-AdRiver-
Jetfox написал 3 часа назад к игре Война миров: Новая угроза: # Да, все верно. Все разыгранные и не разыгранные карты из руки уходят в...
AngryFerret написал 3 часа назад к новости Портал в мир приключений [15.11.2018]: # Присоединяюсь!
Juggler написал 3 часа назад к игре Castaways: # Здесь побеждает один или никто)
Homyak_by написал 4 часа назад к игре Eclipse: New Dawn for the Galaxy: # star base на одном тайле сколько можно строить?
Exxento написал 4 часа назад к новости Магическое приключение на Android: # В правилах сказано, что можно сбрасывать заклинания на выбор при превы...
«Кредо ассасина» на «Кикстартере»...
... в виде настольной игры Assassin's Creed: Brotherhood of Venice.
С миру по нитке [16.11.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Стиль жизни» вып...
Портал в мир приключений [15.11.2018]
Что происходит в мире настольных ролевых игр? Отвечаем.   В этом выпуске: «...
Добро пожаловать в город Рейкхольт!
«Лавка игр» объявила соревнования исландских фермеров открытыми!
Голосуем кошельком [15.11.2018]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...

IvTuzovsky

Книжных дел мастер

Обзор «Экслибриума» Ю. Ямщикова, 13 июля 2016

Информация

добавить
игры Экслибриум
персоны Юрий Ямщиков
компании Cosmodrome Games
Bubble
Дата: 13 июля 2016
Оценка пользователей
8.0027
-

Комиксы? Хммм, это же что-то для детей, верно? Ну, не считая работ Фрэнка Миллера, МакКина и Моррисона (адьос, Лэджер!), Алана Мура, Н. Геймана и... и... и... Брэдбери?! Черт, Рэй, но ты-то как мог так запятнаться?! Пожалуй, комиксы не только для детей.

 

На лекциях по «Визуальной культуре» я рассказываю о писателях, которые отдали дань креолизованным текстам, и сценаристах комиксов, которые затем стали известны как писатели. Ну а сегодня я расскажу вам о геймдизайнере, который изменил привычному для меня амплуа и дал жару. Что связывает комиксы российского издательства «Bubble» и настольного геймдизайнера Юрия Ямщикова? Игра «Экслибриум»!

 

Она добиралась до меня экстравагантными путями курьерской службы доставки. В результате приехала в эпических размеров мешке, внутри которого оказался сундук, в сундуке — заяц, в заяце — утка, а вот уже в утке — хорошо упакованная в тот самый пупырчатый материал коробочка. Как-то так.

 



Фотографии вскрытия зайца и утки я, пожалуй, пропущу.

P.S. Ни до, ни после написания обзора ни одно животное не пострадало от рук автора.

 

«Экслибриум» Ю. Ямщикова, известного российским игрокам по «Космонавтам», «Лабиринту зеркал», а также пока ещё неизданным «Гранд-базару» и «Битвам огромных боевых и человекоподобных...», стал для меня практически откровением. Я уже упоминал, что люблю элегантность и маленькие коробочки? Так вот, игра по комиксам издательства «Bubble», выпущенная «Cosmodrome Games» — воплощение того и другого. За исключением правил. Они написаны и свёрстаны не очень удобочитаемо, и об этом я ещё скажу.

 



Компоненты игры. Негусто? Да на самом деле более чем, ведь не в количестве карт, а качестве правил сила, густота и шелковистость!

 

О бедных персонажах замолвите слово

 

В основе игры (я бы даже сказал краеугольным камнем) лежит одноимённая серия комиксов издательства «Bubble» (рейтинг 16+ какбе намекает...). Слегка аутичный подросток Лилия Романова, у родителей которой не находится на неё достаточно времени, однажды открывает маленькую дверку в «Розовом дворце» (зачёркнуто), получает письмо из Хогвартса (дважды зачеркнуто), сталкивается с А. Приваловым, который преследует профессора Выбегало (трижды зачёркнуто)... хотя постойте-ка. Как раз у «ПНвС» Аркадия и Бориса Натановичей кое-что общее с сюжетом этих комиксов есть. Только Лиля попадает не в мир вымышленного прошлого или будущего, как герои Стругацких, а вступает в Тайный орден, который охраняет границы между Вымышленными мирами и Объективной реальностью.

 

Знакомьтесь, наши персонажи! Берсерк, наёмник (не болтлив как тот самый), волшебник, ассасин, рыцарь, бард и алхимик. В ходе игры нам их придётся раскладывать по стопкам, а потом ещё и туда-сюда вертеть и перекладывать.

 

Вот и игрокам придётся в процессе знакомства с «Экслибриумом» Ю. Ямщикова бороться за влияние на нескольких персонажей этой комикс-вселенной.

 

Игра достаточно лаконична (после «Неудобных вопросов», где Юрий ловко утёр мне нос, я предпочитаю этот термин в отношении его проектов XD), и терпкого запаха погони вам уловить не удастся... что с лихвой искупается азартом в отношении игрового процесса. Да-да-да, я знаю, что недавно хвалил «Гильдии Лаара», и не собираюсь отказываться от этих слов. Что поделать, если с минимальным промежутком времени вышли две игры в коробочках моего любимого походного форм-фактора, с малым временем партии и тем самым ощущением, которое возникает, когда тщательно спланированная операция развал... пардон, наоборот, приносит тебе внезапное ощущение, что ты на минуточку стал членом общества «Менса», перехитрив 98 % остальных игроков.

 

О правилах и игровом процессе

 

С дизайном правил в первом тираже была беда. Написаны они были удобочитаемо, но свёрстаны — не очень: мало иллюстраций, особенно игровых ситуаций, очень уж мелкий шрифт и размер иллюстраций. Ситуацию несколько облегчает то, что есть прекрасный летсплей с автором, и там большинство вопросов, которые у меня возникли по мере чтения правил, разъяснены. Кстати, сейчас издатель совместно с автором вроде бы работает над их доработкой для второго тиража, и это есть гуд («Goood. Gooooooood, young Skywalker»).

 

Итак, у игры есть базовые и продвинутые правила. Сразу скажу, что базовые правила не выглядят в сравнении с продвинутыми, как некоторые персонажи уже совсем не комиксов «Bubble», а вовсе даже канала HBO. Они, конечно, проще, но самодостаточны. Но если хочется большей стратегичности и напряжённости игрового процесса, то максимум со второй партии переходите на тяжёлые нар... простите, продвинутые правила.

 

Игра длится 3 раунда. В течение первого игроки драфтят 5 карт влияния на персонажей, второго — 4, третьего — 3. Карты двусторонние, так что на практике игроки получают выбор из 10 персонажей в первом раунде, ну и далее...

 

Персонажи раскладываются по стопкам от низшего ранга к высшему: берсерки налево, алхимики направо. Наёмники стоят сразу за берсерками, потом волшебники, ассасины, рыцари и барды.

 

После того как драфт закончился, начинаем активировать персонажей. У кого больше карт в первой стопке, тот и активирует особенность младшего из них — берсерка: перевернуть карту в одной из своей стопок, опосля чего она меняет место дислокации.

 

Потом активируем следующего персонажа со своим особым свойством. Потом ещё одного. Свойства действительно интересны. Начиная от временного удвоения влияния на любого персонажа за счёт волшебников, заканчивая возможностью ассасина. Она у него, как у берсерка, только вот вертеть персонажей вокруг оси симметрии надо у противника, а не у себя. Короче, только комбинируя свойства, добьётесь успеха вы!

 

Как только старший персонаж активирован, начинается новый раунд.

 

 

После 3 раундов происходит финальный подсчёт очков: вновь подсчитываем лесенкой влияние на каждого персонажа — и затем победитель может забрать себе в руку 2 карты с этой стопки, занявший второе место по влиянию на того же персонажа — забрать себе одну карту (из своей стопки разумеется). Учтите, что в спорных случаях сравнивается влияние на младших персонажей, начиная с берсерка, и набрать побольше очков в начале, а потом потерять пару очков за снизившееся влияние на берсерка — может оказаться не лучшей стратегией.

 

Финальных ПО чисто теоретически может быть, по-моему, 15 при игре по базовым правилам. На практике у нас выходило максимальным составом ещё меньше. Поэтому оговорка футбольного комментатора про вырванное, кажется, московским «Спартаком» очко у соперников приобретает тут вдвойне зловещий смысл.

 

Продвинутые правила отличаются нюансами, один из которых важнее всего: засчитать себе очки можно каждый раунд, однако не за всех персонажей, а в первый раунд только за одного определённого, во второй раунд — за двух, одного из которых вы при этом знаете с первого раунда. Ну и в третьем раунде можно зачесть очки за доминирующее влияние на трёх персонажей, одного из которых вы аналогично знаете с первого раунда, а два других становятся очевидными после конца второго :). Я уже сказал, что это делает игру намного более напряжённой и глубокой. Вот так лёгким движением руки хороший филер превращается в стратегический и тактический филер-мозголомку.

 

После прочтения — перечитать

 

Резюмируя впечатления, скажу, что «Экслибриум» — это тот случай, когда одной партии явно недостаточно, чтобы распробовать все возможности игры, хотя механически игра проста, как трюк charge в пенспиннинге.

 

 

У меня тряслись руки, когда я планировал, на каком персонаже «перехвачу управление полётом» и какие гадости сострою товарищам по партии. Честно говоря, я впервые вижу такую плотность взаимодействия в игре, основанной на драфте. Причём взаимодействия как косвенного, задаваемого самой природой драфта, так и прямого, когда игроки последовательно активируют персонажей, и грамотное применение их свойств позволяет выстроить целую комбо-цепочку, основанную на осознанном применении спецсвойств персонажей.

 

Да, кстати, это ещё один важный момент, которого я опасался: после первого прочтения правил возникло ощущение, что в какой-то момент игра начнёт играть игроками. Дескать, разобрали драфтом карты, а там «кто первый встал, того и комбо». Конечно, на этапе активации именно «перехват» осуществить не удастся (кстати, я бы подумал насчёт этого для мини-дополнения с паком альтернативных персонажей), но правильно запланированный на этапе драфта «перехват» и открывает вам возможности цепной реакции, когда следом за 1 персонажем вы активируете ещё и ещё...

 

Баланс игры выстроен таким образом, что количество ПО, зарабатываемых игроками, довольно мало. Здесь вам не Seasons и даже не Race for the Galaxy. Тем напряжённее идёт борьба за каждое очко, которое ты можешь вырвать у соперника.

 

 

Бонус: пара фотографий ранних прототипов игры

 

Отдельного упоминания заслуживает оформление и качество издания. Ну, с первым всё в порядке (мы помним, что за плечами у игры комикс, да?). Хотя я бы попробовал на вкус издательский редизайн с теми же персонажами, чьи позы и выражения лиц на каждом конкретном экземпляре карты отличались бы друг от друга (правда, это может помешать «чтению» игры, но я бы потестировал, да-да-да XD). Вот со вторым — хуже. Начиная с того, что традиционная издательская информация о количестве игроков, рекомендуемом возрасте и времени партии на коробке хитро спрятана на одном из торцов, заканчивая некоторой «бумажностью» карт. Я очень надеюсь на deluxe-издание и на то, что в текущем варианте это не помешает поклонникам «Bubble» опробовать игру, а настольным гикам — оценить вальсирующий темп, общую напряжённость геймплея и изящество механики.

 

P.S. Кстати, когда обзор уже отправлялся на публикацию, мне пришла инсайдерская информация о том, что первый тираж был раскуплен меньше, чем за полгода. И это значит, что игра пришлась по вкусу и российским гикам, и, видимо, массовой аудитории. А это здорово! Странный симбиоз комикс-издательства и настольного геймдизайнера удался. Спасибо «Bubble», «Cosmodrome Games» и Юрию Ямщикову!

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
Waller написал 2 года назад: # скрыть ответы

"Ни до, ни после написания обзора ни одно животное не пострадало от рук автора."

Вы заметили, что аффтар не упомянул, сколько животных пострадало ВО ВРЕМЯ написания обзора?)

ThunderWolf написал 2 года назад: #

ниже в комментах уже ответил ;)

ThunderWolf написал 2 года назад: #

...ассасин вертел персонажа соседа на оси симметрии...

igelkott написал 2 года назад: # скрыть ответы

Как можно было на первое место поставить не Алана Мура? Не понимаю.

И да, спасибо за обзор!

IvTuzovsky написал 2 года назад: # скрыть ответы

На здоровье=)
На первом месте должен быть Маяковский с "Окнами сатиры РОСТА")))

igelkott написал 2 года назад: # скрыть ответы

Думаю, содержательно Хранители впереди на несколько десятков кругов. А так, начало комикса кто-то и к древнеегипетским Плакальщицам возводит (Норштейн к ним же, кстати, возводит истоки анимации).
Это при всей моей любви к нашему авангарду, и к Маяковскому во многом тоже.

IvTuzovsky написал 2 года назад: # скрыть ответы

я иронизировал)
Китайцы или египтяне были, действительно, первыми))))
вы не поверите, сколько лет первому изображению, которое возможно интрпретировать как "селфи"=)

igelkott написал 2 года назад: #

Почему же, поверю:)))
А есть люди, которые всерьез отстаивают первенство плакальщиц, игнорируя прочие стороны бытования комикса.

Что до БАбла, они молодцы. Я его не читаю (зато сын вовсю), но они первые, кто всерьез пытается сделать массовых отечественных супергероев.
Был еще Велес когда-то, конечно, но все это быльем поросло (а какой был Бэтмен с топором, да в русской избе, не чуже чем на коне у Миллера).

pr0FF написал 2 года назад: # скрыть ответы

При всем уважении, тут попсовый минимум авторов 18+ графических романов. И Мур далеко не самый стоящий.

Surrender написал 2 года назад: # скрыть ответы

А кого не из попсовых посоветуешь почитать?

pr0FF написал 2 года назад: #

Тут встанет вопрос, что считать "попсой" =)
На вскидку Уоррен Эллис и Брайан К. Вон. вроде попсой еще не стали.

igelkott написал 2 года назад: # скрыть ответы

"Войну и мир" читают в школах, но попсой она все равно не стала (в масскультуру вошла, да, попсой не стала). Те же Хранители - это большая литература, вышедшая за рамки жанра, та же Сага - нет, она все равно остается жанровым произведением.
И да, я далек от мнения, что артхаус (если уместно о нем говорить на этих примерах) заведомо лучше мейнстрима.

Мне в этом смысле тяжело пришлось, я начал читать графические романы как раз с Мура, поэтому были завышенные требования к другим работам, пока не нашел ничего достойного, хорошее есть, настолько хорошего - не встречал.

pr0FF написал 2 года назад: # скрыть ответы

Тоже сидел в этой надуманной клетке "совершенства", но вечная сверка с "эталоном" и утомляет, и "эталон" изнашивает.

igelkott написал 2 года назад: # скрыть ответы

Не в сверке дело. У меня в качестве эталона скорее литература, "обычная", текстовая, тот же Толстой, или Мелвилл, или Маккарти, не так важно кто. А Мур просто как пример того, что с таким эталоном можно подойти к комиксу.

pr0FF написал 2 года назад: #

Наличие эталона уже подразумевает наличие сравнения, "лучшее враг хорошего".
По мне худ.произведения должны быть самостоятельными, без фона Кирби/Хьюгоносцев, иначе литература превратится в религию.

IvTuzovsky написал 2 года назад: # скрыть ответы

Эллиса пропустил, а вот Брайан Вон, хмммм...
Знаете, я читаю у него "Сагу" и прочитал "Y: The Last Man" и "Ex Machina". Честно говоря, именно идейно - довольно слабые вещи. А "Сага" - так вообще "Ромео и Джульетта" в антураже "На западном фронте без перемен" с космооперно-техномагическим бэкграундом. Я бы не поставил его "выше" в рейтинге, чем Мура, хотя как чисто развлекательное чтиво - хорош, чертяка. Разве что "Из Машины" ничего себе так=)

pr0FF написал 2 года назад: # скрыть ответы

В Саге как раз хорошо показано, что половина смысла книги в голове у читателя.

IvTuzovsky написал 2 года назад: # скрыть ответы

учителя литературы в курсе... я бы даже сказал: в доле)))

igelkott написал 2 года назад: #

С тех как "автор умер" весь смысл на стороне читателя, я бы сказал.

ThunderWolf написал 2 года назад: # скрыть ответы

>P.S. Ни до, ни после написания обзора ни одно животное не пострадало от рук автора.

зато сколько он их замучил во время написания... =D

IvTuzovsky написал 2 года назад: #

В основном комаров)))

Pandem написал 2 года назад: #

Прекрасная игра, которая сразу же завоевала признание всех, кто в неё играл в нашей компании. Игру получил буквально на днях, потому сыграно всего с десяток партий, но теперь она первая на очереди на следующей игротеке не только для меня.