Ретро обзор Runewars

13 апреля 2025

Lysyy написал месяц назад: # скрыть ответы

Runewars это просто один из эталонов жанра контроля территорий, гордо возвышающийся среди современных картонных пигмеев, заимствующих из своего прародителя отдельные идеи. Концептуальная игра, полных аналогов которой до сих просто нету.
Удивительный сплав механик и темы, которые на выходе дают свою уникальную атмосферу. Игра, ради которой люди, всегда готовы жертвовать своим выходным днём. Вы не настоящий фан ареаконтроля если не осилили Руневарс.
*конец рекламной интеграции*

Коробка непростая, с довольно высоким порогом вхождения, но логичная, без всякой мути. Я уже давно не понимаю, в чём её сложность, меня ночью разбуди, я расскажу все спорные моменты из ФАКа по ней.
Планирую в 2025 год вновь собрать свою тусу по Рунам и снова дать жару. Будут отчёты и фанатская раса Гномов.

Sloboda написал месяц назад: # скрыть ответы

Комментарий не нищего сброда, но состоятельного господина.

BrutalBaron написал месяц назад: #

Да ладно, хорошая игра на годы за тыщ 27 с допом, а сейчас её можно купить (но не ревайзд едишн, его не искал) - это норм цена за проверенную игру с таким количеством контента.

LittleBigPlanet написал месяц назад: # скрыть ответы

Отличная игра. До сих пор периодически раскладываем партии.

Ksedih написал месяц назад: # скрыть ответы

Аналоги бы какие в с студию. С другой стороны зачем?

BrutalBaron написал месяц назад: #

Нужны осовремененные аналоги, конечно, альтернатив как будто нету, чтобы и юниты разные, и походить по карте. Везде чего-то не хватает.

Siar написал месяц назад: # скрыть ответы

Эклипс

Ksedih написал месяц назад: # скрыть ответы

Хм, как постоянный игрок во всё подобное, в частности Eclipse, аналоги. вообще не улавливаю, в каком месте они схожи. Эклипс - это про сборку схемы-конструктора и менеджмент ресурсов.

Siar написал месяц назад: # скрыть ответы

Эклипс это 4х стратегия же. Экспансия, войны, прокачка, исследование... все в наличии. Причем не завязана на дипломатию в отличие от Сумерек, и по времени партии ближе к Рунварс.

А какое нужно сходство - чтоб обязательно были герои и аналог рун?

Ksedih написал месяц назад: #

Написал в ответе Seylorpeg-у, в целом ответ — да.

В Эклипсе в наличии-то всё, но главный упор всё равно на прокачку кораблей и евро сбор очков за всё подряд (гексы, военные трофеи, жетончики с гесов по 2 очков, домики-монолиты по 3 очка, изучение тех). Это совсем неплохо, но... это не то, что запрашивается.

Ifikl написал месяц назад: # скрыть ответы

Мне иногда кажется, что вы вообще в игры не играете, а судите обо всех только по обзорам, которые сюда тащите.

Siar написал месяц назад: #

Разумеется, не играю. Вон например на игры Технолога и другие старые настолки столько обзоров было, я просто все украл или переписал из чужих впечатлений... ой нет, их же практически ноль в рунете было. Какой фэйл.

Или скажем подробные отчеты по партиям в Рыцарю-магу это чисто плод моей фантазии. Бои выдумал, а скрины украл... Ой нет, опять фэйл.

Или скажем Space Hulk, Bloodborne или Mechs vs Minions все нахваливали, значит и я должен был написать хвалебный отзыв ориентируясь на чужие обзоры... Да что ж такое, снова мимо.

Итого - незачет, двойка, садитесь.

Ifikl написал месяц назад: # скрыть ответы

Да тут для товарища Мрачная гавань - аналог Вова. Что вы от него хотите?

Siar написал месяц назад: #

Давайте пруф, где говорил что Мрачная гавань аналог Вова.

Seylorpeg написал месяц назад: # скрыть ответы

А что понимать под аналогом? Какой ключевой момент позволил бы сказать, что такая то игра в целом аналог рунварс?

Ksedih написал месяц назад: # скрыть ответы

В моём понимании она должна увязать воедино логично и удобоваримо (как это удалось Runewars пусть местами и не идеально, но максимально эффективно):
- сражения разных армий,
- хоть как-то интересный способ победы и путь к нему (например, в Эклипсе он не интересный - набери больше очков по окончании N раундов, фармя всё подряд: гексы, техи, военные трофеи-жетоны),
- второй отдельный пласт игры, увязанный с первым (герои в Runewars)
- плюс, лично для меня, это должен быть несомненно америтреш с событиями, карточками действий и прочими внезапочками (опять же в противовес Эклипсу это привожу. И нет, Эклипс я тоже люблю, но за другое).

Siar написал месяц назад: # скрыть ответы

Тогда наверное ближе всего Владыки Эллады))

Ksedih написал месяц назад: #

Да, эта похожа на правду, но маловато играл в них — чего-то в своё время в ней не понравилось, чтобы раскладывать её чаще. Ну и различия воинов "рас" нет.

BrutalBaron написал месяц назад: # скрыть ответы

Нордгард как будто упрощённый Рун
- Разные армии за счёт карточек, а не самих юнитов
- Несколько вариантов победы, в допе больше будет
- Герои и их способности присутствуют, да ещё и кланы разные все
- По миру ходят бродячие монстры, рандомное поле, ну и сбор руки из рандомных карт

Я тоже смотрел на Владык Эллады, но чёт вот всё никак не подступлюсь... Мне не хватает что в Владыках, что в Нордгарде реально разных юнитов, но это бы утяжелило игры, конечно (типа, хотя бы лучники-кавалерия-пехота).

Ksedih написал месяц назад: # скрыть ответы

Вообще не в кассу игра. Нордгард хороший (все допы играны), но совсем про другое и по-другому играется. Различий юнитов нет. Микро-абилки героев очень микро. Варианты победы... Ну он один и вы просто перетягиваетте канат, стараясь не дать выиграть досрочно оппонентам и нафармить при этом побольше очков. Это опять же не минус, это другие ощущения от процесса.

Но техническии по параметрам достаточно подходяще. А вот ощущенчески как от событий игры, так и от механики - совсем про другое. То есть, вот ррочитал сейчас ваш этот комментарий и думаю - звучит логично. Но играя в Нордгард мне ни разу не приходило в голову, что это замена и даже хоть как-то отдаленно похоже на Runewars. Чувства не обманешь.

з.ы. Хотя, если читать действительно как "упрощённая Runewars", то, может, и можно согласиться, но, повторюсь, даже в голову ни разу не пришло за партией в Нордгард, что это хоть какая-либо похоже-заменительная игра.

Proti написал месяц назад: # скрыть ответы

Siar, Ksedih, таки да, Владыки Эллады как-то ближе всего где-то к Рунам, но всё одно не то. Имхо, конечно. Хотя даже несколько вариантов победы завезли, правда не все они работают на разное число игроков. Герои привязаны к своим фракциям, а квесты без мало-мальски художественного описания. Знай себе двигайся поэтапно и всё. Плюс не очень заходит тема греческих мифов, а тут ещё киберпанк на них прикрутили, который люблю ещё меньше.)
Или вот те же Сумерки. Килотонны всего, а с дополнением вообще космический космос. Опять же и героев завезли, и исследования. Но всё равно Руны ближе почему-то.
Как-то так.)

Ksedih написал месяц назад: # скрыть ответы

Кстати, вот интересно: в актуальной сейчас Twilight Imperium 4ed героев в том смысле, в котором они есть в Runewars, не имеется — заменены на трёх героев-функции/абилки для каждой расы. Но вот в TI3ed героев-таки вводили в похожем виде, что и в Рунах. У каждой расы по три штуки было, разных классов (один из пяти). Но это тоже некоторая урезанная версия Руннных героев - они там тоже как функция больше, типа генерал хорошо сражается на земле с войсками, дипломат может планету защитить от нападения переговорами. И да, у них не было уникальных особенностей и они ощущались, как уже сказал выше, больше как функция, в отличие от Рун, но всё равно было гораздо более интересно ими играть, перемещать их по полю, отправлять на различные фронты боевых действий.

Наверное, именно в этом и есть прикол героев Runewars — они, наряду с регулярными войсками — полноценные участники событий, также перемещаются по карте мира, делают свои делишки (и если в TI они просто давали некие бафы войскам, тот тут они являются отдельными интересным пластом игры, тесно увязанным с основой).

Proti написал месяц назад: #

Про третьи Сумерки верю на слово, а в четвёртой редакции "герои" это именно что больше как три доп способности для фракции. Безусловно круто, но и ощущаются персонажи эти именно как функция а не личность. Так что согласен. Помимо этого, герои в Рунах не закреплены за фракциями, от чего и расклад по ним от партии к партии иной. Да они ещё и удрать могут, так что с характером.
Поэтому герои из Эллады таки да ближе всех подобрались к Рунным. Они действуют самостоятельно, и хоть и могут взаимодействовать с войсками, но охота на монстров их приоритетная задача для достижения победы.

Seylorpeg написал месяц назад: # скрыть ответы

Спасибо за ответ)
Не играл ни в рунварс ни во владык эллады, сужу в высшей степени умозрительно. Положим, вот 20 лет назад ввшла хорошая игра, как ее преобразовать ко дню сегодняшнему? В чём развитие? Очевидно путь один - упрощение, "спрямление" геймплея, нет?
Другой пример приведу, вот скажем Ганнибал. Вот очередное переиздание, игра заслуженная, ее хорошенько припудрили, насыпали туда всякого по мелочи, включая соло режим, и успех она среди фанатов имеет.
Но эта всё та же игра 30-летней давности, и скажем так, после недавней игры, в ней "чувствуется возраст".

Возвращаясь к рунным войнам - мне вот сейчас подцмалось, что неочевидным преимуществом у них еще и сеттинг является.

Нет привязки к какой-тот конкретной карте типа мира игры престолов, или нестыковок в лоре, которые бы приметили зркие фанаты.

А тут дженерик - играй, не отвлекайся, и все архетипы на любой вкус, всегда к чему то знакомому есть условная привязка.

Последнее время однако жанр вроде бы стабильно новыми играми пополняется (осоьо не слежу, могу ошибаться). Странно что никто не решился переосмыслить и осовременить идеи рунварса.






Ifikl написал месяц назад: #

Но всеже это игра из серии по конкретному Терриноту.

Ifikl написал месяц назад: #

У стати, полноценные герои были ещё у Бруд Варс.

Proti написал месяц назад: # скрыть ответы

Здорово, что в "пересмотренном" издании убрали руны с домашних регионов, как и вариант мгновенной победы. Оно несколько странно выглядело, при таких-то масштабах развития событий. И героев полноценно интегрировали в добычу вожделенных камней.

А так игра отличная. По сей день она стабильно раскладывается, и до сих пор предлагает что-то новое, какие-то интересные ситуации. Хорошо заходит на любой состав игроков, хотя самый эпик на максимальном уровне, конечно. Тема игры здорово ложится на игровой процесс, и всё это сказывается на атмосфере. На выходе же получается реально интересное повествование, с приключениями героев, договорами, поединками, предательством, интригами, столкновениями больших армий, и так далее. Не всякая игра может предложить нечто подобное.

В целом, мир Терринота очень нравится. Интересно и то, что FFG пытались осветить его с разных ракурсов. Это и упомянутая в статье масштабная стратегия, и карточные Герои Терринота с Runeage, тактика в лице BattleLor, подземные противостояния от Descent и DungeonQuest, сценарные приключения в Runebound. Каждая из них предлагает свой кусочек повествования (условно), но и каждая при этом знакома, ведь оформление и герои кочевали из игры в игру. Жаль только, что сама история мира подавалась крайне скупо и куцо, так что спасибо огромное Ogro за его летопись о Терриноте. Хоть что-то стало понятнее. Вот сама статья, кстати. https://tesera.ru/article/566388/ Ну, мало ли.
И тем досаднее читать повествование о Рунах именно сейчас, в 2025-ом. FFG благополучно забросили свой мир, и Терринот канул в небытие. А вы говорите: "Властелин то, Властелин сё!" Ну да, щас же. Очень жаль.

Спасибо большое за статью.

Ksedih написал месяц назад: # скрыть ответы

Да, жаль что развалилась старая FFG, выкинув на свалку Терринот. Мир хоть и примитивный, но он был той отдушиной из бородатых годов зарождения D&D и классического сейчас фентези, которая своей дженерик подайчей давала поиграть и погрузиться в наивную героическую сказку.

А игра да, без аналогов. Героев просто обожаю в ней. Да, в чём-то громоздко, но настолько хороша попытка уместить всё в одном, что диву даёшься. И герои-полководцы со способностями, и воины разные у рас, и найм нейтральных армий, и квесты для героев по поиску артефактов и рун, и даже — полный кайф — дуэли героев, когда какой-нибудь из них перед намечающейся битвой приходит и бросает в лицо вызов командиру вражеской армии, чтобы прирезать его в честном (но чаще не очень) поединке.

Вот из этих мелочей и складываются Runewars, превращая игру в интересную эпическую военную сказку на несколько часов. Хорошая была команда у FFG.

Siar написал месяц назад: # скрыть ответы

А теперь вообще дженерик фэнтези мало осталось. Всем подавай темное фэнтези, оно в моде почему-то

Ksedih написал месяц назад: #

Да хз почему, может, просто изначально необычным показалось, а там производители всего контента на Земле вошли в струю, ну и давай нагнетать с каждым годом больше жести на потеху публике.

Proti написал месяц назад: #

Ksedih, герои тоже очень нравятся, да. Вот вроде бы и есть они в некоторых других играх (Серп или Владыки Эллады, например) но здесь это куда интереснее подано. У них какая-то своя жизнь и свои мероприятия, вдали от знакомых уже боевых действий или политики.
Вообще надо сказать, что количество событий и возможностей на единицу времени в Рунах реально впечатляет, хотя и не чувствуется какого-то излишнего нагромождения при этом. Тем и берёт, возможно. Каким-то естественным ходом вещей что ли. Но словами передать сложно, больше на уровне ощущений.

И да, тоже читал отзывы про "банальные" расы и такой же "банальное светлое фентези." Тем не менее, несмотря на "олдовость, творящиеся события за столом вполне себе жёсткие у нас выходят. Подстав и предательства вполне себе хватает, как и эпических сделок. То героя родная фракция сдаст, а тот потом вернётся и выкосит в отместку ценнейшие элитные части бывшего нанимателя. То руну выкрадут, из казалось бы самых защищённых тылов. То наёмников подобьют на мятеж, и те сорвут планы наступления на полгода. То вообще ликвидируют твою возможность голосования в совете.... И так далее, и тому подобное. Такая вот мрачная сказка, но в светлых тонах.) Просто мрачная стилистика сейчас больше в моде, наверное.

Lysyy написал месяц назад: # скрыть ответы

Статья отличная, такой по-хорошему, наивный стиль нулевых годов, благодаря ей я в те годы впервые узнал про эту славную коробку. Спасибо Кседиху!

Ksedih написал месяц назад: #

Какая игра такой и стиль =) Наивное дженерик фентези эпохи зарождения жанра (в самом что ни на есть хорошем смысле). Да и мы были на 15 лет моложе.