-AdRiver-
Michael написал 2 минуты назад к игре Julius Caesar: # 1. Да. Пункт правил 7.3. Blocks moved by Player 2 to reinforce a battl...
gippocampus написал 17 минут назад к новости Новые мини-дополнения для Colt Express!: # По описанию звучит, как коробочки с чуть более прошаренными ботами, че...
Syrox написал 27 минут назад к новости Cosmodrome Games анонсировала игру: # а кого напоминает лого? ума не приложу.
Syrox написал 28 минут назад к новости Cosmodrome Games анонсировала игру: # Он же Стив?! o_0
DOOMachevsky написал час назад к игре Brass Ланкашир VS Brass Бирмингем: # Просто превосходный рассказ-отчет. Классно, интересно написано, проч...
С миру по нитке [16.08.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Звезда» озвучила...
С миру по нитке [15.08.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: GaGa Games издала...
Голосуем кошельком [15.08.2018]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...
«Мой маленький серп». Предзаказ
На сайте CG открыт предзаказ на семейную игру по мотивам «Серпа». 
С миру по нитке [14.08.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: GaGa Games издала...

yourmary

Стратегии в «Агриколе»

Перевод статьи “Agricola: Strategy Guide”, 22 января 2014

Информация

добавить
игры Агрикола
Дата: 22 января 2014
Источник: gameknight.com
Оценка пользователей
9.5048
-

Это перевод статьи Agricola: Strategy Guide. Она вряд ли сообщит что-то сильно новое бывалым игрокам, да бывалые и в оригинале прочитают, просто она мне понравилась =). Названия карт по-русски, к сожалению, не могу проверить: нет локализации под рукой, т.ч. если кто поправит — спасибо.

 

Итак, вы купили шедевр Уве Розенберга, игру «Агрикола». Вы изучили правила, сыграли несколько раз, возможно, даже потратились на деревянные или глиняные фигурки животных. Отлично, но как же выиграть в эту зубодробительную игру? Попробуем разобраться.

 

Эта статья написана в основном о стандартной игре, включающей карты Занятий (Occupations) и Простых улучшений (Minor Improvements), хотя основные идеи из неё пригодятся и при игре в семейную версию. Основная разница между стандартной и семейной игрой в том, что без карт вы получите меньше очков. Даже с хорошими картами сложно хорошо сделать всё, без карт же это и вовсе невозможно. Но даже в семейной игре есть проверенные методы и стратегии, которые позволят вам создать сбалансированную и (более-менее) симпатичную ферму. Итак, с чего начать?

 

С прибавлением!

 

В игровом механизме «Агриколы» есть много важных деталей, но важнее всего увеличивать ваше семейство. Чем больше у вас родичей, тем больше у вас действий; чем больше у вас действий, тем больше у вас очков. Это помимо того, что сами родичи приносят по три очка каждый в конце игры. Правда, это ведь так просто... Чем раньше вы получите нового члена семейства, тем больше у вас будет действий в течение игры. Каждый игрок имеет в начале 2 родичей, т.е. гарантированные 28 действий за игру. Если вам удастся сделать Прибавление в семействе в 5 раунде (как правило, раньше оно недоступно, если только у вас нет специальной карты), вы совершите на 9 действий больше.

 

Как же быстро увеличить семейство? Итак, для начала вам нужна комната, т.е. 5 дерева и 2 тростника. Вы должны постараться собрать их к концу первого этапа (первых 4 раундов). Насколько эти ресурсы доступны, будет зависеть от количества игроков и от их карт. В идеале вы соберёте эти ресурсы за три действия... При игре на двоих это могут быть 3 дерева, 3 дерева, 2 тростника. В игре на четверых Тростник + Камень + Еда [ТКЕ] — отличное действие. Вы можете совершить 4 действия (3 дерева, 2 дерева, ТКЕ, ТКЕ). Это даст вам всё необходимое для постройки комнаты, плюс 2 дополнительные еды (достаточно для первого урожая) и пару камня, который вам определённо пригодится в дальнейшем.

 

При игре на 5 игроков собрать ресурсы может оказаться ещё проще, т.к. есть 4 дерева и Тростник + Камень + Дерево. Используйте их, и вам остался ещё один тростник. В игре на 3 может быть сложнее, т.к. вас трое на одну клетку, собирающую тростник. Если только у вас нет карты, позволяющей заменить или уменьшить количество тростника, необходимого для строительства (например, Деревянная крыша (Brushwood Roof), которая позволяет использовать дерево вместо тростника, или Лестница (Ladder), которая удешевляет вам комнаты), кто-то, вероятно, не успеет собрать ресурсы для комнаты до второго этапа. Остается ещё клетка «Возмите любой ресурс», которую можно занять, чтобы получить один тростник, но без карт, которые позволят вам взять оттуда что-то ещё (например, Рыбак с сетью может дать вам 1 тростник и 2 еды), это довольно слабый ход. В игре на троих особенно важно вовремя брать фишку Первого игрока.

 

Таким образом, мы подобрались к тому, как важно вовремя становиться Первым игроком. Как правило (хотя и не всегда), игроки не станут брать единственный тростник с обычной собирающей тростник клетки, потому что есть варианты получше. Это значит, что во 2 и 4 раундах можно будет взять 2 тростника — ровно столько нужно для комнаты. Как наверняка получить этот тростник? Занять клетку первого игрока в 1 или 3 раунде и первым действием в следующем раунде забрать тростник. При этом не забывайте, что другие игроки будут стремиться к тому же самому, так что не рассчитывайте, что клетка Первого игрока будет ждать вас до конца раунда: возможно, придётся потратить своё первое действие на на неё, чтобы опередить их. А если вы уже Первый игрок? Единственный способ остаться им — опять же занять клетку Первого игрока.

 

Получить дерево обычно проще, но не жадничайте. Не ждите, пока клетка соберёт 6 или даже 4 дерева. Действия в начале игры менее эффективны, чем в конце. В игре на троих совершенно нормально потратить 2 действия на 3 дерева и 2 дерева, чтобы обеспечить себе постройку комнаты. Больше — лучше? Да... Но если вы будете ждать, пока дерево накопится, его, скорее всего, заберут ваши соперники.

 

Когда у вас уже есть эти волшебные 5 дерева и 2 тростника, вам всё ещё нужно собственно построить комнату. Тут стоит обратить внимание, какие ресурсы есть у других игроков. Одно то, что у вас есть ресурсы на комнату, ещё не значит, что вам нужно сразу её строить. Если больше никто не может построить комнату, можно подождать, пока появится Прибавление в семействе, или пока кто-то ещё соберёт нужные ресурсы, и тогда сразу же строиться, пока вас не опередили. За редким исключением (например, Пристройка — Wooden Hut Extension), ваши соперники не могут опередить ваши действия. Но не забывайте следить, как смена Первого игрока влияет на порядок хода. Допустим, идёт 4 раунд, и вы Первый игрок. Своим первым действием вы забираете 2 тростника, теперь у вас достаточно ресурсов для комнаты. У следующего игрока пока только 3 дерева и 2 тростинка, и он забирает жетон Первого игрока. Теперь ваш ход... Ваш соперник не может пока построить комнату, можно подождать, так? Не вполне... Если вы не построите комнату, соперник может своим вторым действием взять дерево и затем первым действием в следующем раунде построить комнату. Это может сильно повлиять на игру, ведь вам придётся ждать постройки комнаты до 6 раунда, а прибавления в семействе, возможно, ещё дольше.

 

Эта гонка особенна остра в игре на 4-х, когда четверо игроков соревнуются за одну клетку комнаты и одну — прибавления в семействе. Если прибавление в семействе появляется только в 7 раунде, может статься, что что один из игроков расширит семейство только в 10 раунде. Часто в игре на четверых возникает ситуация, которую опытные игроки называют очередью за прибавлением. У вас уже есть комната, вы ждёте, пока откроется действие прибавления. Когда один из игроков его занимает, игрок слева от него забирает маркер Первого игрока, чтобы обеспечить себе прибавление в следующем раунде, и так до последнего игрока в очереди. Постарайтесь не оказаться этим последним игроком! Если вы последним расширяете жилище, попробуйте собрать ресурсы на 2 комнаты сразу (10 дерева и 4 тростника минус скидки за счёт карт). Тогда вы сможете окупить поздее получение третьего родича, построив 2 комнаты за одно действие (тогда как остальные, скорее всего, потратили действие на одну) и, возможно, первым заполучив четвёртого родича.

 

Играете карту — используйте карту

 

Очень легко слишком растеряться от обилия карт или слишком увлечься ими. Выбирая, какие карты играть и когда это делать, постарайтесь руководствоваться двумя важными правилами. Во-первых, пригодится ли вам эта выложенная карта в ближайшие несколько раундов? Нет смысла играть Добытчика камня (Stone Carrier, возьмите дополнительный камень каждый раз, когда берёте камень) в первом раунде игры на двоих. Как минимум, вы не сможете воспользоваться им до 5 или даже до 7 раунда. Напротив, Добытчика глины (Clay Worker, возьмите дополнительную глину каждый раз, когда берёте дерево или глину) можно использовать сразу же. И отсюда мы приходим ко второму правилу — сыграв карту, используйте её. Если вы потратили действие, чтобы сыграть Полевого сторожа (Field Watchman, вспашите поле каждый раз, когда совершаете действие «возьмите 1 зерно»), используйте его. Если вы после этого возьмёте одно зерно за всю игру, карта была бесполезной. Основа успеха в «Агриколе» — эффективность, и карты используются, как правило, чтобы сделать больше за меньшее количество действий. Всегда помните, что сыгранная карта стоит действие.


Хорошим примером будет Пахарь (Plough Maker, когда вы берётесь за вспашку поля, вы можете вспахать второе, заплатив 1 еду). Звучит неплохо, не так ли? Когда как. Без этой карты вспахать 2 поля стоит 2 действия. С ней — 2 поля по-прежнему стоят 2 действия (одно на занятие, одно на вспашку) плюс 1 еду (возможно, больше — смотря каким действием вы сыграли занятие). Это неэффективно. Если вы возьмётесь за вспашку ещё раз, вы получите 4 поля за 3 действия и 2-3 еды. Чтобы в Пахаре действительно был смысл, надо пахать три раза. Это 4 действия на 6 полей. Есть ли у вас карты, дающие дополнительное зерно или овощи, или бонус за много полей? Если нет, вам, возможно, и вовсе не стоило его играть. Никогда не играйте карту, чтобы сыграть карту. На занятие уходит драгоценное действие, убедитесь, что оно не напрасно.

 

Простые улучшения — приятные вещи, но сопротивляйтесь соблазну сыграть их все. До тех пор, пока вы не спокойны полностью за свою ферму, НИКОГДА не используйте клетку Простое/Особое улучшение ради простого улучшения. Лучше подождите возможности сыграть Первый игрок + простое улучшение. И не играйте простое улучшение просто потому, что оно у вас есть. Этот Амбар может выглядеть очень привлекательно (надо потратить 3 дерева или 3 глины, чтобы получить 3 зерна в будущем), но не упустите ли вы возможность построить на эти ресурсы комнату или очаг? Именно поэтому простые улучшения, которые ничего не стоят и не имеют требований (как Коза или Лошадь), очень ценятся в драфте. Если они у вас есть, у вас всегда будет возможность сыграть что-нибудь вместе с Первым игроком или прибавлением в семействе.

 

Источники пищи

 

Теперь вы знаете, как получить больше родичей и как играть только нужные карты, но остается ещё один больной вопрос... Как прокормить семейство в пору урожая. Кажется, что очень здорово иметь 4 родичей в 6 раунде, но вы будете думать иначе, если не сможете их прокормить.

 

Самый простой механизм получения пищи состоит из Очага или Плиты повара — и, в общем-то, и всё. Как только у вас есть одно из этих особых улучшений, вы можете брать животных и немедленно готовить из них пищу. Если у вас есть Очаг, и вы своим действием забираете 3 овец, вы можете сразу сделать 6 еды, даже если вам негде их держать. Поверьте, так написано в правилах. Или ещё лучше, вы можете приготовить 2, оставить одну в доме и приготовить её в любой момент, когда понадобится. Когда в 8-9 раунде появится свинья, а в 10-11 корова, можно получать ещё больше еды.

 

Рано полученный Очаг может сыграть очень важную роль в игре, поэтому полезно первым забрать 2 глины. Но смотрите внимательно... Если клетка Особого улучшение откроется только в 3 или 4 раунде, кто-нибудь может перехватить у вас дешёвый Очаг. А когда улучшение для готовки есть у двоих или более игроков, животные становятся менее надёжным источником пищи.

 

Ещё есть Рыбалка и, в игре на 4-5 игроков, Бродячие артисты, но, если только у вас нет карт, дающих дополнительную еду или ресурсы с этих клеток (как Удочка, Fishing Rod), они не могут быть надёжным источником еды, особенно ближе к концу игры, когда нужно кормить много ртов. Если у вас нет Очага или Плиты, вам не хватит одних клеток еды. Если у вас нет карт, помогающих добывать еду, вам нужно готовить животных... Или печь хлеб.

 

Второй основной способ добывать пищу — это выпечка хлеба, которая может быть очень эффективной, когда процесс налажен, но наладить его без карт непросто. Взгляните на Глиняную печь... Вам потребуется 3 глины и 1 камень, чтобы построить её (это минимум 3 действия, чтобы добыть ресурсы и купить карту), после чего всё ещё нужно зерно для выпечки. Не делайте эту типичную ошибку новичков, не будьте неэффективными. Взять 1 зерно, а затем использовать действие Посев и Выпечка только для выпечки — это не источник пищи. Это 2 действия на 5 еды, и их придётся повторять снова и снова. На самом деле, нужно взять зерно один или два раза за игру. Вот тут-то и начинается фермерство. Если вы хотите строить стратегию на выпечке, вот пример того, как это можно делать.

 

Выполните следующие 5 действий до конца 7 раунда: вспашка поля, вспашка поля, взять 1 зерно, взять 1 зерно, засеять оба поля. Затем каждый урожай, начиная со следующего, вы будете получать по 2 зерна. Когда поля опустеют, засейте их снова (для этого нужно 2 зерна, 4 остаётся на хлеб), к этому моменту у вас, возможно, уже будет ещё поле, и вы сможете посадить там овощи. Теперь вы можете выпекать хлеб, не тратя такие ценные в середине игры действия на взятие зерна. Построив глиняную печь, вы сразу сможете выпечь 5 еды из зерна. Впоследствии, если необходимо, вы можете использовать Посев и выпечку для получения ещё 5 еды, но в идеале к этому времени вы уже вспахаете ещё поле и сможете ещё и посеять тем же действием. Эффективность, в первую очередь эффективность!

 

На механизм добычи еды нужно потратить некоторые усилия, и без сильных карт вы вряд ли запустите его до 8 раунда, но если всё получится, прокорм семьи перестанет быть головной болью. Часто ранний запуск механизма добычи еды происходит ценой других игровых достижений (например, прибавления в семействе), но как только этот механизм заработает, вы сможете тратить меньше действий на прокорм семьи, чем ваши оппоненты, и в конечном счёте нагнать упущенное.

 

Ферма должна быть всесторонне развитой

 

Хорошо, теперь вы можете увеличивать семейство, вы играете только полезные карты и вы поняли, как прокормить своих родичей? Всё в порядке, да? Пока ещё нет. Цель игры — очки. Считая очки за разные действия, помните о двух вещах: во-первых, об отрицательных очках за отсутствие чего-либо (например, -1 очко за 0 овец), и во-вторых, за пустые клетки фермы. Каждая пустая клетка отнимает у вас 1 очко в конце игры. Но поскольку все начинают с -13 очков, проще считать, что каждая использованная клетка прибавляет 1 очко. Помня об этом, постарайтесь сделать следующее:

  • Вспашите по крайней мере 2 поля. Сравните: 0 полей = -1 очко. 2 поля = 3 очка. (+1 очко за 2 поля, +2 очка за 2 использованные ячейки.) Начиная с этого количества, каждое дополнительное поле (вплоть до 5) даёт +2 очка (+1 за само поле и +1 за клетку).
  • Стройте изгороди. Они не только позволят вам держать более одного животного (что критично, если вы не хотите минусы за животных), но сами стоят много очков. Оцените разницу между отсутствием изгородей и простым выпасом 2х2, который занимает 4 клетки: -1 очко за отсутствующие выпасы против +5 очков (+1 за выпас, +4 за клетки; это 6 очков за 8 дерева и действие Изгороди, плюс, возможность держать 2 вида животных — включая 1 в доме). Теперь оцените очки за следующий уровень... Добавив лишь 4 дерева, вы можете огородить 4 клетки в 4 выпаса по одной клетке. Теперь вы получите 8 очков, и у вас есть место для всех видов животных. А прибавив ещё 3 дерева, вы можете построить идеальный выпас... Участок 2х3 клетки, огороженные в выпасы 1х1, 1х1, 1х2, 1х2. Это 10 очков, и вы можете держать 12 животных. В реальности не в каждой игре удастся построить 4 выпаса и вспахать 5 полей, но можно быть уверенным вот в чём. Если вы не построите ничего из этого вплоть до последних раундов, будет уже сложно (а то и невозможно) что-то сделать. Необязательно строить все эти изгороди сразу же (и они, вероятно, не понадобятся до 4 этапа, а то и позже), но вы можете собирать дерево заранее, чтобы не суетиться в конце. Аналогично, вспашите 1-2 поля заранее, когда будет возможность, чтобы не оказаться с пустыми клетками в конце игры. До 12-13 раунда в игре есть только одно действие вспашки, и на него большой спрос при большом количестве игроков. То же самое с действием Изгороди... Если вы будете ждать слишком долго, вы можете упустить возможность сделать выпасы. Это маловероятно в игре на 2-3, но даже в этом случае надо следить за оппонентами. Если в игре на 3-х начинается 14 раунд, и ни у кого ещё нет изгородей, кому-то их не хватит. Постарайтесь не оказаться этим человеком!
  • Один или ни одного. Большинство из остальных источников победных очков считать просто. Пока вы не стали гуру, проще всего думать, что у них 2 состояния — есть или нет. Овцы, свиньи, коровы, зерно, овощи... Возьмите одно, вы получите 2 очка (от -1 до +1). Дальнейшая прогрессия очков сложнее, и пока вы с ней не освоились, просто не думайте о ней. Если вы наладили посев, вам будет легко заработать очки за зерно и овощи, выращивая их. (Так, посев овоща даст +1 очко.) Пока вы учитесь развивать свою ферму, важнее избегать минусов за разные категории, чем наращивать плюсы в одной.
  • Хлева? Не стоит тратить на них много усилий. Распространённая ошибка начинающих — браться за постройку комнаты, расходуя 7 дерева и 2 тростника, чтобы оплатить комнату и хлев. Это плохая идея, если только у вас нет особых планов на этот хлев. В большинстве случаев один хлев не очень вам пригодится. Вы не сможете разводить животных, а сам он принесёт лишь одно очко (как огороженный, так и нет). Почти всегда лучше придержать эти 2 дерева для Простого улучшения или следующей комнаты. Единственный случай, когда стоит рано построить хлев — если вы можете построить два. Тогда вы сможете разводить в них животных. Можно держать двух животных в хлевах, а во время урожая их приплод поселится в доме. После урожая, уже в следующем раунде, если у вас есть улучшение для готовки, вы превратите третье животное в еду, освободив место для следующего приплода. Так можно готовить еду довольно эффективно, особенно, если у вас Плита и вы разводите свиней или коров. НО... Это 4 дерева, отнятые у вашей следующей комнаты. Как и во многих случаях в «Агриколе», то, что вы можете потратить ресурсы, ещё не значит, что вам нужно это делать. Если у вас есть карты, приносящие дерево, может быть, и стоит так поступить, но так или иначе, решая, построить или нет хлева, внимательно посчитайте, на что вы можете потратить эти ресурсы. Что до увеличения вместительности выпасов за счёт хлевов... Это редко нужно в игре. Как правило, обычные выпасы вмещают всех животных, которых вы можете добыть (и не потратить на еду). Редко удается собрать и содержать у себя 8 овец.

Улучшение дома

 

Наконец, какого размера делать дом и когда его перестраивать? Две частые ошибки новичков: во-первых, они строят слишком большой дом, во-вторых, забывают про перестройку. Первое — размер дома. В большинстве игр можно и нужно построить дом из 4 комнат. В игре на 2-3 игрока без подходящих карт на 5-тикомнатный дом, скорее всего, не хватит тростника или дерева. Если только у вас нет карт для удешевления строительства, вам следует удовлетвориться 4-комнатным домом, а затем поймать Неожиданное прибавление в семействе, которое появляется в 12 или 13 раунде. (Это чаще всего означает, что надо первым действием в 11 раунде стать Первым игроком.) Если вы можете построить 5-тикомнатный дом, отлично. Но не стремитесь к этому, забывая про всё на свете. Ближе к концу игры набрать 5 дерева может быть очень тяжело, особенно, если вы ещё не построили изгородей. А 2 тростника? Он понадобится вам для перестройки. Так мы подходим ко второй ошибке... Не забывайте перестраиваться! Перестройка — одно из самых эффективных действий в игре. Во-первых, очки. Перестройка 4-хкомнатного дома в мазанку или каменный дом даёт 4 очка за одно действие — это очень эффективно. Более того, вместе с тем вы получаете дополнительное мощное действие. В большинстве случаев вторым действием будет Особое или простое улучшение.

 

Самое лучшее в перестройке — всегда видно, кто за столом готов к ней, и соответственно планировать свои действия. Допустим, вы пекарь и готовы построить глиняную печь. Вы единственный, у кого есть 3 глины и 1 камень, вы знаете, что никто, кроме вас, её не купит. Но что, если действие Особое или простое улучшение недоступно. Хотя, как правило, оно используется для особых улучшений, ничто не мешает вашему сопернику занять его для простого и расстроить таким образом ваши планы. Но если вы единственный, кто готов к перестройке... Вы с гарантией получите своё особое улучшение. В случае со стратегией пекаря соберите следующие ресурсы: 7 глины, 1 тростник, 1 камень. Теперь, раз ни у кого нет средств на перестройку, вы можете перестроиться и купить печь одним действием — не боясь, что вас заблокируют. Если всё получится, у вас будет 6 очков и 5 еды за одно действие. Что особо эффективно.

 

Не так грандиозно, но всё же эффективно... Если у вас есть Очаг, действие перестройки отлично подходит, чтобы заменить очаг на плиту (бесплатно). В общем, перестройка не только приносит вам очки, она даёт вам отличную возможность сыграть особое улучшение. Вы вряд ли захотите затевать перестройку без какого-нибудь улучшения; если только это конец игры, и у вас нет другой возможности получить очки. Сама по себе перестройка ничего не даёт вашей ферме, так что подождите возможности совместить её с полезным улучшением (или изгородями в 14 раунде). Но, как и всегда, не забывайте о других игроках. В последних раундах, если вы ещё не перестроились, следите за тем, кто собрал достаточно ресурсов. Если идёт 13 раунд, и на подходе 5 перестроек (возможно, включая игрока, у которого достаточно ресурсов для перестройки сначала в мазанк, затем в дом), явно будет охота на действия перестройки.

 

Заключение

 

Естественно, все эти правила — основа, на которую могут сильно повлиять карты, как ваши, так и соперников. Не забывайте, что карты соперников могут затронуть вас не меньше, чем их владельцев. Если ваш соперник играет Соломенную крышу (Brushwood Roof, позволяет использовать дерево вместо тростинка для расширения и перестройки), ему, вероятно, не понадобится клетка тростника, и остальным игрокам его больше достанется. Ранняя перестройка имеет смысл, если у вас есть Домоправитель (House Steward), который позволяет играть Прибавление в семействе как неожиданное при наличии мазанки. Карты каждый раз меняют игру, но, тем не менее, описанные стратегии чаще всего помогут вам сыграть лучше.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные