Посреди прошлой недели получилось внепланово вырваться на дуэльные сутки в настолки. Время, выделенное на игры, ограничивалось сутками, а если быть точнее с вечера среды до вечера четверга. Было решено первый вечер посвятить холодной войне между СССР и США (ведь это сейчас так актуально), а второй (целый) день – невероятно интересным приключениям в мире Mage Knight, так как для этой игры и целого дня может быть мало. Скажу сразу, что идея написать отчёт ко мне пришла во второй день, поэтому фото есть только по Mage Knight, однако партия в Сумеречную борьбу сложилась на столько драматичной, что я не смог не написать и о ней.
Совсем Нехолодная война!
И так, Twilight struggle или Сумеречная борьба – противостояние для двух игроков на тему холодной войны между США и СССР. Игра предлагает участникам посоревноваться за доминирование на земном шаре, путём разыгрывания карт с руки. Карты можно играть как событие или как очки операций. События представляют собой почти все значимые моменты холодной войны и дают определённые бонусы и возможности одной из сторон. Очки операции – главный ресурс. За них распространяешь своё влияние в странах (захватываешь их), осуществляешь военные перевороты, либо уменьшаешь влияние соперника в какой-либо стране. Действие игры происходит на поле, которое отображает политическую карту мира того времени. Игра делится на три этапа: Начало войны (3 хода), Середина войны (4 хода), Конец войны (три хода). Пожалуй, это одна из самых быстрораскладываемых стратегий. Судите сами, разложить эту игру можно за 5-10 минут. А вот сыграть в неё (в среднем) можно за 3-5 часов. Бывают, конечно, партии, продолжающиеся меньше времени, но это скорее исключение, чем правило. Так как в первый вечер мы начинали играть около 22.00, выбор пал именно на эту игру.
Я играл за США, мой друг играл за СССР. Не сладко мне пришлось, скажу я вам. Первый ход, вся рука «красная», выживаю. В общем, о первом ходе могу сказать следующее, так как и у меня, и у противника были советские карточки, ход прошёл под красным знаменем. Мой противник сумел разыграть две удачные войны (Корейскую и Арабо-Израильскую). Как следствие, заменяет всё моё влияние в этих двух странах на своё. Хорошо, что у меня там оказалось всего по одной фишке влияния. Советам удалось захватить преимущество в Азии и Европе. Был сыграна карта подсчёта очков в Европе. Мне удалось только удачно скинуть Блокаду Берлина, а всё остальное пришлось играть. Полёт в космос был не удачен для меня, попытка военного переворота в Пакистане тоже. А Советы ещё и удачно слетали в космос. Так же мне пришлось сыграть Варшавский договор, что способствовало дальнейшему преимуществу СССР в Европе.
Второй ход, опять почти вся рука «красная», но есть две своих карточки, уже кое-что! За второй ход я смог частично улучшить положение США в Европе и захватить пару стран в Азии. Также я смог укрепится на Ближнем востоке и занять некоторые страны в Африке. Ситуация у Советов с картами была немного хуже чем в первом ходу, но ему удалось нивелировать действие моих карт в своей руке (полёт в космос и ООН). После розыгрыша Карты Китая, СССР разыграло карту подсчёта очков в Азии, доминирование Советов. Можно сказать, что мой противник сделал ставку на ПО во втором ходу, надеясь досрочно закончить игру (играл карточки, дающие ПО, летал в космос, и т.д.), и надо сказать, что ему это почти удалось. На конец хода у СССР было 19 ПО. Всего одного ПО не хватило моему другу для блицкрига.
Третий ход, конец этапа Начало войны. От победы СССР отделяет всего одно ПО. Наконец мне пришли свои карты! Можно играть. Предвкушая победу, мой друг опрометчиво играет в Начальную фазу карту, которая даёт ему три ПО. Всё, победа в кармане? Не тут то было! У меня на руке есть Перебежчики, и именно их я играю в Начальную фазу. Большой облом для СССР! Да, а победа была так близка… Установив своё доминирование на Ближнем Востоке, я таки дожидаюсь когда соперник разыгрывает эту карту и ползунок ПО скатывается в мою сторону.
В течение следующих четырёх ходов (середина войны) мне удаётся установить полный контроль над Юговосточной Азией и сыграть карту подсчёта очков для этого субрегиона. Так же удаётся установить доминирование в Европе, которое тоже приносит плоды. Удаётся сыграть Иона Павла 2-го в Польше. Противнику удаётся только установить своё преимущество в обеих Америках, но поздно. Карты подсчёта очков в этих регионах приходят к нему же в руку и играются ещё до доминирования в этих регионах. Африка переходит из рук в руки, но в конечном итоге на момент подсчёта очков, доминирование за мной.
На начало 8-го хода (конец войны), США имеет преимущество в 7 ПО. Мне приходят неплохие карты, а среди них карта "Военные игры", позволяющая досрочно закончить игру при условии, что DEFCON=2 и при пожертвовании 6 ПО в пользу соперника «Как на счёт приятной партии в шахматы?». Нужно её играть! DEFCON у нас на тройке. Играю первым ходом карту, дающую ещё 2 ПО. Потом играю переворот в южной Америке, тем самым переводя внимание соперника в этот регион, и понижая DEFCON до очень нужного мне уровня 2. И… трепещущий момент… Мой соперник играет карту "Терроризм", позволяющую скинуть одну карту с моей руки. Полный облом… Ну всё думаю, пиши пропало. Открываю свою руку, показываю свои карты, и…, и…, и…, Советы реагируют как бык на красную тряпку на карточку Солидарности. Дело в том, что после того как я сыграл Ионна Павла 2-го, Советы очень запомнили этот момент и заострили своё внимание на том, что я могу ещё усугубить ситуацию карточкой Солидарность. Поэтому когда мой противник увидел у меня на руках эту карту, он с диким восторгом схватил эту карту и скинул её. Не то чтобы он не смотрел на другие карты, нет, он осмотрел всю руку, но увидев Солидарность, не стал больше сильно раздумывать. Естественно следующим ходом я закончил игру. Мой друг, конечно же немного расстроился, но локти кусать не стал, так как ситуация на карте уже была не в его пользу, а стрелки часов показывали уже 3 часа ночи. Ну и больше всего в этой партии его расстроило, то, что он не смог додавить меня в первых раундах игры.
Игра получилась, как всегда очень эмоциональная и интересная, насыщенная многими неожиданными поворотами. Вообще, это, пожалуй, самая эмоциональная игра из всех мною опробованных. Игра протекает очень активно, даунтайм есть, но он, как правило, небольшой. Ты планируешь свои ходы, но один подлый ход соперника может испортить тебе всю комбинацию и заставит пересмотреть все планы. Это та игра, где правила осваиваются очень быстро, но понимание как играть и выигрывать в эту игру приходит только после многих сыгранных партий. На мой взгляд, за Советы играть немного легче, особенно в начале игры. У них больше агрессивных карточек (позволяющих выкладывать влияние в разные страны и убирать влияние соперника), и карта Китая изначально находится в их распоряжении. Для США, частенько, одной из главных задач становится пережить первые раунды игры. Если это им удаётся, то с середины игры они начинают уверено наращивать своё влияние во всём мире. Однако сама игра сильно зависит от того кто, как и какие карты играет. Поэтому с большой вероятностью, каждая новая партия не будет похожа на предыдущую.
Этот невероятно долгий, но уж очень интересный Mage Knight.
Об этой игре было написано очень много и разного. Одни считают эту игру настольным RPG шедевром, другие – мозгодробительной нудотиной, третьи заумной головоломкой, а четвёртые вообще боятся подойти и кричат, что там правила написаны очень непонятно и сложно. Я долго думал о том, стоит её покупать или нет, читал обзоры, отзывы и, в конце концов, решил всё-таки рискнуть и купил. Сейчас могу с полной уверенностью сказать, что ни чуточки не жалею о принятом решении. Зверь оказался не так страшен, как его малевали, но очень необычен и интересен. Много было сказано о том, что правила написаны очень сложно и даже после первого прочтения их, играть тяжело. Я поступил следующим образом, стал читать первую книгу правил и сразу раскладывать сценарий на одного. Правила в этой игре разбиты на две книги. Первая книга это такой себе PlayBook, который буквально разжёвывает по шагам как надо играть, приводя различные примеры, иллюстрации и объяснения. Для первой игры её оказывается вполне достаточно. Вторая книга – это уже такой суровый сухой, но хорошо структурированный, свод правил без всяких примеров, предназначенный для более опытных игроков.
Не знаю, почему многие жалуются на сложные и плохо написанные правила. После прочтения первой книги правил и разыгрывания одиночного сценария я понял, что ничего сложного в этой игре нет. Для меня практически всё стало понятно. Да в игре есть очень много тонкостей и нюансов, из-за которых придётся частенько заглядывать в обе книги. Но зачастую они все логичны и хорошо запоминаются после пары партий. Поэтому, замечания многих людей по поводу коряво написанных непонятных правил, я считаю не более чем предвзятым отношением к самой игре или не усидчивостью совместно с нежеланием при ознакомлении с правилами. На самом деле надо просто набраться терпения, запастись временем (у меня на первую партию ушёл практически весь день) и желанием освоить первую книгу попутно раскладывая игру. После этого можно уже смело начинать привлекать к этой игре других участников. Однако я бы не рекомендовал привлекать слишком много участников, потому что это действительно оЧень долгая игра, и с увеличением количества игроков, время игры возрастает очень сильно. Оптимальный состав, по моему мнению, 2-3 игрока.
Теперь пару слов о самой игре. Это действительно очень необычная и интересная игра, которая позволяет почувствовать себя в роли некоего героя (эдакого Маго-рыцаря) блуждающего по фэнтезийному миру и подвергающему себя разнообразным приключениям. Это как интерактивная книга, в которой ты выступаешь одним из главных героев. И это та игра (опять же, на мой взгляд), в которой победа это не самое главное. Тут ты испытываешь удовольствие на протяжении всей игры, а победа является неким незначительным бонусом в конце игры. Здесь нет прямого противостояния, хотя можно нападать друг на друга и делать различные подлости друг другу. В игре больше присутствует некий соревновательный эффект. Типа, кто больше всего за игру захватит замков, башен, подземелий, городов и т.д. Поэтому в основном на протяжении игры идёт некое параллельное осваивание карты с небольшими подлостями друг другу, и в отдельных случаях, стычками между собой. В этой игре есть разные сценарии, согласно которым можно работать как в команде, так и друг против друга. То есть иногда эта игра может играться в кооперативном режиме, где участники преследуют одну общую цель и должны работать сообща, а иногда – представляет эдакий марафончик по карте с целью максимально набрать себе плюшек к концу игры и по возможности как-нибудь насолить противнику.
И так, что же представляет собой эта игра. Прежде всего, это дек билдинг (построение своей игровой колоды) в процессе игры, это постоянное решение головоломок (куда пойти, как пойти, как ударить, как заблокировать и т.д.) с помощью карт в твоей руке и в твоей колоде, это постоянное взаимодействие с окружающим миром, это периодическая смена дня и ночи (да, да, здесь день постоянно сменяется ночью и наоборот, и каждое время суток добавляет свои особенности в игровой процесс) и много, много ещё разных интересных вещей. В общем, всё это в итоге выливается в очень интересное приключение. Углубляться в описание правил дальше я не стану, ибо правила действительно очень объёмны, и в двух словах их не объяснишь. Добавлю только что это ещё игра на время. Не зависимо от того какой сценарий вы выбрали, он всё равно будет ограничен определённым количеством раундов. В базовых сценариях максимум это шесть раундов. Три дня и три ночи. Именно этот сценарий (Тотальное завоевание) и был нами выбран для игры. Скажу сразу, что играли мы в эту игру до этого не много. Я играл раза четыре-пять, мой товарищ – один раз.
Начало. Я играл за чёрного маго-рыцаря (не помню, как его точно зовут, но мне всегда хочется назвать его Трогваром, имя очень похоже), мой друг – за эльфа.
Как видно из фотографий первая рука была у меня была «походная», поэтому я ограничился путешествием в деревню и наймом там отряда целителей. Затем я зашёл в древний храм и помолился всем богам, после чего я взял курс на магическую башню справа и орков на волке. Мой товарищ пошёл в другую сторону и схлестнулся сначала с орочьим шаманом, а за тем так же захватил магическую башню. После этого я начал активно продвигаться дальше по карте открывая всё новые и новые тайлы, а мой друг безнадёжно (до наступления ночи) застрял в пустыне. Не смотря на два открытых тайла, пользы они принесли мне немного. Я смог нанять ещё один отряд в монастыре и двинулся дальше. Открывать новые горизонты. Тем временем мой друг стоял себе в магической башне и скупал заклинания.
И вот пришла ночь. Эльф, на конец то преодолел пустыню и открыл свой первый и последний тайл в этой игре. А я попытался сразиться сразу с двумя противниками, в надежде заработать два артефакта в свою колоду. Первого я одолел, а вот вторым был какой-то огненный дракон, который мне очень больно навалял. В общем, после поражения, я решил продолжать исследования.
В этой игре сложилось так, что я был главным исследователем и первопроходцем, а мой друг сидел, выжидал, потом бегал по всей карте и подчищал за мной все оставленные локации. Я открыл оба города и даже один захватил, только со второй попытки. Второй город оказался у нас окружён непроходимой местностью, поэтому его ни кто в итоге так и не захватил. После города я пытался спуститься в древнюю гробницу, расположенную рядом, но успеха там не возымел.
К концу игры мой товарищ зачистил почти всю карту (эту можно видеть на фото) и даже успел хорошенько мне навалять на последок. В итоге при финальном подсчёте славы (победных очков), он заработал себе все титулы, какие только можно было заработать. Мне остался только титул Захватчика городов. Результат был не в мою пользу. Я проиграл. Можно сказать, что стратегия моего оппонента оказалась более выигрышной, так как к концу игры он собрал мощную колоду и завоевал больше разных локаций. Однако общую задачу сценария захватить оба города мы так и не выполнили.