-AdRiver-
Dilnok написал полтора часа назад к игре Gloomhaven: # В клубе знакомишься с парой/тройкой отвязные ребят, которым нравятся н...
pr0FF написал 2 часа назад к новости С миру по нитке [15.08.2018]: # Очень жаль, что многим сложно осознать необходимость долгосрочного пла...
DiceMaster написал 2 часа назад к игре Gloomhaven: # Друзья, расскажите, как вы находите людей, согласных играть в подобные...
Ifikl написал 2 часа назад к новости С миру по нитке [15.08.2018]: # Если запросили давно - то и ответить дожны были давно, если сырье есть...
fonfrost написал 3 часа назад к игре Агентство «ВРЕМЯ»: # В игре сквозной сюжет, который развивается по ходу последовательного п...
С миру по нитке [16.08.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Звезда» озвучила...
С миру по нитке [15.08.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: GaGa Games издала...
Голосуем кошельком [15.08.2018]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...
«Мой маленький серп». Предзаказ
На сайте CG открыт предзаказ на семейную игру по мотивам «Серпа». 
С миру по нитке [14.08.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: GaGa Games издала...

ZoRDoK

Дурные механики: Take That

18 мая 2011

Следующей механикой, которую мы рассмотрим, будет Take That. Особенно часто данная механика используется в карточных играх, но её принципы можно распространить и на игры с полем, тайлами, кубиками и фишками. Многие из нас наверняка проводили время за такими играми, пока не выросли.

 

 

История механики уходит к началу 20-го века (а корни можно проследить и в классических играх), игре Touring 1906 года. Суть игры сводилась к тому, чтобы построить перед собой из карт линию путешествий и не дать сделать то же самое другим игрокам. Мешать другим игрокам предлагалось, играя на них карты. В 1925 году игрушку купили небезызвестные Parker Brothers («Монополия») и переиздали под именем Mille Bornes. На западе эта игра переиздавалась много раз, имеет кучу клонов и тематических релизов (примерно как Cluedo), у нас же практически неизвестна.

 



Суть механики Take That (в переводе примерно «на, вот, получи») в том, что перед игроком в определённый момент игры ставится задача — применить против другого игрока какой-либо эффект, который ослабит исключительно этого игрока, но не принесёт выгоды сыгравшему. Например, в игре Bang! каждому игроку в свой ход предлагается либо сыграть что-то нейтральное, либо выбрать жертву и выстрелить. В Lifeboat вы можете либо (нейтральное действие) грести, либо выбрать противника и завязать с ним конфликт. Когда эти действия составляют саму суть игры, то часто игры получаются довольно удачными, т.к. от них большего и не ждут. Но когда такая механика используется как вспомогательная... Давайте посмотрим, что получается.

 

Игра Nostra City — любопытная кооперативная игрушка «с предателем», созданная двумя французскими авторами, прославившимися карточной дуэльной игрой Cold War: CIA vs KGB. Игра притягивает внимание оформлением, правилами, темой, посудите сами: игроки развивают свои картели, контролируют наркотрафик, казино и рэкет. Делают это всё с помощью персонажей, которых, в свою очередь, нанимают с основного поля. Но несмотря на соревновательную цель, у игроков есть и глобальная — вытянуть босса из тюрьмы, или они все проиграют. Для этого надо отстёгивать каждый ход часть суммы в общий котёл (вскрытую), а деньги нужны в игре позарез для всех остальных операций.

 

 

Что игру портит? Карты «вендетт». Когда игроку не достаётся его часть доли в делах «семьи», он берёт карту вендетты. Карты вендетты — целиком и полностью носители нашей дурной механики. Их можно сыграть только во вред определённому игроку, которого выберет владелец. Под конец игры у гангстеров этих карт полные руки, и они начинают их раздавать направо и налево (мощность влияния карт выше, чем результаты продуманных шагов игрока), в результате выигрывает тот игрок, который (внимание) наименее пострадал от подобных действий. И это убивает игру.

 

Ещё игры — Guillotine. Отличная тема — казнь вельмож во время Великой Французской Революции. Отличное оформление, чёрный юмор, интересная (и не редко заимствуемая другими играми) механика — три раунда игрокам предоставляется возможность казнить 12 персонажей, которые приносят за это различные очки (от 1 до 5). Основным своим действием игроки могут воздействовать на очерёдность персонажей и заранее продумывать свои шаги в ход. Но после 3-4 партий игра «умирает». Почему? Потому что кроме влияния на доску игрокам постоянно попадаются карты с «пакостями» другим игрокам. Если игроков 3 или больше, то сыгранная пакость заметно подрывает шансы игрока на победу. С другой стороны — сыграть пакость, значит не сыграть что-то полезное для себя. В результате, когда все освоят не сложные тактические ходы в игре, выигрывать начинает тот, кто меньше пострадал от пакостей.

 

 

Проблема механики кроется в двух вещах: пакость делает плохо какому-то одному игроку. Чем больше игроков, тем меньше в ней пользы для сыгравшего. Вторая проблема — пакость редко приносит пользу самому сыгравшему.

 

В реальной жизни есть и третья проблема, менее актуальная для взрослых игроков, но остро стоящая для детей. Когда вы играете с детьми, или с женой и друзьями, или дети играют друг с другом, то эта механика практически всегда ведёт к обидам за столом. Почему я, а не кто-то другой? Мужья начинают избегать играть пакости против жён (иначе им вечером мыть посуду), родители — против детей, а дети просто могут переругаться. Взять, например, игру «Лови Мышей!» Книции, о которой недавно много писали. Игроки собирают мышек с поля, и всё бы хорошо, но если выкинуть дубль на кубиках, игрок должен отнять у кого-то другого его собранных мышек. У кого? Кому пострадать? Почему я? А игра детская по своей сути, взрослым там делать нечего (бросаем кубик, берём, что выпало) — и вдруг она сломалась и для детей.

 

.

 

Эта механика, в отличие от Try Your Luck, куда более хитрая и не очевидно дурная. Стоит опасаться использовать её в своих играх. Есть элегантный способ оставить всю прелесть прямого взаимодействия, но избежать всех минусов — сделать карты пакостей влияющими на всех остальных игроков. Именно так поступил Дональд Ваккарино в игре Dominion.

свернуть все темы
Raziel написала 7 лет назад: # скрыть ответы

а почему все так негативно?
в нашей компании например такие игрушки очень хорошо приживаются. более того - иногда только ради этой "механики" и покупаю. - это к вопросу о "провалах" игр. на каждую вещь свой покупатель.
согласна с предыдущими высказываниями - дело не в игре а в людях - просто разное восприятие процесса - у нас играют ради фана, даже нет, не так - ради ФАНА.
то-есть нагадить кому-то это тоже элемент фана, а отношения выстроены примерно так:
- аня, я бы мог сыграть эту карту на дениса, но просто обязан сыграть на тебя! (здесь следует беззлобное ехидное хихиканье)
- Димоооон, я так польщена твоим вниманием! (гыгыгы) что не могу обделить и тебя
вот как-то так.
_атмосферу надо в компании выстраивать_
мы с мужем в одной компании играем, и если я могу напакостить ему, то обязательно это сделаю)))

и как итог - не стала бы называть данный вид игр "дурными" ни в каком смысле и понимании

ZoRDoK написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Mille Bornes имеет более 3000 владельцев на бгг и миллионы по всему миру. Десятки миллионов владеют Монополией, рады ей и возмутились бы, если бы им сказали, что "кинь-двинь" - дурная механика.

Сотни тысяч читателей Донцовой в России, миллионы поклонников фильмов с Дженифер Анистон по всему миру, ну а слава Филиппа Киркорова в России безгранична у старшего поколения.

И все эти люди бы возмутились, если бы меломан, киноман или филолог бы сказали, что то, что они читают/смотрят/слушают - дурная музыка/кино/книги.

Rodgall написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Хорошая вещь - аналогия :) На примере хобби - очень веселая :)
Есть люди, которые любят футбол, с удовольствием болееют за свою сборную, любимые команды. Например, сборную России, Зенит и МЮ :) Это замечательно :)
Когда эти люди начинают утверждать, что только то, что им нравится - это футбол, а все остальное (ЦСКА, сборная Бразилии и т.д.) - это нечто дурное, то сразу вспоминается анекдот про поручика Ржевского о д'Артаньяне и окружающих его гомусексуалистов :)

Ifikl написал год назад: # скрыть ответы

Да, есть люди, которые любит футбол, а есть люди, которые с удовольствием болеют за сборную)

Ogro написал год назад: #

Если открыть вкладку "статьи" и перейти на самую последнюю страницу - там можно найти ещё более старые записи и комментарии, нуждающиеся в незамедлительном ответе. Я верю, у вас с amazon2012 получицца, главное постарацца.

amazon2012 написал год назад: #

За что он обидел Дженифер Анистон...

zeeL написал 2 года назад: #

Lifeboat / За бортом - особенно отметил бы, в своем игровом опыте. Умоляю, не играйте с родственниками, близкими, и с девушками ))

Steve написал 7 лет назад: # скрыть ответы
Дурные механики

Возможно не существует дурных механик - а существуют геймдизы, которые неправильно использовали ту или иную механику )

ZoRDoK написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Они "дурные" в том смысле, что опасные для геймдиза - с ним очень легко выпустить провальную игру.

Steve написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Это важное уточнение, мы тут по большей части не геймдизы )

Nelud написал 7 лет назад: # скрыть ответы

На самом деле статья ЗоРДоКа важна и нам - простым игрокам. Вот, иногда мне не нравится какая-то игра, а понять из-за чего не могу. Такие статьи как раз помогают избавиться от каши в голове, и выстроить стройные обоснования. Теперь, если кто-то скажет, что в какой-то игре есть слишком много "Take That", то все поймут что к чему. Я иногда встречал упоминание этого термина во всяких англоязычных обзорах, теперь, спасибо товарищу ЗоРДоКу до меня дошло, что он означает.

cgcccp написал 4 года назад: # скрыть ответы

Еще у игроков должно быть все нормально с отношением к игре. В конце концов, любая стратегия с большим, чем два, количеством участников – одно сплошное Take that. Кто в Small World не замирал перед чужим ходом, который несет кому-то потерю территорий? Кто в Game of thrones не расстраивался, увидев, что войска двинули на тебя, а не на соседа? Легко экстраполировать целые движки в это самое "А чего Васька на меня нападает?!". Хоть «Манчкин», хоть дворовый футбол.

zeeL написал 2 года назад: #

да, но есть _хорошие_ игроки. А есть просто игроки, со своей спецификой. Разница, как между про спортсменами - и любителями (во всем диапазоне)

zeeL написал 2 года назад: #

отличная терминология, кстати! можно так = "Дурная" механика. В точку сказано.

Anna4 написала 7 лет назад: #

дада
точечное вредительство в частности очень полезно и приятно. но должен быть баланс

Priceless написал 3 года назад: #

Хорошая статья, спасибо.

the_bOris написал 5 лет назад: #
Много take that

Слава, ты кажется, что говорил о том, что Спартакус вполне себе игра, нэ? ((=