Оценка пользователей
7.3333
Оценить:
-

Пелопонесская война

время: 18 сентября 2015 место: Ясногородка

В ночь с пятницы на субботу решено было опробовать блочный варгейм Hellenes или Эллины тобишь Греки. Игра повествует о тяжёлом и затяжном противостоянии между Спартой и Афинами, которое впоследствии было названо Пелопонесской войной. Эта война длилась 27 лет и в результате настолько ослабила два государства, что через несколько лет обеим сторонам пришлось покориться Македонии.

Играли вдвоём в первый раз, предварительно прочитав перевод правил, выложенных на Тесере. Играли в первый сценарий «Архидамова война». Мне выпала участь вести в бой непобедимые спартанские фаланги, а моему сопернику – могучий афинский флот.

Для тех, кто не знает, попробую в двух словах описать правила:

В игре есть несколько сценариев, которые диктуют начальную расстановку войск и состав игровой колоды карт. Игра длится определённое число лет (ходов), ход состоит из шести сезонов (новый год, весна, лето, позднее лето, осень, зима). В начале каждого года (сезон нового года) игроки тянут по шесть карт из одной колоды и играют одну карту как событие, либо жертвуют её Олимпийским богам. За тем в каждый сезон игроки играют по одной карте и выполняют либо событие, написанное на карте, либо действия, которые даёт эта карта. События оказывают непосредственное влияние на политическую обстановку на карте (восстания, чума, устранение лидера, появление нового лидера) и иногда дают некоторые постоянные бонусы, выраженные в основном в доп. действиях в каждом сезоне. Так же на каждой карточке нарисованы монетки, число которых обозначает кол-во действий, которые может сделать игрок разыграв эту карту, как действие. За каждое действие игрок может либо походить одной группой войск, либо собрать одну группу войск, либо нанять новый отряд, либо усилить уже нанятый отряд. Цель игры набрать 15 очков престижа (ПО). Выглядит это как перетягивание каната, аля «Twilight Struggle». Престиж даётся за победу в битве, за контроль вражеских городов и за  разорение областей. Так же в игре очень много различных тонкостей и мелких нюансов, от которых сначала кругом идёт голова, но когда начинаешь играть, всё идёт гораздо быстрее чем казалось изначально.

Процесс расстановки занял у нас где-то минут сорок и две бутылки пива:) Хочу заметить, что у Афин не лучшее положение в начале войны. Они практически полностью окружены спартанскими отрядами, а большинство юнитов у них – это корабли. Однако практически все силы афинян стартуют с полной боевой силой и находятся в одном месте, в Афинах, в то время как спартанские отряды разбросаны небольшими группками вокруг Афин и стартуют с неполной боевой силой.

Это отображает реальную историческую обстановку на начало Архидамовой войны. Спарта имела большое, но плохо обученное войско, состоявшее в основном из союзнического гражданского ополчения, которому необходимо было периодически возвращаться домой для сбора урожая. У Афинян напротив, было не столь большое войско, но зато многочисленный и сильный флот. Так же у Афин была стратегия воевать от обороны, то есть простыми словами, закрыться в городе за высоченными стенами и ждать пока спартанцам не надоест воевать:) За счёт обширных островных владений и сильного флота, Афины могли выдержать долгую осаду, так как основные поставки продовольствия они получали со своих островов в Эгейском море.

Так же Афины имеют на начало войны лидера Перикла, который даёт + 1 действие каждый сезон, а Спарта имеет бездарного? правителя Архидама с +0 действий.

Ну, начали! И так, первый год прошёл в следующем ключе: Афины практически сразу разыграли карту «Афины поднимают налоги», которая давала им + 1 действие каждый сезон. Спарта начала усиливать свои войска (крутить блоки). Афины весь ход маневрировали, покупали войска и усиливали их. Также были несколько неудачных попыток штурма северного города, который изначально подчинён Афинам, но захвачен Спартой. Спарта тоже совершила пару незначительных манёвров, но в основном весь ход Спарты ушёл на тренировку уже существующего войска.

Во втором ходу началось самое интересное. В ответ на манёвр Афин на западе Греции, Спарта решилась на отвод войск из Фив на запад с целью разбить небольшие силы Афинян, которые беспрепятственно маневрировали на западе. В этом манёвре был ещё один скрытый умысел, я хотел, чтобы часть войск из Афин ушла, и готов был пожертвовать ради этого Фивами. Тем боле, что я взамен мог завоевать два мелких города. И так северная армия Спарты пошла на запад, отвоёвывать мелкие поселения и уничтожать мелкие силы Афин. Афины тем временем клюнули на приманку, вывели часть войск и захватили Фивы. Северная армия Спарты разделилась на двое и раздельно пошла штурмовать два города, захваченные перед этим Афинами.

И тут мы вспомнили про двойную защиту войск, обороняющих город!

Что я тут могу сказать…

Если кто-то играл в «Юлия Цезаря» от Colambia Games, то он должен помнить, как нелегко в этой игре атаковать. Так вот, в этой игре атаковать и захватывать города гораздо сложнее.

У всех защитников города становится рейтинг А2 (то есть они все бьют первыми на 1-2) и для того чтобы нанести защитнику один хит, тебе нужно поразить его дважды! Также система боя в этой игре предполагает не только урон (хиты), но ещё и бегство. То есть, войско с боевым рейтингом А2 наносит хит на 1-2, а заставляет отступить на 5-6. Следовательно, четыре цифры из шести являются результативными.

В общем, разделение войска на два отряда с целью ускорения процесса оказалось ошибкой! Как результат захвачен только один город. А Фивы, то потеряныL

Афины продолжают нанимать и усиливать свои войска.

Спарта осаждает афины.

И тут Спарта разыгрывает свои козыри…Три карты восстания, при наличии у Афинян разыгранной карты «Поднятия налогов» позволили Спарте захватить шесть, подчинённых Афинам, городов на восточных островах и Персидском побережье (современная Турция).

В ответ на это, Афины только смогли продолжать наращивать военную мощь, в основном в Афинах.

В зимний период Спарте пришлось снять безуспешную осаду Афин и увести войска на зимние квартиры в дружественные города.

Самое интересное в этом противостоянии произошло между вторым и третьим ходом. В фазе Нового Года, в момент сбора Престижа, у меня получилось 14 очков Престижа. В основном из-за городов, в которых я поднял восстание. В этой игре есть такая опция: игрок, который в фазе получения очков Престижа смог набрать более 10 очков, может сделать «Предложение о мире» другому игроку. Он жертвует двумя очками Престижа, за тем каждый игрок должен бросить кубик. Если сумма чисел, выброшенных на кубиках, будет меньше чем кол-во очков Престижа, игрок сделавший «Предложение мира» побеждает.

В моём случае это было 14-2=12. Значит каждый из нас должен был выкинуть 6. И представьте себе! Мы их выкинули! Вот это был облом! Я не верил своим глазам! Но так или иначе игра продолжилась.

В третий год/ход обстановка круто поменялась! Афины не убрали в сброс своё «Повышение налогов» и сыграли ещё одну такую карту. В результате они выполняли по 5-6 действий за сезон. А у Спарты, как назло, не пришла ни одна карта восстаний. Афины снарядили экспедиционный корпус, выделили флот, и в течение хода им удалось полностью отвоевать все охваченные восстанием города. За каждый отвоёванный город они получали по 2 очка Престижа, как за победу в битве.

А что же Спарта?

А у Спарты была очень «малодейственная» рука. Они просто восстанавливали свои войска. И смотрели, как подавляют их восстания. Так же им удалось устранить своего бездаря Архидама и ввести вместо него другого лидера (не помню имени), который давал +1 действие в сезон. 

На конец хода Престиж был на нуле.

Спарте приходилось всё начинать сначала.

Однако ввиду того, что стрелки на часах показывали 4.00 утра, мы решили закончить первую партию боевой ничьёй.

Игра оставила очень приятные впечатления, гораздо глубже и интересней чем вышеупомянутый «Юлий Цезарь» от Colambia Games. Близость к историческим событиям ощущается очень хорошо: это и трудности при штурме города, и легендарный Перикл, дающий + 1 действие, и сильные пешие войска Спарты, и многочисленный Афинский флот, в игре есть возможность приносить жертву Олимпийским богам, которые дают определённые бонусы и много, много всяких приятных и неожиданных мелочей. В общем, всем кому нравятся исторические баталии, настоятельно рекомендую. Но следует отметить, что игра очень завязана на честность, потому что все перемещения войск происходят в закрытую, а дальность перемещения у всех разная. Поэтому если решились сыграть в “Hellenes”, найдите себе честного соперника:)

 

PS: после игры возникло несколько вопросов, надеюсь что знающие люди мне ответят:

1). Что происходит с устранёнными лидерами? Они замешиваются обратно в колоду или устраняются из игры на совсем?

2). Корабли тоже считаются защитниками города-порта и имеют боевой рейтинг А2?

3). Если ты применяешь на какой-то город гражданскую войну, а потом захватываешь его. Маркер гражданской войны убирается или остаётся до конца года?.

4). Гарнизоны тоже обращают в бегства войска?

5). Преследование. Что значит небежавшая кавалерия с обеих сторон? Ведь преследование может выполняться только когда одна из сторон полностью убежала. То есть с двух сторон одновременно не может остаться небежавшая кавалерия по определению, тогда просто не будет преследования.

Извините что нету фотографий, как-то не планировал сразу писать отчёт о пробной партии.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
fonfrost написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Добавил на страничку игры правила Максима (Tanone), доведенные до версии 3.0, с картинками, но к сожалению все правки в промтовском варианте, так как делал под себя.

Alex1981 написал 9 лет назад: #

Спасибо за ответ и за правила 3.0.

Tanone написал 9 лет назад: # скрыть ответы

1) Судя по переводу карты Остракизм они идут в колоду. Лидера же только этой картой можно убрать насколько я помню.
2) Считаются. В правилах довольно чётко все. Штурм это обычная полевая битва, за исключением того что у всех защитников рейтинг А2, участвует гарнизон и защитники не могут бегут (Rout).
3) Ничего не нашел. :( Сам не сталкивался. А что на карте написано?
4) Да. Гарнизон обычный блок с силой 1.
5) Если вы использовали для игры мой перевод, то имеется в виду что происходит еще 1 раунд боя в котором участвуют все не сбежавшие отряды кавалерии. Если армия сама отступила (retreat) у неё могут быть несбежавшие отряды (not routed). Вот такие кавалерийские отряды и дерутся. Преследование выполняется в любом случае если одна из армий отступила, в правилах нет привязки к бегству. Собственно для армии нет такого термина, есть отступление и отступление с паникой. Преследование работает в обоих случаях.
Но обратите внимание что перевод по 1-ой версии правил. В новых версиях они это место полностью переписали. Там сейчас всё по другому.

fonfrost написал 9 лет назад: # скрыть ответы

3) По моему когда гражданская война противник не может вообще на такую область напасть.

Tanone написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Посмотрел и на BGG и на ConsimWorld нифига не нашёл про это событие. В основном обсуждение что их можно играть на Афины или Спарту.

fonfrost написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Все нормально, и в новой редакции небежавшая кавалерия обеих сторон проводит по раунду боя при оступлении (которое не паника, а добровольное).

Tanone написал 9 лет назад: #

Гы. Я попутал слегка Преследование и набеги кавалерии. :)
Таки да, набеги не изменились.

Alex1981 написал 9 лет назад: #

Точно не помню где, на карте или в правилах, но написано, что маркер гражданской войны остаётся до конца года. И вот у нас была ситуация, что я захватил город, а потом в этот же год его отбили Афины и всё благодаря сыгранной мной гражданской войне. Опять не логично. Если в городе гражданская война, то после смены власти она по идее должна успокоиться.

fonfrost написал 9 лет назад: # скрыть ответы

А, перепутал, это я не про гражданскую войну, а про Разграбление. Там, кстати в переводе ошибка - заходить на разграбленную область не могут отряды игрока, который разграбил данную область, а не отряды, которым принадлежит область.

Tanone написал 9 лет назад: # скрыть ответы

"No friendly units may enter the Pillaged City-State that Player-Turn."
Вообще то как раз правильно вроде.

fonfrost написал 9 лет назад: #

У тебя ошибка, что ты эту фразу вырвал из контекста. Надо в контексте эту фразу читать "For 1 Action, players can win Prestige by Pillaging an Opposing CityState where they have an Established Siege (7.2) from a prior Season. No friendly units may enter the Pillaged City- State that Player-Turn."

Имеется в виду, что дружественные именно разграбившему игроку отряды не могут входит на эту территорию именно в тот ход, в котором произошло разграбление. А ход игрока это импульс, в котором он разыгрывает одну карточку. Т.е. нельзя к примеру за розыгрыш карты с ценностью "2" и "3" сперва разграбить осажденный город, а за тем другой армией войти в данную область и ее снова осадить.

Tanone написал 9 лет назад: #

5) Я тут описал не Преследование, которое описано в 6.34, а Набеги кавалерии, описано в 6.41. Вопрос вроде как как раз по 6.41 был. А я слегка термины попутал.

Alex1981 написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Спасибо за ответы, обязательно учту. И обязательно прочитаю оригинальные англ. правила.
Но вот опять же слегка нелогично выглядит то, что карта лидера замешивается в колоду.
Перикла вообще можно убрать только сыграв дважды чуму на Афины. Получается что надо сначала осадить Афины, потом дважды сыграть чуму, а потом в следующей раздаче он опять может стать лидером целым и невредимым:) Не совсем логично как-то...

fonfrost написал 9 лет назад: #

Замешивается только при остракизме. при чуме Перикл навсегда погибает.

Alex1981 написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Ещё вопрос. Если войско зашло в область с вражеским городом, в области нет вражеских войск, только гарнизон в городе. Требуется ли ещё доп. очко движения чтобы осадить город? Или вхождение в область автоматически становится осадой?

fonfrost написал 9 лет назад: #

Нет, все за одно очко. Ты входишь в такую область, останавливаешься и осаждаешь, но помни, что осадные действия можно делать только в свой следующий ход.

Kuroi написал 9 лет назад: # скрыть ответы

Сравнения с Twilight Struggle и «Юлием Цезарем» от Colambia Games не смог оценить, так как не играл ни в одну из трёх, но благодаря нему получил хотя бы представление. Отчёт - отличный. Эмоционально, но в то же время понятно.

Alex1981 написал 9 лет назад: #

Очень советую сыграть в Twilight Struggle, если нравятся азартные и конфликтные противостояния.

Alex1981 написал 9 лет назад: #

Вот тут тоже есть фото.
http://tesera.ru/user/MakVlad/journal/19717/

Alex1981 написал 9 лет назад: #

Если хотите фото игры, то вот здесь лежит неплохой отчёт с фотографиями (только другой сценарий). Можете глянуть чтобы понимать как игра выглядит.
http://oflex.ru/nastolnye-igry-za-iyun-2015.html