Всем привет. Осень - прекрасное время, чтобы собираться по вечерам со вторыми половинками, друзьями, врагами и нейтралами и проходить совместно настольные игры. Да, не играть, а проходить. Если вы не знали (а вы скорее всего знали), то игр-кампаний повыходило уже тьма. Даже к текущим играм периодически выходят дополнения с сюжетной кампанией. Скриньте, в ближайшие годы выйдет сюжетный доп к Виноделию и Крыльям. Потому что если в Серпе прокатило, то и тут прокатит.
Игры-кампании бывают разные, бывают те, которые прошел и все, она уже ни на что не годна. А бывают такие, которые можно перепроходить. Где-то особняком (небезумия) от игр-кампаний лежат настольные квесты и детективы.
Мы с Аней очень любим все это добро: и просто игры-кампании, и квесты с детективами, и легаси, в которых надо наклеечки клеить и конверты открывать. Все это прекрасное времяпрепровождение, потому что зачастую дарит совершенно новые игровые впечатления, которые не подарит десятая партия в любимую игру, даже если это не игра, а шедевр геймдизайнерской. Еще и с людьми сближаешься (или наоборот разобщаешься), потому что узнаете друг друга получше.
В общем, быть подписанным на наш канал и не прочитать про мой игровой опыт такого плана, я считаю, не дело. Поэтому исправляюсь. В этом лонгриде расскажу про игры-кампании, а в следующем про детективы и квесты.
Получилось все несколько длинновато, но как говорил Исаак Чайлдрес (автор Мрачной Гавани): "Лучше больше контента, чем меньше".
Топ-10 игр-кампаний (на момент сентября 2021)
Значит, смотрите. Я брал только те игры, которые мы прошли хотя бы раз. Так чтобы от начала и до конца. Ладно, кроме одной. Но есть куча игр, которые хочется упомянуть, поэтому те кому интересно - читайте кучу упоминаний в виде этакого постмодернистского эссе. Остальные - листайте ниже
Вообще, за год к расширенному списку должны добавиться еще как минимум Destenies, Initiative (хотя может она к квестам будет больше относиться, не знаю)и малый Глум (хотя считать его отдельной игрой пока кажется бессмысленным). Если все-таки выйдут в 2022, то еще Frosthaven, Divinity, Clunk legacy, Sleeping gods, Приключения робин гуда. И это я еще планировал пощупать 7й континент, Rise of queensdale и Бладборн. Еще мы недавно купили Legends of Drizzt, но ее до режима кампании еще надо будет подкрутить.
Ух, написал и заранее предвкусил кучу кайфовых игр. Кажется, что через год этот топ 10 прям будет сильно неактуальным и это кайф. Впрочем, те из вас, кто уже читал статьи про мой вишлист тут ни разу не удивились всем этим названиям. Мне вообще иногда кажется, что я часто люблю игры больше до знакомства с ними, чем после. Как вы поняли, игр-кампаний я напланировал весомое количество, так что, если блог не заброшу, то через год этот рейтинг обязательно обновлю.
Устали читать про кучу всего, что не вошло в топ? Продолжим! Я не играл в Imperial Assault, поэтому его не будет, но если бы играл - он точно бы вошел. Аналогично с mechs&minions, но до нее, в принципе, не факт что доберусь. Редкая игра.
Отдельно стоит упомянуть Карточный Ужас Аркхэма. Мы сыграли с Аней первый сценарий, нам понравилось, но чтобы все это красиво распробовать нужно много коробок и времени. Поэтому я решил, что вот как с кучей коробок, что выше разберусь, тогда и до КУА доберемся. Оставили его до лучших времен. Возможно, потому что пресытились однажды сеттингом Лавкрафта.
Восхождение Фенриса к Серпу я тоже не пробовал. Мы пресытились Серпом раньше, чем появился доступ к Фенрису. Я читал положительные отзывы, но, в целом, отношусь скептически к дополнениям-кампаниям, которых, кажется, будет все больше и больше. И, хоть, я сам говорил, что такой доп прям очень нужен какому-нибудь Рыцарь-магу, я не уверен, что он нужен Арнаку, Крыльям и так далее. Даже прочитав правила к недавнему допу-кампании к Робинзону Крузо, к которому как будто такой режим прям просится, я не увидел ничего такого-этакого. А все потому что, если игра изначально разрабатываалась без режима-кампании, то его элегантное внедрение - очень сложная штука.
Но ладно, хватит о неопробованном и невошедшем. Лучше поговорим о том, что прям разочаровало.
Маракайбо. Я не про саму игру, а про так называемую кампанию. Это как раз тот самый пример кампании, который как бы есть и как бы его нет. Увидел, что в CloudAge автор сделал нечто похожее и решил не брать коробку. Удачная кампания, на мой взгляд, должна содержать хотя бы два элемента из трех: интересно поданный сюжет, вау-эффект от новых игровых механик и не ломающийся по ходу добавления нововведений баланс. На мой взгляд, в Маракайбо нет ни одного пункта из трех. Хотя сама по себе игра относительно неплоха. По крайней мере нам с Аней понравилась больше Великого Западного пути (простите, фанаты перегонки коров).
Экипаж. Встречал у некоторых авторов эту игру даже в топах игр-кампаний и совершенно этого не понимаю. Да, более сложные "сценарии" типа сложнее, чем базовые, но ничего "вау" в игре вообще не вижу. Может, я просто не люблю игры на "взятки". Но вот взять тот же Магомаркет - тоже кооператив и тоже играется в тишине, так там и по ходу "кампании" механики поинтереснее добавляются, да и сама кор-механика позабавнее. В общем, в этом абзаце у меня больше вопросов даже не к так называемой кампании в Экипаже, а к самой игре и оверхайпу. Даже Кодовые Имена Дуэт, которые мы проходили на двоих гораздо круче Экипажа. Да, там нет ни сюжета, ни новых механик, но игра по-настоящему раскрывается, если проходить ее вдвоем, если, конечно, это можно назвать прохождением. Но узнавать друг друга таким образом очень интересно отчасти из-за простых правил игры. Может быть, какую-то подобную элегантную простоту люди находят и в Экипаже?
Гарри Поттер: Битва за Хогвартс. Третий и последний на данный момент антипример. В игре типа и механики новые добавляются и коробочки как бы есть и типа привязка к годам обучения в Хогвартсе, но по факту это все в итоге больше похоже на очень растянутый режим обучения из какой-нибудь компьютерной игрушки. Когда ты уже такой "да я понял, что shift - это присесть", а игра продолжает тебе втюхивать дичь. По-хорошему вся игра находится в седьмой коробке, а все до этого - растянутая прелюдия. Ну а сама игра - очень посредственный колодострой, где механику чистки колоды починили только в допе. А начиналось все так приятно...
Что же, я выговорился. А теперь перейдем к топу.
Про что игра: кто не знает, это уже четыре больших кампании-приключения в сеттинге Властелина колец - с теми же персонажами, но в какой-то как будто альтернативной вселенной. В целом, это переработанные Особняки Безумия, из которых убрали кубы, связали сценарии в кампанию и все это перенесли в Средиземье. Вместо кубов есть стопочка карт, с помощью которых вы будете проходить всякие проверки, и с помощью них же делать всякое-разное. Стопочка карт прокачивается и кастомизируется, а еще предметы можно находить всякие разные, да и улучшать их со временем. А по действия в раунд все достаточно произаично - двигаемся, деремся, взаимодействуем с разными штуками. В каждом сценарии есть какая-то задача, которую нужно выполнить: найти что-нибудь, убить кого-нибудь или что-то в этом роде. Еще приключения бывают на общей карте, а бывают на боевой, где включается несколько другие правила. В игре есть приложение, на котором показано все, что происходит в сценарии. А в офлайне вы только двигаете фигурки, проходите проверки и разыгрываете карты. Алгоритмы приложения работают хорошо, но не всем такой микс цифрового и аналогового формата может зайти.
Что в игре не так: Во-первых, в игре очень так себе боевка. Враги почти не отличаются между собой по поведению, да и наши героические возможности в плане боевки как правило сводится к тому, ударить так ударить эдак. Во-вторых, меня все время смущают контакты на большой карте, когда "вы нашли следы", а потом игра говорит вам добавить фрагмент карты в противоположном конце поля. Ну а момент связанный с тем, что приложение играет в вас, а не вы в настольную игру - пространство для большого количества обсуждений. Лично мне в рамках этой игры оно уместно, потому что заменяет кучу потенциальных карт контактов и уменьшает фидлинг.
Впечатления после прохождения: А тут косяк, в десятке это единственная игра, которую мы не прошли. Собственно, поэтому она на 10-м месте, а не повыше. Было бы не честно по отношению к остальным играм. Мы начинали трижды, суммарно сыграли сценариев 10, но не прошли. В первый раз нас уничтожил первый босс и мы решили начать заново, второй раз мы шли неплохо, но вышел доп и мы решили начать заново с персонажами из допа. Начали в третий раз, уже прошли половину кампании, идет бодро. Так как суммарно сценариев мы сыграли столько, что впечатлений выше крыше, то я смело добавил ее в топ и поставил на суровое десятое место, так как эта игра точно лучше, чем остальные претенденты. К слову, так как мы проходили целых три раза первые миссии, то могу сказать, что косметически они меняются - и расположение локаций и некоторые выходящие события. И, хоть общая суть остается той же, реиграбельность вполне себе. Удерживающим фактором в игре является поступательная прокачка колоды и улучшение снаряжения: "давай еще один сценарий и мой меч станет круче!", а если игра тебе дарит карту-прозвище за героическое событие - радости выше крыши. Аня убила первого босса, играя за травницу, и теперь она травница-мститель! А это мы еще на трудном уровне сложности проходим.
Кому игру можно посоветовать: Тем, у кого нет времени и желания разбираться в более сложных играх-приключениях. Любителям всяких Древних Ужасов, Особняков и так далее. Фанатам Властелина Колец игра кстати может не зайти, потому что она стоит в стороне от оригинальной вселенной. В целом, игра выглядит как неплохое семейное приключение, в которой не нужно прям много думать, но и каких-то микропринятий решений хватает (взять хотя бы поступательную прокачку колоду и возможность смены классов персонажа между миссиями). Игра неплохая, но в отличие от большинства представителей этого топа мы на нее подсели не с первого раза, поэтому пока не прошли.
Про что игра: совсем свежее семейное легаси, построенное на механике полимино. У каждого игрока свой планшетик, который будет потихонечку обклеиваться наклейками. Каждую партию вы будете заполнять его тайлами зданий и получать в конце очки. Партий в коробке 24, это 8 конвертов-глав по 3 эпизода в каждой. Некоторые главы прям полностью меняют правила игры и размещать здания приходится совсем иначе. То наводнение в городе, то золото приходиться добывать, то технологический прогресс не стоит на месте. Игра на 4 игроков, но мы проходили вдвоем. Теперь ее можно будет легко еще раз пройти вдвоем, мы решили не проходить самостоятельно, а продаем коробочку и не кому-нибудь, а Александре из блога Пронастолки, так что это одна из самых публичных коробок Моего Города в мире получилась. Кстати, в коробку кроме этих ваших легаси-шмегаси завезли и обычный режим, в который можно прям играть. Норм такой, семейненький.
Что в игре не так: Во-первых, не хватило чего-то более необычного в концовке. То есть конверты, в целом, приятно удивляли. Но почему-то хотелось бы чего-нибудь еще более мощного в концовке. Во-вторых, перевод. Местами издатели напутали с некоторыми смыслами. Вместо эпизода иногда написана глава, вместо раунда эпизод и наоборот. Приходилось сравнивать иногда с английскими правилами, что очень так себе для семейки.
Впечатления после прохождения: В целом, нам понравилось. Я не могу назвать нас обожателями тетрисоподобных игр, тот же пэчворк мы продали, наиграв в него всего партий 10. Но тут в формате постоянно изменяющихся правил нас взял азарт. Мы прошли коробку где-то за 3 вечера, играя до 2-3 часов ночи. И это в будние дни, когда утром на работу! Вот это мы оторвы! Сбалансированна игра прям очень круто. У нас решающей стала последняя партия, при этом отрыв был существенный, но если бы я сыграл чуть по-другому, то у меня вполне были бы шансы на победу в кампании. Понравилось, как игра балансирует сама себя по ходу раздавая проигравшим бонусы, а победителю победные очки и иногда какие-нибудь негативные вещи. Так же понравилось, что пройдя конверт можно было сложить в него все, что в нем было и играть дальше, игра сама напоминала о нужных правилах (за исключением парочки моментов).
Кому игру можно посоветовать: тем, кто любит игры-полимино. Ну, тут думаю не стоит пояснять. Если вы любите Пэчворк, Остров Кошек или что-то в таком духе - смело вписывайтесь. Тем, кто не играл раньше в легаси. Это одна из трех игр, которая отлично подойдет для вашего первого легаси. Тут одна партия занимает минут 15-20, при этом и наклеечки, и конвертики, и новые правила - всего этого хватает, чтобы залипнуть и сыграть за вечер несколько конвертов.
Про что игра: Вы играете за советников короля. В начале партии выбираете себе один из двенадцати местных знатных домов, у каждого свои тайные цели. Каждую партию вы будете еще получать тайную роль на одну игру, которая завязана на определенном положении ресурсов королевства на трекерах. Глобально вам, например, важно, чтобы страна двигалась в сторону научного развития, но в конкретной партии для вас может быть выгодно, чтобы все ресурсы были чем меньше, тем лучше. Вернемся к игровому процессу.
Партия состоит из раундов-дилемм - каждый раунд вы вытягиваете доступную карточку, происходит какое-то событие и совет короля должен решить какое решение принять. Решение влияет на ресурсы в королевстве, еще может двинуть дальше сюжет или событие настолько глобальное, что придется наклеить наклейку вехи - символ того, что об этом событии будут помнить еще долго. Каждое изменение положения ресурсов на шкале также двигает и трекер стабильности в государстве
Тут кстати интересно, игрок, который поставил больше всего влияния на решение принимает на себя все ответственность за последствия - подписывает вехи, карточки сюжета и получает за это бонусы или штрафы.
Собственно кроме жетонов влияния у игроков есть еще монеты, которые глобально никак не используются: да, вы можете заключать в любой момент сделки, выкупать голоса друг друга, подкупать и всякое такое, но прям глобальных причин делать это было не очень много.
В общем, дилеммы разыгрываются пока трекер стабильности не достигнет одного из полюсов (тогда в стране происходит переворот) либо пока король не умирает естественной смертью. После этого подсчитываются очки, раздаются бонусы и начинается новая партия, где в совете уже состоит якобы наш потомок.
С концовкой кампании тоже забавно, все партии мы получали за победы короны, которые делились на белые и черные, но про то как они будут учитываться в конце в правилах написано не было. Было написано, что об этом будет сказано позднее. И наклеив шестую наклейку, завершающую сюжетные ветки в игре авторы нам рассказали о том, что происходит дальше. В детали входить не буду, но финал компании представил собой еще по сути отдельную мини-партию по другим механикам. В рамках нее было относительно легко победить лидеров или даже выбыть из игры навсегда. Например, из-за очень странного моего решения мой дом не дожил до финального подсчета очков. И ребята считались на четверых.
Что в игре не так: Удовольствие от процесса в этой игре как ни в одной другой зависит от атмосферы за столом и от других игроков. У нас было несколько прям конфликтов и поэтому играть комфортно было не всегда. Не все детально прописано в правилах, поэтому какие-то вещи мы дополнительно гуглили на BGG. Да и такая тематика, что за столом само собой иногда появляется напряжение - цели то у всех разные. Поэтому в этой игре очень важно уметь держать себя в руках и уважать других игроков за столом, ведь игра провоцирует на столкновения, не ведитесь на них как велись мы.
Механически игра простовата и, в целом, вы скорее двигаете ползунки в угоду себе, чем решаете судьбу целой страны.
Еще в игре были суперстранные дилеммы, которые иногда заставляли фейспалмить, но таких было немного, поэтому на нарратив особо не поругаешься, разве что чуть-чуть.
Вообще, когда я покупал коробку, я думал, что это игра на переговоры. На деле оказалось, что у каждого есть свои скрытые и открытые цели и убедить друг друга проголосовать как выгодно именно тебе получается крайне редко. Я пробовал раздавать монеты направо и налево за выгодные для меня решения, но в итоге оставался и без победных очков и без монет)
В итоге получается, что в совете короля каждый у себя на уме. Да, каждый раунд из пяти игроков кто-то стабильно пасовал, а трое-четверо остальных бились своим влиянием за выгодное им решение. В отзывах писалось, что союзник в одной дилемме может быть для тебя врагом в другой, у нас же с большего получалось, что кооперирование во время голосование было плюс-минус по одной и той же схеме, поэтому эту часть игры не прочувствовал. Игра вроде как стимулировала на обсуждение последствий дилемм, на социальный отыгрыш, но не все в партии хотели «играть вслух», что не добавляло удовольствия.
(Если говорить про схожести - то игровой процесс чем-то похож на Нью-Анджелес. Только управлять нужно средневековым королевством).
Отдельно можно коснуться сюжета. В игре есть глобальный сюжет, но он разделен на шесть подсюжетов, из которых складывается целостная картинка. По началу кажется, что происходят в королевстве какие-то случайные события, на которые ты влияешь, но позже оказывается, что все хитро переплетено и взаимосвязано.
Внутри шести сюжетных веток спрятаны 12 личных целей фракций. И понять, какая из веток ведет к закрытию конкретно твоей цели сложно. Хотя и награда за выполнение и чисто символическая, я, например, очень был рад, когда понял, какая сюжетная ветка - моя и когда победил в последнем голосовании, где определялась судьба важной для меня цели.
Если быть честным, то сюжет местами диковат с не самыми комфортными историями, свойственным средневековью, но сама глобальная мысль мне очень понравилась. Круто, что все оказалось взаимосвязанным.
Впечатления после прохождения: Частично я уже поделился впечатлениями в большом тексте выше, но если кратко резюмировать, то:
Скорее понравилось как красиво в итоге сложился паззл сюжета, понравились временные события и то, как детально была проработана вселенная. Было целых три вау-момента для меня по ходу кампании, что довольно круто для легаси.
Не понравилась кор-мехника, потому что вместо решения дилемм мы занимались движением ползунков в ту сторону, в которую выгодно.
Уже была анонсирована Дилемма Королевы, в которой недостатки этой версии игры должны быть пофикшены. Решил, что куплю и попробую организовать прохождение так, чтобы всем было по кайфу.
Кому игру можно посоветовать: Ну, в целом, любителям Нью-Анджелеса, Мертвого сезона, Батлстар Галактики вполне игра может зайти. Кому-то больше, кому-то меньше. В семейном кругу она тоже может неплохо играться, но нужно помнить, что там есть моменты 18+. Тем, кто может в ролевые отыгрыши игра должна отлично зайти, если называть друг друга сударь и месье, больше вживаясь в роль и отыгрывая свой дом может получиться забавно. Но это одна из тех игр, где, чтобы получать удовольствие нужно еще правильно организовать процесс, иначе получится безвкусная конфета.
Про что игра: Я плохо разбираюсь во вселенной вархаммера, но в нашем клубе есть любители всей этой минькомании. Когда мой товарищ сказал, что купил что-то там по Вархаммеру я по началу не обратил внимания. А потом он сказал, что это игра, в которой есть сюжетная кампания, где гейммастер сражается против четырех героев, а потом он еще и фотографии своего покраса скинул. В общем, мы собрали пати и вписались.
В игре у нас есть 4 героя и собака. Мы занимаемся проведением расследования, спускаясь под город в поисках всякого-разного. Там нас ожидают враги разной степени мощности. Герои могут бегать и применять различные способности, которые доступны не всегда. Каждый раунд герои бросают кубы по количеству оставшихся хп и в зависимости от выпавших значений разыгрывают те или иные действия. Потом ходят враги. И так, пока подземелье не будет пройдено или герои не будут уничтожены. Если все герои побеждены - кампания проиграна.
Герои тоже все разные (у одного вообще есть еще и собака!). Я играл за нейкое подобие волшебника, но чаще всего тащил партию дворф с винтовкой.
После подземелья герои могут провести время в городе - что-нибудь купить, сходить в бар, к прорицателю и так далее. Поход в город - не просто изучение колоды предметов, а серия мини-игр, из которых каждый может сыграть только в одну. Это было очень забавно.
Что в игре не так: механически игра довольно проста, основной балласт из нюансов правил ложится на гейммастера, поэтому по-хорошему только он знает, все ли мы сыграли в кампании верно. Некоторые нюансы мы узнавали только по ходу и учились играть тоже по ходу. Например, мы не знали как работает механика подмоги у гейммастера, поэтому в первых партиях позволяли ему выставить на поле по 15-20 минек, которые приходилось расстреливать, избегать и сильно изощряться, чтобы выжить. Уже позже мы научились пользоваться особенностями местности и это было по-настоящему крутое обучение в реальном времени, которое ощущалось как боль и дисбаланс. Когда ты кидаешь куб, а против тебя кидают пять - это больно.
Было пару случаев, когда игра говорила добавить гейммастеру миниатюрки на поле, которых не было в этой коробке, приходилось импровизировать. Плохо, когда краулер говорит поставить каких-нибудь призраков, а их нужно докупать отдельно. Ну а все остальные минусы так или иначе связаны с рандомом кубов, который работал в обе стороны. Бывало, что мы зачищали поле от врагов очень быстро и гейммастеру было больно, а бывало, что на раунд выпадет пять единиц, за которые ты только ходить можешь.
Впечатления после прохождения: в середине кампании мы проиграли, но гейммастер разрешил нам перепройти сценарий. Уже тогда он поставил в своей голове галочку, что победил, и после этого нам стало играться как-то полегче, он стал нас душить чуть меньше. По-началу игра напугала нас лютым рандомом, один член пати даже отвалился из-за этого и пришлось искать замену, но уже к партии третьей-четвертой рандом отошел на второй план и на первый вышла тактика. Тактика в боевке здесь оказалась достаточно приятной: нужно было занимать правильные клетки, вовремя отходить, блокировать проходы и всякое такое, чтобы победить. Еще и выбор целей для атаки всегда был отдельной задачкой - кого убить первым - чувака, который всех бафает или парня, который наносит по 2х ран? В прочем, с бафером проблем не было, это был парень с птицей и это стало нашим локальным мемом: я мог промахиваться по всем подряд, но каждый раз, как только Вова выставлял на поле парня с птицей, я тут же его убивал. Он ни разу за всю игру не простоял хотя бы раунд.
Что касается сюжета - то я его скорее не заметил. Что-то там происходило и мы как-то все это превозмогли. Был сюжетный поворот, который должен был стать "ого", но для нас это было скорее "понятно, давай к следующему сценарию".
Еще вся это история достаточно короткая в итоге, на примерно 8 сценариев, в чем есть и плюсы: игра не успела прям надоесть.
Кому игру можно посоветовать: Любителям и профессионалам кубометания, но только в случае, если вы соберете фулпати, а также в случае, если вы раскрасите все миниатюрки, иначе -200 к атмосфере вам обеспечены. Ну и любителям тактической боевки. Мы проходили игру после первой кампании в Descent почти той же каткой и нам игралось приятно. Но о Descent мы еще поговорим ниже.
Про что игра: Собственно, игра считается классикой в мире наследия, а также в мире кооперативов. Начинается игра как классическая Пандемия, но с течением партий игра обрастает новыми возможностями и механиками. Игра разбита на 12 месяцев, в каждый из которых можно сыграть всего 2 раза. То есть проиграли дважды - все, идите дальше. В каждом месяце свои особые цели, которые нужно выполнять, но все они так или иначе вертятся вокруг базовых механик пандемии: кооперативный сбор сетов. Перед каждой партией игроки могут выбирать персонажей из списка, пробуя их скомбинить так, чтобы пройти месяц. Персонажи могут получать ранения, улучшения и вообще погибнуть при неудачном стечении обстоятельств. Само собой, по ходу игры к базовым ребятам будут добавляться новые, завязанные на новом контенте.
Собственно, так вы играете 12 месяцев (то есть от 12 до 24 партий) и потом все, игра рассказывает финал, вы считаете очки своей успешности и выбрасываете коробку.
Что в игре не так: Мне не понравилось оформление. Да, я знаю, что это оформление как у базовой пандемии, но когда вместо персонажей у вас пластиковая фишка, как по мне это такое себе. Также мне очень не хватило в партиях эмоций, большинство проходило очень сухо. Возможно, это было связано с тем, что это было не первое наше легаси и все эти конверты-наклейки не вызывали такой эйфории. Еще есть вопросы к сюжету. Сюжет в игре как бы есть, но уровень нарративности оставляет желать лучшего. То есть было парочку интересных сюжетных поворотов, но без вау-эффекта. В остальном вопросиков к игре особо и нету, хотя не считаю, что она заслужила столь высокое место на BGG. Еще есть вопросы к сюжеты
Впечатления после прохождения: Так как это кооператив, то приходилось использовать сильные и учитывать слабые стороны персонажей друг друга, чтобы добиться цели в каждом сценарии. Для этого нужно было договариваться и мы с ребятами научились работать в команде, хотя раньше вместе в кооперативы особо не играли. Большинство партий мозг по-приятному кипел и искал оптимальные решения, но несколько выдались откровенно скучными, в середине кампании даже была мысль подзабросить это дело, и мы делали почти месячный перерыв. Но в итоге добили игру и даже набрали в ней больше 800 очков (что означает легендарный уровень успешности прохождения). Спасли мир и были таковы. Отдельно иронично было играть в Пандемию на фоне развивающейся Пандемии. У нас в игре тоже все началось в Китае.
Отдельно отмечу очень хороший баланс в игре: даже когда мы проигрывали, нам не хватало всего 1-2 хода до победы. Был всего 1 раз, когда игра размазала нас в щи, во всех остальных партиях у нас были все шансы.
В итоге кампании мы набрали 800+ очков, что равно максимально крутому уровню прохождения и ушли в закат. Второй и нулевой сезон вряд ли попадут на наш стол, все-таки кор-механики там плюс-минус такие же будут, но кто знает...
Кому игру можно посоветовать: тем, кто не играл в легаси и любит неконфликтные игры. Поругаться в Пандемии можно, но сложнее, чем в большинстве играх с кампанией. Если захотеть поругаться, то это вообще где угодно и из-за чего угодно можно сделать. Любителям базовой Пандемии и любителям кооперативных игр тоже должно зайти, хотя если вы больше по амери-кооперативам типа Древнего Ужаса, то эта игра-наследие скорее не для вас.
Про что игра: Вы представляете нейкую династию, которая пытается построить свою морскую империю. Вы можете исследовать близлежащие острова, грабить или торговать с местными аборигенами, улучшать свой город, нанимать себе советников. Игра некооперативная - вы все набираете очки и соревнуетесь в количестве набранных очков по итогам всех сыгранных партий. На этом моменте может показаться, что игра может быть скучной и все считается математически, как в каком-нибудь евро, но это не так: в игре есть толстенная книжка сюжетов, а успешность твоих действий зависит от кучи факторов - от выбранного на ход советника (которых около сотни), так и от броска кубиков, которые как мы знаем иногда отвратительно себя ведут. По мере игры у вас появляются новые компоненты, открываются шесть сундуков со всякими интересными штуками, одна из которых заставила почти пищать от восторга, такого поворота механик не ожидал никто, и это на данный момент лучик света в царстве легаси-механик. (хе-хе).
Что в игре не так: у игры бо-бо с балансом. Мы играли впятером и где-то в середине кампании один из нас настолько вырвался вперед по очкам, что догнать его уже было трудно, вторую половину кампании играли за второе место, и хоть Аня в итоге обогнала меня и заняла второе, о борьбе за первое даже не шло речи. Почитал впечатления о игре в других местах и проблема лидера судя по всему достаточно частая. Еще эта игра приносит боль. Почти каждую партию чувствуешь досаду (не повезло, кто-то закончил игру за 1 ход до того как ты мог сделать что-то фееричное, у кого-то 20 очков, а ты пока набрал за партию только 1 и так далее). Причин у боли могло быть много, но боль была. Также я считаю, что у этой игры смазанная и отвратительная концовка. Ребята-авторы попытались сделать в итоге все реиграбельным, но в итогу у них это (субъективно) не получилось.
Впечатления после прохождения: игровой опыт был очень крутой. Игра плавно и интересно менялась. В сундуках спрятаны реально крутые сюжетные штуки, а в книге сюжетов - тонна атмосферного текста (при этом там прям решения принимать надо).
Игра на английском, но нашему прохождению сильно помогла когда-то и кем-то русифицированная книга сюжетов. Английский текст не сказать, чтобы сильно сложный, но зачитывать нарратив на русском было гораздо круче. Тем не менее совсем без знания языка игру вам не пройти, а локализации у нее не будет никогда.
Тем не менее, прохождение оставило смешанные впечатления. Негатив от того, как тяжело было догнать лидера, да и атмосферка за столом иногда была прям напряженная. Наш лидер прям готовился к партиям, когда все остальные играли по фану и не планировали, что же сделать в следующей партии так прям заранее. Но лидеру игра настолько понравилась, что он решил собрать спустя полтора года новое пати и пройти игру еще раз (само собой другую коробку, они одноразовые) и снова в ней победить. Кэтч фрейз.
Кому игру можно посоветовать: Смотрите, перед нами гибрид. И как только ты начинаешь пытаться играть в евро, тебя унитожает рандом. Как только ты начинаешь просто фанится тебе не хватает ресурсов, потому что ты плохо все спланировал и не сыграл в евро. Чтобы получить удовольствие в Seafall, нужно собрать правильную компанию из тех людей, которые не боятся рандома, которым заходит морская тематика и которые смиренно готовы чуть что быть отстающими. Эх, если бы эта игра была чуть лучше сбалансированна, я бы с радостью поставил ее повыше в этом рейтинге. Хотя и пятое место весьма высокое. Интересно, останется ли игра в этой десятке через год?
Про что игра: Игра - этакая пародия на данжен краулер в мире Терринота. Кучка героев собралась вместе, чтобы в очередной раз спасти мир. Один из игроков играет за монстров и выступает в роли главного злодея. Кампания разделены на сценарии, все сценарии в рамках одного прохождения вы не сыграете, потому что так задумано. В конце концов победит всех Зло или герои (нет).
Для героев все начинается с выбора героя и его класса. У нас была база, Логово Змеи и Тень Нерекхола, поэтому выбор персонажей был достаточно широкий.
Дальше герои и злодей сценарий за сценарием будут выяснять, кто тут самый крутой, постепенно прокачиваясь. Герои покупают новое оружие, получают новые скиллы, а оверлорд качает свою пакостную колоду злодейства.
Это не данжен краулер, потому что карта сценария всегда видна нам полностью и каждый сценарий по сути является своеобразной головоломкой для обеих сторон. Обычно у героев и оверлорда две цели, которые могут не напрямую друг другу противоречить и задача каждой стороны сыграть сценарий балансируя между выполнением своей цели и вредительству стороне соперников. Есть в кампании и всякие мелкие злодеи, боссы, и, конечно же, толпа разных минек. У всех очень разные свойства и обычно оверлорд сам подбирает нужных под задачи сценария.
Так играется сценарий за сценарием, двигаются все по сюжету, а в конце концов происходит главная битва где побеждает одна из сторон. Мы проходили базовую кампанию и Тень Нерекхола+Логово Змеи, в обеих кампаниях у нас победил оверлорд. В первой - Аня, во второй - я.
Скажу сразу, в первую редакцию не играл, а жаль, она вроде как хороша.
Что с игрой не так: многое "не так" сразу уходит, если подходить к игре как к большой головоломке, а не данжен краулеру. У каждого сценария есть несколько способов верных решений для обеих сторон, но большинство сценариев сбалансированно (или не сбалансированно) в одну из сторон, какие-то минорно, а какие-то очень ощутимо. Победить в некоторых сценариях за одну из сторон прям очень сложно. Еще можно поругаться на кубы, но в любой игре с кубами на них можно ругаться. Когда я был оверлордом, иногда героям катастрофически не везло. У них могло быть по 10 промахов за сценарий, когда у меня - ни одного. Но стоит признать, что в игре у нас было очень мало моментов, которые зависели от одного броска кубика. Обычно поражение любой из сторон было из-за серии неверных решений. В остальном, на мой взгляд, игра прекрасна. А, наверное, скажу еще про даунтайм. Особенно он чувствуется за оверлорда - ведь в фазе героев ходят 4 игрока, им нужно не только походить, но и еще и спланировать все и договориться, и, если у тебя нет ловушек, то ты можешь часто безучастливо сидеть, покидывая кубик защиты, когда монстров бьют.
Не сказал бы, что в игре порядок с нарративом. Взаимосвязь между сценариями вроде как есть, а вроде как и нет. Я когда был оверлордом, чтобы не забывался сюжет между партиями завел гугл документ и вел летопись. Получился в итоге самый настоящий фильм от Марвел с сочными сценами после титров.
Впечатления после прохождения: Круто, что я могу сравнить впечатления от возможности быть героем и возможности быть оверлордом. За обе стороны игралось больно. Герой у меня был сапортом, поэтому эпичных моментов мне досталось не очень много, а вот боли и превозмогания - куча. А вот когда я был оверлордом, почему-то я прям много проигрывал. Хоть в конце я и победил, но сценарии в течение кампании некоторые герои забирали в одну калитку. Тяжело быть беспомощным злодеем.
За героя мне понравилось придумывать план прохождения сценария. Ну и понравилось, как круто мы с ребятами кооперативно страдали. Мы ведь пока обсуждаем план на раунд, оверлорд все слушает и может придумать контрплан (если есть подходящие карты). Несколько раз Аня нас сильно наказывала за то, что мы слишком детально обсуждали, что нужно делать, чтобы победить. Ну и за героев играть веселее - вы можете дать друг другу пятюню, когда удачно бросили кубить и порадоваться вместе.
Когда же играешь за оверлорда, то это может быть морально тяжело. Любые нюансы правил четыре игрока готовы отстаивать в свою сторону, поэтому стрессоустойчивость точно прокачивается, если ты оверлорд. Самое клевое в игре за оверлорда для меня было - это выбирать монстров под сценарий, у них у всех разные свойства и осознавать, что выбрал правильно - всегда приятно (ну или испытывать досаду, что ошибся - неприятно). Еще играя за оверлорда, как мне кажется, нужно помнить, что ты не просто злодей-душнила, который должен всех уничтожить, а ты еще и гейммастер, который должен минимально заботиться об атмосфере за столом. И если получается давать героям шанс на победу, а потом забирать его в последний момент или же, наоборот, создать суперсложную ситуацию из которой они выпутаются в итоге - тоже очень клево.
Очень рад, что мы имели не просто голую базу, а еще и два допа. В такой игре чем больше контента - тем лучше.
Кому игру можно посоветовать: компаниям, в которых кто-то согласится взять на себя это тяжкое бремя - быть оверлордом. Тем, кто любит фентези и всякие компьютерные рпг игра безусловно должна зайти. Зайдет она и тем, кто любит подбирать ключ к эффективному решению головоломки (каждый сценарий как раз об этом - об эффективном управлении ресурсами героев или монстров для достижения целей). Ну и еще одна небольшая рекомендация: на мой взгляд приятнее всего игра играется в составе Оверлорд vs 3 героя. Даунтайма поменьше и как-то оно все идет покомфортнее.
Про что игра: согласно сюжету вы прибыли осваивать новые земли и строить тут цивилизацию. Вместе все игроки развивают экономику большого нового поселения, которое рано или поздно должен посетить сам Король! Вы будете строить здания, изучать возможности местности, обучаться новым профессиям. Глобально на протяжении всей кампании вы будете создавать уникальную не очень сложную евроигру. Миплплейсмент, обмен шила на мыло - центральные евромеханики. Но все это обернуто в поступательное добавление новых правил в игру, открытие коробочек, наклейку наклеечек и постоянный анлок нового контента. К тому же каждая партия будет иметь какую-то свою уникальную цель, что зачастую сильно влияет на геймплей. Игра от Стегмайера, поэтому вопросов по эстетике и компонентам быть не может. Локализовано это все Лавкой.
Что с игрой не так: кому-то может смутить дизайн, кого-то ключевые механики, кому-то евро покажется слишком простым. Нареканий и хейта в адрес игры я читал много, даже предзаказ мы пропустили, начитавшись хейта. Но в итоге купили и обнаружили отличное несложное легаси со своей атмосферой.
Наверное, ключевое, что в игре не так - это рельсовость фракций-цветов. По факту выбирая цвет вы выбираете не только цвет (сори за тавтологию), а еще и рельсы, по которым будете ехать в течение игры. Да, где-то в первой трети и дальше у вас будет шанс увести не наклеенные здания соперников, чтобы разнообразить свой кусок земли, но с большего вы будете крутиться в рамках тех механик, которые привязаны к вашему цвету. Я бы не сказал, что цвета прям сильно дисбалансированы (хотя перевес в сторону некоторых точно есть, если не ошибаюсь, то за зеленый победить сложнее всего), но прикол в том, что сам движок (в данном случае способ набора очков), прикрученный цвету может быть вам не очень интересен. И вы будете пытаться строить что-то еще и играть во что-то другое, но игра за это как правило наказывает.
Если говорить про баланс, то некоторые здания и помощники кажутся ощутимо сильнее, но насколько я понимаю при другой расклейке поля они могут быть не так сильно, как это было у нас.
Да и этот минус он такой себе, больше я его начал чувствовать только когда второй раз мы ее проходили.
Еще отмечу сюжет. Он слишком странный для такого милого оформления. Но глобально, так как он особо не чувствуется, то и фиг с ним. Лишь бы король был счастлив.
Впечатления после прохождения: Как вы поняли, мы прошли ее дважды. Мы с Аней только съехались, у нас было не так много общего игрового опыта, мы учились жить друг с другом, купили Чартерстоун, чтобы пройти с друзьями. Распаковали его и... Прошли вдвоем меньше чем за неделю. Это было наше первое легаси, оно настолько нас затянуло, что мы бежали со всех ног с работы и сразу же раскладывали новую партию. В конечном итоге счет был очень плотный, я победил с небольшим перевесом, но положительных эмоций от наклеивания наклеечек и основных механик игры мы словили кучу.
Спустя три года, когда все забылось мы решили пройти ее на шестерых, предложили нашим друзьям, они согласились и мы сделали это. На шестерых игра показала себя с другой стороны: появилось больше тактик, даже что-то вроде переговоров ("а ты можешь мне в следующий ход столкнуть отсюда, а я тебя отсюда вытолкну"). Вместо полуслепого наклеивания зданий приходилось еще дополнительно думать и учитывать, что вообще есть на поле ("так, если я наклею это, то все будут сюда ходить, потому что это выгоднее, чем у игрока напротив, а если я наклею это здание сюда, то я лишу всех вот этой вот механики, так-так-так"). То есть сам факт, что что вы по сути сами решаете, какие локации будут доступны в игре, как выстроить ваш евродвижочек, что победы в партиях дают плюшки (и что вы сами выбираете, какие стартовые ресурсы в партиях вам важнее) и что есть целых 4 сундука, в которых есть всякие клевости, которые разнообразят игру - это все жирные плюсы. Если все это помножить на милашное оформление - то получается отличная игра.
Конкуренция в игре кстати очень адекватная. Если отстал в одной партии - в следующей ты вполне можешь быть на коне. У нас на шестерых каждый (кроме меня) выиграл хотя бы одну партию из 12.
Кому игру можно посоветовать: игра отлично подходит для ознакомления с жанром легаси, более того, это, субъективно, лучшее первое легаси, которое может быть. Лучшее, чтобы не получить что-то слишком сложное, познакомиться с механикой наследие и в большей или меньшей степени хорошо провести 12 вечеров. Она отлично зашла и нам, и нашим знакомым на двоих, так что если у вас до сих пор пылится коробка или хотите провести время с любимым человеком за игрой на протяжении нескольких вечеров - рекомендую Чартерстоун. С детьми играть можно, но знайте, что в сюжете есть стремные моменты, которые вообще не соответствуют рисовке.
Про что игра: Игра - красота неимоверная. По компонентам, по сюжету, по эмоциям. Вы берете на себя роль отбросов деревни Куанахт. Лучшие ушли решать проблему деревни, давненько их нет, проблемки копятся и деревенские ребята просят вас как-то порешать вопросики. Вы соглашаетесь, но решать вопросики, в целом, не обязаны. Вы вообще никому не обязаны - идите и делайте что хотите. Мир открытый, но все приключение разделено на главы. Чтобы пройти дальше вам нужно выполнить задачу текущей главы. Можно долго бродить и изучать все вокруг, но глобально в этом нет особого смысла, потому что в почти все локации вы и так попадаете по сюжету. Мы шли по нему и находили 50 часов реального времени при этом не сильно отвлекаясь из стороны в сторону. Да я в компьютерные игры некоторые меньше часов наиграл.
Кроме глав сюжетных на героев влияет погода, которая является своеобразным счетчиком для главы. В ходе путешествия вам придется прочитать тонны атмосферного текста, включиться в политические интриги, разбираться с рыцарями круглого стола, копаться в истории и чего только не придется делать. А, если вы не в курсе, все это написано по легендам о короле Артуре. Только в игре все сильно искажено, если вы понимаете о чем я.
Боевка в игре колодостройная, но там нужно не просто карты ляпать, а выстраивать из них цепочки из символов (при этом, если в бою два героя - то их карты будут или не будут дополнять друг друга). Кроме боевки есть еще и дипломатия, для которой у вас отдельная колода и чуть-чуть другие механики.
В общем, так вы приключаетесь-приключаетесь, а потом все заканчивается и наступает драматический финал.
Что в игре не так: могут быть нарекания на боевую систему. Она очень необычная, поэтому зайдет не всем. Еще мне кажется что на 3-4 героя игра играется гораздо более тягомотно. Мы бегали вдвоем и нам было очень комфортно. На четверых играли ребята из клуба и им было ок. Я не пробовал, но мне кажется, что вдвоем - лучший состав.
К сюжету особых нареканий нет, но вот к персонажам есть. В базе очень сильно не хватало мотивации героев, за которых мы бегали. Насколько я понял, этот контент вырезан и завозится с допом. Тем не менее, я пройдя всю игру за Червяка, так и не понял, почему его изгнали из круга друидов. Обязательно перепройдем базу за других персонажей, но уже с их личными историями и мини-квестами.
Можно еще чуть-чуть поругать некоторые элементы контента. Например, некоторые карты-локации уже в первой трети игры стали бесполезны и на них не было ни одного возможного действия. Их приходилось обходить, но это не доставляло особых проблем. Еще кажется, что не очень много нормальных улучшений для героев. В первой половине игры мы расхватывали мощные, а потом уже брали лишь бы взять.
Но это все так, ложка дегтя. Игра космос.
Впечатления после прохождения: Играя в Грааль я неоднократно удивлялся. Удивлялся, что решения которые принимались в первых главах аукались почти до конца игры. Удивлялся, что игра в плане нарратива и целей глав оставалась вариативной почти до самого конца. Удивлялся, тому что игра поощряет креатив и даже случайные мелкие решения могут помочь сдвинуться по сюжету. В какой-то момент казалось, что авторы предусмотрели вообще все.
Мы даже думали начать сразу же переходить за других персонажей, но удержались и ждем допов. Уж очень атмосферно это все было.
Кстати, есть лайфхак для того, чтобы повысить атмосферность в игре. (Хотя куда там выше). После первой партии мы посмотрели Гая Ричи про Короля Артура, это помогло ментально достроить атмосферу по началу, а потом все пошло как по маслу.
После прохождения мы поняли что половину, а то и больше сюжетных веток мы упустили. Как их найти - без понятия, но найти их однозначно захотелось. Будем перепроходить за Алейн и Беора.
Кайф, в том, какие именно цели в последних главах - вариативность их решений очень большая, хотя с точки зрения логики и легенды нам казалось, что правильный выбор только один, который мы и сделали. Куанахт ван лов, как говорится.
Боевка порадовала, на самом деле. До последней главы с радостью улучшали колоды и не пропускали встречи. В какой-то момент мы стали достаточно мощными, что многих ваншотили, но даже, чтобы ваншотнуть, нужно было думать. И это плюс.
Очень порадовала концовка и сюжетные отсылки к другим коробкам - уже хочется их проходить.
В общем, игра нам очень зашла. Почему же она не на первом месте в этом рейтинге? Все просто. Если в эту игру мы наиграли 50 часов, то в игру на первом месте часы давно перевалили за сотню.
Кому посоветую: любителям дарк фентези, тем кто ищет нарратив в настольных играх и тем, кто не боится горы текста (хотя вроде как приложение теперь появилось и вместо листания толстенной книжки можно с планшета/телефона текст читать, но не знаю как оно, удобно или нет). Да и вообще всем, кого игра не отталкивает на уровня названия и описания.
Как по мне, так Грааль - это Ведьмак 3, только в настольном формате.
1 место. Мрачная гавань.
Про что игра: Ну вот мы и приехали. Неужели гавань не оверхайп? Думаю, нет. Но игра на любителя. А я как раз любитель. Если в двух словах, то каждый игрок берет стартовую фигурку одного из шести ребят и тем самым образуется отряд наемников, который будет разбираться с тем, куда их пошлют, ну и попутно какими-то своими делами промышлять. Постепенно из отряда будут уходить персонажи и вы будете брать себе новых. И так пока не закончится сюжет? Нет. Так, пока не надоест.
Сердце игры - это изучение новых персонажей, их колод, а также их прокачка. Собрать классный билд с идеально подходящими предметами - очень приятно. А победить в мозголомном сценарии на высоком уровне сложности еще приятнее.
В игре очень много фидлинга, но он достаточно удобно заменяется на приложение. А вот то, что в игре много сценариев - это, наоборот, плюс. В базовой коробке их 95! Ну и по соло-сценарию на каждого персонажа.
А теперь приправьте к этому всему вскрытие конвертиков (их не много, но они есть) и очень умный AI монстров, у которых очень разное поведение (передаем привет Властелину Колец). Да-да, не просто способности, а разное поведение. Это все, а также тот факт, что автор не распилил игру на допы делают ее шедевром. Назовете еще игры на 9 килограмм годного контента?
Что в игре не так: Само собой, не может быть все так идеально. Я думаю, что минусов тут больше, чем у Грааля. Но вот реиграбельность у Гавани по выше. Во-первых, есть много вопросов к сюжету и к тому, как он подается. Нам пришлось снова, как и в Дессенте вести летопись. Во второй раз. Да, мы проходили эту махину дважды (а вы говорите, что с ней что-то не так). Да и летопись мы вели отчасти для того, чтобы связать между собой не связанные логикой сюжетные развилки и сайдквесты, а отчасти для того, чтобы те, кто не играл в конкретные сценарии был в курсе сюжета. Потому что второй раз мы проходили на шестерых, чередуясь от партии к партии.
Во-вторых, фидлинг. Мы решили вопрос с помощью приложения и перенесли отсчет HP монстров, вытягивание их карточек и чек стихий туда. Делали так и в первый раз и во второй, это делает игру гораздо более удобной.
В-третьих, некоторая имбалансность некоторых предметов. Особенно это стало заметно, когда мы проходили второй раз, были партии, когда как будто бы один герой мог спокойно пройти сценарий соло, а мы все просто его покорная свита.
В-четвертых, однообразность сценариев базовой кампании. Именно сюжетки. Там почти везде цель "убить всех врагов". А вот в сайдквестах задачи по интереснее.
Все это, особенно, беда со связностью повествования - прям огромная кружка дегтя. Но из-за основных механик, на которых все держится, игра если заходит, то прям заходит сильно.
А еще в оправдание автора игры: мы стали проходить дополнение и пока кажется, что там пофикшена и проблема однообразных целей в сценариях и проблема со связностью сюжета, но это не точно.
Впечатления после прохождения: Ну что вам сказать. К концу первого прохождения я на Гавань уже смотреть не мог, хотелось быстрее закончить это все. Героев мы открыли почти всех, казалось, что мы раскопали в игре почти все, что могли и игра пройдена окончательно и бесповоротно. Потом локализовали доп, я хотел в него собраться старой пати, но часть старой пати купили свою коробку и начали перепрохождение, во мне сыграл мой иногда не идеальный характер, я собрал новую пати и решил перепройти полностью базу, чтобы дойти до допа. Вот, наконец, мы начали доп.
Играя в первый раз мы долго были под впечатлением: персонажи сменялись очень вовремя, не успевали надоедать, игра подкидывала новые и новые моральные дилеммы и интересные задачки в сценариях. Второй раз волшебство первого впечатления исчезло, но все еще игралось приятно. Я играл на новых для себя персонажах и, спустя два года, прокачивать их и изучать как работает их колода было все также интересно. В сценариях, которые мы проходили раньше мэджик гавани почему-то чувствовался в разы меньше, а вот новинках для нас мы с Аней так же, как и раньше, любознательно изучали то, что предлагала игра.
Кому посоветую: тем, кто готов не только купить такую дорогую коробку, но и кто морально готов потратить на игру часов 100 своего времени. Лучше всего опробовать игру где-нибудь на игротеке, чтобы понять, насколько вас цепляют базовые механики. Если они для вас не алло - то и игра вас не захватит. Ну а мы? А что мы. Забытые круги проходить будем, потом, думаю, все-таки купим Челюсти льва. А там и до Фростхейвена рукой подать. Эх, какова всетки гавань.
***
Что же, на этом пока все. Через год, если не заброшу блог, обновлю топ-10 игр-кампаний. При хорошем раскладе список пополнится прям сильно, поэтому высока вероятность, что список поменяется прям сильно.
На недельке еще добью такой же лонгрид по детективам и квестам. Там должно в один телеграф все влезть.
Ну и традиционное напутствие: в прохождении настольных игр-кампаний самое главное - это люди, так что пожелаю вам не только приятных кампаний, но и компаний!
Другие мои тексты:
Телеграм-канал Aboardage (хотите играть с нами - пишите в личку)
Коллекция на тесере (добавляйтесь в друзья, правда, не знаю, зачем)
Топ-9 сложных игр, в которые я играл (май 2021)
27 игр, которые я куплю (часть 1) - ставки на локализацию
27 игр, которые я куплю (часть 2) - анонсированные локализации
27 игр, которые я куплю (часть 3) - игры, которые давно мог бы купить, но...
9 старых игр, которые никогда не локализуют, а жаль
27 недуэльных игр, которые отлично играются вдвоем
20 хороших игр, которые я продал, часть 1 (большие коробки)
20 хороших игр, которые я продал, часть 2 (небольшие коробки)
9 настольных игр, которым не хватает дополнений
30 мастхэвных дополнений, часть 1
30 мастхэвных дополнений, часть 2
30 мастхэвных дополнений, часть 3
10 cамых популярных игр в нашем настольном клубе за 3 года
#наполках у нас с Аней (сентябрь 2021)
Уж до чего редко выбираюсь из своей скорлупы, чтобы что-то писать, но здесь не поленюсь: спасибо за отличный текст! Прочёл с большим удовольствием. Как раз то, что было нужно.
еее! Искренне рад)
Аналогичные впечатления по экипажу, ничего в жизни скучнее не видел. почему она так высоко в рейтингах, почему она так кому-то заходит, совершенно не понятно.
Причем даже если люди любят игры на взятки. просто какая то версия кинга. продал и рад.
ооо я как раз думаю стоит-ли тратить или даже попытаться кампанию начать в маракайбо...чартерстоун очень сильно разочаровал...мы ее помню сожгли на кэмпе, мехи и миньоны норм ( но как кампания так себе..новых фишек мало появлятеся, десцент всегда топчик, остальные даже и пробовала...времени нет катастрофически).
....не пробовала др кампании
Повспоминал свой игровой опыт про кампании, и оказалось, что доиграны до конца всего 2. Ещё одна начата. Но понравились все :).
1)Начинал 3 раза, и обязательно со временем дойду до конца - Путешествие Бигля (доп к Робинзону Крузо). Сильно разные ощущения и каждого сценария. Хоть они и могут играться как самостоятельные, всё-таки в кампании лучше.
2) Древний ужас режим кампании. Здесь кампании меньше, конечно. Тем не менее, тоже было классно выживать некоторыми сыщиками все шесть сценариев. А некоторые сразу гибли.
3) Карточный Следопыт. Прошли с другом Череп и Кандалы.Начинал, до середины дошёл и обязательно завершу Возвращение рунных властителей. Настоящая кампания, 30 сценариев. С одной стороны, вроде одно и тоже. С другой, но как же это приятно - мочить монстров, грести лут :))). Были эпически непроходимые сценарии, были совершенно неожиданные. Было несколько раз, когда говорили, в самом последнем бою на самом последнем броске кубиков - "ну ведь могло же выпасть 5-6,а не 3,как выпало? Могло, значит, зачёт :)))". Огромный плюс - продолжительность сценария около 1 часа: либо сыграл и отложил, либо второй, а потом и третий, если есть желание и время.
>> Было несколько раз, когда говорили, в самом последнем бою на самом последнем броске кубиков - "ну ведь могло же выпасть 5-6,а не 3,как выпало? Могло, значит, зачёт :)))"
Я вас ни за что не агитирую - играйте, как хотите. Но всё же: так вы теряете часть атмосферы игры. Каждый раз делая себе такую поблажку, вы теряете чувство опасности, азарт. В следующие разы вы будете с меньшими эмоциями идти на неоправданный риск. Ведь если что-то пойдёт не так - вы сможете спокойно подкрутить себе результат кубика.
Я в самом деле согласен, тоже так считаю. Но те три раза на тридцать сценариев, сорок партий с учётом перепрохождений, когда мы с другом так сделали, было, как обычно, в пятницу, после рабочей недели, ночью :)). И нам просто уже не хотелось на четвертый раз перепроходить один и тот же сценарий:). Гораздо чаще мы просто в рамках правил сливали партии так, чтобы никто не мог погибнуть.
Так что в целом подпишусь под каждым словом.
В ДУ, например, при самых невероятных ситуациях, партий за 20-25, не припомню ни разу подкрутки. Да и вообще больше не припомню. Я люблю острые эмоции от игры :)
Да глум топовый мне как евро игроку тоже понравился мы его года 2 назад прошли английский. Меньше всех понравился властелин колец, там атмосферы нет и рандом в событиях какой то странный не тематичный.
А так советую 7ой континент посмотреть, мы пару компаний прошли включая самую длинную из базы, интересный опыт. Он как раз на стыке и рандом там приятный и тема хорошо вписана.
живу в Беларуси, сюда сложно доставить, но нашел способ и в ноябре смогу это сделать скорее всего
Давно хочу опробовать)
Да тут тоже дорого доставка была, даже относительно других игр.
Одна из главных проблем 7К в том, что играть его нужно максимум вдвоём. Или вообще одному. Потому что игра подталкивает к тому, чтобы перемещаться по карте всем вместе, а не разбегаться по карте.
Но мне он всё равно понравился. Для меня - отличное соотношение истории и действия.
Мы даже втроем ходили) там же надо достаточно много запоминать и много зацепок таких интересных чем больше голов тем больше можно найти не пропустить. Да лучше играть вдвоем наверно как идеальный состав. Но можно и большим естественно что ходить вы будете кучей.
как раз сегодня нашли способ привезти коробку в Беларусь
Если повезет - то в декабре уже будем проходить на двоих