра, в которой они используются, хоть в какой то мере претендует на реализм).
Прообразом современных варгеймов является не примитивная игра в солдатики от Герберта Уэлса, а популярная в офицерской среде Kriegspiel (в переводе с немецкого на английский Wargame) http://www.boardgamestudies.info/pdf/issue3/BGS3Hilgers.pdf (дата создания 1812 год) в кторой отсутствуют "солдатики", зато присутствуют основные элементы современных варгеймов, что с миниатюрами, что с фишками и блоками.

DrNik написал 5 лет назад: # скрыть ответы

а ничего, что "по факту" солдатики, блоки и фишки - это одно и то же, выполняет абсолютно идентичные функции?

fonfrost написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Так я про это и написал, что все равно чем отображать войска, а автор утверждает что "если игра военная, значит, в ней должны присутствовать солдатики"

DrNik написал 5 лет назад: # скрыть ответы

дык блоки - те же солдатики, не?

MakVlad написал 5 лет назад: #

Нет

Michael написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Ну если у солдатика есть 4 состояния и информация на спине, различная для каждого состояния, то несомненно!

DrNik написал 5 лет назад: # скрыть ответы

какая разница какие там у него есть состояния? от этого функции никак не меняются

зы: в CCN, например, показатели юнита зависят от количества блоков, а не "состояния" самого блока

Michael написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Ты же играл в Hellenes, там блоки можно заменить на миниатюрки без потери функционала?

DrNik написал 5 лет назад: # скрыть ответы

если очень захотеть, то можно, бывают всякие фигурки со стендами или счётчиками...

но речь не об этом, а том, что пластиковые фигурки, блоки или жетоны - это всё равно солдатики только в разном исполнении

MakVlad написал 5 лет назад: #

Нет, не всё равно. Солдатик - это как правило всего лишь маркер, он обозначает лишь место на поле того отряда, который он воспроизводит. Фишка кроме того несёт информацию о различных параметрах, особенностях и состоянии этого отряда, а блок позволяет видеть эту информацию только владельцу. Так что функциональность у фишек и блоков выше, чем у солдатиков.

fonfrost написал 5 лет назад: #

C&C блоки действительно выполняют чисто функцию солдатиков.
В "классических" блочных варгеймах к этой "функции" добавляется информационная функция и функция "тумана войны".

Так что в варгейме самое главное игровая система, ну а компоненты подбираются исходя в том числе и из-за удобства для ее отображения.
В том же C&C все равно что использовать, так как система очень простая.
Из той же серии любой "классический" варгейм с миниатюрами, в котором можно без проблем для гемплея заменить эти миниатюры чем угодно, только в этом случае пропадут две главные для многих миниатюристов состовляющие - коллекционирование и покраска.
Если взять Молот Шотландцев, то миниатюры (при должной выдумке) и фишки (как это неудобно можно понять, сыграв в Бородино от Статус Белли с туманом войны) можно при желании использовать, но блоки гораздо удобнее.
Ну, а скажем в фишечном Nothing Gained But Glory сложности возникнут уже при использовании блоков и миниатюр.

MakVlad написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Ну, если вы ими ящик набиваете, то да. А в варгеймах у солдатиков, блоков и фишек совсем не идентичные функции.

DrNik написал 5 лет назад: # скрыть ответы

ерунду написали, обсуждать её не вижу смысла, очередной пустопорожний разговор только получится

Michael написал 5 лет назад: #

Ник, это звучит почти как "Я устал, я ухожу" :)

Android написал 5 лет назад: #

тоже это заметил, но во второй части автор оговаривается
>> Солдатики (фишки) должны обладать собственными уникальными характеристиками

ну и по-моему блоки появились позже солдатиков, чисто для удобства размещения

MakVlad написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Спасибо, воспоминания и фото интересные. А о смысле слова "варгейм" спорили уже не раз, и здесь, на Тесере, и на BGG задолго до нас. Результат был таким: строгой окончательной формулировки этого понятия дать не получается. Если вы хотите разобраться для себя, то легче просто перечислить, какие лично вы игры считаете варгеймами, а какими нет.
Ну и пока в статье речь идёт об истории военно-исторической миниатюры.

Michael написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Макс, здесь буква S на конце термина как бы должна увести от этих разговоров.

Действительно, если смотреть на публикацию, как на статью о военных миниатюрках - она хороша. Как о варгеймах, абсолютно не покрывает весь масштаб этого термина.

Вот бы в названии заменить первое слово на Миньки/Солдатики/Рыба/Пластик.

MakVlad написал 5 лет назад: #

Да, Миш, буква "S" в конце слова меня тоже смутила.
"Вот бы в названии заменить первое слово на Миньки/Солдатики/Рыба/Пластик." - а, так вот откуда название! То-то я думаю, что оно мне напоминает :)

UncleL написал 5 лет назад: #

мотоциклист то по ходу голову потерял еще в 67 (если не раньше), бедняга