-AdRiver-
Siar написал полчаса назад к новости С миру по нитке [20.06.2018]: # Это как раз средневековое построение, вспомните швейцарские баталии
Jerry_mouse написала полчаса назад к игре 100000 лет до нашей эры. Роскошь каменного века: # А где взять файл для распечатки такого планшетика?
bankir1973 написал полчаса назад к новости С миру по нитке [20.06.2018]: # Тоже согласен, что боевая линия лучше. Баталия это одна баталия или мо...
Jerry_mouse написала час назад к игре 100000 лет до нашей эры. Роскошь каменного века: # А в чем разница, поясните?
DOOMachevsky написал час назад к новости С миру по нитке [20.06.2018]: # Когда уже магазин в Волгограде появится?
С миру по нитке [20.06.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «Лавка игр» даст ...
Голосуем кошельком [20.06.2018]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...
«Фабрика игр» переводит Keyflower в предзаказ
«Фабрика игр» объявила о возможности всех бэкеров получить англозычную версию до...
С миру по нитке [19.06.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: GaGa Games выпуст...
На экранах [19.06.2018]
Что происходит в мире цифровых настольных игр? Отвечаем.   В этом выпуске: ...

ZoRDoK

Пляски на костях

Краткий обзор развития механик на кубиках, 08 февраля 2011

Информация

добавить
Дата: 08 февраля 2011
Оценка пользователей
7.3327
-

Происхождение слова «кость» как игрального кубика мне найти не удалось. Можно предположить, что самые древние игральные кубики делались из костей животных и поэтому получили своё название. Разумеется, как и многие другие развлечения, кости первоначально были частью религиозного/мистического ритуала. Гадание на костях — астрогаломантия — распространено и сейчас. Большинство игр с кубиками от этого ритуала не далеко ушло — бросили, почесали репу, удивились и бросили ещё раз. Но современный мир преобразил и это незатейливое развлечение. Давайте посмотрим, как развивались механики игр с кубиками от простых до самых сложных и современных.

 

Часть I. Первоосновы, или Устаревшие механики

 

1. Кинь-сосчитай

 

Простейшее действие, которое можно придумать, исходя из предыстории. Множество игр с древности исходило из суммы выпавших цифр. В любом казино можно найти игру «Крэпс», в котором игроки делают ставки на «проигрыш», «выигрыш» или «выигрыш через N ходов», когда эти результаты — просто сумма цифр на кости. Примитивность подобных игр дала им определённую популярность среди азартных игроков. Надо заметить важную деталь — результат «12» тут не даёт примущества перед результатом «2», потому что всё зависит от ставок на цифры, а не от их величины. 

 

Делаем ставки, господа

 

2. Кинь-двинь

 

Самая древняя осмысленная игра с применением костей — нарды. Очень популярна в кавказских республиках и арабских странах. Без каких-либо изменений дошла до «иконы современных настолок», «Монополии». Поэтому говорить об играх этого большого промежутка не стоит — все они были разновидностями этих двух механик. Игроки бросают кубики и передвигают фишку по полю на заданное число клеток. Самые известные представители — «Монополия», нарды и UR (игра шумерской знати). Вы либо передвигаете свои фишки поверх уже положенных (нарды), либо вытесняеет их (UR, Senet). К прадедушке гиковских игр, шахматам, добавляли не только карты, но и кубики. Суть шахмат на кубиках заключается в том, что игрок может двигать только одну из двух фигур, которые выпали ему на специальных дайсах (в шахматах всего 6 типов фигур, и они просто просятся на кости). 

 

Причуда богатых

 

3. Кинь-собери

 

Покер на кубиках или «Яцзы» (Yatzy/Yahtzee). Была изобретена в 1950 году, что не говорит, на самом деле, в пользу её новизны.  Механика очень интересна и используется в различных вариациях до сих пор. Суть процесса в сборе покерных комбинаций после трёх бросков. Очки за комбинацию записываются в блокнот, и до конца игры вы уже за подобную (стрит, тройка, флеш) комбинацию очков не получите. Существуют различные варианты этой игры, многие современные игры (например, Roll Through the Ages) используют её как базовую. Предвестником были вариации «кинь-сосчитай». Тестируемая на «Тесере» игра «Боец» показывает любопытные способы использования данной механики. Сильно затягивает игра Zilch, онлайн-реализация которой выше всяких похвал.

 

Перебросимся в покер?

 

4. Поставь гранью

 

Уход от броска кубиков ознаменовал уход от кубиков вообще. Эти игры мы себе представляем в виде плашек, но не упомянуть их нельзя. Домино — самый старый представитель; также можно вспомнить Румми. У вас есть некие случайно пришедшие сочетания граней костей, которые вы ставите или подставляете на поле. Эта механика, на самом деле, дала нам множество современных игр на костях, о которых чуть позже. 

 

5. Генератор случайной величины

 

Кубики в принципе — генераторы случайных чисел. Но об этой их особенности задумались после появления и широкого распространения теории вероятности. Альберту Эйнштейну приписывают фразу «Бог не играет в кости со Вселенной», но, к сожалению, это не отваживает новых и новых разработчиков считать, что бросок костей отражает реалистичность нашего мира. От военных игр до настольных ролевых — всё пропитано такими генераторами. С более широким разбросом значений или нет; имеющих центр или равномерно распределённых. Большинств современных варгеймов, псевдоролевых и ролевых игр используют броски кубиков для сравнения значений в битвах, опытах и действиях. Большинство таких игр вырождаются в дайсфест и очень напоминают примитивные гадания на костях, упомянутые в начале статьи. Из-за требований балансировки детерменированной части многие современные игры превращаются в соревнования по везению. 

 

Как кость ляжет

 

Часть II. Современные игры

 

Колонизаторы (1995)

 

Кидаем два кубика и получаем ресурс для всех игроков. Сами кубики используются как генератор случайных чисел, но в данном случае «12 не лучше, чем 2», а игра  сводится к числам, которые на них выпали. Именно с «Колонизаторов» можно начинать отсчёт современных высокоинтеллектуальных игр с кубиками. 

 

Genoa (2001)


Бросок синего и красного 10-гранных кубиков задаёт начальные координаты для хода игрока по полю. 

 

На всё воля кубика

 

Roma (2005)

 

Уникальная игра, огромный шаг вперёд. Суть инновации заключается в том, что игрок после броска кубиков выбирает бонус из предложенных на столе для разных значений кубика. Из этой механики вырос «Кингсбург». Кубики используются как ограничитель возможных действий, чем уничтожают на корню паралич анализа и вызванный им таймаут. Корни растут из механики «поставь гранью».

 

Yspahan (2006)


Используется система из «Яцзы» (без покерных комбинаций), но она является лишь способом распределить ресурсы и избавиться от паралича анализа во время принятия решения. Это позволило сократить время партии в этой почти гиковской евроигре до 30-40 минут.

 

Ограничитель воли

 

To Court the King  (2006)


Обозреватели называют эту игру «супер-яцзы». Суть так же сводится к броскам кубиков и активации различных карт за них, но в игре вы можете контролировать очень многое: добавлять к кубикам бонусы, выстраивать стратегии и принимать множество тактических решений. Суть многих карт — влияние на ваши броски.

 

Управляя удачей

 

Кингсбург (2007)


Значительный шаг вперёд для игр с кубиком. Поле представляет из себя список бонусов за выпавшие значения на кубиках (от 1 до 18-ти). После бросков игроки распределяют несколько кубиков по этим бонусам, используя которые, выстраивают собственные линии строений, которые как помогают им добиться победы в игре, так и влияют на результаты бросков. Самое важное здесь то, что малые значения на кубиках так же важны, как и большие, а также присутствие отличных балансирующих механик.

 

Stone Age (2008)

 

Ещё одна игра, реабилитировавшая кубики для поклонников настольных игр. Игрок распределяет свои возможные броски по значениям поля, на которых нужно выкинуть число более 3, 4, 5 и так далее, т.е. сам решает, как он использует свои шансы и имеющиеся в наличии способы скорректировать результат. Условность бросков компенсируется их количеством, а также тем, что основной механикой в игре является не само по себе получение ресурсов, а их трата на различные бонусы и источники победных очков.

 

Claustrophobia (2009)


Кубик генерирует состояние персонажа на ход и его параметры. Причём, «1» не хуже «6», а просто даёт другой разброс параметров и требует от игрока быть более осторожным или более агрессивным.

 

Действия по настроению

 

Roll Through the Ages: The Bronze Age (2009)


Расширенный вариант «Яцзы» — вместо очков получаем бонусы и возможности для развития. Три раза бросаете кубики, оставляя себе нужное или вынужденные минусы.

 

Macao (2009)


Бросок кубика даёт некторое число ресурсов, но не в тот же момент, а через какое-то число ходов. Во-первых, вы выбираете, какие кубики дают ресурс (иногда маленький доход кубиков нужного цвета важнее большого дохода, потому что он придёт раньше), когда они это делают и какого типа будет этот ресурс. Во-вторых, вы планируете своё развитие и совершаете действия, далёкие от бросков и случайности. Кубики экономят время и сокращают сложную игру на 1-1,5 часа. 

 

Круговорот фортуны и расчёта

Ra: the Dice Game (2009)


Как и многие другие «Что-то там Dice Game» — вариация «Яцзы» (кидаете кубики три раза, оставляя нужные выпавшие числа). 

 

Alea Iacta Est (2009)


Вариация на тему «Ромы» — вы бросаете кубики и расставляете их на различных участках поля, получая бонусы. Некоторые огрехи в балансе и несерьёзное оформление не позволили игре стать хитом, как вышло с Alien Frontiers годом позже (хотя игры очень похожи). 

 

Жребий брошен

 

Troyes (2010)

 

Безусловный хит 2010 года, игра, так же быстро закончившаяся на полках магазинов, как и 7 Wonders. Новая эра кубиков начинается именно с этой игры. Разумеется, прыгнуть выше головы нельзя, давайте посмотрим, что же здесь такого инновационного, что дало игре войти в сотню лучших ещё до появления англоязычной версии.

 

Итак, процессы с кубиками многочисленны, но суть их сводится к следующему: расставляя миплов, вы получаете кубики определённого цвета. Бросаете их, оставляете на своей «зоне контроля». В фазу действий вы берёте либо свои кубики, либо покупаете чужие и используете их разнообразными способами — выполняете задания на мирных картах, отбиваете атаки военных карт, используете кубики для смещения чужих или своих миплов с мест, строите новые здания. В итоге мы получаем и «Яцзы», и «поставь гранью», и другие базовые механики. Изюминку игре придали не только кубики, но и многочисленные (сравнимо с Race for the Galaxy) карты заданий, которые делают каждую партию неповторимой. 

 

Город, построенный на костях

 

Alien Frontiers (2010)


Корни игры лежат в «Кингсбурге». Сам факт её появления и отличная рекламная кампания заставили игроков снова обратить внимание на кубики. Игра представляет из себя надстройку над «Яцзы», но хорошо продуманную и сбалансированную. Разница между ними такая же, как между нардами и «Монополией». Однако, называть игру инновационной я бы не стал. 

 

Lords of Vegas (2010)


Любопытная попытка использовать дайсы. Опять богатая механика «поставь гранью». Суть игры в развитии различных казино и прочих заведений. Кубики определяют контроль над тем или иным зданием. Постепенно здания контролируются кубиками со всё большим значением на грани, и только большие бонусы могут помочь сменить хозяина. Кстати, игра будет локализована на русский «Звездой» (по слухам, разошедшимся в прошлом году). 

 

Когда дело касается казино, без удачи никак

 

Часть III. Заглянем в будущее

 

Burgund (2011)


Новинка от alea, и автор, набивший руку на дайсовых играх — Стефан Фелд («Рома», «Макао»). Каждый игрок на личном поле строит в сотах (размер поля примерно как у «Пуэрто Рико») различные здания, дающие ему бонусы. Здания, которые он может построить, выбираются броском кубиков. Сами здания дают бонусы, но в зависимости от их расположения. В результате мы имеем «Рому», скрещенную с евро-вариантом индивидуального домино. Сейчас пока сложно сказать, как будет продаваться эта игра, и будет ли она работать на широкую аудиторию (как «Рома») или останется прибежищем гиков и фанатов (как «Макао»).

 

King of Tokyo (2011)


Станет ли эта игра триумфальным возвращением Ричарда Гарфилда (автора MtG) в игровую индустрию, покажет время. Бросаемые кубики определяют возможности вашего монстра. Кубики набираются по аналогии с многажды упоминаемой «Яцзы» (в три этапа), а затем игроки борются за звание «царя горы», то есть, простите, Токио. Игры пока нет в широкой продаже, но нам обещают 30-минутную забаву, которую я бы не пропустил.

 

Монстры готовы разобрать город по кубику

 

Quarriors (2011)


Игра от Эрика Лэнга (карточная «Игра Престолов», «Хаос в Старом Свете») и Майка Элиота («Тандерстоун»). Любопытные авторы. У обоих за плечами кроме хитов много ерунды и чисто денежной работы над дополнениями к чужим играм. Однако заявленное любопытно — нам обещают «Доминон» на кубиках. Суть игры раскрывает инсайдер:

 

В центр стола выкладывается нечто с бонусами (включая новые кубики). Игроки начинают с 12-тью кубиками в мешке. Они выбирают случайно из мешка 6 кубиков и бросают их. Суммонят монстров, кастуют заклинания, получают славу или выигрывают бонус в центре стола, пополняя свой мешок. Из объяснения не становится ясно, один ли бонус в центре стола и каким образом совершается выбор игроками своих действий. Похоже, что создания могут оставаться на столе (как карты из «Приморья»), так что тактика здесь есть. А стратегию обещают в качестве дайс-билдинга своего мешка. 

 

Вместо карт кубики, вместо колоды — мешок

 

Что ж, кости не умирают. Кости живут и модернизируются вместе с играми. Как видите, за последние несколько лет, начиная с 2006-го, число уникальных игр на кубиках растёт, поэтому уже через несколько месяцев наверняка будет анонсирована новая и интересная игра, которая могла бы попасть в этот список.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
druidvav написал 7 лет назад: #

А как же http://tesera.ru/game/irondie/ ?

Valenox написал 7 лет назад: # скрыть ответы
По прочтении

Если вдаваться в историю, то я бы не прошел мимо незатейливой игры, популярной в Риме до Р.Х.
Jactus или Iactus, - кому как больше нравится (буквы J, строго говоря, не было в классической латыни, ее ввели в средние века всякие медики и пхилосопхы).
По сути это предвестник Яцзы, только там собирались всего три прямолинейные комбинации.
Я купил ее еще в прошлом веке в одном неигровом английском магазине.
Да и сама игра по современным меркам неиграбельна (но издана прикольно: кубики с римскими цифрами и монетки - реплики). Однако тысячи легионеров в свое время просаживали в нее свое жалование. Могу что-то путать, а лазить лень, но вроде ее даже в какие-то периоды запрещали в Др. Риме.

В статье совсем обойден такой момент как push-your-luck. Преуспел здесь покойный патриарх Сид Сэксон. Великолепна Can't Stop! Да и гениальная по простоте Choice тоже одним боком может быть сюда отнесена (ее переиздают под новым названием и дайс-тауэром впридачу).

Не упомянуты игры с кубиками, где последние не бросаются, а перекатываются через грань.

Так что много можно чего добавить, а что-то из имеющегося сжать до перечисления через запятую.

В целом смелая попытка обобщить. Нужно над этим еще попахать ))

ZoRDoK написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Жалею, что не включил Can't Stop. Смотрел на неё, но т.к. не знал правила, решил, что это не достойно внимания. А у Сида вроде бы не так много интересных игр - для своего времени он был конечно бриллиант, Acquire мне очень понравился, но в целом - упомянутые две игры и A Gamut of Games - его наследие.

Valenox написал 7 лет назад: # скрыть ответы

"... но т.к. не знал правила, решил, что
это не достойно внимания".

Это попахивает эгоцентризмом и волюнтаризмом /не знаю, на Тесере можно выражаться?/ )))

ZoRDoK написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Меньше принюхиваться надо.

Valenox написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Это типа "сам дурак"??

ZoRDoK написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Ну что-то вроде. Эгоцентризмом не пахнет. Коротко мой комментарий звучит так: "Не все игры я смог охватить. не машина."

Valenox написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Да нет, братец...
Фраза "я не знаю правил чего-то, поэтому это не достойно внимания" именно подпадает под указанные определения.
То, что не машина - в этом никто не сомневается, а вот то, что адекватный в суждениях, тактичный человек - придется доказывать.

ОФФ. Я очень люблю иронию, но не терплю и намека на хамство в общении, даже если это неотъемлемая составляющая чьего-то стиля. Это для меня приоритет. Наверное в мои неполные 50 нельзя требовать чего-то, но уже можно позволить себе не общаться с теми людьми, которые легко разбрасываются словами.
Надеюсь, это не приведет к полному взаимонепониманию. А если приведет, то я лично ничего не потеряю оттого, что не буду оставлять комменты под заметками Зордока, а Зордок не будет комментировать меня.
Но для общего любимого дела это вряд ли будет полезно.

ZoRDoK написал 7 лет назад: #

Начинать нужно с себя.

ZoRDoK написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Valenox,
Я не хочу с вами ругаться, и не вижу причин для того, чтобы вы мой подход к написанию статьи называли эгоцентричным и волю-чтототам; а также для фамильярностей.

Я свою позицию озвучил - на энциклопедическую статью не претендую, поэтому какие-то игры (как написано в заключении) могли не попасть в текст. А вот обвинять меня в том, что моя позиция чем-то пахнет - это, извините, нарываться на ответную грубость. Может быть, я был слишком резок, прошу прощения.

Valenox написал 7 лет назад: #

Zordok, я сам по себе очень мирный человек и никому не думал грубить.
Здесь я как раз поощрил смелую попытку обобщения, вовсе не говорил о подходах к написанию статей, но меня рассмешила фраза в КОММЕНТАХ (не буду третий раз ее цитировать, хотя она достойна уст Людовика 14-го) и я указал на ее недостаток в ироничной форме, чтобы не вышло более резко. Если ирония была воспринята носителем языка как грубость ("пахнет" и "попахивает" - совершенно разные по смыслу глаголы, "волюнтаризм" и "выражаться" - здесь была прямая отсылка к легендарному эпизоду из "Кавказской пленницы") - и он ответил грубостью, что ж, увы и ах, придется прибегать к более казенному стилю. Тем более, что наблюдения показывают, что вокруг пользователя Zordok не в первый раз возникает напряженная атмосфера из-за его резких суждений и фраз /переходя на казенный язык/ ;).

Все же я вижу искренность в последних словах, чему рад, и вот моя рука.

Kron написал 7 лет назад: # скрыть ответы

King of Tokyo бестолковая игра, нам на Эссене хватило минут 10 чтобы устать от нее и возненавидеть. Игра слишком примитивна, кинь кубик и выпала лапа - нанеси урон, выпало сердечко - восстанови жизнь и т д.
РАНДОМ в квадрате, нет даже в кубе =)

oranged написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Один вопрос. А какие игры с механикой «Кинь и отмерь» тебе нравятся? (:

Tinker написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Собери табурет?

oranged написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Шутим? Я про брось кубики, отложи, брось, отложи, брось, принимай, что есть. Как в «Колонизаторах на кубиках».

Tinker написал 7 лет назад: #

Шутим.

Kron написал 7 лет назад: #

Dice Town, но знакомые мою любовь к нему не разделили =)

ZoRDoK написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Оранжед особо настоял, чтобы я включил её в список игр. =)

oranged написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Настаивал и насаждал? Да я диктатор. (:

ZoRDoK написал 7 лет назад: #

Скорее, входишь в роль влиятельного главреда =)

VDmitry написал 7 лет назад: # скрыть ответы
Ох повеселила

меня фраза о том, что Кингсбург открыл что-то новое в теории кубиков.

Пора наконец закончить мой обзор игра пятидесятилетней давности...

oranged написал 7 лет назад: # скрыть ответы

А где-то уже до этого скрещивали дайсы с размещением работников?

VDmitry написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Ну не совсем работников, я имею ввиду варгейм всетаки. Но есть более одной игры середины прошлого столетия, в которых бросается более одного дайса, после чего они произвольно назначаются для разных боевых единиц.

ZoRDoK написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Какой-то варгейм 50-х годов был источником вдохновения создателей Кингсбурга? Что ещё весёлого скажешь?

VDmitry написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Нет конечно. Эта механика использовалась не только в этой одной игре. Сложно сказать в каком виде она дошла до создателей Кингсбурга. Возможно они изобрели ее самостоятельно. Но фактом является то, что она не нова.

ZoRDoK написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Во-первых, вехой обозначена игра "Рома" - до подробного ознакомления с правилами я думал, что таковой является Кингсбург (большинство обозревателей Труа и Алиенов упоминают именно её, включая Файдутти).
Во-вторых, я не видел ещё подобной работы по играм с кубиками, выводящей прямую развития от древних игр к современным.

Ведь суть всего этого в том, что кубикам дали снова право на появление в евросухарях. Это важный этап в развитии игр. И причины я попытался найти в статье. Если напишешь что-то интересное по данной механике, с удовольствием ознакомлюсь.

VDmitry написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Так статья хорошая. Меня только умилила фраза "Значительный шаг вперёд для игр с кубиком"

ZoRDoK написал 7 лет назад: #

Для разных игр анонсы писались не по порядку. В общем, извиняюсь за поспешное заявление. Я даже скажу больше - уверен, что были игры и до Ромы, которые вот таким образом использовали кубик. Но нам важны "вытрелившие" проекты, а не забытые древности.

Это как с кино - культовым фильмом стала Матрица, а не Бразилия, хотя они всё о том же самом.

OS написал 7 лет назад: # скрыть ответы

В колонизаторах при броске точно так же как и в старых играх, есть желанная и не желанная комбинация.

А еще жаль что не нашлось место Дайс Тауну, хотя бы из за названия.

А вообще спасибо, было интересно.

ZoRDoK написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Я думаю, есть ещё с десяток уникальных игр с кубиками, которые не попали в этот обзор по банальной причине моего с ними незнакомства. =)

Например, вот эта игра попала в поле моего зрения уже после написания статьи:
http://cf.geekdo-images.com/images/pic917354_lg.jpg

oranged написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Dice Town хочу, да в B&B не было на момент заказа. Эх...

Valenox написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Я был в большом восторге от Dice Town как только она вышла. Первые партии шли великолепно. Сейчас вместе с опытом появились некоторые стандартные наигранные стратегии, точнее алгоритм наэффективнейших действий. Игра не потухла и даже особо не потускнела, но один балл в оценке я ей оттяпал )).

oranged написал 7 лет назад: # скрыть ответы

С опытом — это сколько в партиях? (: Мне под пивные встречи развлекательного толка, что не так часто и бывает.

Valenox написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Я иногда забываю занести сыгранные партии в дневник на БГГ. Раз 10-12 играл наверное.

oranged написал 7 лет назад: # скрыть ответы

На полгодика или годик хватит. (: Спасибо.

OS написал 7 лет назад: # скрыть ответы

смотря сколько пива))))
а если серьёзно игра весёлая, наверное победную стратегию можно просчитать, но я в такие игры голову не особо включаю.

Valenox написал 7 лет назад: #

Здесь голова нужна. Другое дело, что игра, действительно, очень веселая и громыхающая. И надо, видимо, соответственно к ней подходить. Сам процесс великолепен. И рандому хватает не только от бросков, но и от того, какую карту у тебя стырят вдруг.