![]() |
Обзорная башня [30.05.2023] |
Ссылки на материалы, опубликованные за период с 16 по 30 мая 2023 г. | |
![]() |
Предзаказ игры «X-ODUS. Истребление» |
Board Zeppelin начали принимать заказы на игру «X-ODUS. Истребление». | |
![]() |
С миру по нитке [30.05.2023] |
Порция новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: В продаже: «Квест... | |
![]() |
Выходные данные [27.05.2023] |
Админу — выходные, а вам — объявления, мем и тема для обсуждения. | |
![]() |
С миру по нитке [26.05.2023] |
Порция новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Hobby World выпус... |
игры |
Войны Ктулху
Войны Ктулху: Дуэль |
компании |
Petersen Games
|
Дата: | 25 ноября 2021 |
Источник: | pixeldie.com |
![]() |
8.6531 |
![]() |
- |
«Войны Ктулху» часто называли игрой-кадиллаком. Это образцовый кикстартерный проект: нишевая игра, которая не могла бы появиться на свет без «Кикстартера». Характерные признаки налицо: миниатюры (гигантского размера), дополнения, которых больше, чем отродий Чёрной Козы, и соответствующий конский ценник. К глубокому сожалению тех, кто не хочет тратить сотни долларов на одну-единственную настолку, «Войны Ктулху» также являются замечательной игрой; превосходный выбор для всех, кому нравятся замесы на столе. Поэтому Сэнди Петерсена годами упрашивали выпустить версию игры с картонками вместо минек, что позволит ознакомиться с геймплеем, не опустошая кошелек, а также перемещать коробку без помощи подъёмного крана. И эти просьбы были осуществлены... или не совсем? Теперь на свет появились «Войны Ктулху: дуэль» — чисто дуэльная игра без миниатюр в маленькой коробочке, с несколько изменёнными правилами. Дуэльные ареа-контроли — довольно редкая и нишевая вещь по целому ряду причин. Данная игра неплохо переносит ощущения от «Войн Ктулху» в дуэльный формат. Однако... скажем так: не все составляющие «Войн Ктулху» на месте.
Как и задумывалось, в плане компонентов игра не настолько бросается в глаза, как оригинал. Коробка и поле намного меньше, а вместо пластика картонки. Иллюстрации немного темноватые, но силуэты монстров очень разные, так что их легко отличить друг от друга — особенно если вы уже знакомы с оригиналом. Включить в набор всего 10 кубиков, хотя во время больших замесов каждому участнику сражения нередко приходится бросать больше 10, — странное решение. Лично мы добавили ещё кубиков, чтобы не пришлось запоминать, сколько кому каких результатов выпало. В остальном претензий к компонентам никаких. Уменьшенная копия «Войн Ктулху» со всё тем же ощущением масштабности происходящего и повышенной транспортабельностью удалась на славу.
Естественно, чтобы превратить ареа-контроль на несколько участников в дуэльную игру, пришлось переработать правила, но не настолько серьёзно, как можно было бы ожидать. Многие правки с виду незначительные: иные цифры в описании спецспособности фракции, несколько иной порядок фаз... Мне из всех нововведений больше всего понравилась механика разложения, которая играет роль постоянной угрозы. Как только один из игроков тратит все свои запасы силы, действия другого игрока постепенно становятся всё более дорогими до тех пор, пока ему не придётся передать ход. Это решает проблему популярности тактики «не буду ходить первым» в оригинале. Здесь рулит быстрый агрессивный стиль игры, поскольку таким образом вы более эффективно расходуете ресурсы. Как следствие, игроки зачастую соревнуются, кто первым навяжет битву на своих условиях, и в этом плане дуэль увлекательнее оригинала.
Однако «Войны Ктулху» неспроста были рассчитаны не на двоих участников, как и большинство игр жанра «фигурки на карте», которые рекомендуют садиться как минимум втроём. В этом жанре слишком большую роль играют альянсы, бои нескольких участников и «она побеждает, давайте валить её!». Я даже не осознавал, насколько важен социальный аспект «Войн Ктулху» до тех пор, пока не поиграл в дуэль. Ощущения по-прежнему как от пошаговой версии компьютерной RTS (что вполне логично, учитывая опыт Петерсена в разработке компьютерных игр), но самым важным в «Войнах Ктулху» всегда было происходящее над столом. Переговоры, альянсы, предательства, — всё это было широко распространено и запросто могло произойти в течение одного раунда игры. А потом повториться вновь и вновь. Это эмоцинально привязывало к игре, поощряя раскладывать её вновь и вновь, — просто затем, чтобы попробовать новые стратегии. Увы, эти ощущения отсутствуют в дуэли.
Поскольку противник всего один, причин сдерживаться и не атаковать при каждой возможности нет. Особенно учитывая ещё одно нововведение в правилах — набор очков за каждое убийство, — которое делает агрессивный стиль более привлекательным... но от этого страдают все прочие способы набора очков. Навредить оппоненту И одновременно получить очки — самый эффективный способ. Да, так и задумано, но это означает, что каждое предпринятое вами в «Дуэли» действие должно одновременно отвешивать оппоненту хорошего тумака. Никаких хитрых манипуляций, никакого распространения по карте тонким слоем ради стратегических причин... важно только, сколько юнитов вы убьёте/потеряете, потому что каждый потерянный юнит резко отдаляет победу.
Эта проблема усугубляется выбранными для дуэльной версии «Войн Ктулху» фракциями. Матчап Великий Ктулху vs Чёрная Коза смотрится не очень — во многом потому, что Ктулху всегда был крайне прямолинейной фракцией, а вот Коза — нет. Сбалансирован ли матчап? Судя по моему опыту, сбалансирован. Но только после того, как игрок за Козу отыграет несколько партий и поймёт, как можно давить на Ктулху, не рискуя слишком сильно Шаб, — потому как в случае гибели Шаб партия практически гарантированно проиграна. Ктулху прекрасно подходит для новичков, которые без проблем смогут играть с противником на равных, однако разный порог вхождения фракций станет плюсом только после того, как выйдет больше коробок из дуэльной серии, и можно будет устраивать разнообразные матчапы. А прямо сейчас в Интернете куча народу по старой геймерской традиции говорит о дисбалансе, которого на самом деле, скорее всего, нет. Тем не менее из-за разного порога вхождения баланс ощущается более шатким, чем на самом деле. Полагаю, после выхода новых коробок баланс устаканится. Интересно, как будут выглядеть в дуэльной версии Ползучий Хаос или же мой любимец Чо-Чо.
У меня остались неоднозначные впечатления от «Войн Ктулху: дуэль». С одной стороны, игра впечатлила игроков, которые не были знакомы с оригиналом, а обновлённые и оптимизированные для дуэли правила позволяют надеться, что дуэльную линейку ждёт достойное будущее (когда выйдут новые фракции и карты). С другой стороны, у меня язык не поворачивается нахваливать и рекомендовать базовую «Дуэль» саму по себе. Эта одна из игр, которые следует попробовать перед тем, как приобретать. К счастью, автор выпустил на Tabletop Simuator официальную цифровую версию игры как раз для ознакомительных целей. Насколько успешной станет эта линейка, покажет время и наличие нового контента. А пока что дуэльные «Войны Ктулху» вышли неплохими, но надо подождать достойного расширения линейки.