Оценка пользователей
9.4156
Оценить:
-
-AdRiver-

Живые страсти в мертвый сезон

 

У конца света есть одна интересная черта – он не бывает скучным. Как только ты привыкаешь к новому порядку вещей – он меняется. Каждый новый день отличается от предыдущего...

Лоретта Клэй, выжившая

 

И что за народ мы такой? Истории в книгах эпические ищем, фильмы смотрим такие, чтобы нервы щекотали, а за настольной игрой когда собираемся – все норовим в вершителей судеб перевоплотиться. Требуются нам не просто картона кусочки, а что бы из них космические баталии в далекой-далекой галактике складывались, прогулки в полной выкладке по подземельям с драконами. И уж если за людей простых сыграть захотим, так обязательно они на необитаемом острове окажутся или в городе посреди североамериканского штата Массачусетс, где вот-вот проснется страшное древнее божество.

 

И ничего не поделать с этим, хочет душа приключений, хочется нам уйти хоть на полчаса, хоть на целый вечер от рутины и банальных забот. И идти на подвиг лучше в хорошей компании друзей, людей оптимистичных и жизнерадостных. С ними и соперничать интереснее, и в битве за общую победу такие товарищи всегда помогут. Но и тут наш внутренний голос нашептывает: "Мало, мало впечатлений. Давай еще психологический конфликт в игру добавим!"

 

Для удовлетворения этого каприза на свете существует целая категория настольных игр - игры со скрытыми целями и предателями, в которых те самые верные друзья, хорошие знакомые, милейшие люди, открываются совершенно с новой, темной своей стороны. Душа компании оказывается холодным и расчетливым. Шутник и балагур, отыгрывая роль тайного врага, врет так, что ни один детектор лжи не распознает. А молчун и тихоня, в попытке раскрыть заговорщика, проявляет качества, которым позавидовал бы и достопочтенный монах Генрих Крамер, инквизитор и автор "Молота Ведьм", трактата по выявлению асоциальных элементов в средневековом обществе. Прародительницей же класса игр с предателем принято считать наипопулярнейшую "Мафию". Ну кто не засыпал вместе с городом, с надеждой проснуться утром и не оказаться в ряду случайных жертв злобных мафиози? В дальнейшем механика такой игры претерпевала многочисленные изменения, возраждаясь в виде новых удачных, или не очень, настольных развлечений. Действия переносились с Сицилии на очень Дикий Запад, в глубокие шахты с гномами, в деревни с оборотнями, в сказочное средневековье и даже на огромные космические корабли-ковчеги.

 

Единственное, что оставалось неизменным в большинстве игр с тайными ролями (за малым исключением) - это их принадлежность к категории игр для вечеринок, "пати-геймов". Не обремененных глубокой предысторией, разнообразной механикой, дизайнерскими изысками и большой вариативностью действий. На первый план в таких играх выводилась социальная составляющая, часто в ущерб остальным компонентам. И если европейские и американские геймеры имели несколько вариантов более насыщенных игр с тайными целями игроков, то в русскоязычных изданиях такого рода настольные развлечения практически незамечены. Но, в ближайшее время, силами компании Сrowd Games и издательства "Геменот", ситуация должна измениться в лучшую сторону. На русском языке будет выпущена игра о сотрудничестве и предательстве после конца света, хит 2014-го года "Dead of Winter", получившая локализованное название "Мертвый Сезон". О ней и пойдет речь после этого слегка затянутого вступления.

 

 

История появления:

 

В ноябре 2013-го года издательство Plaid Hat Games анонсировало новую серию игр, назвав ее Crossroads (Перекрестки). Название было обусловлено идеей о пересечениях судеб персонажей игры, их постоянных взаимодействиях в сложных условиях, а так же наличием карт событий, розыгрыш которых в определенные моменты мог бы существенно влиять на весь ход игры, изменяя ее течение.

 

Первой в серии стала "Dead of Winter", кооперативная игра о выживании после глобальной мировой катастрофы в условиях суровой зимы. Уже через месяц на нее был открыт предзаказ, и информация полилась бурной рекой. Анонсы обещали постапокалиптический сеттинг, где игроки, принявшие на себя роль руководителей небольших групп выживших, должны были сообща обеспечить существование небольшой колонии посреди брошенного города. Краткие вылазки в различные городские локации для пополнения ресурсов, борьба с толпами кровожадных зомби и личная секретная цель для каждого из игроков. Последнее вызывало наибольший интерес и на "Dead of Winter" заранее возлагались большие надежды, после выхода в начале 2014-го года оказалось, что игра их полностью оправдывает.

 

На момент написания обзора "Dead of Winter" занимает 17-е место в рейтинге главного англоязычного игрового сайта BoardGameGeek.com и удостоилась номинации в категории "Лучшая игра года" и победы в категориях "Лучшая тематическая игра" и "Лучшая инновационная игра". Но ярче большинства рейтингов реакцию игроков характеризует тот факт, что в настоящее время весь тираж игры распродан и найти ее в американских магазинах практически невозможно, да и цена у большинства оставшихся предложений спекулятивна, так как почти в два раза превышает первоначально рекомендованную издателем.

 

 

Насыщенность игры большим количеством художественного атмосферного текста мешала многим русскоязычным любителям настольных игр разделить восторги западной публики. Но и эта преграда будет устранена, благодаря компаниям "Геменот" и Crowd Games, сообщившим в марте 2015-го года о планах по выпуску локализации игры и запуске краудфандинговой кампании на сайте "Бумстартер". Кампания уже стала успешной, собрав необходимую сумму за первые 12 часов. Релиз намечен на август этого года и до 23-го апреля еще можно успеть поучаствовать в сборе средств и заполучить свой экземпляр игры по очень выгодной цене.

 

Состав и компоненты:

 

Счастливые обладатели копий "Dead of Winter" получили в свое распоряжение без преувеличения продукт дизайнерский, с любовью оформленный и отполированный авторами Джонатаном Гилмором (Jonathan Gilmour) и Айзеком Вега (Isaac Vega). На глянцевой поверхности стандартной по размерам квадратной коробки, за крупным названием, изображены лица выживших, как будто отражающиеся в осколках зеркала. Или в метафорических осколках своей жизни, рухнувшей с приходом апокалипсиса.

 

Находящиеся внутри компоненты так же выполнены на высоком уровне. Руководство игрока написано понятным языком, с большим количеством примеров игровых ситуаций и занимает 14 страниц, что совсем не много по меркам современных тенденций изложения правил. Еще 4 страницы руководства отданы под художественное описание стартовых условий различных сценариев и атмосферные тексты, зачитываемые при завершении партии. Игровое поле разделено на 6 отдельных листов внешних локаций и непосредственно на карту колонии. Необходимо отметить, что на всех элементах отведены специальные места для различных колод карт, счетчиков, фишек, персонажей и тех самых обещанных зомби. Карточки локаций и колонии изобилуют подсказками, а на листах игроков, коих в коробке обнаружится ровно 5 штук, по одному на каждого участника, присутствует памятка о порядке хода и описание всех возможных действий игрока. Такое внимание к игровым элементам позволяет сразу же включиться в процесс игры, не обращаясь к книге правил ежеминутно, даже в ходе первой ознакомительной партии.

 

Сами выжившие, как и зомби, выполнены в виде картонных фигурок, вставляемых в прозрачные пластиковые подставки. На сколько такое решение лучше или хуже использования миниатюр - вопрос для душевного "холивара" , но точно можно сказать, что именно такая реализация позволила наполнить "Dead of Winter" большим количеством уникальных персонажей (их здесь 30 штук) и при этом не навредить конечной стоимости игры.

 

 

Каждый из выживших обладает явной индивидуальностью, а вот зомби. Ну на то они и зомби, чтобы быть похожими друг на друга. Из картонных листов с фигурками персонажей так же будет необходимо выдавить многочисленные жетоны ран, еды, баррикад, шума и т.д. Нареканий их исполнение не вызывает. Еще в коробке с игрой находится 30 стандартных кубиков D6, необходимых для выполнения действий, один уникальный кубик повреждений и более трехсот карт. Представлены карты выживших, карты предметов, карты кризисов, карты секретных целей и конечно те самые карты перекрестков.

 

На картах выживших помимо изображения, имени, рода занятий персонажа, помещена его особая способность и игровые характеристики (рейтинг влиятельности, умения в атаке и в поиске). На картах кризисов представлены описания задач для всей колонии на текущий раунд игры, за невыполнение которых там же предусмотрены существенные штрафы. Секретные цели разнятся для простых выживших, предателей и для игроков изгнанных из колонии. Карты предметов относятся к семи различным категориям (еда, топливо, оружие, лекарства, знания и т.д.), часть из них может быть использована как экипировка персонажей, другая часть применяется разово для внутриигровых целей и при разрешении кризисных ситуаций. Художественный текст, представленный на картах перекрестков, зачитывается одним из игроков, в случае если его сосед совершил определенное действие, указанное в начале текста. После чего активный игрок или вся колония оказывается перед ситуацией сложного морального выбора, на перепутье. В зависимости от принятого решения зачитывается одно из двух продолжений текста и выполняются предписываемые действия, в большинстве случаев несущие определенно отрицательный эффект.

 

Все компоненты оформлены так, что смотрятся потрепанными. Тут и потертости карт, и пятна крови и грязи. Видно, что каждый элемент оформления направлен на погружение в атмосферу выживания во враждебном, захваченном ходячими мертвецами мире. Однозначно, художники, работавшие над игрой, делали это с полной самоотдачей. И от того вдвойне приятно, что визуальная составляющая никак не вредит информативности, а наоборот только дополняет ее. Из недостатков компонентов можно отметить только малую толщину картона полей локаций и карт. Но это только если искать к чему придраться.

 

Игровая механика:

 

"Dead of Winter" рассчитана на компанию от 2 до 5 игроков. Партия, в зависимости от сложности сценария и опыта играющих, займет от 45 минут до 3-х часов игрового времени. Сценарии, выбираемые в начале игры, определяют основную цель для общей победы выживших, количество раундов для ее достижения и положение счетчика морали колонии. На карточках сценариев указана примерная продолжительность игры, а так же на обороте такой карточки существует вариант усложненных правил для более продвинутых игроков.

 

После выбора сценария для каждого из участников случайным образом определяются по двое выживших, один из которых назначается лидером группы, а второй его последователем. И если изначально все выжившие в игре могут совершать действия, несут полезную нагрузку – то в дальнейшем в колонии будут появляться как полезные персонажи, так и абсолютно пассивные, бесполезные выжившие, которые только и делают, что проедают и без того не богатые запасы продовольствия. Так же между игроками распределяются карты личных секретных целей, создающие основную интригу предстоящей партии. Вероятность появления в колонии предателя не слишком высока, цель такого игрока не допустить выполнения основной цели за отведенное количество раундов или снизить моральный дух колонии до нуля. Но и простые игроки, чтобы выиграть, должны не только обеспечить общие условия победы, но и к концу игры выполнить личное задание, условия которого часто идут вразрез с интересами колонии. Тут и кроется причина психологического напряжения за игровым столом, ведь даже честные вменяемые выжившие вынуждены хитрить, прятать ресурсы и преследовать личные интересы. Как тут не заподозрить друг друга в предательстве?

 

Вслед за определением стартовых условий и распределением всех элементов по своим местам на игровых полях - игрок с наибольшим влиянием персонажа вскрывает карту кризиса и начинает игру. Кризисная ситуация определяет количество того или иного ресурса, карты которого должны быть до конца раунда в закрытую собраны участниками игры на отведенном для этого участке поля. Так же за раунд необходимо накопить карты пропитания, из расчета единица еды на двоих выживших в колонии. Для пополнения ресурсов, присутствующих на руке игрока в закрытую, выжившим придется покидать уютную колонию и отправляться во внешние городские локации для поиска. На картах локаций пиктограммами обозначены ресурсы, которые могут быть добыты, а так же в локациях в большом количестве собираются те самые зомби. Уничтожение мертвецов здесь не является целью игры, они присутствуют в качестве угрозы, внешнего фактора опасности. Их популяцию необходимо контролировать, но увлекшись истреблением - вы рискуете не успеть выполнить цель сценария.

 

 

Колония тем временем продолжает жить, в мусорной куче скапливаются отходы, и на ее очистку так же необходимо тратить действия, а входы в колонию приходится баррикадировать, чтобы избежать прорыва нечисти. Допустимые действия определяются броском кубиков в начале игры. Каждое перемещение и убийство зомби потребует броска кубика повреждений, по результатам которого выживший может как получить рану или обморожение, так и вовсе погибнуть. Смерть одного персонажа тут же понижает моральный дух всей колонии. Но это далеко не все, что осложнит жизнь пока еще живым людям. Игрок, сидящий справа от действующего, тянет карту перекрестка и внимательно следит за происходящим на поле. Если условие карты выполнено, в действие вступает текст перекрестка. И здесь уже либо первый игрок, либо вся колония голосованием должны принять судьбоносное решение, которое существенно изменит баланс сил, скорректирует планы на ход, а то и вовсе решит исход раунда. Такая подвешенная в воздухе угроза добавляет напряженности в ход партии и обеспечивает постоянное чувство притаившейся опасности в этом жестоком мире после апокалипсиса.

 

По завершению действий первого игрока ход передается по часовой стрелке, несыгранная карта перекрестка кладется под низ колоды и вот уже новый участник партии должен решать, как помочь колонии и при этом выполнить свою секретную миссию. В конце полного круга первый игрок тайно перемешивает скопившуюся колоду предотвращения кризиса, вскрывает карты из нее и определят достаточно ли ресурсов было накоплено для спасения колонии в этот раунд. Распределяются жетоны еды, передвигаются маркеры раунда и морали, если это необходимо, и право первого хода передается следующему игроку. Игра заканчивается если один из маркеров достигает нулевой отметки или если цель сценария была выполнена. В первом случае побеждает предатель, во втором честные выжившие. Но только при условии выполнения личных секретных целей.

 

Впечатления:

 

Начать следует с того, что "Dead of Winter" сложно назвать кооперативной игрой в чистом виде. Несмотря на общее условие победы – каждый из игроков преследует свои личные интересы. От этого воздух за столом наполнен взаимными подозрениями и недоверием. В любой момент игры один из участников может быть изгнан из колонии общим голосованием, а жизнь вне защитных стен никому не покажется легкой. Так же это не добавляет простоты в обнаружении предателя, многие из действий обычных игроков, без знания секретных целей, кажутся нелогичными и даже вредоносными.

 

Так же "Dead of Winter" не обеспечит желаемое многими чувство свободы. Все таки и реализация игровых полей и набор доступных действий вызывают чувство некоторой схематичности происходящего.

 

 

Но за что же эта игра получила такие высокие оценки? Ответ до банального прост - за атмосферу. Атмосферу безысходности и подозрительности. Все эти пятна крови на картах, надорванные края изображенных бумаг и эмоции на лицах персонажей. В конце концов приходит понимание, что в эту суровую зиму выживут далеко не все, победит сильнейший, и независимо от того стал ты предателем или нет – в голове плотно сидит мысль что своя рубашка к телу ближе. Психологическая дилемма проста – навредить или не навредить колонии конечно важно, но и себя любимого забывать нельзя. Из этой простой формулы складывается огромное многообразие поведения игроков, их социального взаимодействия. Ведь ресурсами можно обмениваться, просить помощи в защите от зомби в локациях, совместно строить планы и строить их обязательно с выгодой для себя и своей группы уцелевших.

 

Игра по-взрослому, убедительно, вводит участников в кризисную ситуацию. Заставляет принимать сложные решения и держит в напряжении неожиданными поворотами событий. Во многом это обеспечивается картами перекрестков, на некоторых из которых даже присутствует специальное обозначение, позволяющее убрать из колоды экземпляры затрагивающие темы не предназначенные для детей, типа суицида или наркотиков.

 

Подводя итоги можно сказать, что "Dead of Winter" по праву получила свои высокие оценки. В плюсы можно записать отличное визуальное исполнение, организационно продуманную графическую реализацию с кучей подсказок, доступные не перегруженные правила и реиграбельность, благодаря разнообразию сценариев, персонажей и поворотов сюжета. И да, это лучшая игра с предателем, планируемая к выпуску на русском языке. И да, предателем может быть любой, ведь этот мир погиб и прежние условности поведения больше не действуют.

Фото и видео

добавить
  • новые
  • популярные
Michael написал 5 лет назад: #

Отличная игра. В правильной компании атмосфера, действительно, зашкаливает!

DareDevil написал 5 лет назад: # скрыть ответы

отличная заметка. вложился в проект, и теперь с нетерпением жду момента, когда заветная коробка с игрой окажется у меня в руках.

Aviat написал 5 лет назад: #

Спасибо! Так же жду с нетерпением выхода русского издания.

vladimirs написал 5 лет назад: # скрыть ответы

К сожалению, нечитаемо. Глаза отказываются воспринимать такое полотно :)
Абзацев бы и картинок чуток.

Aviat написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Немного разрядил, не сразу совладал с местной системой оформления.

vladimirs написал 5 лет назад: # скрыть ответы

Теперь отлично, спасибо.

Aviat написал 5 лет назад: #

Спасибо за оценку :) Объем и правда немаленький получился, но свое резать всегда тяжело.