Norg222 написал 2 минуты назад к новости С миру по нитке (Зарубежье) [21.03.2025]: # Похоже старое издание Шарлатанов теперь будет особенно ценным...(Как, ...
Sloboda написал 8 минут назад к игре Осквернённый Грааль. Падение Авалона: # В колодострой, боёвке/дипломатии, путешествие по миру и взаимодействие...
Sloboda написал 9 минут назад к игре Осквернённый Грааль. Падение Авалона: # Это вы ещё на турниры по Warhammer 40k не ходили. Вот где настоящий ра...
DrReaven написал 25 минут назад к игре Dune: Imperium Uprising: # Спасибо
FiNNtON написал полчаса назад к игре Глен-Мор II. Игры горцев: # 10 вместо базовых + 3 используются в 9-й хронике (и там хранятся)
Анонсы локализаций от Gaga
Куча анонсов от Гаги.
«Лавка игр» открыла предзаказ на «Radlands. Культ хрома»
С миру по нитке (Зарубежье) [21.03.2025]
В этом выпуске: Визуальное перевоплощение Шарлатанов Кведлинбурга. Как...
Идут сборы на Pandora Celeste
Облегченная ускоренная "Немезида" с элементами юмора.
Идут сборы на Lands of Evershade
Масштабное РПГ в коробке без ГМа.

hk

История карточных игр

26 октября 2010

Игра́льные ка́рты — прямоугольные листы из картона или

 тонкого пластика, используемые для карточных игр.

 

Википедия

 

Экскурс в историю карт

 

Где и когда появились карты и карточные игры, не знает никто. Самые первые упоминания о картах датируются XII веком и связываются со странами Азии. Упоминается Китай, где играли в карты какими-то продолговатыми полосками, Индия, где карты были круглыми (!), и Корея. По другим данным карты, якобы, существовали в Китае ещё в VIII веке, когда были изобретены какие-то игры с палочками, которые впоследствии заменили предшественниками современных карт — полосками бумаги с нанесёнными на них символами. Существует ещё одна версия, согласно которой карты появились в Древнем Египте.

 

 

Первые китайские...

 

Достоверно известно, что в Европу карты попали уже к 1367 году. Точнее, появились они в Европе, видимо, до этого, а к 1367 году получили достаточно широкое распространение, поскольку именно в этому году в городе Берне карточные игры были запрещены. Об истории карточных игр в России также известно немногое. Карты проникли в нашу страну где-то в середине прошлого тысячелетия, а в 1817 году в Санкт-Петербурге на Императорской карточной фабрике было налажено промышленное производство.

 

Карточные игры обычно подразделяют на коммерческие и азартные. К коммерческим относят игры, требующие более-менее значительных интеллектуальных усилий от игроков («бридж», «преферанс», «вист» и др.), а к азартным — игры, где определяющую роль играет случай («блекджек», «бура»). Существуют и другие классификации карточных игр, например, выделяют игры на сбрасывание карт («ведьма»), игры на отбой («дурак»), игры на набор взяток («бриск»), игры на набор очков на взятках («тысяча»), игры на старшинство комбинаций («покер»).

 

Европейская колода

 

Всё это — так называемые традиционные карточные игры, известные, пожалуй, каждому. Ведь в «дурака», «ведьму» и «пьяницу» играет у нас буквально вся страна (любопытно, почему самые популярные игры у нас носят исключительно негативные названия?). Но нас, конечно же, больше интересуют другие карточные игры — настольные.

 

Собственно к настольным играм (называемым иногда ещё настольно-печатными играми) в России относят и традиционные игры с полями, фишками и карточками, которые обозначаются на западе термином Board Games (дословно — «игры с полем»), и игры, состоящие целиком из карт — Card Games (карточные игры). Правда, в последнее время термины «настольная игра» и «настольная карточная игра» можно всё чаще встретить и у нас.

 

Среди настольных карточных игр можно также выделить несколько разновидностей. Это коллекционные карточные игры, живые карточные игры, обычные настольные карточные игры, карточные игры на строительство колоды и карточные игры, в которых карты заменяют фигурки.

 

Коллекционные карточные игры

 

Коллекционные карточные игры (Collectible Card Games или ККИ) — это, наверное, самый известный подвид карточных игр. Названия самых успешных и популярных у нас в стране ККИ-шек — Magic: The Gathering и «Берсерк» — знакомы очень и очень многим. И это лишь верхушка айсберга, потому как коллекционных игр очень и очень много.

 

Коллекционные карты

 

История ККИ зародилась в Соединённых Штатах Америки и уходит корнями в XIX век. В то время в США появилось новое хобби, ставшее впоследствии традиционным, — коллекционирование бейсбольных карточек. Карточки представляли собой кусочек картона размером со стандартную игральную карту с фотографией одного из известных бейсболистов, сопровождающуюся небольшим текстом о нём. Главная особенность заключалась в методах распространения карточек — их запаковывали в непрозрачные пакетики в небольших количествах и продавали в таком виде. Покупателю оставалось только вскрыть пакет и узнать, какие ему достались карточки. Однако тут была одна хитрость — некоторых карт было напечатано больше, а некоторых — меньше. Соответственно, какие-то карточки считались более ценными из-за своей редкости, какие-то — менее ценными, поскольку их было очень много. Эти карточки собирали, ими обменивались, их продавали и за ними охотились. В 1904 году компания Allegheny Card Company выпустила специальный набор из 112 бейсбольных карточек, в котором помимо карт были ещё и правила для игры с ними. Эта игра не стала известной и не приобрела популярности, но по сути это был прообраз современных ККИ.

 

 

Ричард Гарфилд, «отец» коллекционных карточных игр

 

Заново история ККИ началась в 1993 году, когда малоизвестный математик Ричард Гарфилд придумал игру Magic: The Gathering, а небольшая компания его друга Питера Адкисона под названием Wizards of the Coast её издала. Magic: The Gathering (она же — «Магия») представляет собой карточную игру, в которой каждый игрок играет собственной колодой. Карты в колоде представляют собой территории, существ, события и заклинания. Игра построена на том, что игроки вводят в игру карты территорий, выполняющие роль ресурсов, а затем оплачивают ими розыгрыш остальных карт, в основном — существ и заклинаний. Цель игры заключается в том, чтобы победить соперника, атакуя его магией или своими существами.

 

Львиная доля привлекательности «Магии» заключается в том, что у каждого игрока имеется собственная колода карт, составляемая заранее. Фактически это позволяет играть в «Магию» ещё до встречи с соперником, подбирая себе карты, которые комбинируются друг с другом и позволяют реализовать ту или иную стратегию. Благодаря таланту разработчиков, MtG позволяет разыгрывать совершенно разные партии и, что очень важно, разнообразие карт всегда оставляет возможность устроить противнику сюрприз, разыграв карту или комбинацию карт, к которой он оказывается совершенно не готов.

 

Необъятная «Магия»

 

Ну и, конечно же, свою роль сыграла модель распространения игры. Карты продавались в стартовых наборах, где был представлен определённый список карт, и в так называемых «бустерах» — непрозрачных пакетиках, содержащих по 15 случайных карт (точно также как за сто лет до этого распространялись бейсбольные карточки). Это решение оказалось выгодно как издателям, поднявшим таким образом продажи, так и игрокам. Любители «Магии» могли не только играть в игру, но и коллекционировать карты из определённого выпуска, обмениваться ими с друзьями, да и просто удовлетворять свою страсть к познанию неведомого, вскрывая всё новые и новые бустеры.

 

Успех игры был ошеломляющим. В течение шести недель было продано 2,5 миллиона карт, хотя издатели полагали, что этого тиража хватит на шесть месяцев. Сразу же после этого WotC напечатала ещё 7,5 миллионов карт, а Ричард Гарфилд тем временем разработал следующий набор карт, который был издан в конце 1993 года под названием Arabian Nights. С тех пор новые выпуски «Магии» выходят ежегодно, и каждый год появляется по 600-700 новых карт. Игра завоёвывает весь мир, по ней проводятся региональные турниры и мировые чемпионаты, Ричард Гарфилд приобретает всемирную известность, а Wizards of the Coast навсегда прощается со статусом «мелкого издателя».

 

Вслед за MtG на рынке появляются и другие коллекционные игры: Babylon-5, Yu-Gi-Oh!, Pokemon, Legend of the Five Rings, Naruto. ККИ были изданы даже по мотивам цикла «Песнь Льда и Пламени», книг о Гарри Поттере, произведений Говарда Лавкрафта и компьютерной игры Heroes of Might & Magic IV. Появились ККИ и в России: «Война», «Небожители», «Козябло», «Путь командора», и самая известная отечественная ККИ — «Берсерк». Увы, повторить успех «Магии» оказалось под силу немногим. Сегодня в нашей стране известностью пользуются World of Warcraft TCG, «Берсерк», и конечно же сама MtG.

 

Живые карточные игры

 

С течением времени традиционные методы распространения «Магии» подвергаются критике. Кто-то отказывается от игры, осознав, что прочно «подсел» на покупку новых и новых карт, кто-то понимает, что погоня за бустерами и редкими карточками требует слишком больших финансовых вложений, а кому-то просто надоело бесконечно выменивать карты у товарищей. Всё это привело к появлению в 2008 году нового вида игр, получившего название «живые карточные игры».

 

Ответ Fantasy Flight Games

 

По сути ЖКИ представляет собой всё ту же коллекционную карточную игру с различными выпусками и наборами карт, но метод распространения карт в ЖКИ кардинально отличается от ККИ. В ЖКИ нет бустеров и нет случайного распределения карт. Приобретая набор ЖКИ, покупатель всегда знает, какие карты ему достанутся. Для игры достаточно приобрести базовый набор, в котором содержатся все карты базового выпуска. Затем по своему желанию можно приобрести дополнительный выпуск карт, в который также входят все карты этого выпуска. Понимаете? Больше нет случайности, никаких бустеров, никаких редких и ультра-редких карт.

 

Появлением термина «живая карточная игра» (Living Card Game) мы обязаны издательству Fantasy Flight Games, и пока что ЖКИ выпускает только FFG. На данный момент издано только три ЖКИ: A Game of Thrones, Call of Cthulhu и Warhammer: Invasion. И анонсирована ЖКИ по мотивам «Властелина колец».

 

Настольные карточные игры

 

Ну а теперь пришло время перейти к настольным играм с картами, тем самым, что за рубежом зовутся Card Games. История этих игр неотделима от общей истории настольных игр, берущёй своё начало в четвёртом тысячелетии до нашей эры, когда в Древнем Египте появилась игра «Сенет».

 

Точное появление настольных карточных игр неизвестно, так что одной из первых карточных игр мы будем считать ту самую игру с коллекционными бейсбольными карточками 1904 года (называлась она, кстати, Allegheny Game). Затем история настольных игр замерла чтобы возродиться вновь в 1996 году, когда спустя три года после взлёта MtG появилась игрушка Settlers of Catan, известная у нас в стране под названием «Колонизаторы». С тех пор настольные игры и настольные карточные игры в том числе переживают свой расцвет.

 

Карточные игры с особыми колодами

 

Сегодня таких игр великое множество. Существуют лёгкие игры для компании (Uno), быстрые игры дуэльных игроков (Blue Moon), сложные игрушки для нескольких участников (Caylus Magna Carta). Есть игры, практически не требующие освоения (No Thanks!), есть игры тяжёлые (Race for the Galaxy), словом, несть им числа. Отдельный вид карточных игр — игры, где карты фактически заменяют фишки или жетоны. Например, в той же ККИ «Берсерк» или в «Чёрном принце» вместо карт могли бы использоваться миниатюрки. Бывают игры, где из карт фактически формируется игровое поле (Dungeoneer, Meuterer).

 

На мой взгляд, можно провести следующую классификацию настольных карточных игр: оригинальные и производные. Оригинальные — это все карточные игры, которые были задуманы и созданы именно как карточные игры (Saboteur). Производные — это карточные версии традиционных настольных игр (Board Games), как, например, San Juan (карточная версия Puerto Rico) или Railways of the World Card Game (карточное воплощение Railways of the World). Как правило, в карточной версии сохраняются какие-то механики, используемые в базовой игре, или общая тематика и цели. Например, в «Карточных Колонизаторах» игроки добывают ресурсы и строят города и поселения, как и в настольной версии. Бывает, правда, и наоборот, что на основе карточной игры создаётся настольная (Coloretto и Zooloretto).

 

Игры про строительство колоды

 

Относительно недавно появился новый вид карточных игр — игры на строительство колоды. Если при игре в ККИ созданием колоды игрок занимался до игры, то здесь колода строится прямо в ходе партии. Начинаются такие игры с того, что каждому игроку выдаётся небольшая колода, состоящая буквально из десяти карт, а затем в течение партии игрок наполняет её новыми картами, позволяющими выполнять различные действия. Первым и, пожалуй, самым ярким примером такого рода игр является Dominion, карточная игра, разработанная Дональдом Ваккарино.

 

«Доминион», новый кумир

 

В Dominion есть всего три типа карт: действия, деньги и победные очки. Ход игрока состоит из трёх фаз: сначала мы набираем пять карт в руку, затем можем разыграть одну карту действия, а затем приобрести себе в колоду любую из доступных карт, исходя из имеющихся на руке денег. Цель игры — набрать себе в колоду как можно больше карт победных очков, но сделать это можно только посредством покупки карт денег и действий. Грамотно их подбирая и закупая, можно (и нужно) добиваться того, чтобы в начале хода в руку приходило пять карт, складывающихся в выгодные комбинации. Опытные игроки способы составить колоду, позволяющую «прокручивать» все карты за один ход и закупать сразу несколько карт победных очков. Звучит очень просто, и это на самом деле так. Игра осваивается буквально на лету и подходит каждому, начиная от новичков в мире настолок и заканчивая прожжёнными игроками.

 

Dominion появилась в 2008 году и за два года успела обрасти уже четырьмя дополнениями. На следующий год после её выхода вышли два дополнительных набора: Intrigue и Seaside. В 2010-м появились ещё два дополнения: Alchemy и Prosperity. Нет никаких сомнений, что выпуск новых сетов на этом прекратится, и в связи с этим некоторые игроки задаются вопросом, а не превращается ли Dominion в новую MtG.

 

Успех Dominion не мог не привлечь других разработчиков игр, и на основе того же самого принципа «строительства колоды» выходят ещё несколько настолок. Уже в 2009 году появляется Arcana (игра о столкновениях гильдий) и Thunderstone (карточный «рогалик»), а в 2010-м — Resident Evil Deck Building Game, Ascension: Chronicle of the Godslayer и Heroes of Graxia. Пока, правда, никому не удалось повторить успех оригинального Dominion, но издатели не отчаиваются и выпускают всё новые и новые игры про строительство колоды.

 

* * *

 

Карточные настольные игры не стоят на месте, и их развитие продолжается. Совсем недавно анонсирована инновационная карточная игра Prodigy, где свойства карт определяются путём стирания защитного слоя (прямо как на лотерейных билетах), и Phase, где все карты будут двухсторонними, без рубашек. Так что, кто знает, возможно в ближайшем будущем помимо Magic: The Gathering и Dominion мы получим ещё какую-нибудь оригинальную и, главное, интересную игру.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
x2088 написал 5 лет назад: #

Не одобряю подобное, я про эти самые ККИ, первое и основное правило для подобных игр - кто больше потратился - тот и папка, а живость тут особой роли не играет - не купишь 100500 дополнений - будешь раком, это та же ММО, где к тебе подбегает аля 80 лвл и случайно сносит башню автоатакой, а ты летишь на рес ибо у тебя маленький лвл и шмотки из лавки... как-то смотрел аниме "Карточные бои Авангарда" - очень хорошо про это показано, затянуто очень правда и постепенно начинает надоедать однообразием, это только в начале прикольно играть в подобное.

tkis написал 5 лет назад: #

статья хорошая, спасибо за старания, нового для себя не почерпнул, но главное что людям нравится. К сожалению раздел о современных веяниях очен короток и многое опускает, к примеру прозрачные карты, протекторы-модификаторы итд. Думаю здесь много людей заинтересованных именно в нововведениях игрового дизайна, а карточные игры весьма динамичны в своем развитии

Dimas написал 5 лет назад: #

Отличная информация, но мало.

Valenox написал 14 лет назад: # скрыть ответы
Как-то галопом...

Помимо указанных ниже наездов, могу добавить замечание по композиции.
Стоило разбить обзор как минимум на две части: генезис и морфологию, а то с классификациями и эволюциями как-то вышло скомкано и дыряво.
В частности, можно подумать, что в Европе до нач. ХХ века существовала только давно оформившаяся традиционная колода и неск. десятков правил как ею играть. А это не так.
Да и название "вводит потребителя в заблуждение".

ZoRDoK написал 14 лет назад: # скрыть ответы

А кроме колоды Таро, что там ещё в ходу было, кроме стандартной деки?

Valenox написал 14 лет назад: #

Ну, хотя бы Коппертводдл, изобретенный в 15 веке, прикрытый при Кромвеле, а потом опять.

zeeL написал 9 лет назад: #

да да, дайтей больше истории! самому интересно

kwout написал 14 лет назад: #

Отличная статья. Узнал, что такое живые карточные игры. А то раньше читал название A Game of Thrones Living Card Game и никак не мог понять, при чём здесь "живая".