| Идут сборы на Pathfinder Quest | |
| Несложное приключение по сеттингу Pathfinder. | |
| Fantasy Flight Games анонсирует проект Vault | |
| Анонс переиздания старых игр от FFG. | |
| Идут сборы на Microrama Collection | |
| Набор из четырех компактных соло игр. | |
| «Комитет»: не то, чем кажется на первый взгляд | |
| При первом знакомстве с описанием настольной игры «Комитет» может сложиться впеч... | |
| Идут сборы на Bantam West | |
| Соревновательное/кооперативное вестерн - РПГ приключение в открытом мире. | |
Сегодня у нас в гостях falsshadow, ещё один пользователь «Тесеры», который перешагнул рубеж — 1000 дней на сайте!

Граникон 2023, стэнд студии Mist machine
- Привет! Вкратце расскажи о себе, для тех, кто с тобой не знаком.
- Привет! Я настольный геймдизайнер, фанат и коллекционер, собираю игры ещё со студенчества. Настольные игры составляют большую часть моей жизни и профессиональной деятельности. Живу в Екатеринбурге.
- Какие основные свои достижения на ниве геймдизайна ты бы выделил и какие планы на будущее?
- Сейчас мой magnum opus — проект «Resolvers», российская профессиональная triple-A разработка.
Мой флагман среди вышедших игр — «Маршруты двух столиц» от «Звезды». Я также сделал довольно атмосферную настольную адаптацию «Безумного Макса», но вышла она в сеттинге пиратов.
Несколько раз выигрывал поощрительные призы на конкурсе «Корни» от «Стиля жизни», плотно участвовал в Гильдии разработчиков настольных игр, курировал встречи в Екатеринбурге.
Уже несколько лет жду, когда выйдет моя стратегия с путешествиями во времени — «The Followers» — с необычной механикой накопления ресурсов в разных временах.
В последние годы я пытал счастья в компьютерном геймдизайне — отвечал за игру «Star Conflict: Heroes».
- Расскажи, на какой стадии сейчас находится разработка «Resolvers», сколько человек над ней работает? Какие планы по изданию игры?
- На финальной. Полишим приложение, тестируем, взаимодействуем с типографией и поставщиками компонентов. Например, разбираемся, как напечатать правильный фиолетовый: физика вносит свои коррективы. Наши эксперты-печатники разбираются в этом, а я даже не предполагал.
Цифровая часть позволяет нам улучшать игру даже когда все файлы уже сданы в печать, это позволяет хорошо параллелить процессы.
Мне посчастливилось основать студию настольных игр, мы делаем полный цикл. Большая команда, очень хорошие печатники. В проекте поучаствовало больше 20-ти человек, привлекли очень крутого арт-директора для создания визуального стиля (привет, Антон Тихонов!). С нашей стороны процесс курировала наша звёздочка, технолог проекта, моя жена, Маша Усминская.
Поскольку это первый проект такого масштаба, и я сам знаю, что он дерзкий, то посмотрим, что будет дальше. Планы по изданию игры — издать её, а дальше — увидим, что мы сделали, насколько это нужно!
- Зачем ты играешь в настольные игры?
- Мне нужно немного отдохнуть, побывать в каких-то других местах, вдалеке от рутины.

После защиты проекта Resolvers перед инвестором, 2021
- Где ты проводишь большинство своих партий: дома в кругу семьи/друзей или в игровом клубе, а может, какой-то другой вариант? Посещаешь ли вообще игротеки или клубы?
- Дома. Я здорово развернулся, когда освоил игры соло. На втором месте — в кругу семьи, с женой. В юности я просто читал правила игр, мне казалось совершенно невероятным, что их можно качать бесплатно. Теперь я могу играть в игры, когда только захочу.
- Взаимодействуешь ли ты как-то с настольным сообществом Екатеринбурга? Что примечательного можешь про него рассказать?
- Я был наместником Гильдии разработчиков настольных игр и открыл здесь ячейку авторов. У нас есть Серёжа Ровенков, который пишет инди настольные ролевые игры. Сообщество игроков сидит на кухнях, ездит на Кэмпы, встречается на игротеках — всё как у всех.
- Как часто удается играть в настолки? Насколько тебе достаточно времени для игр или хотелось чтобы его было больше? Считаешь ли ты настолки в некотором роде зависимостью (игрозависимостью)? Были ли попытки/мысли бросить это дело (и если да, то почему? и почему не получилось)?
- Были моменты, когда мне становилось сложно играть, когда мои предприятия, связанные с играми, переживали тяжёлые времена. Но мне всегда было приятно вернуться, и теперь я уже никуда не хочу уходить. У меня есть шутка: чем больше я играю, тем счастливее месяц. Почему-то, когда в жизни всё хорошо и в игры играется. Стараюсь играть хотя бы по 30 партий за месяц. Мой рекорд был в этом году: 130 партий за январь. Это было круто.

Граникон 2018
- Какие жанры ты предпочитаешь? Есть ли любимая тематика?
- Да, я люблю кооперативные, сюжетные игры. Я думаю, что будущее за тем, чтобы развлекать игроков без противопоставления их друг другу.
- Что предпочтешь: по одной партии в 10 новых игр или 10 партий в любимую игру?
- Конечно же 10 партий в любимую! Даже опытному игроку сложно осваивать новые игры и вспоминать уже игранные. Требуются усилия для переключения. А уж если говорить про сюжетные игры, то они кончаются, и было бы здорово получить ещё несколько глав!
- Что для тебя важнее в играх: победа или участие? Часто ли ты прикладываешь все усилия чтобы победить в партии?
- Приятно бывает не только от победы, хорошая игра хорошо поощряет решение игровых задач и без финального результата. Но, всё же, победа играет большую роль в ощущении удачного вечера. Я могу вспомнить несколько впечатляющих случаев волевых побед, но и не меньшее количество разочаровывающих поражений, когда исход партии сводился к неудачному броску кубика или плохой карте. Я думаю важно, что настолку, в отличие от компьютерной игры, можно подкрутить.

Граникон 2023
- В турнире по какой игре ты бы обязательно принял участие?
- Я помню лиги «Аркхэма» в 2008 году и как я мечтал принять участие в чём-то подобном (сам в них поиграл только теперь, храни господь старые русские сайты). Я думаю о чём-то таком: совместном прохождении кооперативных игр.
- Самый запомнившийся эпизод за время увлечения настольными играми (ситуация на игре/турнире)?
- Как мы с женой марафоном проходили «Осквернённый Грааль».
- Какая игра положила начало твоей коллекции и когда ты играл в нее последний раз?
- Отличный вопрос! Пред-предпоследняя официальная «Цивилизация Сида Мейера» — та, где почти 800 миниатюр и поле под 3 метра. Играл я в неё лет 10 назад :))) Индустрия сильно выросла за эти годы.
- Какого размера, на твой взгляд, должна быть оптимальная настольная коллекция?
- Вряд ли я правильный человек, чтобы об этом спрашивать. Чем больше, тем лучше!
- Как ты относишься к статистике сыгранных партий? Ведёшь ли её?
- О, это очень круто! Веду журнал на BGG уже много лет. Приятно и интересно бывает вернуться и полистать как историю игр, так и комментарии к партиям.
- Самое большое разочарование (игра, которая не оправдала при близком знакомстве возложенных на неё ожиданий) и наоборот (не хотел играть, а потом радовался, что уговорили)?
- Я играю во много игр и не сильно фиксируюсь на неудачном опыте, я скорее исследователь. Всегда можно сказать что я играл по работе. Я пытаюсь отметить для себя какие-то хорошие или плохие сочетания и решения. Мне нравится знакомиться с разными играми, и разбирать, почему популярные игры популярны.
- В какую игру из тех, в которые ты часто играешь, тебе хочется играть меньше всего, а с какой обратная ситуация - очень хочется, но получается совсем редко или не получается?
- Поскольку я часто играю соло, и мои сессии обычно кооперативные или с ботами, то всё хорошо. Так что перечислю игры, к которым ботов сделать сложнее всего: «Twilight struggle», «Кодекс» и «Кемет». Хотелось бы наиграться в них с женой!

Граникон 2016
- Самая недооценённая и переоценённая игра у нас и вообще в мире по твоему мнению?
- Я несколько лет был фанатом карточного «Pathfinder» за его лаконичность и способность рассказывать истории ещё тогда, когда это мало кто умел. Теперь признаю, что он несколько устарел. Самая переоценённая для меня как для геймдизайнера — конечно, «Монополия».
- Есть ли настольные игры, выхода которых очень ждёшь?
- Сейчас жду с Кикстартера «Bantam west». Для своего любимого карточного «Ужаса Аркхэма» жду издания на русском «Пожирателей снов» и «Заговора в Иннсмуте», а в мире — всех новых кампаний.
- Назови лучшую для тебя игру 2023 года и почему она заняла это место.
- В 2023 году считерю и назову делюксовое издание «Летописи». Очень уж её люблю, много лет гонялся за дополнением «Порт», только бабушку хоронить жалко. И, конечно, «Алые ключи» к карточному «Ужасу Аркхэма». Они выводят приключенческие игры на новый уровень.
- Какую игру назовешь для себя открытием года?
- Одной нет. Перечислю те, которые мне запомнились.
«Vampire: The Masquerade — Chapters». Она ставит с ног на уши геймдизайн, является книгой-игрой и при этом содержит килограммы игровых компонентов. Я хочу хорошенько её исследовать.
«Earthborne рейнджеры» — очень приятный сюжетный колодострой про странствия и исследования.
«Прослушка» — забавная идея через приложение на слух определять маршрут похитителей.
- И какие игры еще войдут в топ-3 этого года для тебя и назови, пожалуйста, свой топ-3 всех времен на данный момент?
- В этом году мне очень понравилось вернуться в «Агриколу», с её вторым изданием. Если во времена первого её сеттинг казался мне самым скучным в мире, то теперь стало очень приятно строить ферму. Приятно вспоминать, что в моё время миплы были круглыми, а теперь резные и с наклейками. Ощущаешь прогресс.
Две другие — «Алые ключи» и «Капля, поглотившая всё» — дополнения к карточному «Ужасу Аркхэма». Невероятная кампания в новом формате и один из самых удачных одиночных сценариев. Обе отметились тем, что перешли от ужаса к приключенческому формату, гораздо больше подходящему играм.
Что касается топа на все времена: карточный «Ужас Аркхэма», «Рыцарь-маг», и дальше могу долго рассказывать, скажем, предпоследняя официальная «Цивилизация Сида Мейера».
Я люблю нарративные игры, и недавно читал лекцию про их развитие аж с 80-х. Там перечислил много примечательного. Если интересно, посмотрите.
- Где чаще всего ты покупаешь новые игры, изменилось ли количество покупаемых игр после ощутимого повышения их стоимости, стал ли ты тщательнее выбирать игры для покупки?
- Наоборот, в последние пару лет я очень сильно расширил свою коллекцию. Отчасти по работе, отчасти потому что мне это по душе.
- Расскажи историю своей самой удачной и/или неудачной покупки настолки.
- Самая удачная из последних — «Rallyman GT», я ничего не ждал от неё, а получил столько удовольствия. Неудачные, наверное, до сих пор лежат не открытыми.
- Что для тебя процесс продажи старых игр и покупки новых? Всегда ли расстаешься только с тем, что не понравилось, или иногда приходится избавляться от того, что нравится, но играть не с кем? Какие эмоции вызывает покупка новых игр? Насколько тщательно ты подходишь к этому вопросу?
- Я очень не люблю продавать игры, один раз распродал несколько, а потом отыскал их обратно. Новые я покупаю по настроению: иногда скупаю всё, что понравится, в другие моменты становлюсь спокойнее. В какой-то момент неизбежно встаёт вопрос с местом для хранения, и вот что я вам скажу: я недавно переиграл в несколько старых игр, и это было так приятно — вернуться в те ощущения, вспомнить себя того! Я коллекционер. Мне нравится владеть ими и при случае рассказывать знакомым настольщикам про культурную ценность игр прежних поколений.
- Насколько, на твой взгляд, неотъемлемая часть настоящего гика - это стремление постоянно пробовать что-то новое? Нет ощущения, что сейчас, с выходом большого количества новых игр, у многих появляется «гонка за новинками», когда люди, не успев распробовать одну игру, уже покупают следующую?
- Мы живём в очень интересное настольное время: в России за год столько потрясающих новинок, что их легко пропустить. Продавцы в магазинах не рассказывают про новые релизы именитых авторов, потому что это теперь не главное. В таком изобилии новые игры легко обесценить. И это довольно страшно.
Я помню момент, когда я перестал понимать, что и почему выходит: 2017-ый год. С тех пор выходит всё и десятками, это золотая эра настольных игр в России, как бы ни было сложно в ней разобраться. Я помню свой культурный шок, когда на русском вышел «Mage Knight». Мне отчётливо показалось, что эпоха, в которой я начинал, ушла. Думаю, в ядре аудитории «Тесеры» таких много.

Граникон 2017
- Если бы была возможность заново прожить настольную жизнь, были бы знакомые тебе игры, в которые ты ни в коем случае не стал бы играть, или моменты, которых бы обязательно избежал?
- Я ничего не хочу изменить :) Могу припомнить, как ругались с друзьями из-за конфликтных игр, поощряющих токсичное поведение.
- Как ты оцениваешь деятельность наших локализаторов? Покупаешь ли локализованные игры? Какие игры ты бы хотел увидеть локализованными?
- Наши локализаторы делают огромную работу. Я бы хотел пожелать им найти подход, чтобы доносить игрокам, что и почему сейчас есть, потому что такое разнообразие и правда может сбивать с толку. Эй, кто-нибудь продаст мне «Крылья» за разумные деньги?
- Назови три самых успешных/хороших отечественных игры на твой взгляд.
- Я и сам отечественный геймдизайнер, и знаком и работал со многими отечественными геймдизайнерами, так что, с вашего позволения, пропущу этот вопрос, чтобы никого не обидеть невниманием. У нас есть очень хорошие авторы, и я желаю продолжать активное развитие нашим девелоперам (это те, кто доводят прототипы до финального состояния). Например, мне понравился «Мортум», к его авторам я не имею никакого отношения :)
- Чего больше всего не хватает отечественному геймдизайну, чтобы стабильно выпускать игры мирового уровня?
- Инфраструктуры. И исторической действительности. Если даже отечественный геймдизайнер придумал великую игру, у неё очень много шансов не дойти до релиза.
Каналы, по которым создаются и распространяются настольные игры, определены, и отечественным геймдизайнерам приходится втискиваться в устоявшуюся и работающую структуру. У нас есть авторы с мировыми релизами. Многие ли их знают? Многие ли вообще знают известных мировых геймдизайнеров?
Так что я бы говорил не о геймдизайнерах, а об индустрии. Чего не хватает индустрии, чтобы выпускать отечественные игры мирового уровня? Заинтересованности. И исторической действительности. Известно, где брать игры мирового уровня.
Посмотрим, изменятся ли мировые реалии, я лично надеюсь на них повлиять.
- Что ты вкладываешь в понятие “историческая действительность”?
- То, как развивались настольные игры в нашу эпоху. Особенности российского рынка, вообще то, как сформировалось и какие вкусы имеет российское настольное комьюнити (если вообще можно сделать такое обобщение).
- Насколько тернист путь отечественного геймдизайнера?
- Очень тернист! Юра Ямщиков продал свою первую лицензию португальскому издателю. Костя Селезнёв имеет несколько мировых релизов на Кикстартере, которые, наверно, никогда не выйдут на русском языке. Лицензии приобретаются у издательств, а не у авторов, свои разработки чаще делаются ради любви, а не как полноценные коммерческие проекты.
В чью игру вы бы сыграли? В западную, потому что там делают лучше? А если бы вам сказали, что наша хорошая, то в чью?
- Как построено взаимодействие разработчиков и отечественных издательств сейчас? Чтобы хотелось изменить в этом взаимодействии?
- Российскому разработчику сложно, потому что ему нужно развиваться, а инструменты, чтобы это делать, он может дать себе только сам. Нужно вложить несравнимое количество труда с непонятным ненадёжным результатом. Плюс вопросы творчества и сочетания хобби и работы: мне кажется, многим достаточно просто попридумывать игры и поиграть в них с друзьями, это совсем не то же самое, что сделать продукт высокого рыночного уровня. С другой стороны, как говорил Исаак Ньютон, мы стоим на плечах гигантов: нам доступен весь мировой опыт.
И это ответ на другой вопрос :)
Что сказать, разработчик может приехать на конвент. У многих издателей открыты контакты для отправки игр. Делает ли это взаимодействие хорошим? И да, и нет.
Авторам ничто не мешает делать мировые хиты. Издательство их возьмёт. Издательство держит открытыми двери для таких возможностей, но основные деньги зарабатывает на лицензиях проверенных игр.
Что я хотел бы в этом изменить? Историческую действительность. Может быть, изменю.
- Контактируешь ли ты с Гильдией разработчиков настольных игр?
- Да! Был на последнем Граниконе, очень приятно было отдать ей должное. “Маршруты двух столиц” придумал на геймджеме, который организовал Ваня Лашин. Сегодня поучаствовать в конкурсе прототипов на заказ.
Недавно в Екатеринбург приезжал основатель Гильдии Тима Никулин с женой, показал им любимые места города.
Очень важно, что такие штуки как Гильдия есть.

Про меня мемы делают
- Какую игру ты бы издал первой, если бы стал руководителем одного из отечественных настольных издательств?
- Я бы открыл профессиональную студию разработки и поднимал нашу школу на новый уровень!
- Как бы выглядела твоя профессиональная студия разработки, из чего и кого она бы состояла?
- Так вышло, что она у меня есть :)) Я сейчас создаю огромный проект, который зиждется на профессиональном подходе. Я читал лекцию на последнем «Граниконе», вкратце, чтобы представить себе студию, нужно написать всё, что нужно сделать, чтобы выпустить игру. Моя студия «Mist Machine» состоит из геймдизайнеров, писателей, разработчиков (приложения), художников, препрессчиков (это предпечатная подготовка) и маркетинга.
Очень сложно сделать, чтобы всё работало ладно, тут мне пригодился весь мой опыт управления проектами в IT.
- Как и с кем ты проводишь тестирование своих разработок?
- Конечно же с домашними! У меня на днях родился сын, так что перспективы отличные! Надо, чтобы было не страшно. Близкие друзья, товарищи-геймдизайнеры, сообщества настольщиков на работе, дальше игротеки при магазинах и фестивали. В первый раз разложить игру можно и самому с собой. Только по-честному!

Пирамида потребностей геймдизайнера
- Какой процент игр удалось издать от общего числа разработок?
- Небольшой. У меня несколько десятков разработок и всего 3 состоявшихся релиза. Некоторые ещё можно было бы издать, они хорошие.
Ну и «Резолверы» скоро увидят свет.
- Труднее всего давшаяся в разработке твоя игра на данный момент?
- «Резолверы». Моя жена, которую я пригласил на проект техническим директором, сравнивала это с ношением воды в пустыню в ладошках. Это невероятно технически сложный проект, за тем, что мы умели, настало то, о чём я даже не догадывался, и всё это в сроках, бюджетах, невероятной ответственности — как за параметры проекта, так и за воплощение своей мечты. Если я запорю такой проект, значит, у меня не получилось делать то, что я хочу. Я сражаюсь в 12-ти раундовом боксёрском поединке с аллигатором-убийцей, и скоро эта игра выйдет!
- В каком издательстве настольных игр ты бы хотел работать и кем?
- «Fantasy Flight Games»! Они наиболее близки к тому, как я хочу видеть процессы в разработке и издании настольных игр.

Играем дома
- С кем из разработчиков ты бы хотел встретиться и о чём поговорить?
- Кори Коничка, Эм Джей Ньюман, Влаада Хватил. О создании миров, разумеется!
- Смотришь ли какие-нибудь видеоматериалы по настольным играм? Твоё к ним отношение?
- Rahdo, Tom Vasel. Хорошее! Доверяю их мнению, помогают быстро понять идею игры.
- С какой целью ты заходишь на «Тесеру»?
- Почитать материалы нашего настольного сообщества.
- Твоё мнение о «Тесере»? Чего сейчас больше всего не хватает ресурсу вообще и именно тебе?
- Думаю, я бы развивал UGC — контент, генерируемый пользователями. Если бы движок позволял удобно писать впечатления о сыгранных партиях, лепить фоточки, смотреть ленты, Тесерой стало бы удобно пользоваться более широкой аудитории.
- Как ты считаешь, с чем связано ощутимое уменьшение количества интересных статей и дневников на «Тесере»? Что можно сделать чтобы улучшить ситуацию?
- Я не наблюдаю такой тенденции. Думаю, сообщество должно развиваться и обновляться, двигаться вперёд.
- Твоя последняя статья появилась на «Тесере» 5 лет назад. С чем связано прекращение публикаций и нет ли планов все-таки порадовать читателей «Тесеры» каким-то материалом?
- Я не совсем понимаю, что можно писать на «Тесеру», что интересно её читателям. Думаю, если бы на меня набрёл какой-нибудь редактор, который подкидывал мне темы, я бы нашёл время что-нибудь написать.
У меня есть небольшой блог, который я веду на базе моего бывшего магазинчика настольных игр. Туда пишу в основном геймдизайнерские штуки. За последние пару лет написал несколько статей для своей рабочей команды, чтобы держать их в общем информационном поле, они нигде не опубликованы, кроме рабочих чатов. В этом году я написал пару статей про мой любимый карточный «Ужас Аркхэма» для сообщества этой игры.
- Какова история появления и дальнейшая судьба твоего магазинчика настольных игр?
- Он закрылся. Я стартовал в октябре 2014-го года, и всё началось очень хорошо. В декабре продали больше, чем на полмиллиона. А потом, не все это вспомнят, но для меня это было судьбоносно: рубль упал в 2 раза, и следующие 2 года это была борьба за существование. Мне не хотелось закрывать магазин, хотя по всем признакам надо было. Я очень люблю настольные игры и хотел связать себя с ними. Но тот план не удался. Эпоха локальных магазинчиков в те годы подошла к концу. В группе магазина теперь пишу заметки по геймдизайну.

Кладовая дядюшки Мэтта
- На «Тесере» токсичное комьюнити или вполне нормальное в духе современных реалий?
- Возможно, консервативное, судя по вопросам. Но я вообще к нему не так близок.
- Есть ли пользователь «Тесеры», с кем бы тебе хотелось прочитать интервью в этой рубрике? И какой вопрос ты бы ему задал?
- Нет. А не в этой рубрике я бы взял интервью у первого Тесеровца, кто распробует «Резолверов».
- Есть ли ещё какие-нибудь увлечения/хобби, помимо настольных игр? Любимые книги/фильмы/музыка/компьютерные игры?
- Я играю на барабанах много лет. Люблю гулять, слушать хорошую музыку. Любимые фильмы — новый «Безумный Макс», «Джон Уик», «Бёрдмэн» и «Тёмный рыцарь». Из видеоигр люблю «Макса Пейна», «Горький-18», «Red dead redemption 2» и первый «Last of us».
— Сергей, спасибо за интервью! До новых встреч на просторах «Тесеры».