Luna и Bonfire - две интереснейшие игры в похожем фэнтезийном сеттинге от Штефана Фельда, которые побывали на столе в последнее время чаще всех прочих игр. Мне показалась интересной идея сравнить эти две игры, выделив похожие и непохожие элементы в них, посмотреть, какие же механики Фельд взял у Luna во время работы над костром. И в конце отвечу на такой вопросы: является ли правдой то, что Bonfire - это доработанная версия Luna? Luna - это кусок игры в Bonfire?
Bonfire в конце прошлого года стал откровением для меня - необычная тематика для евро, красочное оформление, а также заявленный набор механик, с которыми познакомился на канале Gaming Rules!, отсутствие деления всего игрового процесса на раунды, возможность игроков контролировать время партии, огромные возможности для взаимодействия привлекли внимание. Итог - 10 из 10, в любом составе. Даже в соло-режиме.
После этого решил лучше познакомиться с творчеством автора на BGG и Youtube, благодаря чему и узнал о Luna. Но когда сказал играющим людям, что понравился Bonfire, поэтому хочу отыскать Lunu, слышал в ответ следующее: зачем, Luna - это же кусок игры, который стал частью Bonfire, почти одинаковые игры. Но прочитанные правила и просмотренные видео на youtube говорили о другом.
1. Тематика. Согласен, тематика Luna была доработана Фельдом и Локхаузеном для Bonfire 10 лет спустя. В Luna есть Верховная жрица Луны, которая перемещается по окружающим Храм Луны островам, послушники, плавающие между островов, посвящение послушников для службы в Храме Луны. В Bonfire - Хранительницы, находящиеся на различных островах, гномы-послушники, возможность попасть послушнику в Верховный совет, плавания с острова на остров. Плюс Локхаузен написал целую книжку к Bonfire, раскрыв в ней лор этого мира.
2. Течение игрового процесса. Отличается, в Bonfire нет ограниченного количества раундов, в Luna их всего шесть. И, если в Bonfire скорость игры регулируется игроками в зависимости от количества послушников в Высшем совете (их можно отправлять туда долго, либо быстро из-за более лёгких заданий), то в Luna вы можете регулировать скорость РАУНДА! На поле лежит 3-4 жетона медитации (3 при 2 игроках, 4 при 3-4), которые переворачиваются в результате действия "Медитация". Таким образом, вы как игрок можете сделать решительные и быстрые два-три хода, которые принесут вам много очков, а остальными 3-4 действиями вы медитируете, заканчивая как можно скорее раунд, потому что у соперников более долгосрочная стратегия. Либо можно блефовать с помощью медитации.
3. Подсчёт очков. Тоже отличается. В Bonfire он происходит в конце игры, в Luna после каждого раунда + итоговый подсчёт очков.
4. Механики. Некоторые механики похожи только на первый взгляд. Luna - это пока что самая жёсткая в плане взаимодействия между игроками евро-настолка из всех, в которые пока что поиграл. Оно здесь прямое и конфликтное. В Bonfire игроки находятся, как мне кажется, в состоянии соперничества, а в Luna - в состоянии конфликта за территорию Храма Луны. И эта конфликтность делает игру совершенно отличной от вышедшего спустя 10 лет Bonfire.
Если в Bonfire послушник заслуживает приглашения в Высший совет, то игрок получает дополнительное действие. Если в Luna послушник попадает в Храм, то он выставляется на площадь в таком порядке: игрок занял жетон площади Храма с номиналом (от 5 до 28) и с определённым рисунком; выставляет послушника с этим жетоном площади Храма на соответствующее рисунку на жетоне место; выгоняет всех послушников соперников из этого храма, которые стоят рядом на тайле площади с меньшим номиналом. Вот это и есть основная механика игры, как мне кажется, так как ты получаешь ПО за посвящение послушника в служение Храму, а также за каждого (!!!) изгнанного послушника соперников таким образом.
Кроме того, послушников на площади Храма можно защищать от изгнания с помощью жетона знаний, подкладываемым под определённого мипла. В этой части игры стоимость ошибки очень велика.
Это очень важно, ведь в конце каждого раунда вы получаете столько очков, сколько послушников стоит в Храме. Это отличное поле для конфликта!
Для увеличения уровня конфликтности в игре есть персонаж "Отступник", который будет минусовать очки во время фазы подсчёта очков между раундами. Минус столько победных очков, сколько послушников игрока стоит на острове или рядом с островом. Но прикол в том, что вы можете в течение раунда активировать некоторое количество послушников, чтобы отступник был изгнан с острова на то количество шагов по часовой стрелке, сколько послушников ты активировал. Таким образом, его можно подсылать к сопернику. Порой на острове бывает 3-4 послушника одного цвета.
Также в фазу подсчёта очков Верховная жрица Луны будет раздавать ПО тем игрокам, чьи активные послушники есть на острове со жрицей. У кого больше всех активных послушников на острове, тот получит больше всех ПО. Но что делать, если их равное количество у всех соперников? В дело вступает трек влияния в Храме Луны, по которому игроки могут двигаться. Ещё один аспект конфликта.
Эти три элемента игры дают очень сильную базу для взаимодействия.
В Luna используется уникальная механика для выполнения действия - убирания активных послушников с острова. Всего 14 вариантов действий, которые дают огромный простор для манёвров. В Bonfire все действия осуществляются за жетоны действий, получаемые уникальной системой выкладывания жетонов судьбы. Поэтому тоже разные ощущения от выполнения действий.
5. Рандом. Обе игры идут с минимальным рандомом (помимо подготовки игры на основном поле). Но в Luna его ещё меньше, чем в Bonfire. В Bonfire из случайных элементов у игрока жетоны судьбы, жетоны подношений, жетоны путей, карты гномов-мастеров. В Luna у вас даже подготовка зависит от выбранной игроком стратегии. Нет ни карт, ни кубиков, ни обновляющихся жетонов в течение игры. Только просчёт возможных вариантов и выбор наилучшего хода.
6. Оформление и начальная подготовка. Похожи. Сине-зелёные цвета, жетоны действий в Bonfire и жетоны усиливающие действия в Luna, Жрица Луны и Хранительница, острова (в Luna они покрасивее, конечно). У Luna поле собирается, как пазл, центральная площадь Храма формируется в случайном порядке, а также острова выставляются по часовой стрелке рандомно.
В итоге, является ли правдой то, что Bonfire - это доработанная версия Luna? НЕТ. Механически абсолютно разные игры, от которых очень разные эмоции. По окончании партии в Bonfire вы жмёте руки оппонентам за отличную гонку за ПО, а после партии в Luna такого желания не возникает. Особенно после того, как твоих послушников выпинывают из Храма весь раунд (на самом деле, обида только на косяки в своих ходах и ошибки, которые решают исход партии).
Тематика очень похожа, да, но не верьте утверждениям, что, если у вас есть Bonfire, Luna вам ни к чему. Отличные игры!
Довольно странно читать сравнение игр, про которые ничего не знаешь. Любое произведение (даже статья на этом ресурсе) должно быть самодостаточным и не требовать предварительного ознакомления с чем-то другим. На этом минусы закончились. Пошел читать про игры, тк заинтриговали. Это, несомненно, плюс.
Кому должно? Почему должно?
Теперь каждый отчет об интересной партии во что-то конкретное, либо гайды, либо размышления о стратегиях должны начинаться с изложения правил (причем подробного, а то вдруг нюансы механик будут затронуты)? Чтобы не требовать предварительного ознакомления с чем-то другим?
Ну тогда их ЦА заснет раньше, чем до сути доберется, это же для уже игравших пишется.
Согласен. Претензии сняты.
Обычно, когда ругают кино или моду, говорят, что если к фильму нужно прочитать книгу, то это плохой фильм. Соответственно, если рядом с костюмом из мусорного мешка должен стоять дизайнер и пояснять что это модно, то это так себе мода.
Вот и сделал неуместное в данном случае замечание. Был неправ.
ок, в следующий раз перед тем как выкладывать спросим играл ли wergg в эту игру.
А вообще на этом ресурсе есть только одно правило для статей: КАТЕГОРИЧЕСКИ нельзя даже намекать что тебе не нравится покорение марса.