-AdRiver-

Великая стена

The Great Wall, 2021

свернуть все темы
ashenvall написал 3 дня назад: # скрыть ответы
Последователь Дао

Советник, у которого написано «каждый раз получая дерево или ци на лесопилке или в пагоде, получайте ещё 1 дерево или ци соответственно»

Триггерит ли его способность фаза дохода?
В неё ведь мы получаем ресурсы от управляющих, считается ли это получением ресурса с лесопилки/пагоды?

AlexBelan написал 3 дня назад: # скрыть ответы

В файле Advisors_and_generals_base_game_TGW указано, что Последователь Дао получает ресурсы только во время активации области, а не во время шага дохода управляющих

ashenvall написал 2 дня назад: #

Спасибо!
Странно, что не использовали формулировку, что часто встречается в этой игре: при активации области/ при каждой активации области.

Это бы предвосхитило подобные вопросы

Dronowar написал полтора месяца назад: # скрыть ответы
Карта советника Координатор

Идёт с допом Черный Порох. Кажется это имба. Смысл в том что она даёт всегда +2 к числу помощников генерала. В связке с генералом который получает очки чести каждый раз как атакует всадником даёт возможность за одну такую атаку уже на старте 9 очков чести получать. А потом и 12 и тд. Игрок с такой комбинацией обогнал остальных на круг...

icakypa написал полтора месяца назад: # скрыть ответы

Да, интересный вопрос. Допустим, по большой удаче вам на старте вышел такой генерал и такой советник. То есть за связку Генерал-Советник вы получаете 9 очков за год, если сможете нанять 2 всадников, одним атаковать, другого в резерв, а потом по приказу им опять атаковать - 18 (этот момент надо уточнить на ббг, потому как в правилах есть двусмысленная фраза "Если в казармах несколько ваших чиновников, вы одновременно вербуете столько же воинов (или меньше), платите все необходимые ресурсы и сразу отправляете всех новых воинов в атаку!").
Но это всё. Вопрос, приносят ли другие связки Генерал-Советник по 9(18) очков за год?

Да, собственно, дело даже не в связке, а в самом советнике - он отлично усилит любого генерала. Понятно, что есть более сильные советники, есть слабые. Для этого и нужен рынок советников, специальная локация, чтобы их получить, положение в чайном доме - изначально предполагается активная борьба за советников. Так вот, есть ли другие "сильные" советники, которые могут выдавать в комбинации с конкретным вашим генералом столько же очков?

Я пока не знаю. Надо побольше наиграть.

Dronowar написал полтора месяца назад: #

В этом плане их нет смысла спасть, после того как карта орды побеждена, всадника лучше еще раз нанять. Поэтому в теории может быть и больше чем 9(18) очков за раунд с одного всадника. А их двое.
Однозначно отложил эту карту советника в коробку, без нее пока остальные 2 партии прошли очень ровно, постоянно была конкуренция за первое место.

ashenvall написал 3 дня назад: #

Та же фигня. Припухли мы от крутости одного такого советника. Всё равно что двоих нанял, так за цену одного, и за одного отправленного на это дело чиновника.

Кто взял, тот и победил

FullGrimm написал полмесяца назад: # скрыть ответы
наиболее удачный набор допов

Кто какие сборки использует?

Dronowar написал полмесяца назад: # скрыть ответы

Хан + осадные орудия.

FullGrimm написал 9 дней назад: # скрыть ответы

и как, много с осадными орудиями наиграли? нам вообще не понравились те модули, что с порохом вводятся. какое-то бессмысленное переусложнение всего и вся(

Dronowar написал 9 дней назад: #

Они дают ту самую кризисность и сложность игре, которой на мой взгляд не хватает базе. Осадные орудия могут уничтожать стены, башни усиливают дипломатию, тк становится важным убедить остальных учувствовать в сражении на твоем участке стены, ну и раздают токены позора которые в базе опять редко все получают. Чингиз так вообще делает из орды хоть какую-то угрозу и интерес ей противостоять. В целом мне показались они вполне успешным "переусложнением", но по желанию всегда можно и без них играть.

ashenvall написал 11 дней назад: # скрыть ответы

Мы пока только отряды орды из Чингисхана добавили в колоду орды, для небольшого повышения градуса кризисности.

Артефакты, советников и генералов из всех допов тоже, исключив тех, что завязаны на ещё не введённых у нас модулях (относящихся к существам, осадным и уникальным юнитам)

FullGrimm написал 9 дней назад: # скрыть ответы

Артефакты, советников и генералов из всех допов тоже, исключив тех, что завязаны на ещё не введённых у нас модулях (относящихся к существам, осадным и уникальным юнитам)

Так генералы и советники из допов так или иначе завязаны на уникальные механики допов - ничего не ломается у вас?

ashenvall написал 8 дней назад: # скрыть ответы

Говорю же, исключили тех, кто завязаны на невведённых модулях)

Там есть и те, кто не завязан ни на компонентах, ни на механиках допов

Пример: координатор, советник.
Считайте, будто у вашего генерала на два помощника больше

FullGrimm написал 7 дней назад: # скрыть ответы

странно, надо пересмотреть генералов, мне казалось они все завязаны на механики допов, но с радостью добавил бы нейтральных т.к. базовых становится маловато спустя 10+ игр.

ashenvall написал 6 дней назад: # скрыть ответы

и генералы и советники в допах имеются. что сгодятся для базы) чему немало был рад

FullGrimm написал 5 дней назад: #

Да, я порыскал по вопросу и оказалось, что я довольно сильно гоню. Вы правы - по пояснениям автора там почти все можно замешивать в базу, исключая коопные компоненты и ссылающиеся на отсутствующие модули дополнений.

Спасибо)

ashenvall написал 11 дней назад: # скрыть ответы
Дуэль

В партии на двоих можно скопировать предательством карту приказа клана Тростника?

ashenvall написал 6 дней назад: #

нельзя. фак

ovxa911 написал месяц назад: # скрыть ответы
правила

Добрый день. Подскажите, я правильно понял, что при игре в кооперативный режим на 2-х клан тростника также участвует? Но при этом считается, что играет 2 игрока -т.е. 6 карт императора надо выполнить?

dima3103 написал месяц назад: # скрыть ответы

Всё верно. На bgg были ответы на эти вопросы.

ovxa911 написал месяц назад: # скрыть ответы

спасибо! подскажите еще, а в ккоп. режиме на 2-х используется все же 3 участка стены или 2?

LesRook написал полмесяца назад: #

При игре вдвоём всегда используется 2 участка стены.

Ladigor написал полтора месяца назад: # скрыть ответы
Игра вдвоем

При игре вдвоём как правильно убирать жетоны позора при разборе? Ведь написано что игру вдвоём считать как игру втроём. Так 2 или 3 жетона? Так и карт орды при раскладке сколько? Кол-во игроков +1? 3 или 4? Не понимаю тогда в каких местах понимать игру как партию втроём, где это учитывается? Если верные ответы будут оба первых.

marom написал полтора месяца назад: # скрыть ответы

Игры вдвоем тут нет, есть только втроем: 2 игрока и бот. То есть получается 3 жетона.

Ladigor написал месяц назад: #

Да вот мне тоже так кажется. Но смотрю летсплеи и не понимаю.. Тогда с чёрным порозох нужно добавлять при раскладке не 3 отряда орды, а четыре, так как 3+1 по кол-ву игроков выходит.

dima3103 написал месяц назад: #

Считайте, что играете вдвоём: 20 жетонов позора изначально, убирайте по 2 жетона при разбое.
Пруфлинк здесь: https://boardgamegeek.com/thread/2735823/some-clarifications-two-players-and-coop

LLlelest написал полтора месяца назад: #
Хоум рулл с картами артефактов.

Ребят в допе добавили карты артефактов, которые дают очки не на конец игры, а когда срабатывает эффект, что довольно неудобно ибо в процессе игры часто забываются. Пришла идея что если выкладывать 2 общих артефакта, ПО за которые будут начисляться в конце игры, и + каждому игроку давать один личный артефакт, за которые он будет получать ПО в момент выполнения эффекта. Тогда каждый будет помнить о своей карте и сам будет следить за этим.
Сразу прослеживается минус что игра возможно станет более узкой, потому что люди будут стремиться играть от эффекта артефакта т.к. они дают много очков. Но в целом игра и так даёт определённый вектор картой генерала, поэтому возможно сильно это и не повлияет. Ещё не пробовали так играть, но хочется узнать ваше мнение.

Ladigor написал полтора месяца назад: # скрыть ответы

В какой момент происходит убийство воинов при победе над отрядом орды? После отыгрыша всех пунктов? Но зачем тогда класть жетоны повреждений на места убитых/спасенных? Или до прохождения всех пунктов, что имеет логику, но об этом не сказано ни слова ни в одном из пунктов..

Kaliro написал полтора месяца назад: #

Победив орду ты не выкладываешь жетоны повреждений. Жетоны повреждений выкладываются только в тех случаях, если орда ещё не побеждена, но ты вынужден убить свои отряды из-за пробоя стены на данном участке. Это делается для отслеживания оставшихся жизней орды.

martinthegod9 написал полтора месяца назад: # скрыть ответы
Труа с розыгрышем приказов и продакшеном

(Теги по играм, которые вспомнились: Труа, Восходящее солнце, Плотина, Немезида, Столкновение цивилизаций)

Продакшн.
Он здесь прям отличный. Очень детализированные миньки, на уровне Немезиды и Грааля, так что это точно Awaken Realms. Особенно поражают детализацией осадные машины из допа Чёрный порох, которые мы просто вытащили полюбоваться. Оформление тоже понравилось, особенно оформление карт приказов из личных колод и картинки на заднем фоне на картах отрядов Орды, хотя вроде бы ничего особенного. Лично мне не понравилось оформление игрового поля: вся эта акварель воспринимается как мутные пятна там, где должно быть красивое детализированное поле, подчеркивающее тематику. Есть траблы с хранением элементов стены: либо их разбирать на детальки потом заново собирать, либо хранить тупо отдельно от коробки. Настольщики знают, как ценно место, предназначенное для игр)

Геймплей.
Канеш, расписывать правила и суть игры не буду, на это есть обзоры, только оценочные суждения. В описании к игре пишут, что это полукооперативная игра. Ну, типа как Немезида что ли, получается?) Великая стена - настолько же полукооп, насколько и Труа (Troyes). А если говорить прямо, Великая стена - это выставление рабочих, как в Плотине, где достаточно от Труа и немножко от Восходящего солнца. Сердце - это выставление чиновников на клетки действий получения ресурсов, найма отрядов, строительства стены, взятия карт тактики, найма советников и тд. Чиновников можно докупать дополнительных, прям как в Виноделии. Что касается Орды - как в Труа, здесь в каждом раунде выкладываются несколько карт отрядов, которые хотят учинить пакости, пробить стену, и защищаться от них придётся всё тем же образом - выставляя туда воинов (как в Труа отправлять кубики) и закрывая клетки, и если вы закрыли все клетки на карте отряда Орды - игрок, наиболее накидавший туда воинов, забирает карту (ещё раз - это Труа:) ). Что же здесь от Восходящего солнца, это очерёдность хода при равенстве по чаепитной церемонии и розыгрыш приказов, когда основной игрок выполняет действие мощнее, чем все остальные. Всего карт приказов 6 штук, а раундов 5. В конце раунда можно сбросить карту навсегда в сброс, и каждая ваша карта в сбросе даст 2 ПО, либо вернуть её на руку и лишить себя небольшого движка ПО. Замысел с розыгрышем карт приказов одновременно в закрытую понравился, тк на многих картах ваше действие будет ещё сильнее, если соперники выложили определённую конкретную карту. Типа "Приказ атаковать": наймите 1 бесплатного копейщика + ещё 1 за каждую разыгранную соперниками карту "Поднять знамёна" (могу путать названия, но суть такая). Это подключает майндгеймс и анализ ситуации на поле, как в играх с программированием действий, как в Борьбе за галактику и пр.

Геймплейная ценность отдельных элементов.
Есть всего 5 карт артефактов, 3 из них выходят на партию. Это доп скоринг в конце игры за определённые вещи. Ну, 5 карт - это просто смех, в каждой второй партии будут повторяться общие финальные цели, это антиразнообразие какое-то.
Карты тактики. Тоже не особо понравились. Они похожи на карты миссий в Столкновении цивилизаций, и в основном связаны с атакой отрядов Орды (выставлением туда воинов). Проблема в том, что они постоянно повторяются, разнообразием не пахнет, так ещё и треть из них имеет условие "если вы нанесли последний урон "карте", то бишь нужно сильно подгадать, чтобы закинуть своего бойца на последнюю открытую ячейку карты, которых там в среднем около 12. (к картам миссий из Слонов претензий не имею, если что:) ).
Генералы и советники. Вот это то, что больше всего понравилось, наравне с розыгрышем приказов. На старте даются 2 генерала с их свойством и стартовыми ресурсами. Выбор невелик, но колода генералов большая, их можно пробовать и изучать долго. Также на старте даются 2 карты советника, которые имеют свои пассивные свойства. В процессе игры можно получать дополнительных советников, играя их либо в открытую, используя их собственное свойство, либо в закрытую подкладывая под генерала (и теперь они помощники генерала), усиливая уже его эффект. Советников в колоде тоже много. Мне понравилось, что если тебе вышел крутой генерал, то ты докупаешь советников для его усиления, а если генерал не айс - добираешь другие пассивки. Генералы неравнозначны по силе и порой могут идти вразрез со стратегией, но это случается во многих играх. Советники клёвые тем, что они позволяют смотреть по-новому на механику выставления рабочих, ибо некоторые из них позволяют после активации ячейки действия, например, заплатить ресурс, чтобы оставить рабочего (чиновника) там же для его активации в следующем раунде, или перенести до 2х рабочих сразу на другие ячейки. (важно! в раунде нет такого, что вы выставите всех своих 5-8 чиновников, всё зависит от выкладываемых вами и соперниками карт приказов в этом раунде; может быть так, что вы выставите всего 2 чиновников за весь огромный игровой раунд, т.е. за пятую часть игры)
Игровой раунд. Хоть раундов в игре 5, игра идёт довольно долго, тк ходить приходится много. Каждый раунд - это игровой год, включающий фазы действий, дохода, атаки Орды и др. Мне это напомнило Немезиду, в которой целый раунд так же состоит из многих фаз и может затянуться.
Среди механик есть ещё жетоны позора, которые даются за единоличное занятие некоторых ячеек лишь своими чиновниками или за пробитие одной из линий Стены. Их роль схожа с жетонами позора в Чемпионах Мидгарда - штрафные очки.
Есть пожертвование взятых ресурсов, которыми потом сможет пользоваться первый пришедший на строительство Стены игрок, и другие мелкие находки.
В чем-то игра является поинт-салатом, очки дают по мелочи за разные вещи, чем и нужно всё время заниматься, не теряя темп. Мы играли вчетвером, очки: 226, 223, 162, 145. Я занял почётное 2 место после хозяина коробки, который до этого ещё и в соло тренился💪

В целом, это определённо евро-игра. Это определённо продакшн Awaken Realms. И это определённо масштабность Awaken Realms, пусть не в суперкомплексности, но хотя бы во времени.) Время идёт, авторы комбинируют жанры. У меня пока смутное ощущение от евро на выставление рабочих, в котором: генералы, как лидеры в Слонах; карты тактики, как карты миссий в Слонах; продакшн, как в Немезиде; продолжительность раунда, как самые долгие раунды в Немезиде. Консервативно кажется, что евро на выставление рабочих должно играться быстрее и без таковой тяжести. И как бы здесь не обмануться ряду покупателей, которые, как обычно, ждали от Серпа войны и махача роботов.)

mr_iron_sam написал полтора месяца назад: # скрыть ответы

Проблем с хранением элементов стены нет.
Собери по принципу матрешки и убери под в коробку с набором дополнением под органайзер.

martinthegod9 написал полтора месяца назад: # скрыть ответы

О как. Допы не раскрывали, кроме Чёрного пороха, поэтому не знал. Это отлично, вопрос снимается)

Probubnist написал полтора месяца назад: #

Карты артефактов, кстати, в наборе дополнений завезли в немалом количестве, никаких новых механик они не вводят (кроме того, что за некоторые артефакты очки даются в процессе игры, а не в конце), так что можно добавлять их хоть с первой партии.

Dilozy написал полтора месяца назад: # скрыть ответы
5 игроков

Кто-нибудь играл партию на 5-ых? Как вообще ощущения? Сильно дольше, чем на 4?

max101195 написал полтора месяца назад: #

Играл три партии на пятерых не скажу что долго но орда уничтожается быстро. Только с Чингисханом и чёрным порохом было труднее играть против орды. По базе быстро крамсаешь орду

LLlelest написал полтора месяца назад: #
Первый блин не комом.

У авакен это первая игра в жанре евро с выставлением рабочих и я был настроен скептично, но игра мне очень зашла, классный сетинг, который ощущается. Круто и тематично сделаны карты орды, например щитоносцев нельзя атаковать лучниками и т.д. правила не сложные и лаконичные, советники и карты тактики тоже сделаны добротно, и основная механика хода по фазам сюда так же отлично вписалась. Единственное что не понравилось мне, так это поинт салат. Ты получаешь очки в игре вообще за любой чих, но при этом быстро понять и разобраться в какую сторону чихать может быть сложно. В первой же партии итоговый счёт ушел за 200 очков и я такое не очень люблю, но в целом игра оставила очень приятные впечатления.

tomas_30 написал полтора месяца назад: # скрыть ответы
ресурсы

всем привет!
не нашёл в правилах упоминания о конечности или бесконечности ресурсов. возможно я невнимательно искал, но как вы играете, если какой либо ресурс закончился в запасе?
я решил, что ресурсы конечны, но оппоненты не согласны)

marom написал полтора месяца назад: #

если о бесконечности в правилах не сказано, значит конечны. войска ж конечны.

pdruzik написал полтора месяца назад: # скрыть ответы

Это упущение правил первого тиража игры.

В новой редакции правил написано: "Ресурсы не ограничены; если закончились, используйте любую подходящую замену".

tomas_30 написал полтора месяца назад: # скрыть ответы

а можете подсказать где искать? тут на сайте в финальных правилах игры на англ я не нашёл, мб что то упустил)

pdruzik написал полтора месяца назад: #

Ссылка на новую редакцию правил на англ. языке:

https://www.dropbox.com/sh/rqsuexmxjtl7qug/AADU-AJQqcvAQmugfzPDgv96a?dl=0

На русский язык пока не перевели.

noy01 написал полтора месяца назад: # скрыть ответы

Вопрос к людям, игравшим с дополнениями. Насколько они необходимы? (А именно черный порох и древние существа)

Heretic написал полтора месяца назад: #

Читал обзор на игру. По допам там было сказано, что Черный Порох очень хорош и рекомендуют. Древние существа - неплох, но можно и без него. Чингисхан - интересен. Железный дракон - дно и даром не нужен.

Dronowar написал полтора месяца назад: #

В базе орда не представляет никакой угрозы, поэтому нет смысла играть без Чингизхана. Осадные орудия в Черном порохе, единственный способ разрушать стены, это хоть как-то балансит наиболее частый вариант победы через постройку всех 3-х уровней стены. Кроме того башни дают хороший уровень взаимодействия, что очень хочется видеть в евро играх, а также дают шанс хоть как-то набирать токены позора.

heispb написал 3 месяца назад: # скрыть ответы
луки

Подскажите пож-та. Лучники стреляют по карте тактики, иль ток когда их нанимаешь и зимой?

ElDiablo написал 2 месяца назад: #

Тоже интересует этот вопрос

Dronowar написал полтора месяца назад: #

На bgg писали что лучники стреляют при розыгрыше карты приказа Атаковать

EpicTroll написал полтора месяца назад: #

Лучники стреляют при найме и зимой. Так же если вы разыгрываете карту приказа которая говорит на одном из участков и на этом участке у вас есть лучники они так же атакуют.

mr_iron_sam написал полтора месяца назад: #

- "Только что завербованный воин может атаковать отряд орды на любом участке стены". (стр.9 Правил)
- "Зима
Зимой вы активируете последний защитный рубеж: лучники на огневых позициях атакуют отряды орды. Затем войска орды проводят наступление на стену.
1. Дальняя атака.
А. Этап обстрела. Начиная с левого участка стены, все лучники на огневых позициях атакуют отряды орды на своём участке стены (в порядке чаепития)". (стр.11 Правил).
- "Участники разыгрывают карты приказов и применяют их эффекты осенью. (стр.6 Правил).

Вывод. Лучники лупят в трех случаях и теоретически (те лучник(и), которые были наняты во время разыгрывания карты приказа другого игрока) могут долбануть 3 раза за год.
И не путайте карты тактики с картами приказов.

Ladigor написал 2 месяца назад: # скрыть ответы
Полевой штаб

У меня есть 2 лучника на стене и 1 копейщик в укрытие на одном участке. Действие позволяет переместить и со стены и из укрытия одновременно на соседний участок или либо со стены, либо из укрытия?

icakypa написал 2 месяца назад: #

один чиновник - одно перемещение Х воинов из одного места в другое. Можно перемещать: из укрытия в укрытие, лучников в укрытие, лучников на другую стену (огневую позицию, атака не происходит)

Ladigor написал 2 месяца назад: #
Чёрный порох

Если играем вдвоём кооперативно, то сколько отрядов нужно разложить при подготовке? Условие - кол-во игроков +1. Считается, что партия на троих и нужно 4 выложить? Или все-таки 3? И как в таком случае и сколько орудий выкладывать?

llyr написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Подскажите, когда происходит убийство воинов при победе надо отрядом орды: до или после определения победителя? Вроде бы логично после (как и играли): победили, посчитались, погибли. Но зачем тогда в том же месте указание про замену удаленных юнитов жетонами повреждений?

Dilozy написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Сначала подсчитывается количество погибших воинов в соответствии с текущем уровнем смертоносности, затем тот у кого больше воинов(или при ничьей по чаю) получает карту орды
Повреждения кладутся в случае, если воины погибли, а отряд орды выжил, например, когда происходит пробитие бреши в стене. Тогда на место погибших воинов кладется жетон повреждения

llyr написал 2 месяца назад: #

Не совсем понял. Допустим, ситуация: нас трое, четвертый год, смертность 3. У игрока 1 - 3 закрытых повреждения, у игроков 2 и 3 - по два, остальное - лучники. Отряд побежден. Если сразу подсчитать повреждения - на карте не останется вообще никого (смерть либо спасение с уходом в укрытие), и карта не достается никому. Кажется более логичным определить сначала победителя (игрок 1), а уже потом отыгрывать потери. Иначе во второй половине игры вряд ли получится взять хотя бы одну карту отряда (имхо)

icakypa написал 2 месяца назад: #

на последней странице правил есть порядок розыгрыша этого этапа:
1. Определение победителя
2. Рзадача славы
3. Убийство воинов
4. Взятие карты
5. Сдвиг орд

rielt написал 2 месяца назад: # скрыть ответы
Вопрос по стене

Всем привет, подскажите пожалуйста кто изучил момент, в правилах размыто...
Основной вопрос возник с трактовкой, что такое уровень стены. Согласно правилам туда входит: укрытие, сам уровень стены где стоят лучники на позициях и 3 ряда орды, верно?
Много вопросов было с этими участками стены из за некоторых карт, например карта тактики героическая битва - усиленный эффект. Разыграйте когда побежден отряд орды, если у вас есть хотя бы 1 копейщик на побежденном отряде орды и хотя бы 1 всадник на том же участке стены получите 8 чести.
Вопрос копейщик у меня в 1 ряду, всадник на 2 ряду, срабатывает бонус? Или был момент когда мечник в первом, а всадник в укрытии, тоже срабатывает?
Кто как это трактовал?

icakypa написал 2 месяца назад: #

уровень стены - это одна из трёх выставляемых надстроек. Участок стены - это поле перед одной из таких надстроек.
Думаю, за коня в укрытии честь не начисляется, согласитесь, чествовать воина, который отсиделся в укрытии не очень правильно :)

icakypa написал 2 месяца назад: #

после изучения бгг ответ такой: воины могут находится на любом из участков стены (в том числе и в укрытии), чтобы соответствовать условиям аналогичных карт.

bulka58807 написал 2 месяца назад: # скрыть ответы
Артефакт Броня

Написано 2ПО в конце игры за воина и лучника и 6ПО за коня на участках стены. Как-то не этично давать ПО за отряды в укрытиях, но в правилах написано, что укрытия также являются участком стены....

Ksedih написал 2 месяца назад: #

Дык это, так сказать "пассивный" артефакт, он не один в игре. Артефакты условно делятся на "активные" и "пассивные": активные дают очки чести за всякие действия во время партии, пассивные за какой-то условный "набор чего-либо" в конце партии. Советников генерала, войск (в вашем случае), чего-то ещё. Так что это просто вариант "пассивного" артефакта. Ну, а уж этично ли это, неважно, главное вектор игры, который артефакты задают игрокам и что направляют делать в партии (в вашем случае нанимать максимальное количество войск).

icakypa написал 2 месяца назад: #

да, я поизучал тему на bgg, действительно, воины, находящиеся в укрытиях, выполняют условия данной (и аналогичных) карт.

ПС. Тематически это можно представить, что они не отсиживаются, а просто ротируются на передовой - повоевали, отдохнули в укрытии, потом когда-нибудь опять вернутся в бой.

Ksedih написал 2 месяца назад: # скрыть ответы
Неточности в русских правилах

1. На стр. 7 русских и английских правил – первая особенность усиленной активации области описана так:

(рус.) "Выполняя усиленную активацию в области с символом /*, где есть только ваши чиновники, вы не получаете жетон позора".

Это неверно. Правильно звучит так:

(англ.) "Выполняя усиленную активацию в области с символом /*, где есть чиновники только одного игрока, этот игрок не получает жетон позора".

Разница в том, что если следовать русской формулировке, то в игре появляется целый новый пласт игры – возможность активировать области с условно одним чиновником противника, давая таким образом ему жетон позора (следовательно, блокируя его воинов или карты орды, и форсируя игру, истощая пул жетонов позора), ведь в наших правилах присутствует слово ВАШИ, указывающее на чиновников активного игрока.


2. На стр. 10 русских и английских правил в разделе про победу над отрядом орды, пункт 3 описан так:

(рус.) "Каждый игрок получает по 2 очка чести за своих лучников на огневых позициях на том же участке стены".

Это неверно. Правильно звучит так:

(англ.) "Каждый игрок получает по 2 очка чести за КАЖДОГО из своих лучников на огневых позициях на том же участке стены".

В русском варианте читается как "все игроки с лучниками на этом участке стены получают по 2 очка чести". Указания, что 2 очка даются за КАЖДОГО лучника нет.

icakypa написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

не знаю, я читая русские правила понял именно так как написано в английских.
Видимо, у меня не настолько развит навык крючкотворства ))
Или интуиция лучше )

Ksedih написал 2 месяца назад: #

Той, которая у них сейчас на сайте висит (у издателя забугорного), на 16.06.22.

icakypa написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

для меня сразу было понятно из того, как составлено предложение, что за каждого лучника 2 славы. Если бы было не так, то предложение строилось совсем иначе.
С активацией так же.

Ksedih написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Ну, я же не для вас пишу, а для таких же недалёких как я. Вон ниже в комментах вы же и приводите примеры уточняющих формулировок на английском, для вас в них всё очевидно и вы не видите зачем они нужны, а нам вот необходимы.

icakypa написал 2 месяца назад: #

согласен на 100%

Cartman написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Алексей, привет, какие впечатления от Стены?

Ksedih написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Несколько дней назад, когда пробовал, подходил к ней как и к любому проекту из категории "кикстартер с кучей больших бесполезных минек", и с первой же партии (ещё без допов, с голой базой) мнение кардинально поменялось и лишь укреплялось в последующие разы. Отличная игра.

Подробно расписывать не буду, но в целом коробка понравилась вот чем: в ней есть несколько как бы разных направлений, которыми можно заниматься – можно обкладываться стенами, можно отбиваться от монголов, при этом можно драться как в рукопашную, так и лучниками, можно играть картами тактики. То есть, игра даёт несколько вариантов "развития". Но самый сок в том, что в зависимости от того, какие карты артефактов выпали (читай - какие три условия получения очков на партию), течение партии может кардинально меняться - сегодня мы все активно строим стену, а завтра (в другой партии) активно юзаем, например, именно лучников. Плюсом на это наваливаются бесконечные комбинации свойств генералов и их советников, которые так же комбятся под текущие цели партии. Очень понравилось.

Десять партий, конечно, ещё не отыграл, но по нескольким первым впечатления строго положительные и даже – что бывает исключительно редко – хочется играть ещё и ещё постоянно, партию за партией, так сказать.

icakypa написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

кстати, на БГГ жалуются, что экономическая составляющая сильнее военной, если в неё уходят хотя бы два игрока. Как по вашим ощущениям?

Ksedih написал 2 месяца назад: #

Несколько партий – это слишком мало, чтобы вообще говорить о каких-то стратегиях, не говоря уже об их преимуществах перед другими. Так что пока ничего толком не скажу, так как опыта мало.

По ощущениям же – можно делать шо хошь и иметь профит: имеет значение только комба, которую соберёшь из своих советников и бонуса генерала. Плюс, как написал выше, имеют огромное значение три артефакта, выложенные на партию, ибо они выдают очень и очень немалое количество победных очков. Они, по-моему, вообще определяют всё течение партии, ибо очков-то по факту больше не на чем набирать. Вот у нас сегодня был артефакт за выстрелы лучников по задним рядам и за спасение воинов в боях. Ну, и как бы очевидно, что все воевали лучниками, плюс старались набрать больше ци, чтобы спасать солдат от поражения при прорывах монголов за стену – на этом и фармились очки.

mr_iron_sam написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

По 1 пункту вообще ничего не понял, потому что именно так и понял, как в английском варианте.
А вот по второму пункту не согласен в корне.
Вы пишите, что "Каждый игрок получает по 2 очка чести за своих лучников на огневых позициях на том же участке стены (рус.правила)"
читается как "все игроки с лучниками на этом участке стены получают по 2 очка чести" (Ваше толкование).
Вы извините конечно, но Вы изначально неправильно все понимаете. Во-первых в правилах написано "каждый игрок", а вы почему-то заменяете на "все игроки". Но это же совсем не одно и тоже и меняет смысл в дальнейшем контексте.

Каждый игрок получает по 2 очка за...
и
Все игроки получают по 2 очка за...
ну это же совсем разные вещи.

Если читать как есть рус.вариант правил, то всё встает на свои места. Потому что предлог "по" относится к каждому (одному конкретному игроку). И в таком варианте совсем не нужно уточнять, что это за каждого лучника, т.к. предлог "по" об этом уже сказал.

Ksedih написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Эх, давайте по пунктам.
По поводу второго вы смотрите не совсем туда. Давайте вам разыграю сценку. В ней будет участвовать два игрока:

- Так, мы победили ордынца, получаем очки.
- Угу, по сколько получаем очков за лучников, что там написано?
- Написано, читаю: "Каждый игрок получает по 2 очка чести за своих лучников...".
- Хорошо, я получаю 2 очка за своего лучника.
- А я получаю 4 очка за двух своих лучников!
- Не-не! Тут же написано "каждый игрок получает по 2 очка за своих лучников"! У тебя есть лучники?
- Есть.
- И у меня есть. Значит мы получаем по 2 очка.

И тут я с вами могу согласиться только в том, что в голову может прийти трактовка формулировки "каждый игрок получает по 2 очка за своих лучников" как "каждый игрок получает по 2 очка за КАЖДОГО ИЗ своих лучников". Но такую конструкцию можно вставить исключительно на интуиции. Потому что с таким же успехом можно вставить "каждый игрок получает по 2 очка за ПРИСУТСВИЕ своих лучников".

Собственно вопрос и возник из-за такой формулировки на русском: сколько же всё же очков получаем? Ведь можно и так, и так трактовать.


А вот по поводу первого пункта вы действительно чего-то совсем не поняли. Держите ещё одну сценку, так, думаю, понятнее:

- Так, я использую усиленную активацию.
- Давай.
- Хм, а активирую-ка я лесопилку, где стоит один твой чиновник! Могу же?
- Эм, ну, да, можешь, усиленная активация позволяет активировать незаполненные области.
- Так, хорошо, бери своё вонючее дерево! И получай позор!
- Эээ, за что?
- Ну, ты же единственный, кто находится в этой области, по правилам получаешь позор.
- Но... ты же... усиленная активация же...
- Да, но про неё написано, что она позволят избежать позора, если в области стоят только ВАШИ чиновники. А моих тут нет, так что извольте расписаться за жетон позора.


И это не буквоедство. Это терминология. Если она ничего для вас не значит, то для вас и "медиальный" равен "внутреннему".

mr_iron_sam написал 2 месяца назад: #

А. Ну я понял, что Вас смутило в первом пункте. Так как правила написаны по дурацкому, что чтобы все сошлось надо связывать написанное с разных страниц. Тут надо не только 7 страницу читать, но 9ую.
На стр.9 Правил написано...
"Золотые правила для эффектов карт.
Если в эффекте карты упоминается компонент
(например, управляющий или воин), но не уточняется его владелец, значит, этот эффект применяется только к вашим компонентам (в том числе в кооперативной игре)".

Да, напрямую в усиленной активации, на сколько я помню, нет упоминания про чиновника как компонента, но без него вообще никакой активации провести нельзя, а значит связь с чиновником имеется прямая.
А жетоны позора тоже ведь не просто так балтаются на столе, они ведь кладутся на карты орды или под война в запасе.
На мой взгляд тут очевидно, что правила запрещают применять эффекты карты к компонентам другого игрока (в данном случае чиновник, воин или карта орды).

mr_iron_sam написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

А по второму пункту.
Ну если бы имелось в ввиду присутствие, то наверное написали бы такое слово, ну или аналог. А Вы начинаете додумывать. Хотя да, признаю, что двухсмысленность может иметь место быть.
Тут скорее косяк в другом.
Чтобы вообще все вопросы отпали, надо было написать "Каждый игрок получает по 2 очка чести за своего лучника". И тогда сразу понятно, что за каждого.
Но мне и так понятно, потому что предлог "по" в данном контексте вообще никак больше по-другому не истолковать.

Steve_Sasha написал 2 месяца назад: #

Может "за своих лучников"? А то как раз не понятно)

Ksedih написал 2 месяца назад: #

Ну, вот неправда же. Я начал додумывать условное слово ПРИСУТСТВИЕ потому, что этого чётко не прописано, и предлог "по" может относиться как к "каждому игроку", так и к "лучнику". Но ведь и вы додумываете конструкцию КАЖДОМУ ИЗ, чем наши додумывания отличаются? Тем, что одно слово додумали вы, а другое я, и поэтому неправ я? Только формулируете вы это не так, как я предложением выше, а как "ну это же очевидно, что правильно додумать так, как кажется мне". =)

Это предложение просто двусмысленно, и одна часть игроков поймёт его как я (додумает), а другая как вы (также додумает), вот и вся история.

А про предлог "по" (как его можно истолковать по-другому) я написал кучу текста ниже.

Ksedih написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

И всё же по поводу лучников я ещё раз уточню, что да, согласен, что МОЖНО трактовать как ЗА КАЖДОГО лучника, а можно и не трактовать. Именно из-за этого предлога "по" у меня и возник вопрос и появилась неоднозначность в понимании этого пункта правил.

Я его и так, и эдак крутил. Ведь когда пишутся правила, то создаётся такая формулировка, которая должна исключить двоякое трактование. И вот те пункты, которые исключает текущая русская:

1. Может ли иметься в виду, что 2 очка выдаётся НА ВСЕХ игроков, участвующих в партии, и делится между ними? Конечно нет, ибо написано, что 2 очка даётся только тем, кто имеет своих лучников на этом участке стены.

2. Может ли иметься в виду, что 2 очка выдаётся НА ВСЕХ игроков с лучниками на этом участке стены и делится между ними? Конечно, нет, потому что есть предлог "по", который исключает такую возможность и говорит, что КАЖДЫЙ игрок получит ПО 2 очка (мы видим, что "каждый" и "по" связаны по смыслу здесь).


А вот что формулировка не исключает из-за существующего построения предложения:

Может ли иметься в виду, что "ПО 2 очка ЗА КАЖДОГО лучника"? Может, если бы это было написано русским по белому "за каждого", однако, может и не иметься в виду, так как "КАЖДЫЙ игрок получает ПО 2 очка за своих лучников" легко трактуется как 2 очка каждому за наличие своих лучников на участке стены, если вы соотносите "каждый" (игрок) с последующим предлогом "по", как это предположили мы.

4. Может ли иметься в виду, что каждый игрок получает ПО 2 очка на брата за наличие своих лучников? Может, так как "КАЖДЫЙ игрок получает ПО 2 очка", очевидно, так и читается, а далее уже идёт уточнение за что эти два очка даются, а именно "за своих лучников на этом участке стены".


5. А теперь вот вам ещё вариант. Если бы игроки получали всего 2 очка на брата за любое количество лучников на стене, то в русском варианте можно было бы просто убрать предлог "по": "Каждый игрок получает 2 очка за своих лучников на участке стены". И всё равно бы остался вопрос за каждого ли лучника, ибо эта формулировка опять-таки даёт вольную трактовку.

Именно поэтому предлог "по" не спасает ситуацию, так как его можно трактовать как относящийся к "каждому игроку", так и к "по 2 очка за своих лучников" и вот из этой последней фразы можно уже додумать, что, наверное, за КАЖДОГО ИЗ своих лучников. Заметьте, я же не просто так полез искать уточняющий ответ на данный вопрос, ибо тоже подумал "куда ж ты относишься предлог "по", может быть, к лучникам, или всё же к "каждому игроку"?


В общем, я не знаю, чего тут такое душнилово развёл, смысл остаётся в моём первом посте – те, у кого возникнут вопросы (а они возникнут у части игроков, как в нашей компании, например), получайте точные ответы выше, из английских правил.

P.S.

Ответы на такие нюансы нужны, потому что у разных игроков разное – давайте назовём это – погружение в правила. Вон, например, у icakypa вопросы возникли (ниже можете найти):

а) А чем же отличаются
Each time you deal the last @wound to a @horde, discard 1 @shame.
от уточнения:
For each last @wound you deal to a @horde, discard 1 @shame

Вопрос, очевидно, возник потому, что он не заметил в правилах ("не погрузился" достаточно), что "последних" ран может быть несколько. Ок, это норм, не заметил и не заметил, задал вопрос, получил ответ, понял этот нюанс правил. А вот:

б) Почему понадобилось вносить уточнение в карту Lance Maker:
After your Activation step, pay 1 @chi to Attack with all your @horseman [from Rest Zones],
если и так по правилам понятно, что атаковать можно либо при найме, либо по приказу из укрытия. Ни откуда ещё, кроме Rest Zones, всадники и не могли бы атаковать.

И вот тут он прекрасно понимает правила и уточняет, что атаковать можно только из укрытия или при найме. Однако, вопрос задан людьми, которые, очевидно, в данном случае не "погрузились" настолько в правила, как icakypa, и для них не очевиден игровой термин "атаковать", вот они и атакуют из запаса.


И хотя у нас тут разговор не про правила по факту, а про русскую формулировку с предлогом "по", суть, надеюсь, я передал верно – игроки могут что-то просто не учитывать (забыть, пропустить), и ответы нужно давать, опираясь на книгу правил.

P.P.S
И да, думаю, моя претензия по второму вопросу, по поводу формулировки усиленной активации, ясна.

mr_iron_sam написал 2 месяца назад: #

У меня вопросы остались даже после просмотра обзора правил игры и двукратного прочтения правил, а ты говоришь...

pdruzik написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Про "лучников" можно добавить, что в памятке на последней странице правил написана правильная формулировка: "2 очка чести за каждого своего лучника на огневых позициях этого участка стены".

Ksedih написал 2 месяца назад: #

Вот это ценно! Да, фазы лучше смотреть на обороте правил, там указано как должно быть верно. Ну, и поправить в самих правилах не мешало бы, чтобы они соответствовали памятке.