-AdRiver-
1. PetrShishkanov 10
2. Ivo_aromatik 10
3. Kingvarvar 10
4. Dino 10
5. Fandorin 10

Кланы Каледонии

Clans of Caledonia, 2017 

  • 1 - 4
  • 2 - 4
  • от 13 лет
  • 10 мин
  • 30 - 120 мин
  • мастерство, стратегия
Кланы Каледонии  
Рейтинг BoardGameGeek Средняя оценка Рейтинг «Тесеры»
- 8.32271 -

геймплей

8.49

глубина

8.44

оригинальность

7.78

реализация

8.58

Описание игры

редактировать

Clans of Caledonia является средне-тяжелой экономической игрой, действие которой разворачивается в 19 веке в Шотландии. В это время Шотландия осуществила переход от сельскохозяйственной к промышленно развитой стране, которая в значительной степени опиралась на торговлю и экспорт. В последующие годы производство продовольствия значительно возросло, и было способно прокормить растущее население. Лён все чаще стал заменяться более дешевым хлопком, а разведению овец придавалось большое значение. Все больше и больше создавалось перегонных установок и виски стал распространенным алкогольным напитком в Европе.

Игроки представляют исторические кланы с уникальными способностями. Они соревнуются производя, торгуя и экспортируя сельскохозяйственные товары и, конечно, виски!

Игра заканчивается после пяти раундов. Каждый раунд состоит из трех фаз:

1. Ход игроков
2. Производства
3. Подсчета очков

1. Игроки по очереди совершают одно из восьми возможных действий, такие как строительство, модернизация, торговля и экспорт. Когда у игроков закончились возможности совершать действия, они пасуют и получают бонус.

2. На этапе производства каждый игрок собирает основные ресурсы, товары и наличные деньги из своих производственных единиц, построенных на игровой карте. Каждая построенная производственная единица создает доход видимый на планшете игрока. Переработанные товары требуют соответствующего основного ресурса.

3. Игроки получают победные очки в зависимости от тайла текущего раунда.

Игра поставляется с восемью различными кланами, модульная доска с 16 конфигурациями, восемь портовых бонусов.

Статьи

2
добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
dmitkom написал 4 дня назад: # скрыть ответы

По итогам двух партий на двоих: в целом - отлично! Очевидный еврохит с несложными, логичными правилами, которые создают хорошо настроенный механизм рынка.

Что понравилось:
- контракты, контракты, контракты. Экспорт/импорт, вот это вот всё
- рынок с нестабильными ценами. Прямо влиять на него с целью выгоды вряд ли получится, но он живой. Как минимум радуют шансы что-то продать подороже или купить по дешевке. Особенно если это партия одного товара, который требуется по контракту
- зависимость количества возможных сделок на рынке от количества доступных торговцев. Заставляет лишний раз задуматься, что лучше произвести самому, а что купить
- выбор из двух способов получения ресурсов: один раз в раунд в фазе производства и несколько на рынке. Опять же необходимость соблюдать баланс в действиях на своем планшете и рынке
- механизм превращения сырья в продукт в фазе производства
- выгода от соседства на карте с другим игроком, в виде скидки на производимый им товар
- оформлены и укомплектованы кланы на высоком уровне

Не понравилось:
- рандом с ценностью импортных товаров, которая определяется лишь в конце игры (!) Чем меньше завезли конкретный товар все игроки, тем дороже он стоит. Логично, но как прикажете определять выгоду от контракта при выборе?! Не используем это правило, цены фиксируем, как советует автор для первой игры
- порты по углам карты не то чтобы минус, но они просто не выполняют свою функцию. Не участвуют никак в процессе экспорта/импорта, а просто тупо приносят мгновенные бонусы. Жаль.
- компактная коробка скорее минус, чем плюс. Её разве что приятно в руках подержать и в рюкзак сунуть - маленькая, из толстого картона и тяжелая. Но в нее не лезет полноценный органайзер, в который можно было бы поместить всех коров, овец и прочих участников рынка. А их много.

dmitkom написал 4 дня назад: #

Для коробки всё-таки нашелся вариант органайзера, но влезет далеко не всё конечно https://www.obi.ru/yashiki-dlya-instrumentov-i-organaizery/organaizer-master-multicvet-8-5-sm/p/4357380

Suzume написала 4 дня назад: # скрыть ответы

>>>- рандом с ценностью импортных товаров, которая определяется лишь в конце игры (!) ... Логично, но как прикажете определять выгоду от контракта при выборе?! Не используем это правило, цены фиксируем, как советует автор для первой игры

Так в этом же и интерес! Смотрите на то, что собираются экспортировать другие и что в принципе есть на доступных контрактах, вот так и определять выгоду от контракта. Никогда бы не отказалась от этого правила.

sintenced написал 4 дня назад: # скрыть ответы

А еще мне кажется, что автор комментария не очень понимает, что такое "рандом".

dmitkom написал 4 дня назад: # скрыть ответы

ОК отдельно для вас перефразирую: «Определение ценности импортных товаров превращается в рандом». Надеюсь так понятнее)

sintenced написал 4 дня назад: # скрыть ответы

Нет, оно ни в коем случае не является рандомным.

dmitkom написал 4 дня назад: #

Выходит сами правила на странице 9 врут, говоря о везении в английском варианте и случайности в русском)

dmitkom написал 4 дня назад: # скрыть ответы

В первом раунде, на первом ходу вы выбираете первый контракт. Как определить его ценность? Пока что у нас получалось выполнять не более шести контрактов за игру. И согласитесь даже один из шести – жертва недопустимая.

Вы в любом случае не сможете просчитать эту «редкость» при игре втроем/четвером. Картина на рынке импорта полностью прояснится лишь на последнем раунде. Часть ваших контактов неизбежно окажется в итоге невыгодными. А количество выгодных определит скорее везение, а не стратегия.

Suzume написала 4 дня назад: # скрыть ответы

>>> Как определить его ценность?
Опять же, смотрите, что в принципе есть на доступных контрактах. Контракты лишь дополняются, а не заменяются полностью из раунда в раунд. Если вам удаётся выполнить 6 контрактов за партию, то считай половина уже в первом раунде лежит на столе.

Правда, меня всегда волнует больше не то, какие там редкие ресурсы указаны, а то, могу ли я наиболее выгодно для себя выполнить этот контракт (и быстро взять и выполнить ещё один), а также какие там плюшки дают. А вот экспортный товар контракта -- это уже второй слой решений при выборе контрактов, а чем больше решений, тем интереснее. Лично для меня :) Ну и азарт никто не отменял.

Забавно, ниже тут другой пользователь жаловался, когда я написала, что в игре мало рандома, а тут получается жалобы на обратное :))

dmitkom написал 4 дня назад: #

Не жалуюсь ни в коем случае) Тем более когда есть вариант обойти правило и в целом, с чего и начал, игра то отличная.

Да евро всё же не тот жанр, в котором стоит искать рандом))

Nematic28 написал 3 дня назад: # скрыть ответы

Полностью поддерживаю.
Да, возможность для просчёта с динамической ценностью экспортного товара то ли усложняется, то ли превращается в этакий "рандом".
Когда ты в первом раунде берешь первый контракт. ты уже потенциально занижаешь очки на этот экспортный товар :-D
Мне, наоборот, очень нравиться это правило. Это лишь, как говорили "дополнительный слой", и в последних раундах он неплохо влияет на выбор контракта.
Да и контекста правила вполне логичен, чем более редкий товар, тем он дороже.

dmitkom написал 2 дня назад: #

Тем более, когда сам разработчик отмечает присутствие рандома.
Только на импортный, не экспортный)

WindUpBird написал 4 дня назад: # скрыть ответы

Ну хоть немного рандома то нужно, чтобы азарт был как сказала Suzume. По вашей логике можно разложить игру, оценить вышедшие цели раундов, порты, контракты и сказать "Не, ребята, в этой раз и пытаться не стоит. Сворачивайте!" xDD

dmitkom написал 3 дня назад: #

Я не против некоторой доли рандома в течении игры. Но не в конце, когда ты понимаешь, что напрасно делал ставку на часть из своих контрактов.

Дальше не понял) Это не моя логика.

Ghost211 написал 3 дня назад: # скрыть ответы

Суть в ценности товаров в том что нужно все собирать равномерно и тогда ценность товаров будет выше, чем у соперников почти всегда, а в дуэли всегда. И да, можно выполнить и больше 6 контрактов

dmitkom написал 3 дня назад: #

Суть ценности, помимо прочего, когда ты знаешь её заранее. В конце игры мы импорт обменянный на экспорт продаем за ПО. И получается, что ценность в ПО мы узнаем уже после сделки по нескольким контрактам. Ну бред же)

Я прекрасно понимаю, что в таких условиях нет другого варианта, как бОльшую часть партии стараться собирать всё поровну чтобы обезопасить себя в будущем. И ближе к концу постараться повлиять на позицию того или иного товара. И так каждую партию? Скудно, скучно.

Vladfame написал 2 дня назад: #

у mayfi есть органайзер хороший для кланов

Slider написал день назад: # скрыть ответы

Все минусы и не минусы вовсе.
- именно рандом с ценами на импорт добавляет глубины и планирования
- а, что еще должны делать порты?)
- для этой коробки есть прекрасный орг. Все бы евро-игры в таком формате выпускались!)

dmitkom написал полдня назад: # скрыть ответы

- а, что еще должны делать порты?)

В игре, по воле дизайнера – разумеется могут всё что угодно, хоть события приносить) В реальности, в экспортно-импортной логистике, играют известную роль. В Кланах же стали бестолковыми одноразовыми бонусными тайлами, доступными для тех, кто рядом построился. Опять же автор предлагает вариант "забить". Мы пока выкладываем на поле, для красоты скорее. Ну разве что за халявными 10 фунтами сбегать можно))

Dobry_Kapitan написал полдня назад: # скрыть ответы

Порты очень крутая штука в этой игре. С одной стороны, выгодно строить в центре карты, вокруг озера. С другой стороны, очень сильный бонус от портов побуждает оттянуть поселения к краю карты - приходится прикидывать, что выгоднее. Опять же отрезать противнику подход к порту, который ему особенно "в масть", - это особенно приятно. У этой игры обманчивая идилическая картинка на обложке про коровок и барашков - у нас кланы играются жёстко (и переменная цена импортных товаров этому тоже способствует).

dmitkom написал полдня назад: # скрыть ответы

А вы случаем не используете один и тот же порт многократно против правил? Иначе я не могу поверить в то, что вы расселяетесь целенаправленно, к примеру, к одному куску мяса или двум халявным продуктам. За игру!

Miker написал полдня назад: # скрыть ответы

Да просто наиграйте не 2 партии, а 20, тогда станут понятны и важность портов и управляемость рандома в экспортных контрактах.

dmitkom написал полдня назад: # скрыть ответы

20 партий чтобы понять ценность одноразового бонуса?!)) Вот это хардкор!

Miker написал полдня назад: #

А, ну и да, игра полноценно раскрывается только на 4, на двоих уже давно не играем, совсем не то.

Dobry_Kapitan написал полдня назад: #

Играем по правилам. Как вы выразились "один кусок мяса" - это контракт выполненный на раунд раньше, значит и следующий контракт взят на 5 монет дешевле, и скорее всего это будет контракт, который даёт какой-нибудь мгновенный бонус (монеты, или улучшение или скидку на размещение) - а это значит, что в этот раунд у меня будет как минимум ещё один дополнительный ход, или я заберу с рынка котракт из под носа противника и т.д. и т.д. То есть этот "кусок мяса" как снежный ком тащит за сабой "халявный кусок победных очков". Кстати, портом пользуемся обычно не как только добрались до него, а стараемся подгодать момент, когда у этого снежного кома будет побольше потенциальной энергии. Так что порты это реально круто, у одного из кланов - это вообще основная стратегия.

glebifan написал полтора дня назад: # скрыть ответы

Пока игра обсуждается ) Есть дополнительные фанатские кланы?

Dobry_Kapitan написал полдня назад: #

Да, есть на BGG. Вот например два "фанатских" клана от создателя игры:
"We tried 2 potential clans for an expansion:

Animal Clan:
2 of your sheep that are neighboring to each other "produce" another sheep on a hex neighboring one of the parent sheep at the END OF THE PRODUCTION PHASE (so the baby sheep does not produce wool yet). The baby sheep and its hex space are for free.

The very same works for 2 of your cows.

So in total you can produce up to 1 sheep and 1 cow for free at the END OF EACH PRODUCTION PHASE.

Glory Clan:
Every time you reach/pass 5 or 10 glory (15,20, 25 glory etc.) you receive 8 pounds.

Both clans felt balanced with each other in the two 2 player games we played. But we didn't try them with other clans yet."

Тут: https://boardgamegeek.com/thread/1978938/fifty-games-any-custom-clan-ideas
Там же есть ссылка на давно прошедший конкурс фанатских кланов.

Suzume написала полмесяца назад: # скрыть ответы
Обзор

https://pronastolki.wordpress.com/2020/05/12/obzor-clans-of-caledonia/

marom написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Как это "нет рандома"? Я и купил эту игру потому, что это не только классное евро, но и присутствует хороший рандом (помимо отличной вариативности, создаваемой разной начальной раскладкой). А рандом там сильный - он в выходящих каждый год непредсказуемых новых контрактах. Учитывая, что контракты это соль этой игры, партия получается достаточно азартной.

А еще мне очень нравится маленькая, но из толстенного картона коробка игры - ничего не болтается (я пользуюсь парой коробок от миплхаус для ресурсов и жетонов, они компактные) и коробка не порвется со временем.

WindUpBird написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Сильный рандом? Вы шутите? Контрактов в игре от 5 до 8, в зависимости от числа игроков. И в начале раунда они пополняются, а не заменяются. Остальное не меняется на протяжении всей игры. Тут нет такого, что "пришла карта" строительства сыроварни, а в контрактах только виски подавай. За рандомом это в Брюгге и к птицам.

marom написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Ну не знаю, почти все контракты сметаются игроками из пула в первой половине игры (оставшиеся как правило настолько плохи, что под них не спланируешь). Приходится угадывать, что выйдет в след.году. Но я же не говорил, что рандома совсем нет, он не сильный, но достаточный поломать стратегию на следующий год.

WindUpBird написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Сколько на бга играл, обычно начиналось так что в первом раунде все брали по одному и пара человек ещё по одному - итого 6 и два осталось. В следующем выходило 6 новых. Я согласен что одни контракты вкуснее других, но всё же смотришь на выхлоп от контракта, и порой ценность меняется. Особенно когда видишь, что все пошли в хлопок и его ценность упадёт, берёшь контракт с табаком/тросником. Обычно пара-тройку контрактов я примечаю, ̶а̶ ̶о̶с̶т̶а̶л̶ь̶н̶ы̶е̶ ̶м̶е̶р̶е̶щ̶а̶т̶с̶я̶ и имею всегда запасной вариант. Но порой да, бывает что играешь за виски-клан, а на экспорт сыр подавай. Ну значит готовься к следующему раунду, зарабатывай деньги. Ну и автор дал небольшой инструмент, правда рандомный как раз - бонус строительства. Вот он может стать хорошей палочкой-выручалочкой.

marom написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Просто мне нравится это игра (даже в топ3). А игры без рандома по моему мнению не игры вовсе, а какие-то калькуляторы. Потому, когда автор обзора стал утверждать что нет рандома (для меня это как признать игру отстойной), я стал возражать. А так рандома бы можно было бы и больше, да.

BioWolf написал полмесяца назад: #

Игры без рандома это тоже отлично - все зависит только от вас и вашей головы, но если от игр нужен только фан, то само собой - больше рандома, больше кубиков))

Suzume написала полмесяца назад: # скрыть ответы

Вы пишете, что рандом то сильный, то не сильный в одной этой ветке :) Я же написала "Это тот тип евроигры, где вся информация открыта и рандома практически нет, кроме того, какие кланы, цели раундов и порты выйдут в начале, и какие заказы будут выходить по мере партии" ;) Так всё-таки в обзоре нет утверждений, "что нет рандома", но его количество минимально, и я согласна с WindUpBird, что его влияние не сильно выражено.

marom написал полмесяца назад: #

Остановимся на том, что это отличное евро, в котором присутствует рандом. Мне он субъективно кажется сильным т.к. он на контрактах, а они залог победы. Но не такой сильный как хотелось бы лично мне. Я был бы только "за" колоду стихийных происшествий в начале года, а не только изменить три цены.

Suzume написала полмесяца назад: # скрыть ответы

А ещё этот комментарий мне напомнил одного старого пользователя Тесеры, который ненавидел евро, так что любая игра (даже общепризнанное евро), которая ему нравилась, сразу становилась у него америтрешем :))

Greengood написал полмесяца назад: #

Кто?

marom написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Сыграв много партий, с некоторым удивлением обнаружил, что игра не про развитие своего хозяйства и построение движка, а про экспорт. Собственно, кто больше выполняет контрактов как правило побеждает. То есть тактика победы одна. Утешает только изобилие контрактов, которое и создаёт хорошую реиграбельность вкупе с модульным полем. Особенности кланов мало что значат, т.к. нацелены не на экспорт.

Suzume написала полмесяца назад: #

Так и есть, контракты это не что-то там сбоку, а один из главных источников очков. Ими точно не надо пренебрегать. Вы по идее развиваете своё хозяйство и строите движок для выполнения контрактов. И для понимания и успеха в игре это важно осознавать. Но вот если по контрактам держаться примерно вровень с другими игроками, то победитель будет решаться и очками за цели раундов, и соревнованием за более протяжённую цепь и другими источниками.

Mae написал полмесяца назад: #

Я тут к вам со своими 5-ю копейками про Кланы Терр... Каледонии.

Игра ощущается, как... облегченная Терра Мистика, которая при этом стала гораздо более реиграбельной (модульное поле, как никак) и где гораздо больше взаимодействия. Очень понравился планшет с ценами товаров и как игроки влияют на него.

Т.е. Терра Мистика должна быть с последним допом (с лодочками), чтобы конкурировать с Кланами по параметрам взаимодействия и реиграбельности. Но Терра точно глубже. В Кланах анализировать ситуацию и принимать решения как-то проще.

Хорошее комплексное менялово шила на мыло.
Симпатичное и няшное. Но какое-то все уменьшенное (по сравнению с той же Террой). Не хватает выемок в планшете, как в Серпе, все норовит слететь-упасть при неаккуратном движении.

Раз заговорили про увеличение взаимодействия и реиграбельности по сравнению с Террой, то напрашивается и на сравнение с Проектом Гайя. Но они пошли по достаточно разным путям. И Гайя, все таки, будет похардкорней.

Субъективно лично мне Гайя больше заходит, но в Кланы Каледонии с удовольствием хочется навернуть еще и поскорее.