-AdRiver-
Barkira написала 2 минуты назад к игре Ярость Дракулы: # Робинзон б/у, но состояние отличное.
martyshqa написал 10 минут назад к игре Война Кольца (Второе издание): # Не знаю была ли уже инфа но: Арес анонсировали последнее дополнение к...
WildWespe написал полчаса назад к статье Естественный отбор: # Со статьёй все так. Она описывает, видимо, как есть. Но это «есть» - к...
Journeyman написал час назад к игре The Edge: Dawnfall: # Потом будете жалеть что взяли) ;)
la_venteuse написала полтора часа назад к игре The Big Book of Madness: # Надеюсь правила для своей игры вы писали не сами...
С миру по нитке [23.10.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Hobby World выпус...
На экранах [23.10.2018]
Что происходит в мире цифровых настольных игр? Отвечаем.   В этом выпуске: ...
Новый проект — «Издатель.Игровед»
Новый проект «Издатель.Игровед» — краудфандинговая площадка сети «Игровед».   ...
Обзорная башня [22.10.2018]
В этом выпуске: обзоры игр «Клинок и колдовство» и «Во славу Одина», история игр...
Портал в мир приключений [18.10.2018]
Что происходит в мире настольных ролевых игр? Отвечаем.   В этом выпуске: «...

Curtis_Truffle

Обзор Cthulhu Wars

19 июня 2015

Информация

добавить
игры Cthulhu Wars
Дата: 19 июня 2015
Источник: Cthulhu Wars Review
Оценка пользователей
8.7152
-

(Прим. ред. — Эта статья-перевод опубликована в рамках конкурса «Время ломать языковой барьер 3».)

 

You'll see, you'll see her

When she starts to call

You'll see, you'll see her

When she starts to form

 

Fields of Nephilim "The Watchman"

 

Пользуясь бонусом к мотивации, предоставленным конкурсом переводов «Тесеры», я взялся перевести ещё один обзор настольной игры, крайне интересной мне, о которой в рунете пока невозможно найти почти ничего, кроме правил и общего представления. Это Cthulhu Wars, игра в сеттинге лавкрафтовского Мифоса с эпическим набором миниатюр, включая огромные монументы Великих Древних, про переваривание нашей планеты и друг друга этими самыми Древними, их отродьями и культистами. [Лирическое отступление.] Когда я узнал о её существовании и увидел, что это как минимум по одёждке грандиозно, я испытал такие же чувства, как если бы узнал, что Дель Торо наконец экранизировал «Хребты безумия». Чёрт, да если бы кто угодно с фантазией и приличным бюджетом экранизировал любое значимое произведение в сеттинге Мифоса. [Лирическое отступление закончено.]

 

 

После ожидания, более чем на год превысившего заявленные сроки, я наконец-то заполучил часть своей награды за вклад в кикстартерную кампанию Cthulhu Wars (пока лишь база, на подходе плюшки/дополнения/эксклюзивные материалы). И стоило оно того? Для меня железно «да» сразу по нескольким причинам.

 

Во-первых, я страстный поклонник Лавкрафтианского ужаса: я собрал несколько томов его произведений, водил кампанию D&D 4 по этому сеттингу (водил бы до сих пор, но одного из игроков стали преследовать ночные кошмары); по части настолок я владею «Ужасом Аркхэма» с парой дополнений и у меня есть почти каждая коробка из линейки «Особняков безумия», однако, честно говоря, люблю я их лишь за атмосферу и сеттинг, особенно это касается последней: время раскладки, громоздкость и — отчасти из-за неё же — убойная сложность редко позволяют этим играм выбраться со своей полки в шкафу.

 

Cthulhu Wars — комбо-брейкер в линейке лавкрафтовских игр. И не только из-за быстрой подготовки, простых правил и скоротечности партии. Игра выворачивает привычную атмосферу наизнанку: вместо беззащитных уязвимых сыщиков, которые сходят с ума и/или отправляются на обед чудовищам, вы сами теперь чудовища, да такие, что вам поклоняется целый древний культ каждому.

 

 

Итак, правила игры несложные, подготовка проста, а партия быстра. Любая игра гордилась бы такими характеристиками, но есть кое-что ещё, что мне особенно нравится. Миниатюры: они, в большинстве, великолепны, но они ещё и безупречно масштабированы для любой подходящей настолки / НРИ. Даже если бы игра оказалась полной лажей (чего не произошло), я бы не жалел о потраченных деньгах из-за одних только миниатюр.

 

И при этом всём игра неожиданно хороша, что, возможно, связано с тем, что ни я, ни моя группа игроков не знакома с варгеймами, и я не могу сказать, насколько CW похожа на другие варгеймы (злые языки поговаривают, что это и вовсе евро — прим. пер.).

 

Я никогда не играл в «Риск», только однажды в Axis & Allies, хотя я ничего об этом не помню. Единственный варгейм, кроме Warhammer 40 000, в который мне довелось сыграть более пары раз, это Conquest of Nerath; так вот, Cthulhu Wars намного, намного проще и понятнее, вся боёвка умещена на шестигранниках, а разнообразия игре придаёт асимметричность фракций (возможно, я ошибаюсь, но насколько я помню, в CoN юниты обладали одними и теми же свойствами, различаясь только модельками и названиями).

 

Так что с варгеймами сравнивать игру я лучше не буду. Скажу только. что если вам нравится фэнтези или лавкрафтовский хоррор, коробка подарит вам знатный набор отличных миниатюр, даже если разочарует в остальных отношениях.

 

Что у нас внутри

 

Базовая коробка идёт с четырьмя фракциями (и уже в пути целых несколько допов!): Ползучий Хаос (Нъярлатхотеп, в синих трусах — прим. пер.), Великий Ктулху (собственной персоной, цвета морской волны — прим. пер.), Чёрная Коза (с тысячью младых, разумеется, Шуб-Ниггурат, красненькая — прим. пер.) и Жёлтый Знак (Король в Жёлтом, цвет не помню — прим. пер.). Каждой фракции полагается планшет (для отметки силы, текущих бонусов, памятки с затратами на призыв монстров и пробуждения Древних, а также для открытых книг заклятий / условий для открытия закрытых), очешуительные миниатюры и по шесть пресловутых книг заклятий (далее просто «книг» — прим. пер.).

 

 

Помимо этого, в коробке обнаружились внушительные залежи шестигранников (могли бы быть эксклюзивные с оккультными символами — одна из плюшек кампании), жетоны врат (жду не дождусь своих миниатюр врат вместо жетонов), трек безысходности, жетоны безысходности для каждой фракции (мне очень полюбился именно такой перевод «Doom Track» по «Ужасу Аркхэма» — прим. пер.), несколько треков Ритуала Уничтожения (используются в зависимости от количества играющих) и разделённое надвое двустороннее поле игры (какие стороны будут использоваться, зависит опять же от количества игроков).

 

Миниатюры, как я писал выше, в большинстве великолепны. Уверен, некоторые будут жаловаться на тему достоверности воссоздания тех или иных чудовищ, ну а я отмечу, помимо некоторых посредственных моделей, что с тех пор, как я освоил покраску миниатюр, я предпочитаю получать их разобранными, и некоторые фигурки (а именно Грибы Юггота и бъякхи) совершенно невозможно нормально покрасить, не разделив их на части тем или иным способом.

 

Моря наполнятся кровью, а небеса почернеют от копоти

 

Подготовка игры занимает считанные мгновения: сгребаешь миньки и книги по соответствующим планшетам фракций, ставишь врата и шестерых культистов в стартовую локацию, ставишь треки Безысходности и Ритуала уничтожения — и всё, можно играть.

 

 

В начале каждого хода игроки набирают силу. По 1 за своего культиста на поле, по 1 за каждые ничейные врата, по 2 за каждые подконтрольные врата. Можно разжиться дополнительной силой, если удалось захватить в плен вражеских культистов. У некоторых фракций есть свои способы: Великий Ктулху получает по единичке за каждые захваченные врагом врата в морских локациях, Жёлтый Знак — по единичке за каждую область, содержащую жетон осквернения и хотя бы один жёлтый юнит.

 

Когда с силой разобрались, игроки по порядку начинают тратить её, совершая по одному (иногда больше) действию за раз, пока все не израсходуют «ману», после чего раунд заканчивается.

 

Большинство действий являются Обычными, выбрав такое действие, мы, как правило, выполняем только его и наш ход заканчивается. Сюда относятся такие возможности, как Вербовка культиста (только если ещё не набраны все шесть возможных), Движение (можно двигать разом несколько юнитов, доплачивая за это маной, но лишь в соседнюю локацию), Призыв монстра, Пробуждение Древнего, использование некоторых книг, и так далее.

 

Пара действий являются Свободными, их можно выполнять вдобавок к Обычному действию. Изначально единственное Свободное действие — это Подчинить / Покинуть Врата (таким образом, не нужно тратить целое действие, чтобы освободить врата или влезть на них), но как только кто-то откроет все шесть своих книг, Битва также становится Свободным действием, и введя монстров в область, можно сразу же нападать.

 

Говоря о сражениях, стоит упомянуть их чрезвычайную простоту: у каждого юнита есть параметр Боевой Силы, и оба игрока в битве складывают силы всех своих бойцов и кидают шестигранники в соответствующем количестве. Каждая шестёрка даёт Смерть, а каждые 4–5 — Боль. За каждую Смерть, нанесённую противнику, он должен снять с поля одно своё чудовище, а за каждую Боль — отвести одно в соседнюю локацию, где нет приспешников того, с кем происходит бой (если отступать некуда, придётся этих монстров тоже потерять).

 

 

Для большего разнообразия боёвки присутствуют Пред- и Пост-боевые эффекты.

 

Первые срабатывают, когда объявлено сражение, до того, как брошены кости, например, Ктулху располагает автокиллом и бескомпромиссно пожирает одного из врагов, а Летучие Полипы могут исключить из боя по одному существу каждый, чтобы спасти собственного культиста или же заблокировать особо мерзкое вражеское отродье, например. Вторые выполняются после бросков и выполнения их эффектов, как книга Некрофагии у Чёрной Козы.

 

Стоит помнить, что цель игры — не истребление прочих фракций (что, в общем-то, полезно): цель — набрать больше всех очков на собственном треке Безысходности (далее «дум-трек» — прим. пер.) и / или открыть все шесть своих книг на момент, когда кто-то достигнет отметки в 30 на дум-треке или когда маркер Ритуала уничтожения достигнет поля «Мгновенная Гибель».

 

Игроки зарабатывают по одному очку на дум-треке за каждые захваченные Врата в начале каждого раунда, больше можно получить, совершая Ритуалы уничтожения и добывая Знаки Древних. В начале раунда каждый игрок выбирает, будет ли он проводить очередной Ритуал уничтожения, поскольку каждая его последующая активация стоит больше очков силы и сильно обедняет запас действий игрока.

 

Смысл проводить Ритуал в том, что он удваивает полученные в начале раунда очки на дум-треке (VP в чистом виде — прим. пер.) за врата и позволяет получить Знаки Древних. Знаки Древних имеют ценность в 1–3 очка дум-трека, и их не обязательно сразу вскрывать и разыгрывать. Можно держать их скрытыми от остальных игроков до конца игры, когда все примутся меряться дум-треками (напрягая своей кучкой в ходе игры и внезапно обламывая лидера в финале, например). У всех фракций, впрочем, есть способы получения Знаков Древних без Ритуала: Великий Ктулху получает один всякий раз, когда Ктулху пробуждается, а с открытием одной из своих книг Чёрная Коза может приносить в жертву культиста перед получением силы, чтобы тоже заработать один.

 

И ещё одна важная составляющая моей любви к этой игре: каждая фракция играется очень по-разному. Мы сыграли несколько раз, как правило, со всеми четырьмя фракциями на столе, и было очень интересно пробовать новые культы, учиться играть ими и понимать их возможности.

 

 

Чёрная Коза, например, может призывать больше одного чудовища за действия, главное, заплатить за всех. То есть можно одним махом выставить на поле все три штуки Тёмной Молоди и следующим же действием начать экспансию. В свою очередь, экспансия для этой фракции крайне важна, поскольку три из шести книг Чёрной Козы требуют для открытия захвата определённого количества локаций, а одна из них — соприкосновения границами со всеми играющими фракциями.

 

Жёлтый Знак же требует другого подхода, его усилия брошены на алтарь пробуждения Короля в Жёлтом, знаменующего начало крестового похода по доске и рассыпания повсюду жетонов Осквернения, что дарует жёлтым не только новые юниты, но и три-четыре килограмма легко усваиваемой Силы, если каждую осквернённую локацию украсить хотя бы культистом или андедом. Наконец, три из шести жёлтых книг раскрываются после осквернения определённых областей.

 

И это даже не вершина айсберга: у каждой фракции есть свои неповторимые фишки (юниты Ползучего Хаоса при перемещении пересекают две области вместо одной), сами Великие Древние тоже имеют уникальные возможности (пробуждение Ктулху становится почти бесплатным после того, как его пробудили и потеряли в первый раз, и помимо этого уже упомянутый предбоевой автокилл), у книг очень разные условия открытия, разные, естественно, даруемые преимущества, и любой порядок открытия.

 

 

От переводчика: думаю, в наших краях в Cthulhu Wars сыграют лишь считанные десятки счастливчиков, однако хотя бы знать о её существовании для меня, как лавкрафтолюба, тоже приятно. Судя по правилам, игра являет собой скорее евро, чем варгейм, и изрядно напоминает упрощённый Chaos in the Old World со щупальцами, что, думаю, совсем не плохо. Единственное, что слегка разочаровало — в игре, видимо, никак не фигурируют простые смертные, если не брать в расчёт прокоррапченых насквозь культистов. А без нормальных людей хтонический ужас не так контрастно неописуемо ужасен.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
DJem написал 2 года назад: # скрыть ответы

Теперь в эту ветку стянется куча облизывающихся и убеждающих себя и таких как они чуваков в том что игра ... и будут её унижать как смогут.
Это напоминает такую ситуацию - стоит на площади шикарный Харлей Д. и к нему съезжаются люди на велосипедах, скутерах, мопедах и т.п. И начинают обсуждать что ну фигня этот Харлей, денег своих не стоит и все такое. Велосипедист - да я и так куда угодно доеду, велик легче, можно в метро с ним, в машину положить, домой занести и вообще - спорт! Тракторист - да у меня мощнее, по сельпо ездить можно, высоко сидишь, соляру жрет и тп. Автомобилист - в машине комфортно, 4 колеса - не упадешь, крыша дождь не страшен. Водитель автобуса - да у меня 60 чел сидя + 200 стоя.
И Харлей сморщился и умер :)
Хотелось бы чтобы ротозеев вокруг CW не скапливалось слишком много - ещё поцарапают!

Slim_Slam_Snaga написал 2 года назад: #

Харлей клёв не ценой и даже не внешним видом, а то что это Харлей.

Я не играл в CW и не хочу её сравнивать заочно, я лишь за объективность.

Aganov написал 2 года назад: # скрыть ответы

Пан, вас Кседих покусал? До сих пор не зажило? Суббота, утро, попоболь..

DJem написал 2 года назад: # скрыть ответы

Аганов, во все дыры не по делу. Кседих то тут причем? Я его вообще тут не видел. Изволите побредить, батенька?

Aganov написал 2 года назад: # скрыть ответы

Ты объясни тогда, с чего тебе втемяшилось, что в комментарии к статье почти годовой давности именно в конце апреля 2016 года хлынет поток нищебродов-ненавистников? Не, может я какое-то событие пропустил - тогда извиняюсь, не уследил за интернетами, они вышли из-под контроля.
Пока что единственный негативный отзыв за последнее время был именно от Алексея, и ты так же в комментариях к нему лютовал, дескать, это все неправда, автора просто нагнули, вот и бесится и тэ пэ. И тут снова та же гнилая риторика: предмет любви по дефолту выставляется в выгодном свете, все несогласные - завистники и нищеброды, компенсирующие собственную неполноценность, мол, сколько еще Давидсоны будут ездить на наших Харлеях, а я такой сажусь и ВРРРР~РР~Р! в пыльную даль..

DJem написал 2 года назад: #

:)

AnDy_ninJa написал 3 года назад: # скрыть ответы

И какого её все сравнивают с хаосом в старом мире!?!?
Нифига она не похожа. Только темой уничтожения мира и все!

DJem написал 2 года назад: #

Это точно!

Slim_Slam_Snaga написал 2 года назад: #

В Старом Свете;)

Kawabata написал 2 года назад: #
Русский перевод правил

Для желающих прилагаю ссылку на свой краткий перевод правил и описаний основных фракций, включая книги заклинаний и условий их получения.
Успехов!
Юрий
https://yadi.sk/d/-RYsBhHTrDnhC

fonfrost написал 3 года назад: # скрыть ответы

Большущее спасибо за обзор. Теперь понятно, что игра не стоит внимания, хорошо, что в свое время не повелся и не вписался на кикстартер....

Galahed написал 3 года назад: # скрыть ответы

а у меня вот обратные впечатления: по кикстартеру она совершенно не зацепила, а вот сейчас читая статью подумал что не SmallWorld'ом единым и зарубиться в простенькую риско-подобную игру с разными способностями раз было бы иной раз неплохо

Mootabor написал 3 года назад: # скрыть ответы

Простенькую да, но эта же стоит как самолет. Хаос в старом мире вполне справляется со своей задачей.

fonfrost написал 3 года назад: #

Да и он не фонтан, а эта еще и примитивней Хаоса....

Lesnik написал 2 года назад: #

Коллеги - если у вас по обзору сложилось впечатление, что игра "простенькая" и "рископодобная" - то, уверяю, вы очень ошибаетесь.

Сравнения с Риском и малышом вообще смехотворны, а вот "Хаос в Старом Мире" - (кстати, одна из моих любимых игр, на почетном месте в коллекции) - значительно проигрывает в вариативности и разнообразии вариантов действий.

Не говоря уже о ассиметричности сторон, которая здесь реализована крайне удачно.

А если говорить только о базе со "стреч-гоалс" - то тут вообще, количество возможных действий ГОРАЗДО больше, а их значимость можно оценить, только сыграв.

Например:
Отец Дагон может гигантской волной смыть всех культистов противника в океан, где у него большое боевое преимущество. А если вы начнете приносить ему кровавые жертвы, НАВСЕГДА отдавая по одному культисту в ход - взамен он наградит вас мощнейшим преимуществом по очкам действия...пока не кончатся культисты :)

Абхотх - заливает грязью весь мир, помогая своему владельцу и мешая противникам. А после апгрейда - грязь залепляет врата, делая их бесполезными для победы.

Чаугар-Фан "оживляет" ваши Врата, придавая им возможность убивать ваших противников в бою.

Атлач-Нача - гигантский паук - заплетает весь мир своей сетью, и когда он закончит этот нелегкий процесс - его владелец мгновенно побеждает.

Мать Гидра - делает океан территорией только для ваших культистов. А сами ваши культисты теперь не рекрутируются по одному за ход - а вылупляются из икринок-зигот целыми группами :)

И так далее и тому подобное - поверьте, это только очень малая часть вариантов действий.
Конечно, не сыграв - сложно представить важность каждого из них, и весь процесс - но хотя бы поверьте, что представление об игре у вас сложилось совершенно превратное :)

Sayron13 написал 3 года назад: # скрыть ответы

Объясните по чему на банзгеймсе стоит 20к?
Она типо только по кикстартеру печаталась, и ее пока нет в открытой продаже?

Booky написал 3 года назад: #

Всё из-за миниатюр, я подозреваю.

Legion написал 3 года назад: #

Тупость и жадность местных торгашей. При заказе из интернета эта игра обойдётся максимум в 11 тысяч.

iPainter написал 3 года назад: #

При всей любви к Лавкрафту и миниатюрам, я совсем не готов отдавать, по сути простенькую игру, 11 касиков (нынешняя цена на Amazon)