| Кооперативная кампания с необычным сочетанием механик | |
| У нас в самом разгаре предзаказ на «Ями»! | |
| «Столпы стихий» | |
| Предзаказ на настольную игру нашего автора Семёна Петровского «Столпы стихий»! | |
| Идут сборы на Witcher: Legacy | |
| Эпическая легаси кампания в мире Ведьмака. | |
| Идут сборы на Arydia: The Paths We Dare Tread | |
| Приключение с открытым миром в духе классического фэнтези. | |
| Идут сборы на Pathfinder Quest | |
| Несложное приключение по сеттингу Pathfinder. | |
Замечательный обзор Ksedih игры «Hansa Teutonica», опубликованный некоторое время назад, напомнил всем, что раньше тоже выпускали интересные игры. Поэтому я сначала достал с полки одну давно знакомую коробочку, а потом решил и написать об одной по нынешним меркам уже старой игре, которая называется «Vikings» («Викинги»).
Авторами её являются небезызвестные Михаэль Менцель, Гаральд Лиеске и Михаэль Кислинг (каждый из них участвовал в создании не одного десятка игр, так что такие имена на коробке сами по себе хорошая рекомендация). От названия веет морем, суровостью и набегами. И когда впервые берёшь в руки игру, то кажется, что нам предложат отправляться в поход, открывать и захватывать новые земли, воевать и грабить... Но «Vikings» оказывается на удивление спокойной и размеренной игрой, и захватить мы сможем только тайл с миплом, чтобы не достался другому игроку.
Если искать какие-то аналоги, то, наверное, «Vikings» больше всего схожа с «Каркассоном», хотя всё-таки в ней есть своя оригинальная механика и совсем иной тип противостояния.

Перед нами довольно много тайлов, много миплов, поле с вращающейся «платформой» на нём, горсть монет, непривычные г-образные поля игроков. Я читал где-то, что было русское издание этой игры, которое вышло давно, и компоненты там были не очень высокого качества, но у меня французское издание, и компоненты в нём на высоте. Деревянные миплы стилизованы под викингов, тайлы очень толстые, поле хорошо раскладывается, монеты выдавливались без сложностей. Кроме этого, в коробке есть органайзер, что в последнее время встречается всё реже и реже. В общем, если бы захотели придраться к чему-то, то не смогли бы.

Именно тайлы и миплы навевают мысль о сходстве с «Каркассоном», и основная механика выкладывания тайлов с учётом рисунка и размещение на них «викингов», действительно, близка мировому хиту. Но всё это обставлено совсем иначе.
В игре шесть раундов, фишка первого игрока, стилизованная под драккар, передаётся по кругу. В начале раунда мы выкладываем на поле рядом с вращающимся кругом двенадцать тайлов (их мы заранее втёмную поделили на шесть стопок), а из мешочка вытягиваем миплов и размещаем по установленному порядку от синего к серому (на поле есть для этого подробная памятка). Каждый игрок в порядке очереди может заплатить от 1 до 11 монет и взять себе тайл с миплом. Если денег не хватает, можно платить ПО один к одному. Цена тайлов меняется по ходу раунда, если выполняется следующее условие: когда остался последний мипл одного из цветов, игроки получают возможность взять тайл напротив нуля, после чего круг поворачивается до ближайшего тайла с миплом следующего по очереди цвета. Кроме того, если нет денег, то также можно взять тайл напротив нуля.

После этого тайл располагается рядом с г-образным полем, которое символизирует родной фьорд, с которого начинается экспансия на острова. Выкладывание тайлов требует внимательности и обдумывания, поскольку — хотя правила в этом отношении весьма традиционны (нужно выкладывать подходящими сторонами, по диагонали выкладывать нельзя и т.д.) — нужно постараться не заблокировать себе возможность дальнейших действий. А вот миплов можно и не выставлять на тайл сразу, а пока что поместить на планшет, хотя пользу они принесут только на островах. Интересно, что цвет мипла — это его «специальность», а не цвет игрока: синие — рыбаки, жёлтые — златокузнецы, зелёные — разведчики, красные — ярлы, чёрные — воины, серые — перевозчики (кормчие). Размещаются они в соответствующую каждому цвету параллель и приносят ПО и деньги на протяжении игры и в конце.

Чтобы создать некоторые сложности в достижении целей, среди тайлов есть драккары, которые выставляются в верхний ряд. И если они во втором ряду не блокируются воинами, то влияют на последующие ряды в зависимости от цвета своего паруса: красный не даёт получать ПО за ярлов, зелёный — за разведчиков, и т.д. Но зато, если воин отражает атаку, мы получим то, что изображено на парусе: монеты или ПО.
После того как все тайлы с миплами закончились, происходит малый (получение денег) или большой (получение денег и ПО) подсчёт.

Собственно, если исключить некоторые нюансы, это все правила. На первый взгляд, они не очень впечатляют, но нужно заглянуть в игровой процесс, чтобы понять, насколько чётко всё сбалансировано и выверено и какие возможности открываются перед игроками.
Прежде всего нужно решить, сколько денег мы готовы отдать за тайл, а зависит наше решение от того, какие тайлы расположены рядом с планшетом, сколько очков принесёт этот тайл, не лишимся ли из-за него возможности купить другие тайлы, можно ли отдать этот тайл соперникам, и т.д. А из-за того, что в каждом ряду располагаются миплы разных цветов, решение становится ещё более значимым.
Затем нужно расположить этот тайл так, чтобы он не перекрыл возможность развития. Да ещё ведь мы с ним мипла получаем, его тоже нужно «пристроить» на островах. А ведь тайлы и «викинги» разных цветов выходят в случайном порядке (при этом миплов больше, чем требуется на партию, так что в каждой игре «участвует» неодинаковое их количество каждого цвета), и ещё первый игрок меняется от раунда к раунду! Благодаря этому реиграбельность «Vikings» значительно возрастает.

Возможно, вся прелесть игры заключается в гармоничном расположении миплов: когда все фрагменты островов заняты и у нас нет миплов в родном фьорде, это — эстетическое наслаждение.

Да, с набегами в игре напряжёнка, и суровость будней настоящего викинга не очень ощущается, однако игра от этого ничего не теряет. Благодаря цене на тайлы все игроки держатся в постоянном напряжении и стремятся перехватить друг у друга всё, что можно, и ещё в большей степени, конечно, то, что нельзя. Из-за этого неизбежны конфликты интересов, и, как следствие, желание сыграть ещё раз, чтобы показать, кто здесь настоящий викинг. Кстати, в игре содержится вариант для продвинутых игроков. С учётом этого игра становится ещё более вариативной.
Могут ли «Викинги» не понравиться? Могут: они не так ярко оформлены, как современные коробки; механика может кому-то показаться неинтересной; разработка стратегии по размещению тайлов и миплов может не соответствовать ожиданиям... Но я надеюсь, что эта игра займёт своё место на вашей полке и в вашем сердце.
Всем хороших игр!