" I can't lie to you about your chances, but...
you have my sympathies."
Alien, 1979
Лорды Эллады прошли мимо нас, о Awaken Realms узнал уже сильно позже и теперь кусаю локти, что не участвовал в кикстартере Немезиды. Но что есть - то есть, закупил базовую коробку у ритейлера за 80 евро. И сейчас, сыграв разными составами докупил бы только Aftermath - несмотря на то, что другие монстры выглядят интересно, сама по себе механика драк тут совсем не на первом месте. А террейн этой игре просто не нужен.
Сыграно десять партий, составом четыре, три и два человека в режиме полного кооператива.
Что понравилось:
Почти полная языковая независимость в случае полностью кооперативной партии. Мы играли составом, где английский знает только один человек, но при этом запомнить десять карт ни для кого труда не составило - справились даже дети. Конечно, в полукооператив с индивидуальными целями так играть не выйдет - задумываюсь о вставках в протекторы.
Обалденный органайзер. Только благодаря ему время раскладывания игры вписывается в десять минут вместе с драфтом персонажей. Конечно, мой настольный опыт не шибко-то большой, но вот с таким подходом сталкиваюсь впервые - очень, очень достойно.
Простые механики, доступные даже детям, несмотря на возрастной рейтинг 14+. Ни одна механика в игре не заставляет вести подсчеты или записи, производить сложные манипуляции с компонентами или делать все это вместе. Это делает игру доступнее, сокращает время партии и позволяет сосредоточиться на принятии решений вместо возни.
Отсутствие нарратива. Да, пишу это в плюсы, как человек, который переводил для участников игр каждый энкаунтер в Ужасе Аркхема третьей редакции с его очень оригинальными лексическими конструкциями. Игра следует заветам Кармака - сюжет в игре должен быть не объемнее сюжета в порно. Вот корабль, вот ты, вот монстры. От этого Немезида только выигрывает - чёрт, все смотрели плеяду фильмов о Чужих и без труда нарисуют их сюжет без километров текста.
Реиграбельность. Да, вроде и пул заданий небольшой, и персонажей немного и событий не так, что бы миллион. Но все это в комбинации, приправленное жестким таймингом действий и рандомными раскладками тайтлов карты держит градус с каждой новой партией. И нам пока не приелось, и, что удивительно - даже дети предпочитают "разложи Немезиду" компьютерным играм. Да, сам сперва подумал, что ослышался, но факт остается фактом - у Awaken Realms получилось сделать краулер, способный легко увлечь игроков от 9 до 36 лет.
Миниатюры. Они большие, они из твердого пластика, они детализированы почти на уровне Вахи. Не сказал бы, что, будь на их месте павны, игра бы сильно.. проиграла, но они есть и это - прекрасно. Я люблю миниатюры. Особенно, когда их можно сложить после партии в коробку с игрой (Да, Глумхевен, точно, оказывается - можно все миниатюры уложить в коробку с игрой ! Понял ?)
Компоненты. После скупости FFG на мешочек для токенов компоненты Немезиды у меня вызвали просто адский восторг - акриловые токены ! брендированный мешок ! кольца для миниатюрок ! подставки, Карл ! Подставки под карты ! Очень, очень богато издана старина Немезида. Ну, разве что брошюра с правилами развалилась через четыре игры - но почему это произшло я расскажу чуть ниже.
Что не понравилось:
Я так и не смог найти протекторы, идеально закрывающие "маленькие" карты. В тех, что нашел - они, карты, в органайзер не влезают. С другой стороны, коробка прекрасно закрывается даже тогда, когда зиплоки с "маленькими" картами просто сложены поверх последнего трея. Но хочется же, что бы все было по феншую..
Тусклая и мелковатая инфографика на поле. К примеру, мы далеко не сразу догадались, где указывается номер комнаты, таким неприметным текстом он набран. Да, сеттинг, все дела - но так или иначе в любой настолке все равно очень высок уровень абстракции, да и кто сказал, что ярко-оранжевый номер тут выглядел бы хуже, чем серый ?
Чудовищно высокий уровень рандома при раздаче заданий. Казалось бы, нашел в чем обвинять амери-игру, но тем не менее - механиками скомпенсирован рандом на кубах и картах, но с заданиями не сделать ничего. Поэтому может быть как достаточно проходная партия (с заданиями вида "Привести корабль к земле" и "Отнести тело павшего товарища в холодильник"), так и зубодробительно потная (если вдруг выпало "Убить королеву", "Уничтожить гнездо" и "Открыть все тайтлы"). В теории это регулируется выбором персонажей и набором игровых предметов, на практике первую пару заданий можно сделать почти всегда, а вторую - раз из десяти. При любых раскладах.
Странно написанные правила с массой сносок. Почему-то при описании той или иной механики постоянно натыкаешься на "см. страницы 19, 11, 12". При этом сами правила не сложны. Зачем было делать именно так - для меня загадка, ведь все это можно было скомпоновать и разумнее. Стоит заметить, что при чтении брошюры целиком это не составляет проблемы, а вот при обращении к ней как к справочнику - да. "Ага, сказано глянуть на странице 22... а тут сказано посмотреть на странице 15"
Итого:
Очень, очень круто. Прямо десять из десяти на кончиках пальцев. Стоит сказать, что ту же Мрачную гавань я бы оценил еще выше, но она сильно требовательна к игрокам и, несмотря на всю свою гениальность, зайдет не каждому. А вот Немезида - абсолютный топ. Ей есть что показать, есть чем увлечь, она не пережимает с напряженностью и при этом остается кризисной. Супер. Снимаю шляпу.
А можно ли играть кампанию из комикса, просто открыв его на компьютере, например?
По идее, да. Но свою коробку ещё не получил.
Как на двоих играется?
кооперативно, неплохо, если с целями, то лучше минимум втроем
ППКС
Я маленькие карты вставил в соответствующие протекторы "Card Pro". Получилось отлично! Даже вставки в протекторы влезли. Единственное, там иногда гуляют размеры. Я взял 1 карту, пришел в магазин, взял 4 пачки и из каждой случайно по 2 протектора на карту померил. В одной пачке протекторы были на 1 мм уже, в остальных 3х - все ок.
Вот говорили же, надо мерять, а не спрашивать :)
Я заленился лезть в коробку, глянул на BGG и взял 45x68 - и увы.
И BGG, да и сами производители несколько перестраховываются. Для большинства карт FFG отлично подходят 56х87, но производители настойчиво рекомендуют 57,5х89, в которых карты болтаются, как известная субстанция в проруби.
"иногда гуляют" у Card Pro - посмеялся. Некоторое время тому назад одевал маленькие карты Gloomhaven в Card Pro - приблизительно половина не хотела в них лезть от слова "никак". И от пачки это не зависело. Это уж сейчас знаю, что для них идеальны 43х65 от MTL или Mayday
"у Awaken Realms получилось сделать краулер, способный легко увлечь игроков от 9 до 36 лет"
Что за фигня)) почему только до 36 ... это уже успели проверить британские ученые или нет)))
я думаю, когда автор доживет до 50 и старше - он напишет - как оно там - увлекает или нет ;))))) Пока, видимо, написал такой возраст, который уже проверил :)
Не "когда". Если :)
уверенно утверждаю что и до пятого десятка дотянет :)
Не совсем понял, почему художественный текст (а именно его отсутствие в данном случае) является преимуществом? Он создаёт дополнительную атмосферу для погружения в игру. Никто не спорит, что Лавкрафта с его щупальцами английского языка в каждой строчке не каждый осилит сходу, однако то, что вы сами изъявили желание играть в игру на неродном языке не делает игру хуже.
Уф, тут одной фразой и не ответить.
В первую очередь мне понравилось отсутствие нарративных текстов в игре потому, что в нашем случае (английским в группе владеет один человек) это тормозило бы игру, особенно в случае, если текст важный.
А по сути они все - важные, иначе те же энкаунтеры УА3 звучали бы "Брось внимательность".
Бонусом сюда идет усталость от партии, поскольку персонально мне читать - легко, а переводить - тяжело, если речь идет о художественном тексте, который нельзя представить в виде "Ты зашел в магазин, продавец спрашивает, - Что вам угодно?", ведь самый сок как раз в описательной части.
И, несмотря на то, что я совершенно согласен с вами относительно создания атмосферы игры (и, стоит признать, если брать атмосферу космического ужастика - Немезида совсем чуть-чуть не вытягивает) - все же удобство перевешивает.
Теперь касательно игр на русском - у нас значительно проще, быстрее и как минимум на 20% дешевле взять английский вариант, да и пока именно Немезиду не локализовали.
И последнее - о том, что делает игру лучше, а что - хуже я не сказал ни единого слова :) Я слишком мало понимаю в игромеханиках настолок и мой опыт просто не позволяет судить объективно о плюсах и минусах. Именно поэтому я написал о том, что мне лично понравилось, и что - не понравилось.
здесь нарратив карт и игровых компонентов графический, нарратив же происходящего возникает в процессе игры. Рамки игровой вселенной можно уместить в несколько абзацев. Художественный текст немного добавил бы к атмосфере, но атмосфера этой игры не живёт обращением к обширной и детально прописанной художественной вселенной, скорее она построена на распространённых клише попкультуры фильмов и игр, знакомым и легко доступным для многих