-AdRiver-
1. sputnik1818 10
2. Stadtherz 10
3. Dimazgetman 10
4. Artishok 10
5. cyril2012 10

Сквозь века. Новая история цивилизации

Through the Ages: A New Story of Civilization, 2015 

  • 2 - 4
  • от 2
  • от 14 лет
  • 40 мин
  • 180 - 240 мин
  • стратегия
Сквозь века. Новая история цивилизации  

Поcтавка

вес: 1815 г.
размер: 36.5 x 25.5 x 7 см.
комплектация:

1 ряд карт
1 поле культуры
1 поле науки
1 поле войны
1 поле текущей эпохи
4 планшета игрока
179 гражданских карт (A-20, I-53, II-53, III-53)
150 военных карт (A-10, I-45, II-50, III-45)
256 пластиковых кубов 4 цветов (36 белых, 28 красных, 82 синих, 110 желтых)
28 фишек 4 цветов
1 лист с наклейками
4 памятки игрока
1 руководство
1 свод правил

Рейтинг BoardGameGeek Средняя оценка Рейтинг «Тесеры»
- 8.78410 -

геймплей

8.73

глубина

9.10

оригинальность

8.59

реализация

8.68

Описание игры

редактировать

Масштабная стратегия Сквозь Века — очередной хит от Влади Хватила — полюбилась многим опытным игрокам во всем мире. Прекрасно настроенной баланс, который шлифовался почти десятилетие. А за внешней простотой и понятностью скрывается такая уйма возможностей, что каждый раз вы будете открывать для себя что-то новое. Сквозь Века занимает второе место среди всех настолок в мире и первое место среди игр цивилизационного типа.

 

Первое, что обращает на себя внимание – это многочисленные треки, которые занимают собой большую часть стола: счетчики культуры, науки и военной силы помогут оперативно ориентироваться в текущей ситуации на игровом поле и упростят отслеживание необходимых параметров. Почти вся информация является открытой, поэтому вы не будете тратить свои силы на запоминание дохода или мощи противников, а сможете целиком сосредоточиться на увлекательных партиях.

 

В игре все вращается вокруг карт и многофункциональных кубиков четырех цветов. Каждая цивилизация обладает набором белых и красных кубиков, которые определяют доступное им количество гражданских и военных действий. В свой ход вы тратите кубики, чтобы совершать определенные манипуляции — от простого добора карт и увеличения численности рабочих до строительства чуда света и революций.

 

Конечно, на все это вам потребуются ресурсы и население, которые здесь представлены синими и желтыми кубиками. Кто-то может удивиться – почему так мало? Все дело в том, что они превращаются в нужные материалы и рабочих в зависимости от того, на какую карту вы их поставите. Положили синий кубик в шахту — и это бронза, на ферму – еда.

 

Кстати, если разместить население на картах с солдатами, то у вас появится своя собственная армия. Военная часть этой игры необычайно интересна и предлагает вам множество возможностей. Вас ждет не банальное закидывание оппонентов пушечным мясом, а вдумчивые сражения за территорию или технологии. Вы можете изучать тактические формации, которые позволят сделать ваши войска более эффективными, заключать пакты, выплатить оппоненту контрибуции и планировать события, например, рост волны преступности, нападение варваров или чуму.

 

Но великой игрой Сквозь Века делает не грамотный баланс и увлекательный геймплей, а многочисленные мелкие штрихи, которые оживляют партии и заставляют верить в происходящее. Развиваете производство – готовьтесь к коррупции, которая будет съедать часть ресурсов. Устроили резкий рост населения, но не придумали, как сделать его счастливым – получите восстание. Почувствуйте себя самым настоящим правителем, с его заботами и проблемами.

 

Качество издания находится на высоком уровне. Вас ждет удобный органайзер, где все карты разложены по эпохам. Оформление призвано сделать партии максимально комфортными. Например, деревянные жетоны имеют специальные наклейки с одной из сторон, показывающие, что вы наматываете уже второй круг по соответствующему треку, а карты снабжены понятными пиктограммами, которые позволяют быстро в них ориентироваться. Сквозь века – это уникальное творение, которое простым языком расскажет вам о том, как возникают и развиваются цивилизации.

Статьи и списки

4
добавить
  • новые
  • популярные
свернуть все темы
Mae написал полмесяца назад: #

Впечатление после 15-й партии. В основном, на планшете.

Сквозь века - название идеально подходит игре и максимально точно отражает ее суть и эмоции, которые я получил от игры.

Что это за игра (для тех, кто не играл): представьте 7 чудес дуэль, из которой сделали мультиплеер и на которую высыпали +100500 дополнений и апгрейдов. Все круче и сложнее, но суть абсолютно та же самая. Да, я знаю, что ТТА (Сквозь века) появилась гораздо раньше и правильней говорить наоборот, что это авторы 7 чудес взяли за основу ТТА и вырезали почти все, до чего дотянулись, оставив только суть.

Еще в ТТА есть трек бабла из Брасса. Только здесь бабло назвали наукой (что никак на механике не сказывется).

ТТА - это евро на набор очков и построение движка. Игра длится 3 эпохи (добавили античную эпоху, как разминку перед первой эпохой и 4-ую эпоху, которая просто финальный ход), после которых выиграл тот, кто набрал больше всех победных очков.

Есть общий магазин зданий, из которых вы в свой ход покупаете и можете можете это здание потом за бабло (науку) выставить в своем личном городе. Разные здания будут приносить вам разные ресурсы и плюшки, из которых вы и собираете свой победный движок.
И вот здесь есть чуть ли не основной апгрейд. Здание само по себе не приносит ресуров. Чтобы оно приносило ресурсы, надо в него отправлять рабочих. А рабочих надо до этого еще нанять. Сколько будет рабочих, столько ресурсов здание и принесет.

Получается хороший ресурс-менеджмент, где смогли красиво обыграть такие вещи, как коррупция, счастье рабочих, забастовки несчастных рабочих и т.д.

Еще есть военные здания, бараки для солдат и ангары для военной техники. Тот кто сильнее, может грабить тех, кто слабее. Игра достаточно конфликтная и контактная. Кроме гонки за покупки зданий в магазине вы можете грабить друг друга, заключать пакты со взаимными плюшками и соревноваться кто займет нейтральные земли (по сути такие же здания с плюшками, но не из магазина).

На выходе получается игра, которая более чем достойна своего места в топе рейтингов и всех своих титулов. И при этом я вполне солидарен с теми, кто игру считает... однообразной и вялотекущей. Попробую разобраться.

Стратегия. Игра позволяет играть разными стратегиями. Можно идти по всем направлениям равномерно, а можно на какое-то забить, сосредоточившись на других. Так, например, я несколько партий выигрывал всего с одним стартовым воином, не нанимал вообще ни одного воина больше, а боевую силу увеличивал лишь немного и только для того, чтобы меня не грабили постоянно. При этом, будучи ограбленным пару раз за партию, я с лихвой окупил утраченное, потратив действия на получение большого профита через менеджмент ресурсов.
А можно наоборот, сделать акцент на войне и через грабеж забирать у соперника ресурсы, необходимые ему на развитие. В общем, несколько стратегий есть при том, что игра весьма контактная.

Так вот, стратегия. Не смотря на то, что основа игры именно стратегическая, в течение одной партии вы будете мало принимать именно стратегических решений. В самом начале определитесь каким путем идете, а потом только корректировать курс. Если вы один раз научились создавать в этой игре движок, не входя в кризис (по веселым рожицам и еде), то в будущих партиях уже не будете париться сильно на эту тему. С первой партии скорей всего не получиться, но с третьей-четвертой - вполне решите эту задачку и следующие партии этот момент у вас будет на автомате.
Вот и получается, что не смотря на стратегический пласт в основе игры именно стратегических решений в рамках одной партии у вас будет мало. Зато тактических решений - хоть отбавляй! Вопрос какого именно лидера купить в магазине - это тактическое решение. Через несколько ходов лидер умрет от старости, а его бонус должен усиливать ваш уже выбранный стратегический путь. Но цена лидера и что именно он даст прямо сейчас - это тактика. И тактическое многообразие этой игры поражает. Если вам нравится играть в такую тактику, игра - просто сокровище. Если вы хотите принимать много стратегических решений в рамках одной партии - игра вам может показаться однообразной и невариативной.

В целом, у игры как минимум неплохой и интересный сплав тактики и стратегии. Лично мне больше всего доставляют в этой игре нечастые моменты, когда покупка конкретной карты является одновременно и тактическим и стратегическим решением.

Про внешний вид. Не могу назвать игру красивой. В сравнении с теми же 7 чудесами, ТТА выглядит ужасно. Но если честно, даже для меня, очень требовательному к визуалу, в процессе игры арт в ТТА уходит на второй или даже третий план. Но все равно, могли бы сделать арты и дизайн, не уступающие 7 чудесам. Жду современного красивого редизайна.

Правила игры. Они простые. Да, на самом деле это игра с очень простыми правилами, но у игры 100500 ньюансов. А вот написаны эти правила хуже некуда. В написанных правилах вас сразу погружают в эти 100500 нюансов, разобраться с которыми очень тяжело, не зная ключевых механик.Я 2 раза пробовал прочесть и изучить правила и каждый раз бросал это гиблое дело, откладывая первую партию на месяцы. Потом мне повезло, появился человек, который объяснил сначала ключевые базовые правила и только потом принялся за множество нюансов, которые теперь уже воспринимались нормально. Кстати, в процессе игры ты понимаешь логику всех этих нюансов, понимаешь для чего они и что они нужны и дальше их воспринимаешь очень естественно и органично.

Правила стоит в этой игре переписать. Сделать более дружелюбными к новичку. Я бы часть правил (которые нюансы, а не ключевые правила) перенес бы из книги правил на сами карты, место позволяет. В МТГ возможностей куча, но т.к. все перенесено на карты, сами базовые правила объясняются за 5 минут. Подобным образом можно и здесь поступить.

Фиддлевость игры. Всю игру придется перекладывать туда-сюда кучу кубиков и карт. Были бы компоненты приятные, это бы сгладило впечатление. Вот, где Стегмайер мог бы разойтись по полной. Но на деле, даже сейчас, многие игроки согласны сознательно мириться с этим минусом ради хорошего интеллектуального процесса.


Время партии. Оно зависит от игроков, их опыта и типа мышления. На планшете играется быстро. Вживую дольше, но заметил момент. Когда у нас играли прожженные игроки (опытные в другие игры, но новичтки в ТТА), играющие от стратегии, игра шла быстро, вчетвером дошли до 3-й эпохи за 3 часа. Когда играли игроки, акцентирующие свое внимание на тактике, играли долго, вдвоем за два часа дошли только до середины второй эпохи.

Мобильная версия. Она хороша. В ней нет фиддлевости, все на автомате. Но, чтобы в нее играть, стоит сначала хотя бы раз сыграть вживую, чтобы со всем разобраться. Играть лучше на планшете, а не телефоне, чтобы экран был больше. Ну и почему-то в этой игре очень сильно чувствуется, что играть интересней все же с живым соперником, а не с ботом.

Мне лично, хочется современного редизайна данной хорошей игры с по-настоящему красивым артом, более понятно прописанными правилами и уменьшенной фиддлевостью.




Marcelo написал полтора года назад: # скрыть ответы
уточнение для уверенности)

Карты на которых после строительства/изучения награда "арфа" это разовый бонус? или он плюсуется к доходу каждого хода? ну например разыграл лидера Жанну Дарк. до данного события каждый ход получал 1 культуру, а после уже буду получать 2? тоже самое и с постройками храмов?

Pacificateur написал полтора года назад: #

в TtA нет ни одной карты из тех которые нужно строить с одноразовым эффектом. это же постоянный прирост.
если я правильно понял ваш вопрос, то плюсуется раз и навсегда, ну пока карта не ушла или не убавилось зданий (кубиков) на картах.

KittenLS написал полтора года назад: #

Одноразовый бонус ПО есть на колонниях, вообще только там и есть одноразовые бонусы. Из того что можно на поле выложить.

Kpox написал полтора года назад: #

Насколько я понимаю, все карты с изображенными арфами/лампами, на которые НЕ выставляется желтый куб (постройка здания), приносят единоразовый доход арф/ламп при розыгрыше этой карты.

Gendedwend написал полтора года назад: # скрыть ответы

Вообще лучше разбирать на конкретных картах:
1) Одноразовый бонус к культуре - карты колоний, чудеса света из 3й эпохи, некоторые карты действий(жёлтые)
2) Все урбан билдинги приносят культуру каждый ход по числу рабочих на них, Жанна д'Арк приносит культуру каждый ход.

RockStar написал полмесяца назад: #

Карты колоний дают постоянные бонусы (те что изображены внизу карты) и одноразовые (те что в центре карты).

Tyros92 написал полтора месяца назад: # скрыть ответы

вопрос по карте Влияние населения: Цивилизация получает по 2 культуры за каждого своего довольного рабочего сверх 10. Как по этой карте начислять очки? никак не можем разобраться.

Ksedih написал полтора месяца назад: # скрыть ответы

Очень просто. Если у вас нет недовольных людей, то есть, счастливая мордочка держится на нужном уровне, то вы просто считаете все свои жёлтые кубики - незанятых рабочих, воинов, рабочих на всех зданиях - в общем, всех, кроме, тех что ещё находятся в жёлтом банке, вычитаете из них 10 и умножаете получившееся число на 2. Это и будут ваши победные очки за эту карту.

Если же у вас есть недовольные рабочие, то ничего вы не получите.

goshine написал месяц назад: # скрыть ответы

Мне кажется вы немного вводите в заблуждение фразой "Если же у вас есть недовольные рабочие, то ничего вы не получите."

Всё-таки, это скорее выглядит так:
Общее кол-во рабочих (на картах и незанятых) - число недовольных - 10.
Если это число > 0, то x2.
Если меньше, то "ничего вы не получите".

eatoreded написал месяц назад: # скрыть ответы

Так там всего 8 смайлов (ок, кремль комунизм дополнительную пару требуют), если у тебя недовольные рабочие => ты их не закрыл => меньше 10...

goshine написал месяц назад: #

Не очень понял вашего комментария.
Смотрим ситуацию: из жёлтого банка за игру взяли 10 кубиков в резерв рабочих, итого население (вместе со стартовыми) 16, нужно 4 счастья (6-7, если учитывать смену эпох).
Пусть из 2 счастья не закрыты (рабочие недовольные, лежат в резерве).

Тогда довольного населения у нас 16 - 2 = 14.
По 2 за каждого сверх 10: 4*2 = 8 очков.

goshine написал месяц назад: # скрыть ответы

Похоже путаница возникает из-за неправильного понимания термина "Довольные рабочие". Это не счастливые лица, а все рабочие за вычетом недовольных.
Недовольные, в свою очередь, – это разница между требуемым счастьем и имеющимся.

Хорошая формулировка на BGG:
"You still score the Impact it if there are discontent workers, you just don't get the points for those that are discontent."

"Вы по-прежнему получаете очки за Влияние, если у вас есть недовольные рабочие, вы просто не получаете очков за этих недовольных."

eatoreded написал полмесяца назад: #

Ваша правда, я чет за счастливое население - приносящих смайлики посчитал. В цифровой за тебя все щитают)

Priceless написал 5 месяцев назад: # скрыть ответы
Вопросы по игре и советы по стратегии

Не сочтите за рекламу, но если у кого-то есть вопросы по игре, вы всегда можете писать мне в личку здесь или ВК. Я отыграл уже более 50 партий и продолжаю активно играть, буду рад помочь. Может и сыграем потом вместе :)

fromby написал 4 месяца назад: # скрыть ответы

Вопрос. При игре вдвоём, сколько времени потребуется?
Гости ненавидят меня за настолки. Сколько времени потребуется для освоения правил игрокам с опытом только 7 чудес и Труа?

eatoreded написал 4 месяца назад: #

Все очень индивидуально.
Из своего опыта: после моего двухкратного прочтения правил сыграли укороченную версию на 4х часов за 7 с ужасными косяками. После этого с другом еще раз перечитали правила, разобрали все ошибки и сыграли полную игру на 2их за 3 часа. Последующие 2 игры на 3х занимали 5-6 часов.
Советую сначало поиграть в цифре на бга, там проще выучить правила, что сэкономит время.

MacTire написал 4 месяца назад: # скрыть ответы

Мне думается, что если гости ненавидят и за 7 чудес, то уж за Века они вас проклянут) Предположительно, они хотят больше пати-геймов.
А так правила весьма объемные, думаю объяснение может занять минут 40-60. Как и первая партия может затянуться. Согласен с eatoreded, очень индивидуально. Без опыта, наверное, меньше 3х ждать не стоит

fromby написал 4 месяца назад: # скрыть ответы

Спасибо! Очень интересна евро-стратегия, но долгие правила и и партии вызывают отвращение у гостей

Slider написал 2 месяца назад: #

Если для вашей компании 7 Чудес - долгая игра, то без вариантов СВ - даже не рассматривайте

svalse написал 4 месяца назад: #

Наиграли уже 10+ партий вдвоем. Первые 3,5 часа, потом 3, сейчас за 2,5 успеваем сыграть.

Втроем играли 2 раза около 5 часов. Вчетвером даже садиться страшно

Правила сложные и объёмные. Одна из самых сложных игр у нас.

Если сравнивать с 7 чудес и Труа по сложности, то 7 чудес - самокат, Труа - мотоцикл, Сквозь Века - Боинг

RockStar написал полмесяца назад: #

За 5 часов вдвоем не доиграли первую игру. За 7 часов втроем не доиграли вторую игру. За 7 часов вдвоем доиграли третью игру, сыграли с незначительными ошибками, после чего наконец-то идеально выучили правила. Думаю теперь четвертая игра на двоих займет не больше 6 часов )

Sergont написал 4 месяца назад: #

Втроем 2,5-3; вдвоем 1,5-2. Опытный состав. В цифре 40 мин - час втроем

zlobno написал 4 месяца назад: # скрыть ответы

Не знаю.. опыт игры есть, сыграно довольно много партий (хотя в основном в цифровую), но никак не цепляет. Повторю, это не впечатления после первой партии, а как раз таки после многих.
Скучная, однообразная. Плюс ко всему долгая, если сравнивать с любой другой карточной игрой на построение движка.
Ну вот никак я не могу назвать "великой" игру, в которой по сути полтора варианта развития. Кто то говорит про вариативность - не увидел. Для меня вариативность это разные пути достижения победы, кардинально разные игровые стили и стратегии. Здесь же вся вариативность заключается в том, пойдем ли мы в одни домики, либо в другие в зависимости от лидеров которых нам удалось урвать... мдаа.. Даже нельзя упороться в одном направлении развития, ибо просто в другом просядешь и отстанешь. Как результат - каждую партию делаем одно и то же, там чуть войск подстроили, чтоб не задавил, тут ферм поболее, что были рабочие, шахт чуток чтобы ресурсы были, культурки немного, ибо вариант победы только за счет нее. Иногда можно комбу аж из двух карт замутить. Или поиграть в войнушку и забрать пару колоний или сломать сарай у соседа.
Конечно щас расскажут что я неправильно играю, мало опыта, поиграй мильен партий тогда поймешь, нубас и бла бла бла
Но она же там чуть ли не топ 3 bgg... и это вот эталон?

RouslanKo написал 4 месяца назад: # скрыть ответы

Полтора варианта развития говорите? Тут дело даже не в том умеете вы в нее играть или нет. Тут все просто, вы просто не поняли эту игру. Значит не ваше. Игр универсальных не бывает.

Azrail написал 4 месяца назад: # скрыть ответы

Ха, и это пишет человек который серп назвал " просто сырой недоделанный прототип". Быстро вы переобулись :)

RouslanKo написал 4 месяца назад: # скрыть ответы

А что тут не так? Серп - это сырая игра, это аномалия рейтинга бгг. Сравнивать ее со сквозь века... это просто некорректно.
Я конечно понимаю, что вас может бомбить на тему серпа до сих пор, но это не повод притягивать ее во все ветки игр))

Alxndr1978 написал 4 месяца назад: #

Ничего, скоро будет уже не аномалия, вон Wingspan подвезли. Был BGG,будет MTV

MacTire написал 4 месяца назад: #

А не так тут то, что аргументы у Вас и у zlobno разве сильно отличаются? Разве нельзя в отношении вас сказать так же: "вы просто не поняли эту игру. Значит не ваше. Игр универсальных не бывает"? По каким критериям можно так безапелляционно говорить, что одна игра - "объективный шедевр и заслуживает быть в топе", а другая - "сырая и не понятно, как вообще получила такой рейтинг"? Аргументируйте, почему нельзя сравнивать? Вот для меня допустим, Века тоже на порядки лучше Серпа, но и что с того?

zlobno написал 4 месяца назад: #

Слишком толсто, дядь.

MacTire написал 4 месяца назад: # скрыть ответы

1.5 варианта) А озвучьте-ка их и сравним :) Да ведь даже в ачивки специально напихали кучу вариантов, как раз чтобы народ попробовал их, потому что многие тупо в тактику играют - "что увижу, то возьму".

А давайте прям аргументирую, что вариантов там море:
- Можно прокачать обилие действий, за счет чего перекрывать дыры в ресурсах желтыми картами и чудесами
- Можно уйти в войну (а это не прокачка одной силы, а в т.ч. милитари действий), чтобы в конце парой войн свести на ноль культурный уровень соперников (а до тех пор подрезать их событиями и набегами)
- Можно вкачать максимум науки, с неё усилиться по синим картам, брать хорошие оранжевые, подобрать нужных лидеров, события, и отстроить соответствующие чудеса, - космос + интернет.
- Можно пойти в ресурсы, чтобы в конце партии ни в чем себе не отказывать. Ну и соответствующие события, конечно
- Можно прокачать счастье по максимуму и в еду/численность, и успеть урвать фаст фуд. Избыток населения пускать можно в частности на армию, колонизации и пр, или например подстраивая события на отъем населения, еды, и за недовольных.
- Можно качать чисто культуру, причем разными вариантами, но лучше конечно в связке театров и библиотек, не забывая про нужных лидеров
- Колонии - ну, эта стратегия совсем завязана на лидеров и событие, поэтому самая размытая обычно.
- Много более тонких и рискованных стратегий, например одна из моих любимых - через связку Аристотель + Собор + Микеланджело (тем более в этой стратегии ещё можно пойти путем чудес света) (таких вариаций стратегий вообще море, практически каждый лидер в рамках одной эпохи, каждое чудо и событие финальной эпохи)
Ну и разумеется, самое ключевое - это то, что на каждую партию можно намечать не 100% стратегию, а гибридную, в какой доле, например наука + армия + небольшой уклон в пищу.

Heretic написал 4 месяца назад: # скрыть ответы

Сыграли около 10 партий на двоих. Пока заметили, что тот, кто игнорирует Театры сильно проседает по очкам. В последней партии ушедший в Армию-Науку смог отобрать около 20 очков (то-есть сократил разрыв на 40 очков) у противника полностью сконцентрировавшемся на Театрах, но все равно отстал очков на 80.

MacTire написал 4 месяца назад: #

Любопытно, а у нас наоборот зачастую. Да и в приложении против AI пошедшего этим путем, даже с Бахом и пр. - зачастую меньше других набирает. Но это, конечно, ещё от прочих условий сильно зависит, и от числа игроков. Опять же в дуэли, имхо, сильно уклон в театры рисковано делать, разве что перехватив транссибирку и стену (для ресурсов, численности и обороны)

zlobno написал 4 месяца назад: # скрыть ответы

Хорошо, например:
-Нельзя забить на производственные здания (еда, руда) т.е. старт партии практически у всех одинаковый, ибо просядешь на старте, потом не догнать.
-Нельзя забить на армию, точнее на силу, ибо куча неприятных событий наказывающие слабейших по силе.
-И наоборот нельзя упарываться полностью в армию, ибо тебе просто могут не заходить агрессии, а за войну не так уж и много можно нагрести (если конечно противники полностью не забивают на свою силу, но это не рассматривается, ибо сколько играл никто так не делал). Если коротко, военные очки не гарантируют победные очки, много условий должно сложиться, а вот какой нибудь театр просто строишь, снимаешь с него очки, и не нужно никаких условий
- Упарываться только в ресурсы, чтобы в конце что то там... опять же, без технологий (наука) и силы (армия) толку от этих ресурсов, ибо на первых-вторых уровнях тех не пошиковать.
- Про мильен действий, сомнительно, что можно эффективно от этого играть, ибо чтобы получить порцию ресурса, который мог к примеру и так прилететь с какой нибудь шахты, нужно опять же кучу условий, найти карту (которая еще не факт что зайдет), причем разыграть только в следующий ход, чтобы получить малую порцию = трата двух действий, которые можно потратить ну вот просто на постройку здания, кторое через ход принесет ровно столько же, а в дальнейшем и больше. Ну это просто пример.
В общем всякие наркоманские действия творить конечно можно, но они не приносят такого же выхлопа если играть по "оптимальному стандарту".
Вот и получается, что есть одна общая стратегия оптимального развития с некоторыми незначительными уклонами, в зависимости от полученных карт. И я не говорю что это прям плохо, на самом деле большинство евро по такому принципу построены. Но тут и возникает вопрос, а чем это Сквозь века, внезапно, так супервариативная, как ей приписывают. Ведь по сути ничего особенного, а как по мне так еще и довольно однообразный процесс из партии в партию. Ну это уж мой личные недовльства вообще к евро играм.
А и еще добавлю, вся это "сложность", на мой взгляд, вызвана тем, что просто нереальное количество фидлинга, да в том же Масиер оф Орионе факторы я считаю крайне примитивной карточной игрой на построение движка), есть треки с ресурсами, где ты удобно отмечаешь доход/расход, двигая ползунок влево-вправо, а тут горсти кубиков на разных картах и вот ты только и делаешь что добавляешь/убираешь/перекладываешь.
Но все это, конечно, мой взгляд на игру, опять же, если бы была хоть какая то действительная вариативность, а не ее видимость, то может быть тогда я бы и согласился что игра "офигенная, глубокая" а пока, ну тот же нелюбимый мной орион кажется мне таким же "вариативным"

Heretic написал 4 месяца назад: #

Как не странно, но не согласен. Как раз старт может быть разный. Эпохи не равны, и проседая в одной можно легко догнать и перегнать в следующей. Играли и умудрялись побеждать полностью забивая на еду, руду, науку или армию в определенных эпохах, в том числе и в начале, а то и на протяжении всей игры (всегда можно скомпенсировать чудесами или желтыми картами действий - как-то я победил имея всего 3 античных фермы на протяжении всей игры). Единственное, что сейчас кажется критическим - это полное забивание на производящие культуру здания.

eatoreded написал 4 месяца назад: #

На самом деле упарываться можно во что угодно и это не наркомания, а работающие страты. У меня были победные партии: с 2мя 1уровневыми шахтами(ок, вначале 3, но потом 3юю сломали) - Аристотель/пирамиды/кодекс законов/ранняя монархия, потом жизнь на событиях и желтых картах через гейтса; с 2мя первыми лабами без библиотек до 3й эпохи(экономика позволяла чудеса и армию строить, наука от колоний, агрессий и желтых карт, затем компьютеры и ты опять в седле).
Другое дело, что играешь от прихода карт и иногда оптимальные ходы кажутся очевидными, кто больше комб знает и лучше вероятности считает - тот и победил. Но выборы интересные - в каждой партии есть.
Насчет фидлинга соглашусь, в цифре удобнее)

MacTire написал 4 месяца назад: # скрыть ответы

1. Почему нельзя? можно. Ну и мы же не говорим про Полное забивание. На производстве ~5 единиц вполне можно набирать приличные суммы ПО. Это правда сложнее, не надежнее, соперникам проще подловить и помешать, но сам факт. Больше 2 ферм 2 уровня вообще редко возвожу.
2. На армию забить - опять же более чем можно, особенно на 3-4 игрока. Победы с силой близкой к 0 не редкость.
3. Я не зря сказал про связку с милитари-действиями, в этом случае получить пару культурных войн в конце - дело не хитрое, при хорошем фокусе на войне, можно забрать 30+ПО за карту (и даже при не забивающих на войну игроках, набивали по 50-60). Не забывая ещё о том, что не мало карт, что и так за силу генерят ПО. Вон даже пример связки культура через удвоенное счастье - в итоге в одной игре ощутимо просела в сравнении с игры от силы
4. Так карты берутся заранее же, разумеется + под конкретное окно в котором проседаешь, т.к. имея достаточно действий, уже к концу 1, началу 2 ты без труда наверстываешь ещё в любой выбранной сфере (например науке, как имхо, самой выгодной для такого подхода, т.к. потом на синих хорошо перекрыть можно), а в моменты когда что-то не удается (всё и сразу же не выйдет, что-то да заберут), - для этого подготовленная рука.
Разумеется, тактики там так же вдоволь, но опять же выбор игроку дается, как и возможности достигать победы всеми описанными (и не только) способами.

Ваше право, конечно считать иначе, я просто описал вполне конкретные примеры из личного опыта, мне незачем чего-то доказывать. Останемся при своих мнениях ;)

zlobno написал 3 месяца назад: # скрыть ответы

1. Я о том же, особенно вначале. Все развиваются в производственные. Играбельных альтернатив нет.
2. По моему опыту наоборот. на 3-4 человек игрок с 0 силы охватывает вообще от всех. Плюс больше прилетает событий на силу, плюс агрессия хотя бы у одного найдётся почти каждый ход.
3. Повторюсь ещё раз, разница между получить ПО без условий и получить ПО при нескольких условиях (войну надо ещё найти и суметь выиграть) ращные вещи. Понятно что в теории можно идеальные условия придумать, на на практике никто не будет продолжать забивать на силу если все соседи набирают.
То что я привожу в пример мой опыт игры. Естественно играл с разными игроками, так что видел и плохую игру и гораздо лучше моей. не доказывают ничего, а говорю что играется довольно однообразно из партии к партии. Хотя фанаты как всегда видят только хорошее.

MacTire написал 3 месяца назад: # скрыть ответы

1. В начале, это самый первый ход что ли?) Если так, то да, первый ход - это обычно лидер + шахта + численность + карта (и логично, ведь это только выбирается путь, он отчасти первыми решениями и будет определен, начинают же в равных условиях, это же не нации с ассиметричными планшетами, что чуть подталкивают к определенным путям), затем 1 шаг чуда + ... а тут уже пошли варианты, и редко кто делает тоже самое (читай: никогда), хотя возможности на этих шагах практически равные. Как и с ресурсами опять же - у вас все прям с третьего уровня берут шахту2/ферму2? Да нет конечно, каждый выбирает по своим приоритетам: если у кого планы ресурсоемкие - ему резонно тратить 3, если же нет, то можно вообще взять лишь если останется до первого трея, а бывает даже, что и выгоднее вообще не взять. Как и применять их в какой момент? можно изучить, но долго не отстраивать, можно быстро набрать ресурсов и затем уйти в урбанизацию, можно пустить сперва всё в численность, а затем через рич ленды взять и производство руды, можно взять карту и вообще её держать до конца эпохи, т.к. выгоднее действия пускать на другое.
2. Так обычная агрессия без труда отбивается. Всем набрать милитари действий так, чтобы войну выигрывать без проблем - такое редко бывает. Тем более для победы игроку приходится стопить всё же лидеров, зачем ему без награды вгонять отстающего? Это собственно и дает без труда возможность резкого рывка, и это не говоря про договоры, про собственные милитари действия, про ряд синих карт, про попутное усиление от чудес, про лидеров и пр. Вы же говорите играли в игру, значит знаете, что там можно противодействовать войне множеством способов.
3.) то, что вы зовете "получением ПО без условий" по факту - получение их с условиями, т.к. на это так же тратится куча ресурсов и главное - действий, за которые соперники как раз сводят эти усилия на 0. Ну право слово, вы так говорите, будто в ваших десятках партий никогда не было так, что игрок с производством культуры = 0-3 обходил игрока с производством 15+. Как и про наличие стратегий говорите так, будто у вас все всегда развиваются одинаково, нет игроков, которые развивают много технологий и плавно их усовершенствуют, нет игроков, которые одно разовьют с А до 2, другое лишь с А на 3 сразу, на что-то полностью забив. И так далее. И речь никак не про идеальные условия. Это самые банальные вещи, каждая стратегия поддерживается целым рядом финальных карт с которых собирается по 20-30ПО, т.е. перекрывая добрых 2 хода, которых и так не много, но при этом (и самое главное) - попутно, т.е. игрок развивается по Выбранному пути, и заодно получает за это поощрение. Так что нет никакой идеализации, ведь сами должны знать, что в игре можно без труда за ход-два получить несколько десятков силы, и игрокам просто может быть нечем ответить. А если есть чем, значит они просто выбрали примерно схожий вашему путь, и проблема игры это? Нет, разумеется

"То что я привожу в пример мой опыт игры"
Так само собой. Только речь же о том, что ваш опыт не может исключать наличие чего-то. Если человек ездил всю жизнь только по Тарусе, и потому говорит, что дороги в России идеальные, отрицает это опыт тех, кто бывал на Бердюшке? Нет, разумеется. Так и тут: я описал реально работающие стратегии, в них игроки развиваются абсолютно разными способами и получают по 280+ПО. Если в вашем опыте не так, это доказывает, что таких стратегий в игре нет? Если у вас игроки выбирают играть в гонку - то разумеется партии будут подобны, когда игроки оглядываются на других и ищут симметричный ответ. Но в том и прикол, что в этой игре баланс таков, что это не обязательно. Да даже полностью балансить свой планшет не обязательно - можно выигрывать на деспотии без + цивил экшены, можно выигрывать без армии, можно без чудес, можно без производства культуры, можно без еды, можно без руды. Разумеется, поскольку игра со случайным выходом карт и возможностью увести необходимую, здесь желательно подстраховываться и иметь возможности залатывать оперативно дыры, но и она имеется.

Ну и просто оффтопик: почему фанаты (у меня она в топ-10 не входит) и хорошее? Мы разве говорим про то, идеальна игра, или нет? - нет, разумеется у игры есть недостатки. А говорим мы Только про то, игра единственного пути развития это, или нет. И как я уже говорил - само наличие "ачивок", цветов карт, нескольких треков развития и полярных карт подчета ПО не многозначительно намекает на то, что путей в игре больше, чем полтора. Только и всего

zlobno написал 3 месяца назад: # скрыть ответы

1. Все описанное - частные случаи тактики. Я имею ввиду что если смотреть в общем, то если не развивать производство еды в начале (нет не только первый ход, а несколько первых ходов, дебют если хотите) то просто упрешься в лимит рабочих, когда расходы еды сравниваются с производством. Все встало, ибо без рабочих нет дальнейшего развития. Да, можно брать желтые карты, а если нет на еду? Плюс ко всему на это тратятся действия, которые вместо этого можно было потратить на изучение и постройку фермы. Я видел такие примеры игры, человек просто неправильно развивался в начале, попав в такую ситуацию и дальше так и не смог выкарабкаться. Это что ли вариативность? Нет, это вынуждает играть по "оптимальной" стратегии. Это был пример по еде, и так же яы могу расписать про военку, науку и прочее. Проще говоря нельзя забивать на какой либо аспект, а нужно развивать все равномерно (иногда делая уклон на что то больше). Это не вариативность, а одна стратегия-оптимум, с небольшими отличиями.
2. Я не знаю как можно отбить агрессию без труда с разницей например в 20 силы. Скажите что такого не бывает? Согласен, потому что военку стараются держать на уровне, чтобы была возможность "без труда отбиться". Т.е. опять получается что нужно и тут чуть чуть развиваться, опять универсальное равномерное развитие.. Дальше по поводу зачем бить отстающего. Хоспаде это же очевидно, если есть противник с разницей в 5, который "без труда отобьется" и с разницей в 20, то логично же нападать на слабого ибо это гарантированно принесет профит, а в первом случае можно потратить карту агрессии впустую. Чем собственно и все занимаются, имеют профит со слабого. По моему где то тут можно найти сообщения про это, где жаловались на этот момент.
3. Кончено нет, никто не играет одинаково, есть разные игроки, соответственно разные уровни игры. Так же не раз видел к чему приводят всякие эксперименты, когда отступают от равномерного развития. Обычно к одному - проигрыш в итоге.
Про финальные карты. Я не очень понял, карты влияния приносят очки всем (кроме двух). И они же не могут выйти вообще все за игру, соответственно упорка в что то одно, в надежде срубить в конце мильён очков может чуть чуть обломаться из за неприхода. Возможно я что то не понял.

Я согласен, если играть с новичками, которые никак не реагируют на определенные действия и не следят за развитием оппонентов, то конечно можно что угодно творить.
А про фанатов - это не к вам конкретно, а вообще про людей, которые счтают что если игра им нравится, то она идеальна и обязана нравится всем. А недостатки игры вообще не учитываются.
И кстати, я все так же играю в сквозь века, хотя считаю ее однообразной. ну так все евро по такому принципу построены, что поделать.

MacTire написал 3 месяца назад: #

1. Почему же частные? Та же еда: по факту это качели, поскольку прирост нужно пристраивать, он есть счастье, он ест деньги. Более того, она заметно ниже нужна, если брать много колоний, она почти не нужна, если есть лайнер, она почти не нужна при высоком технологическом развитии, она не сильно нужна при определенных событиях. Т.е. 2 здания 2 уровня для многих вариантов развития может слихвой хватать. А можно да, пойти через рост. Причем с очень большим уклоном, взять церквей, набить населения, этим населением забить армию ту же. Просто если развивать ресурсы в той степени, которой хочется, игра может закончиться куда раньше, чем появится отдача, ведь игроки, видя что кто-то пошел в ресурсы, не будут сидеть без дела - они ускорят прокрутку колод, начнут войны, будут кидать события на сгорание ресурсов и пр.
Т.е. и те и др. варианты развития жизнеспособны и побеждать можно по любой из них - факт (и вовсе не с неопытными игроками, как вы предположили)
2. Разница в 20 силы - это обычно 2+ эпоха (можно раньше, но тогда значит игрок просел по каким-то веткам сильно) там карта стоит 4, там есть альянсы на +4 кажется, есть трассибирка (игрок пошел в развитие по руде, планируя иметь 2-3 шахты максимальных уровней), есть стена (игрок пошел по страте удвоенное счастье в культуру), есть много милитари (игрок пошел в науку + действия). В итоге можно не иметь отрядов (или иметь 2-3 воина А уровня) и вот уже сила порядка 10 + возможность перекрыть ну пусть 10. Да, разница всё равно может ещё набираться, но обычно она не так серьезно бьет по тебе, там теряешь уже копейки, да ещё того, что у тебя и так в достатке, т.к. ты не тратился на войну непосредственно, лишь косвенно. т.е. да, я привел пример, когда сила всё равно набирается, но набирается просто попутно, укрепляя выбранный путь развития. Хотя ещё пример приведу: вы говорите, играли в эл.верисию. Помните челендж с богами? Там вроде ещё был на потерю чудес, когда у одного сила растет прям существенно. Как его проходили? наверстывая военную силу? Нет, не спорю, так тоже можно, но...
2.2. Про нападение на слабого: зачем игроку, у которого в избытке руды, нападать на слабого с большим перевесом? она же сгорит в коррупции. Не спорю, ситуативно, но я как раз к тому, что профит от многих карт агрессии, ничтожно мал, особенно если учесть, что обходится он ценой не сыгранного события (ПО + профит). Лишить отстающего ресурса, или здания, или лидера для такой мелочи - это ну совсем редко бывает выгодно. Вот войны - да, войны выгодно устраивать против слабого, но там я уже выше описывал варианты.
3. Ну вот я как раз потому и привожу примеры, что это не всегда так, что не усредненной стратегией играть - нужно уметь и прежде всего потому что она отталкивается от стартовых условий и требует более гибкого реагирования, а так же наоборот не вихлять, не терять ценные ресурсы (в т.ч. действия) там, где это уже не помогает, например как порой некоторые делают - если просели про силе и видят, что враг резко взлетел - тратят всё и вся чтобы на 10-ку хотя бы сокартить разрыв, но этого же делать не нужно, если ты можешь получить от действий больше, чем потеряешь, тем более раз и так вероятно будешь терять.
3.2. Про финал- так я же и говорю, что попутно. Игрок играет в определенный уклон, и заодно заручается бонусом. Ну вот взять ту же науку - она в процессе приносит хорошую отдачу (культуру, силу, колонии, действия красно-белые) и в конце есть минимум 4 (вроде больше) события, есть 2 чуда, есть 2 лидера, и это всё одна эпоха и с каждой такой карты собираешь больше 30ПО (ну, кроме 1 лидера, но с него получаешь ещё один ценный бонус :) ). Да, они могут не попасться, могут прийти слишком поздно, но во-первых их столько, что что-то наверняка сработает, а во-вторых, как уже сказал - это помимо прочего.
3.3. " Кончено нет, никто не играет одинаково, есть разные игроки, соответственно разные уровни игры."
Нет, а вот возьмите игроков равного уровня. До какой степени одинаково они будут играть? Выбранные лидеры, разве не определят некоторую склонность в направлении? выбранные чудеса? будет ли человек, взявший трассибирку особо много штамповать шахт? будет ли игрок с Александром сильно развивать армии технологически? будет ли Жанна строить больше армий, чем церквей? Кто с большей охотой и тратами будет урывать карты с наукой, кто с культурой? Будет ли чингис хан с той же охотой собор ловить, что Мик, или упомянутая Жанна? Если обоим игрокам не хватает руды, оба они будут с равной степень вожделения ловить шахту нового уровня?

Но вообще, думаю я понимаю о чем вы ведете речь. Для вас выбор развития - это прежде всего равноценность вариантов выбора в ваших глазах. Видимо многие решения в вашем случае выглядят так, что игра за вас решила, что лучше выбрать, в каждом конкретном случае, не станете отклоняться, и если недостает науки - будете развивать науку, не достает армии - будете развивать её (сам по той же причине не взлюбил некоторые игры, счел однообразными). А стратегия для вас - это нечто, дающее осязаемое преимущество от момента выбора и до завершения. Плюс к тому, для вас отличия в том, как получен ресурс не значат что это различный путь решения проблем цивилизации, суть не в выборе вариантов, а в конкретных точках-срезах, сколько и каких ресурсов у игроков оказывается

MacTire написал 3 месяца назад: # скрыть ответы

Серьезно?) столько человек реально считают, что в игре все партии однотипны, вариантов развития нет и нужно равномерно одинаково развиваться во всех направлениях, и при этом набирали порядка 300 ПО с таким подходом? Право слово удивлён. Тогда, раз статистика такая, наверное это мы не правильно играем в неё :)

zlobno написал 3 месяца назад: # скрыть ответы

Если это мне, то те кто начинал играть не по "стандарту", проседают и даже 200 не набирают

MacTire написал 3 месяца назад: #

Нет, я про рейтинг сообщения, т.е. что у многих партии проходят по примерно одному сценарию, я потому и удивился. Ведь даже вон по hard AI если смотреть, и по челенджам, как там играют боты - насколько порой по-разному развиваются и насколько приходится специализироваться порой для победы самому. По мне так сам факт наличия возможности и потребности специализироваться - показывает, что в игре есть больше 1 выбора развития. Не вопрос, позволяю себе оказаться не правым в этом. Хотя всё равно, если бы было так, статистика ведь бы отличалась, набирать столько ПО без армии, или половину игры просидев вообще без науки не выходило бы, ну и т.п.

Lysyy написал 4 месяца назад: # скрыть ответы

Пофигу, как обычно, но про однообразность это глупости, конечно вы сказали. Так можно сказать, что шахматы однообразны потому что фигуры всегда ходят одинаково, а покер одинаков, потому что одни и те же комбинации побеждают. Но тем не менее, общий смысл вашего вайна я понял. Тут важно понять, что Сквозь Века это игра не на билд-ордеры, как скажем РФТГ, хотя некие моменты в ней проскакивают и вроде как этого даже ждёшь. Это игра на оперативный баланс. Поэтому там как таковой ультимативной стратегии быть не может, в ней необходимо придерживаться "генеральной линии" и соблюдать баланс. Кто лучше выдержит генеральную линию и отбалансируется при этом лучше других тот и победил.

Я уже упоминал, что один чувак пропускал СВ через нейросетевой анализ 30К онлайн-партий, чтобы найти дырки в балансе и выявить ультимативные стратки. Но анализ показал, что практически все варианты являются выигрышными, в игре почти нету слабых карт (слабыми себя показали только емнип Юлий Цезарь, "Хлеб и Зрелища", да ещё пара карт).

В этом и состоит уникальность СВ. Это по сути единственная хардкорная тематическая настолка сегодня, в которой реально есть проверенный годами баланс. В игре сильная тема, связанная с механикой, при этом нету никаких поломов, есть гибкие стратегии, прекрасная масштабируемость и хороший дизайн. И когда играешь в неё нету ощущения, что ты играешь в математический сухарик. Всегда в игре возникают очень острые моменты и ходы с капелькой пота.

Печаль тоже есть. Разговаривал тут со знакомым хардкорщиком, говорит мне - всё продал свою коробку, с друзьями играем только онлайн. На мой взгляд это самый главный отстой. Считаю, что электронное приложение убивает игру, превращает её в тупой абстракт и ведёт к излишней спортивной задрочке. Удовольствие от партии в картоне в СВ вообще не сравнить с тыканием в приложение или в БГА. Ну его нафиг. Остальные недостатки я уже перечислял - возможны сливы уже во 2 эпохе, трудный эндшпиль, эпические правила, адов даунтайм из-за макро-ходов. Но игра очень достойная, даже рядом поставить нечего из карточных игр. Так что давайте, не будем гнать волну и будоражить попусту фанбоев. Вон я сколько текста накатал - оторвали от производства, между прочим.

zlobno написал 3 месяца назад: # скрыть ответы

Про тактильные ощущения и электронную версию это глупости, конечно, вы сказали.
Шахматы разнообразны например и за счёт разнообразмя дебютов. Да и с св сравнивать некорректно, слишком разные уровни и шахматы, как раз таки, вариативны.
Про "генеральную линию", я как раз о том и говорю. Есть полтора варианта генеральных линий с некоторыми уклонами. Именно поэтому любят говорить о балансе, ибо развитие идёт равномерно во всех областях. Это я и называю однообразием из партии в партию. И такая "уникальность" прослеживается во многих евро, чем св по факту и является. Убрать карты, добавить личные планшеты с фермами/шахтами, вместо горстей кубиков сделать треки ресурсов и внезапно "уникальная" игра становится как все другие.
По поводу электронной версии - если друг хардкорщик продал игру и перешёл в онлайн. - так это не вина электронной версии, а как раз таки вина картонной версии с её бесконечной возней с компонентами на которую тратится время. Друг все правильно сделал.
И да настолки я рассматриваю именно с точки зрения игрового процесса. Потому любимейший аргумент "тактильные ощущения" не воспринимаю от слова совсем (ну нету у меня потребности или мании теребить кубики и фишки в руках), а уж пообщаться с друзьями я могу и без помощи настолок. Так вот, если игра уныла по геймплею, то я не оправдывают её компонентами и возможностью собраться с друзьями из за игры.
И ещё высказывания своего мнения о игре это не вайн, просто тут много людей спрашивает стоит ли её покупать или нет. А фанбои, для которых недостаток игры - это то что у неё есть электронная версия, понятное дело не смогут дать объективную оценку или мнение (однозначно брать! Она уникальна неповторима многогранна! Потому что по другому быть не может!)

Greengood написал месяц назад: #

Насчёт "тактильных ощущений" вы либо лукавите, либо тогда непонятно зачем вообще играете в настолки. Геймплея то в них явно меньше чем в компьютерных играх того же жанра.

blight написал 2 месяца назад: #

На самом деле любая игра зависит именно от компании. Мне повезло. У меня компания, что надо. Мы в циву играем уже полтора года стабильно раз в 1-2 недели и для разнообразия решили купить Сквозь века. Сравнивать их бессмысленно, к примеру. Игровой процесс абсолютно разный. Немного утомляет затянутость (на 4 выходит 5-6 часов), но в остальном очень интересный процесс. Разнообразие явно есть, но тут больше важен сам дух соперничества.
Мы ведем статистику, каждый пробует новые тактики, иногда сговариваемся, чтобы тормознуть лидера. И никаких у нас ни обид, ни еще чего-то подобного. Девиз один: играй и получай удовольствие. В противном случае лучше не садись за стол))

blight написал 2 месяца назад: # скрыть ответы

Если честно уже очень хочется какой-нибудь доп. Прям вот чтобы куча новых лидеров, чудес и построек. Вот чтоб прям разнообразие-разнообразие

bijection написал 2 месяца назад: #

В октябре будет, уже недолго осталось.