| Идут сборы на Witcher: Legacy | |
| Эпическая легаси кампания в мире Ведьмака. | |
| Идут сборы на Arydia: The Paths We Dare Tread | |
| Приключение с открытым миром в духе классического фэнтези. | |
| Идут сборы на Pathfinder Quest | |
| Несложное приключение по сеттингу Pathfinder. | |
| Fantasy Flight Games анонсирует проект Vault | |
| Анонс переиздания старых игр от FFG. | |
| Идут сборы на Microrama Collection | |
| Набор из четырех компактных соло игр. | |
| игры |
Ктулху: Смерть может умереть – Итакуа, Оседлавший Ветер
Ктулху: Смерть может умереть. Четвертый сезон Ктулху: Смерть может умереть |
| компании |
Hobby Games
Asmodée CMON Limited |
| Дата: | 30 ноября 2025 |
![]() |
| 7.6913 |
![]() |
- |
Блог // Playdice
Щупальца повырываю!
Обзор настольной игры «Ктулху: Смерть может умереть. Страх неведомого»

«Ктулху Смерть может умереть» получила локализацию третьего и четвертого сезонов, в то время как на «Кикстартере» идут сборы на пятый и шестой. Главной фишкой КСМУ является сочетание быстрого, адреналинового геймплея, построенного вокруг бесконечных сражений и бросков кубов, и деконструкции жанра Мифов Ктулху. В первой части обзора рассмотрим базовые механики, а вторую посвятим новшествам второй базы!

Размер имеет значение!
Каждая партия в КСМУ посвящена срыву ритуала и последующей победе над древним божеством. От сценария к сценарию цель сыщиков неизменна – уничтожить Древнего. Если большинство игр по мирам Лавкрафта посвящены тому, что человек сталкивается с невообразимыми сущностями, от одного вида которых герои теряют рассудок, а максимум их возможностей – запечатать или поцарапать божество, то КСМУ, следуя заповедям американских боевиков, деконструирует эту установку: все, что может двигаться, может и умереть. Так что ваша единственная цель –надрать задницу главгаду, не забыв отвесить попутно множеству приспешников. Название игры звучит странно, зато отлично передает ее суть.

Сразу и не скажешь, но большую опасность тут представляет сыщик
Подготовка к партии включает в себя выбор Древнего и сценария, в рамках которого сыщикам ставятся условия по срыву ритуала. Дело в том, что босс неуязвим, пока ритуал его приспешников не будет сорван, что, однако, не мешает ему портить жизнь нашим подопечным. Третий сезон предлагает шесть ритуалов и двух боссов: жабоподобного Цатхоггуа и космического султана демонов Азатота. Путем не сложных вычислений получаем 12 комбинаций в базовой коробке. Раскладываемся, выбираем сыщиков — и погнали в бой!

Ход игрока достаточно продолжительный. Сначала он может выполнить до трех действий, причем их количество растет вместе с прокачкой сыщика. Затем игрок берет карту мифа, по эффектам которой постепенно просыпается Древний, появляются и перемещаются его приспешники и происходят прочие традиционно неприятные вещи. Финальный аккорд хода зависит от того, завершает ли сыщик ход в пустой локации или рядом с врагом. В первом случае он может полутаться в надежде найти ценный предмет или союзника, а во втором монстр атакует сыщика.

Радуемся красоте
Доступных действий всего четыре, плюс дополнительные в зависимости от сценария или способностей сыщика. Никаких особых откровений тут нет: за ход ваш протеже может переместиться на расстояние до трех локаций (забавный момент в том, что он захватывает с собой всех противников из локаций через которые перемещается: монстры преследуют бегущего сыщика), отдохнуть восстановив здоровье и энергию, обменяться снаряжением с товарищем или атаковать.

Традиционно для жанра атака происходит броском кубов, которые имеют следующие значения: успех, пустышка, безумие и знак древних. Последний является условным успехом, так как становится таковым лишь при условии разблокированной способности персонажа. С безумием связана моя, пожалуй, любимая механика в КСМУ. Каждый раз, когда на кубике выпадает данный символ, игрок продвигает фишку по треку вверху планшета сыщика, который отображает, насколько ваш подопечный тронулся умом. По достижении определенных значений с сыщиком происходит приступ безумия: активируется его личная карта психической болезни, а затем проходит прокачка, в рамках которой ваш подопечный разблокирует новые навыки. Нюанс в том, что в конце данного трека сыщика ждет полное безумие и смерть. Таким образом, чем безумнее персонаж, тем он сильнее, но и ближе к гибели. Также каждый сыщик обладает запасом энергии, которая позволяет перебрасывать кубы, причем не только свои, но и монстров, когда те атакуют. Вроде мелочь, но как защитная функция кажется оригинальной.

На полпути к безумию
Ход игрока достаточно продолжителен: сыщик успевает и выполнить действия, и разыграть несколько карт, и попытаться увернуться от атак. С одной стороны, это классно, так как игрок получает довольно объемный кусок геймплея, но с другой — это приводит к даунтайму при игре большим составом (играя впятером, я очень уставал ждать своего хода). Плюс если в конкретной ситуации долгожданный ход какого-то сыщика не особо важен — например, игрок далеко от места основных событий или вынужден тратить действия на нужные команде, но не особо увлекательные в моменте, обязанности, , — это может быть очень обидно. С другой стороны, партия идет почти бесшовно, потому что поле действует во время хода игроков, что поддерживает активный темп игры. Партии на двух-трех игроков показались мне очень насыщенными.

Битва с боссом, являющаяся квинтэссенцией каждой партии, в целом схожа со сражениями против рядовых врагов, за тем исключением того, что Древнему нельзя наносить раны до срыва ритуала, а также из-за довольно внушительному объема здоровья. Более того, главгад имеет целых три фазы по 12 хп каждая, причем на каждой из них босс получает новые сопосбности или эффекты, так что сражаться придется долго и упорно.

Теперь к особенностям третьего сезона. Очевидным будет наличие шести новых ритуалов и двух Древних. Мне нравится возможность комбинирования коробок и их совместимость между сезонами. В данной коробке условно 12 вариантов, но, добавив другие сезоны, можно получить огромное количество комбинаций. Вряд ли кто-то станет отыгрывать их все, но наличие целых 48 комбинации при условии наличия всего двух баз, впечатляет.

Все ритуалы, которые вы найдете в коробке, имеют свои особенности. Например, в одном сыщикам предстоит отправиться в мрачный замок, где обитают… вампиры! По ходу партии вы не только сможете объединить силы с местными удивительно бледными, обитателями, но и скорее всего, сами вступите в их число, что заставит сыщика вести себя более агрессивно. Но больше всего мне понравился сценарий с проклятым карнавалом, по сюжету которого культисты зазывают зевак на фестиваль, однако местные развлечения — совсем не то, чем кажутся. Чтобы сорвать вражеские планы, сыщикам придется выиграть в три игры, среди которых — состязание по силе, опьянению и меткости, в котором вам буквально нужно будет попасть кубиком в мишень. Жаль, что для прохождения испытания на пьянство не нужно пить реальный алкоголь, может быть, тогда бы мы смогли одолеть Древнего…

В роли боссов коробки выступают мерзкая жаба Цатхоггуа, вытягивающая из сыщиков энергию своим мерзким кваканием, и Азатот, усиливающий монстров. Механически мне больше понравилась лягушка, во многом потому, что я недолюбливаю противников, которые баффают союзников. Однако как же круто оформлен султан демонов, а его прислужники с гигантскими трубами — просто нечто. Успели сыграть партию против дополнительного Древнего: Итхаквы. Этот гад призывает на поле снежную бурю, делая одну из локаций крайне неприятной для нахождения.

Пожалуй, главной особенностью третьего сезона являются «неведомые» монстры и артефакты, благодаря которым можно еще больше кастомизировать партии и усложнить себе жизнь. Используя это правило, игроки могут добавить одного или сразу двух монстров, не относящихся к данному сценарию. Артефакты, напротив, могут облегчить жизнь сыщикам. Они представляют собой мощные предметы, раздающиеся с начала партии, и усиливающиеся по ходу прокачки. Комбинируя нововведения, игроки могут как усложнить, так и упростить партии, да и дополнительные монстры подкидывают разнообразия. Так что те, кто жаловался на слишком простые сценарии в первых двух сезонах, запросто смогут усложнить себе жизнь. Мы профессионалами КСМУ себя не назовем, так что пройти сценарий с одним неведомым гадом смогли на тоненького.

Неочевидным плюсом является наличие в коробке карт неведомых монстров для первого и второго сезонов КСМУ.
Третий сезон, как и положено эталонному дополнению, не ломает то, что работало в оригинале, и аккуратно добавляет новые механики. Настолько аккуратно, что игроки могут их и не использовать. В остальном перед нами все тот же быстрый, адреналиновый данжен-кроулер с оригинальным подходом к вроде как заезженной тематике. КСМУ сосредотачивается на игровом процессе, практически не отвлекаясь на нарративную часть: небольшая завязка в начале партии и небольшой кусочек истории на картах находок, так что любителям почитать тут не разгуляться. Отдельно стоит упомянуть миниатюрки, которые в этой коробке просто потрясающие. Таких крутых скульптов монстров нужно еще поискать. Надеюсь, серия продолжит развиваться, несмотря на смену правообладателя, подарив нам множество новых комбинаций ритуалов и Древних.

🔔Подписывайтесь на блог в Телеграмм
Всем удачных партий и успехов на кубах!