| Башня анонсов (часть 3) | |
| Подборка любопытных анонсов настолок за последнее время. | |
| Самые ожидаемые игры 2026 года | |
| Самые ожидаемые игры 2026 года по версии ИвН News. | |
| Идут сборы на Goblin Party | |
| Легковесная карточная игра про месть гоблинов героям. | |
| Заканчиваются сборы на Dungeon Pages: Underboss | |
| Roll-and-write про паззловые походы героев в подземелья. Или, напротив, игру за ... | |
| С миру по предзаказу (23.11-05.12) | |
| Предзаказы локализуемых игр за последние недели. | |
Сегодня у нас в гостях ещё один интересный пользователь «Тесеры» Guautemock, у которого не так давно состоялся местный юбилей — 1000 дней на сайте. (Автор затеи и основных вопросов — Journeyman, за что ему отдельное спасибо!)
— Привет! Вкратце расскажи о себе, для тех, кто с тобой не знаком. Когда и как попал на «Тесеру»?
Всем привет, меня зовут Виктор. Живу в замечательном городе Пермь. Работаю в нефтесервисной компании. Женат. Воспитываю сына. На Тесере я зарегистрировался примерно в 2016 году, когда начал сознательно увлекаться настольными играми.

— Когда ты познакомился с настольными играми? Какие были периоды увлечения? Как долго длится современный период и какие настолки стали в нём первыми?
Настолки всегда были где-то рядом в моей жизни. В школе играл в «Монополию. Незнайка на луне»: в сельской библиотеке имелся экземпляр. Потом попробовал «Волшебный мир Аллахор», «Space», «Пираты. Сокровища Темпоры». Весьма своеобразные и нестандартные игры для своего времени. «Пираты» вообще вызывали настоящий восторг. Считай, это «Merchants and Marаuders» на минималках: с открытым миром, с прокачкой корабликов, торговлей. Целыми днями в них резались. Сейчас думаю сделать ПнП. Подрастает сын, и есть предположение, что ему это понравится.
В университете в общаге очень много залипали в «Мафию» и немного в НРИ. В компаниях с друзьями поигрывал в «Манчкина», «Имаджинариум», «Элиас», «За бортом». Но все это было так – мимоходом. Довольно долго не рассматривал настолки как нечто такое, что может вылиться в самостоятельное большое хобби. Ничего серьёзного, пока я не купил отечественную настолочку «Бастион». Заинтересовала возможность играть соло. Поиграл, мне понравилось. Уже после этого пустился во все тяжкие, приобрёл себе УА2, «Игру престолов», «Робинзона», «Кровь и ярость», «Киклады».
Это были мои первые игры.

— Большая часть серии игр, в которую входили и «Пираты», и «Аллахор», и «Space» до сих пор у меня в коллекции, поэтому прекрасно понимаю о чём ты говоришь. Это шедевры своего времени. Но не кажется ли тебе, что сыну можно и что-то посовременнее подсунуть, несмотря на то, что названные выше экземпляры очень хороши для определённого возраста? Как считаешь есть ли что-то подобное сейчас?
Круто, что у тебя есть эти игры. Мои коробочки не сохранились, к огромному сожалению. Я, честно говоря, вообще не разбираюсь в детских играх. Не изучал этот вопрос. Сын только-только начинает проявлять интерес к настолкам. Пока мы играем в кинь-двинь и какие-то простейшие игры про трех котов, недавно начали играть в “Коварного лиса” и “Коварного волка”. Вот они очень даже неплохи. Так что весь этот настольный путь нам с Лёвой еще предстоит пройти, если сам Лёва захочет.

— Где ты проводишь большинство своих партий: дома в кругу семьи/друзей или в игровом клубе, а может, какой-то другой вариант? Посещаешь ли вообще игротеки или клубы?
Настольное хобби для меня что-то личное. Я не очень люблю играть с незнакомыми людьми, поэтому игротеки посещаю редко. Большинство партий играю в компании друзей-единомышленников. Настольные клубы мы используем просто как площадку для встречи. На втором месте – домашние соло-партии во что-нибудь долгое и хардкорное. Я тот еще задрот. И на третьем месте игры в кругу семьи: с женой, с тестем, с родителями и с сыном.

— Ответ на этот вопрос для постоянных читателей Тесеры, наверное, не является секретом, но… Во что же ты играешь соло долгое и хардкорное? И самое главное почему? Почему выбираешь играть соло, когда имеются друзья-единомышленники?
Соло-игры и мультиплееры не заменяют друга друга. Это просто разные грани одного хобби. Соло-игра разложена на отдельном столе, когда выпадает свободное время, делаю пару ходов. Обычно, играю 1-2 часа, когда домашние укладываются спать. В таком режиме партия может длиться недельку-другую, если мы говорим про что-нибудь эпичное типа “Enemy Action Kharkov” или “RAF”.
В основном, конечно, играю в варгеймы. Они интересны мне не только темой, но и как игры. В исторических варгеймах часто используется довольно необычные механики для реализации того же активного соло-бота или самые разнообразные способы определения результатов боя, которые сильно отличаются от простого накидывания кубов. Стремление отразить особенности конфликта рождает оригинальные дизайнерские идеи.
Я как-то публиковал на Тесере свой ТОП соло-игр, пользователи писали, что там как-то многовато варгеймов. Но шутка в том, что варгеймы ушли далеко вперед в плане развития соло-игр. Это уже не просто пасьянсы, это активные соло-боты, за которые тебе не нужно думать и принимать решения, но которые способны тебя перехитрить, обмануть, удивить нестандартным ходом. И все эти модели поведения зашиты в механиках игры.
В классических настолках таких активных умных ботов очень мало. Наверное, только “Проект Гайя” и “Глумхевен” имеют что-то сопоставимое с варгеймерскими ботами. Даже если взять того же “Рыцаря-Мага” (при всей моей любви к этой игре), Волкар - это всего лишь таймер, да, с определенными тематичными свистелками, но все равно его роль - подгонять игрока. Трудно назвать Волкара активной стороной конфликта.
Если вернуться к настолочкам, то из последнего сыгранного в соло мне очень понравилось “Наследие Юя”. Я даже два раза прошел кампанию, чтобы улучшить первый результат. И еще хочу купить себе “Опустошение”. “Олег об играх” написал классную статью об этой игре.

— Привлекаешь ли ты новых игроков в своё увлечение. Какие игры ты для этого используешь?
Я начал с того, что на базе своих хороших друзей-ненастольщиков сколотил крепкую игровую ячейку. Вся организация была на мне: и подборка игр, и изучение правил, объяснение их, иногда я просто выступал в роли гейм-мастера. Ячейка просуществовала несколько лет и довольно активно функционировала. Она начала распадаться, когда наши настольные вкусы стали расходиться. Мы стали собираться все реже, а добил ее ковид. Правда, к тому времени я уже связался с варгеймерами и особо не заметил потери. А еще я подсадил на настолки свою будущую жену, потом своих родителей, тестя и нескольких коллег с предыдущего места работы. Не терял времени даром.
Что касается первой игры, я думаю, здесь все решает даже не сложность правил, а тема. Вижу, что некоторые настольщики склонны преувеличивать сложность освоения настольных игр. Настолка – это просто настолка. Научиться в нее играть – это не самолет посадить. Если игра цепляет темой, то человек в состоянии продраться через правила, тем более, если рядом есть увлеченный опытный игрок.
Отец поначалу игнорировал настолки, в итоге его зацепила «Ни шагу назад!». Любимая игра у мамы – «Во славу Одина». Тесть сначала попробовал «7 чудес», но как-то не проникся ей, а вот «Покорение Марса» ему очень сильно понравилось. С женой мы начинали с кооперативок: «Бастион», УА2. Первые посиделки в моей игровой ячейке состоялись по «Игра престолов». У нас был почти нулевой опыт в настолки, но зато все были в теме, все смотрели сериал, читали книжки. В итоге под пивас и шуточки про яйца Теона Грейджоя отлично провели время и втянулись в настольный движ. В таком подходе, конечно, есть определенные риски. Но штука в том, что я играю в кругу близких людей, и нет никаких проблем свернуть партию на середине, если кто-то прямо скажет, что игра гумно и он больше не хочет в нее играть.

— Мама играет в Feast of Odin, папа — в No Retreat!, а тесть — в Terraforming Mars. Это сюжет какого-то фильма? Ты же понимаешь, что это исключения, или твёрдо стоишь на своём вышесказанном и, по-твоему, это справедливо для любого человека “Если игра цепляет темой, то человек в состоянии продраться через правила”?
Я не думаю, что мои родители и тесть обладают каким-то уникальным даром познания сложных настолок. Раз они сели в это играть, значит, им это интересно. Повторюсь, сложность настольных игр сильно преувеличена. Почему кто-то думает, что человек, который может подключить промышленный объект к системе электроснабжения или построить интегрированную модель нефтяной скважины не сможет сразу сесть и сыграть в “Маленький мир”? Просто есть люди, которым настолки в принципе не интересны. Вот и все. Не надо пытать их гейтвеями и пытаться втянуть в хобби.
— Как изменились твои игровые вкусы за годы увлечения?
Всегда любил игры, в которых ощущается тема, любил размах и эпичность. В этом плане «генеральный курс» остался неизменным, но с годами планка размаха и эпичности существенно сдвинулась в сторону увеличения. Раньше 4 часа в «Войну кольца» казались чем-то нереально долгим, теперь вот после 14 часов в «Virgin Queen» ВК воспринимается как быстрая игра. Абстракты и филлеры вообще не воспринимаю. Взять, например, те же «Роскошь» или «7 чудес. Дуэль». Умом понимаю, что это хорошие умные игры, но вообще не испытываю никаких эмоций, не получаю никакого удовольствия, раскладывая их. Есть полное ощущение, что просто убиваю время.

— А тебя можно завлечь в 14-часовую партию Twilight Imperium или ты приверженец исключительно варгеймов?
“Сумерки империи” – это одна из тех игр, которые я бы хотел попробовать. В Перми есть ребята, которые более-менее регулярно собирают компании на “Сумерки”, но в силу различных причин я ни разу не попадал на этот эпик. Все, что я читал и слышал об этой игре, говорит о том, что мне скорее всего понравится.
— Какие жанры ты сейчас предпочитаешь? Есть ли любимая тематика?
Сейчас главное в моем настольном хобби – это исторические варгеймы. Не путать с «вахой» и миньками. Это два отдельных мира, которые не пересекаются. В 2019 году я впервые попробовал настоящий каунтерный варгейм. Насмотревшись канала «I Play Solo», купил себе «D-Day at Omaha-beach». Был восторге от игры. В 2020 году Гага выпустила «Ни шагу назад!» – много играл в нее. Примерно тогда же познакомился с товарищем Наивным варгеймером: довольно известный в узких кругах человек. Оказалось, мы из одного города. У него была большая коллекция варгеймов, и я стал активно играть с ним. Так и покатился по наклонной. Любимые темы у меня, наверно, стандартные для большинства российских варгеймеров: Вторая мировая, Великая Отечественная, наполеоника. Это игры, которые связаны с нашей родной историей. Не очень люблю античность, совсем не люблю современные конфликты. Хотел бы поглубже погрузиться в Средневековье и Новое время.
Если вернуться к классическим настолочкам, то мне нравятся 4х-стратегии, агрессивные игры с плотным заимодействием. Люблю игры, где чувствуется развитие персонажа, раскачка движка. Выделил бы игры, которые делают энтузиасты, глубоко погруженные в вопрос. Имею ввиду серию игр «К2». Если не ошибаюсь, автор серии – альпинист из Словении. Особенности альпинизма игра передает очень хорошо. Та же ситуация с игрой «История рыцаря». Это настолка про рыцарские турниры от польских реконструкторов. На мой взгляд, очень достойный и фановый продукт.
Ну и отмечу соло-игры. Это моя прелесть. Моя любовь. Это вообще отдельный мир.

— А как ты вообще – цитируя тебя же – “связался с варгеймерами”, начав с “Мафии”, “Имаджинариуму” и “Манчкина”? Ну, то есть, вот ты играл в пати-игрушки, даже – выражаясь твоими же словами – “не рассматривал настолки как нечто такое, что может вылиться в самостоятельное большое хобби” и тут внезапно “зачем играть полчаса, когда можно 14 часов”!
На варгеймы я перешел все-таки не с пати, а с ареа-контролей. Пати я бы вообще оставил за рамками. То что, я раз в два месяца с друзьями играл в случайный “Элиас” под пивко, не говорит о том, что я увлекался настолками. А что касается продолжительности партий, то я играю не так часто, поэтому 1-2 раза в месяц могу себе позволить на выходных порубиться во что-нибудь на 12+ часов. Иногда вижу отчеты от настольщиков, которые не играют долгие игры, ссылаясь на нехватку времени, но набивают по сотне партий в месяц в мидкоры, осваивая по 25 новых игр. Для меня такие темпы - это вообще что-то за гранью. Так что в целом я не слишком много играю. За год, может, и наберу под 130 партий. Например, в июле у меня вообще 3-4 партии. Разок сыграл в “Almoravid”, а остальное в “Коварного волка”. Но раз уж мы собрались с товарищами на игру, хочу, чтобы это было что-то масштабное, с размахом, чтобы потом месяц обсуждать партию в чатике. А если ты после 28 часов игры в “Нормандию’ 44” еще и победил. Ух, это непередаваемые эмоции.

— На какие моменты больше всего обращаешь внимания при выборе новой игры?
Тематика, состав игроков, автор – на это в первую очередь. В последнюю – на дизайн, оформление, толщину планшетов, центровку жетонов и прочие технические моменты. По большому счету, мне без разницы, как выглядит игра. Главное – содержание.
— Какова в данный момент тройка/пятёрка самых играемых/любимых игр?
За каким-то фигом я веду статистику сыгранного с 2019 года. Если смотреть на ТОП-5 самых играемых, то это будут: «Кодовые имена» – 62 партии, «Unmatched» – 54, «Рыцарь-Маг» – 51, «Дом Павлова» и «Fields of Fire» – по 32 партии, «Ксиа» – 31 партия. «Кодовые имена» и «Unmatched» сейчас сложно назвать любимыми. Все остальные – до сих пор очень даже нравятся.
— Каким составом гоняется Mage Knight и Xia? Почему о них нет отчётов, о варгеймах интереснее пишется?
В “Рыцаря-Мага” один раз играл вдвоем, еще один раз втроем. Все остальные партии - соло. В принципе, я не почувствовал какого-то адского даунтайма, о котором так часто пишут. Вполне играбельно. Я бы хотел сыграть в РМ в режим, когда герои могут нападать друг на друга. Мне кажется, это очень интересно. Но для этого нужен хотя бы еще один игрок с опытом. А где ж такого взять? К счастью, в соло РМ абсолютно самодостаточен. “Ксиа” - это еще одна наша семейная игра. Обычно играем втроем: я, жена, тесть. Всегда до 20 очков. Весело, фаново. Мне кажется, на троих она идеальна. Почему нет отчетов по ним? Сложно сказать. Один отчет по “Рыцарю-Магу” у меня все-таки имеется. Я бы хотел написать большую статью про мою любовь к РМ, но сделаю это после сотни партий. Сейчас у меня 51.

— Ты назвал самые играемые сейчас игры, а можешь назвать ещё пятерку своих игр на все времена (те, которые взял бы сейчас с собой на необитаемый остров)?
Ну если мы говорим про необитаемый остров, то речь про соло, так? Три лучшие соло-игры, на мой взгляд, это «Fields of Fire», «D-Day at Omaha-beach», «Рыцарь-Маг». У меня большие надежды на «Enemy Action Kharkov», но я пока не освоил ее настолько, чтобы комфортно играть, не спотыкаясь о правила. Моя пятерка любимых мультиплеерных варгеймов это: игры-сестры «Virgin Queen» и «Tanto Monta», песочница в сеттинге Второй мировой «Triumph and Tragedy», «Борьба империй», карточный симулятор танковых сражений «Tank Duel» и «Stalin’s War», это стратегия по Восточному фронту от маэстро Теда Рейсера.
ТОП-5 любимых настолок: «Война кольца», «Сквозь века», «Столкновение цивилизаций», «Паксы» (пока не решил, что лучше: «Памир» или «Ренессанс») и авансом «Глумхэвен». Я играл только в «Челюсти льва», но нам с женой и тестем настолько сильно это зашло, что большой «Глум» я обязательно куплю, и мы его пройдем целиком. Когда-нибудь.

— Тяжелячок, да. “Gloomhaven с тестем”... по-прежнему думаю, что про какой-то фильм рассказываешь. В недавней заметке от Dart_Neon предлагалось пытаться обучить пенсионеров настольным премудростям через Quoridor; как твоим старшим родственникам удаётся быть в такой “форме”?
Сам не понимаю, как это работает. Маме 60 лет сейчас. И отцу, и тестю по 62 года, и оба они электрики. Может, это повод провести исследование на тему предрасположенности профессиональных электриков к настольным играм? У отца была крепкая база - он в шахматы играет, как компьютер, реально думает на 4-5 ходов вперед. Ну а тесть и мама просто начали с нуля. Сейчас список игр, в которые играют родители и тесть довольно большой: “Каркассон”, “Колонизаторы”, “Внешнее кольцо”, “Ксиа”, “Покорение Марса”, “Очередь”, “К2”, “Раллимен”, “Чемпионы Мидгарда” - всего и не перечислишь. Дорого стоит, когда мама звонит тебе и говорит: “Витя, привези нам игру про рыцарей, хочу папашу на турнире побить”.

— Какие российские/мировые настольные ресурсы ты регулярно читаешь? Есть ли те ресурсы/блоги, к чьему мнению в оценке игр ты прислушиваешься?
Конечно, читаю любимую Тесерушку. Читаю различные авторские варгеймерские паблики, их довольно много, они разные. Читаю в ВК «Три каунтера», «За пригоршню каунтеров». Парни пишут много, обстоятельно и с душой. Из сообществ про настолочки я хотел бы отметить блог Марии Грачевой «Жизнь жены настольщика». Очень лампово, очень искренне. Марию просто приятно читать. Читаю «Олег об играх» – это такой своеобразный антипод паблика «Жизнь жены настольщика». Но если Мария – это больше про эмоции, то Олег – это аналитика и «подгорание стула».
Слушаю подкасты. Подкаст Алексея Чебыкина «Ударим варгеймом по разгильдяйству» – это просто незаменимый для отечественного варгеймера контент высочайшего качества. Очень рекомендую всем, кто хоть немного интересуется историческими настолочками. Выборочно слушаю выпуски «Радио натолкинг».
Из зарубежных ресурсов читаю «Inside GMT». Там выходят большие статьи про игры, которые находятся у GMT в разработке. Очень интересно и информативно, помогает принять решение, стоит брать или нет.

— Какое русскоязычный ресурс(ы) для тебя наиболее информативен и полезен?
Тесера, конечно, тут без вариантов. Она вне конкуренции.
— Какое у тебя отношение к видео/текстовым обзорам? Какие считаешь более интересным/полезными для себя?
Сам любит строчить текстовые обзоры, веду паблик в ВК, поэтому отдаю предпочтение тексту. На самом деле, у меня сейчас такой ритм жизни, что на просмотр видео просто не хватает времени. Лет семь назад я смотрел Безнала, Братца Ву, I Play Solo, сейчас ничего не смотрю. Текстовые обзоры и подкасты – идеальный для меня формат.
— Есть ли настольные игры, выхода которых очень ждёшь?
Очень жду несколько новинок от GMT, в первую очередь, «Baltic Empires: The Northern Wars of 1558-1721». Это большой комплексный варгейм про военную и политическую борьбу за Балтику. Ливонская война, Северная война – очень интересный исторический период, по которому довольно мало хороших игр. Жду «Away Team: The Voyages of the Pandora» – соло-игра про экспедицию научно-исследовательского космического корабля. Джон Баттерфилд – это знак качества, человек, который делает гениальные соло-игры. Этому автору я полностью доверяю. Уверен, что «Пандора» получится шедевром. Жду «Tsar» – симулятор политической борьбы вокруг фигуры Николая II. Судя по статьям с «Inside GMT», должно получится что-то очень интересное. Жду «Limit of Glory» – дополнение к «I, Napoleon».
Почему «I, Napoleon» – крутейшая соло-игра, я уже писал на Тесере. И последняя позиция в списке ожидаемого – отечественная разработка «Antica». Это тактический варгейм Михаила Белавина про сражения античности. В 2026 году игру планирует выпустить издательство « Board Game Pimp ». Мы с Михаилом из одного города. Он проделал огромную работу по доведению своего варгейма до ума. Я играл в прототип еще на стадии разработки и могу сказать, что игра очень достойная. Снимаю шляпу перед Михаилом.

— Ты любишь большие соло-игры, судя по жиданию Away Team: The Voyages of the Pandora и той же I, Napoleon; а играешь ли ты в сюжтки-данженкроулеры, которые, являясь кооперативами, по сути так же соло-игры, где управляешь толпой приключенцев? Для тебя это недостаточный уровень хардкорности, или просто тема не та? Просто, судя по Пандоре тебя не смущает фантастическая тематика.
Я же не ставлю себе искусственные рамки: “Все, играю только в варгеймы и только в хардкор”. Нет, конечно. Мне многое интересно. И тот же “I, Napoleon” это вообще ни разу не хардкор, очень простая и где-то даже примитивная по механикам игра. Из сюжеток я играл в “Грааль”, у меня был фулл-фарш с предзаказа. Мне скорее не понравилось. “Глумхевен” - отличный данж. Кстати, он идейно близок к моей любимой “Fields of Fire”. По сути “Fields of Fire” - это тоже данженкроулер. Там есть сюжетные кампании, получение опыта, очень разные сценарии, очень разные противники, только вместо команды боевых магов у нас тут 9-ый пехотный полк армии США, а вместо огнедышащего дракона - немецкий ДОТ. В общем, если бы каждые сутки у меня были свободны 24 часа, я бы попробовал все данжи, до которых дотянулся. Но пока они проигрывают конкуренцию тем же соло-варгеймам.
— Как ты оцениваешь деятельность наших локализаторов? Покупаешь ли локализованные игры? Какие игры ты бы хотел увидеть локализованными?
Слежу за анонсами Гаги, поскольку в России Гага – главная по варгеймам. Гага издает хорошо, но мало. Если ты уже вступил на скользкую дорожку исторических варгеймов, то у тебя довольно быстро появятся свои хотелки, которые Гага локализует примерно никогда. К тому же Гага все-таки старается работать на широкую аудиторию и берется за варгеймы, которые максимально близки к настолочкам. Но чем глубже ты залазишь в тру-варгеймы, тем менее интересны пограничные игры типа «Неустрашимых» и «Пробуждения медведя».
Поначалу у меня была позиция обязательно поддерживать любой варгеймерский проект Гаги. Считал это своим долгом. Сейчас я пропускаю почти все: либо потому, что мне это неинтересно («Красные флаги над Парижем», «Секигахара»), либо потому, что у меня такая коробка уже давно есть (С&С Наполеоника). Однако Гага делает варгеймы доступными, создает возможности для удобного входа в хобби. Знаю ребят, которые именно через «Ни шагу назад!» начали играть в варгеймы. За это Гаге огромное спасибо.
Никакую локализацию из объявленных не жду, но хотел бы, чтобы Гага локализовала «Barbarossa to Berlin». Мне кажется, это идеальная игра для нашего рынка. По сути BtB является переложением идей и механик «Путей славы» на Великую Отечественную. «Пути славы» продавались очень хорошо, и BtB обречен на успех. Есть у меня такое предположение.

— Где чаще всего ты покупаешь новые игры, изменилось ли количество покупаемых игр после ощутимого повышения их стоимости, стал ли ты тщательнее выбирать игры для покупки?
Покупать стал меньше, но дело тут не в стоимости. На старте увлечения настолками я «пылесосил» все подряд, постоянно вписывался в какие-то предзаказы. Коллекция быстро разбухла примерно до 150 коробок. Разумеется, больше половины этих игр не игрались годами. Сейчас я основательно почистил полки: дома осталось где-то 60 коробок. Часть увез к родителям в деревню. Не вижу смысла набирать игры, чтобы они потом валялись, поэтому сильно сбавил обороты в плане покупок. Основной источник закупок – это варгеймерские барахолки и совместные заказы из Европы. В этом году привез себе из Германии апдейт-кит «Fields of Fire», «Holland’44», «1812 Napoleon's Fateful March». На барахолке удачно поймал «Кутузова» по хорошей стоимости. Вписался в предзаказ соло-игры «Оловянный шлем» и по мелочи купил парочку детских настолок для игры с сыном. Вот и весь мой список покупок в этом году.
— Погоди, меня всё не отпускает вопрос: “Как человек превращается в варгеймера”? Вот ты играешь в “Манчкин” и думать не думаешь о настолках, потом ты с товарищами сидишь на “Игре престолов”, “Робинзоне” и “Кикладах”... И — вот ты варгеймер?
В подкасте “Ударим варгеймом по разгильдйству” Алексей Чебыкин задает гостям один и тот же вопрос “Как ты докатился до варгеймов?”. Большинство приходят из настолок, единицы сразу начинают с варгеймов, но всех объединяет интерес к истории. У каждого своя тема, с которой он начинал. Поэтому когда новичок в чатике спрашивает “С какого варгейма начать?”, ему резонно отвечают: “А какой исторический период тебе интересен?”. Это затягивает очень быстро. Вчера ты разбирался в правилах “Ни шагу назад!”, а сегодня читаешь перевод статьи о том, как Генрих Навварский навалял герцогу де Жуайезу, готовясь к партии в “Avec Infini Regret”. К тому же мне нравится подход варгеймерских издательств: они не режут игру на бесконечные допы, а по максимуму наполняют коробку контентом. В “Fields of Fire” я играю второй год, за плечами уже больше 30 партий, а сколько часов геймплея - подсчитать трудно. И все равно еще не прошел до конца первый том. Реиграбельность где-то на уровне бесконечности.

— Как относишься к такому мероприятию как «Маттрейд», участвовал ли сам?
Ни разу не участвовал. Отношусь, как к чему-то малопонятному для меня. Не понимаю, для чего все эти лишние телодвижения с виш-листами, если ты просто можешь скинуть на барахолке то, что тебе не нужно, и купить то, что нужно.
— Как ты относишься к «Кикстартеру»? Поддержал ли на нём какие-то проекты?
Ни разу не поддерживал никакие проекты. Мне кажется, я не попадаю в целевую аудиторию Кикстера.

— Миньки тебя, то есть не интересуют? =) Но там же, наверное, есть что-то для любой аудитории, в том числе варгеймерской? Неужели никто их этой ниши не осваивает кикстартер?
Какой смысл брать дорогущего кота в мешке с Кикстартера, когда уже издано столько классных игр, что играть не переиграть? Честно, мне просто без разницы, есть в коробке миньки или нет. Была бы сама игра - вот, что самое главное. Варгеймы с миниатюрами довольно специфическая тема. Я играл в “Bolt Action”, и мне очень сильно не понравилось. Раньше думал, что миниатюры и 3D-террейн создают дополнительные возможности для тактики, добавляют глубины игровому процессу. Оказалось, все ровно наоборот. Использование минек постоянно провоцирует нелепые ситуации, порождает дополнительные условности и игровые “костыли”. Кстати, когда я думал, как назвать свою группу в ВК, то забил в поисковике “варгеймы” и обнаружил, что несколько десятков первых позиций поиска - это группы про варгеймы с миньками. Так и появилось название “Только фишки, только харкор!”.
— С какой целью ты заходишь на «Тесеру»?
Почитать материалы, найти информацию по игре, порыться в файлах: здесь часто выкладывают переводы игр, какие-то дополнительные материалы, самопальные памятки и т.д. Все это очень полезно. Сам тоже выкладываю переводы, материалы, пишу статьи и публикую дневники. Получаю обратную связь, кайфую.

— Твоё мнение о «Тесере»? Чего сейчас больше всего не хватает ресурсу вообще и именно тебе?
Как ни крути, Тесера сейчас самый живой и информативный русскоязычный ресурс по настолкам, и то, что она продолжает быть интересна настольщикам, даже несмотря на все баги, уже о многом говорит. Ей не хватает стабильной бесперебойной работы, нормального редактора текстов и нормальных инструментов отслеживания обратной связи. Было бы хорошо иметь что-то типа колокольчика уведомлений в верхнем углу, чтобы понимать, кто тебе ответил, кто прокомментировал твой материал. Иногда так бывает, что человек тебе вопрос задал под твоим же материалом, а ты замечаешь это 4 года спустя. Это грусть.
— На твой взгляд, много ли способна «Тесера» дать новичку в мире настольных игр или тут не слишком дружелюбная обстановка, подходящая только для гиков?
Тесера даст новичку все. В карточке игры можно найти массу полезной информации. Насчет обстановки – она такая же как на любом другом форуме, где пользователи обезличены. Срачи тут, конечно, бывают огненные, и я даже срывался и принимал участие пару раз, о чем сейчас жалею. Но стараюсь все-таки не ввязываться. Перед тем, как что-то написать, надо просто выдохнуть и лишний раз сказать себе: «Переубедить кого-то в инете практически невозможно, ты просто потратишь время и нервы без результата». Это помогает промолчать. И в то же время на Тесере полно содержательных дискуссий, обсуждений правил, нюансов игр и т.д. Так что каждый сам выбирает, где ему отметиться.
— Содержательных дискуссий много, но почему многие “ловцы троллей” на Тесере их не видят? Это особенность человеческого восприятия замечать плохое? Как по-твоему должно выглядеть “нетоксичное сообщество”, чтобы удовлетворить этих ловцов?
Наверное, этот вопрос лучше задать ловцам троллей, а не мне. Вряд ли я смогу залезть в голову другому человеку и ответить за него.
— Есть ли ещё какие-нибудь увлечения / хобби, помимо настольных игр? Любимые книги / фильмы / музыка / компьютерные игры?
Самое главное увлечение – это мой сын Лёва. Сейчас ему 5 лет. Классно видеть, как человек растет, как становится личностью, как удивляет тебя взрослостью суждений буквально каждый день.
Я большой поклонник футбола, смотрю, играю сам. Даже в армию сходил так, чтобы не пропустить ни одни крупный турнир: как раз в год между чемпионатом мира и чемпионатом Европы. С детства играл за школу, потом за университет, играл на первенстве района за родной поселок, примерно 15 лет назад с друзьями из университета мы создали любительскую команду. До сих пор играем в городских турнирах по Перми. Правда, сейчас футбол для меня временно на паузе. В феврале этого года порвал крестообразную связку. Жду операцию и меня прям ломает без игры. Хожу на игры своей команды, смотрю, переживаю за парней, ору им с бровки «Соберитесь, тряпки!»

Полгода назад Лев сказал мне: «Папа, я хочу играть в хоккей». Мы отдали его в детскую спортивную школу ХК «Молот» (это пермский профессиональный хоккейный клуб). Теперь на фоне занятий сына хоккеем стал постепенно вникать и в этот спорт, смотрю НХЛ и КХЛ. Мне нравится командные виды спорта: там надо быстро соображать и быстро принимать решения. Даунтаймить, как в настолках, не получится.
С женой любим путешествовать: сплавы, горы, пешие походы. Привлекаем к этому сына. На сплав он уже ходил. Думаю, через годик взять Лёву в его первую «пешку». В плане активного отдыха в Пермском крае вообще красота. Здесь очень много сплавных рек самой разной степени доступности и сложности. Рядом – Уральские горы, есть, где погулять. В прошлом году мы были на Камчатке, это прекрасное место. Очень запомнилась поездка в Исландию и трэкинг к базовому лагерю Эвереста в Непале. По работе я периодически езжу по городам России. Интересное можно найти везде: хоть в Москве, хоть в Новом Уренгое, хоть в Муравленко. Сейчас наша цель – Сахалин и Байкал.

Я тот еще «книжный червь». Постоянно что-то читаю либо «на бумаге», либо на телефоне. Иногда приходится использовать аудиокниги. Любимые авторы: Михаил Елизаров, Толстой (оба: и Лев, и Алексей), Шолохов. Нравится рассказы Казакова. Недавно в поездке скачал себе «Капитанскую дочку» и заново открыл для себя Пушкина. Александр Сергеевич действительно наше все, надо будет плотно за него взяться. Из иностранных авторов нравятся Станислав Лем, Кормак Маккарти («Дорога», «Кровавый меридиан» – это топовые романы). Отдельная любовь – это книги советских писателей о Великой Отечественной войне. Я рос на прозе лейтенантов (Бондарев, Курочкин, Быков). Твардовский и его «Василий Теркин» – это вообще шедевральный шедевр. Не знаю, сколько раз я перечитывал его.
Сейчас мои книжные увлечения удачно перекликаются с варгеймерской темой, люблю читать что-то профильное по историческому периоду, в который играю. В принципе, почти все варгеймеры так делают. Например, недавно проходил вьетнамскую кампанию в «Fields of Fire», параллельно читал Джозефа Уарда «Война во Вьетнаме глазами снайпера». Иногда даже немного пугает, насколько точно хороший исторический варгейм передает особенности конфликта.

В прошлом году я ставил перед собой цель – стать постоянным автором для Cat_Cat. Это крупнейший исторический паблик ВКонтакте. Написал два больших материала и заметку. Статья «Прорыв «Ташкента»» даже попала в ТОП-3 лучших материалов по итогам 2024 года. С учетом того, что там в день выходит по десятке материалов от самых разных авторов, это прям успех. К сожалению, регулярно писать туда не хватает времени, и дебют так и остался дебютом.
— Раз ты настолько большой поклонник футбола, плюс любишь варгеймы (которые считаются некоей симуляций), то как же ты обходишься без симуляторов футбола (или других видов спорта), никогда не обращал внимания на такого рода игры?
“Trick Short” приглядывал себе, правда, это игра про хоккей. Показалась забавной, но пока не купил. Специально такие игры не ищу и вообще не испытываю потребности обязательно сыграть в настольную симуляцию футбола.

— Командные виды спорта – соло-игры. Кхм, что-то здесь неправильно. Или мне так кажется? Почему в одном случае ты командный игрок, а во втором затворник-одиночка, раскладывающий в соло многочасовые партии?
Не вижу здесь никаких противоречий. Мне кажется, у любого человека есть потребность в личном времени. Мое личное время - это соло-настолки. Кто-то любит сериалы смотреть, кто-то наяривать в ПК-игры и плойку. Почему-то ни у кого не возникает желания назвать затворником-одиночкой человека, который полночи в третьего “Ведьмака” рубился. Самый забавный аргумент в этом вечном споре - это “Настолки в первую очередь про общение”. Но раз речь заходит про общение, может, надо просто в баре посидеть или по набережной погулять в компании приятных тебе людей. Почему обязательно связывать общение и настолки? Загадка.

— Теперь понятно откуда заинтересованность в серии K2. Раз ты интересуешься симуляторами (варгеймами), можешь что-то подобного ещё вспомнить-посоветовать из картонных адаптаций? Как тебе, например, Leaving Earth?
Не играл в “Leaving Earth”. А вот “К2” при простых правилах очень точно передает особенности альпинизма. У меня есть база и два допчика “Lhotse” и “Broad Peak”. Никак не могу найти “Эверест” по приемлемой цене. Как-то я прочитал любопытное интервью с каким-то матерым альпинистом (забыл имя), и он озвучил интересную мысль: “Хорошего альпиниста отличает умение сказать себе “Пора возвращаться”. В этом буквально смысл игры “К2”. Вовремя сказать себе “Пора возвращаться”, даже если ты еще не добрался до вершины, чтобы твой деревянный мипл-альпинист спустился с горы живым и принес тебе победные очки.
Еще есть “Space Corp” – стратегия, близкая к евро, отличнейшая игра и дотошная симуляция освоения космоса. На мой взгляд, очень удачным является решение, когда каждая эпоха играется на отдельном игровом поле, а игровое поле предыдущей эпохи умещается в маленькой точке на карте следующей. Чувствуешь, как растут масштабы происходящего, как мы из уютного мирка Солнечной системы вырываемся к другим галактикам.

— Играешь ли в планшетные/компьютерные версии настольных игр? Как ты к ним относишься?
Когда-то давно у меня на телефоне стояли «Сквозь века» и «Нейрошима», сейчас уже нет. Очень редко играют по ТТS. Стараюсь все-таки играть в картон, а не в его заменители на компе или телефоне, уж лучше соло что-то разложить. Да и компьютерные игры, в принципе, не моя тема. Лень разбираться в них.
— “Лень разбираться”, – сказал варгеймер с талмудами правил и таблиц под мышкой. Удивлён, что какая-нибудь Europa Universalis не входит в круг твоих интересов. Или по тебе лучше даже в это на столе играть? Многие считают что подобные игры хороши только на компе.
Я играл в “Европу” и могу сказать, что в ней как раз очень сильно ощущается компьютерность, что не есть хорошо, потому что игра кажется перегруженной. Все-таки чисто настольные игры-монстры, такие как “Tanto Monta” или “Virgin Queen”, в плане игровых механик проще. Там игроку не нужно контролировать огромное количество параметров, а базовые механики довольно простые. Понятно, что они усложнены большим количеством хрома, но игровая основа все равно простая.
— Напоследок какое-нибудь пожелание/обращение к тесеровцам.
Играйте чаще. Пишите чаще. Наполняйте нашу Тесеру уникальным контентом.)
