-AdRiver-
Alxndr1978 написал 11 минут назад к статье Дело о локализации: # А у вас нет впечатления, что: 1) Вопрос был явно адресован не вам? 2) ...
Alxndr1978 написал 13 минут назад к статье Дело о локализации: # У меня нету опасений, скорее профессиональное любопытство
oldgamer написал 14 минут назад к статье Сценарии в Mage Knight: # Я бы вообще от обратного пошел: если вас не изнуряет фидлинг и сетап Т...
Puperman написал 17 минут назад к новости «Рыцарь-маг». Предзаказ: # Раунд!
Ksedih написал полчаса назад к статье Сценарии в Mage Knight: # Их неуловимо объединяет масса различных оригинальных математически-отт...
Портал в мир приключений [20.09.2018]
Что происходит в мире настольных ролевых игр? Отвечаем.   В этом выпуске: «...
«Игрокон»: три компании — одно пространство
Чем порадуют компании «Студия «Пандора Бокс», «Правильные игры» и GameBoxAdvance...
Голосуем кошельком [19.09.2018]
Что можно поддержать кошельком на краудфандинговых площадках? Отвечаем.   В эт...
С миру по нитке [18.09.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: Crowd Games перен...
На экранах [18.09.2018]
Что происходит в мире цифровых настольных игр? Отвечаем.   В этом выпуске: ...

Краткая история рисовальных игр

23 ноября 2010

Информация

добавить
игры Pictionary
Activity
Нарисуй и угадай
Рисумей
Дата: 23 ноября 2010
Оценка пользователей
8.7010
-

Игры на угадывание слов, продемонстрированных самыми разными способами — от иносказаний до лепки из пластилина, — уже много лет пользуются неувядающей популярностью на вечеринках. Считается, что самой ранней разновидностью такой игры были «Шарады», они же «Ассоциации», они же «Крокодил», в которых загаданное слово нужно объяснять жестами, мимикой и другими движениями. Скорее всего, «Шарады» зародились среди студентов театральных училищ. Когда это случилось, точно установить невозможно, но, скорее всего, в первой половине 20 века, поскольку уже в семидесятых годах в Америке появились первые телеверсии «Шарад».

 

Как и всякая народная (а в данном случае — даже международная) игра, «Шарады» существовали во множестве вариантов, самые радикальные из которых допускали и другие способы объяснения слов, помимо жестикуляции. Одной из самых удачных альтернатив стало рисование: актёрский талант всё-таки не всякому дан, а схематично изобразить что-нибудь может каждый, к тому же рисовальщику не надо преодолевать страх перед публикой.

 

Флипчарт и напитки — непременные спутники рисовальных игр в СШАФлипчарт и напитки — непременные спутники рисовальных игр в США

 

В начале восьмидесятых в компании молодого американца Роберта Энджела любили играть в «Шарады», в которых часть слов надо было показывать, а часть — рисовать. Чтобы выбрать слова для отгадывания, открывали на случайной странице толстый словарь английского языка. В то время вся Америка сходила с ума по настольной викторине Trivial Pursuit, в которой игрокам надо было двигать свои фишки по полю и отвечать на вопросы с карточек. Энджел решил, что любимое развлечение его компании вполне можно превратить в похожую настольную игру.

 

Pictionary

 

Первая в мире рисовальная настольная игра, название которой образовано от слов picture (рисунок) и dictionary (словарь), увидела свет 1 июня 1985 года. История успеха типична для Соединённых Штатов: сначала на одолженные у тётушки деньги Энджел с друзьями напечатал 1000 экземпляров игры, несколько месяцев не мог их продать, а потом словно прорвало плотину и уже к Рождеству разошёлся второй тираж. На следующий год Pictionary заинтересовались компании всеамериканского масштаба, в том числе один из тогдашних лидеров рынка Milton Bradley. Энджел с друзьями почти заключил контакт с MB, но в последний момент те изменили условия, и молодые люди отказались от сделки. В итоге Pictionary занялся Джо Корначиа — издатель, который заведовал производством Trivial Pursuit. К тому времени настольная викторина стала терять популярность, и перед Корначиа стояла необходимость куда-нибудь пристроить миллионы заказанных для неё кубиков и карточек, — поэтому Pictionary, во многом сделанная по лекалам Trivial Pursuit, пришлась как нельзя кстати. В конце восьмидесятых — телешоу, английское издание и первые версии на других языках. К своему двадцатилетнему юбилею Pictionary насчитывала тираж в 31 миллион коробок на 42 языках мира — впрочем, русского среди них не было и, видимо, не предвидится.

 

Первое издание PictionaryПервое издание Pictionary

 

В силу своей иноязычности Pictionary почти неизвестна в России, поэтому на правилах игры стоит остановиться подробнее. В комплект входят игровое поле — фактически, просто счётная дорожка с клетками пяти цветов, — четыре фишки, которыми команды отмечают своё продвижение к победе, кубик, таймер на одну минуту (песочные или электронные часы) и несколько сотен карт со словами — точное количество зависит от версии. Кроме того, для удобства игроков в коробку вложены футляр для карт, четыре карандаша и четыре блокнота. На каждой карте со словами указано пять слов или словосочетаний в пяти разных категориях, соответствующих цветам клеток на поле: P (человек, место, животное и т. п.), O (физические объекты, предметы), A (действия, события), D (сложные слова), AP (all play, «играют все!»). Кроме того, любое слово из первых четырёх категорий может быть обозначено специальным символом — это значит, что на него дополнительно распространяются правила «играют все!».

 

«Ему не объяснили правила» — Pictionary в комиксе Carl's Life

«Ему не объяснили правила» — Pictionary в комиксе Carl's Life

 

Игроки разбиваются на команды и выбирают по фишке. Все ставят их на стартовое поле дорожки — оно относится к категории P. Карты со словами перемешивают. Затем один из игроков стартующей команды тянет карту и находит на ней слово в той категории, на клетке которой находится его фишка. После этого у игрока есть минута, чтобы нарисовать слово, а у его товарищей по команде — чтобы угадать его по рисунку. В случае успеха команда кидает кубик, двигает фишку на выпавшее число очков и тянет новую карту. Категория AP позволяет противникам перехватить ход: такие слова рисуют одновременно представители каждой команды, и те, кто угадает первым, получат право продвинуться вперёд и продолжить ход. Также право хода переходит, если играющая команда не смогла угадать слово.

 

Чудо-кубикЧудо-кубик

 

С переизданиями в Pictionary не только обновлялись набор слов и графический дизайн, но и появлялись новые элементы. Например, юбилейный выпуск 2000 года принёс с собой «кубик испытаний», который мог заставить игроков рисовать с закрытыми глазами или два слова за одну минуту. Ещё через пять лет добавились сложные фразы — если команда угадывала такую, она продвигалась вперёд на два дополнительных поля.

 

Squint: как пишется, так и играетсяSquint: как пишется, так и играется

 

Почти сразу после успешного старта Pictionary в США стали появляться альтернативные рисовальные настолки. В 1987-м стартовало телешоу Win, Lose or Draw, и почти сразу Milton Bradley выпустило одноимённую настолку. В девяностые появились Activity, совмещающая рисование, объяснение и отыгрывание слов, и «Нарисуй и угадай», предложившая индивидуальную игру вместо командной. Интересная интерпретация идеи — игра 2002 года Squint, в которой картинку надо было не рисовать, а собирать из готовых геометрических форм.

 

«Рисовалки» в России

 

Понятно, что для всех игр на изображение и угадывание слов основным препятствием на пути к мировому господству становится языковой барьер. Поэтому у российских любителей скоростного соревновательного рисования выбор невелик: переведённые несколько лет назад «Активити» да «Нарисуй и угадай», а также отечественная новинка этой осени — «Рисумей». Небольшое разнообразие вносит то, что первые две игры выпущены в нескольких вариантах каждая — базовом, детском, дорожном и т. п.

 

«Активити»

 

Австрийская серия Activity производства Piatnik считается сегодня классикой среди настольных игр на угадывание слов. К рисовальным настолкам она может быть причислена только на одну треть: игроки тут не только изображают задания на бумаге, но и показывают их пантомимой и объясняют устно (разумеется, не называя нужного слова или его производных). На русском языке издано пять игр линейки.

 

 

В базовой версии «Активити» (Activity Original) 440 карточек, на которых в сумме указано 2640 слов и словосочетаний. По общему словарному запасу она уверенно занимает первое место на нашем рынке — однако для рисования предназначена только треть от общего количества. Как и в Pictionary, выбор одного из шести слов на карточке диктуется текущим положением фишки на игровом поле. Однако элемент случайности при передвижении фишки из «Активити» исключён: выполнив задание, команда приближается на три, четыре или пять шагов к победе в зависимости от сложности угаданного слова. Помимо карт и поля, в комплект входят четыре фишки и песочные часы. Стоимость русской версии Activity Original — от 1000 рублей и выше.

 

В компактной версии игры, Activity Travel, нет фишек и поля, а число карт сокращено до 55 (суммарно 330 слов, из них 110 для рисования). Все карты одинаковой сложности и приносят по одному победному очку, а выбор категории определяется броском специального кубика. Из-за ограниченного словаря дорожной «Активити» хватит на меньшее число партий, чем оригинал, но и стоит она раза в три дешевле — от 300 рублей.

 

«Активити для детей» (Activity Junior) — это 330 карт по 3 слова (одно в каждой категории). Формально игра рассчитана на участников от восьми лет, однако на деле многие задания оказываются слишком сложными для младшеклассников. Прочие отличия от базовой версии — чисто косметические. Стоимость — 750 рублей и выше.

 

 

На игроков того же школьного возраста рассчитана и «Активити для детей Turbo» (Activity Junior Turbo). На каждой из 220 карт указано по 2 слова, и за минуту исполняющему задание игроку надо объяснить тем или иным способом оба. Вместо песочных часов в коробку вложен механический таймер, видимо, за счёт него игра стала чуть подороже — от 800 рублей в рознице.

 

И, наконец, наименее требовательная к игрокам версия — «Активити для малышей» (Activity for Kids), в которую могут играть даже не знающие грамоты пятилетние дети. Карт всего 165, и на каждой указано только одно довольно простое понятие — рисунок и подпись. Вытянув карту, игрок сам решает, каким способом он будет объяснять слово товарищам по команде. Песочных часов или таймера нет (хотя правила предполагают ограничение хода по времени), фишек всего две, зато это не абстрактные пешки, а симпатичные деревянные слоники. Стоимость аналогична Activity Junior — от 750 рублей.

 

Самое уязвимое место всей «Активити»-линейки — качество локализации, которое сказалось и на переводе правил, и на подборе слов. Время от времени приходится объяснять такие причудливые понятия, как «короткий цикл» (видимо, имелся в виду календарь майя), «игра в волейбол» (почему не просто волейбол?), «плавник рыбы» (а кто-нибудь видел плавники у птиц?), «наклонный спуск» (можно подумать, спуск бывает не наклонным), «ловля рыбы в океане» (а например, в море — уже не то) или даже «ключи, забытые по рассеянности дома». Справедливости ради надо заметить, что всё это примеры из «взрослых» Activity, а детские редакции всё-таки относятся более бережно к своим игрокам.

 

«Нарисуй и угадай»

 

Под таким названием в России продаётся серия рисовальных игр финской компании Tactic. Ключевое отличие от Pictionary — участники не объединены в команды, а играют каждый сам за себя, а в случае «взятия» слова победные очки получает и рисовавший, и угадавший. Впрочем, командная игра описана в правилах в качестве варианта. В серии 4 версии игры, все изданы на русском языке.

 

 

Оригинальная «Нарисуй и угадай» (Draw Out) предлагает игрокам 300 карточек по 6 слов из разных тематических категорий: предмет, действие, природа, человек/персонаж/профессия, техника, устойчивое выражение. Всего 1800 понятий — худший показатель среди базовых версий, хоть и только на 10% уступающий «Рисумею». Клетки поля раскрашены в цвета, соответствующие шести категориям. В свой ход игрок двигает фишку согласно броску кубика, тянет карту, находит на ней слово того же цвета, что и клетка, на которой он остановился, и пытается за минуту нарисовать его так, чтобы угадал кто-нибудь из соперников. Отгадавший также продвигается вперёд на фиксированное число клеток. Если же задание не будет выполнено, на следующих ходах игрок не сможет продвинуться вперёд, пока успешно не нарисует слово той же категории.

 

 

От несколько странной системы подсчёта очков — по логике, игрок сначала должен выполнить задание, а уже потом продвинуться к победе, — отказались в детской версии, «Нарисуй и угадай для малышей» (Draw Out Junior). Здесь фишка перемещается по полю уже после того, как слово будет угадано. В комплекте 150 карт, на каждой по 4 слова, причём одно из них сопровождается иллюстрацией — неграмотные игроки всегда выбирают его независимо от положения на поле. Три другие категории — объекты, животные/природа, образы/профессии. Обе версии игры — взрослая и детская — изданы в длинных коробках а-ля Alias, помимо карт и поля в них по 6 фишек, песочные часы, карандаши и блокнот для рисования. Розничная цена — от 600 рублей.

 

 

Компактные версии обеих «Нарисуй и угадай» также похожи. В них по 50 карт (соответственно, 300 слов во взрослой и 200 слов в детской), часы, карандаш, блокнот для рисования, кубик. Вместо поля и фишек — набор бланков с изображением всё тех же счётных дорожек, на которых надо вычёркивать пройденные клетки. Купить компактные «Нарисуй и угадай» можно по 250 рублей и дороже.

 

К русской локализации Tactic подошла ответственнее, чем Piatnik: правила переведены вообще образцово по сравнению с «Активити», на картах попадаются отечественные народные реалии типа «избушки на курьих ножках». Впрочем, грамматическому нацисту и тут есть где разгуляться: «прыгать на скакалке» (а не со скакалкой или хотя бы через неё), «погружной насос» (неспециалисту никогда не придёт в голову, что нарисованный насос именно погружной), а детям предлагается изобразить «джин в бутылке» вместо «джинна в бутылке».

 

«Рисумей»

 

 

В «Рисумее» всего 200 карт, но, поскольку они двусторонние (как и в Pictionary), игра предлагает для рисования и угадывания 2000 слов и словосочетаний в пяти категориях: предметы, действия, имена собственные, занятия и характеристики людей, абстрактные понятия. «Рисумей» обходится без поля, кубиков и фишек. Каждой команде выдаётся комплект карт заданий — от него зависит, какие категории будут задействованы в ходе игры. В свой ход команда сама решает, какую категорию выбрать, в зависимости от способностей рисующего. Победные очки указаны прямо на картах заданий — если команда угадала слово, она помещает карту себе в зачёт, иначе карта возвращается команде и должна быть снова использована в один из следующих ходов. Также имеются карты испытаний, которые облегчают или усложняют судьбу рисовальщика (подобно аналогичному кубику в юбилейном издании Pictionary), — их команды также могут использовать на своё усмотрение.

 

Карты заданий в «Рисумее»Карты заданий в «Рисумее»

 

По сравнению с другими рисовальными играми, как локализованными у нас, так и нет, «Рисумей» предлагает более управляемый игровой процесс: благодаря сознательному использованию карт заданий и испытаний фактор случайности, неизбежно связанный с приходом слов из колоды, несколько смягчается. Подбор слов также более осмысленный, чем в переводных аналогах. Из недостатков можно отметить чрезмерно объёмные и перегруженные разъяснениями правила, а также тонкий картон. Из достоинств — компактность, нетривиальный дизайн и розничную цену от 500 рублей.

 

* * *

 

Все продающиеся в России рисовальные настольные игры основаны на общем принципе: один из игроков вытягивает карту с указанными на ней словами и рисует одно из них, а остальные стремятся как можно быстрее угадать слово. Условно игры жанра можно разделить на групповые (один участник команды рисует, другие угадывают, победные очки получает вся команда) и индивидуальные (один игрок рисует, все остальные угадывают, победные очки получают рисовавший и угадавший), однако с минимальными изменениями в групповые игры можно играть по правилам индивидуальных и наоборот. Также игры отличаются способом выбора слова на карточке: полностью сознательный («Рисумей»), случайный («Нарисуй и угадай», Activity Travel) и теоретически осознанный (в базовой «Активити» можно выбрать карточку определённой сложности, чтобы после выполнения задания перейти на нужную клетку поля — но на практике этим не всегда пользуются).

 

Словарный запас имеет значение!Словарный запас имеет значение!

 

Джентльменский набор-минимум для рисовальной игры — карточки со словами и таймер. Включение в комплектацию поля и фишек следует признать скорее данью традиции, чем игровой необходимостью — и «Рисумей», и «дорожные» версии других игр замечательно без них обходятся. Дополнительную заботу об игроках — вложенные в коробку карандаши и блокноты для рисования — проявили только финны в «Нарисуй и угадай».

 

игра

возраст

максимальное число команд

число слов

цена

Активити

12+

4

2640*

1050

Activity Travel

8+

**

330*

300

Активити для детей

8+

4

990*

750

Активити для детей Turbo

8+

4

440*

800

Активити для малышей

4+

2

165***

750

Нарисуй и угадай

10+

6

1800

600

Нарисуй и угадай. Компактная версия

10+

**

300

250

Нарисуй и угадай для малышей

5+

6

600

600

Нарисуй и угадай для малышей. Компактная версия

5+

**

200

250

Рисумей

10+

4

2000

500

* для рисования предназначена треть от этого количества

** механика игры не ограничивает число команд

*** игрок самостоятельно решает, как будет показывать слова

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
ZoRDoK написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Отмотал вниз, чтобы убедиться - венцом творения признан Рисумей.

Настоящей актуальной и современной игрой на рисование является Identik, который едва не получил премию SdJ 2010. Это и интересная соревновательная механика, и классный юмор, и рисование. Рисумей рядом не стоял.

oranged написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Кхе, а меня Telestrations заинтересовала в качестве компанейской забавы для празднеств.

ZoRDoK написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Да, надо бы посмотреть, за что там дали приз на бгг ей =) Вообще, пати гейм пока - заповедный лес для настольщиков. Пятник пророс бурьяном на безрыбье.

oranged написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Я уже глянул. (:

Greta написал 7 лет назад: # скрыть ответы

А мы уже опробовали )) Использовались карточки от «Активити» и блокнотики купленные в «Союз Печати». Очень весело совместить идею народного рисования с игрой детства «сломанный телефон». Было море позитива и смеха до коликов в животе, пиво внесло свои коррективы))

А вот похожая на Telestrations игра уже года два на «Принтфане» висит — «Рисофон»: http://printfun.ru/risofon

oranged написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Кстати, в статье представлены игры нашего рынка (и русскоязычные), а Identik я в магазинах не заметил.

Valenox написал 7 лет назад: #

А разве политика редакции не предусматривает формирование вкусов и рынка? Или только констатация отечественной действительности, какой бы убогой она не была?

/nothing personal/

Это всё равно что сравнивать Uno и Lost Cities, потому что и там, и там есть карты. Identik основан всё-таки не на принципе Pictionary (а статья о нём и его клонах) и не продаётся в России.

ZoRDoK написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Статья называется "краткая история рисовальных игр". =) Это всё равно что если озаглавить статью "краткая история карточных игр" и всю посвятить, скажем, Зельеварению.

В первом абзаце статьи тема формулируется довольно чётко :-) И тогда становится понятно, что Identik в её рамки не вписывается. Хотя, судя по твоему отзыву, ты ограничился названием статьи и проматыванием текста вниз :-)

ZoRDoK написал 7 лет назад: #

Перед тем, как прочесть такую простыню текста, я сначала бегло смотрю, о чём она. =)

Список игр явно рассчитан на патигеймеров и семейный досуг, и не выходит за рамки давно известных у нас на рынке марок, поэтому я решил прояснить вопрос с названием статьи. К сожалению, это совсем не краткая история, а обзор некоторых популярных на нашем рынке развлечений.

Valenox написал 7 лет назад: # скрыть ответы

В колонке "возраст" для таких игр нужно указывать не стартовый, а предельно допустимый. Напр., "8-".

Типа старпёров просим не беспокоиться? :-)

Valenox написал 7 лет назад: #

Примерно так. Или "раздаточный материал для продвинутых групп детского сада"))

oranged написал 7 лет назад: #
Тема статьи

Я так понимаю, что статья не о «рисовальных» играх в общем, а об их частном случае с угадыванием.