Список игр в которые играл:
Покорение Марса (со всеми дополнениями, кроме Эллады и Элизия)
Прошёл год, и мы вновь отправились на уже второй настолкэмп, заботливо организованный замечательными Светланой Макуриной и Александром Афонасьевым, в городе Новоуральск. Вам и остальным организаторам большой респект. При ещё большем количестве участников, чем в прошлый раз, на мой взгляд, организовано всё было лучше. Буду рад вновь оказаться у вас в гостях! Всё было супер! Ну а теперь настолочки. ;-)
В записи не будет евроновинки Теотиуакан и ассиметрилки Root. Они приехали к нам как раз сразу после настолкэмпа. Нет в записи новинок (кроме Подлодки) и оригинальных игр. Которые так любят многие пользователи «Тесеры». Так получилось, что в основном играл в проверенные временем старые игры. И лишь только одна Коимбра оказалась для меня новинкой, с неё и начну, так как она была первой на игротеке. Поехали!
Как и в прошлый приезд, начал с игры, в которую не планировал играть. После долгого выбора остановились на «Коимбре». Давно приглядывался к игре и, воспользовавшись случаем сыграть, без особых колебаний присоединился к остальным трём участникам.
Изучая художественное оформление, в голове сразу возникла мозаика из образов в духе легенд о Тиле Уленшпигеле. Антураж средневековый, но не мрачный, как обычно на эту тематику, а яркий, красочный, с пестринкой. Преобладающие оранжево-зелёные тона, привносят оттенок праздника и веселья. А есть ли веселье в самой игре?
А вот и нет его. Перед нами оказалось очередное суровое евро на выставление кубов. Было уже, проходили.
Да, сам механизм выставления и розыгрыша этих самых кубов в «Коимбре» весьма интересен и оригинален, но в целом, сама игра для искушенных настольщиков вторична.
Здесь всё как обычно. Карты персонажей с “цветовой дифференциацией штанов”, которые дают всякие ништяки (привет «Лоренцо» и «Гранд-Отель Австрия»). Поле с блужданием по локациям монастырей, которые дают дополнительные плюшки и прочие ништяки (привет «Марко-Поло» и «Орлеан»). Треки, отображающие эти самые ништяки и прокачки. («Орлеан», снова рад тебя видеть). И на десерт карты общих целей (стандартный букет евроигр в придачу).
Играем и одновременно изучаем
Сами по себе все эти ингредиенты безусловно увлекательны. Карты персонажей дают ресурсы. Ресурсы дают продвижение по трекам. Треки дают бонусы. Бонусы дают продвижение по трекам ресурсов. Треки ресурсов дают бонусы, которые… я знаю о том, что ты знаешь о том, что я знаю о том, что ты об этом знаешь...ну и всё в таком духе. В этих зеркальных переотражениях взаимодействия механик вся суть евроигр. И цепляющиеся друг за друга компоненты со всеми этими кубами, картами и треками хорошо известны.
Но вот этот конкретный салат под названием «Коимбра» выглядит как новогоднее оливье, которое достали из холодильника в районе 3-го, а то и 4-го января. Увы, но игра вообще никак не зацепила. Пеняю на себя, тут я сам виноват - переел я этого оливье уже с избытком.
треки, цели, ячейки, локации...всё как всегда в евро
А если абстрагироваться от моего обжорства евроиграми, то «Коимбра» всё же хороша для тех, кто только пробует игры и может зайти любому, кто любит все эти крючки цепляющихся друг за друга шестеренок евромеханик.
По итогам: Савва Журавлёв - 163 очка (синий) - 1 место
Яна - 153 очка (жёлтый) - 2 место
Иван - 132 очка (красный) - 3 место
Сергей Сухарев - 103 очка (чёрный) - 4 место
- Вам добавки? -
- Нет. Я пожалуй попробую второе блюдо! -
* * *
На второе у меня была жирная стряпня от шеф-повара всея немецкого игростроя Уве Розенберга. Так, всё. Хватит кулинарных аллегорий.
Сам я не планировал гонять викингов, но сработал рок судьбы. Дело в том, что на прошлом кемпе я хотел с Ильёй Мурсеевым провести партеечку, но так и не довелось сыграть вместе. В этот раз звёзды сошлись под покровом уральской ночи, и мы вместе, с ещё двумя визави, приступили.
У меня за плечами с десяток партий, а что в этот раз, что в предыдущие, в начале этой партии был ступор в каком направлении двигаться. Из всей нашей компашки, Илья играл в первый раз и в дебюте он явно себя чувствовал как тот ёжик в тумане. Только вместо “лошааадкааа!” он вопрошал: “чтоо деелаааать?”. И действительно, на первых порах всегда возникает этот вопрос на каждом ходу. Глаза разбегаются от количества возможных действий. Лошад...тьфу, ответ на вопрос “что делать?” Илья так и не нашёл и, отправив три кнорра с викингами с глаз долой, очутился на последнем месте. Зато игру наконец-то опробовал. Год спустя.
планшет Ильи
А тем временем, Олег стал разводить овец, вследствие чего стал знатным чабаном. Он активно стриг своих овечек, и когда к концу игры у него было два острова, неплохо так покрыл их жетонами шерсти.
планшет Олега
Надя выбрала вундерваффе игры, а именно китобойный промысел. Давно подметил, что стратегия эта крайне эффективная. Ещё она часто ходила ставить ловушки и силки и увела из-под моего носа остров Лабрадор. Застроила полностью свой планшет и часть острова. В итоге победила.
Планшет Нади
Я же, как всегда, играл по принципу “бурёнка покорно идёт на убой”. То есть, зная что в базе розыгрыш карт профессий - та ещё сомнительная лотерея, я раз за разом, от партии к партии, с упорством обречённого, пытаюсь получить бинго с карт этих самых профессий. Вот и в этот раз разыграл семь карт, а толку ноль. Например, первая карта была “рыболов”. Она даёт рыбу при успешной установке ловушки. Но так как Надя, как правило, ходила первая и первым действием ставила ловушку, то мой рыболов баклуши бил, а не рыбу ловил.
мой планшет
Были и такие карты, которые вообще были мне бесполезны. И ведь прекрасно знаю эту свою особенность, но всё равно иду и наступаю на одни и те же грабли. В оправдание могу отметить, что в базе карты дико рандомны и хаотичны. Их зачастую не подстроить под определённую стратегию. Хотя говорят, что дополнение "A Feast for Odin: The Norwegians Expansion" данную оказию исправляет.
Мы были так поглощены игрой, что не заметили как у нас появились фанаты
Неудачная партия была ещё смазана тем, что Илья бурно эмоционировал, чем безусловно веселил, но и отвлекал. За всю партию я так и не сосредоточился серьёзно на игре и часто ошибался в распределении викингов по ходам. Оказался на предпоследнем месте.
В общем, проходная партия. Но сама игра лично для меня шикарная. Считаю «Во Славу Одина» лучшим творением от Уве Розенберга. Уже заказал дополнение.
Общий вид игры
P.S. Так как играли с деревянным органайзером и акриловыми накладками, пару слов о них. Органайзер к «Одину», призванный дарить удобство и комфорт, на самом деле, показался жутко неудобным. Уж лучше по пакетикам, чем так. Акриловые накладки хороши, но и без них вполне комфортно можно играть. Из минусов отмечу то, что вместо ячеек под жетоны овец и коров, использованы прорези, куда вставляются эти самые жетоны. По моему, это хреновая идея.
По итогам: Надежда Воронина (красный) - 101 очко - 1 место
Олег Садым (синий) - 95 очков - 2 место
Сергей Сухарев (чёрный) - 70 очков - 3 место
Илья Мурсеев (синий) - 21 очко - 4 место
* * *
Уже глубокой ночью случилось игровое дежавю. Потому что год назад, здесь, на кэмпе, в это же самое время, ночью мы покоряли Марс со всеми допами. Никогда такого не было, и вот опять. Только на этот раз к предыдущим допам присоединились «Колонии» и играли уже другим составом игроков. И еще в этот раз выбрали почему-то базовое поле.
Вообще я до этой партии скептически относился к «Колониям». Считал, что это уже перебор и пятая нога, увязшая в финансовом успехе игры. Купил лишь из принципа “чтобы был весь сервиз”. После покупки почему-то избегал играть с «Колониями».
Но в этот раз поддался уговорам и забегая вперёд скажу, что всё-таки доп по своему интересен и особо не перегружает игру. Ведь можно вовсе игнорировать действия связанные с торговлей и играть по старинке. На баланс это не влияет (но это не точно).
К Покорению готовы
На старте решили раздать по три корпорации, и я выбрал из них самую любимую - Saturn Systems. Обожаю разыгрывать метки Юпитера.
Стартовал неважно. Ребята сразу стали ориентироваться на торговлю с колониями. Строили их, торговали. А я за всю партию пару раз поторговался с Церерой, чтобы получить сталь, и на том успокоился.
Не получил ни одного достижения, не учредил ни одной награды. Чем занимался всю игру - непонятно. Ощущал себя мимо проходилом. Сидел изгоем, сам по себе что-то копошился, возился. Да с таким отрешённым упоением, что вообще не смотрел как играют остальные.
Середина партии
Каково же было моё удивление, когда после финального подсчёта очков я оказался на первом месте. Чудеса, да и только.
По самой партии добавить особо нечего. Разве что «Колонии» раскрылись. И похвалить саму игру хочется. Хоть и сыграл огромное количество партий за два года, но «Покорение Марса» (будь то с допом или голая база) всё так же хороша и не надоела. Готов в неё играть всегда и в любое время. До сих пор самая любимая игра. Засела в личном топе на первом месте всерьёз и надолго.
Финиш
По итогам: Сергей Сухарев - корпорация Saturn Systems (черный) - 69 очков - 1 место
Андрей Булатов - корпорация Thorgate (красный) - 67 очков - 2 место
Олег Садым - корпорация Ecoline (жёлтый) - 64 очка - 3 место
Михаил Талапов - корпорация Mining Guild (синий) - 59 очков - 4 место
* * *
Вот уже и рассвет наступил, солнышко вовсю светило. Весёлый щебет птичек заполнял рассветную тишину, а мы и не собирались расходиться на ночлег. Продолжили почти тем же составом настольный марафон и разложили «Брасс». На моё удивление, «Ланкашир». Почему-то более хайповый «Бирмингем» отложили в сторону.
С самого начала партии появилось жёсткое противостояние на карте. Борьба за локации при строительстве зданий и возможность строить паромные переправы в выгодных местах. Толкание локтями на внешнем и внутреннем рынках.
Вся игра в напряжении, кризисе и расчётах на то, чтобы хватало денег на действия. В отличие от «Бирмингема», здесь в конце игры займами не побалуешься. Строгий взгляд сэра Ротшильда, изображённого на специальном жетоне, напоминает о том, что в последних четырёх ходах заём не выдаётся. Крутитесь ребятки, как хотите.
Партия прошла как всегда в азартном напряжении. Был и удручающий для меня момент. Когда подвернулась возможность (на поле и рынке не было железа), Олег взял и перестроил мой сталеплавильный завод.
Ещё был эпичный по мукам выбора момент в самом конце игры, когда я решал: потратить два действия, чтобы построить три дороги или провести модернизацию (убрав при этом последние два железа) и перестроить в отместку Олегу его сталеплавильный завод.
Второй вариант был менее прагматичным, но я жаждал мести и выбрал блюдо, которое подают холодным. Олегу этим я не сильно досадил, но жажду мщения утолил.
первый этап в разгаре
Миша с Надей тоже старались. Когда Миша построил верфь, я уже начал было сомневаться в том, что Олег, этот гроссмейстер по игре «Брасс», победит. Но в итоге разница между ним и Мишей составляла одно очко, и Олег таки победил. Отлично играет чертяка. Но Миша был всего в одном шажке от победы. Молодец!
Второй этап в разгаре
Вообще впечатления от Брасса сложновато описывать. В игре столько микронюансов, влияющих на игроощущения, что для составления общей эмоциональной картины необходимо сидеть и отдельно записывать каждый ход. Ведь любое действие, будь то своё или чужое, здорово, и порой кардинально, преобразует игровой ландшафт.
Всё происходит в тесной взаимосвязи, динамично и порой стремительно. Всё время что-то строится и перестраивается, откатывается и догоняется. Ощущения не успевают откладываться в памяти.
Игроки изо всех сил стараются обойти конкурентов, быть первыми. Но со стороны кажется, что все играют сообща и делают одно общее дело. Совместными усилиями развивают промышленность и прокладывают транспортные пути, во благо короны Британской империи.
За это всё и люблю эту игру. Элегантная, не перегруженная элементами и правилами, при этом глубокая и многогранная. Взаимодействие игроков на поле и рынке бесподобно.
До сих пор «Брасс» для меня - лучшая настольная игра с экономическим уклоном. Хотя экономическая составляющая весьма условная, но работает она очень увлекательно.
По итогам: Олег Садым (жёлтый) - 128 очков - 1 место
Михаил Талапов (красный) - 127 очков - 2 место
Сергей Сухарев (фиолетовый) - 115 очков - 3 место
Надежда Воронина (белый) - 96 очков - 4 место
* * *
Ну что, спать? Как бы не так. Позавтракал и снова за стол. Все те, кто со мной только что играл, ушли отдыхать. А утром приехал со свежими силами ещё один наш настольщик Андрей. Он предложил сыграть в «Борьбу» и после доли секундного обдумывания: спать или играть, - я выбрал второй вариант.
Достались США. Тут я немного приуныл, но вспомнил что GaGa Games вложили в коробку ещё и дополнительные промо карты, которые в большинстве своём работают на США и тут же воспрянул духом.
Разыграли классический стартовый расклад. СССР взял под контроль Восточную Германию и Польшу, ну и хвостиком жетончик в Чехословакию. Я захватил Западную Германию, Италию и так как в стартовом раскладе пришла в руку карта “НОРАД”, подкинул жетончик в Канаду. Во Францию соваться не решился, побоялся будущего прихода дяди с большим носом.
В первом раунде разыграли классический дебют на перевороте в Иране и началось великое противостояние сверхдержав. Правда получилось оно немного смазанным. Андрей давненько уже не играл в игру и первые раунды пока вспоминал что да как, а я, воспользовавшись этим, потихоньку брал инициативу в свои руки.
Тучи над СССР сгущаются
Уже к середине войны у меня было подавляющее преимущество во всех регионах, но как назло не шли карты подсчёта региона.
В седьмом раунде, устав уже ждать выхода карты подсчёта очков в Юго-Восточной Азии, я заранее, ещё до её выхода, захватил весь субрегион и как паук, расставивший сети, стал ждать, когда добыча сама придёт в руки. Карта в мои руки не шла, но зато пришла Андрею. Это обстоятельство ещё оттянуло окончание войны. Я хоть и получил горстку ПО, но рассчитывал на большее и победу. А её всё не было.
Вся Юго-Восточная Азия под контролем США
Карты подсчёта очков так и не шли. Я уже захватил всё, что только мог, за исключением нескольких ключевых стран в Европе и Азии, а Андрей продолжал изворачиваться и сопротивляться. И уже только в девятом раунде, почти в самом конце войны, мне выпала карта подсчёта очков Африки, и я победил.
Тотальное превосходство и победа США в Холодной войне
Ну что ж, партия была достаточно интересной, но слишком уж вязкой. Напряжение конечно присутствовало, но не было того самого фирменного напряжения, которым обычно одаривает игроков «Сумерченая Борьба». Дольше находился в ожидании карт подсчёта очков и сдерживании СССР, чем в борьбе сквозь пот и кровь.
Надо отметить что и Андрей к середине игры, хотя и потерял инициативу, но сопротивлялся очень достойно, выходя из самых сложных для него ситуаций, что называется:”на волоске”.
Игра конечно хороша. Чудо как хороша. Для меня так вообще, лучшая дуэлька. Не любитель всяких ареаконтрольных и военных игр, но «Сумеречная Борьба» сильно цепляет.
Поначалу цепляла сама тематичность. Суровая, “настоящая” историческая тема. Это не абстрактные пошивы платьев и заселение гостей в номера, а отыгрыш реального исторического периода мирового масштаба в различных вариациях. Это уже придаёт игре нехилую сопричастность к истории.
Сейчас цепляет разносторонний розыгрыш карт событий четырьмя различными способами и собственно сами события.
Исполнено по механике тематично, просто и изящно.
Возможно я не прав и сейчас изложу казуистику, но всё же. Во многих играх карты тоже интересно разыгрываются и порой более разнообразными способами, но как правило это всё геймплейный случай, косвенно влияющий на сеттинг игры. В «Сумеречной Борьбе» розыгрыш карт, помимо естественно геймплейной составляющей, тесно вплетается в сам сеттинг игры. Как бы вы ни сыграли карту, она напрямую отображается на тематике игры, на событиях реальной и альтернативной истории Холодной войны. Здесь тот случай, когда не геймплей ради геймплея, а геймплей ради темы. А тема в свою очередь создаёт мультипликативный эффект, ещё больше погружая игроков в историческую атмосферу.
А ещё в «Сумеречной Борьбе» раскрывается куча тактических аспектов при возникновении в голове роя вопросов, как лучше совершить ход.
В какое время и в какой последовательности разыгрывать определённые карты с руки? В какой момент разыгрывать определённые карты с руки? В какой момент разыгрывать карты подсчёта очков? Каким образом разыгрывать карты, подходящие оппоненту так, чтобы полностью или хотя бы частично погасить последствия их события? Как и в каком регионе выполнять отвлекающие манёвры, чтобы убедить оппонента в том, что карта подсчёта очков будет разыграна именно там, а не в реальном месте? И нужно ли это делать эти манёвры в текущей ситуации? В какой момент лучше отправлять карту в космическую гонку, и нужно ли это делать в этом раунде? Когда совершить переворот и в какой стране, когда лучше провести операции по снижению влияния? Где добавить влияние, а где повременить или вообще не соваться?
Действий хотя и относительно мало, но мозг усиленно цепляется за каждую возможность разыграть карту как можно более эффективно против оппонента. И здесь открываются обширные горизонты и необъятные просторы для размышлений над ходами. как своими, так и в предугадывании чужих.
Если тема не отталкивает, советую всем эту замечательную игру. Она вполне заслуженно, долгое время занимала первое место в рейтинге BBG.
По итогам: Сергей Сухарев (США) - Победа в 9-ом раунде по очкам
Андрей Зайнуров (СССР) - Поражение
* * *
Собрали коробку с «Сумеречной Борьбой», и внутренний голос вновь стал задавать один и тот же вопрос. Теперь точно спать? Настольщик внутри меня упрямился и с жадностью пожирал красными от бесонницы глазами столы с настольными играми. Нет, не спать. Вон «Виноделие» раскладывают, давненько не играл. Адекватный внутренний я изобразил жест рука-лицо и вновь ретировался восвояси.
А тут ребята как раз не все знали правила и я, как Чип и Дейл, поспешил им на помощь. Стало нас, без пяти минут виноделов, ровно пять.
Вообще «Виноделие» интересно скроенная игра. Начинается она с того, что игроки выбирают себе мам и пап. В какой игре такое ещё встретишь? И, судя по молодым лицам родителей, мы играем...за детей?!? Вот это поворот.
Так вот, родители нам дают немного денег, троих (реже четверых) работников и какую-нибудь постройку. Также в нашем распоряжении три поля и ячейки для дополнительных построек. Особых работников решили оставить в покое.
Игра с самого начала располагает к себе и погружает в атмосферу жизненного быта виноделов Тосканы. Думаешь, что вот весной возьмёшь лозу, летом её посадишь, осенью соберёшь уже созревший виноград и сделаешь из него вино, а зимой продашь. Perfect!
Про то, что все будут стараться сделать то же самое и будут толкаться и пихаться за эту самую лозу и сбор винограда, я писать не буду. Тут и так всё понятно. Есть вещи пострашнее. О них я скромно промолчал, когда объяснял правила игры.
Да, это те самые пресловутые скрипты и рельсы, которые портят жизнь некоторым, в том числе хорошим настольным играм. Они даже до солнечной Тосканы добрались, гады этакие.
Пока мои оппоненты в первом году начали усиленно строить постройки, хватать лозу и её высаживать, я весной давал своим работникам отдыхать. И только летом отправил одного поле продать, чтобы денюжку заработать. Осенью мои ленивцы отсыпались дальше.
А вот с наступлением зимы начали обучаться (плодиться). Отправил одного, он принёс нового винодела, а затем и старший работник поспешал. Итого, ко второму году, у меня на руках уже пять работников.
Первые ходы
В этом и заключается заскриптованность игры. То есть, очень важно в первые годы обучить как можно больше работников. Ведь чем их больше, тем больше действий, а значит и более высокий конечный результат. К тому же, кормить их не нужно, в отличии от угнетаемых Розенбергом работников. Казалось бы, это и так очевидно. Нет, то что Розенберг тиранизирует своих миплов, и так понятно. Я про скрипты и рельсы. Но новички как правило не ездят по рельсам, а добираются до понимания как играть пешком.
разгар партии
В результате того, что мне никто особо не мешал, я всю первую половину игры спокойно развивался во всех направлениях и уверенно лидировал по очкам. На ячейках пробуждения и локальной карте Тосканы выставлял петуха со звёздами по ситуации. Играл ровно, без перекосов в том или ином направлении. На карты гостей особо не напирал, но и не брезговал.
моя винодельческая "кухня"
Сама партия протекала очень задорно и весело. Мы много шутили, веселились и доходило до того, что в некоторые моменты терялась нить и понимание того, а что мы собственно за столом делаем. Никогда бы не подумал, что тихим, спокойным, уютным «Виноделием», можно так весело провести время (и это на трезвую голову).
присоединяйся к нам, говорили они. будет весело, говорили они
Вот и вышло у меня так к концу игры, что за шутками-прибаутками Александр обставил по очкам и вырвался вперед, а я в итоге оказался на втором месте. Ну и ладно. Главное, что время провели классно за игрой. Хотя, судя по фото этого никак не скажешь.
а вот и финал
P.S. Несмотря на претензии к игре, кому как, а мне играть в «Виноделие» в удовольствие. Живая, атмосферная, вариативная за счет модулей и многочисленных карт гостей. Красивая (в это время Клеменс очередные инкубаторные лица рисовал), ламповая, качественная, несложная и при этом не скучная. Одна из лучших игр на выставление рабочих.
Жду когда Лавка игр выбросит на рынок новую колоду гостей, которые… а впрочем вы и так всё знаете.
По итогам: Александр Лем (жёлтый) - 31 очко - 1 место
Сергей Сухарев (белый) - 28 очков - 2 место
Илья Хозяшев (синий) - 26 очков - 3 место
Андрей Зайнуров (пурпурный) - 23 очка - 4 место
Наталья Мурсеева (зеленый) - 20 очков - 5 место
* * *
Одиночная миссия. Первое патрулирование. Сентябрь 1940г.
Наступил вечер. Смеркалось. Сел ужинать. Подсознание шептало что-то про сон и отдых. С полчаса походил по залам, посмотрел как играет народ в настолки. От пати геймов до 4Х стратегий. «Игротека удалась»,- подумал я, и здравый смысл начал тянуть меня куда-нибудь прилечь.
Прилёг. Уснул? Какой там. Ворочался. крутился, а в голове как в калейдоскопе вращались поля, жетоны, карты, руки...и тут я вспомнил, что привёз с собой «Подлодку» и так в неё никто не сыграл.
«Вопиющий непорядок»,- мысленно возмутился я и, соскочив на своих двоих, спешно направился в основную игровую комнату, где сиротливо лежала коробка.
Время приближалось к полуночи, я собрал экипаж, и мы принялись готовиться к походу.
Представляю офицерский состав:
Штурман - Даниэль. Весёлый, но немного самоуверенный молодой офицер. Не успел взять в руки диск атаки, как тут же выпалил, что знает на каких курсовых углах атаковать вражеские суда. Ох уж эта юношеская гусарская бравада. По совместительству кок.
Главный механик - … Татьяна. Нежные женские руки как никогда стали близки к грубым дизельным двигателям подводной лодки. В настольной игре такие контрасты - норма. По совместительству разнорабочий.
Старший помощник (Старпом) - Серджио. Командированный союзной Италией на стажировку в Германский подводный флот офицер, рвущийся в бой. Инициатор похода. По совместительству врач.
Командир подлодки U - (номер скрыт ржавчиной) серии VIIC капитан Михаэль. Опытный штабной офицер, рискнувший применить свои знания и опыт командования в подводном флоте. По совместительству торпедист.
Торпеды хоть пускали? А то как же. Выпустили все - попала ни одна. Но обо всём по порядку.
мы ещё не подозреваем о том, какие тяготы военного похода нам предстоят
Кстати. Хорошо что экипаж у нас был сугубо сухопутным, а то попался бы какой-нибудь бывший моряк и начал всех калить фразочками вроде: «Женщина на борту - быть беде» или «плавает кхе-кхе, а корабль ходит», ну и т.д.
Так или иначе, а всё равно беде быть. Ибо на грозных морских волков, которым всё по плечу в волне морской, мы ну никак не смахивали. На котиков разве что. Нет. Котеек.
И да, кого я обманываю? Какие Серджио, и Михаэли? Данила, Таня, Миша и Серёга. Все наши, россиянские.
Эх ма, вот что значит новобранцы необстрелянные. Сидят такие деловые, пафосные, наэлектризованные морской романтикой.
Главный механик беззаботно жетоны ящиков перетаскивает в определённые отсеки, лампочки там всякие, огнетушители.
А впереди могут поджидать разные опасности, лишения, отравления, ранения, болезни, голод, темнота, вши, затопление и пожар. Страшно должно быть. Но нет. Поход же. Весело. Ёууу!
- Тааак, это что за жёлтый жетончик с прикольной такой штучкой?-
- Насос.
- Так, насос. Куда бы тебя закинуть? - рука повисла над картами отсеков и сделав небрежный жест, опустилась на одну из них.- Аа, ну давай сюда что-ли.
В это время штурман Даниил игрался 88-мм палубным орудием, словно якут на варгане.
- Даниил! А ты всё изучил по транспортиру и диску атаки?
- Да, вроде всё понятно.- и дальше динь, динь, дилинь…
Старпом деловито разложил перед собой коды для Энигмы, справочник по судам противника и прочие бумаги для солидности. И с умным видом погрузился в них, как будто что-то там понимал.
Командир тоже не отставал от старпома. Миша что-то заполнял в судовом журнале, рассматривал карты предметов и событий и как-то быстро стал вживаться в роль.
Не успели мы разместить торпеды, провизию, медикаменты, инструменты и экипаж, как он тут же стал поторапливать всех к отплытию.
ВНИМАНИЕ! ДАЛЬШЕ БУДУТ ПОПАДАТЬСЯ СПОЙЛЕРЫ!
Я зачитал приказ командования, где нам следовало направиться в Северное море для патрулирования и уничтожения торговых судов противника. Амбициозная задачка, однако.
Далее. Разведка доложила о повышенной активности торговых судов в секторе AF и обо всяких опасностях подстерегающих нас в прибрежных водах. А в квадратах AN12 и AN15, о боже, мины!!! На этом моменте кто-то зевнул, и мы начали миссию.
Не успела загрузиться игра, как тут же в приложении выскочило сообщение с требованием провести техобслуживание торпедного аппарата. Ок. Главный механик в деле.
псс, парни...игры от Лавки интересуют?
Не прошло и часа игрового времени, как пришло сообщение от командования, где нас просили доложить об активности врага в квадрате AN16. Естественно за дополнительное вознаграждение.
Мы подкорректировали курс и направились в заданный квадрат. Ещё где-то через час игрового времени воздушная разведка доложила о группе вражеских эсминцев в квадрате AN22. Ну ок.
Потом главный механик начал проводить техобслуживание в другом торпедном аппарате. Произошла смена вахт. В общем, мы в походе. Занимаемся рутинными делами. Вновь выскочили сообщения о поломках и неисправностях. Да что за ржавое корыто подсунуло нам командование?
сообщения от командования - это важно!
Вдруг где-то через шесть часов похода, наблюдатели на рубке через бинокли засекли контакт.
Все тут же придвинулись поближе к экрану, пытаясь разглядеть козявочку на горизонте. Старпом, то есть я, начал определять тип судна и докладывать его курс, курсовой угол, а также дистанцию и скорость. Этим судном оказался одиноко плывущий балкер.
Командир тотчас отдал приказ приблизиться и атаковать судно в надводном положении, применив палубное орудие. Так как функция орудийной прислуги лежала на плечах старпома, то я взялся обстреливать балкер.
По началу попасть было очень трудно. Дистанция была приличной. Но, по мере приближения к цели, начались попадания и всполохи взрывов всё чаще и чаще красно-жёлтым огоньком мелькали на корпусе судна.
Забавно было то, что при скромной графике и физике боя на экране планшета, ощущение охотничьего азарта всё равно захватывало и не отпускало. Избиение беззащитного судна было вполне увлекательным занятием, скажу я вам.
После пары минут боя, всё было покончено. Балкер начал погружаться под воду с дифферентом на корму и в течении минуты, задрав нос, затонул.
Урааа! Первая наша победа и подъем боевого духа!
фото взято из интернета, но балкер тонул также. только судна проплывающего мимо, не было
Далее, мы, опьяненные лёгкой победой, почувствовав себя безнаказанными флибустьерами, решительно последовали в квадрат AN16. Но остаток дня и вечер прошли без происшествий, за исключением вечных ремонтов и техобслуживаний.
Наш главный механик только и успевала жетоны с гаечными ключами раскидывать по отсекам да экипаж привлекать к ремонтным работам.
В 22:00 наш штурман-кок приготовил нам ужин в виде омлета. Уже неплохо. Правда вскоре вылезло сообщение о том, что у нас гальюн засорён и там появились ядовитые газы. По ходу кто-то переедает. Пришлось отправлять людей на прочистку.
штурман выясняет, кто засорил гальюн
Уже ночью мы получили сообщение от командования, которое информировало нас о том, что одна из наших подлодок получила сильные повреждения и нуждается в запчастях в квадрате AN21.
А, ну да. Мы же прям плавучий ремонтный док. Сами чинимся постоянно, значит и другим поможем. Сейчас только вон те 46 коленвалов, два вагона шатунов с поршнями и 13 запасных дизелей расставим поудобнее, чтобы экипаж не спотыкался и направимся прямо к поврежденной подлодке.
Повернули к лодке и где-то в час ночи, оказавшись в прибрежных водах Великобритании, столкнулись с патрульным катером.
Что-то подсказывало, что катерок тот явно не безобидный пароходик Вилли из мультика про Микки Мауса. Немного посовещавшись, решили изменить курс и увильнули от этого Вилли подальше.
Да отличный план, командир, даже не сомневайся!
Ещё через полтора часа наткнулись на конвой из трёх грузовых судов и одного эсминца эскортного сопровождения. Так как приказы закончились, а боевой дух ради новых приказов понижать не хотелось, решили и от конвоя улизнуть. Вояки диванные.
Наступило утро. То есть прошли уже игровые сутки, а ни одного задания так и не выполнили. Остались ещё сутки до конца миссии.
Неожиданно налетел истребитель. В результате его налёта погас свет на центральном посту, и один подводник получил ранение в ногу. По иронии судьбы, им оказался сам командир экипажа.
Срочно погрузиться мы не успевали. Не было ни опыта быстрого реагирования на такие форс-мажоры, ни свободных приказов. Решено было отражать авианалёт зениткой, находящейся на боевой рубке.
За зенитное орудие по правилам игры отвечал штурман. Он отчаянно (как пулемётчик Чак из фильма Водный мир) стал поливать очередями небо вокруг, не причиняя истребителю никакого вреда. Не так-то просто попасть по быстро движущейся цели.
АААААААААааааааааааааааа!!!!!!
Видя всю тщетность отражения атаки таким способом, командир отдал приказ убраться всем с палубы и погружаться. Пришлось тратить боевой дух.
Дождались смены вахты. Поменяли лампочки на центральном посту, что-то ещё по мелочи. Я, как судовой врач, вылечил ногу командиру, и все стали думать, что делать дальше.
Посовещавшись, решили всё-таки идти дальше к повреждённой лодке. Не, ну точно не подводники, а ремонтная бригада какая-то.
очередное совещание
До квадрата, где нас ожидала подлодка, оставалось совсем немного и тут, неожиданно для всех, приложение внезапно вылетело...занавес.
ВНИМАНИЕ! СПОЙЛЕРЫ ЗАКОНЧИЛИСЬ!
Впечатления.
Отличное погружение, нет не под воду, в игру. Вживаться в роли интересно и при этом происходит отличный их отыгрыш. Мне нравится быть старпомом. Надо следить за всеми процессами игры, сверяться, проверять параметры. Как раз всё то, что мне нравится делать во всех настольных играх. С удовольствием буду играть и дальше за старпома.
У штурмана тоже интересная роль, особенно когда происходит атака на вражеские суда. Отслеживание курса, расчёт выгодной диспозиции и удачного момента для пуска торпед. Вся эта возня с транспортиром и диском атаки по карте, отлично вживает в роль и создаёт необходимый настрой и вовлечённость игрока.
Роль командира подлодки безусловно крута. Здесь тот самый случай, когда наличие альфа-игрока в кооперативной игре не проблема, а именно необходимость. Таким образом, проблема альфа-игрока устраняется простым элегантным способом. Хочешь, чтобы было по-твоему? Хочешь командовать и повелевать? Бери роль командира и вперёд. Но при этом, у тебя будет минимум действий. Приказы отдавать, да торпеды пускать.
Ну и самая пожалуй второстепенная роль - это главный механик. Его роль по сути сводится только к тому, чтобы жетоны повреждений и поломок перекладывать да стрелки на циферблатах крутить. При атаках он вообще не задействован и как бы выпадает из эмоциональной обоймы впечатлений. При этом ещё и сама по себе роль лёгкая. Для тех, кто хочет сыграть в игру в лайтовом режиме, не заморачиваясь норм.
По самой игре впечатления приятные, но есть особенности. Многое зависит от компании играющих, в настрое на игру, в уровне подготовки этих самих играющих. Здесь не сесть с наскока и тут же играть полноценно осознавая свои роли. Желательно заранее их определить и перед первой партией каждому ознакомиться с правилами игры и отдельно по своим ролям. Это на самом деле важно для полноценных положительных ощущений по игре в целом.
Особенность «Подлодки» ещё в том, что у неё нет ходов как таковых. Есть манипулятивные действия, и все они совершаются по ситуации. Здесь нет разработок каких-то стратегий, путей развития и многоэтапное планирование. Да, есть конечно приказы командования, цели миссии и т.д. Но чтобы их выполнить, необязательно двигаться линейно и последовательно. Вся игра состоит из конкретных текущих и всплывающих ситуаций, и все решения принимаются и выполняются под управлением командира.
Лично мне понравилось ролевое погружение в игру и отличная атмосфера, особенно во время атак.
В этой партии нам, к сожалению, не довелось провести торпедную атаку, но в предыдущей ознакомительной партии этот эпизод был, и он запомнился. Было очень увлекательно и интересно наблюдать за действиями и слаженностью всего экипажа. Ну и за раздолбайством в том числе. А также интересно наблюдать за действиями и передвижениями противника.
А вот что не понравилось, так это фидлевость присущая «Подлодке». Много времени и действий отнимают все эти перекладывания и переворачивания жетонов. Особенно главному механику часто приходится заниматься этой рутиной.
И помимо плюсов и минусов, лично у меня вызывает диссонанс то, что любой обнаруженный контакт, любой объект, будь то судно или самолёт, обязательно оказывается вражеским. Такое ощущение, как будто на одну несчастную подлодку ополчился весь мир. Интересно. Такое только в первой миссии или всю игру так?
Резюмируя. Игра увлекательная и действительно погружает в суровый мир войны. Чувствуется, что проживаешь в игре боевые будни и рутинную работу подводников. Испытываешь чувства опасения и азарта при атаках. Ощущение победы при уничтожении целей. В этом всё отлично. С основной задачей игра справляется и дарит целый спектр эмоций.
А ещё она контрастная. Как это? А так, что бывает экипаж абсолютно ничего не делает и находится в режиме “ждуна”. Или наоборот. Все только и успевают кое как выполнять действия, чтобы завершить манёвр или атаку. Лично мне понравился такой душ. Да и ребятам тоже. Все, несмотря на то что приложение выкинуло плохую шутку, настроены повторить поход. И надеюсь, в скором времени мы его осуществим.
P.S. По прошествии первой миссии, хочется сыграть ещё и довести всё-таки эти злополучные запчасти до той самой повреждённой подлодки в квадрате AN21.
По итогам: Техническое поражение команды разработчиков приложения, или моего планшета
* * *
Время два часа второй ночи кэмпа. Спать так и не ложился. Уже проходя в зал для ночлега, в одной из игровых комнат заметил, как ребята раскладывают «Замки Бургундии» и...тут же присоединился. Ну не мог я пройти мимо этой великолепной игры. Тем более я почему-то предполагал, что быстренько, за час-полтора управимся. Не тут-то было.
Как будто в «Сквозь века» сыграли. Долго, основательно и с расстановкой. Ещё и с объяснением правил. Один Андрей рассказывал другому Андрею как играть. И пока начали партию, я уже начал клевать носом. Держался хоть и стоически, но реально поплыл.
Саму партию вообще не помню. Играл на автопилоте, толком ничего не соображая. Помню только как я подшучивал над Даниилом (да, тот самый штурман с «Подлодки»). Мол, взял себе “детский” планшет (номер 8). Эй, кто вообще позволил ему это? Естественно, он победил с приличным отрывом от остальных.
первый раунд
Ещё помню как ученик Андрей обошёл на два очка учителя Андрея и кто-то изрёк фразу:»Ученик превзошёл своего учителя!”» Было забавно.
Ну а я ожидаемо оказался на последнем четвёртом месте. Даже городская область из семи зданий не подсобили по очкам и не позволили вырваться из аутсайдеров.
мой планшет в конце игры
О самой игре сказано и так уже многое многими. Отличнейшая и никогда не надоедающая. Увлекательна как для начинающих настольщиков, так и продвинутых. В моём личном топе «Замки Бургундии» находятся на почётном десятом месте.
Рекомендую всем!
По итогам: Даниил Калиниченко (зелёный) - 238 очков - 1 место
Андрей Булатов (красный) - 207 очков - 2 место
Андрей Зайнуров (синий) - 205 очков - 3 место
Сергей Сухарев (чёрный) - 200 очков - 4 место
* * *
Всё-таки, поспав после «Замков Бургундии» несколько часов и позавтракав, я с новыми силами направился к играм.
Увидев, что все уже с утра вовсю играют и заняты, кроме одного парня по имени Сергей, я предложил ему сыграть партеечку в Сумеречную Борьбу. Он с радостью согласился, так как ему игра тоже нравилась.
Мне достались опять США. Вот эта партия была уже по-настоящему напряжённой. Попался крепкий игрок, отлично знающий карты.
Уже в начале войны я понял что не вывезу, но старался как мог. Сопротивлялся отчаянно, но в седьмом раунде, уже перед этапом окончания войны, проиграл по очкам.
видно как США яростно дрались за каждый регион, но увы
В партии было очень много напряжённых эпизодов, которые в контексте данной записи не считаю целесообразным описывать. Так как общая запись и так получилась очень объемной, а разбивать на части её не хочется.
По итогам: Сергей Нечипуренко (СССР) - Победа в 7-ом раунде по очкам
Сергей Сухарев (США) - Поражение
* * *
Сразу же после партии с Сергеем, Миша Талапов предложил ещё одну партейку. Хотя и оставалось мало времени до окончания кэмпа, я с радостью согласился.
На этот раз мне достались СССР, и в дебюте я неплохо вёл игру. Но уже к третьему раунду начал ошибаться при розыгрыше карт и быстро стал проседать по очкам. Начали сказываться усталость и бессонница, а также то, что торопился успеть сыграть к завершению кэмпа.
Апогеем всей этой спешки стало то, что в конце одного из раундов в середине войны, я умудрился оставить у себя на руках карту подсчёта очков в Юго-Восточной Азии и естественно автоматически проиграл. Можно сказать, техническое поражение. Ну и ладно, всё равно по времени не успевали.
По итогам: Михаил Талапов -Победа
Сергей Сухарев - Поражение
* * *
На этом проигрыше и закончилось моё участие во втором настольном кемпе в городе Новоуральск. Вернулся домой счастливый и усталый. И тут же рухнул отсыпаться.
Всем хороших настольных игр в приятной компании людей! Но и про книги не забывайте. ;-)
P.S. Большое спасибо организаторам сего мероприятия. За то, что позволили здорово провести время за настолочками. Питаю надежды на новые игровстречи.
Также рад был познакомиться с новыми для меня настольщиками в лице Андрея Зайнурова, Андрея Булатова, Сергея Минеева, Сергея Нечипуренко, Вани и Ани и др.
Рад был вновь встретиться за игровым столом с Ильёй и Натальей Мурсеевыми, Олегом Садымом, Надеждой Ворониной, Ильёй Хозяшевым, Саввой Журавлёвым, Михаилом Талаповым, Даниилом Калиниченко, Татьяной Ивониной и Александром Лемом
Ребята, вы супер! Всех вам благ и до новых встреч!
P.S.S. Второй настолкэмп в г. Новоуральск проводился с 31 мая по 2 июня 2019г.
А нет ещё устоявшегося выражения "играешь как Илья в Пиродину"? Оно будет означать весело, шумно и бестолково)))
нет))
Прочитал словно книгу какую! Сергей, дар писателя заложен. Эталон дневников.
Благодарю! Да, только много времени это всё отнимает. Поэтому редко выкладываю записи. А делиться впечатлениями хочется всегда. Я открыт для этого.
Отличный отчёт, читал и плакалЪ! Так держать, Сергей!
> Время два часа второй ночи кэмпа. Спать так и не ложился. ... И пока начали партию, я уже начал клевать носом. Держался хоть и стоически, но реально поплыл. Саму партию вообще не помню.
Монстр. Я бы сдался в первую же ночь
я сова, могу долго не спать)
Спасибо Серёга!!! Прочитал как снова побывал, не зря долго писал, интересно и основательно вышло...
PS: На реванш по Сумеречной я всё же ещё надеюсь, но пока тренируюсь на новичках)))
Благодарю!) Конечно реванш будет ;-)
садись 5, хотя нет 10 же