| Netflix приобрел глобальные права на экранизацию культовой игры Catan | |
| Netflix приобрел глобальные права на экранизацию культовой игры Catan и готовит ... | |
| Идут сборы на The Hunters A. D. 1492 2nd Edition | |
| Переиздание темнофэнтезийной кампании охотников на монстров. | |
| Идут сборы на Radiance | |
| Компактный соло колодострой: светочи против тьмы. | |
| Кооперативная кампания с необычным сочетанием механик | |
| У нас в самом разгаре предзаказ на «Ями»! | |
| «Столпы стихий» | |
| Предзаказ на настольную игру нашего автора Семёна Петровского «Столпы стихий»! | |
![]() |
| 9.3238 |
![]() |
- |

Are you ready to start something big?
The Catalyst
Android: Netrunner — асимметричная дуэльная игра. Для начала партии в неё вам понадобится две колоды: одна для Corporation (далее — Корпорация*), вторая для Runner (далее — Раннер). Статья содержит советы по составлению первых колод Раннера, чтобы сделать этот процесс понятнее и удобнее. В другой статье мы приводили советы по колоде Корпорации.
*Небольшое отступление. В сообществе нет устоявшегося перевода терминов на русский язык. В основном игроки используют транслитерацию — айди, ассет, апгрейд, агенда и так далее. Поэтому и в статье чаще всего мы будем использовать именно транслитерацию.
Первая часть статьи содержит общие советы для колод Раннера и Корпорации. Если вам интересно почитать про самостоятельное создание колод, начинайте с пункта III — «Как собрать свою колоду Раннера». Первые два раздела составлены для тех, кто только что получил набор System Gateway.
Да, в статье мы рассматриваем создание колод Раннера, ссылаясь на карты из стартового набора System Gateway, который представляет собой фактически базовую коробку для новичка, выпущенную проектом NISEI. Однако раздел III «Как собрать свою колоду Раннера» актуален для любого набора, в том числе для карт FFG.
Как получить набор System Gateway, кто такие NISEI и что сейчас с игрой, подробно обсуждали в предыдущей статье. Недавно проводили сбор на коллективную печать этого и других наборов. Подробно об этом в группе в VK (нужно подать заявку на вступление). Внизу статьи будут эти и другие полезные ссылки на сообщества и чаты, а у автора статьи всегда можно что-то уточнить.

Основные принципы игры не изменились, поэтому для старта может подойти и оригинальный буклет с правилами от FFG. Можно начать просто с этого.
Однако актуальные сейчас правила игры находятся на сайте NISEI. Мы писали об этом проекте в предыдущей статье.
Для каждой из сторон есть отдельное вводное руководство. Вот ссылка на обучающие статьи.
Для тех, кто возвращается в игру, подготовлена специальная страница, на которой перечислены все существенные изменения (Major Changes), которые произошли в игре с её официального закрытия. Также есть и полные правила (Comprehensive Rules), но для начала достаточно обучающих статей.
Если удобнее видеоформат правил, то рекомендуем посмотреть обучающие ролики от канала Team Covenant, в том числе с советами по сбору колод. Там используются старые карты от FFG, но сама механика показана чётко и с отличными примерами.
Итак, вы ознакомились с правилами — самое время собрать стартовую колоду!
Эти колоды рассчитаны на первые игры, чтобы освоиться в правилах. В них минимальный набор механик, чтобы можно было освоить базовые действия в спокойной обстановке.
В неё входят карты из набора System Gateway, отмеченные точками в правом нижнем углу. Количество точек указывает на количество копий этой карты в базовой колоде. Например, надо положить три копии Jailbreak и две копии Creative comission.

Три точки — три копии карты Jailbreak в колоду.
Если вам удобнее собирать по листу, то в стартовую колоду входят:

Таким образом, у вас получится колода на 30 карт. К ней идёт базовая карта ID вашего Раннера — The Catalyst. Этой колодой рекомендуется играть против аналогичной стартовой колоды Корпорации.
Добавьте в предыдущую колоду карты из System Gateway с плюсами внизу, тоже по количеству плюсов. К примеру, в эту колоду войдут два Funhouse и один Retribution. Эта колода рассчитана на игру против аналогичной расширенной колоды Корпорации.

Два плюса — две копии карты Wildcat Strike в колоду.
Список карт, которые надо добавить в базовую колоду:
Предыдущие колоды — обучающие. Они были сделаны специально для ознакомления с игрой. Их цель — продемонстрировать механику игры и взаимодействие между двумя сторонами.
Но создание колоды — это очень большая часть «Нетраннера». Собирать колоды нравится не всем, и много людей играют «чужими» колодами, которые доступны для всех на NetrunnerDB.com и в схожих сервисах. Но даже в этом случае знание основ пойдёт на пользу — чтобы можно было внести изменения в готовую колоду и не встретить немого вопроса в глазах оппонента на четвёртую сыгранную копию Sure Gamble.
1. Карты Корпорации нельзя добавлять в колоды Раннеров, и наоборот. В оригинальной игре и в дополнениях NISEI карты сторон различаются цветом рубашки: у Раннера красные, у Корпорации синие.
2. В колоде не может быть больше трёх копий одной карты, если на самой карте не указано иначе.
3. Не превышайте доступное Influence (Влияние). Влияние можно отнести к «ресурсу» при составлении колоды. Оно расходуется, чтобы добавить в колоду карты, которые принадлежат другой фракции. В следующем разделе статьи мы будем разбирать типы карт и расскажем, где и что на них отвечает за Влияние.
4. Не правило, а общий совет. На сайте NetrunnerDB удобно подбирать готовые колоды или собирать свои. Там сразу укажут и требуемое число очков Agenda, и Влияние посчитают, и карты предложат. Так для этой статьи специально была собрана колода Раннера только из набора System Gateway. По ссылке не только список карт в колоде, но и описание того, как она должна работать.
4.1. Чтобы составить свою колоду, нужно зарегистрироваться, зайти на вкладку «My Decks», нажать «New Corp/Runner Deck», выбрать «Startup» — система покажет вам только ID, доступные в этом формате игры с картами только от NISEI (разбирали его в предыдущей статье). Выбираете ID, которая у вас есть, и попадаете в меню сборки колоды. Не забудьте во вкладке «Collection» выбрать только имеющиеся у вас наборы карт. Так будет значительно проще.
4.2. Чтобы подобрать интересную вам колоду, зайдите в «Decklists», выберите в боковой панели пункт «Search», нажмите «Select Allowed Packs» и отметьте, из каких наборов карт вы ищете колоду. Также можно указать в поле «Side or Faction», какую фракцию вы ищете — или задать даже конкретные используемые в колоде карты в поле «Cards Used» (например, карту ID Корпорации или Раннера, за которых вы хотите сыграть).
Сервис предложит вам много вариантов сборок от других игроков. Их, кстати, можно будет сохранять себе в профиль: если вы зарегистрированы, нажмите на странице колоды «Actions > Copy Into My Decks». Не бойтесь регистрироваться, рассылки там нет:)
Карты Раннера делятся на 5 типов: ID, Program, Hardware, Resource, Event. Начнём с ID.
(далее также — Identity, Айди)
Карта, представляющая личность вашего Раннера. У каждой Айди (за исключением стартовых) есть своя уникальная способность, с опорой на которую и собирается вся колода.
Набор System Gateway даёт выбрать из трёх: по одной на каждую фракцию. Карту Айди The Catalyst нельзя использовать в обычных играх.

Слева направо Раннеры фракций: Anarch, Criminal, Shaper.
К слову, о трёх базовых фракциях. Кратко их место в мире Android и игре можно описать следующим образом:
Anarch (Анархи) = сопротивление системе. Часто заставляют Корпорацию сбрасывать карты.
Criminal (Криминалы) = использование системы. Специалисты в доступе к картам на «руке» Корпорации.
Shaper (Шейперы) = изменение системы. Специалисты в доступе к колоде Корпорации.
Итак, возьмите одну карту ID Раннера. Например, при написании этой статьи по ссылке была собрана колода с ID Zahay фракции Криминалов (рекомендуем её попробовать).
На этой карте есть две цифры. Число от 40 и больше — это минимальное число карт в колоде, собранной с этой Айди. А число от 10 — это число очков Влияния.
(Влияние)
На карте ID, которую вы выберете для колоды, вы увидите число на чёрном фоне. Обычно от 10 до 15. Это количество очков Влияния. Влияние — тот самый ресурс, используемый при создании колоды, который мы упомянули выше.
Влияние можно тратить при создании на карты «другого цвета» — которые принадлежат другим фракциям. На большинстве карт внизу справа есть шкала с пятью делениями. Закрашенные точки означают, сколько Влияния будет стоить включение этой карты в вашу колоду.
Помните, что на карты фракции, которую вы выбрали с картой Identity (они совпадают по цвету рамки и значку рядом со шкалой Влияния), Влияние не тратится. Их можно включать в свою колоду без ограничений. Так же как и нейтральные карты, вы их узнаете по серой рамке и отсутствию, как правило, закрашенных точек.

Стрелкой справа отмечено количество Влияния, которое нужно потратить, чтобы добавить эту карту в колоду с Айди другой фракции (слева).
Например, я выбрал приведённую выше карту ID Криминалов: Zahya. Она позволяет набрать карт других фракций на 15 очков Влияния. Я включаю в колоду две копии карты Unity. Для фракции Shaper эти карты обошлись бы бесплатно. Но, собирая колоду с ID Criminal'ов, каждая копия карты Unity обходится в два Влияния. Значит, всего я трачу четыре Влияния. На оставшиеся одиннадцать Влияния я могу подобрать ещё карты других фракций.
На карте ID Раннера есть цифры 40 либо 45. Это тот минимум карт, который должен быть в колоде, чтобы начать игру с этой ID. Меньше в колоде карт с такой ID быть не может.
Корпорация защищает свои серверы ICE (Льдами). Вам нужны программы, которые позволяют проходить Льды трёх типов: Barrier, Code Gate, Sentry. Обычно одна программа позволяет проходить только один тип льдов. Такие программы называют Icebreaker (далее — Айсбрейкеры, Брейкеры). Жирным шрифтом на такой программе указано, с прохождением какого типа Льда она вам поможет.

Слева направо Айсбрейкеры, работающие с Barrier, Code Gate, Sentry.
Исключение: есть карты, на которых не указано, какой конкретный тип льда они позволяют проходить. Это айсбрейкеры типа AI (например, Mayfly) или программы типа Virus (например, Botulus).
Таким программам в общем-то всё равно, с каким Льдом работать, но у них есть свои минусы. Например, часто они одноразовые. Поэтому в базовом варианте в колоду набирают Айсбрейкеры трёх типов, которые способны проходить три типа Льдов. Каждой такой карты Айсбрейкера рекомендуем брать хотя бы по паре штук.

Maifly годится только на один раз, а Botulus прикрепляется только к одному Льду.
Более того, крайне важно уметь найти нужный/недостающий Айсбрейкер в решающий момент. Есть специальные карты для этого. Например, Mutural Favor, позволяющая найти и разыграть любой Айсбрейкер из колоды. Добавляем ещё пару таких карт в колоду.

Наконец, вы наверняка столкнётесь с тем, что у Корпорации есть Льды, которые очень дорого проходить из-за их большой силы (Strength). Обязательно захочется какой-то скидки или иного способа не платить большие деньги за большой Лёд. Карта Leech умеет уменьшать силу Льдов. Или тот же Botulus, который хоть и крепится к одному Льду, но не обращает внимание на его силу. Добавить пару таких и других карт, отвечающих такой цели, будет хорошим вложением.
Итого в среднем 10 карт в вашей колоде будут относиться к прохождению Льдов.
(Память)
Слева сверху на карте Раннера указано, что у него есть 4 слота Памяти. Её используют для установки программ. Если памяти не хватает, то придётся сбросить выложенные карты, чтобы освободить место. Поэтому следует обратить внимание, сколько вам потребуется слотов Памяти, если все необходимые вам программы будут выложены на стол.

На примере выше три программы требуют четыре слота Памяти, потому что универсальный Maifly занимает сразу два слота. И это без учёта карт Leech или Botulus, которые позволяют проходить Льды дешевле и также требуют памяти.
В колоде, которую мы собрали для примера, будут задействованы семь слотов Памяти: по одному на каждый тип Айсбрейкера, а также три памяти на разные программы Virus. Значит, нам потребуются ещё три слота памяти в добавление к тем, что даёт наша ID Раннера.
Увеличить память помогают большинство карт типа Hardware. Например, Pennyshaver, которая даёт и прибавку к слотам Памяти, и один кредит за успешный Run. А это ещё и эффективная экономика! В колоду стоит взять парочку таких карт, чтобы карта быстрее пришла вам в руку.

Олды здесь увидят изменённую консоль Desperado)
Если ваши программы требуют больше слотов Памяти, то нужно подумать ещё и о добавлении в колоду других карт типа Hardware. Например, DZMZ Optimizer, который даст ещё и скидку на первую разыгранную карту программы в ход.
Итого ещё минимум пару карт в колоде займут карты, дающие дополнительные слоты Памяти.
Программы — это очень важно, ведь без них не пройти Льды. Но на их использование нужны деньги. За экономику в игре, в основном, отвечают два типа карт. Это Events — события, дающие мгновенный эффект, например Creative Comission, и карты типа Resource — активы, которые имеют отложенные эффекты, например Smartware Distributor.

Кроме того, стоит задуматься, как эффективнее добирать карты из колоды. В отличие от Корпорации Раннер в начале хода не получает карту. Поэтому полезно добавить в колоду пару карт, увеличивающих эффективность набора карт в руку. Например, Verbal Plasticity.
В общей сложности в среднем в колоду включают 11–14 карт на экономику.
Победные очки содержат карты Agenda. А карты Agenda сокрыты на серверах Корпорации (в колоде, «руке», сбросе и т. д.). Зачастую после успешной атаки на сервер мы получаем доступ только к одной карте. В то время как на одну атаку может уйти больше десятка кредитов.
Поэтому если уж потратились, то хочется получить не просто доступ к одной случайной карте, а сразу к нескольким, поскольку это кратно увеличивает шанс получить победные очки.
С этим могут помочь карты, дающие возможность получить доступ к дополнительным картам Корпорации. Например, Jailbreak, которая позволяет однократно получить доступ к дополнительной карте после успешной атаки на «руку» или колоду Корпорации. Или карта Docklands Pass, позволяющая каждый раз получать доступ к дополнительной карте в руке Корпорации.

Стоит добавить в колоду около шести таких карт в колоду.
Итак, мы определились с 3/4 колоды: 28–37 карт из необходимых 40/45 карт.
Оставшиеся Влияние и место в колоде мы обычно используем для различных фокусов, которые упрощают жизнь Раннера и усложняют жизнь Корпорации каким-то хитрым способом.
Например, карта Tread Lightly, заставляющая Корпорацию потратить три лишних кредита на активацию Льда. Или программа Tranquilizer, усыпляющая Льды, что заставляет Корпорацию оплачивать их активацию повторно.

Таким образом, создавая колоду за Раннера, достаточно помнить о пяти вещах:
На выходе мы получаем, например, вот такую колоду, собранную из набора System Gateway:

Ещё раз отметим, что приведенные выше советы носят общий характер. Они совсем не строгие. Например, бывают колоды, которые собираются даже без Айсбрейкеров. Но эти советы позволят вам собрать достойную колоду Раннера для первых партий.
Спасибо за прочтение! Это была третья и последняя статья, целью которых было помочь с погружением в игру. До встреч в сети и вне её!
