На игры с дедуктивным методом прохождения я смотрел с опаской. В них надо много читать, много анализировать и много думать. Последнее неплохо, но в играх не хочется, чтобы у тебя мозг закипал. К тому же была опасность, что это по сути будет аналог книги-игры, который будет играться по принципу “прочти это, если условия выполняются, то прочти то, если нет, то прочти другое”. Кроме того, был негативный опыт т.н. игр-квестов, когда все сводится к банальному переворачиванию карт.
Но отзывы на игру “Детектив. Игра о современном расследовании” были в основном восторженные. Поэтому мы не удержались, и за пять дней прошли ее от начала до конца.
Сразу скажу. Это игра действительно заставляет вас думать. Тут нет карточки с фразой “Вы выиграли”. По ходу следствия ты читаешь тексты, получаешь зацепки, копаешься в интернете (буквально, а не фигурально). В общем, делаешь все то, что ты обычно видел только в фильмах или сериалах про полицейских.
Все пять дел в итоге сводятся в одну линию, и ты не можешь просто закрыть одно дело, забыть о нем и перейти к другому. Тебе нужно помнить (или находить в записях) упоминания о местах, людях, событиях, которые встречались тебе раньше, чтобы все это свести в одну большую (ОГРОМНУЮ блок-схему) и выстроить всю цепочку событий в игре. Это очень круто. Игра очень атмосферная. Под конец мы уже жалели, что у нас нет здоровенной белой доски и маркеров, потому что просто терялись среди кипы исписанных и разрисованных схемами листов А4.
Сами дела довольно интересные. Два из пяти были довольно странные и явно изображают “кусты” в общей сюжетной линии, а вот остальные это просто ОГОНЬ. Ты реально считаешь ходы, думаешь, стоит ли тебе тратить жетоны влияния или навыков, чтобы перевернуть карту. А вдруг там пустышка? А вдруг нет?! Черт побери, у нас осталось 3 часа до того, как на нас начнут сыпаться жетоны стресса. ААААА!!!! Примерно так выглядел игровой процесс. Ну и записи. Записи. Много записей.
Отдельно стоит упомянуть специально придуманный для игры сайт, который представляет собой базу данных “Антарес”. Именно там мы находим личные дела, стенограммы допросов и другую информацию, к которой нас отсылают карточки игры. Все это сделано очень круто и добавляет еще большей атмосферы в игру.
Но не обошлось и без минусов. Не понравилась механика стрессов. От него НИКАК нельзя избавиться, что выглядит чертовски нелогично. Почему игроки могут потратить час игрового времени, чтобы получить жетон влияния, но не могут потратить тот же час на то, чтобы скинуть жетон стресса? Как нам показалось, это бы наоборот заставило игроков лучше рассчитывать свое время и действия. При этом, насколько я понял, был промо-персонаж, свойство которого “сбросить стресс за влияние”. Почему его нет в базовой коробке, мне не понятно. Вторым минусом является то, что нужно “ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС” решать, тратить ли жетон навыка, для того чтобы перевернуть карту. Ты не можешь отложить решение и вернуться к этому позднее. Почему нельзя потратить тот же час, чтобы переместить фишку следственной группы в нужное место и разыграть карту? Игру бы это не сломало (мы первые два дела играли с ошибками, но и то едва не проваливали дело). К слову, о провалах. Когда у игроков кончается время или они набирают лимит стресса, им нужно написать итоговый отчет. Это серия ответов на вопросы в базе данных, который по итогам выдает результат, справились вы или нет. Тут есть два момента. Во-первых, нет возможности отказаться от итогового отчета и начать дело с самого начала. Т.е. команда уверена, что у нее нет достаточных данных для правильных ответов, но игроки в любом случае получат спойлер к делу, которое им придется перепроходить. Да, есть возможность закрыть дело при провале, но тогда не нужно давать возможность пройти его снова. Это придирки уже к технической части игры. Ну и что нас взбесило в одном из дел, так это момент, когда игра сама сказала “вы молодцы, вы все нашли, идите пишите итоговый отчет.”. Мы отвечаем на ВСЕ вопросы верно, но дело провалено из-за …. стресса! ЧТО?! Серьезно? Если уж игроки нашли ключевую улику, которая раскрывает дело, то о каком провале может идти речь?
В общем, если дотянуть всю механику, то игра станет еще лучше.
Ну, а теперь общие впечатления. ВНИМАНИЕ! ВОЗМОЖНЫ СПОЙЛЕРЫ!
“Детектив. Игра о современном расследовании” очень крутая. У нее отличная атмосфера и интересная механика. Да, у нее есть проблемы с технической частью и странный подсчет очков, но это не мешает получать удовольствие от расследования пяти дел. Но при всем при этом, игра нас разочаровала своим финалом (одним из трех, насколько я понял). Когда ты читаешь финальный текст, ты чувствуешь, как тебя обманули. “Что это было?”, задались мы вопросом, когда прошли игру. Почему так? Что это за мотивация? Да это же сюжет сериала уровня “BBB---” на каком-нибудь второсортном кабельном канале. Вот такой поворот, друзья. Ты играешь отличные пять дел, выхлоп которых нулевой. Он не устраивает тебя, как игрока. Все сразу рассыпается. Вся твоя теория сводится к нулю, и ты начинаешь ДОДУМЫВАТЬ за авторов, как бы это могло быть лучше. Как НУЖНО было сделать, чтобы “ВАУ” эффект от прохождения игры был полным.
Возможно, кого-то финал устроит абсолютно, и он будет согласен со всеми выводами, которые делают авторы. Мы нет. Мы не согласны. Буду ли я рекомендовать игру? Да, буду. В нее ИНТЕРЕСНО играть. И если вы сможете абстрагироваться от нелогичного финала, то будет просто прекрасно.
Подписываюсь под впечатлениями. Потрясный геймплей и разочаровавшая сюжетная концовка.