Сразу оговорка, это впечатления именно о режиме ПВП, на 2,3,4 человека, я не играл соло и кооператив, возможно, в этих аспектах игра показывает себя хорошо, вся речь далее пойдёт именно о ПВП режиме и это очень странная штука.
Что странного? Эта игра не масштабируется никак и даже не пытается этого сделать, начиная от количества компонентов (фишки здоровья и апгрейдов банально заканчиваются при игре на четверых, причем очень быстро), продолжая ключевыми механиками игры и самими фракциями (некоторые просто не конкурентны для игры на 3-4 человека) и заканчивая получением ресурсов (вы будете лутать просто огромное количество местной валюты и прокачивать что попало лишь бы эта валюта не "сгорела", нет, никакого выбора стратегии развития замка нету, если в первом раунде вы ещё думаете в какую ветку пойти, то далее вы уже шлёпаете всё подряд).
Что происходит? Итак, наши неуклюжие отряды двигаются в центр поля, причем у двух фракций это абсолютно неизбежно, а у двух других есть "интересные" опции. Едва каснувшись центрального гекса они погибают, будь то рядовые чипы или герои, не важно, ведь количество ХП у юнитов небольшое (бывают даже герои с 2 ХП), а игра работает так, что каждый игрок двигает ВСЕ свои чипы и сразу же бьёт ВСЕМИ своими чипами (после вашего хода, каждый игрок может с вами сблизиться и сразу ударить, а ещё и башни каждого игрока, если они есть, выстрелят в вас в момент вашего движения, на всё про всё у вас 2-5 ХП).
Кто вы на этот раз? Вы Браунен? У вас банально нету ни единого шанса хоть кого то ударить, ведь все ваши чипы ходят по дороге и даже у дорогого отряда всего 3 ХП. Вы Гроветендер? Тогда ситуация лучше, но совсем чуть-чуть, ваши отряды имеют большое количество ХП, поэтому они иногда даже кого то атакуют, но не обольщайтесь, у вас ужасные башни и очень странные и слабые герои. Вы Хейрс? Возможно, вы даже получите некоторое удовольствие от партии, если разберетесь наконец-то с этими птицами-колибри, это самый интересный и вариативный отряд в игре, кажется с помощью него можно отнять те самые 8 часов партии (ударить всем по воротам) у всех вокруг. Вы Нарора? Ладно, на этот раз вам повезло. У вас очень много разных отрядов и вы можете почуствовать, что правда влияете на исход партии и некоторые способности действительно могут сделать оппонентам больно.
Сколько это может продолжаться? Две первые партии на четверых мы закончили за 8(!) часов каждую, да, мы и разбирались в правилах и спорили, поэтому эту цифру нельзя считать отправной точкой, но часа 4 точно нужно иметь в запасе. Ну а что же такого происходит в эти долгие 4-8 часов? А ничего. Отряды идут в центр и уходят с поля до начала вашего следующего хода. Вы "прокачиваете" все подряд, ведь ресурсов много, а прокачка даёт очки в конце игры. Вы пытаетесь защитить свои ворота, ведь любой удар по ним может стоить вам всей партии, (да, 1 удар и возможно следующие 7 часов вы будете чувствовать себя мебелью, а не игроком).
Что с качеством? Это первая игра от ЧипТеориГеймс, которую я вижу вживую, я знаю, что они делают сильный акцент на качестве компонентов, но действительно ли они такие крутые? Карты супер. Неопрен в принципе тоже, он может чуточку мохриться на краях, но думаю дальше дело не зайдёт и всё будет гуд. А вот сами чипы... они коцаются, бьются, местами железное основание выступает за пределы пластика, например, на торцах белых чипов (которые играются в закрытую) запросто могут красоваться маленькие, блестящие кусочки железа, по опыту знаю, что Iron Clays на порядок лучше и даже после сотни партий на них нету никаких повреждений, а роняли их, поверьте, бесчисленное количество раз, так что думайте сами, стоит ли такая игра 150 евро?
И в конце повторюсь ещё раз, я рассматривал именно ПВП режим этой игры. Соло и кооп состовляющие мне не интересны без нормального ПВП. Возможно, именно в соло она и не плоха, но она определенно точно ужасно играется на 3 и 4 человека.
Наконец приехала игра, и уже попробовал все режимы. Очень понравился соло режим, он прям захватывает и не скучно его проходить, всегда сталкиваешься с испытаниями и думаешь как их преодолеть даже учитывая то, что я не фанат соло игр. Кооперативный режим тоже радует, вместе продумывать план по уничтожению врага интересно. Режим друг против друга 2-3 тоже зашел, приятно слышать, что люди кто первый раз играют в игру ее хвалят и спрашивают почему Лавка игр ее не локализует) Очень практична подготовка к игре, из-за того, что все в чипах быстрая расстановка, играть всеми расами очень интересно, так как изучаешь их стиль игры и уникальные навыки. Игра так понравилось, что заказал 3 дополнения к ней на англ. языке и это единственная игра в коллекции которая у меня не на русском языке. Я и так игру высоко оценивал когда сыграл в первый раз и думал может быть показалась, что игра может быть такой крутой, но нет, оценка игры только возросла после того как за неделю сыграл в 8 партий)
Сыграли в CLOUDSPIRE вчетвером, это была моя первая парти, до этого вообще ничего не знал об игре кроме того что компания ее производившая это Chip Theory Games, так же известные как создатель Слишком Много Костей которые локализуют компания Лавка игр. Играли со всеми допами, на изучение 7 фракций ушло где-то три часа, сами правила игры где-то пол часа, сказывается конечно отсутсвие русского языка. Тут многие пишут о какой-то долгой раскладке, ничего такого не заметил, игра очень быстро раскладывается буквально минут 10, хочется отдельно отметить качество компонентов игры, до этого с играми такого уровня не встречался, а именно пластиковые компоненты, это просто «вау» эфффект, наконец-то кто то додумался сделать игру для которой не требуется протекторы, а всю игру можно облить кипятком и ей ниче не будет. Играли мы с Яндекс переводчиком, благо переводит хорошо и не надо по 10 раз переспрашивать хозяина коробки, хотя мы переспрашивали так как нюансов много. Первое что бросается в глаза это ассиметрия рас, я ещё нигде не встречал ассиметричная такого уровня, буквально все расы играются по разному, со своими ветками развития как в Старкрафт или Варкрафте. Игра у нас вышла примерно на 6 часов, и то мы сыграли ток 3 волны из 4, напоминает грубо говоря Space Empire 4X, но с асимметрией между расами + нормальный трекером окончания игры (4 волны). Время во время игры так же не чувствуется, вы полностью погружены в процесс, что жирный плюс для игры. Чтобы понять как работает каждая раса нужно минимум сыграть за каждую из них по 1 разу, а лучше 2 раза, так как за всю игру у вас не будет возможности прокачать все ветки развития, а примерно 1/3. После партии хочется попробовать как играются все расы, сыграть в кооп режиме 2 на 2, и 1 на 1, соло я не люблю, но модно заценить в качестве эксперимента соло режим в игре. Сейчас ее вроде можно купить за 19к стоит ли она таких денег я ещё не решил) но игра по эмоциям на уровне Эклипсе и Space Empire 4X.
Описываю начальные впечатления. Сыграно около 11 соло партий, включая одну учебную.
Как выглядит изучение правил: читаешь рулбук, читаешь соло-правила (въезжаешь в управление искусственным интеллектом), читаешь справочные листы по фракциям, которые присутствуют в партии, читаешь справочную книгу (где в алфавитном порядке расположены все игровые термины с пояснением правил) и потом ещё изучаешь правила для каждого сценария (как ведёт себя бот, что строит, что апгрейдит, что покупает, каких юнитов запускает, что рандомизируется).
При игре всё это должно лежать под рукой. Вдобавок к этому есть отдельный лист умений, для соло игры. Потому что в соло большая часть умений работают немного иначе.
Вводная обучающая партия первую волну полностью ведёт нас за руку каждый ход, объясняя что зачем и к чему - это мне очень понравилось. Затем вам передают управление.
По игре постоянно приходилось лазить на bgg, чтобы сверять детали по возникающим ситуациям. Взгляните только на соотношение количества тем на бгг форуме cloudspire в ветке правил с другими соседними.
Отдельно отмечу, как я ни старался понять все правила, играя каждую партию вплоть до 10й, я понимал, что те или иные моменты до этого отыгрывал ошибочно. Как шутят на форумах: если ты играешь в 100% соответствии со всеми правилами - то ты играешь не в cloudspire. Мне кажется, что я близок к этому сейчас, но как только появятся новые фракции, снова пойдёт веселуха.
В игре на данный момент около 30 (сколько в доп книге - надо уточнить) соло сценариев, не считая тех, что для ко-опа рассчитаны. Кажется, что не сильно много. Но все свои партии я играл один и тот же первый сценарий. Буквально вчера смог пройти его "со всеми ачивками", то есть, на 100%, выполнив все три условия (фактически, даже выполнение одного задания считается успехом, но мне захотелось ощутить вкус настоящей победы). За всё это время я ни разу не испытал и намёка на скуку. И это при том, что я не рандомизировал расстановку шпилей. А сценарий предлагает сперва кинуть d6 и в зависимости от результата выставить шпили определённым образом. Замечу, что это очень сильно повлияет на игру.
Пройдя сценарий, мне хочется пройти его ещё несколько раз на той же расстановке, а затем с рандомизированными попытать силы. Уверен, что и позже ещё буду к нему возвращаться. Итого, лично для меня, каждый сценарий раз по 20-30 сыграть можно без вопросов. По длительности они все разные. Но первый около полутора часов занимает, когда уже знаешь правила.
Что отличается конкретно в первом сценарии в разных партиях: раскладка шпилей на поле, бонусы у врага каждую волну выбираются по кубику, монстры на карте и места (типа порталов), рынок земель и наёмников, покупных построек, выпадение кубиков при стрельбе шпилей, колода реликвий, очерёдность хода. И всё это в разной степени влияет на каждую игру.
От игры в восторге. Но как и когда я сыграю против человека предсказать пока не могу. Сперва хочу как следует въехать сам. А сейчас мой уровень понимания - весьма базовый. Не чувствую себя готовым кого-то вводить игру.
Что мы можем делать в игре: развивать свою базу по 6 веткам (в четырёх из них - три уровня, в двух других - по два) Исследовать рандомные для каждой партии места, где обычно находятся монстры, дающие награду в виде ресурсов и реликвий, а иногда особые места Решать каких юнитов выпускать в данную волну (основываясь на их цене и доступных очков командования) Решать каким образом группировать юнитов между собой (это очень сильно влияет на игру) Выпускать до трех героев на поле боя, прокачивать их, добавляя защиту/атаку/дальнобойность и, поднимая уровень, получать новые способности и улучшенные параметры Покупать на рынке куски земли для изменения карты (меняем тип местности, расположение дороги для миньонов и добавляем место под башню), покупать наёмников и строения Строить и улучшать шпили Управлять передвижением юнитов, учитывая рельеф по которому они могут передвигаться, и активировать способности различным образом Управлять стрельбой шпилей Нападать на базу противника, уничтожать шпили и юнитов, получая ресурсы в награду Возможно, что-то ещё не учёл
"Денег" у нас весьма ограниченное количество, и хватит нам их на крайне ограниченный спектр покупок за партию. Опять же, вопрос очерёдности приобретений и приоритетов очень интересный.
В игре такое количество всего, что для того, чтобы осмысленно играть в неё, то есть получать на выходе прогнозируемый результат от совокупности действий, а не просто череду случайностей, нужно наиграть немало партий за одну фракцию. Фракций сейчас 7, все полностью асимметричны. Игра напоминает сочетание варкрафта 3/старкрафта с дотой.
Тут писали рядом, что в игре огромное количество фиддлинга и счета. Нет, это не так. Совершенно. Её сложность в нюансах правил, времени на освоение фракций и долгом осознании того, как твой сиюминутный выбор будет отражаться на партии спустя какое-то время. С комментарием "zlobno" абсолютно не согласен. С таким подходом можно большинство игр отсеять. Дескать, возьня с компонентами. Следующий этап будет: "надо правила запоминать". Я когда-то играл и в стратегии, и в доту на компьютере. Но теперь что-то вообще не тянет суету нагонять и выделять адреналин лишний раз. Пэошаговый тактильный вариант нравится куда больше.
Вроде и читал перед отправкой, но теперь смотрю - то запятые не там, то предлога нет, то склонение не то (перестроил фразу, но часть забыл исправить), да и формат списка из ворда не перенёсся. Короче говоря, извиняйте дурака. Надеюсь, тут появится возможность править текст.
Крутяк) Хочу себе эту игру. Не успел урвать на Авито, а с Европки тащить нынче совсем дорого. Спасибо за отзыв. Пишите ещё, как будет возможность. Это интересно читать.
Спасибо на добром слове. Думая о том, что можно в игре отнести к фиддлингу, приходит на ум бой с группированными юнитами. Представьте: стопка из 7 фишек, верхние 4 - жетоны миньонов, а под ними 3 пункта здоровья самого верхнего из них. Когда группа подвергается атаке, мы убираем эти фишки здоровья в зависимости от повреждений, а, вместе с последней из них, уходит и верхняя фишка юнита, обнажая следующего, который сразу получает свои ХП-жетоны. И, если атака проходит вновь, теперь и из этой кучки убираются жизни. И так далее. Иногда, при длительных атаках на группу, таким образом туда-сюда несколько раз гоняются чипы.
Наверное, это самое фиддлинговое, что есть в игре.
Кто на фидлинг жалуется в играх, тот в Фолыч с допами не играл. Вот это самое отвратительное его проявление. Глумы и прочие большие игры просто курят в сторонке.
Пока не пробовал, не могу ничего сказать. Хочу заметить, что при игре FFA (free-for-all), в случае нападения двух игроков на одного, миньоны таких заговорщиков обязаны колбасить друг друга при встрече. Но герои управляются свободно. И можно "воровать" награду за убийство юнитов из-под носа у врага, который снёс им большую часть здоровья. А побежденный игрок имеет право чинить свою крепость. Как это всё на практике ощущается - надо проверять. Мне пока не очень ясно как в таком формате срабатывает правило "засыпания" героев. Обычно ты теряешь управление над своими героями до конца волны (остаются только миньоны и шпили), в том случае, если противник лишился всех юнитов.
При игре 2 на 2, выбирать целью базу одного врага сразу вдвоем нельзя. Но можно помогать героями, шпилями и соседними миньонами.
Счетчики крутятся без проблем сверху пальцем. Поскольку они заперты по кругу, фишки легко вращаются, будто сидят на оси. Мне нравится, когда всё это дело лежит на большом плей-мате или неопреновой скатерти - ощущается мягче.
"По игре постоянно приходилось лазить на bgg, чтобы сверять детали по возникающим ситуациям. Взгляните только на соотношение количества тем на бгг форуме cloudspire в ветке правил с другими соседними." Очень сильно советую их дискорд канал, там есть ссылка на неофициальное FAQ(которое как по мне, лучше чем предыдущие официальное), где так же есть errata. И так же в дискорде есть несколько очень хорошо разбирающихся ребят, которые отвечают довольно быстро на самые каверзные вопросы.
Всё сижу за первым сценарием. Интерес не иссякает. Ведь прикольно искать и отыгрывать альтернативные и неожиданные варианты решения задачи.
Засёк время последней партии = 1 час ровно. Время расстановки и сбора в коробку (с учетом плеймата и минек) суммарно плюс ~15-25 минут. Зависит от того, насколько хорошо человек знаком с раскладкой и нужно ли искать неопреновые поля в общей куче или они с прошлого раза все сложены сверху (если строишь ту же карту).
Стоит учесть, что я уже более 15 партий в первой главе провел. И хоть из-за фактора случайности, порой по каскаду влияющего на множество событий, всегда есть над чем подумать в партии - большинство действий я отрабатываю довольно резво. А первые партии шли подольше: там и с правилами сверяешься, и на форумы лазишь, а пару раз я, вообще, так путался в происходящем, что прям посреди партии всё обрывал и начинал сначала.
До сих пор мне не верится, что можно так надолго залипнуть в одно задание, не испытывая скуку. Для меня это особенное достижение, потому что обычно довольно быстро пресыщаюсь и бросаю, пускаясь навстречу новым впечатлениям. Когда дело касается развлечений, не люблю себя принуждать, покуда нет желания. Сейчас с улыбкой вспоминаю, как сильно мне хотелось посмотреть решение этой задачки на YouTube после шестого по счету завала.. Пробовал разные подходы, а проигрывал в пух и прах - прям издевательство какое-то! Но решил, что хочу испытать всю сладость самостоятельного разгадывания, чего бы оно ни стоило. И не пожалел! Ведь вкушать триумф в cloudspire особенно приятно.
Впрочем, даже после некоторого количества чистых побед, я не чувствую себя властелином ситуации. Игра умеет удивлять: сперва можно удачно открыть неизведанные локации (где тоже можно огрести в случае невезения) и взять мощный артефакт, а затем получить в лицо двойной критический выстрел со шпиля, который может по эффекту домино завалить всю стратегию. В частности, в моем плане есть несколько критически важных действий, которые должны быть сделаны строго в определенное время, иначе это повлечёт за собой фатальные последствия в следующей волне. А когда стройный замысл включает строительство башен на вскрываемых рандомных позициях, следует всегда иметь в запасе дополнительный ход, а в идеале - и запас силы источника, который всегда в дефиците. Да что там.. иногда и вовсе приходится менять план на лету, а это редко сулит благой исход, зато жутко интересно - а выйдет ли выкрутиться на этот раз?!.
При схватке с ботом появляется необычный слой стратегии - игра на “абузинге” приоритетов и правил искуственного интеллекта, чему нас заботливо учат прямо в учебной партии. Поведение прописано довольно чётко, и интересно заранее продумывать его ходы, пользуясь этим для своих выгод.
Пока играл, придумал простой способ отслеживать чей сейчас ход. Иногда так задумаешься или отвлечет кто - глядишь, и уже не уверен чья очередь. Приходится просчитывать с первого хода волны.. В общем, теперь кладу сбоку от поля маркеры фракций (в соло они не нужны особо для своего прямого назначения), а напротив них - жетон, отмечающий активного игрока. Ради интереса глянул стрим Кактус Геймс, где было уделено время Cloudspire. Всегда интересно с кем-то сравнить свои впечатления от игры. Был удивлен, что Даша сыграла всего раз, причем сразу в ПвП режиме, и решила сразу на стриме рассказывать об игре (частично по статьям и роликам, с которыми она ознакомилась). Наверное, если бы эта одна партия была в соло, рассказ о фиддлинге, который она упомянула, был бы куда более мрачным. Ведь я сам сперва, прочитав алгоритмы управления ботом, малец приуныл. Но, в самом деле, все далеко не так страшно- к этому быстро привыкаешь, а считать клеточки для выбора приоритетного пути приходится совсем редко - зачастую это видно на глаз.
Впрочем, игра грузит мозг просчетами того, кто где окажется через несколько ходов, какие клетки освободятся, по кому будут стрелять шпили и так далее. Пара раз я садился за стол уставшим и чувствовал себя натуральным образом интеллектуально униженным. Другой раз рядом бегал ребёнок и постоянно отвлекал - игра тоже не задалась. Тут надо погрузиться и не отвлекаться. Зато потом после игры возникает чувство, будто действительно на поле боя был. И тут скай-мат с пластиковыми башнями вносят новое измерение. На мой вкус, к этой игре, как и к too many bones, нужно брать весь вышедший контент. Лишнего нет ничего вообще.
Где-то через пару недель напишу. Нужно побольше поиграть в рыцаря мага. Постоянно откладываю его. Так-то, игры разные, но у обеих много нюансов, отличное соло и некая паззловость.
Вообще не рядом даже. Сильно отличаются. Cloudspire - это чистейшая идеально реализованная Dota на столе, вот прям это первая ассоциация после того как разберёшься с игрой и откатаешь хотя бы одну партию. Хотя, если вы про расчёты в игре, то да, по этому уровню они похожи.
Причём ассоциация не на пустом месте, как это может быть в том же Бестиарии Сигиллума, где лишь номинально можно сказать, что это нечто похожее. Ассоциация прямая: тут вам и герои прокачиваются, и монетки выбиваете из крипов и нейтралов, и закупы есть на базе, и крипы бегу по тропкам (правда тут они разные и их можно закупать в соответствие со своими потребностями).
В "Рыцарь-маг" ты расчеты ведешь, беря карты в руку и то, то есть ты не можешь все заранее просчитать, тебе приходится все эти расчеты делать здесь и сейчас. В "Cloudspire" же можно заранее просчитывать, особенно, когда все фишки земель открыты.
Также из отличий их это рандомность. В "Рыцарь-маг" рандомности много, это и приход на руку карт, и кубики маны, и монстры, которые открываются при входе в различные подземелья и лабиринты. В "Cloudspire" рандомности меньше, при том там можно вообще рандомность сделать только на фишках земель. Но именно из-за различия в жанрах уровень рандомности в обеих играх рассчитан идеально. "Рыцарь-маг" - евро-приключение. "Cloudspire" - MOBA-шахматная игра, наверное так.
Но по моим ощущениям соло "Cloudspire" лучше, чем "Рыцарь-маг". А вот большим составом они обе отлично играются, при том никакого соревнования между ними нет. Захотели соревновательного приключения - "Рыцарь-маг", захотели посоревноваться кто кого переиграет тактически и стратегически - "Cloudspire". При этом еще в "Cloudspire" идет прям столкновение игроков, а в "Рыцарь-маг" вообще не выгодно магам сражаться.
Но, вчетвером в "Рыцарь-маг" возникает огромный даунтайм. В "Cloudspire" пока играл только вдвоем, поэтому ничего не могу сказать про даунтайм большим составом, хотя по ощущениям, в "Cloudspire" он меньше должен быть.
Две недели прошло, но чуток навалилось, и я за них не успел даже в соло ни разу сыиграть. В итоге, и вовсе непонятно когда бы я описал свои впечатления. Но начальные - очень похоже на твои, разве что, не особо тянет играть в РМ с кем-то вместе. Пока не понял этот формат "соревновательного приключения".
Кстати, сравнение с Dota мне не нравится. Я бы сказал, что в Dota самый важный элемент - активные способности героев. Здесь же, не у всех такие есть, а активируемые предметы тоже могут не достаться. И помимо героев тут довольно много всего. Поэтому для меня это больше именно Warcraft 3, но с передвижением части юнитов, взятым из MOBA для чуть более прямолинейной организации геймплея.
Настольная пошаговая MOBA (типа доты или лол). Линии, башни, неуправляемые миньоны и управляемые герои присутствуют. Из за того что все это надо ручками делать (двигать миньонов/стерлять башнями, отмечать повреждения т.д.) игра на 90% про возню с компонентами. Для тех кто с жанром не знаком - игра будет "гениальным открытием", для те кто а теме - очередная попытка перенести видеоигру на стол (при этом все рутинные расчеты и прочее переваливаются на игрока)
Сразу оговорка, это впечатления именно о режиме ПВП, на 2,3,4 человека, я не играл соло и кооператив, возможно, в этих аспектах игра показывает себя хорошо, вся речь далее пойдёт именно о ПВП режиме и это очень странная штука.
Что странного?
Эта игра не масштабируется никак и даже не пытается этого сделать, начиная от количества компонентов (фишки здоровья и апгрейдов банально заканчиваются при игре на четверых, причем очень быстро), продолжая ключевыми механиками игры и самими фракциями (некоторые просто не конкурентны для игры на 3-4 человека) и заканчивая получением ресурсов (вы будете лутать просто огромное количество местной валюты и прокачивать что попало лишь бы эта валюта не "сгорела", нет, никакого выбора стратегии развития замка нету, если в первом раунде вы ещё думаете в какую ветку пойти, то далее вы уже шлёпаете всё подряд).
Что происходит?
Итак, наши неуклюжие отряды двигаются в центр поля, причем у двух фракций это абсолютно неизбежно, а у двух других есть "интересные" опции. Едва каснувшись центрального гекса они погибают, будь то рядовые чипы или герои, не важно, ведь количество ХП у юнитов небольшое (бывают даже герои с 2 ХП), а игра работает так, что каждый игрок двигает ВСЕ свои чипы и сразу же бьёт ВСЕМИ своими чипами (после вашего хода, каждый игрок может с вами сблизиться и сразу ударить, а ещё и башни каждого игрока, если они есть, выстрелят в вас в момент вашего движения, на всё про всё у вас 2-5 ХП).
Кто вы на этот раз?
Вы Браунен? У вас банально нету ни единого шанса хоть кого то ударить, ведь все ваши чипы ходят по дороге и даже у дорогого отряда всего 3 ХП.
Вы Гроветендер? Тогда ситуация лучше, но совсем чуть-чуть, ваши отряды имеют большое количество ХП, поэтому они иногда даже кого то атакуют, но не обольщайтесь, у вас ужасные башни и очень странные и слабые герои.
Вы Хейрс? Возможно, вы даже получите некоторое удовольствие от партии, если разберетесь наконец-то с этими птицами-колибри, это самый интересный и вариативный отряд в игре, кажется с помощью него можно отнять те самые 8 часов партии (ударить всем по воротам) у всех вокруг.
Вы Нарора? Ладно, на этот раз вам повезло. У вас очень много разных отрядов и вы можете почуствовать, что правда влияете на исход партии и некоторые способности действительно могут сделать оппонентам больно.
Сколько это может продолжаться?
Две первые партии на четверых мы закончили за 8(!) часов каждую, да, мы и разбирались в правилах и спорили, поэтому эту цифру нельзя считать отправной точкой, но часа 4 точно нужно иметь в запасе. Ну а что же такого происходит в эти долгие 4-8 часов? А ничего. Отряды идут в центр и уходят с поля до начала вашего следующего хода. Вы "прокачиваете" все подряд, ведь ресурсов много, а прокачка даёт очки в конце игры. Вы пытаетесь защитить свои ворота, ведь любой удар по ним может стоить вам всей партии, (да, 1 удар и возможно следующие 7 часов вы будете чувствовать себя мебелью, а не игроком).
Что с качеством?
Это первая игра от ЧипТеориГеймс, которую я вижу вживую, я знаю, что они делают сильный акцент на качестве компонентов, но действительно ли они такие крутые? Карты супер. Неопрен в принципе тоже, он может чуточку мохриться на краях, но думаю дальше дело не зайдёт и всё будет гуд. А вот сами чипы... они коцаются, бьются, местами железное основание выступает за пределы пластика, например, на торцах белых чипов (которые играются в закрытую) запросто могут красоваться маленькие, блестящие кусочки железа, по опыту знаю, что Iron Clays на порядок лучше и даже после сотни партий на них нету никаких повреждений, а роняли их, поверьте, бесчисленное количество раз, так что думайте сами, стоит ли такая игра 150 евро?
И в конце повторюсь ещё раз, я рассматривал именно ПВП режим этой игры. Соло и кооп состовляющие мне не интересны без нормального ПВП. Возможно, именно в соло она и не плоха, но она определенно точно ужасно играется на 3 и 4 человека.
https://vk.com/club159124369?w=wall-159124369_2143
Наконец приехала игра, и уже попробовал все режимы. Очень понравился соло режим, он прям захватывает и не скучно его проходить, всегда сталкиваешься с испытаниями и думаешь как их преодолеть даже учитывая то, что я не фанат соло игр. Кооперативный режим тоже радует, вместе продумывать план по уничтожению врага интересно. Режим друг против друга 2-3 тоже зашел, приятно слышать, что люди кто первый раз играют в игру ее хвалят и спрашивают почему Лавка игр ее не локализует) Очень практична подготовка к игре, из-за того, что все в чипах быстрая расстановка, играть всеми расами очень интересно, так как изучаешь их стиль игры и уникальные навыки. Игра так понравилось, что заказал 3 дополнения к ней на англ. языке и это единственная игра в коллекции которая у меня не на русском языке. Я и так игру высоко оценивал когда сыграл в первый раз и думал может быть показалась, что игра может быть такой крутой, но нет, оценка игры только возросла после того как за неделю сыграл в 8 партий)
Сыграли в CLOUDSPIRE вчетвером, это была моя первая парти, до этого вообще ничего не знал об игре кроме того что компания ее производившая это Chip Theory Games, так же известные как создатель Слишком Много Костей которые локализуют компания Лавка игр. Играли со всеми допами, на изучение 7 фракций ушло где-то три часа, сами правила игры где-то пол часа, сказывается конечно отсутсвие русского языка. Тут многие пишут о какой-то долгой раскладке, ничего такого не заметил, игра очень быстро раскладывается буквально минут 10, хочется отдельно отметить качество компонентов игры, до этого с играми такого уровня не встречался, а именно пластиковые компоненты, это просто «вау» эфффект, наконец-то кто то додумался сделать игру для которой не требуется протекторы, а всю игру можно облить кипятком и ей ниче не будет. Играли мы с Яндекс переводчиком, благо переводит хорошо и не надо по 10 раз переспрашивать хозяина коробки, хотя мы переспрашивали так как нюансов много. Первое что бросается в глаза это ассиметрия рас, я ещё нигде не встречал ассиметричная такого уровня, буквально все расы играются по разному, со своими ветками развития как в Старкрафт или Варкрафте. Игра у нас вышла примерно на 6 часов, и то мы сыграли ток 3 волны из 4, напоминает грубо говоря Space Empire 4X, но с асимметрией между расами + нормальный трекером окончания игры (4 волны). Время во время игры так же не чувствуется, вы полностью погружены в процесс, что жирный плюс для игры. Чтобы понять как работает каждая раса нужно минимум сыграть за каждую из них по 1 разу, а лучше 2 раза, так как за всю игру у вас не будет возможности прокачать все ветки развития, а примерно 1/3. После партии хочется попробовать как играются все расы, сыграть в кооп режиме 2 на 2, и 1 на 1, соло я не люблю, но модно заценить в качестве эксперимента соло режим в игре. Сейчас ее вроде можно купить за 19к стоит ли она таких денег я ещё не решил) но игра по эмоциям на уровне Эклипсе и Space Empire 4X.
Описываю начальные впечатления. Сыграно около 11 соло партий, включая одну учебную.
Как выглядит изучение правил: читаешь рулбук, читаешь соло-правила (въезжаешь в управление искусственным интеллектом), читаешь справочные листы по фракциям, которые присутствуют в партии, читаешь справочную книгу (где в алфавитном порядке расположены все игровые термины с пояснением правил) и потом ещё изучаешь правила для каждого сценария (как ведёт себя бот, что строит, что апгрейдит, что покупает, каких юнитов запускает, что рандомизируется).
При игре всё это должно лежать под рукой. Вдобавок к этому есть отдельный лист умений, для соло игры. Потому что в соло большая часть умений работают немного иначе.
Вводная обучающая партия первую волну полностью ведёт нас за руку каждый ход, объясняя что зачем и к чему - это мне очень понравилось. Затем вам передают управление.
По игре постоянно приходилось лазить на bgg, чтобы сверять детали по возникающим ситуациям. Взгляните только на соотношение количества тем на бгг форуме cloudspire в ветке правил с другими соседними.
Отдельно отмечу, как я ни старался понять все правила, играя каждую партию вплоть до 10й, я понимал, что те или иные моменты до этого отыгрывал ошибочно. Как шутят на форумах: если ты играешь в 100% соответствии со всеми правилами - то ты играешь не в cloudspire.
Мне кажется, что я близок к этому сейчас, но как только появятся новые фракции, снова пойдёт веселуха.
В игре на данный момент около 30 (сколько в доп книге - надо уточнить) соло сценариев, не считая тех, что для ко-опа рассчитаны. Кажется, что не сильно много. Но все свои партии я играл один и тот же первый сценарий.
Буквально вчера смог пройти его "со всеми ачивками", то есть, на 100%, выполнив все три условия (фактически, даже выполнение одного задания считается успехом, но мне захотелось ощутить вкус настоящей победы). За всё это время я ни разу не испытал и намёка на скуку. И это при том, что я не рандомизировал расстановку шпилей. А сценарий предлагает сперва кинуть d6 и в зависимости от результата выставить шпили определённым образом. Замечу, что это очень сильно повлияет на игру.
Пройдя сценарий, мне хочется пройти его ещё несколько раз на той же расстановке, а затем с рандомизированными попытать силы. Уверен, что и позже ещё буду к нему возвращаться. Итого, лично для меня, каждый сценарий раз по 20-30 сыграть можно без вопросов. По длительности они все разные. Но первый около полутора часов занимает, когда уже знаешь правила.
Что отличается конкретно в первом сценарии в разных партиях: раскладка шпилей на поле, бонусы у врага каждую волну выбираются по кубику, монстры на карте и места (типа порталов), рынок земель и наёмников, покупных построек, выпадение кубиков при стрельбе шпилей, колода реликвий, очерёдность хода. И всё это в разной степени влияет на каждую игру.
От игры в восторге. Но как и когда я сыграю против человека предсказать пока не могу. Сперва хочу как следует въехать сам. А сейчас мой уровень понимания - весьма базовый. Не чувствую себя готовым кого-то вводить игру.
Что мы можем делать в игре:
развивать свою базу по 6 веткам (в четырёх из них - три уровня, в двух других - по два)
Исследовать рандомные для каждой партии места, где обычно находятся монстры, дающие награду в виде ресурсов и реликвий, а иногда особые места
Решать каких юнитов выпускать в данную волну (основываясь на их цене и доступных очков командования)
Решать каким образом группировать юнитов между собой (это очень сильно влияет на игру)
Выпускать до трех героев на поле боя, прокачивать их, добавляя защиту/атаку/дальнобойность и, поднимая уровень, получать новые способности и улучшенные параметры
Покупать на рынке куски земли для изменения карты (меняем тип местности, расположение дороги для миньонов и добавляем место под башню), покупать наёмников и строения
Строить и улучшать шпили
Управлять передвижением юнитов, учитывая рельеф по которому они могут передвигаться, и активировать способности различным образом
Управлять стрельбой шпилей
Нападать на базу противника, уничтожать шпили и юнитов, получая ресурсы в награду
Возможно, что-то ещё не учёл
"Денег" у нас весьма ограниченное количество, и хватит нам их на крайне ограниченный спектр покупок за партию. Опять же, вопрос очерёдности приобретений и приоритетов очень интересный.
В игре такое количество всего, что для того, чтобы осмысленно играть в неё, то есть получать на выходе прогнозируемый результат от совокупности действий, а не просто череду случайностей, нужно наиграть немало партий за одну фракцию. Фракций сейчас 7, все полностью асимметричны.
Игра напоминает сочетание варкрафта 3/старкрафта с дотой.
Тут писали рядом, что в игре огромное количество фиддлинга и счета. Нет, это не так. Совершенно. Её сложность в нюансах правил, времени на освоение фракций и долгом осознании того, как твой сиюминутный выбор будет отражаться на партии спустя какое-то время. С комментарием "zlobno" абсолютно не согласен. С таким подходом можно большинство игр отсеять. Дескать, возьня с компонентами. Следующий этап будет: "надо правила запоминать". Я когда-то играл и в стратегии, и в доту на компьютере. Но теперь что-то вообще не тянет суету нагонять и выделять адреналин лишний раз. Пэошаговый тактильный вариант нравится куда больше.
Для любителей соло - однозначно маст хэв.
Вроде и читал перед отправкой, но теперь смотрю - то запятые не там, то предлога нет, то склонение не то (перестроил фразу, но часть забыл исправить), да и формат списка из ворда не перенёсся.
Короче говоря, извиняйте дурака.
Надеюсь, тут появится возможность править текст.
Крутяк)
Хочу себе эту игру. Не успел урвать на Авито, а с Европки тащить нынче совсем дорого.
Спасибо за отзыв. Пишите ещё, как будет возможность. Это интересно читать.
Спасибо на добром слове.
Думая о том, что можно в игре отнести к фиддлингу, приходит на ум бой с группированными юнитами.
Представьте: стопка из 7 фишек, верхние 4 - жетоны миньонов, а под ними 3 пункта здоровья самого верхнего из них. Когда группа подвергается атаке, мы убираем эти фишки здоровья в зависимости от повреждений, а, вместе с последней из них, уходит и верхняя фишка юнита, обнажая следующего, который сразу получает свои ХП-жетоны. И, если атака проходит вновь, теперь и из этой кучки убираются жизни. И так далее. Иногда, при длительных атаках на группу, таким образом туда-сюда несколько раз гоняются чипы.
Наверное, это самое фиддлинговое, что есть в игре.
Кто на фидлинг жалуется в играх, тот в Фолыч с допами не играл. Вот это самое отвратительное его проявление. Глумы и прочие большие игры просто курят в сторонке.
Как считаете, если на 4 играть, то лучше играть в командном режиме 2 против 2, или же в режиме все против всех?
Пока не пробовал, не могу ничего сказать. Хочу заметить, что при игре FFA (free-for-all), в случае нападения двух игроков на одного, миньоны таких заговорщиков обязаны колбасить друг друга при встрече. Но герои управляются свободно. И можно "воровать" награду за убийство юнитов из-под носа у врага, который снёс им большую часть здоровья. А побежденный игрок имеет право чинить свою крепость. Как это всё на практике ощущается - надо проверять. Мне пока не очень ясно как в таком формате срабатывает правило "засыпания" героев. Обычно ты теряешь управление над своими героями до конца волны (остаются только миньоны и шпили), в том случае, если противник лишился всех юнитов.
При игре 2 на 2, выбирать целью базу одного врага сразу вдвоем нельзя. Но можно помогать героями, шпилями и соседними миньонами.
Счетчики крутятся без проблем сверху пальцем. Поскольку они заперты по кругу, фишки легко вращаются, будто сидят на оси. Мне нравится, когда всё это дело лежит на большом плей-мате или неопреновой скатерти - ощущается мягче.
Спасибо за разъяснения, буду пробовать.
Еще чисто технический вопрос, как крутить 2 счетчика в планшетах? Чипы же там по толщине ровно под толщину планшета...
"По игре постоянно приходилось лазить на bgg, чтобы сверять детали по возникающим ситуациям. Взгляните только на соотношение количества тем на бгг форуме cloudspire в ветке правил с другими соседними." Очень сильно советую их дискорд канал, там есть ссылка на неофициальное FAQ(которое как по мне, лучше чем предыдущие официальное), где так же есть errata. И так же в дискорде есть несколько очень хорошо разбирающихся ребят, которые отвечают довольно быстро на самые каверзные вопросы.
Всё сижу за первым сценарием. Интерес не иссякает. Ведь прикольно искать и отыгрывать альтернативные и неожиданные варианты решения задачи.
Засёк время последней партии = 1 час ровно. Время расстановки и сбора в коробку (с учетом плеймата и минек) суммарно плюс ~15-25 минут. Зависит от того, насколько хорошо человек знаком с раскладкой и нужно ли искать неопреновые поля в общей куче или они с прошлого раза все сложены сверху (если строишь ту же карту).
Стоит учесть, что я уже более 15 партий в первой главе провел. И хоть из-за фактора случайности, порой по каскаду влияющего на множество событий, всегда есть над чем подумать в партии - большинство действий я отрабатываю довольно резво. А первые партии шли подольше: там и с правилами сверяешься, и на форумы лазишь, а пару раз я, вообще, так путался в происходящем, что прям посреди партии всё обрывал и начинал сначала.
До сих пор мне не верится, что можно так надолго залипнуть в одно задание, не испытывая скуку. Для меня это особенное достижение, потому что обычно довольно быстро пресыщаюсь и бросаю, пускаясь навстречу новым впечатлениям. Когда дело касается развлечений, не люблю себя принуждать, покуда нет желания.
Сейчас с улыбкой вспоминаю, как сильно мне хотелось посмотреть решение этой задачки на YouTube после шестого по счету завала.. Пробовал разные подходы, а проигрывал в пух и прах - прям издевательство какое-то! Но решил, что хочу испытать всю сладость самостоятельного разгадывания, чего бы оно ни стоило. И не пожалел! Ведь вкушать триумф в cloudspire особенно приятно.
Впрочем, даже после некоторого количества чистых побед, я не чувствую себя властелином ситуации. Игра умеет удивлять: сперва можно удачно открыть неизведанные локации (где тоже можно огрести в случае невезения) и взять мощный артефакт, а затем получить в лицо двойной критический выстрел со шпиля, который может по эффекту домино завалить всю стратегию. В частности, в моем плане есть несколько критически важных действий, которые должны быть сделаны строго в определенное время, иначе это повлечёт за собой фатальные последствия в следующей волне. А когда стройный замысл включает строительство башен на вскрываемых рандомных позициях, следует всегда иметь в запасе дополнительный ход, а в идеале - и запас силы источника, который всегда в дефиците. Да что там.. иногда и вовсе приходится менять план на лету, а это редко сулит благой исход, зато жутко интересно - а выйдет ли выкрутиться на этот раз?!.
При схватке с ботом появляется необычный слой стратегии - игра на “абузинге” приоритетов и правил искуственного интеллекта, чему нас заботливо учат прямо в учебной партии. Поведение прописано довольно чётко, и интересно заранее продумывать его ходы, пользуясь этим для своих выгод.
Пока играл, придумал простой способ отслеживать чей сейчас ход. Иногда так задумаешься или отвлечет кто - глядишь, и уже не уверен чья очередь. Приходится просчитывать с первого хода волны.. В общем, теперь кладу сбоку от поля маркеры фракций (в соло они не нужны особо для своего прямого назначения), а напротив них - жетон, отмечающий активного игрока.
Ради интереса глянул стрим Кактус Геймс, где было уделено время Cloudspire. Всегда интересно с кем-то сравнить свои впечатления от игры. Был удивлен, что Даша сыграла всего раз, причем сразу в ПвП режиме, и решила сразу на стриме рассказывать об игре (частично по статьям и роликам, с которыми она ознакомилась). Наверное, если бы эта одна партия была в соло, рассказ о фиддлинге, который она упомянула, был бы куда более мрачным. Ведь я сам сперва, прочитав алгоритмы управления ботом, малец приуныл. Но, в самом деле, все далеко не так страшно- к этому быстро привыкаешь, а считать клеточки для выбора приоритетного пути приходится совсем редко - зачастую это видно на глаз.
Впрочем, игра грузит мозг просчетами того, кто где окажется через несколько ходов, какие клетки освободятся, по кому будут стрелять шпили и так далее. Пара раз я садился за стол уставшим и чувствовал себя натуральным образом интеллектуально униженным. Другой раз рядом бегал ребёнок и постоянно отвлекал - игра тоже не задалась. Тут надо погрузиться и не отвлекаться. Зато потом после игры возникает чувство, будто действительно на поле боя был. И тут скай-мат с пластиковыми башнями вносят новое измерение. На мой вкус, к этой игре, как и к too many bones, нужно брать весь вышедший контент. Лишнего нет ничего вообще.
А как в сравнении с Рыцарем-магом если пробовали?
Где-то через пару недель напишу. Нужно побольше поиграть в рыцаря мага. Постоянно откладываю его. Так-то, игры разные, но у обеих много нюансов, отличное соло и некая паззловость.
Вообще не рядом даже. Сильно отличаются. Cloudspire - это чистейшая идеально реализованная Dota на столе, вот прям это первая ассоциация после того как разберёшься с игрой и откатаешь хотя бы одну партию. Хотя, если вы про расчёты в игре, то да, по этому уровню они похожи.
Причём ассоциация не на пустом месте, как это может быть в том же Бестиарии Сигиллума, где лишь номинально можно сказать, что это нечто похожее. Ассоциация прямая: тут вам и герои прокачиваются, и монетки выбиваете из крипов и нейтралов, и закупы есть на базе, и крипы бегу по тропкам (правда тут они разные и их можно закупать в соответствие со своими потребностями).
Но и расчеты в этих играх ведутся по разному.
В "Рыцарь-маг" ты расчеты ведешь, беря карты в руку и то, то есть ты не можешь все заранее просчитать, тебе приходится все эти расчеты делать здесь и сейчас. В "Cloudspire" же можно заранее просчитывать, особенно, когда все фишки земель открыты.
Также из отличий их это рандомность. В "Рыцарь-маг" рандомности много, это и приход на руку карт, и кубики маны, и монстры, которые открываются при входе в различные подземелья и лабиринты. В "Cloudspire" рандомности меньше, при том там можно вообще рандомность сделать только на фишках земель. Но именно из-за различия в жанрах уровень рандомности в обеих играх рассчитан идеально. "Рыцарь-маг" - евро-приключение. "Cloudspire" - MOBA-шахматная игра, наверное так.
Но по моим ощущениям соло "Cloudspire" лучше, чем "Рыцарь-маг". А вот большим составом они обе отлично играются, при том никакого соревнования между ними нет. Захотели соревновательного приключения - "Рыцарь-маг", захотели посоревноваться кто кого переиграет тактически и стратегически - "Cloudspire". При этом еще в "Cloudspire" идет прям столкновение игроков, а в "Рыцарь-маг" вообще не выгодно магам сражаться.
Но, вчетвером в "Рыцарь-маг" возникает огромный даунтайм. В "Cloudspire" пока играл только вдвоем, поэтому ничего не могу сказать про даунтайм большим составом, хотя по ощущениям, в "Cloudspire" он меньше должен быть.
Спасибо за ответ,
Две недели прошло, но чуток навалилось, и я за них не успел даже в соло ни разу сыиграть. В итоге, и вовсе непонятно когда бы я описал свои впечатления. Но начальные - очень похоже на твои, разве что, не особо тянет играть в РМ с кем-то вместе. Пока не понял этот формат "соревновательного приключения".
Кстати, сравнение с Dota мне не нравится. Я бы сказал, что в Dota самый важный элемент - активные способности героев. Здесь же, не у всех такие есть, а активируемые предметы тоже могут не достаться. И помимо героев тут довольно много всего. Поэтому для меня это больше именно Warcraft 3, но с передвижением части юнитов, взятым из MOBA для чуть более прямолинейной организации геймплея.
https://boardgamegeek.com/thread/2412081/cloudspire-game-which-fails-live-its-components-pv
Интересно, локализуют ли, раз Too Many Bones будет локализован... Кто играл - как впечатления?
Настольная пошаговая MOBA (типа доты или лол). Линии, башни, неуправляемые миньоны и управляемые герои присутствуют.
Из за того что все это надо ручками делать (двигать миньонов/стерлять башнями, отмечать повреждения т.д.) игра на 90% про возню с компонентами.
Для тех кто с жанром не знаком - игра будет "гениальным открытием", для те кто а теме - очередная попытка перенести видеоигру на стол (при этом все рутинные расчеты и прочее переваливаются на игрока)
Игра гениальна. Но популярность ей не светит (по крайней мере в ближайшее время).
Когда мы уже увидим обзор на все её допы от вас? Как на too many bones.
Снова выйдут на Kickstarter 14 апреля 2020.
Будет репринт и дополнения с парой новых рас, судя по всему.
https://chiptheorygames.com/cs-reprint-april-2020