![]() |
Идут сборы на Titan Zero |
Не очень серьезный босс баттлер со спасением Земли с помощью расстановки кубиков... | |
![]() |
Предзаказ на Ascendancy |
Эпическая фэнтезийная 4х стратегия. | |
![]() |
Отправляемся развивать промышленность Японии! |
Это экономическая стратегия с глубоким планированием и тесным взаимодействием, г... | |
![]() |
Идут сборы на Fight Deck |
Быстрая карточная дуэль в стиле классических файтингов. | |
![]() |
С миру по нитке [13.05.2025] |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Много анонсов ... |
игры |
Battles of Napoleon: The Eagle and the Lion
Battles of Westeros Tide of Iron BattleLore Memoir '44 |
компании |
Nexus Games
Days of Wonder Fantasy Flight Games |
Дата: | 07 декабря 2010 |
![]() |
9.6221 |
![]() |
- |
В русском языке нет отработанной и стандартизированной терминологии для обозначения различных игровых жанров, какая присутствует на Западе. Поэтому для начала определимся, что будет пониматься в статье под словом «военно-тактическая».
Военная — значит, действие происходит на некой войне. Тактическая — значит, действие ведётся не на стратегическом, а на операционном уровне. Мы не захватываем страны и континенты, не планируем войны и кампании. Мы принимаем участие в операциях (сражениях), которые начинаются с заранее определённой расстановки сил и требуют выполнения определённых задач, то есть являются лишь частью войны, причины и основные действия которой остаются за кадром.
Есть военные игры, не являющиеся тактическими, например, глобальные варгеймы. Есть тактические игры, не являющиеся военными, например, «шутеры» («Doom: Настольная игра») или «данжен-краулеры» (Descent: Journeys in the Dark). Поэтому оба определения важны для обозначения жанра, о котором идёт речь.
Действие ведётся при помощи боевых единиц, символизирующих собой отряды от нескольких человек до больших войсковых соединений. Количество этих единиц (юнитов) составляет, как правило, от 10 до 20 штук. Войска обычно определены с самого начала, но возможны подкрепления по ходу игры.
Игровое поле, как правило, гексагональное, то есть, поделено на шестигранники. Гексы для тактики подходят гораздо лучше, чем квадраты. Поле либо модульное (составляется из нескольких небольших полей), либо стандартного размера, но с возможностью моделирования ландшафта при помощи накладываемых на поле картонных гексов с изображением лесов, холмов, деревень, рек и т.д. Почему поле должно быть настраиваемым? Потому что тактические военные игры обычно являются не симуляцией одного конкретного боя, а целыми игровыми системами с несколькими сценариями в базовой коробке и широкими возможностями расширения.
На рынке представлено приличное количество военно-тактических настольных игр, и неподготовленному игроку сложно сделать правильный выбор. А выбор важен, ведь в отличие от обычных настольных игр, партии в которых, как правило, укладываются в час-полтора, даже в самые простые тактические военные настолки можно играть несколько часов к ряду. Только в базовых комплектах могут находиться 6-10 сценариев, по часу или более каждый, не считая дополнений. А дополнений к тактическим военным играм обычно выпускается много.
Сразу оговорюсь, что тема слишком глубока для одной статьи, поэтому поставим определённые рамки для отбора игр в статью. Игра должна быть достаточно известна, популярна, не слишком стара. В обзор попадут игры со сложностью от начальной до средней и красивым оформлением с пластиковыми миниатюрками войск — «хардкорщики», предпочитающие двигать кусочки картона в играх с монструозными правилами, и так сами знают, во что им играть.
Memoir '44
Первый представитель жанра — Memoir '44. Очень популярная игра, во многом из-за своей простоты. Выпущена в 2004 году компанией Days Of Wonder, автор — Ричард Борг. Тематика игры — Вторая Мировая Война. Основана на системе Command & Colors, послужившей основой в общей сложности для пяти игр. Особенности системы — лёгкость правил, поле 9 x 13 гексов, разделённое на левый фланг, центр и правый фланг. Приказы отдаются при помощи выбора одной из карт, находящихся в руке. В большинстве случаев карты дают возможность походить одному или нескольким отрядам определённого сектора.
Отряды подразделяются на пехоту, танки и артиллерию. Для увеличения зрелищности, а также для удобного подсчёта «жизней» отрядов фигурки ставятся группами. По 4 фигурки для пехоты, 3 — для танков, и 2 — для артиллерии. Отряд снимается с поля, когда убивают последнюю фигурку, но сила атаки отряда с понижением численности не понижается.
Достоинства игры в её красивом (хотя слегка карамельном) оформлении и доступности всем и каждому. Объяснить правила можно даже дошколёнку, если он хоть немного умеет считать. В то же время для игры выпущено множество дополнений, которые заметно усложняют игровой процесс. Даже в базовом наборе есть целых 16 сценариев.
Недостатки. Слишком большая рандомность (карты, помноженные на кубики) не даёт возможности строить чёткие планы на несколько ходов вперёд. Цели большинства сценариев состоят в простом набивании очков за счёт выбивания отрядов с поля. Даже там, где есть дополнительные задачи в виде захвата определённых гексов, легче перестрелять вражеские войска на выгодном участке фронта. Поскольку ход состоит из разыгрывания одной карты, игрок, обладающий численным преимуществом, не может толком его реализовать. Словом, всё сделано для того, чтобы у ребёнка были шансы победить своих родителей.
Но в целом игра очень удачная. Что немаловажно, с большим выбором не менее удачных дополнений, число которых давно перевалило за все разумные пределы. Memoir '44, наверное, самая популярная среди игр этого обзора. Но едем дальше.
Battlelore
У игры интересная судьба. Выпущенная в 2006 году фирмой Days Of Wonder как фэнтезийный вариант «Мемуаров», игра позже была выкуплена компанией Fantasy Flight Games. Но новый владелец по разным экономическим причинам не смог перевыпустить в требуемых количествах тираж базовой версии игры и заваливает рынок дополнениями в условиях, когда базу уже практически не достать.
Прошло два года, как Fantasy Flight Games приобрела полные права на военно-тактическую игру Battlelore. За предыдущий год было выпущено немало небольших расширений, но долгожданного возвращения базового набора игры так и не состоялось. Глава FFG Кристиан Петерсен объяснил, что при том же составе новый базовый набор подорожает. Поскольку новых игроков без него не получить, FFG решилась на отчаянный шаг: вложить в нераспроданные французские экземпляры игры англоязычные карты и памятки, и выпустить их на рынок. Такие французские наборы будут снабжены специальной наклейкой. К французскому изданию базового выпуска Battlelore, переупакованному для дальнейших продаж англоговорящим игрокам, присоединятся и несколько редких на сегодня расширений игры: Goblin Skirmishers, Goblin Marauders, Dwarven Battalion, Scottish Wars и The Hundred Years’ War. Как и в случае с базовой игрой, часть материалов расширений будет выложена на официальном сайте FFG в электронном виде, а сами коробки поступят в продажу с напоминающей об этом наклейкой.
Battlelore основана на всё той же системе Command & Colors, но слегка усложнена. Поскольку действие происходит в сказочном мире, то место перестрелок заняли рукопашные бои. Типов отрядов, а значит и разнообразия пластиковых фигурок, стало заметно больше. Появились герои и трудноубиваемые мифические существа. Как бы для компенсации уменьшившейся рандомности в игру введены дополнительные опциональные правила магии. Тем, кто не любит, когда внезапно появившийся огненный смерч вдруг выкашивает половину войска, лучше играть без её применения. В целом, если вас устраивает простота «Мемуаров», но надоела Вторая мировая, это то, что вам нужно. Конечно, если сумеете найти игру в магазинах...
А если Вторая Мировая не надоела, но надоела примитивность и абстрактность? Тогда, если вас не пугают усложнённые правила и долгие партии, стоит присмотреться к Tide Of Iron.
Tide of Iron
2007 года выпуска, издательства FFG (того самого, что купило Battlelore). Над игрой поработал сам основатель FFG, Кристиан Петерсен, вместе с лучшими дизайнерами компании. Суть игры — передать тактику Второй Мировой как можно более реалистичней, но не переусложняя, и заманить игроков великолепными миниатюрками боевой техники.
В целом, всё получилось. Этой зимой выйдет уже третье масштабное расширение игры, и ToI сможет похвастаться богатым набором русских войск — в дополнение к американцам, англичанам и немцам. Одних только видов немецких танков насчитывается уже более десятка! А ещё есть джипы, грузовики, артиллерия, станковые пулемётчики... Техника отличается не только внешним видом, но и характеристиками.
Как же всё это играется? Поле у игры модульное, до 12 частей, более масштабное, чем в «Мемуарах». Тактика и планирование в игре более глубокие. За ход надо походить всеми своими юнитами — кардинальное отличие от Memoir '44 и Battelore. Пехота всё так же состоит из отрядов по 4 фигурки, но техника представлена индивидуальными миниатюрками. Детальность сражений можно оценить, к примеру, по возможности не только подбить, но и повредить вражеский танк, что повлияет на его боеспособность и манёвренность.
Больший масштаб и детальность сказались на длине сценариев — до трёх часов на каждый. К сожалению, в базовом наборе всего 6 сценариев, и далеко не все хорошо сбалансированы. В дополнениях сценарии более продуманы, также некоторое количество можно скачать с официального сайта игры. Подводя итог, можно сказать, что Tide Of Iron — лучшее сочетание зрелищности внешнего вида и проработанности тактики Второй Мировой Войны.
Остаётся упомянуть о двух новинках этого года от Fantasy Flight Games — Battles Of Westeros и Battles Of Napoleon.
Battles of Westeros
Заменяет собой Battlelore на посту флагмана тактических военных игр в фэнтезийном мире. Приписка на коробке «A Battlelore Game» многих ввела в заблуждение, что игра основана на системе Command & Colors, но это не так. У игры другой разработчик, Роберт Коба, и совсем другая механика, по комплексности больше похожая на Tide Of Iron, чем на Battlelore.
Сюжетно игра основана на произведениях писателя Джорджа Мартина из цикла «Песнь Льда и Пламени». Позднее средневековье в вымышленном мире, где магия присутствует в строго гомеопатических дозах (что на самом деле хорошо, если вспомнить несбалансированную магию из Battlelore). Разнообразие отрядов пехоты и кавалерии, в основном рукопашный бой, немодульная карта 11 x 15 гексов, 10 сценариев. В целом комплектация беднее, чем у Battlelore, но уже анонсированы два дополнения с новыми фигурками, жетонами и прочим. Зато сами миниатюрки детальнее. К сожалению, фигурки надо самостоятельно приклеивать к подставкам, что сильно увеличивает время, необходимое для начала первой игры.
Пока в игре есть только две противоборствующие армии, Старки и Ланнистеры. Но наверняка в будущем появятся новые враждующие стороны. Интересна возможность устраивать пожары и наличие Героев в виде самостоятельных отрядов с командными способностями.
Battles of Napoleon
Заполнение пробела между рукопашными схватками средневековых битв и механизированными сражениями XX века. Есть ближний бой с участием пехоты и кавалерии, но есть и перестрелки, и артиллерийские залпы. Игра сделана итальянскими разработчиками компании Nexus Games, но на английском языке её выпускает FFG. Достоинство игры — замечательные миниатюрки масштаба 1:72 производства знаменитой Italeri. К сожалению, как и во всех прочих играх, для настоящей зрелищности игрового процесса их желательно покрасить. Ну, хотя бы к подставкам приклеивать не надо. А вот пушки перед первой игрой придётся всё же склеить из частей.
В игре есть всё, чего ждут от наполеоники — построения шеренгой и в каре, знаменитые командиры той эпохи, точное историческое соответствие в представленных на поле боя отрядах и их униформе, и многое другое. Играется это всё на модульной карте: частей карты всего 4, но размеры уже весьма внушительные. И обещают стать ещё внушительнее с выходом дополнений (ждём русскую армию с Кутузовым и Багратионом). Сценариев в базовом наборе 10. Некоторые из них объединены в 2 кампании. Играются, пожалуй, подольше, чем в Battles Of Westeros, примерно на уровне Tide Of Iron.
Таким образом, получается, что в каждой из описанных выше игр есть свои яркие достоинства. Всё зависит от предпочтений в тематике (кому ближе залпы танковых орудий, а кому — яростные битвы на мечах) и сложности правил. Но в целом все эти игры способны доставить море удовольствия и скрасить долгие осенние и зимние вечера.
Закончить можно словами, которые завершают описание каждого сценария из игр серии Command & Colors:
Поле боя перед вами, пути наступлений начерчены, и вы во главе. Остальное — история.
В статье использованы промо-иллюстрации с официальных сайтов Fantasy Flight Games и Days of Wonder. Статья написана Максимом Симоновым (ColdFire) специально для «Тесеры».