Вопрос по тайлам финального подсчета. При игре вдвоем на трек добавляется нейтральный игрок. Деление на которое его надо выставить написано на этих тайлах. На тайле "Больше всего строений" стоит цифра 11, а последнее деление на треке 10. Это как понимать? Это имеется ввиду, что 18 очков за первое место в любом случае заберёт нейтральный игрок и фишку нейтрала ставим на сам жетон? Или имеется ввиду что надо ставить на 11 по счёту деление, а не на деление, которое обозначено цифрой 11, т.е. надо ставить на деление №10? Дуристику придумали
И второй вопрос - игроки на этих делениях стартуют с 0 или нужно сразу отмечать стартовую раскладку за сектора, здания и т.д.? Например в первой партии рекомендуют играть хадш-халла и ксеносами. У хадш-халла 2 шахты, у ксеносов 3. Если выпал жетон "больше всего строений" обе расы стартуют с 0 или сразу двигаем на 2 у хадш-халла и 3 у ксеносов?
По поводу первого вопроса: на BGG предлагают в этом случае спутник нейтрала ставить на деление 1 или вообще использовать еще один спутник нейтрала и положить его на деление 1 (то есть имеем 10+1). Обсуждение здесь: https://boardgamegeek.com/thread/1884324/question-regarding-final-scoring-tiles-and-10-step
В правилах зачастую много чего не сказано в явном виде, поэтому приходится додумывать самим или искать ответы на форумах и в различных Эрратах и ЧАВО :) Меня вот тоже смутило это число 11 на жетоне при наличии 10-ти единичной шкалы.
По поводу второго вопроса: я считаю, что в этом случае можно сразу передвинуть свои спутники на поле подсчета очков на нужное количество делений. Например, мы же получаем стартовые бонусы за продвижение на поле исследований в случае, если особенность конкретной расы позволяет это сделать в начале игры.
Тоже склоняюсь к этому варианту, т.к. похоже треки нужны чисто для удобства и для отслеживания прогресса во время партии. По сути, можно вообще не отслеживать и просто в конце игры посчитать прогресс каждого
мы часто не трекаем по ходу партии потому что по целям часто и так понятно кто на какой стадии, ну иногда на последних ходах выставляем чтобы понятнее было.
1. Никакой дуристики. Никто не запрещает вам построить 15 строений. Поставите 1 свой маркер на 10 и второй на 5. Обогнать нейтрала с 11 строениями не сложно. 2. Сразу отмечаете, сколько есть. Можете каждый раз двигать, но достаточно раз в раунд, например, в момент получения дохода. Можно и реже, когда кому-то это понадобилось.
Вопрос про подсчёт ПО в конце игры. "Получите 1 ПО за каждые 3 кредита, знания или руды, которые у вас есть (в любом сочетании)" Что имеют ввиду под любым сочетанием? Например, имея 4 кредита, 4 знания и 1 руды мы получим 1+1+0=2ПО или 4+4+1=9/3=3ПО?
Предлагаю поделиться рекордами за различные цивилизации (с указанием цивилизации, на сколько игроков была партия, по-возможности - жетоны финального подсчета).
Бестолковое мерянье пиписьками :) Объясняю. В ТМ очень много зависит от того какие плюшки за раунды. Одного этого фактора хватит, чтобы очков было +- 50 от потенциала игрока, но есть ещё куча других факторов. От сочетаний рас и до расположения планет.
Мне интересно узнать возможности различных цивилизаций. Какой сколько набрать можно. Одному узнавать долго, игра небыстрая. Можно одному сразу несколько разных цивилизаций указывать. P.S. В отличие от ТМ, здесь выбираешь цивилизацию сам под то, что выпало, а не на аукционе.
Наш мегарекорд был поставлен в последней партии: 226 очков за Ивитов (играли с ними впервые). Это был лютый космос! Конечные цели: кол-во строений в федерации (ивиты взяли 2ое место) и кол-во разных типов планет (1ое у ивитов). Партия была на 3х, с глинами и небулами. В конечном итоге муравьишки закончили игру с 5 жетонами федераций, 2 жетонами особых синих технологий и находились на верхушках в 3х храмах. До этого мы слабо представляли как можно набрать больше 200 очков. Но, ежели все складывается и нет особых помех со стороны других игроков, можно сотворить страшное:)
Отличный результат! Не понял выбор глинов при этих целях (цель на разные типы планет не их). Результат, конечно, зависит от взаимодействия игроков. Нельзя одного впускать на 3 верхушки. И сразу в 2 (наука + экономика) тоже нельзя. Геодены подходят под цель за разные типы планет. Терраны могут построить очень много зданий, особенно если нет конкуренции в освоении нестабильных планет.
Их особо и не выбирали:) Просто мы играем по турнирным правилам Терры: случайно выбираются расы по кол-ву игроков, а затем проводим аукцион. За Ивитов 11 очков еще отдали, что так же можно учитывать. Насчет Геоденов и терранов - полностью согласен. Терраны вообще нам показались крайне сильной и универсальной фракцией. Хоть в огонь, хоть под лед ими. Вообще игра впечатляет разнообразием и возможностями, уже полностью заменила нам Терру, чего мы не ожидали. Но заметили настораживающую тенденцию: лидер почти всегда очень сильно обгоняет остальных игроков (+30-70). Без аукциона первый пикающий (при условии что он опытный игрок) вообще автоматически будет выигрывать всегда, что не может не печалить.
Теперь понятно. Не играйте так. Если опыт есть, то сможете нормальные выбрать цивилизации, если нет - не знаете, на сколько откатывать. В некоторых ситуациях и на 50 откатить может оказаться недостаточно. Карту можно сложить так, цели могут выпасть такие, что каким-то цветом никак нельзя играть.
Отлично реализован. Имхо,в Гайе на текущий момент самая продвинутая автома из евро-игр (в части агрессивности и необходимости периодически корректировать под неё действия). Серп и Виноделие откровенно позади.
При выполнении "немедленно получи жетон технологии..." должен ли я соответствовать критериям получения передовых жетонов технологий, чтобы его получить?(вероятней всего да) Или можно в наглую стырить топову технологию даже находясь на 1 ступени? Просто отсылка к "обычным правилам" идёт только в части "...продиньтесь в области исследования..."
в игре нет действия "получи жетон продвинутой технлогии" и "получи жетон стандартной технологии". При постройке научного здания\выполнее действия за 4 ККИ ты получаешь право взять жетон технологии: -) любой из стандартных которого у тебя ещё нет -) один из тех продвинутых, условиям получения которого ты удовлетворяешь.
короче, ответ "нет" :) Нельзя взять жетон продвинутой технологии не удовлетворяя его условиям
главное не забыть правило если берется жетон продвинутой технологии, надо подвинуться в любой науке на выбор. Ну и брать не соответствуя требованиям нельзя это точно)
Помогите, пожалуйста, понять: нужно ли платить 1 ККИ за перевод планеты типа Гайя в пригодную? Читаем инструкцию:
Стр.11 Правый нижний угол: Планету типа Гайя можно сделать пригодной, потратив 1ККИ
Стр.12 Левый верхний угол: Следующие правила применяются к планетам типа Гайя, на которых находятся гайятрансформеры: ... Вам не нужно тратить ККИ, чтобы сделать эту планету пригодной.
Cтр. 11 - про зеленые планеты, которые изначально нарисованы на поле, для их колонизации нужно отдать ККИ Стр. 12 - про зеленые планеты, которые вы сами гайяформерами делаете из фиолетовых, в таком случае ККИ платить не нужно
Гайа превращается в пригодную 2 способами. 1. За кубик кки, если нет Гайаформера. 2. Без кубика кки, если есть Гайаформер. Гайаформер превращает нестабильную в Гайа в фазу 2 следующего раунда. Здесь нет противоречия.
Наконец-то Проект Гайя доехал и до меня (не прошло и месяца)! Получил, распаковал, выдавил все компоненты, разложил по зип-локам.
Качество картона просто изумительное, вот честно, не ожидал. Далеко не в каждой западной игре такое качество. Элементы выпадают либо сами либо от легкого нажатия. Я очень привередливый, но косяков в картоне не заметил. Рад, что Hobby Games вышли на такой уровень!
Коробка не хлипкая, достаточно прочная, но углы все-таки слабоваты. Если относиться к коробке небрежно, то со временем они разойдутся. Поэтому просьба к производителю: пожалуйста, уделяйте больше внимания углам коробки. Дополнительное их усиление будет совсем не лишним.
Насколько я знаю, пластиковые компоненты производит не Hooby World, тем не менее и скажу и о них: очень приятные на ощупь, пластик зданий и сооружений не очень твердый, как бы даже немного мягкий, мне такой пластик очень нравится. Кубики и фишки из твердого звонкого пластика. На 3 кубиках было немного облоя в углах, срезал модельным ножом.
В общем, качеством я очень доволен, картон такого качества встречается не так уж и часто даже у западных производителей.
Забыл упомянуть про запах: встречал комментарии о том, что игра очень сильно чем-то пахнет, то ли кошатиной то ли еще чем-то. В общем запах при распаковке был. Слабый запах чего-то, похожего на столярный клей (мне сложно описать запах). Через какое-то время он выветрился. Удивило, что инструкции не имели стойкого современного запаха типографской краски. Обычный приятный запах новой книги.
Уже от второго человека слышу про неправильные картинки полей. Кто-нибудь может популярно объяснить, в чем именно там ошибка и на какой странице русских правил?
Сначала поле, потом цивилизации появилось в эррате. Никакой вины МХ в этом нет (в английских правилах также, как и в русской редакции: наоборот). Автор передумал уже позже, после выпуска правил. И хорошо сделал: так действительно сбалансированнее. По прежним правилам последний игрок мог насобирать ...
Пока косяков с переводом не встречал. Встречал косяки с формулировками авторов на английском. Примеры. 1. Свободные действия сейчас не свободные действия, а свободная конвертация. (Т.е. цивилизациям с дорогой энергией в 3 чашке (невлы, например) можно купить 2 руды за 6 ед. энергии, а не за 8). 2. В формулировке цивилизации, строящей строения на колонизированных другими планетах (лантиды), не учитываются бонусы за "количество" зеленых планет. В т.ч. и за бонус раунда +3/4 ПО за шахту. По словам автора правил, количество=1 в данном случае и бонус для них не работает. Это автор правил написал на бгг совсем недавно, позже выхода игры на русском языке.
Есть вопрос по правилам игры за расу Ивитов. В правилах написано что они строят одну федерацию и постепенно увеличивают её энергоемкость получая за это жетоны федерации, так вот. "Энергоемкость строений на этих планетах должна повысить суммарную энергоемкость федерации как минимум до 7Х, где Х-чисто жетонов федераций, которые у вас есть, плюс один" Как это понимать? получается если у меня есть одна федерация и один жетон федерации чтобы построить следующую я должен повысить энергоемкость до 7 х 1 (жетон федерации) + 1, на 8 единиц. следующую на 15 х 2 + 1 = 31 итд. Но на планшетах рас есть изображение, где у Ивитов четко нарисовано, первая федерация энергоемкость 7, вторая 14, третья 21, 28 итд. Полное расхождение и чему верить не понятно.
Игра отличная. Напишу впечатления и краткое сравнение с ТМ. Игра стала гораздо вариативнее. Если ТМ после большого количества сыгранных партий уже более-менее классифицировалась, то здесь пока это совсем не представляется возможным. В гайе дополнительно рандомятся: 1. поле. 2. технологии в культах. 3. продвинутые технологии. 4. две финальных цели. Вариативность зашкаливает. Насчёт конкуренции и взаимодействия. В культах взаимодействия стало меньше, т.к. нет прямой гонки, а есть конкуренция только за вершину. В действиях силы субъективно тоже кажется конкуренция меньше. За территорию конкуренция кажется возросла, т.к. навигация теперь "сквозная" по прямой, а "суши" меньше, плюс есть способы летать дальше. Если в ТМ была железная уверенность, что этот клочок суши - только твой, то в гайе любую незаселенную планету у тебя могут отжать. Захват территорий нужно планировать тщательнее. Далее, с ресурсами по сравнению с тм как-то немного посвободнее и разнообразнее. За счёт исследований и технологий часто находится способ найти необходимый ресурс. Способов набрать ПО в Гайе больше, они разнообразнее. Особенно в последний раунд голова может закипеть от обилия вариантов. Расы в Гайе более разнообразны, чем в ТМ. Т.е. в ТМ расы в среднем ближе к сферическим хуманам в вакууме, чем в Гайе. В последней есть расы, играющие прям принципиально по другому. Есть и определённые минусы (лично для меня). Есть претензии к планшетам. Не с точки зрения ламповости дизайна, а с точки зрения эргономичности. Большой кусок планшета занимает таблица свободных конвертаций, которая учится ко 2-3 игре. Как по мне, так лучше бы вынесли её на обратную сторону карточки подсказок с действиями. И неудобный круг тансформации на планшете. В терре был большой, красивый, наглядный. И ещё насчёт игрового процесса. ТМ для меня образец гармоничности. В гайе подобной гармоничности пока не чувствуется, но играть чертовски интересно. Про баланс пока говорить рано - отыграно 5партий. Хочется ещё и ещё)
Длина партии зависит от игроков. У нас да, партия играется дольше - в последних раундах вариативность значительно выше - думаем дольше. В среднем, у нас где-то +20мин/на игрока по сравнению с террой
На первые партии на троих 2,5-3 часа, на четверых 3-3,5. Далее, по мере освоения незнакомых цивилизаций, на троих 2 часа, на четверых 2,5 плюс-минус минут 15-30.
да. я вообще не любитель соло, но в гайе этот режим здорово реализован. первая игра тяжеловато далась ,это да. постоянно возникали вопросы по действиям автомы, что-то забывалось, приходилось лезть в правила снова и снова. но уже во второй партии все делалось на автомате и занимало минимум времени. соло партия вполне укладывается в час. можно настроить сложность, расу, и даже колоду действий оппонента. мне кажется, что большое количество действий выставления шахт усложняет игру, а действий "перестройка" облегчает. своими шахтами автоматически частенько забирает "ваши" планеты, а вот перестройкой просто заряжает вам энергию. режим идеален для оттачивания новых стратегий, и просто изучения новых рас.
На выходных сыграли несколько партий на четверых. Впечатления очень положительные. Делюсь:
Качество компонентов. Все компоненты выполнены на высшем уровне: вырубка тайлов и планшетов, качество картона, пластиковые постройки и ресурсы. Немного не понравились кубы спутников, по краям белые потертости, но это мелочи.
Реиграбельность. За счет генерации космических секторов каждая партия получается по-настоящему уникальной. Каждое поле можно покрутить, а некоторые и перевернуть. Порадовали тайлы целей раунда, они ощутимо влияют на всех игроков и могут существенно изменить стратегию каждой расы. Также на реиграбельность несильно влияют продвинутые технологии, которые появляются на одной из шести ветке исследований. 12 уникальных и абсолютно не похожих по стилю игры рас прямо намекают о еще одной партии.
Оформление. Многие жалуются на ламповый арт, но не мы. Крайне напоминает первые Master of Orion на ПК и вызывает только ностальгию у олдфагов.
Взаимодействие. Как и почти в каждом еврогейме прямого взаимодействия нет, но в Гайе занятое специальное действие или планета могут кардинально изменить всю игру. Бывает и такое, что за одно действие хочется успеть занять специальное действие, планету или пятый уровень исследования и если это не сделаешь ты - это сделают соперники. Конкуренция за бонусные жетоны федераций и исследования пятого уровня (на пятом этапе может оказаться только один игрок) отлично подливают масла в огонь. Желания добавить в игру боевые корабли нет, пятые точки воспламеняются и без этого.
Баланс. По ощущениям имеется, но первые партии могут быть слиты с позором из-за того, что не верно выбрана общая стратегия. Игру нужно прочувствовать, чтобы раскрыть прелесть каждой расы.
Погружение и геймплей. Игра затягивает буквально с первого действия, с первой построенной шахты или изученной технологии. С нетерпением ожидаешь каждого хода. Ощущение космической колонизации не покидает тебя до конца игры. Очень приятно смотреть на множественные федерации в космосе после финального раунда.
Длительность партии. В целом на одного игрока за партию уходит по 50-90 минут, это чуть выше среднего. Даунтайм особо не ощущается. Всегда есть над чем подумать и посмотреть, что делает соперник. Первые шаги в игре нам показались очень долгими и на первый раунд ушло порядка 1,5-2 часов. На обслуживание игры (выдача ресурсов, смена жетонов, подсчет ПО) уходит чуть больше времени, чем хотелось бы. Жаль, что на планшетах рас не видно общий уровень производства... Например, чтобы добыть железо в фазу дохода нужно посмотреть на 3-5 листов картона/тайла.
Правила. В целом буклет правил небольшой, но воспринимаются эти правила очень тяжело. Много условий, которые необходимо зазубрить. Гораздо проще воспринимается, когда в партии участвует опытный игрок и разъясняет правила с примерами. Есть противоречивые моменты, которые можно понять во второй-третьей партии. Непонятно из-за чего так, перевод или оригинальные правила. На момент написания впечатлений еще нет никаких видеоправил и летсплеев, поэтому начинать без них сложнее. Надеюсь, что Beznal 72 с Натальей сделают годный летсплей по данной игре.
Время раскладки. Примерное время на подготовку к игре - 15-25 минут и чуть меньше на складывание компонентов обратно в коробку. Органайзеры решат эту проблему. Лично очень жду органайзер от GameFit, есть инфа, что планируется!
Что в итоге? По факту Гайя - это многими любимая Терра Мистика, отшлифованная и завернутая в космическую обложку. Если вы любите космос и ТМ, то это идеальный выбор! Лично я крайне рад приобретению! На нашем столе это лучшее за последние полгода. Примерно такие эмоции на нас произвело Терраформирование Марса. Спасибо HW и Crowd Republic за отличную локализацию на нашей полке! С нетерпением ждем дополнений!
Пока есть вопросы к балансу. Есть несколько целей в игре, которые выполняются автоматически некоторыми расами. Они их добиваются, просто реализуя свою стратегию развития. В ТМ тоже были расы, которым главную цель получить проще, но не настолько явно это было, все равно усилия прилагать стоило.
Без споров. Некоторыми расами играть гораздо проще. Но оценить мощь на первый взгляд ущемленной расы можно только с опытом. Такими расами крайне важно сыграть появление и первый раунд правильно.
Тут 2 варианта: 1. Выбирать бонусы на первые партии такие, чтобы "рельсовые" негибкие цивилизации не получали их автоматом. 2. Предпочтительнее вариант выбора рас после выхода всех бонусов и раундов. 2*. Вариант 2 стОит дополнить аукционом по правилам дополнения к Терра Мистике. Старт не с 10, а с 30-40 очков.
Тут про аукцион в правилах не написано. Но мне кажется, это уже очевидно, что все фанаты будут играть именно с ним, так что описанная проблема будет решена, мне кажется, полностью.
>>2. Предпочтительнее вариант выбора рас после выхода всех бонусов и раундов.
А оно так и должно быть.
В переводе правил (русский/английский) досадная опечатка.
В правилах: Стр. 19. Видоизменяемое игровое поле "Вместо этого, после того как все игроки выберут цивилизации, последний по порядку хода игрок собирает игровое поле. Или же игроки могут по взаимному согласию собрать игровое поле вместе."
Как должно быть
"Variable Game Board, correct text: Do not assemble the board as normal. Instead, before players have chosen their factions, the last player in turn order assembles the game board. Alternatively, players can agree to assemble the game board together."
Сначала бонусы-поле, потом выбор фракций.
https://boardgamegeek.com/thread/1881118/errata-variable-game-board-setup Ссылка на эррату от разработчика.
Вопросы к балансу снимаются, они были только в пробной партии, когда цивилизации предопределены, а раскладка по раундам - нет. Тем, кто достаточно играл в Терра Мистику, можно выбирать цивилизации, исходя из опыта, без рекомендаций на пробную партию, либо отнестись к ней, как полностью ознакомительной. Поднял оценку игре: с каждой партией нравится все больше. Еще со времён ТМ очень нравится подход автора, как он через казалось бы через небольшие нюансы в игре (свойства цивилизаций и их планетарных институтов) весьма серьезным образом обозначает стратегию их развития. Например, когда играл за солдафонов Глинов, они на самом деле легко завоевывали зеленые планеты, но всю игру у них было туго с деньгами и знаниями. Экономисты Хадш-Халла прокачивают экономику и т.д.
Первое впечатление, кстати, было - что авторы местами "поленились". О чем я - о том, что у 4 цивилизаций (Амбасы, Хадш-Халла, Геодены, Фираксы) отсутствует свойство, что несколько снижает уникальность нации...
Почему было бы не сделать свойствам всем? Или свойство планетарного института у этих 4 цивилизаций слишком мощное (хотя у Хадш-Халла, за которых играл, вроде бы не то чтобы уж очень), что его решили сбалансить отсутствием свойства?
У некоторых свойства не только ПИ определены. Например, у Хадш-Халла доход дополнительный +3 кредита. Они в игре отвечают за то, чтобы научники не залезли на 5 уровень и науки, и экономики. Такой заход - практически 100% победа. На уровнях исследований в таком случае у них 36-44 очков, не менее, чем за 1 место в обеих целях на жетонах финального подсчета плюс много ресурсов для выполнения и самих целей. В то же время и экономистов нельзя в синий трек пускать на последнее место. По той же причине.
Аналогичная ситуация, кто занимает два трека побеждает почти каждый раз. В последних играх все это понимают и мешают всеми силами добраться до 2-го, а то и 1-го.
здрасыуйте, после первой игры возник вопрос: при постройке спутников из какой чаши я скидываю энергию? (если я правильно понял то из любой) и второй вопрос: могу ли я присоединять новые колонизированные планеты с помощью спутников к уже созданной федерации. (финальная цель за максимальное количество спутников)
Есть вопрос если в чаше гайя есть энергия она считается как та что нужна для выставления гаяформера на планету или нужно обязательно требуемое количество энергии перемещать из 1-3 чаши. Если играешь за Итаров?
Энергия в области Гайа в фазе действий всегда не доступна. Аатор уточнял этот момент. Становится доступной в фазе 2 следующего раунда. Тратить только из 1-2 области. Из 3 в здравом уме никто не тратит, ее же можно предварительно хотя бы в кредиты перегнать.
Списался с автором правил к Гайа. Он решил, что свободные действия переделываются в свободную конвертацию. Это означает, что невласы могут конвертировать 3 энергии в 2 руды. А не делать 2 отдельных доп действия по получению 2 руды за 4 энергии, а 2 энергии пропадает.
Вопрос по тайлам финального подсчета. При игре вдвоем на трек добавляется нейтральный игрок. Деление на которое его надо выставить написано на этих тайлах. На тайле "Больше всего строений" стоит цифра 11, а последнее деление на треке 10. Это как понимать? Это имеется ввиду, что 18 очков за первое место в любом случае заберёт нейтральный игрок и фишку нейтрала ставим на сам жетон? Или имеется ввиду что надо ставить на 11 по счёту деление, а не на деление, которое обозначено цифрой 11, т.е. надо ставить на деление №10? Дуристику придумали
И второй вопрос - игроки на этих делениях стартуют с 0 или нужно сразу отмечать стартовую раскладку за сектора, здания и т.д.? Например в первой партии рекомендуют играть хадш-халла и ксеносами. У хадш-халла 2 шахты, у ксеносов 3. Если выпал жетон "больше всего строений" обе расы стартуют с 0 или сразу двигаем на 2 у хадш-халла и 3 у ксеносов?
По поводу первого вопроса: на BGG предлагают в этом случае спутник нейтрала ставить на деление 1 или вообще использовать еще один спутник нейтрала и положить его на деление 1 (то есть имеем 10+1). Обсуждение здесь:
https://boardgamegeek.com/thread/1884324/question-regarding-final-scoring-tiles-and-10-step
Почитал тему. Похоже, что да, поле не ограничено 10. Будет тогда играть так
В правилах ничего про ограничения не сказано. Как это вы так подумали?)))
Там и обратного не сказано, поэтому и уточняю
В правилах зачастую много чего не сказано в явном виде, поэтому приходится додумывать самим или искать ответы на форумах и в различных Эрратах и ЧАВО :) Меня вот тоже смутило это число 11 на жетоне при наличии 10-ти единичной шкалы.
По поводу второго вопроса: я считаю, что в этом случае можно сразу передвинуть свои спутники на поле подсчета очков на нужное количество делений. Например, мы же получаем стартовые бонусы за продвижение на поле исследований в случае, если особенность конкретной расы позволяет это сделать в начале игры.
Тоже склоняюсь к этому варианту, т.к. похоже треки нужны чисто для удобства и для отслеживания прогресса во время партии. По сути, можно вообще не отслеживать и просто в конце игры посчитать прогресс каждого
мы часто не трекаем по ходу партии потому что по целям часто и так понятно кто на какой стадии, ну иногда на последних ходах выставляем чтобы понятнее было.
1. Никакой дуристики. Никто не запрещает вам построить 15 строений. Поставите 1 свой маркер на 10 и второй на 5. Обогнать нейтрала с 11 строениями не сложно.
2. Сразу отмечаете, сколько есть. Можете каждый раз двигать, но достаточно раз в раунд, например, в момент получения дохода. Можно и реже, когда кому-то это понадобилось.
Вопрос про подсчёт ПО в конце игры. "Получите 1 ПО за каждые 3 кредита, знания или
руды, которые у вас есть (в любом сочетании)"
Что имеют ввиду под любым сочетанием? Например, имея 4 кредита, 4 знания и 1 руды мы получим 1+1+0=2ПО или 4+4+1=9/3=3ПО?
Суммируйте все кредиты, руду и знания и делите на три. В вашем случае 3 ПО.
Спасибо, значит правильно сделали :)
Предлагаю поделиться рекордами за различные цивилизации (с указанием цивилизации, на сколько игроков была партия, по-возможности - жетоны финального подсчета).
Пока больше всего набирал за терранов при игре втроем (211 ПО).
Конечные цели - количество спутников и больше всего строений.
186 за фираксов на троих. жетоны не помню(
Бестолковое мерянье пиписьками :)
Объясняю. В ТМ очень много зависит от того какие плюшки за раунды. Одного этого фактора хватит, чтобы очков было +- 50 от потенциала игрока, но есть ещё куча других факторов. От сочетаний рас и до расположения планет.
Мне интересно узнать возможности различных цивилизаций. Какой сколько набрать можно.
Одному узнавать долго, игра небыстрая.
Можно одному сразу несколько разных цивилизаций указывать.
P.S. В отличие от ТМ, здесь выбираешь цивилизацию сам под то, что выпало, а не на аукционе.
Наш мегарекорд был поставлен в последней партии: 226 очков за Ивитов (играли с ними впервые). Это был лютый космос!
Конечные цели: кол-во строений в федерации (ивиты взяли 2ое место) и кол-во разных типов планет (1ое у ивитов).
Партия была на 3х, с глинами и небулами.
В конечном итоге муравьишки закончили игру с 5 жетонами федераций, 2 жетонами особых синих технологий и находились на верхушках в 3х храмах.
До этого мы слабо представляли как можно набрать больше 200 очков. Но, ежели все складывается и нет особых помех со стороны других игроков, можно сотворить страшное:)
Отличный результат!
Не понял выбор глинов при этих целях (цель на разные типы планет не их).
Результат, конечно, зависит от взаимодействия игроков. Нельзя одного впускать на 3 верхушки.
И сразу в 2 (наука + экономика) тоже нельзя.
Геодены подходят под цель за разные типы планет.
Терраны могут построить очень много зданий, особенно если нет конкуренции в освоении нестабильных планет.
Их особо и не выбирали:) Просто мы играем по турнирным правилам Терры: случайно выбираются расы по кол-ву игроков, а затем проводим аукцион. За Ивитов 11 очков еще отдали, что так же можно учитывать.
Насчет Геоденов и терранов - полностью согласен. Терраны вообще нам показались крайне сильной и универсальной фракцией. Хоть в огонь, хоть под лед ими.
Вообще игра впечатляет разнообразием и возможностями, уже полностью заменила нам Терру, чего мы не ожидали. Но заметили настораживающую тенденцию: лидер почти всегда очень сильно обгоняет остальных игроков (+30-70). Без аукциона первый пикающий (при условии что он опытный игрок) вообще автоматически будет выигрывать всегда, что не может не печалить.
Теперь понятно. Не играйте так.
Если опыт есть, то сможете нормальные выбрать цивилизации, если нет - не знаете, на сколько откатывать.
В некоторых ситуациях и на 50 откатить может оказаться недостаточно.
Карту можно сложить так, цели могут выпасть такие, что каким-то цветом никак нельзя играть.
Кто играл соло, расскажите интересно ли играть или режим сделали для галочки.
Отлично реализован. Имхо,в Гайе на текущий момент самая продвинутая автома из евро-игр (в части агрессивности и необходимости периодически корректировать под неё действия).
Серп и Виноделие откровенно позади.
Сыграл - отлично реализован. Автома хороша
Кто играл соло, расскажите интересно ли играть или режим сделали для галочки.
Божественная игра
При выполнении "немедленно получи жетон технологии..." должен ли я соответствовать критериям получения передовых жетонов технологий, чтобы его получить?(вероятней всего да) Или можно в наглую стырить топову технологию даже находясь на 1 ступени?
Просто отсылка к "обычным правилам" идёт только в части "...продиньтесь в области исследования..."
в игре нет действия "получи жетон продвинутой технлогии" и "получи жетон стандартной технологии". При постройке научного здания\выполнее действия за 4 ККИ ты получаешь право взять жетон технологии:
-) любой из стандартных которого у тебя ещё нет
-) один из тех продвинутых, условиям получения которого ты удовлетворяешь.
короче, ответ "нет" :)
Нельзя взять жетон продвинутой технологии не удовлетворяя его условиям
главное не забыть правило если берется жетон продвинутой технологии, надо подвинуться в любой науке на выбор. Ну и брать не соответствуя требованиям нельзя это точно)
Помогите, пожалуйста, понять: нужно ли платить 1 ККИ за перевод планеты типа Гайя в пригодную? Читаем инструкцию:
Стр.11 Правый нижний угол:
Планету типа Гайя можно сделать пригодной, потратив 1ККИ
Стр.12 Левый верхний угол:
Следующие правила применяются к планетам типа Гайя, на которых находятся гайятрансформеры:
...
Вам не нужно тратить ККИ, чтобы сделать эту планету пригодной.
Если планета принадлежала к типу "Гайя" изначально, то ответ "да, нужно платить 1 ККИ".
Если планета была нестабильной и стала "Гайей" в результате обработки гайяформером, то ответ "Нет, платить ККИ не надо".
Cтр. 11 - про зеленые планеты, которые изначально нарисованы на поле, для их колонизации нужно отдать ККИ
Стр. 12 - про зеленые планеты, которые вы сами гайяформерами делаете из фиолетовых, в таком случае ККИ платить не нужно
Гайа превращается в пригодную 2 способами.
1. За кубик кки, если нет Гайаформера.
2. Без кубика кки, если есть Гайаформер.
Гайаформер превращает нестабильную в Гайа в фазу 2 следующего раунда.
Здесь нет противоречия.
А-а, точно, понял! Всем спасибо за оперативность! :)
Наконец-то Проект Гайя доехал и до меня (не прошло и месяца)! Получил, распаковал, выдавил все компоненты, разложил по зип-локам.
Качество картона просто изумительное, вот честно, не ожидал. Далеко не в каждой западной игре такое качество. Элементы выпадают либо сами либо от легкого нажатия. Я очень привередливый, но косяков в картоне не заметил. Рад, что Hobby Games вышли на такой уровень!
Коробка не хлипкая, достаточно прочная, но углы все-таки слабоваты. Если относиться к коробке небрежно, то со временем они разойдутся. Поэтому просьба к производителю: пожалуйста, уделяйте больше внимания углам коробки. Дополнительное их усиление будет совсем не лишним.
Насколько я знаю, пластиковые компоненты производит не Hooby World, тем не менее и скажу и о них: очень приятные на ощупь, пластик зданий и сооружений не очень твердый, как бы даже немного мягкий, мне такой пластик очень нравится. Кубики и фишки из твердого звонкого пластика. На 3 кубиках было немного облоя в углах, срезал модельным ножом.
В общем, качеством я очень доволен, картон такого качества встречается не так уж и часто даже у западных производителей.
Забыл упомянуть про запах: встречал комментарии о том, что игра очень сильно чем-то пахнет, то ли кошатиной то ли еще чем-то. В общем запах при распаковке был. Слабый запах чего-то, похожего на столярный клей (мне сложно описать запах). Через какое-то время он выветрился. Удивило, что инструкции не имели стойкого современного запаха типографской краски. Обычный приятный запах новой книги.
Я тоже сначала подумал, что МХ наконец-то смог, но потом нашел косяк с переводом и отлегло.
А что за косяк с переводом?
сначала собирается поле, а потом выбираются расы. а у МХ написано наоборот. ну и картинки со сборкой поля неправильные.
Уже от второго человека слышу про неправильные картинки полей. Кто-нибудь может популярно объяснить, в чем именно там ошибка и на какой странице русских правил?
Сначала поле, потом цивилизации появилось в эррате.
Никакой вины МХ в этом нет (в английских правилах также, как и в русской редакции: наоборот).
Автор передумал уже позже, после выпуска правил.
И хорошо сделал: так действительно сбалансированнее.
По прежним правилам последний игрок мог насобирать ...
Пока косяков с переводом не встречал. Встречал косяки с формулировками авторов на английском.
Примеры.
1. Свободные действия сейчас не свободные действия, а свободная конвертация. (Т.е. цивилизациям с дорогой энергией в 3 чашке (невлы, например) можно купить 2 руды за 6 ед. энергии, а не за 8).
2. В формулировке цивилизации, строящей строения на колонизированных другими планетах (лантиды), не учитываются бонусы за "количество" зеленых планет. В т.ч. и за бонус раунда +3/4 ПО за шахту. По словам автора правил, количество=1 в данном случае и бонус для них не работает.
Это автор правил написал на бгг совсем недавно, позже выхода игры на русском языке.
Есть вопрос по правилам игры за расу Ивитов.
В правилах написано что они строят одну федерацию и постепенно увеличивают её энергоемкость получая за это жетоны федерации, так вот. "Энергоемкость строений на этих планетах должна повысить суммарную энергоемкость федерации как минимум до 7Х, где Х-чисто жетонов федераций, которые у вас есть, плюс один"
Как это понимать? получается если у меня есть одна федерация и один жетон федерации чтобы построить следующую я должен повысить энергоемкость до 7 х 1 (жетон федерации) + 1, на 8 единиц. следующую на 15 х 2 + 1 = 31 итд. Но на планшетах рас есть изображение, где у Ивитов четко нарисовано, первая федерация энергоемкость 7, вторая 14, третья 21, 28 итд. Полное расхождение и чему верить не понятно.
При чем тут плюс? Между 7 и Х знак умножения.
Чтобы построить вторую федерацию надо 7х2=14, третью 7х3=21 и т.д.
Как в старой глупой шутке, про "дважды два умножить на два".
Не 7*X+1, а 7*(X+1), X в данном случае - число федераций которое у вас есть.
за ответ спасибо, теперь понятно, но после прочтения несколькими людьми этого описания в правилах никто так и не смог понять что имелось ввиду.
Игра отличная. Напишу впечатления и краткое сравнение с ТМ.
Игра стала гораздо вариативнее. Если ТМ после большого количества сыгранных партий уже более-менее классифицировалась, то здесь пока это совсем не представляется возможным. В гайе дополнительно рандомятся: 1. поле. 2. технологии в культах. 3. продвинутые технологии. 4. две финальных цели. Вариативность зашкаливает.
Насчёт конкуренции и взаимодействия. В культах взаимодействия стало меньше, т.к. нет прямой гонки, а есть конкуренция только за вершину. В действиях силы субъективно тоже кажется конкуренция меньше. За территорию конкуренция кажется возросла, т.к. навигация теперь "сквозная" по прямой, а "суши" меньше, плюс есть способы летать дальше. Если в ТМ была железная уверенность, что этот клочок суши - только твой, то в гайе любую незаселенную планету у тебя могут отжать. Захват территорий нужно планировать тщательнее. Далее, с ресурсами по сравнению с тм как-то немного посвободнее и разнообразнее. За счёт исследований и технологий часто находится способ найти необходимый ресурс. Способов набрать ПО в Гайе больше, они разнообразнее. Особенно в последний раунд голова может закипеть от обилия вариантов. Расы в Гайе более разнообразны, чем в ТМ. Т.е. в ТМ расы в среднем ближе к сферическим хуманам в вакууме, чем в Гайе. В последней есть расы, играющие прям принципиально по другому.
Есть и определённые минусы (лично для меня). Есть претензии к планшетам. Не с точки зрения ламповости дизайна, а с точки зрения эргономичности. Большой кусок планшета занимает таблица свободных конвертаций, которая учится ко 2-3 игре. Как по мне, так лучше бы вынесли её на обратную сторону карточки подсказок с действиями. И неудобный круг тансформации на планшете. В терре был большой, красивый, наглядный. И ещё насчёт игрового процесса. ТМ для меня образец гармоничности. В гайе подобной гармоничности пока не чувствуется, но играть чертовски интересно. Про баланс пока говорить рано - отыграно 5партий. Хочется ещё и ещё)
Вопрос. Дольше ли играется партия, чем в ТМ? И в целом сколько занимает времени партия (ну плюс-минус пол часа))
с раскладкой и объяснением правил на 2-х сыграли часа за 2-2,5
Длина партии зависит от игроков.
У нас да, партия играется дольше - в последних раундах вариативность значительно выше - думаем дольше. В среднем, у нас где-то +20мин/на игрока по сравнению с террой
В целом партия у нас занимает где-то 3-3,5ч на 3х и 4-4,5ч на 4х.
на четверых 2-2.5 часа. На двоих 1-1.5. если это первые партии, то добавьте ещё час.
На первые партии на троих 2,5-3 часа, на четверых 3-3,5.
Далее, по мере освоения незнакомых цивилизаций, на троих 2 часа, на четверых 2,5 плюс-минус минут 15-30.
А в соло режиме кто-нибудь играл?
да. я вообще не любитель соло, но в гайе этот режим здорово реализован. первая игра тяжеловато далась ,это да. постоянно возникали вопросы по действиям автомы, что-то забывалось, приходилось лезть в правила снова и снова. но уже во второй партии все делалось на автомате и занимало минимум времени. соло партия вполне укладывается в час. можно настроить сложность, расу, и даже колоду действий оппонента. мне кажется, что большое количество действий выставления шахт усложняет игру, а действий "перестройка" облегчает. своими шахтами автоматически частенько забирает "ваши" планеты, а вот перестройкой просто заряжает вам энергию. режим идеален для оттачивания новых стратегий, и просто изучения новых рас.
На выходных сыграли несколько партий на четверых. Впечатления очень положительные. Делюсь:
Качество компонентов. Все компоненты выполнены на высшем уровне: вырубка тайлов и планшетов, качество картона, пластиковые постройки и ресурсы. Немного не понравились кубы спутников, по краям белые потертости, но это мелочи.
Реиграбельность. За счет генерации космических секторов каждая партия получается по-настоящему уникальной. Каждое поле можно покрутить, а некоторые и перевернуть. Порадовали тайлы целей раунда, они ощутимо влияют на всех игроков и могут существенно изменить стратегию каждой расы. Также на реиграбельность несильно влияют продвинутые технологии, которые появляются на одной из шести ветке исследований. 12 уникальных и абсолютно не похожих по стилю игры рас прямо намекают о еще одной партии.
Оформление. Многие жалуются на ламповый арт, но не мы. Крайне напоминает первые Master of Orion на ПК и вызывает только ностальгию у олдфагов.
Взаимодействие. Как и почти в каждом еврогейме прямого взаимодействия нет, но в Гайе занятое специальное действие или планета могут кардинально изменить всю игру. Бывает и такое, что за одно действие хочется успеть занять специальное действие, планету или пятый уровень исследования и если это не сделаешь ты - это сделают соперники. Конкуренция за бонусные жетоны федераций и исследования пятого уровня (на пятом этапе может оказаться только один игрок) отлично подливают масла в огонь. Желания добавить в игру боевые корабли нет, пятые точки воспламеняются и без этого.
Баланс. По ощущениям имеется, но первые партии могут быть слиты с позором из-за того, что не верно выбрана общая стратегия. Игру нужно прочувствовать, чтобы раскрыть прелесть каждой расы.
Погружение и геймплей. Игра затягивает буквально с первого действия, с первой построенной шахты или изученной технологии. С нетерпением ожидаешь каждого хода. Ощущение космической колонизации не покидает тебя до конца игры. Очень приятно смотреть на множественные федерации в космосе после финального раунда.
Длительность партии. В целом на одного игрока за партию уходит по 50-90 минут, это чуть выше среднего. Даунтайм особо не ощущается. Всегда есть над чем подумать и посмотреть, что делает соперник. Первые шаги в игре нам показались очень долгими и на первый раунд ушло порядка 1,5-2 часов. На обслуживание игры (выдача ресурсов, смена жетонов, подсчет ПО) уходит чуть больше времени, чем хотелось бы. Жаль, что на планшетах рас не видно общий уровень производства... Например, чтобы добыть железо в фазу дохода нужно посмотреть на 3-5 листов картона/тайла.
Правила. В целом буклет правил небольшой, но воспринимаются эти правила очень тяжело. Много условий, которые необходимо зазубрить. Гораздо проще воспринимается, когда в партии участвует опытный игрок и разъясняет правила с примерами. Есть противоречивые моменты, которые можно понять во второй-третьей партии. Непонятно из-за чего так, перевод или оригинальные правила. На момент написания впечатлений еще нет никаких видеоправил и летсплеев, поэтому начинать без них сложнее. Надеюсь, что Beznal 72 с Натальей сделают годный летсплей по данной игре.
Время раскладки. Примерное время на подготовку к игре - 15-25 минут и чуть меньше на складывание компонентов обратно в коробку. Органайзеры решат эту проблему. Лично очень жду органайзер от GameFit, есть инфа, что планируется!
Что в итоге? По факту Гайя - это многими любимая Терра Мистика, отшлифованная и завернутая в космическую обложку. Если вы любите космос и ТМ, то это идеальный выбор! Лично я крайне рад приобретению! На нашем столе это лучшее за последние полгода. Примерно такие эмоции на нас произвело Терраформирование Марса. Спасибо HW и Crowd Republic за отличную локализацию на нашей полке! С нетерпением ждем дополнений!
Пока есть вопросы к балансу.
Есть несколько целей в игре, которые выполняются автоматически некоторыми расами.
Они их добиваются, просто реализуя свою стратегию развития.
В ТМ тоже были расы, которым главную цель получить проще, но не настолько явно это было, все равно усилия прилагать стоило.
Без споров. Некоторыми расами играть гораздо проще. Но оценить мощь на первый взгляд ущемленной расы можно только с опытом. Такими расами крайне важно сыграть появление и первый раунд правильно.
Тут 2 варианта:
1. Выбирать бонусы на первые партии такие, чтобы "рельсовые" негибкие цивилизации не получали их автоматом.
2. Предпочтительнее вариант выбора рас после выхода всех бонусов и раундов.
2*. Вариант 2 стОит дополнить аукционом по правилам дополнения к Терра Мистике. Старт не с 10, а с 30-40 очков.
Тут про аукцион в правилах не написано. Но мне кажется, это уже очевидно, что все фанаты будут играть именно с ним, так что описанная проблема будет решена, мне кажется, полностью.
>>2. Предпочтительнее вариант выбора рас после выхода всех бонусов и раундов.
А оно так и должно быть.
В переводе правил (русский/английский) досадная опечатка.
В правилах:
Стр. 19. Видоизменяемое игровое поле
"Вместо этого, после того как все
игроки выберут цивилизации, последний по порядку хода
игрок собирает игровое поле. Или же игроки могут по
взаимному согласию собрать игровое поле вместе."
Как должно быть
"Variable Game Board, correct text:
Do not assemble the board as normal. Instead, before players have chosen their factions, the last player in turn order assembles the game board. Alternatively, players can agree to assemble the game board together."
Сначала бонусы-поле, потом выбор фракций.
https://boardgamegeek.com/thread/1881118/errata-variable-game-board-setup
Ссылка на эррату от разработчика.
Вопросы к балансу снимаются, они были только в пробной партии, когда цивилизации предопределены, а раскладка по раундам - нет.
Тем, кто достаточно играл в Терра Мистику, можно выбирать цивилизации, исходя из опыта, без рекомендаций на пробную партию, либо отнестись к ней, как полностью ознакомительной.
Поднял оценку игре: с каждой партией нравится все больше.
Еще со времён ТМ очень нравится подход автора, как он через казалось бы через небольшие нюансы в игре (свойства цивилизаций и их планетарных институтов) весьма серьезным образом обозначает стратегию их развития.
Например, когда играл за солдафонов Глинов, они на самом деле легко завоевывали зеленые планеты, но всю игру у них было туго с деньгами и знаниями.
Экономисты Хадш-Халла прокачивают экономику и т.д.
Первое впечатление, кстати, было - что авторы местами "поленились". О чем я - о том, что у 4 цивилизаций (Амбасы, Хадш-Халла, Геодены, Фираксы) отсутствует свойство, что несколько снижает уникальность нации...
Почему было бы не сделать свойствам всем? Или свойство планетарного института у этих 4 цивилизаций слишком мощное (хотя у Хадш-Халла, за которых играл, вроде бы не то чтобы уж очень), что его решили сбалансить отсутствием свойства?
У некоторых свойства не только ПИ определены.
Например, у Хадш-Халла доход дополнительный +3 кредита.
Они в игре отвечают за то, чтобы научники не залезли на 5 уровень и науки, и экономики. Такой заход - практически 100% победа.
На уровнях исследований в таком случае у них 36-44 очков, не менее, чем за 1 место в обеих целях на жетонах финального подсчета плюс много ресурсов для выполнения и самих целей.
В то же время и экономистов нельзя в синий трек пускать на последнее место. По той же причине.
Хмм.. Да действительно, упустил про доп доход)
И спасибо за идею - надо будет попробовать залезть по озвученным трекам)
У нас пока по итогам нескольких партий трек науки игнорился от слова "совсем", а по экономике двигались только Хадш-Халла)
У нас пока каждый раз, когда кто-то один достигал оба уровня в обоих треках, выигрывал игру. Причем с приличным отрывом.
Аналогичная ситуация, кто занимает два трека побеждает почти каждый раз. В последних играх все это понимают и мешают всеми силами добраться до 2-го, а то и 1-го.
Обстоятельный комментарий - респект и уважуха! Дополнить фотографиями, исправить ошибки и опечатки, и будет отличная статья ;)
Можно ли брать 2 одинаковых жетона одним игроком? В правилах явного запрета не увидел
Да, можно брать 2 одинаковых жетона
Не играл в ТМ, Гайя очень понравилась! Опасался сложных правил - напрасно. Проблем с ними не возникло
здрасыуйте, после первой игры возник вопрос: при постройке спутников из какой чаши я скидываю энергию? (если я правильно понял то из любой) и второй вопрос: могу ли я присоединять новые колонизированные планеты с помощью спутников к уже созданной федерации. (финальная цель за максимальное количество спутников)
для спутников скидывается энергия из областей I, II или III. НЕ из области "Гайя".
К уже сформированной федерации подключать спутниками здания нельзя.
нужна?
Есть вопрос если в чаше гайя есть энергия она считается как та что нужна для выставления гаяформера на планету или нужно обязательно требуемое количество энергии перемещать из 1-3 чаши. Если играешь за Итаров?
перемещать нужно, конечно.
Энергия в области Гайа в фазе действий всегда не доступна. Аатор уточнял этот момент. Становится доступной в фазе 2 следующего раунда.
Тратить только из 1-2 области. Из 3 в здравом уме никто не тратит, ее же можно предварительно хотя бы в кредиты перегнать.
Кстати, на спутники нельзя тратить энергию из зелёной области
Отличная игра
Списался с автором правил к Гайа. Он решил, что свободные действия переделываются в свободную конвертацию. Это означает, что невласы могут конвертировать 3 энергии в 2 руды.
А не делать 2 отдельных доп действия по получению 2 руды за 4 энергии, а 2 энергии пропадает.
Пора начинать собирать эрраты в одном месте