Предзаказ фандопов к Древнему Ужасу | |
Запустил сбор на несколько дополнений к Древнему Ужасу и сейчас о них расскажу. ... | |
Предзаказ на вторую редакцию Pathfinder | |
Вторая книга обновленной второй редакции Pathfinder. | |
Предзаказ на Worms | |
Червяки - теперь и на столе. | |
С миру по нитке [01.10.2024] | |
Россыпь новостей из мира настольных игр. В этом выпуске: Анонсы игры от... | |
«Лавка игр» открыла предзаказ на «Пернатые» | |
Милые птички могут не только позировать на веточках и красиво щебетать под окном... |
игры |
Race for the Galaxy: The Brink of War
Борьба за галактику: Перед бурей Race for the Galaxy: Rebel vs Imperium Борьба за галактику |
персоны |
Том Леманн
|
компании |
Rio Grande Games
|
Дата: | 17 декабря 2010 |
9.7967 |
- |
Человечество расселилось по множеству планет, которые затем пошли своими собственными путями развития. Кто-то развивал промышленность, кто-то культуру и искусство, кто-то туризм... Кто-то «встал на тропу войны», а кто-то взялся совершенствовать саму человеческую природу путём генетических экспериментов. Постепенно людям перестало хватать места, но тут был изобретён гипердвигатель, и каждый сложившийся к тому времени мир начал свою политику галактической колонизации.
В её процессе были обнаружены артефакты и планеты древних галактических рас. Открыватели изучили их и поставили себе на службу. Были сделаны и собственные открытия, как генетические, так и технологические. Естественным образом это привело к тому, что активность вышедшего на галактический простор человечества резко усилилась. Появились целые империи — и, конечно, не обошлось без появления тех, кто этими империями остался недоволен!
Политические амбиции в сочетании с технологическим ростом привели к обострению отношений между галактическими государствами, которые были когда-то единым человечеством. Взрывная экспансия привела к тому, что уже и целой Галактики стало казаться мало. Начались пограничные конфликты, некоторые из которых носили откровенно политический характер, а некоторые были простыми рейдерскими захватами из чисто хищнических соображений...
«Борьба за галактику»: оригинальное и русское издания, а также три дополнения
После шумного успеха настольной игры «Пуэрто-Рико» (случившегося в 2002 году) было решено выпустить её карточную версию. В основе должна была лежать механика выбора ролей, каждая из которых давала некоторый бонус выбравшему её игроку.
Проекты такой игры разрабатывались несколькими дизайнерами, а итоговое предпочтение было довольно предсказуемо отдано версии от Андреаса Зейферта (автора самогó «Пуэрто-Рико»), пошедшей в тираж под названием «Сан-Хуан» (2004). И вся эта история могла бы остаться незначительным эпизодом настольно-игрового бизнеса, если бы в ней не участвовал Томас Леманн — малоизвестный и не очень успешный автор.
Хотя его проект был отвергнут, Том не стал унывать. Взяв из него некоторые идеи, он объединил их со своими более старыми идеями из «Битвы за звёзды» («Duel for Stars» — коллекционно-карточная игра космической тематики, которую Леманн разрабатывал в 1990-е годы, и которая тоже не была опубликована). Так родилась Race for the Galaxy, вышедшая в 2007 году... и оказавшаяся заметно успешнее «Сан-Хуана»!
В последующие три года вышли три дополнения к игре, а Том перестал быть малоизвестным и не очень успешным. 2009 год ознаменовался двумя примечательными событиями: игра была локализована (под названием «Борьба за Галактику»), а издательство Rio Grande Games дало официальное разрешение на выпуск компьютерной версии игры с использованием оригинального оформления.
Как нетрудно понять из игровой легенды, речь идёт о построении несколькими игроками своих собственных галактических государств. Каждый начинает с одного-единственного стартового мира, который даёт преимущество в той или иной области.
Старушка-Земля, к примеру, давно перестала что-то производить и превратилась в этакую смесь торгового центра и галактической биржи. Воинственные жители Новой Спарты не любят ни работать, ни торговать, зато являются большими специалистами по военной части. Населению системы, чья звезда вот-вот превратится в сверхновую, добровольцы помогут колонизировать любую подходящую для житья планету, не считаясь ни с какими усилиями и затратами...
В игре есть два вида карт, которые делятся на миры и технологии. Названия эти немного условны: например, гигантский боевой корабль Древних Рас вполне пригоден для заселения и относится к мирам, а технологиями считаются и организации (хотя бы институт изучения тех же Древних Рас), и отдельные специалисты (например, дипломат-переговорщик).
В свою очередь, среди миров можно найти планеты с производственными мощностями и запасами ресурсов. То, что на них производится или добывается, может быть продано и/или израсходовано на различные потребности государства. При условии, конечно, что государство имеет торговые возможности или эти самые потребности.
Некоторые карты — как миры, так и технологии — несут на себе ключевые слова, обозначающие их отношения к тем или иным распространённым в фантастике реалиям: TERRAFORMING (преобразование планет), UPLIFT (привет от Дэвида Бринна и его знаменитой серии про Возвышение), IMPERIUM/REBEL (имперцы и повстанцы — ну как же не вспомнить «Звёздные Войны»?) и т.п. Такие карты могут по законам жанра взаимодействовать между собой: имперцы воюют с повстанцами, генетически выведенные солдаты помогают воевать, на преобразованных планетах облегчается добыча полезных ископаемых...
Несколько карт из разных наборов игры
Вообще, взаимодействие карт и их эффектов является основой игры. Оно может быть очень сложным (особенно при использовании расширений)... но мало разыграть карты на стол — нужно ещё заставить построенные цепочки эффектов работать!
Жизненный цикл галактических государств состоит из нескольких фаз — до шести (точнее, пяти с половиной) в каждом раунде. Каждый игрок сам выбирает, чтó ему нужнее в данный момент, берёт соответствующую карточку из специального комплекта, и кладёт её в середину стола. После того, как все сделали свой выбор, карточки переворачиваются, и выясняются фазы, которые будут сыграны на сей раз.
Ключевой момент: все открывшиеся фазы будут иметь место для всех игроков (за одним исключением, о нём чуть ниже), но каждый игрок будет иметь небольшой бонус к выбранной им фазе. Давайте посмотрим, какие возможности и бонусы тут есть (фазы всегда срабатывают в указанном порядке, в скобках указаны их названия из официальной локализации):
Важно помнить, что любая из разыгранных на стол карт может менять для своего хозяина условия отыгрыша любой из фаз! Например, есть карты, позволяющие продавать дороже. Есть карты, позволяющие «улучшаться» дешевле... ну, и так далее.
Игра заканчивается, когда выполняется хотя бы одно из двух условий: либо кто-то разыграл у себя на стол 12 или более карт, либо опустошился «банк победных очков» (его размер зависит от числа играющих). Очки — как набранные при потреблении специальными жетонами, так и указанные на разыгранных картах — определяют победителя.
Если попробовать выразить суть игры двумя словами, то лучше всего её передадут слова «паразитический конфликт»: игроки соперничают, действуя не только по своей инициативе, но и пытаясь извлечь выгоду из фаз, заявленных противниками. Или — на уровне мастера — даже пытаясь прогнозировать чужие действия к своей вящей пользе!
Когда играют всего два человека, то отслеживать шаги оппонента проще. Поэтому для двоих предусмотрен специальный вариант дуэльной игры, усложнённый по сравнению с обычным: на каждом ходу можно заявить не одну фазу, а сразу две. Грамотно действуя и подлаживаясь под чужие действия, можно развиться очень быстро! Если же играют более чем двое, то уследить за всеми, конечно, становится проблематично. Но, с другой стороны, больше игроков — больше заявленных фаз, так что динамика игры не страдает.
Следует отметить, что используемые в Race for the Galaxy карты несут на себе множество условных значков-пиктограмм, показывающих бонусы к игровым фазам. Их обилие и разнообразие могут отпугнуть новичка, но поддаваться панике не стоит: система обозначений продумана чрезвычайно грамотно и усваивается очень быстро. Нестандартные эффекты к тому же дублируются текстом.
Базовая игра Race for the Galaxy
Основа игры (собственно, Race for the Galaxy, локализованной в 2009 году) предназначена для 2-4 игроков и как нельзя лучше подходит для первого знакомства и обучения. Из всех вариантов, которые можно построить при помощи дополнений, «база» является наименее конфликтной (если здесь уместно это слово) и сáмой, скажем так, простой.
В базовой игре каждый участник действует целиком внутри своего собственного галактического государства, а прямые вмешательства в чужую деятельность невозможны (по игровой легенде это самое начало экспансии, когда люди только расселяются по новым мирам, и им пока не до конфликтов). Всё взаимодействие происходит на уровне упомянутого «паразитизма», а новички так вообще могут играть практически в режиме пасьянса «каждый сам у себя», лишь в конце партии сравнивая успешность государственного строительства.
Но для знакомства с игровой механикой основа подходит идеально. Здесь есть все возможности по построению и эксплуатации цепочек эффектов, а обозначения на картах покрывают почти все мыслимые в игре ситуации, так что их можно без проблем освоить и привыкнуть к ним.
Основа тем более хороша для обучения, что некоторые входящие в комплект карты специально помечены как «учебные стартовые наборы». Дать их новичкам — и первые два-три хода будут достаточно очевидны; за эти ходы новички более-менее освоятся с игровым процессом, а дальше можно продолжить уже по-настоящему.
Сразу можно и нужно заметить, что дополнениями к игре нельзя пользоваться без базового набора. Они лишь расширяют игру, но не дают возможности строить игровой набор «с нуля». Заметим также, что на данный момент ни одно из дополнений пока не локализовано.
Race for the Galaxy: The Gathering Storm
Перевести название этого дополнения не так-то просто. По основному смыслу оно означает собирающуюся грянуть бурю, однако имеется и некоторый намёк на второй смысл — резкое усиление хватательной активности. На российских сайтах (интернет-магазины и т.п.) первое дополнение чаще всего упоминается под названием «Тучи сгущаются».
Оно вполне точно передаёт идею: по игровой легенде человечество ещё не дошло до военных конфликтов, однако уже активно начинает готовиться к ним. Резко усиливаются производственные мощности, которые работают на гонку вооружений, а обнаруженные при исследованиях артефакты и технологии Древних Рас вовсю привлекаются для военных целей. На политической арене новоявленные галактические государства начинают меряться рейтингами...
Первое дополнение можно смело рекомендовать игрокам без всяких оговорок и условий. Игра всё ещё остаётся бесконфликтной, а вот нововведения привносят в процесс очень привлекательные возможности.
Главное нововведение заключается в игровых целях. В комплект входит несколько жетонов, из которых перед началом партии выбирается некоторое подмножество. Эти жетоны объявляют задачи для игроков, и выполнение каждой приносит победные очки.
Задачи делятся на две категории: «приоритеты» и «превосходства». Первые требуют сделать что-то раньше всех других игроков (например, первым набрать у себя бонусы ко всем игровым фазам); вторые предлагают иметь что-то в количествах, бóльших, чем у других (например, больше всех — и не менее четырёх — производящих миров). Жетон «превосходства», кстати, может перейти к другому игроку, если тот превзошёл текущего владельца по требуемому показателю!
Разумеется, дополнение содержит новые карты, которые приводят игровой процесс в соответствие легенде. А ещё в коробочке можно найти добавочные стартовые миры и карты выбора фаз, делающие возможным игру впятером, бланковые карты для реализации собственных задумок, и — самое необычное — набор материалов для соло-игры против «робота» с хитро и умно устроенным алгоритмом действий (описание которого занимает немалую часть буклета правил).
Race for the Galaxy: Rebel vs Imperium
Человечество делает следующий шаг в своём галактическом развитии: у отдельных правителей возрастают аппетиты и появляются имперские амбиции. В ответ появляются «борцы за свободу»... и глядя на всё это, кое-кто тоже не прочь отхватить планету-другую у соседа. Была бы соответствующая армия.
Основным новшеством второго дополнения являются захваты, позволяющие присвоить себе чужой мир. Правда, захватнических карт пока мало (всего три, одна из которых одноразовая — военные конфликты ещё являются редкостью), но эта возможность уже сейчас может решить исход партии. Особенно если производить захват грамотно, так, чтобы в случае успеха оказалась выполненной какая-то из игровых целей.
Остаться в стороне от конфликтов пока ещё можно. Достаточно не связываться ни с Империей, ни с повстанцами (т.е., не разыгрывать на стол соответствующие карты) и не лезть в гонку вооружений (т.е., поддерживать свою военную мощь нулевой или отрицательной). Можно и вовсе играть с запрещёнными захватами (в правилах автор рекомендует применять такой запрет через раз в каждой второй партии). Но в целом это дополнение придаёт игре ярко выраженный агрессивный характер, и любителям мирного сосуществования оно, скорее всего, не понравится.
Если же вы любитель агрессии, то специально для вас правила предлагают сценарий «Повстанцы против Империи». Он играется вдвоём, и каждый игрок олицетворяет одну из противостоящих сторон. Стартовые миры соответствующим образом заданы изначально, а к начальной раздаче добавляются имперские и повстанческие карты агрессии. Далее цитата: «Захваты разрешены. Удачи вам!»
Поскольку военная мощь становится очень значимым фактором, в комплект дополнения включены счётные линейки, на которых каждый игрок может откладывать её специальными маркерами: желательно, чтобы все видели, кто насколько силён.
Счётчики военной мощи
Комплект также включает карты для шестого игрока (хотя игра вшестером — уже сомнительная идея), новые жетоны целей, материалы для адаптации соло-игры... ну и, конечно же, дополнительные карты.
Кстати, увеличение колоды (а она с двумя дополнениями становится заметно толще) привело к небольшой добавке в правила. Теперь в начале игры каждый получает не один стартовый мир, а два: военный и гражданский. Глядя на пришедшие в руку карты, нужно выбрать один из них и оставить, а другой сбросить.
Вторым дополнением можно пользоваться в отсутствие первого, хотя автор и не рекомендует это — придётся отказаться от игры с целями.
Race for the Galaxy: The Brink of War
«На грани войны»... именно здесь по игровой легенде находится человечество в третьем по счёту расширении. Сам Том Леманн писал, что представлял себе ситуацию, примерно соответствующую осени-зиме 1939 года: великие державы вовсю решали свои политические задачи, и по Европе уже полыхали локальные конфликты... но газеты рассуждали о «странной войне», и никто — почти никто — не осознавал, что это начало войны мировой.
Да, конфликты всё ещё носят локальный характер, и их не так чтобы очень много — но уже больше, заметно больше, чем было прежде! Если раньше агрессивные карты позволяли захватывать только военные миры, то теперь уже и гражданские планеты могут подвергнуться агрессии. Если раньше захваты чужих планет позволяли себе лишь повстанцы и имперцы, то теперь уже любой галактический правитель при наличии сильной армии может попытаться проводить такую политику. Наконец, если раньше агрессоры именно захватывали чужие миры, то теперь появились технологии, позволяющие их безжалостно уничтожать. Да-да, в игре появилась самая настоящая Звезда Смерти!
С другой стороны, на политической арене существуют и противоположные тенденции: в третьем дополнении есть возможность строить свою стратегию на отрицательной военной мощи, и даже блокировать чужие захваты — причём направленные против любого игрока.
Но самым главным новшеством является новый игровой ресурс, называемый галактическим престижем. Здесь проще всего предоставить слово автору:
«Престиж представляет собой нечто вроде сравнительного авторитета империй отдельных игроков и зарабатывается либо игрой на стол особых карт, либо через некоторые способности по ходу игры. С помощью других способностей престиж можно обращать в возможности захвата чужих миров, получение определённых выгод, либо просто конвертировать его в карты на руку и/или победные очки. Кроме того, престиж в каждом раунде даёт бонус тому игроку, у кого он больше всех, а в конце игры он конвертируется 1:1 в победные очки».
Кстати, символы престижа на картах появились ещё в предыдущем дополнении — тогда правилами предлагалось игнорировать их до поры до времени.
Каждому игроку полагается теперь особая «суперкарта». Используя её, он может либо получить «супербонус» к одной из фаз, либо просмотреть колоду в поисках нужной ему карты (всего для такого «глубокого поиска» доступно девять категорий карт на выбор)... но сделать это можно лишь однажды за всю игру. Как видно, автор в курсе проблемы роста колоды и предоставляет игрокам средства борьбы с ней.
Соответственно, в комплект входят жетоны для игры с престижем, новые игровые цели, материалы для расширения соло-игры, «суперкарты» для игроков и новые игровые карты (включая несколько стартовых миров с чрезвычайно интересными возможностями!).
Для использования третьего дополнения обязательно требуются оба предыдущих — на сей раз это заявлено категорически и без всяких оговорок.
В «упакованном» виде
Настоятельно рекомендуется одеть в протекторы хотя бы карты выбора фаз, полагающиеся каждому игроку — они постоянно берутся в руки, перебираются и кладутся на стол. Один комплект на каждого игрока включает в себя девять карт (семь из них нужны всегда, две требуются только в дуэльной игре), и ещё одна добавляется третьим дополнением.
Все карты имеют размер 63×88 мм, стандартный для большинства коллекционных карточных игр.
Базовая игра содержит 150 карт (114 основных, в том числе 5 стартовых миров; кроме того, 4 комплекта по 9 карт для четырёх игроков). Первое дополнение содержит 49 карт (1 подменная; 22 игровых, включая 4 стартовых мира; комплект из 9 карт для пятого игрока; 17 бланковых карт). Второе дополнение содержит 54 карты (1 подменная; 44 игровых, включая 3 стартовых мира; комплект из 9 карт для шестого игрока). Третье дополнение содержит 55 карт (1 подменная; 48 игровых, включая 4 стартовых мира; 6 карт однократного применения для шести игроков).
Некоторые предпочитают подсчитывать победные очки в самом конце игры, а кое-кто любит вести счёт прямо по ходу партии (чтобы постоянно видеть лидеров и отстающих — правилами это не запрещается). Если вы принадлежите к последним, то вам понадобится какое-то приспособление типа счётной дорожки с фишками по числу игроков.
Полный игровой комплект с картами, одетыми в протекторы, удобно и комфортно размещается в коробке любого из дополнений, что очень практично при переноске.
Интерфейс компьютерной версии игры
Келдон Джонс написал компьютерную версию игры, которая была официально одобрена издателем Rio Grande Games, хотя сама по себе и не носит официального статуса. Игра распространяется бесплатно и доступна для скачивания по адресу.
Текущая (на данный момент) версия 0.7.5 реализует все три дополнения, в ней есть как игра против искусственного интеллекта, так и против живых оппонентов по сети (требуется соединение с сервером, игра «через локалку» невозможна).
Имейте в виду, что искусственный интеллект очень силён, и выиграть у него весьма трудно. Установок уровня сложности пока что, к сожалению, не предусмотрено.