Оценка пользователей
8.6138
Оценить:
-

Запретный остров: игровой процесс на примере сыгранной партии

время: 27 марта 2017 место: дома

Дневник состоит из двух частей:

 

Часть 1: Мнение об игре


Часть2: Игровой процесс на примере сыгранной партии


Часть 1: Мнение об игре


Моё впечатление об игре может отличаться от впечатлений опытных настольщиков, потому что в основном играю с дочкой. Год назад мы начали переходить от детских игр к семейным ( “Castle Panic”, “Machi Coro”, “Love letter”,“Zooloretto”, “Takenoko” и “Port Royal”).

 

«Запретный остров»  понравился тем, что в него интересно играть одному. Также интересно, как интересно играть в одиночную игру “Friday”, занимающую первое место в рейтинге одиночных игр BGG. Судя по комментариям на «Тесере», большинство считает эту игру простой.   Но мне потребовалось 8-10 партий, чтобы хорошо вникнуть в игру. “Friday” считается более сложной игрой, но я понял, как в неё играть раньше, чем в «Остров».

 

Правда, одной из причин моих сложностей было то, что я сделал три ошибки в правилах. Первая связана с тем, что я не прочитал надпись на карте «взлет вертолета» и считал, что она нужна только в конце игры. А в середине игры эти три карточки – это балласт, от которого надо избавляться. Вторая ошибка, что в мозгах исчезнувшие из игры карты острова посчитались затопленными. Поэтому аквалангист плавал только через исчезнувшие куски. Третья ошибка самая грубая – я не убирал карты затопления острова из игры вместе с исчезнувшими кусками острова. В результате этих трех ошибок игра стала сложнее, чем должна и я с трудом выигрывал на уровне «новичок». Когда я почитал комментарии и разобрался в своих ошибках, я стал выигрывать больше половины партий с уровня «элита».

 

Если вы хотите купить эту игру, чтобы играть с ребенком или чтобы он играл один, как это сделал я, то, наверное, раньше 7 лет не стоит. На сайте BGG 36% игравших считает, что можно от 6 лет. Можно, если ребенок играет вместе с взрослыми. Правила до моей дочки дошли быстро и применяет в игре она их не хуже меня. Передвижение и осушение острова она делает, но обмен картами дается трудно. «Запретный остров»  наиболее логическая игра из перечисленных выше семейных игр. Тут есть место для случайности, однако игра представляет собой последовательность взаимосвязанных и запланированных заранее ходов. Этим она похожа на шахматы и полезна для развития логического мышления у ребенка.

 

Если вы хотите купить эту игру, чтобы играть вместе семьей или с друзьями, то главное, чтобы не было знатока-умника, который захочет командовать остальными. Дело в том, что взаимодействие игроков слишком сильное, почти не оставляющие им личной свободы в игре. Поэтому я и считаю, что лучше играть одному.

 

Недостаток:

Случайность победы или поражения, которая зависит от того будет ли вытянута в конце игры какая-нибудь карта или нет. Например,в конце игры ты уже знаешь, что до победы осталось 3 хода. А в колоде 12 карт и из них одна карта наводнения. Если вытянешь среди 6 эту – то проиграешь, не вытянешь – победа. Или вытянется ли сейчас карта затопления, которая приведет к поражению в игре. Вероятность, что она придет примерно 1/4. А вот она пришла. Неприятно.

 

Часть 2: Игровой процесс на примере сыгранной партии

 

Основа игрового процесса заключается в том, что две основные задачи игры – передача карт артефактов и осушение острова  противоположны по расположению команды. Перед передачей карты персонажи должны находиться на одной клетке острова или близко друг к другу. В то время как  для эффективного осушения нужно рассредоточиться. Задача игроков найти этот баланс.

 

Мой план игры с четырьмя персонажами следующий:

 

После выкладывания участков острова я определяю основной путь, связывающий вертолетную площадку и четыре места нахождения артефактов. Обычно он состоит из 7-8 участков.  Эту часть острова я стараюсь хранить от затопления.

 

Первый важный момент в игре – когда на руках у команды появляется четвертая карта какого-то артефакта. Игрок, получивший эту четвертую  карту к своему следующему ходу может собрать все четыре карты. Обычно я стараюсь, чтобы так и произошло. Остальные игроки в свои ближайшие ходы должны передать ему недостающие карты.  Более точный план учитывает не кто первый может собрать 4 одинаковые карты, а кто раньше сможет взять артефакт.  Эффективный план по одновременному сбору карт трех артефактов обычно невозможен.

 

Второй важный момент в игре – когда заканчивается колода артефактов (конец 10-го хода). До этого момента нужно заполнить колоду сброса как минимум на 12 карт, чтобы обеспечить себе еще 6-8 ходов.  Для хороших шансов на победу на уровне элита, к концу 10-го хода должно быть взято два артефакта. Если это случилось, то свои шансы на победу оцениваю как 70%.  Если взят один артефакт – то не больше 40%.

Обычно я играю без самого сильного и самого слабого персонажей – пилота и курьера. Первый ход товарищи топают к месту сбора, где-нибудь возле вертолетной площадки – на соседний участок острова или через один от площадки. По дороге сушат остров. На второй  ход появляется комплект карт и начинается передача. Идеальный вариант, когда навигатор стоит возле вертолетной площадки и направляет других у меня редко проходит.

 

Каждый ход ниже показанной партии  состоит из двух картинок. Первая – ход персонажа. Вторая – получение карт артефактов и затопление острова. Черными стрелками показаны действия перемещения, желтыми – осушения, а белыми – перелет на вертолете. Порядок действий обозначен цифрами 1,2,3. Если между ними применяется эффект специальных карт «вертолет» и «мешок с песком» то их цифровые обозначения идут с двумя цифрами, например 2.1, 2.2 и т.д. Эффект от осушения отражается на второй картинке хода. Но, если осушенный участок сразу затапливается, то он останется без изменений.

 

Мои сокращения названий артефактов и соответствующих им карт: «Камень Земли» – «Камень», «Кристалл Огня» – «Огонь», «Статуя Ветра» – «Лев», «Чаша Океана» – Кубок.

 

 

 


Белым контуром обозначен основной путь - это самая важная часть острова.

 


Ход  1.1 Исходя  из начального положения команды, точкой сбора будет «Багряный лес». Исследователь перемещается на «Багряный лес» [действие 1]. Затем сушит «Затерянную лагуну» [2] и «Медные ворота» [3]. 

 


Ход  1.2 Участки затопления удобно расположены возле членов команды.

 

Ход  2.1 Я решил перевезти на вертолете Инженера ради осушения четырёх участков.  Вторым вариантом был перевоз навигатора. Инженер летит по карточке Аквалангиста на «Обсерваторию», сушит два участка за одно действие, перемещается на «Коралловый дворец» и сушит ещё два участка.

 

Ход  2.2 Вытянута карта «Вода прибывает». Ничего ценного кроме «Пещеры лавы» не затонет. Вероятность этого 1/3 и я приберегу мешок с песком. Пока затопление проходит очень удачно,  «Пещера» не затонула и Аквалангист её сейчас осушит.

 

 

Ход  3.1 Ход аквалангиста был очень полезным. Партия складывается отлично.

 

Ход  3.2 На самом деле аквалангисту пришло две карты «Огонь», но это уже был перебор везения. Так что я засунул одну обратно, перемешал и вытащил карту «Кубок».

 

Ход  4.1 Навигатор ползет к точке сбора. На самом деле я не очень представляю, куда бы я потратил его направляющий эффект, будь у меня такая возможность.  Собирать команду на один участок пока рано, а положение у них хорошее.

 

Ход  4.2 А вот после 4-го хода у команды уже обычно бывает 4 карты одного артефакта.

 

 

Ход  5.1 Исследователь великолепен. Иногда я думаю, что он даже лучше Пилота.

 

 

Ход  5.2 Четвертая карта «Кубок». Исследователь будет собирать эти четыре карты.  Поэтому «Львы» ему ни к чему. Карта «Лев» в сброс.

 

 

Ход  6.1 Наверное, уже пора товарищу Инженеру топать к месту сбора.

 

 

Ход  6.2 Четвертая карта «Камень»  у команды. Потом решу, кто из троих будет собирать этот набор.

 

Ход  7.1 Аквалангист передал карту «Кубок» Исследователю. 

 

Ход  7.2 Вторая карта «Наводнение». Не страшно. Пока остров в порядке.

 

Ход  8.1 Навигатор передает четвертую карту «Кубок» Исследователю. Это шестая карта. Придется сбросить карту «Вертолет». Смотрю и не понимаю, почему я так ступил. Не направил исследователя на вертолете на «Коралловый дворец»?  Вообще, фотографирование игры отвлекало от мыслительного процесса.  Может я решил, что надо сначала сбросить вертолет, чтобы освободить место для четвертой карты «Кубок»? Очень может быть. Вместо Навигатора полетел Аквалангист. По-видимому, с целью осушения острова внизу. Да, неудачный ход, надо было думать лучше, про использование карты «Вертолет».

 

Сейчас придумал, как надо было сыграть этот ход. Навигатору надо было лететь на «Багровый лес» и отдать карту «Кубок» Исследователю и две карты «Камень» Инженеру.  Тогда Исследователь и Инженер в свои ходы получат артефакты. И 10-ый ход я бы закончил с двумя артефактами.  И заполнил бы колоду сброса 16-ю картами. Это была бы почти победа.

 

 

Ход  8.2 К Навигатору пришла третья карта «Камень». Ему собирать и 4-ю.  А ещё 4-ая карта «Огонь». С «Огнем» пока непонятно. Среди оставшихся 4-х карта в колоде артефактов есть ещё одна карта «Огня». Важно, кто же её получит.

 

 

Ход  9.1 Исследователь передает 4-ую карту «Камень» Навигатору и получает артефакт «Кубок».

 

 

Ход  9.2 Наводнение. Надо защищать «Храм Луны», который будет вытянут с вероятностью  который будет вытянут с вероятностью  ¾.  Поэтому использую мешок Инженера. Действительно, «Храм Луны» вытянут. Эта карта была высушена и сразу затоплена, так что на следующей картинке 10.1 будет без изменений.

 

 

Ход 10.1 Инженеру надо работать. Так что аквалангист будет собирать карты «Огня».  Я раздумывал над тем, чтобы добавить в колоду сброса артефактов карты «Вертолет» и «Мешок с песком», но не придумал ничего стоящего и решил их оставить.

 

 

Ход 10.2 Работы по осушению основного маршрута прибавилось. Хорошо, что карты «Наводнение» все вышли. Первый круг карт артефактов закончен. 13 карт в новой колоде гарантируют 7 ходов. А в третий круг вытянута карта «Наводнение» приведет к поражению. Так что больше 9 ходов почти точно не будет. С другой стороны сохранить нужные остатки острова от затопления к 9-му ходу и так непростая задача. 

 

 

Ход 11.1 Аквалангист идет к Навигатору за четвертой картой «Огонь» и по дороге сушит две части острова.

 

 

Ход 11.2 С получением «Льва» и «Мешка с песком» неудачка. «Льва» сбрасывать нельзя. Нужно искать применение мешку с песком.

 

Ход 12.1 Хорошо, что не сбросил «Вертолет». Навигатор передает четвертую карту «Огонь» Аквалангисту. Тот использует «Мешок с песком» для осушения «Вертолетной площадки». Далее Навигатор сушит «Багряный лес», летит и получает артефакт «Камень».

 

 

Ход 12.2 Две подряд карты наводнения. С одной стороны затопление становится более предсказуемым. С другой стороны на одну больше карт затопления будет вытягиваться. Думаю, вот если бы «Лев» пришел хорошо это или плохо. Народ разошелся, разыскивая артефакты. Остров разваливается – сразу три куска исчезло. Да, в основном я занимался передачей карт, пожертвовав островом. Надо сушить и надо собрать у кого-то «Львов».  И еще Аквалангист пойдет за артефактом «Огонь».  Засомневался я в успешности этой партии.

 

 

Ход 13.1 Исследователь опять великолепен. В этой партии он самый полезный товарищ. Навигатор и Аквалангист вообще ни разу не использовали свои свойства. Хотя я уверен, что у Аквалангиста ещё будет много места, чтобы поплавать.

 

Ход 13.2 Четвертый «Лев» пришел поздновато. За первый круг колоды артефактов я сбросил трех «Львов», а два осталось на руках. Вообще то, это нормально. Зря жаловался. Аквалангист вряд ли будет собирать «Львов». Он ещё с «Огнем» не разобрался. Или Исследователь, или Инженер. 

 

Ход 14.1 Я решил посушить Инженером два куска острова, а не передавать Исследователю две карты «Лев».  Теперь я думаю, что это моя вторая важная ошибка.  Я испугался, что остров быстро стал разваливаться.  Хотя разница между получением карт «Огонь» Исследователем и Инженером всего в один ход. Но один ход это и не мало. Разница в пять карт затопления, а Инженер просушил две части. Да, это была вторая ошибка. Исследователю и назад легче выбраться по диагоналям.

 

 

Ход 14.2 Последняя карта затопления. Последняя из текущей колоды и последняя из возможных. Инженер сохранил две части острова.  В общем, я понимаю, почему  в предыдущий ход я сушил эти два участка. Эти участки можно дольше сохранять – они близко. А дальние я уже не смогу удержать. Только соседние с «Багряным лесом».  Осталось всего 11 карт остова. Это мало. Вряд ли я продержусь ещё 4-5 ходов. Один раз у меня было такое поражение. В колоде затопления предпоследней картой была вытянута Вертолетная площадка. И надо вытащить ещё четыре карты. Беру последнюю, перемешиваю и одной из трех карт снова стала Вертолетная площадка. Всё – затонула. Поражение. Чем меньше остается карт острова – тем вероятнее такое двойное затопление.

 

Ход 15.1 Аквалангист отдаёт «Льва» Инженеру и получает третий артефакт. 

 

Ход 15.2 Прощай остров. Не верится в победу. Ход Инженера или будет победным или последним. Хотя можно и раньше задуться. Третьего вертолета в текущей колоде нет. Уже использовал. Если утонет Обсерватория, то мне будет нужно три «Вертолета». Так что у меня три критические карты затоплены: «Обсерватория», «Вертолетная площадка» и «Унылый лес».

 

Ход 16.1 Навигатор сушит «Вертолетную площадку», мешком высушили «Унылый лес». Сейчас вытянутся три левые карты. Потом из 11 ещё две. Если среди них будет «Обсерватория» – то это поражение. 

 

Ход 16.2 Не она.

 

 

Ход 17.1 Навигатор сушит «Обсерваторию» и передает четвертого «Льва» Инженеру. Для победы следующим ходом или через ход нужно чтобы сейчас затонул  «Багряный лес» . Т.е. нужно эта  карта не была последней в колоде затоплений.  Вероятность победы 5/6. 

 

 

 

Ход 17.2 Ура! «Багряный лес» затонул. А заодно и «Пещера лавы». Победа следующим ходом. 

 

 

Ход 18.1 Инженер забирает последний артефакт и возвращается к Исследователю и Навигатору. Сначала они летят на вертолетную площадку, а оттуда с острова.

 

Те, кто не играл в «Запретный остров» могли заметить, как нарастает напряжение к концу игры. Это большой плюс. А минус – это то, что одна вытянутая или не вытянутая в конце карта определяет победой или поражением закончится игра. Неприятно, когда поражение случается при небольшой вероятности такого исхода. 

С другой стороны объективная оценка такой вероятности позволяет оценить, насколько удачно сложилась вся игра и не концентрироваться на результате.

Gelo написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Если вы ко всем делам так подходите, то я бы рекомендовал вас девушкам)))) (при отсутствии жены).
Если по делу - статья замечательно оформлена.
Было приятно прочесть. Спасибо.

DIWolf написал 7 лет назад: #

Жена и дочь есть. Дочь такая присоска, что на девушек, даже теоретически, жизненных ресурсов не хватит.
Спасибо за отзыв. Хотелось представить людям реальное впечатление об игре, самому поковырятся в фотошопе и лучше осмыслить игру.

ThunderWolf написал 7 лет назад: # скрыть ответы

странно...
третья ошибка по идее должна была быупростить игру, т.к. часть затоплений срабатывала бы вхолостую - тайла-то уже нет

DIWolf написал 7 лет назад: #

Третья ошибка упростила, но не смогла полностью компенсировать неиспользование карты "Взлет вертолета" во время игры.

Break написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Вот заморочился-то! Уважуха тебе!

DIWolf написал 7 лет назад: #

Спасибо. Сам не ожидал, что столько времени на это уйдет.

Gleb777 написал 7 лет назад: # скрыть ответы

То чувство, когда понимаешь, что до этого всё время играл неправильно. Я никогда не убирал карты затопления острова из игры вместе с исчезнувшими тайлами этих участков. И то-то думаю, что как-то легко в "Остров" играть:) Так что большое спасибо за статью, просветили меня!

DIWolf написал 7 лет назад: #

Рад, что мои труды не напрасны. Я думал, почему сам совершил столько ошибок в правилах. Наверное одна из причин, что читал правила с компьютера.

catch_22 написал 7 лет назад: # скрыть ответы

Спасибо, хороший дневник. Только вот по двум позициям несогласен.
Во-первых, неубранные из колоды затопления карты выбывших участков победу как раз-таки облегчают. Объяснение простое: из требуемых N вскрываемых карт затопления M карт (N>=M>=0) требуют затопить уже отсутствующие участки. Поэтому эффективность затопления в целом только уменьшается, и с затоплением бороться легче. Сами поначалу так косячили, выигрывали всегда.
Во-вторых, ограничивать минимальный возраст в 7 лет стоит лишь в том случае, если вы хотите играть без обсуждений и подсказок, когда ребенок сам продумывает ход "от и до". Начал играть с сыном, когда ему было 4. Естественно, в режиме DM, много приходилось подсказывать, но эмоций от процесса он получал не меньше, а названия карт он до сих пор по одним картинкам вспоминает. Основное требование - уверенный счет до четырех и взрослый, не требующий невозможного. Дети - по натуре америтрешеры)

DIWolf написал 7 лет назад: #

Согласен, что неубранные карты затопления облегчают прохождение. А вот неиспользование карт "Взлет вертолета" со время игры сильно её усложняет. Суммарный эффект - игра становится сложнее.
Про детей да - имел в виду возможность того, что после обучения они смогут и сами в одиночку сыграть. Этот вариант, думаю, возможен с 7 лет.