-AdRiver-
Solarius написал 19 минут назад к игре Во славу Одина: # Прекрасная игра! Зашла на ура в компании новичков (с высшим образовани...
tasmandevil написал полчаса назад к игре Берсерк. Владыки Небес: # Полностью согласен. Для новичка будет тяжеловато разобраться)) А еще ...
Confessor написал час назад к игре Great Western Trail: Rails to the North: # так об чем и речь)
Batareziz написал час назад к мысли на тему Заметки начинающего настольщика, ч. 2: # Не назвал бы это игровым безумием, скорее более глубокий интерес и уж ...
RouslanKo написал час назад к игре Great Western Trail: Rails to the North: # Можно конечно много говорить о рентабельности, логистике и тд. Но итог...
С миру по нитке [19.06.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: GaGa Games выпуст...
На экранах [19.06.2018]
Что происходит в мире цифровых настольных игр? Отвечаем.   В этом выпуске: ...
«Тесера»: что нового?
Мы работаем над улучшением движка и интерфейса сайта.
С миру по нитке [18.06.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «ПРОСТОРОБОТ» раб...
Обзорная башня [18.06.2018]
В этом выпуске: обзор игры Last Night on Earth, предыстория игрового мира игры «...

hk

Каково это — быть фермером?

Обзор настольной игры «Агрикола», 27 апреля 2011

Информация

добавить
игры Агрикола
Дата: 27 апреля 2011
Оценка пользователей
8.3222
-

«Агрикола» (лат. — земледелец) — это настолка о нелёгких фермерских буднях, придуманная Уве Розенбергом, немецким игроделом, известным благодаря таким играм как Bohnanza, Mamma Mia!, Le Harve и, конечно же, сама Agricola.

 

Агрикола

 

Игра повествует о жизни европейских фермеров времён XVII века и предлагает взять на себя управление небольшим семейством, владеющим клочком земли. Начав с семейной пары, проживающей в двухкомнатном деревянном домике, в процессе игры игрокам предстоит вскапывать поля и засеивать их овощами и зерном, строить загоны для домашних животных и разводить скотину, пристраивать к хижине новые комнаты и обкладывать её кирпичом, а после — камнем, мастерить всяческие полезные приспособления, рыбачить, заготавливать дерево, добывать глину и даже заводить детей. И, самое важное, между всем этим не забывать о пропитании своей семьи.

 

B Agricola могут играть до 5 человек (правилами предусмотрен и сольный вариант). Длительность партии варьируется в зависимости от числа участников и определяется по формуле «количество игроков х 30 минут». Так, партия вдвоём длится примерно час, а игра на пятерых около двух с половиной часов.

 

Внутри коробки с игрой скрывается целое богатство:

 

  • 5 ферм игроков;
  • 3 игровых поля с нанесёнными на них клетками действий (одно из них — с «семейным» вариантом на обороте);
  • поле крупных улучшений;
  • карты:
    • 169 жёлтых карт занятий;
    • 139 оранжевых карт мелких улучшений;
    • 10 красных карт крупных улучшений;
    • 14 синих карт раундов;
    • 16 зелёных карт действий;
    • 5 коричневых карт попрошайничества;
    • 5 карт-памяток;
    • 3 карты с наименованием колод (колода E, колода I, колода K);
  • деревянные фишки:
    • 5 наборов фишек игроков пяти цветов (синий, зелёный, красный, белый, фиолетовый), состоящие из 5 дисков — членов семьи, 4 хлевов и 15 оград;
    • 33 круглых тёмно-коричневых фишки дерева;
    • 27 круглых светло-коричневых фишек глины;
    • 15 круглых белых фишек тростника;
    • 18 круглых чёрных фишек камня;
    • 27 круглых жёлтых фишек зерна;
    • 18 круглых оранжевых фишек овощей;
    • 21 фишка овец (белые кубики);
    • 18 фишек свиней (чёрные кубики);
    • 15 фишек коров (коричневые кубики);
    • фишка первого игрока;
  • прочее:
    • 33 коричневых/серых тайла полей/каменных комнат;
    • 24 коричневых/оранжевых тайла деревянных/глиняных комнат;
    • 36 жёлтых жетонов еды достоинством «1»;
    • 9 жетонов-множителей (для еды, ресурсов или животных);
    • 3 круглых жетона (с изображением «гостя» на обороте);
    • блокнот с листками для подсчёта очков;
    • правила игры.

 

Как видите, в игре целая куча компонентов. Тут и игровые поля, и три сотни карт, персональные поля самих игроков, около двух сотен деревянных фишек ресурсов и животных, да ещё и всякие картонные тайлы. Один лишь список компонентов уже настраивает на мысли о том, что перед нами непростая игра.

 

Действительно, «Агрикола» не относится к числу лёгких игр, которые можно разложить первый раз в жизни и тут же сесть играть. Здесь этот номер не пройдёт — нужно сначала внимательно изучить правила, понять, что к чему, и только потом садиться за игру. С другой стороны, Agricola не относится к играм-«монстрам» с высоким порогом вхождения, требующим значительных усилий и временных затрат на обучение. Если за столом хоть кто-то знает правила, обучить игре новичков не составит труда. И, хотя наверняка первая партия окажется проигрышной, освоить «Агриколу», разобраться в правилах, понять принципы игровых ходов и подсчёта очков можно с первого раза.

 

Кроме того, разработчиками предусмотрено два варианта игры — обычный и облегчённый «семейный», с которого и нужно начинать знакомство с настолкой. В «семейном» варианте не используются игровые карты, что позволяет игрокам сосредоточиться на базовых игровых действиях, понять их значение и усвоить все аспекты игры. И только, отыграв три-четыре «семейных» партии, можно переходить к полному варианту, где используются карты занятий и мелких улучшений, позволяющие играть более эффективно и совершать множество новых или дополнительных действий.

 

Отдельно нужно отметить, что игровые карты — это, фактически, единственные компоненты, где используется внутриигровой текст. Помимо них на игровом поле ещё нанесены наименования действий, но все они снабжены поясняющими рисунками. Так что, даже имея нелокализованную версию Agricola, можно успешно играть в «семейный» вариант с людьми, абсолютно не владеющими английским.

 

Агрикола

 

Партия в Agricola начинается с того, что в центр стола выкладываются игровые поля, а перед каждым игроком помещается его персональная ферма. На неё выкладываются две деревянные комнаты, а в них выставляются два члена семьи (круглые деревянные диски). Жребием определяется первый игрок, которому выдаётся соответствующий жетон. Также он получает 2 еды, а все остальные игроки — по три.

 

Итак, перед нами разложенная «Агрикола»: рядом с каждым игроком находится небольшое поле, на котором располагается его ферма и члены семьи, а в центре стола находится одно большое поле, поделённое на множество небольших полей-клеточек. Именно на этих действиях и сосредотачивается внимание игроков. Ходы здесь делаются так: начиная с первого игрока, все участники игры по очереди берут одного из членов своей семьи со своей фермы и выставляют его на одно из действий, указанных на игровом поле. После этого сразу же разыгрывается эффект выбранного действия, и право хода переходит к следующему игроку, который также выставляет на одном из действий члена своей семьи. Когда все игроки используют всех своих людей, начинается следующий ход.

 

Так чем же приходится заниматься по ходу партии? Вот краткий перечень действий, которые придётся совершить каждому фермеру:

 

  • добывать дерево, глину, камень, тростник, зерно, овощи и еду;
  • строить новые комнаты;
  • заводить детей;
  • перестраивать деревянный дом в глиняный, а затем — в каменный;
  • вскапывать поля;
  • засеивать вскопанные поля зерном и (или) овощами;
  • возводить ограды и хлева для домашнего скота;
  • разводить овец, свиней и коров.

 

Неподготовленного игрока знакомство с «Агриколой» может напугать. Шутка ли, столько разных действий, причём с самого первого хода доступно около десятка. Попробуй-ка выбрать среди них самое выгодное. Тут ведь и глаза разбегаются, и новичку разобраться сходу очень непросто.

 

На самом деле всё не так уж и сложно. Все действия можно условно разделить на две группы: добыча ресурсов и потребление ресурсов. В первую группу попадают все «собирательные» клетки: добыть дерево, добыть глину, добыть еду, добыть пшено, вскопать поле, завести животных. Ко второй группе относятся действия, позволяющие преобразовать ранее полученные ресурсы во что-нибудь полезное в домашнем хозяйстве. Например, с помощью действия «построить ограды» можно возвести из имеющегося дерева загоны для скота, клетка «построить комнаты» позволяет увеличить жилую площадь, при помощи поля «посадить грядку» можно поместить ранее добытое пшено на ранее вскопанную грядку.

 

Собственно, производство (точнее, добыча) и потребление ресурсов — это и есть краеугольный камень, на котором строится вся игра. Но не стоит думать, что тут всё просто, мол, насобирал дерева, построил хижину, добыл еды и живёшь в шоколаде. В игре немало ресурсов, а способов использования их ещё больше. И, что самое главное, всегда чего-то не хватает. Масла в огонь добавляет правило, по которому каждое действие можно использовать только один раз в ход, так что игрок постоянно вынужден вставать перед нелёгким выбором.

 

Вообще, игра очень хорошо даёт понять, что такое дефицит. Сколько бы вы в неё ни играли, вечно будет ощущаться недостаток чего-нибудь. Поначалу вы будете ощущать нехватку еды, потом — дерева, после — глины, затем — животных, в конце-концов, ходов. И это нормально.

 

Партия всегда длится ровно 14 ходов, и за это время игроки должны максимально развить своё хозяйство. В конце игры за каждый аспект развития фермы начисляются победные очки. Причём, игроки обязаны уделять внимание всем областям, поскольку в противном случае они будут оштрафованы. Получается, что за 14 ходов каждый игрок должен «выжать максимум» из предоставленных ему возможностей и максимально эффективно использовать своих людей для развития фермы. Но безмятежно развиваться не получится не только из-за постоянной нехватки ресурсов и конкуренции с другими игроками. Дело в том, что в игре регулярно наступают «урожаи» — время, когда нужно кормить своих людей, сдавая в игровой банк по 2 еды за каждого члена семьи. Нехватка еды жестоко карается штрафными очками, так что голодать очень невыгодно. Поэтому игроки должны не только развивать хозяйство, но и регулярно добывать еду, обеспечивая пропитание своей семьи.

 

После нескольких партий вы поймёте, что в игре есть два основных источника пропитания: разведение животных или выращивание зерна. В первом случае вы строите загоны и хлева, заводите овец и свиней, сооружаете простенький очаг или просторную кухню и жарите мясо. Во втором — добываете зерно, вскапываете грядки, строите плиту и выпекаете хлеб. Но это лишь основные варианты добычи пищи, наряду с которыми вам предстоит открыть ещё множество способов.

 

Все семьи живут натуральным хозяйством, а это означает, что каждый работает только на самого себя и надеяться можно только на себя. Никакого прямого взаимодействия или противостояния между игроками здесь нет. Меняться ресурсами нельзя, напрямую вредить противнику — тоже. Максимум, что можно сделать — занять какое-нибудь действие, в котором нуждаются ваши оппоненты, либо стащить у них из под носа нужные ресурсы. В общем, серьёзно насолить противнику можно с большим трудом. Верно и обратное — подыграть кому-то нельзя, так что в «Агриколе» вы никогда не столкнётесь с «семейным подрядом», когда влюблённая парочка помогает друг другу или кто-то из игроков откровенно «вытягивает» другого.

 

Однако «Агрикола» — это ни в коем случае не многопользовательский пасьянс. Пусть конкуренция и взаимодействие между игроками здесь неявное, но оно имеется. И одних лишь «битв за действия» здесь хоть отбавляй. Помните слово «дефицит»? При игре вдвоём всегда идёт соревнование за глину и камень, когда за столом собираются трое игроков — на вес золота идёт тростник, вчетвером остро строит конкуренция за «размножение».

 

Очень важно, что в игре практически не бывает случайностей. Каждый ход игрокам становится доступным одно новое действие, но выходят они всегда в более-менее предсказуемом порядке. Ещё есть карты занятий и мелких улучшений, но при игре с ними можно использовать вариант «драфт», спасающий от неудачных (или, наоборот, особо удачных) раздач.

 

Ещё один плюс — в «Агриколе» нет провисаний и даунтайма. Положенная в основу игры механика «выставления рабочих» позволяет игрокам друг за другом делать «микро-ходы». Фактически, действия совершаются всё время и без остановок. Паузы бывают, но они связаны исключительно с нервным переживанием — куда поставить своего фермера, какое действие выбрать. 

 

Агрикола

 

Что мы имеем в итоге? Богатая на комплектацию и качественная игра, одинаково хорошо приспособленная для игры в одиночку, вдвоём, втроём, вчетвером и впятером. Два варианта правил: семейный и обычный. Динамичные ходы, значимые решения, ощутимую конкуренцию, непохожие друг на друга партии, и, главное, непередаваемое чувство гордости за клочок картона, на котором к концу партии возникает твоя собственная маленькая ферма. Такие игры появляются не чаще, чем раз в пять, а то и в десять лет.

 

В заключение приведу краткое резюме игры Agricola:

 

  • 2007 — Meeple Choice Award;
  • 2008 — International Gamers Award;
  • 2008 — Spiel de Jahres;
  • 2008 — BoardGameGeek Golden Geek;
  • 2009 — игра года на BoardGamer.ru.

 

В общем зачёте у этой игры около двух десятков наград. Думаете, мало? Тогда вот вам ещё факт: с 2008 по 2009 год эта игра занимала 1 место в общем ТОПе настолок на BoardGameGeek и только в 2010 уступила его прежнему лидеру (Puerto Rico), сместившись на вторую позицию.

 

* * *

 

Собственно, на этом месте вы должны закончить чтение и срочно бежать за «Агриколой» в магазин, потому как мимо вас проходит одна из самых-самых лучших в мире настольных игр. Поверьте, с ней стоит познакомиться. Пренебречь такой возможность — это преступление.