-AdRiver-
Scorpion написал 28 минут назад к игре Codex: стратегия в карточном времени - Базовый набор: # Альбомы и коврики появились в гаге. На сайте вроде пока не добавили, н...
Fandorin написал полчаса назад к новости «Тайны Аркхэма» на CrowdRepublic: # блин, это очень классная новость)) особенно для любителей настолок по ...
oranged написал полчаса назад к игре Карты Конфликта Сборник ваших тупых идей: # Предупреждение за излишнюю фамильярность.
Windheart написал полчаса назад к статье Планета Астерос: # Дык я не спорю. На вкус и цвет... как говориться. Но вообще выбор дл...
maximka написал полчаса назад к игре Захват колоний: # Здравствуйте. А где можно приобрести Люкс версию?
С миру по нитке [18.06.2018]
Порция новостей из мира настольных игр.   В этом выпуске: «ПРОСТОРОБОТ» раб...
Обзорная башня [18.06.2018]
В этом выпуске: обзор игры Last Night on Earth, предыстория игрового мира игры «...
«Тайны Аркхэма» на CrowdRepublic
Стартовал предзаказ на русскую версию Mythos Tales.
Первый Национальный турнир по «Кросмастеру»
Этого события русскоговорящие игроки в «Кросмастер» ждали больше 3 лет.
Пролог покорения Марса
«Лавка игр» открыла предзаказы на «Покорение Марса. Пролог»

vladdrak

Любовь номадов

Игры-История-Культура №51, 09 апреля 2013

Информация

добавить
игры Mancala
проекты Игры-История-Культура
Дата: 09 апреля 2013
Оценка пользователей
9.1712
-

Нельзя украсть скот чужака, не заходя в его земли.

Кенийская пословица.

 

В честь сегодняшнего героя статья должна была быть написана давным-давно. Хотя бы из уважения к бурной биографии. Тут и утверждения поклонников игры, что это одна из самых древних игр человечества; и открытие, совершённое во время игры, значительно изменившее известный нам мир; и убийства лидеров государств за этой игрой, причём не только в минувшие времена, но и в 20 веке. Обо всём этом я расскажу далее. Но сперва о том, почему я тянул с написанием этой статьи.

 

У всех игр, упоминавшихся в предыдущих статьях, есть одна общая черта. Я могу в них играть. В сегодняшнюю игру я тоже могу играть. Правила несложны, и сделать ход по правилам я смогу. Но я не могу оценить — плохой ход или хороший я сделал. И поэтому не могу выбрать из возможных ходов лучший. И, пусть слишком самонадеянно из собственной неумелости делать глобальные выводы, может быть причина этого как раз в разнице культур. Как известно, оседлый образ жизни дал людям возможность придумывать разные излишества, совершенно ненужные гордым кочевникам. Например, письменность. И доказать не могу и сослаться на авторитеты тоже, но полагаю, что настольные игры такое же излишество. Кроме этой.

 

Ведь её можно не возить в багаже. Несколько ударов пяткой по земле да горсть любых небольших предметов: камешков, зёрен, ракушек — вот и всё, что понадобится. Хотя со временем появились и более дорогие варианты — с разукрашенными досками и всевозможными фишками, включая и изготовленные из чистого золота. Но с самого начала это была игра кочевников. Пора уже и мне написать фразу, которая есть во всех статьях про Манкалу: «Не существует такой игры, как Манкала. Это название используется для обозначения целого семейства игр, но нет отдельной игры с таким названием.» Один из крупнейших специалистов по истории настольных игр Гарольд Мюррей опубликовал за свою жизнь две книги — «История шахмат», 1913 год, и «История настольных игр, кроме шахмат», 1952 год. Так во второй приведено более 200 вариантов манкалы. Сейчас уже уверено можно говорить о существовании более 300 игр.

 

Я же остановлюсь на самых известных играх, чтобы дать общее представление. И начну с Вари (Wari, Ware, Owari, Oware, Warri, Ayo и ещё пара десятков названий). Уж больно симпатична одна из легенд возникновения названия. В 18 веке племя ашанти создало могущественное африканское государство. И король Катакие Первый, когда к нему приходила пара, которая хотела развода, заставлял просителей играть в Вари. Если муж с женой играли партию от начала до конца, то вне зависимости от того, кто победил, король произносил Ware. Т.е. «женаты». Если люди могут играть вместе в настольную игру, то у них нет проблем с семейной жизнью, которые они не могут преодолеть. И этот же король развязал войну с соседним королевством Денкерой, которое не хотело добровольно платить дань ашанти. И король Денкеры погиб за партией в вари.

 

 

Игра происходит на поле из двух рядов по шесть ячеек. Боковые, большие по размеру ячейки — это накопители, амбары, калахи. Т.е. места, куда игроки складывают выигранные фишки. Давайте я буду использовать это слово. Хотя чаще всего фишки в играх семейства манкала называют семенами. Но вариантов много — коровы (взятая эпиграфом пословица — она про игру, а не про настоящий разбой), свиньи, дети, рабы, ракушки, бобы и т.д.

 

Игроки начинают с 4 фишками в каждой ячейке. В свой ход игрок берёт все фишки из одной из ячеек на своей половине поля и начинает раскладывать их против часовой стрелки по одной в ячейку. Если ход закончился на половине противника и в ячейке 2 или 3 фишки, то они выигрываются. Если в предыдущей тоже 2 или 3 — то и они выигрываются, и т.д. Ну а если в ход игрока на его половине нет фишек, то он проиграл. Хотя, если в начале хода у противника нет фишек, то необходимо сделать такой ход, чтобы они появились. Кто набирает больше половины фишек — тот и побеждает.

 

В книжной серии 3М Алекс Рэндольф выпустил свою игру Oh-Wah-Ree. Т.е. практически Овари:

 

 

При двух игроках правила ничем не отличаются от Вари. Но можно играть и 3 или 4 игрокам. Тогда каждому достаётся меньше своих ячеек — 4 или 3 соответственно. И ход можно делать по своему выбору —по часовой или против часовой стрелки. Все остальные правила совпадают.

 

В восточной Африке более популярна игра Бао. Именно за ней был убит президент Занзибара, шейх Ахмад Абейд Каруме. Ибо нечего в бывшей английской колонии заявлять о начале строительства коммунизма. Но не будем о политике, лучше об игре.

 

Бао (в переводе с суахили «доска») — самая сложная из всех игр семейства, игра проходит на доске из 4 рядов по 8 ячеек в каждой. Четвёртая справа ячейка во втором ряду каждого игрока отличается формой — это Дом. В начале игры выкладываются по 6 фишек в дом и по две фишки в две ячейки справа от него. Остальные фишки остаются в руке и вводятся в игру постепенно. Здесь на чужую половину поля не ходят, все движения фишек осуществляются по своим двум рядам. И те ряды, которые ближе к игрокам, защищены от захвата. А вот в средних идёт постоянная борьба за овладение фишками противника.

 

 

 

 

Чонгкак (по основной версии название происходит от малайского «считать в уме), он же Чонка, Сунка, Дакон и т.д. — игра не африканская. Она распространена в Азии.

 

 

Самый успешный фильм в истории малазийского кино — это фильм ужасов «Чонгкак». Муж покупает своей семье бунгало для отдыха у озера. А в бунгало обнаруживается старая игра. И призрак старой дамы, который каждую ночь приходит играть.

 

В этой игре тоже два ряда, в каждом, как правило, нечётное число ячеек, чаще всего семь. И по семь фишек в каждой ячейке. В свой ход игрок берёт фишки из ячейки и по часовой стрелке их раскладывает, пропуская калах противника, но кладя фишку в свой. Если последняя фишка кладётся в калах, то игрок получает право на ещё один ход. Если кладётся в свою пустую ячейку напротив непустой ячейки противника, то все фишки из ячейки противника забираются в свой калах.

 

Если читатели знакомы с правилами игры Калах, то они заметили, что автор игры взял поле от Вари, а правила от Чонгкака, уменьшив число фишек в ячейках так же, как уменьшилось и число ячеек — до шести.

 

 

В разные времена в разных странах существовали различные игры семейства Манкала, объединённые одним названием Мангала. Популярная в Турции в 16-18 веках Мангала моложе вышеупомянутых игр, но ей ещё предстоит сыграть свою роль в дальнейшем повествовании.

 

Правила очень похожи на Вари. Только в каждой ячейке по 6 фишек. И фишки выигрываются по тем же правилам, но не при 2 или 3 фишках в ячейке, а при 2, 4 или 6. При этом всё равно, на чьей стороне поля закончен ход.

 

И, рассказав о некоторых вариантах игры, хочу перейти к её истории. Которая очень напоминает анекдот:

 

— Мы нашли в раскопках проволку тысячелетней давности, это доказывает, что у нас уже тогда был проводной телеграф.

— А мы не нашли, что доказывает, что у нас уже тогда был беспроводной телеграф.

 

Как я говорил в начале — не дружили кочевники с письменностью. За что игра нынче расплачивается.

 

Время от времени кто-то из археологов заявляет, что обнаружил поле для манкалы 5 или 7 тысячелетия до нашей эры. А другие археологи вместо того, чтобы закричать «О, мудрейший!», начинают задавать вопросы: «А почему у этой манкалы все ямки разного размера? А у этой почему ряды ямок не параллельны, а расходятся под углом?». В общем, проявляют здоровый скептицизм. Долгое время игра датировалась 1400 годом до нашей эры. После того, как в 1909 году египтолог Генри Паркер заявил, что он обнаружил поле для игры при раскопках. Но сейчас эта версия поставлена под сомнение. Так как, во-первых, Паркер слишком часто находил различные поля для манкалы, а во-вторых, так и остался единственным египтологом, которому удалось это сделать. Хотя идея, что манкала была известна древним египтянам, по-прежнему используется в коммерческих целях. Посмотрите на изображённую выше игру Oh-Wah-Ree. Египетские мотивы в оформлении очевидны. А в ГДР в 70-80-е годы была популярна игра Ägyptisches Muschelspiel. Т.е. «Египетская игра в ракушки». Поле 2х6 без накопителей, в начале в ячейках по пять фишек, ход делается по часовой стрелке. Если в нескольких соседних ячейках на конец хода по одной фишке, то эти фишки убираются из игры. Подсчёта взятых фишек нет, проигрывает тот игрок, у которого на начало его хода на его стороне нет фишек.

 

Если о существовании манкалы в египетской культуре учёные сейчас склоняются дать однозначный отрицательный ответ, то вопрос «римской манкалы» пока ответа не имеет. Самое древнее поле, которое могло бы быть полем для манкалы, обнаружено в заброшенном в 4 веке нашей эры римском форте в Египте. Проблема в том, что при большом количестве дошедших до нас древнеримских и древнегреческих текстов нигде не упоминается эта игра. Поэтому можно допускать, что у римлян была другая игра на схожей доске.

 

Найденные в Эфиопии фрагмент поля и камни датируется 6 веком нашей эры. По этой же находке BGG датирует игру ориентировочно 550 годом. Дальше пошло легче — персидские поэты с 8-го века упоминают игру в своих поэмах. Вьетнамский учёный Мас Хиен Тич в 11 веке придумывает «секретные числа». Мы их сейчас знаем под названием отрицательных. Пусть он это сделал пятью веками позже индийца Брахмагупты, зато остался задокументированный факт, что открытие свершилось за игрой в манкалу.

 

И тут я позволю себе пропустить несколько веков и перескочить сразу в 17-й, когда игра становится известной в Европе. В 1620-21 годах английский исследователь Ричард Джобсон осуществил путешествие в Африку, в Эфиопию. И в 1623 году издал о нём книгу Golden Trade. В которой писал: «В середине дня мужчины выходят и садятся в тени деревьев отдохнуть и подышать свежим воздухом. У них есть лишь один способ отдыхать. Между двумя ставится доска с большими отверстиями. И игроки начинают принимать друг от друга камушки. Надо, чтобы один обладал всеми этими камнями.» Считается, что это первое упоминание в Европе об игре Вари.

 

 

В 1648-55 гг. француз Этьен де Флакур был губернатором Мадагаскара. И по возвращении в Европу тоже написал книгу «История острова Мадагаскар» (1658). В которой описал игру аборигенов Мадагаскара Фифангу, один из вариантов Бао. Играется тоже на четырёхрядной доске, только нет поля «дом» и другая начальная расстановка фишек.

 

Третий герой — немец, к тому же никогда не покидавший Европу. Хиоб Людольф был одним из лучших филологов 17 века. В составленном им «Эфиопско-латинском словаре» (1699) описывается игра Габата. Кстати, непонятно, почему по описанию Джобсона считается, что он видел в Эфиопии Вари. Точно так же это может быть и Габата. Она во многом похожа на Вари, но играется на трёхрядной доске. Каждому игроку принадлежит свой ряд и правая половина среднего ряда. В ячейках на начало игры по три фишки. Если раскладывание фишек закончилось не на пустой ячейке, игрок берёт из неё камни и продолжает раскладывать. А если на пустой — он выигрывает все фишки из двух других ячеек соответствующего столбца.

 

Во второй части повествования вас ждут Екатерина Великая, Вильям Чемпион, Нурсултан Назарбаев и много чего ещё.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
terjul написала 5 лет назад: #

Теперь понятно откуда Фелд взял идею механики для своей игры Trajan...