«Падающие небеса» (Falling Sky). Сценарий «Великое восстание».
Настолка «Падающие небеса» является шестой игрой серии COIN от разработчика настолок Волко Рунке и посвящена восстанию галлов в 50-х годах до н.э. против римского господства. Игрокам предстоит возглавить и привести к победе войска римлян или одного из трёх галльских союзов – арвернов, белгов, эдуев. «Небеса» рассчитаны на 1-4 игроков, недостающих игроков-людей можно заменить игроками-алгоритмами. Пятая фракция – германцы – управляется одновременно алгоритмом и игроком за белгов. Противостояние разворачивается на территории современной Франции и прилегающих земель. Деревянные фишки разных цветов и форм обозначают лидеров (цилиндры), галльские племена (диски), легионы (кубы), римские вспомогательные войска ауксилии или галльские отряды (шестиугольные призмы), галльские цитадели (ромбы), римские полевые лагеря (квадраты).
«Небеса», как и остальные настолки серии COIN, построены на карточном движке с борьбой за господство над областями карты. Есть два главных отличия данной игры от побратимов из COIN. Во-первых, в «Небесах» Волко Рунке впервые применил пятую фракцию, управляемую алгоритмом. Во-вторых, здесь впервые появились отдельные фишки для лидеров фракций. Незначительное изменение коснулось движения. Теперь игроки сначала оплачивают исходную область движения, а затем войска разбредаются из неё, куда необходимо. В остальных играх COIN, наоборот, оплачивается конечная область, куда войска прибывают из нескольких смежных.
Изюминкой игр серии COIN является понятие о скрытых и нескрытых войсках. Скрытая фишка обозначает пока ещё необнаруженные силы противника. Такие фишки обладают рядом преимуществ: могут грабить, нападать из засад, безнаказанно наносить урон проходящим мимо колоннам врагов. Выполнив действие фишка становится раскрытой и переворачивается на сторону с символом фракции. Чтобы снова стать скрытыми, войска должны выполнить Марш. В «Небесах» скрытыми могут быть только фишки-призмы. Легионы, представленные фишками-кубами, всегда являются раскрытыми. Что логично, ведь римская пехота господствует на театре военных действий, в открытую перемещается по дорогам и по кустам не прячется.
Начальные условия, игровые свойства и цели у каждой фракции в «Небесах» разные. Игроки для победы должны набрать каждый своё собственное количество очков к началу «зимней фазы». Зима здесь наступает непредсказуемо для игроков, обычно через каждые 10-15 карт событий.
Чтобы сыграть в «Падающие небеса» мы договорились встретиться вживую, и это должно было быть событие, достойное рекорда Гиннеса: четыре военных настольщика собрались вживую в Архангельске! Но, что-то пошло не так, один участник отвалился, и пришлось играть втроём. Поэтому был выбран сценарий на троих: «Великое восстание» (The Great Revolt). Этот сценарий начинается весной 52 года до н.э., когда только-только Цезарем были разгромлены восставшие белги. Поэтому один игрок может взять на себя управление сразу двумя фракциями: многочисленными, набирающими силу арвернами и сильно ослабленными белгами. Для победы белго-арвернский игрок должен одновременно обеспечить своим подчинённым первое и второе призовые места. Количество карт событий для сценария было выбрано наименьшее – тридцать штук. Это позволяло каждому игроку сделать до 15 ходов, так как каждую карту по правилам обычно разыгрывают только две фракции. Для ознакомительного сценария этого достаточно, ибо все трое из нас видели игру впервые. Также в данном сценарии две зимы, то есть только два подсчёта победных очков.
Великое восстание галлов началось с предательства. Первой вскрывшейся картой событий оказалась «Litaviccus», а делающей первой ход фракцией – Эдуйский союз. Эдуи – самый слабый в военном отношении союз галльских племён. Зато самый богатый. Жизнь на границе с римлянами позволяет этим пронырливым ребятам иметь гешефт с торговли импортными безделушками. Эдуи разыграли событие «Хитрость арвернов вскрыта», сразу переманили на свою сторону четыре арвернских отряда и отняли у своих галльских собратьев четыре ресурса. В дальнейшем эдуи будут рассказывать, что они – невинные жертвы, что они первые ни на кого не нападали. Но мы им не поверим. Все ходы записаны!
Первая карта в игре – «Litaviccus». В верхней части карты показана очерёдность хода фракций. Первыми ходят синие эдуи, затем – зелёные арверны, красные римляне и жёлтые белги. Но не более двух фракций за одну карту. Обычно, карта позволяет разыграть два противоположных по смыслу события. В данном случае эдуи, ожидаемо, разыграли верхнее. Справа видна оставшаяся колода. Игроки всегда видят текущую и очередную карты для возможности планирования. На фото видно, что следующей картой будет «Aquitani».
Общий вид на игровое поле после первого хода эдуев. В центре Галлии видна группировка красных легионов. В нижней части, в области Provincia виден высокий красный цилиндр с золотым орлом – это Цезарь во главе подкрепления из шести ауксилий. Зелёные арверны собраны в две большие группировки. Четыре бывших зелёных арвернских отряда, поддавшихся на звон эдуйских монет, уже стали синими. Высокий зелёный цилиндр с красным кабаном – это вождь Верцингеториг (ударение на вторую букву Е). Синие отряды эдуев кучкуются в центре Галлии и граничат с римской Провинцией. Жёлтые отряды белгов разбросаны вдоль верхнего края поля. Вверху справа виден высокий жёлтый цилиндр – это безымянный вождь белгов, собравший разгромленные Цезарем отряды за Рейном, в Германии. Несколько чёрных фишек – это германцы. К сожалению для их родственников белгов, германцы пока очень малочисленны и не могут помочь в боях.
Следующий ход принадлежал арвернам. Но арверны спасовали и передали его римлянам. Это позволило арвернам первыми сходить на следующей карте, чтобы разыграть событие и получить дополнительную способность в самом начале игры – возможность набирать в свои ряды всадников-нитиобригов.
Событие с первой карты уже было разыграно эдуями, поэтому римляне начали первое в данной партии наступление на игровом поле. Римская республика обладает самыми сильными войсками в Галлии. Что не удивительно. Тут тебе и ауксилии, и легионы, и возможность строить полевые лагеря в любых областях, и возможность применять современные осадные машины. И самое главное, у римлян есть Цезарь, удваивающий в бою силу своих легионеров. Плюс ко всему, римские войска самые скоростные в игре. Слабыми сторонами римлян является их малочисленность и дороговизна действий. В свой первый ход римляне, ожидающие восстания со дня на день, решили закрепиться в самом сердце Галлии и уже оттуда наносить удары по всем недовольным. Цезарь с подкреплениями вышел из Провинции и двинулся на север, к своим легионам, попутно проводя разведку соседних областей. Эдуи теоретически могли бы преследовать и нанести урон проходящим мимо римлянам, но эдуи, твёрдо встав на путь предателей, обеспечили Цезарю безопасный проход.
Следующая карта была разыграна как событие арвернами. Они приобрели возможность призывать в свои ряды дополнительные отряды. С одной стороны, это решение было верным, ведь вся партия ещё впереди, но с другой – сценарий слишком короткий, поэтому воспользоваться своей новой способностью арверны смогли только однажды. Арверны – главная движущая сила восстания галлов. Их молодой вождь Верцингеториг, благодаря своим ораторским навыкам, способен быстро увеличивать численность союзников. Кроме того, Верцингеториг насаждает среди соплеменников римскую дисциплину, что позволяет его войскам перемещаться быстрее остальных галлов. Ради победы он может приказать сжечь собственные поселения, чтобы подорвать снабжение противников и задержать их продвижение. Верцингеториг одним из первых в истории применил против врага тактику выжженной земли. Слабое место арвернов – низкая военная выучка. Поэтому арверны решили не спешить с восстанием, и первый игровой год планировали посвятить накоплению военной мощи.
Карта с дополнительной способностью арвернов после розыгрыша не ушла в отбой, а забрана игроком до конца игры.
Наконец, дошла очередь и до белгов. Белги – самые воинственные среди галлов. Сказывается родство с германцами. Их вождь Амбиориг (ударение на последний слог) – храбрый полководец. Но, увы, после поражения от Цезаря, военачальника белгов никто больше не видел. Скорее всего, Амбиориг давно пирует с праотцами. Поэтому сейчас белгов возглавил преемник Амбиорига. Единственное преимущество этого безымянного вождя в том, что он может также командовать и германцами, но лишь в одной с собой области. Слабая сторона белгов – их ограниченная численность, а также более дорогой сбор союзников за пределами трёх областей Белгики. Поначалу белги решили заняться тем же, чем и арверны – накоплением сил. Второй целью белгов было собрать побольше родственников-германцев и обрушить их варварскую неукротимую мощь на своих врагов.
Цезарь (высокий красный цилиндр) прибыл на берег Ла-Манша во главе четырёх легионов. Римляне рассредоточены по нескольким областям. Это весьма рискованное решение. На некоторых отрядах лежат розовые фишки «Scouted» - это галлы и германцы, обнаруженные римской конной разведкой.
Первым значимым для борьбы с римлянами событием стало разорение сразу трёх областей войсками арвернов. В первую очередь красный петух был подпущен в деревни предателей-эдуев. Верцингеториг со своими войсками занял две эдуйские области, перехватил в них контроль и разорил. Также была разорена собственная область на границе с Провинцией. Разорённые области препятствуют переброске войск, сбору подкреплений, удваивают стоимость действий, усложняют зимовку. В ходе разорения погибает каждый четвёртый арвернский отряд и каждый третий вражеский. Области остаются разорёнными до ближайшей зимы, поэтому арверны надеялись, что эдуи нейтрализованы на ближайшую половину игры.
Три разорённые области помечены чёрными фишками «Devastated» (показаны зелёными стрелками). Разорённые области отсекают римский источник снабжения – область Цизальпию (серая Cisalpina, внизу справа), от остальной Галлии. Ближайшей зимой из-за недостатка провизии произойдёт массовая гибель легионеров, не успевших заранее покинуть северные области.
Тем временем, безымянный вождь белгов вместе со своими отрядами наконец-то рискнул переправиться через Рейн и вернуться в родную Белгику. Германских родственников он убедил отправиться в соседнюю область под контролем римлян (и от себя подальше, всё-таки германцы-родственнички непредсказуемые). Римляне, в свою очередь, решили пополнить запас ресурсов и зачистить, то есть надолго принудить к миру какое-либо галльское племя. Выбор пал на белгское племя атребатов. Легионеры, ведомые лично Цезарем, не щадили ни детей, ни стариков. Пшеница была изъята, всё остальное сожжено, выжившие галлы отправлены рабами в Рим. Эта ужасная новость потрясла соседние галльские области, и там белги получили возможность провести бесплатный сбор единомышленников. Количество восставших белгов увеличилось.
Поверх кружка, обозначающего племя атребатов (Atrebates), римлянин выложил красную фишку «Dispersed Tribe» (помечена красной стрелкой). Это означает, что здесь римляне провели зачистку коренного населения. Теперь это племя считается уничтоженным на два игровых года, то есть в данном коротком сценарии – до самого его конца. Римлянин приобрёл определённое количество ресурсов, а галлы потеряли возможность призвать атребатов в свои ряды. Зато к восставшим присоединились и получили жёлтые диски два племени белгов. Поверх племени эбуронов (Eburones, вверху справа) видна похожая фишка, но розового цвета - «Dispersed-Gathering». Она обозначает, что здесь игровой год назад, то есть ещё до начала сценария было зачищено родное племя восставшего вождя белгов Амбиорига. Но сейчас на это место уже начали возвращаться галлы, и с наступлением очередного года племя эбуронов возродится.
После трагической гибели несчастных атребатов произошло важнейшее событие, повлиявшее на ход будущего восстания. Сначала эдуи за деньги переманили на свою сторону два отряда арвернов из группировки под командованием лично Верцингеторига. В следующий ход эдуи получили возможность первыми разыграть карту «Druids». Они выбрали событие «Галльские судьи» и согласно тексту решили назначить себя и северян-белгов его участниками. Белги на данный момент были неопасны для эдуев, но зато могли отвлечь на себя Цезаря с его легионами. Арвернам в участии было отказано, и вскоре стало ясно почему.
Карта «Druids». Эдуи (синие) согласно очерёдности розыгрыша ходят первыми и выбирают общее для всех галлов событие. Арвернам они отказывают, белгам разрешают поучаствовать.
Благосклонность друидов эдуи решили применить для очередного предательства. Они подготовили засаду и… убили вдохновителя великого галльского восстания Верцингеторига! Вождь арвернов после разграбления эдуйских земель с частью своих воинов остался там же. Он считал, что в случае нападения братушек-эдуев, всегда сможет отступить в свои подконтрольные области. Но просчитался. Вместе с вождём погибли четыре отряда арвернов. Восстание против римлян повисло на волоске, ещё даже не начавшись.
Убийство Верцингеторига. Вождь арвернов погиб в лесу, неподалёку от главного эдуйского города Бибракт (синий ромб с подписью Bibracte). Белая и чёрная фишки обозначают область, где фракция проводит действие и применяет особое умение соответственно. В данном случае: Бой и Засаду.
Предоставленное эдуями и друидами бесплатное действие белги решили использовать для первого нападения на римлян. Сил у белгов пока хватило только для уничтожения одной ауксилии. Полевой римский лагерь в той же области не пострадал. Одновременно с этим безымянный вождь белгов сместил к римлянам ещё один германский отряд.
Уничтожение одной ауксилии и перемещение германцев. Белги понемногу начали готовить ударную германскую армию.
Ответом Цезаря на пролитую римскую кровь стало повсеместное строительство полевых лагерей и наступление на область, где сосредоточились белги с их вождём.
Эдуи, тем временем, проникли в тыл к арвернам, подкупили одно и уничтожили второе восставшее арвернское племя.
Арверны, оставшись без предводителя, не отказались от восстания и начали сосредоточение в одной из центральных областей. Они видели, что эдуи просачиваются к ним за спину, и понимали, чем это грозит. Но решающее сражение за свою свободу откладывать было нельзя. Победа арвернов в игре зависит сразу от двух условий. Во-первых, они должны добиться присоединения к восстанию определённого количества галльских племён. Во-вторых, арверны обязаны любыми способами выбить с игрового поля больше половины римских легионов. Первое условие было успешно выполнено с самого первого хода. Осталось выполнить второе и наиболее сложное – разгромить нужное количество легионов.
Цезарь (красные) в погоне за вождём белгов устремился на северо-восток, арверны (зелёные) собираются в центре, три эдуйских (синих) отряда продвигаются вдоль побережья и выбивают арвернских союзников. Эдуйские отряды в центре поблёскивают рисунками с силуэтом кабана. Это раскрытые отряды, участвовавшие в нападении на Верцингеторига. Вверху игрового поля видна дорожка ресурсов/победных очков. По цилиндрам разных цветов можно определить, что у зелёных запас пшеницы уже на нуле, красные и жёлтые пока имеют 2 и 4 ресурса. Самые богатые – синие, у них 14 ресурсов. Внизу справа, внутри врезки для отображения римского сената видны два красных куба. Это два легиона, по условиям сценария находящиеся вне игрового поля. Поэтому арвернам для победы необходимо разбить ещё не менее пяти легионов.
Безымянный преемник белгского вождя Амбиорига учёл печальный опыт предшественника. Узнав о приближении римлян, он лесными тропами перешёл в ту же область, которую только что покинул Цезарь. И вскоре нанёс очередной укол: уничтожил сразу два легиона.
Белги уклоняются от Цезаря, нападая на более слабых противников. Выставлена белая фишка – белги проводят Бой против двух римских легионов. Успешно!
Первый игровой год подошёл к концу незаметно, без каких-либо новых потрясений. Очередной картой событий сверху колоды оказалась карта зимы. Это означает, что текущая карта играется как обычно, но передвижения войск запрещены. Наступили осенние заморозки. Единственное, что может дать возможность передвинуть войска – это розыгрыш события с карты. Белги воспользовались этой лазейкой и совершили марш по покрытой инеем германской земле. Отряды белгов, призванные на войну за пограничным Рейном, сосредоточились в одной области для будущей переправы в родную Белгику.
Последней действующей перед наступлением зимы фракцией были римляне. Легионеры Цезаря не имели при себе зимней обуви и не могли сдвинуться с места. Поэтому Цезарь разгромил одно белгское восставшее племя, обнаруженное неподалёку от его походного лагеря. Затем римские войска, расположенные южнее, также попытались уничтожить два арвенских племени в одной с ними области. Если бы это удалось, то римляне победили бы в игре досрочно. Римляне уже потирали ладони и с трудом сдерживали радость от такой быстрой и лёгкой победы. Галлы, напротив, несколько приуныли, потому что ознакомительная игра заканчивалась на середине. Но, к счастью для галлов, римляне забыли, что сила ауксилий в два раза меньше силы легионов (всё-таки это первая игра, легко можно ошибиться). Арверны ценой потери двух отрядов защитили свои союзные племена. Римляне в бессильной ярости проклинали отсутствие зимних сандалий и возможность маршировать в заморозки. Но, увы, история не знает сослагательного наклонения. Первый игровой год закончился.
На колоде показалась карта зимы. Текущая карта «Impetuosity» помечена синей фишкой «Заморозки» (Frost / No March). Белги разыграли событие «Натиск», поэтому они были единственными в этот ход, кто смог обойти запрет на передвижения.
Зима была тяжелой для римлян и спокойной для галлов.
Цезарь и многие римские войска покинули враждебные галльские леса и до весны ушли в Провинцию. Часть войск, усилиями арвернов, оказалась отрезанной от снабжения в Белгике. Истощению и гибели подверглось несколько римских отрядов, в том числе два легиона. К счастью, сенат восполнил эти потери и прислал Цезарю как раз два вновь сформированных легиона.
Германцы увеличили свою численность, но никаких вторжений не совершали. Вместо этого они пограбили римлян в той самой области, куда в прошлом году их заслал белгский вождь.
Арверны после сбора урожая вырвались далеко вперёд по запасам пшеницы (ресурсов). Также они избрали себе нового вождя вместо трагически убиенного Верцингеторига. На игровом поле появилась фишка его безымянного преемника.
Наступил второй и последний игровой год.
Первой вскрывшейся картой событий была «Acco». Согласно списка очерёдности на этой карте первыми в новом году ходили арверны, за ними – белги. Событие «Вожди поднимают восстание» позволяло резко обострить обстановку, поэтому арверны, особо не раздумывая, выполнили его.
Первая карта событий после зимы – «Ассо». Игра пересекла свой экватор.
Белги, в свою очередь, продолжили наносить удары по галльским племенам, союзным Риму, и по отдельным римским подразделениям. Эдуи осваивали тылы Арвернского союза. Римляне сосредоточились на выставлении красных дисков – союзных Риму галльских племён.
Наконец, пришло время Великого восстания. Недавно избранный безымянный вождь арвернов повёл свои войска в бой. Арверны вторглись в область, где в полевом лагере стояло три легиона и разорили её. При разорении области погибает каждый четвёртый отряд арвернов и каждый третий их врагов. Так, без генерального сражения, в мелких стычках арверны уничтожили один легион, потеряв четыре своих отряда. Не самый худший размен.
В разорённую арвернами область выложена фишка «Devastated», из-за этого погибает несколько отрядов с той и другой стороны. В соседней области выше, в полевом лагере находится Цезарь во главе одного легиона и семи ауксилий. Цезарь находится в белгской области, но белги, как обычно, куда-то отступили.
Цезарь ожидаемо бросился на выручку своим легионерам. Скоро должно было произойти грандиозное побоище. Никто не мог предположить, что на самом деле Цезарь совершает ошибку и вот-вот попадёт в капкан.
А в это время на севере Белгики местные воины в открытую напали на римские легионы. Белгам, познавшим вкус победы, в этот раз удалось уничтожить один легион ценой трёх своих отрядов. Восстание разгоралось вовсю. Погибший легион стал седьмым по счёту красным кубом за пределами игрового поля. Своё второе условие победы (выбить больше шести легионов) арверны выполнили при помощи лютых морозов и лютых белгов.
Шесть отрядов белгов первыми напали на четыре римских легиона. В данном случае у белгов была теоретическая возможность сделать засаду, так как все белги скрытые. Но согласно очерёдности хода они получили право только на одно действие в одной области без применения особых умений, к которым как раз относится «Засада». Оправившись от неожиданного нападения выжившие легионеры нанесли ответный удар и уничтожили половину напавших галлов.
Эдуи от участия в Великом галльском восстании продолжали воздерживаться. Вместо этого они опробовали своё особое умение «Торговля». Суть его заключается в том, что эдуи собирают доход с областей, имеющих линию снабжения из Римской республики. Но, если объяснять в двух словах, саму возможность торговать и размер собранных ресурсов определяют римляне. Начались долгие переговоры между эдуями и римлянами. По правилам игры римляне могут обложить торговцев-эдуев налогом и пополнить свою казну. И тут Цезарь совершил вторую грубую ошибку: он разрешил торговать беспошлинно и не получил ни одной секстулы золота. Он лишь попросил пронырливых эдуев отвлечь на себя часть арвернских войск. Очень скоро Цезарь будет кусать локти из-за своей непредусмотрительности.
А пока, удачная очерёдность ходов на картах событий позволила римлянам нанести упреждающий удар по арвернам. В центре Галлии произошло крупнейшее за всю игру сражение. Римляне уничтожили одно племя и десять отрядов арвернов, потеряв только одну ауксилию. В галльских лесах нет полководцев, равных Цезарю! Одновременно на побережье Ла-Манша была проведена карательная операция против белгов. Белги бой не приняли и бежали в Британию, поэтому римляне уничтожили два белгских племени.
Римляне выставили по белой и чёрной фишке в две области. В центре будут проведены «Бой+Осада» против арвернов, наверху – против белгов. Эти действия дорого обошлись римлянам. На дорожке ресурсов видны фишки всех галлов, но не видно римской. Она сместилась сильно влево, в сторону нуля.
Несмотря, на неудачный исход сражения, арверны не собирались отступать. Прямо в этой области они провели сбор воинов и пополнили свою армию тремя отрядами. Здравый смысл подсказывал, что сейчас арвернам следовало отступить и заняться братушками-эдуями. Но игра была ознакомительная и очень хотелось посмотреть на возможность военного противостояния римлянам.
Белги разыграли очень удачное, правда, запоздалое событие: «Амбиориг вернулся». Оказывается, великий вождь не погиб под ударами римских гладиусов, а всё это время скрывался в Германии.
На текущей карте (слева) видно событие, позволившее белгам вернуть своего пропавшего без вести вождя. Следующая карта, позволяющая добавить ещё одно племя на игровое поле, никого не привлекла. Фракции предпочли разыгрывать свои действия и особые умения.
Чем в это же время занимались эдуи, читатель наверняка догадывается. Уничтожали и захватывали тылы арвернов. Эдуи, чувствуя полную безнаказанность, вторглись на юг и уничтожили столицу Арвернского союза – цитадель Герговию. Условием победы Эдуйского союза является выставление на игровое поле самого большого числа дисков (союзных племён) по сравнению с любой из других фракций. Автор игры осложнил эту задачу тем, что выдал эдуям лишь восемь дисков, а тем же арвернам – тринадцать, белгам – десять. То есть эдуи вынуждены не только выставлять свои диски племён, но и уничтожать диски своих противников. Вот почему эдуи не горят желанием участвовать в восстании против Рима. Рим становится врагом для эдуев только, если остальные братушки-галлы разбиты.
Под конец игры эдуи вторглись в родную область арвернов.
Арверны, всё ещё не имея достаточных сил для добивания Цезаря, выполнили набег на римлян и изъяли часть их ресурсов. И вот тут Цезарь, наконец, осознал, что попал в ловушку. Он сам и его войска находились в разорённой области, в которой удвоена стоимость любых действий. А римских ресурсов после предыдущих сражений и набега галлов осталось всего…одна единица. И даже в других, неразорённых областях, нигде на игровом поле римляне этим одним ресурсом не могли больше оплатить никакое действие. Приближалась последняя игровая зима, а самая сильная фракция не могла предпринять ни одного действия! А ведь помимо восставших арвернов ещё надо было успеть нанести удар по изрядно разбогатевшим эдуям. Говорят, Цезарь плакал и молился всю ночь, даже пообещал построить храм в честь богини Фортуны. Может и врут, конечно. Но, в любом случае, именно в этот момент римляне смогли разыграть событие «Наступление Лабиена» и провести бесплатный бой против арвернов.
Римляне разыграли событие «Наступление Лабиена», позволявшее провести бесплатные действия в области Mandubii, где как раз и происходило главное сражение игры. Цезарь не нуждался в подкреплениях и провёл только Бой.
В этот раз арверны бой не приняли и отступили в область, где находились главные силы белгов и германцев. Расчёт был на то, что Цезарь, зайдя в эту область, попадёт под последовательные удары сразу трёх фракций. К сожалению, арверны запамятовали, что галлы имеют возможность отступать, не покидая области боя. И отходить от Цезаря было необязательно.
После отступления арвернов в одной из областей появилась внушительная группировка варваров. Хотя белги до конца игры так и не успели нанести совместный белго-германский удар ни по кому. Бросается в глаза, как по-военному красиво построены подразделения римлян, и как беспорядочно столпились отряды галлов. Игра за Рим обязывает быть дисциплинированным!
Последним интересным действием игры стала зачистка сразу двух галльских племён Цезарем. Это давало возможность возмущённым галлам (кроме эдуев) попытаться дважды провести Сбор в каждой соседней области. И то ли кубики в «Небе» перекошенные, то ли богиня Фортуна опять вмешалась, но из десяти бросков кубиков только два были успешными. Бесплатный сбор провели арверны в одной соседней области.
Римлянин выложил сразу две красных фишки «Dispersed Tribe», пополнил свои ресурсы, но поднял волну народного гнева в соседней области Carnutes. Арверны удачно провели Сбор и дважды добавили по три отряда воинов. Видимо, в остальных областях галлы пресытились войной и не торопились отомстить за невинно убиенных собратьев.
Наконец, показалась карта второй, итоговой зимы. Последней действующей фракцией были эдуи. Они провели Сбор и окончательно закрепили свою победу в игре.
Предоставим слово победителю: «Жили мирно, никого не трогали. Но после вероломного нападения арвернов пришлось срочно мобилизовать все ресурсы на борьбу с захватчиком, разорившим житницы отцов. Потом начали поглядывать на чересчур обнаглевших римлян, но тонкая дипломатия обеих сторон исключила конфронтацию. Мирное заселение опустевших арвернских селений помогло вернуться эдуям на законное место во главе галльских племён!».
Конец игры. На переднем плане виден планшет игрока за Эдуйский союз. На планшете нет ни одной фишки войск, и остался только один диск союзного племени. Всё остальное выставлено на игровое поле. Подсчёт победных очков эдуи в отличие от других фракций ведут не на общей дорожке ресурсов, а на своём планшете. Внизу видна квадратная синяя фишка «Other Most Allies» (наибольшее число чужих союзных племён) на цифре 5. Всю игру эдуи завистливо следят за успехами других фракций и на своём планшете помечают, сколько племён выставила самая успешная из них. В данном случае пять красных дисков выставили римляне, их планшет виден рядом. Число пустых ячеек для своих синих эдуйских племён равно семи. То есть у эдуев на два племени больше, чем у римлян. Условие победы эдуев выполнено.
Так закончилось Великое восстание, поставившее точку на независимости галлов.
Спасибо за подробный отчет о партии. Было интересно сравнить с другими играми серии
Серия отличная, самому интересно! )))
Ну как бы лидеров, ввели еще в пятом томе серии Liberty or Death, а Небеса это 6 тои.
Хорошо, уточню. Волко Рунке разрабатывал с 1 по 4 и затем 6 игру серии. Эти фишки лидеров для него новый опыт.
Кстати, 5 том и 6 том вышли почти одновременно в 2016 году. И обе игры получили лидеров. В "Небесах" лидеры - это отряд телохранителей вождя, участвующий в бою наравне с другими. В "Свобода или смерть" предположу, что нет. Поправьте меня, если ошибаюсь.
Также дополню свой ответ цитатой от Волко: "Но там, где географически в Галлии находился Цезарь, Амбиориг или Верцингеториг, и какие силы были непосредственно вокруг них, имело большое значение. Таким образом, мы добавили именных Лидеров в состав сил и привязали специальные действия системы COIN к их фишкам. Гарольд Бьюкенен и Майк Бертучелли в томе V «Свобода или смерть», действие которого происходит во время американской революции 18-го века, самостоятельно разработали более чётко сформулированную механику лидерства, чем в предыдущих постиндустриальных томах COIN, и я подозреваю, что по тем же причинам.
(But where geographically the person of Ceaser or Ambiorix or Vercingetorix was in Gaul, and what forces were immediately around them, mattered a great deal. So we have added named Leaders into the force mix, and have tied the COIN system's Special Activities to the proximity of this leader pieces. Harold Buchanan and Mike Bertucelli in Volume V Liberty or Death, set in the 18th-Century American Revolution, separately developed more articulated leader mechanics than present in the previous post-industrial COIN volumes, I suspect for the same reasons).
"
Ну как бы лидеров, ввели еще в пятом томе серии Liberty or Death, а Небеса это 6 тои.
Здорово, что в архангельске достаточно игроков в Coin, а отчёт интересный!
Как видите, всех сразу собрать всё равно не получилось. )))
Интересная игра, жаль, что весьма и весьма нишевая.
Спасибо за отчёт!
В серии COIN разные ниши есть. Правда, в основном 20-21 века.