С миру по нитке [28.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: GaGa Games выпус... | |
Голосуем кошельком [28.03.2024] | |
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем. В эт... | |
С миру по нитке [27.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В предзаказе — «... | |
С миру по нитке [26.03.2024] | |
[Нет слов, только пустота внутри. Соболезнуем всем, кого коснулась трагедия. Ско... | |
С миру по нитке [22.03.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Hobby World выпу... |
Послушайте и мою историю, братья-рыцари. Волею случая довелось мне нести свет Христианства в Рим, в разврате погрязший. Народ там голодает, хлеба и зрелищ хочет, а тут ещё и среди рабов волнения начались, чуть до восстания не дошло. Тяжело там жить, но интересно. Сказали мне, что примут они веру христианскую, коли пять лет с ними проживу, так и жил я там строго по графику и об этом вам сейчас поведаю.
Настольная игра «Сулла» представляет собой кризисную стратегию. Для 2-4 человек, хотя оптимальный состав для игры именно 4 человека. Игра состоит из пяти раундов, по 7 фаз в каждом. Компактное поле представляет собой своеобразный органайзер для размещения компонентов и является очень информативным, напоминая, что и в какую фазу нам необходимо делать.
Началась жизнь моя там не так плохо, дали мне 10 очков уважения, должность, доход приносящую, и команду себе позволили выбрать. Четырёх человек для начала, каждый со своими умениями. Среди них уже попадались христиане, что особенно грело моё сердце в этой языческой стране.
«Сулла» в какой-то степени уникальная игра — тут вы начинаете не с нуля очков, а с десяти, правда, сделано это с вполне прозаичной целью — чтобы вам не пришлось сразу опускаться ниже нуля, очки здесь вы будете не только получать, но и терять. В самом начале перед вами на выбор 10 персонажей, по два каждого типа (итого пять типов), причём купец, раб и сенатор имеют как простой вариант, так и вариант с христианской верой, помимо них есть ещё легионеры и весталки. Наверху у персонажей нарисованы цвета, которые пригодятся нам в фазу строительства, в левом нижнем углу — особенность персонажа, с указанием номера фазы, когда эта особенность применяется. Всё очень удобно и информативно.
Каждый год начинается с избрания первого консула. За нас голосуют наши сенаторы, а если голосов не хватает, то и других подкупить можно. Избранный весь этот год будет решать спорные вопросы, первым выставлять здания на торги и даже обладать правом первой ночи, пардон, первой очереди найма.
Первый консул, помимо решения спорных вопросов и преимущества выбора, получает в награду один из жетонов республики, которые и являются одним из основных способов получения очков в игре. Их существует три типа: гражданская гордость, здоровье и досуг. Одной из интересных механик является то, что «победная» стоимость каждого из этих жетонов на протяжении игры постоянно меняется в зависимости от наших действий. И если базовый курс очков за жетон равен двум, то к концу игры, когда и будет происходить начисление, он может составлять от одного до четырёх. Помимо этого в обязанности первого консула входит передвинуть маркер голода, увеличивая потребность города в еде.
После избрания первого консула мы ищем для себя новых последователей. К сожалению, ораторский дар в Риме ценится не очень сильно в эти времена, и всех наших усилий хватает лишь на то, чтобы привлечь себе ещё одного соратника один раз в год.
Интересным моментом является то, что выбирать нам приходится из тех персонажей, от которых вначале игры мы «отказались», причём к пятому раунду нам на выбор остаются только те персонажи, от которых мы «отказывались» первые три раунда.
Получив себе нового соратника, мы отправляемся помогать городу в строительстве. За что получаем скромные вознаграждения. Когда все стройки в этом году закончены, казначей выдаёт нам всем немного динариев, чтобы нам было на что подкупать сенаторов при голосовании, да и если рабов отпускать, то не по-рыцарски это будет выгнать их на улицу без денег на дальнейшее существование, пусть и свободных.
Игроки в фазе строительства по кругу предлагают свою цену за строительство. Это цена выражается в количестве людей, которых мы пошлём на стройку, а цвет сделки указывает, кого можно послать на стройку, а кого нет. Главная же проблема заключается в том, что, отправляя персонажей строить здание, мы поворачиваем их, и они становятся недоступны нам до начала следующего раунда, а вместе с ними и все их способности — так что стоит тщательно взвешивать, стоит ли посылать своих соратников строить нужное здание или воспользоваться их особенностями потом. В четвёртой фазе мы просто получаем свой доход.
Ближе к концу года, по странной римской традиции, в городе наступает жопа. Устраиваются гонения на христиан, в город приходят эпидемии и голод, происходят восстания рабов и чистка в сенате, а в конце, для полного счастья, в полузатопленный город приходят варвары. Конечно же, я, как рыцарь, не мог остаться безучастным и с помощью верных мне легионеров и весталок пытался справиться со всеми неприятностями, но стоило спасти город от одной, как приходила другая, сил на все не хватало. Не говоря уже про то, что спасти этот город от декадентства, так у них называют упадок, не представлялось возможным, только слегка затормозить его тлетворное действие.
В пятой фазе нам предстоит столкнуться с различными бедами, которые и обеспечивают основную реиграбельность «Суллы». В одну партию мы защищаем город от наводнения и голода, а набег варваров в конце игры нас уже не волнует, в другой раз партия начинается с восстания рабов и гонений на христиан, и вот мы уже думаем, как от этого спастись. Что интересно, некоторые события производят кумулятивный эффект, так, потеряв, например, сенатора-христианина при чистке сената, мы не сможем вернуть его обратно в игру, пока заодно не избавимся от гонений на христиан, если это событие есть на поле. Всего игроки могут, как бы они ни старались, предотвратить два события, одно из которых уходит из игры насовсем. Зато все ваши усилия по предотвращению беды, даже если она произойдет, будут всё равно вознаграждены жетоном республики или победным очком.
Справившись со всеми бедами, к концу года надо обратно спешить в сенат. Ведь на повестке дня строительство величайшей постройки, которая сделает наш город лучше. Объединившись со своими противниками, мы стараемся возвести такие здания, которые затмят весь мир. Хотя не все согласны с такими стройками. Всё здесь решает движение пальца: вверх — будет стройка, вниз — и консул со своими приспешниками уйдёт из здания сената, чтобы, вместо строительства, раздавать беднякам деньги, увеличивая уважение к себе.
В шестом раунде игрокам предоставляется возможность действовать сообща — и построить одно из шести великих зданий. В зависимости от вложенных голосов и денег игроки получат победные очки, хотя могут и ничего не получить, а заодно подвинут один из маркеров республики, увеличивая его стоимость. Завершается же раунд получением штрафных очков за голод, что значительно отодвигает всех назад, и возможными бунтами, которые происходят, если один из маркеров республики достиг крайнего левого значения. Бунты интересны тем, что игрок, у которого меньше всего соответствующих жетонов республики, получает штраф, а тот, у которого больше всего, наоборот, дополнительные очки, так что стоит несколько раз подумать, прежде чем делать гадости сопернику, собирающему непопулярные жетоны республики.
И вот в таких хлопотах и пролетели мои пять лет. Но закончилось всё хорошо. Приняли жители Рима нашу веру христианскую и строят храм, краше которого свет ещё не видывал. Устроили в честь этого они праздник великий, да и даровали заодно всем рабам свободу, снабдив на прощание парой денариев. Кончается на этом моя история. И вот что я вам на прощание скажу, братья рыцари, хлопотное это дело, город в разврате погрязший спасать, хлопотное, но достойное и уж больно интересное.
Подводя итоги, хочется сказать, что «Сулла» — очень достойный представитель серьёзных стратегий, а точнее, их кризисного направления. Если Вы готовы к постоянной нехватке ресурсов, медленному продвижению по треку очков и необходимости много думать — то эта игра для Вас. Лучше всего, конечно, знакомиться с игрой с помощью пробной партии — приготовьтесь к тому, что она займёт вплоть до нескольких часов, а полученные в конце победные очки разочаруют. Зато последующие партии будут в разы динамичнее (на четверых занимает около часа, но время пролетает быстро) и позволят вам опробовать множество стратегий. Ну а ложку дёгтя в эту бочку мёда я вложу в завершающем статью кратком итоге. Лично в нашей компании в играх на четверых она входит в топ любимых игр, уступая только «Замкам Бургундии».
Плюсы:
Минусы: